СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 10 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для 10 класса (базовый уровень) составлена с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень; 10—11-й классы) и на основе авторской программы: Генденштейн Л. Э. Физика. 7-11 кл./ Л. Э. Генденштейн, В.И. Зинковский М.: Мнемозина,  2014 г. Расчитана на 70 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 10 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Рассмотрена

на заседании МО

естественно-математического цикла

Протокол № ___ от

«____»________2015 г.

Согласована

с заместителем директора по учебно-воспитательной работе____________

В.В Алисова.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол № ___ от

«____»________2015 г

Утверждаю:

Директор школы

_______________

Л.П. Черных

Приказ № ___ от

«___»_____________2015 г













Рабочая программа

по физике

10 класс

на 2015 - 2016 учебный год








Учитель Зиборов Игорь Сергеевич



















с. Каменка 2015 год


Содержание рабочей программы



  1. Пояснительная записка___________________________________________________3

  2. Календарно-тематическое распределение количества часов_____________________5

  3. Содержание тем учебного курса____________________________________________8

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся______________________________10

  5. Критерии оценивания знаний обучающихся_________________________________11

  6. Учебно-методическое обеспечение_________________________________________12














































Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающихся 10 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень; 10—11-й классы) и на основе авторской программы: Генденштейн Л. Э. Физика. 7-11 кл./ Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский, М.: Мнемозина, 2014

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач, формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики 10 класса в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, термодинамика, электростатика. Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.


Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научно­го познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обоб­щать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения фи­зических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспе­риментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости ра­зумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повсе­дневной жизни, для обеспечения безопасности.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:

  • формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, коллективная работа, групповая работа.

  • методы работы: рассказ, объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий, дифференцированные задания, самостоятельная работа, взаимопроверка, решение проблемно-поисковых задач.

Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный контроль (фронтальный опрос, индивидуальный опрос, устная проверка знаний); письменный контроль (контрольные работы, самостоятельные работы, тесты).

Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме.

Согласно учебному плану школы для изучения курса физики в 10 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.







Календарно-тематическое распределение количества часов



п/п

(урок)

Тема раздела, урока

Дата проведения урока

Примечание

по плану

фактически

Раздел I Механика (35 часов).

Тема 1.1 Кинематика (15 часов).

1

Система отсчёта, траектория, путь и перемещение.




2

Прямолинейное равномерное движение.




3

Сложение скоростей.




4

Переход в другую систему отсчёта.




5

Мгновенная и средняя скорость.




6

Прямолинейное равноускоренное

движение.




7

Нахождение пути по графику зависимости скорости от времени.




8

Путь и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Соотношение между путём и скоростью.




9

Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении».




10

Свободное падение тела.




11

Движение тела, брошенного вертикально вверх




12

Основные характеристики равномерного движения по окружности.




13

Ускорение и скорость при равномерном движении по окружности.




14

Обобщающий урок по теме «Кинематика».




15

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика».




Тема 1.2 Динамика (10 часов).

16

Три закона Ньютона.




17

Всемирное тяготение.




18

Сила тяжести.




19

Сила упругости.




20

Лабораторная работа №2 «Определение жёсткости пружины».




21

Вес и невесомость.




22

Силы трения.




23

Лабораторная работа №3 «Определение коэффициента трения скольжения».




24

Обобщающий урок по теме «Динамика»




25

Контрольная работа№2 по теме «Динамика».




Тема 1.3 Законы сохранения в механике (9 часов).

26

Импульс. Закон сохранения импульса.





27

Условия применения закона сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса.




28

Механическая работа.




29

Мощность.




30

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.




31

Закон сохранения энергии в механике.




32

Лабораторная работа № 4 «Изучение закона сохранения механической энергии».




33

Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике».




34

Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения в механике».




Тема 1.4 Статика и гидростатика (1 час).

35

Условия равновесия тела.




Раздел II Молекулярная физика, тепловые явления (15 часов).

Тема 2.1 Молекулярная физика и тепловые явления (15 часов).

36

Строение вещества. Изобарный и изохорный процессы.




37

Изотермический процесс. Уравнение Клапейрона.




38

Лабораторная работа №5 «Опытная проверка закона Бойля - Мариотта».




39

Количество вещества.




40

Уравнение состояния идеального газа.




41

Лабораторная работа №6 «Проверка уравнения состояния идеального газа».




42

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Связь между температурой и средней кинетической энергией молекул. Скорость молекул.




43

Внутренняя энергия газа.




44

Первый закон термодинамики.




45

Принцип действия и основные элементы теплового двигателя. Второй закон термодинамики.




46

Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение.




47

Влажность воздуха.




48

Лабораторная работа №7 «Измерение относительной влажности воздуха».




49

Обобщающий урок по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления».




50

Контрольная работа №4 по теме «Молекулярная физика, тепловые явления».




Раздел III Электростатика. Постоянный ток (15 часов).

Тема 3.1 Электростатика (7 часов).

51

Электрические взаимодействия.




52

Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.




53

Напряжённость электрического поля.




54

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.




55

Работа электрического поля. Разность потенциалов.




56

Электроёмкость. Энергия электрического поля.




57

Обобщающий урок по теме « Электростатика».




Тема 3.2 Постоянный ток (8 часов).

58

Закон Ома для участка цепи.




59

Последовательное и параллельное соединения проводников.




60

Работа и мощность тока.




61

Закон Ома для полной цепи.




62

Лабораторная работа №8 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».




63

Электрический ток в различных средах.




64

Обобщающий урок по теме « Постоянный электрический ток».




65

Контрольная работа №5 по теме «Постоянный электрический ток».




Обобщающее повторение (5 часов).

66

Решение задач по теме «Механика».




67

Решение задач по теме «Молекулярная физика, тепловые явления».




68

Решение задач по теме «Электростатика. Постоянный ток».




69

Контрольная работа №6 Итоговая контрольная работа




70

Подведение итогов учебного года.

























Содержание тем учебного курса

Раздел I «Механика» (35 часов)


Тема 1.1 «Кинематика» (15 часов)

Система отсчёта. Материальная точка. Траектория, путь, перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Относительность движения, сложение скоростей. Мгновенная и средняя скорость.

Прямолинейное равноускоренное движение. Нахождение пути по графику зависимости скорости от времени. Путь и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении, соотношение между путём и скоростью.

Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

Основные характеристики равномерного движения по окружности, ускорение и скорость при равномерном движении по окружности, угловая скорость.

Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении».


Тема 1.2 «Динамика» (10 часов)

Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Силы тяжести, упругости, трения. Вес и невесомость. Тело на наклонной плоскости. Динамика равномерного движения по окружности.

Лабораторная работа №2 «Определение жесткости пружины».

Лабораторная работа №3 «Определение коэффициента трения скольжения».


Тема 1.3 «Законы сохранения в механике» (9 часов)

Импульс, закон сохранения импульса. Реактивное движение, освоение космоса. Механическая работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

Лабораторная работа №4 «Изучение закона сохранения механической энергии».


Тема 1.4 «Статика и гидростатика» (1 час)

Условия равновесия тела. Виды равновесия. Момент силы. Правило моментов.


Раздел II «Молекулярная физика и тепловые явления» (15 часов)


Тема 2.1 «Молекулярная физика и тепловые явления» (15 часов)

Строение вещества.

Идеальный газ. Абсолютная температура. Изобарный, изохорный и изотермический процессы. Уравнение Клапейрона.

Количество вещества. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева–Клапейрона).

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Связь между абсолютной температурой и средней кинетической энергией молекул. Скорость молекул.

Внутренняя энергия газа и способы её изменения. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к газовым процессам. Адиабатный процесс.

Принцип действия и КПД теплового двигателя. Второй закон термодинамики.

Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха.

Количество теплоты.

Лабораторная работа №5 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта».

Лабораторная работа №6 «Проверка уравнения состояния идеального газа».

Лабораторная работа №7 «Измерение относительной влажности воздуха».





Раздел III «Электростатика. Постоянный ток» (15 часов)


Тема 3.1 «Электростатика» (7 часов)

Электрические взаимодействия. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Работа электрического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля.

Электроёмкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.


Тема 3.2 «Постоянный ток» (8 часов)

Закон Ома для участка цепи.

Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока.

Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в различных средах.

Лабораторная работа №8 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».


Обобщающее повторение (5 часов)






































Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения данного предмета в десятом классе учащийся должен

Знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, Электрическое поле, волна;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, постоянного тока;

  • вклад в науку российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.



















Критерии оценивания знаний обучающихся

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если работа выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной части таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Генденштейн Л.Э., Кошкина А.В Физика. 10 класс: рабочие программы с методическими рекомендациями – М.: Мнемозина, 2014

  2. Генденштейн Л.Э. Физика. 10 класс. В 3 ч. Ч. 1;2 Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни) / Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. – М.: Мнемозина, 2014

  3. Генденштейн Л.Э. Физика. 10 класс. В 3 ч. Ч. 3 Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни) / Генденштейн Л.Э., Кошкина А.В., Левиев Г.И.; под редакцией Генденштейна Л.Э – М.: Мнемозина, 2014

  4. Генденштейн Л.Э., Орлов В.А. Физика. 10 класс. Тетрадь для лабораторных работ (базовый и углубленный уровни): учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций - М.: Мнемозина, 2014

  5. Генденштейн Л.Э., Орлов В.А. Физика. 10 класс. Самостоятельные работы (базовый и углубленный уровни): учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций - М.: Мнемозина, 2014




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!