СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Физика» 8 класс, базовый уровень.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г,  учебного плана школы.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Физика» 8 класс, базовый уровень.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области




Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель

________/Сикачёва И.В./

Протокол № _____

от «___»_________20____г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

«___»_______20___г.

_____/Хализева И.Н./



Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № _____

от «____»______20____г.

Утверждено и введено в действие

Приказ № ______

от «___»__________20___г.

Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

___________/Жарких М.В./






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Физика»

8 класс, базовый уровень.

Учитель первой квалификационной категории Сикачёва И. В.



Примерная программа. Сборник нормативных документов.

/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М: Дрофа,2004.- 443,[5]c.

ISBN 5-7107-8665-9

УДК 372.8

ББК 74.202


Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.

7-11 кл. /сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа,

2010.- 334, [2] с.

ISBN 978-5-358-07507-8

УДК 372.853

ББК 74.262.22

П 78



П. Колонтаевка 2016 год

Содержание

Пояснительная записка___________________________________________3

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ _______________4

Содержание учебной программы________________________________5-6


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ____________________7-14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________________15



Пояснительная записка


Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г, учебного плана школы.

При реализации рабочей программы используется МК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 13 лабораторных работ, 7 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Психрометр», «Носители электрического заряда в полупроводниках, электролитах и газах», «Полупроводниковые приборы», «Холодильник», «Динамик и микрофон». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включены четыре новые. Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: … влажности воздуха…» в курс включена лабораторная работа: «Измерение относительной влажности воздуха». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: …температуры остывающего тела от времени, … силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света» включены лабораторные работы: «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды», «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления», «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света», «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:

ЛР – лабораторная работа,

ТБ – техника безопасности,

Упр. - упражнение

вопр.- вопрос

Л. – В.И. Лукашик «Сборник задач по физике»: Учебное пособие для учащихся 7-8

кл. средней школы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.














СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

(68 часов)


Физические методы изучения природы (3 часа)

Тепловые явления (13 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества. (11 часов)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа. Измерение относительной влажности воздуха.

Электрические явления. (26 часов)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления. (6 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления (6 часов).

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Итоговое повторение. (3 часа)



















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.




п/п

№ урока

Наименование раздела, темы, урока

Лабораторные работы (практические работы). Учебно-творческое задание.

Количество часов



Дата проведения

Домашнее

задание

План.

Факт.

Физические методы изучения природы. (3 часа)

1

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Повторение.


1




2

2

Материальность и познаваемость мира. Физические величины и их измерение.


1



Задание в тетради.

3

3

Приближённый характер физических теорий.


1



Задание в тетради.

Тепловые явления. (13 часов)

4

1

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия .


1



§1, ответить на вопросы к §1

5

2

Способы изменения внутренней энергии.


1



§2, §3, вопросы к §3.

6

3

Виды теплопередачи.


1



§4- §6.

7

4

Примеры теплопередачи в природе и технике.





§1, стр.178 составить кроссворд из 8-10 слов по материалу §1-6.

8

5

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.


1



§7

9

6

Удельная теплоемкость вещества.

Проверочная работа по теме «Виды теплопередачи»

1



§8,упр.4(1)

10

7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении.


1



§9.

11

8

Решение задач по теме «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении.


1



Упр.4(2,3).

12

9

Инструктаж по ТБ. ЛР №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

ЛР №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1



ЛР№1 с.169

13

10

Инструктаж по ТБ. ЛР №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

ЛР №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1



ЛР№2 с.169

14

11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Самостоятельная работа по теме «Количество теплоты»

1



§10, упр.5(2,3).

15

12

Обобщающий урок по теме «Количество теплоты».


1



Составить и решить две задачи по материалу §1- §11.

16

13

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»


1




Изменение агрегатных состояний. (11 часов)

17

1

Агрегатные состояния вещества.


1



§12

18

2

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания .


1



§13- §14, упр.7(3-5)

19

3

Удельная теплота плавления.


1



§15, упр.8(1-3)

20

4

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и поглощение ее при конденсации.


1



§16, §17, упр.9(1-3).

21

5

Кипение.

Тест по теме «Плавление и отвердевание»

1



§18, составить 5 тестовых вопросов по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

22

6

Влажность воздуха и ее измерение. Инструктаж по ТБ. ЛР №3 «Измерение относительной влажности воздуха».

ЛР №3 «Измерение относительной влажности воздуха».

1



§19

23

7

Удельная теплота парообразования и конденсации.


1



§20.

24.

8

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.


1



§21, §22

25

9

Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Тест по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

1



§23, §24, вопросы 3,4 на стр.57.

26

10

Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».


1



Л. №1116, №1121.

27

11

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».


1




Электрические явления. (26 часов)

28

1

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.


1



§25, §26.

29

2

Электроскоп. Проводники, полупроводники и непроводники электричества. Электрическое поле.


1



§27, §28.

30

3

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.


1



§29, §30, упр.11.

31

4

Объяснение электрических явлений.

Проверочная работа по теме «Электризация тел».

1



§31, упр.12.

32

5

Электрический ток. Источники электрического тока.


1



§32,задание6.

33

6

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики.

Электрическая цепь и ее составные части.

Проверочная работа по теме «Электрический ток».

1



§33, упр.13(1).

34

7

Электрический ток в металлах, полупроводниках, газах и электролитах. Действия электрического тока.


1



§34-§35

35

8

Направление электрического тока. Сила тока.


1



§36, вопр.1-3,

§37.

Упр.14(2-3).

36

9

Амперметр. Измерение силы тока. Инструктаж по ТБ. ЛР №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

ЛР №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

1



§38, вопр.1-3.

Упр.15(3).

37

10

Электрическое напряжение.


1



§39, упр.16(1).

38

11

Измерение напряжения. Инструктаж по ТБ. ЛР №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

ЛР №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1



§40-§41

39

12

Зависимость силы тока от напряжения.


1



§42,упр.17(1).

40

13

Электрическое сопротивление.

Проверочная работа по теме «Сила тока и напряжение».

1



§43, упр.18(1,2)

41

14

Закон Ома для участка цепи.


1



§44, упр.19(2,4).

42

15

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.


1



§45, §46, упр.20(1,2б).

43

16

Реостаты. Инструктаж по ТБ. ЛР №6 «Регулирование силы тока реостатом».

ЛР №6 «Регулирование силы тока реостатом».

1



§47, упр.21(1-3), упр.20(3).

44

17

Инструктаж по ТБ. ЛР №7 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления проводника».

ЛР №7 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления проводника».

1



§47,Л. №1323.

45

18

Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления».


1




46

19

Полупроводниковые приборы. Последовательное соединение проводников.


1



§48, упр.22(1), Л. №1346.

47

20

Параллельное соединение проводников.


1



§49, упр.23(2,3,5).

48

21

Работа электрического тока.


1



§50, упр.24(1,2).

49

22

Мощность электрического тока. Инструктаж по ТБ. ЛР №8 «Измерение работы и мощности тока в лампе».

ЛР №8 «Измерение работы и мощности тока в лампе».

1



§51, §52, упр.25(1,4).

50

23

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.


1



§53, упр.27(1,4).

51

24

Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание.

Тест по теме «Постоянный ток».

1



§54, Л. №1450, №1454.

52

25

Контрольная работа №4 по теме «Постоянный ток»


1




53

26

Решение задач по теме «Постоянный ток»


1



§55, Л.№1453, №1275 - №1277.

Электромагнитные явления. (6 часов)

54

1

Магнитное поле. Магнитные линии.


1



§56, §57, Л.№1458, №1459.

55

2

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты Инструктаж по ТБ. ЛР №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

ЛР №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1



§58, упр.28(1-3).

56

3

Магнитное поле Земли.


1



§59, §60, Л. №1476, №1477.

57

4

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Тест по теме «Магнитное поле»

1



§61, Л. 31473, №1481.

58

5

Инструктаж по Тб. ЛР №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока».

ЛР №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока».

1



§56-§61(повторить), Л. №1474, №1475.

59

6

Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления».


1




Световые явления. (6 часов)

60

1

Источники света. Распространение света.


1



§62, упр.29(1).

61

2

Отражение света. Законы отражения света. Инструктаж по ТБ. ЛР №11 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

ЛР №11 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

1



§63, §64, упр.30(1-3).

62


3

Преломление света.


1



§65,упр.32(3)

63

4

Линзы. Оптическая сила линзы Изображения, даваемые линзой.


1



§66, упр.33(1), вопрос6 на с.164.

64

5

Глаз и зрение. Оптические приборы. Инструктаж по ТБ. ЛР №13 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений».

ЛР №13 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений».

1



§6, §5, §7,стр.184-188.

65

6

Контрольная работа №6 по теме «Световые явления».


1




Итоговое повторение. (3 часа)

66

1

Повторение материала по теме «Тепловые явления. Электрические явления» .


1



§1-§24 (повторить).

67

2

Итоговая контрольная работа.


1



§25-§66 (повторить).

68

3

Анализ итоговой контрольной работы.


1






Всего


68 ч





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


Основная и дополнительная литература:

  1. Гутник Е. М. Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил.

  2. Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.

  3. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн. -метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

  4. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

  5. Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

  6. Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 8-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

  7. Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2008

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!