СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 8 класса.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для 8 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по физике под редакцией Гутник Е.М., Перышкина А.В. Программа имеет следующую структуру: пояснительная записка, в которой конкретизируются цели, задачи, стержневые идеи предмета, приоритетные формы, методы, технологии и средства обучения, особенности контроля за качеством освоения программы; основное содержание предмета; компетенции, формируемые учителем у обучающихся; требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса по предмету; задания для самостоятельной работы обучающихся; список литературы для учителя и учащихся; организация итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 8 класса.»

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

решением педагогического совета приказом МБОУ «СОШ № 41

протокол от «__»______________ им. В.В.Сизова" г.Курска

от « » ____________________

Директор школы

_________________ Т.П. Бринева

М.П.






Рабочая программа

по физике

для 8 класса


2015-2016 учебный год











Автор-составитель

Терехова Валерия Алексеевна,

учитель физики МБОУ «СОШ №41

им.В.В.Сизова» г.Курска













Пояснительная записка.


Ядро содержания школьного образования в современном, быстро меняющемся мире должно включать не только необходимый комплекс знаний и идей, но и универсальные способы познания и практической деятельности. Школа должна учить детей критически мыслить, оценивать накопленные человечеством культурные ценности. Физика, как наиболее развитая естественная наука, занимает особое место в общечеловеческой культуре, являясь основой современного научного миропонимания. Это определяет и значение физики как учебного предмета в системе школьного образования.

Методика преподавания физики в России и других странах развивается по пути вооружения учащихся методами научного познания в единстве с усвоением знаний и умений. Только при этом условии можно достичь активизации познавательной деятельности учащихся. Поэтому объектами изучения в курсе физики на доступном для учащихся уровне наряду с фундаментальными физическими понятиями и законами должны быть методы познания, построения моделей (гипотез) и их теоретического анализа. Выпускники школы должны понимать, в чем суть моделей физических объектов (процессов) и гипотез, как делаются теоретические выводы, как экспериментально проверять модели, гипотезы и теоретические выводы. Они должны понимать, что в основе научного познания лежит моделирование реальных объектов и процессов, что никакая модель не может быть тождественна изучаемому объекту или процессу, но вместе с тем отражает его важнейшие особенности. Без всего этого у выпускника школы не может формироваться научное мышление, он не сможет отличать научные знания от ненаучных, разбираться в вопросах познаваемости мира.

Решающим фактором обучения и интеллектуального развития ученика является приобретение им опыта познавательной деятельности. Поэтому учебный процесс целесообразно организовать так, чтобы изучаемые основы физики и методы науки были одновременно и объектом, и средством учебного познания.


Цели изучения физики


Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



Задачи:

  • раскрытие общекультурной значимости физики как науки и формирование на этой основе научного мировоззрения и мышления;

  • ознакомление учащихся с фундаментальными понятиями и законами физики как важнейшим компонентом общечеловеческой культуры;

  • создание ориентационной основы для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе.



Стержневые идеи физики

  • Индивидуальная (самостоятельная с элементами инициативы) учебная деятельность в рамках дисциплин, которые осваивались с начала школы.

  • Освоение новой системной предметности в учебной деятельности с элементами исследования при усилении коллективно-индивидуальной творческой самостоятельности.

  • Опробование освоенных способов действия в широких (межтемных и межпредметных) задачных контекстах.



Приоритетные формы, методы и средства обучения


  • Актуализация у учащихся прежних знаний, необходимых для понимания, осмысления и усвоения нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению), постановка учебной проблемы.

  • Активизация мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристическое решение задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке).

  • Использование на уроке различных видов творческой работы учащихся, активизация творческого воображения (аналогии, схематизации, гиперболизации).

  • Организация самостоятельной работы учащихся.

  • Чередование различных видов работы (теоретических, практических, исследовательских).

  • Рациональность использования классной доски, наглядных пособий, ТСО.

  • Создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий.

  • Реализация на уроке индивидуального и дифференцированного подходов.

  • Использование приемов развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

  • Опора на эмоциональную сферу при организации мыслительной деятельности.



Особенности контроля за качеством освоения программы

  • Устный опрос.

  • Фронтальный опрос.

  • Физические диктанты.

  • Контрольные работы.

  • Лабораторные работы.

  • Тесты.

  • Самостоятельные работы.

  • Зачеты.




Основное содержание предмета

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.




Физика и физические методы изучения природы

( 1ч )

Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерение физических величин. Международная система единиц. Цена деления шкалы. Точность и погрешность измерений.


Тепловые явления

( 27 ч )

Моделирование явлений и объектов природы. Температура. Измерение температуры. Тепловое равновесие. Агрегатные состояния вещества. Молекулы и атомы.

Тепловое движение. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от давления. Графики изменения температуры вещества при нагревании, охлаждении, кипении и плавлении.

Тепловые двигатели. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Реактивный двигатель. КПД тепловой машины.



Фронтальные лабораторные работы.

1. Измерение температуры воды.

2. Определение удельной теплоемкости вещества.

3. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.




Электромагнитные явления

( 36 ч )

Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Делимость электрического заряда. Электрон. Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Магнитное поле катушки с током. Электромагнит. Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Источники света. Луч. Закон прямолинейного распространения света. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.




Фронтальные лабораторные работы.

1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

3. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах.

4. Измерение работы и мощности электрического тока.

5. Определение полюса немаркированного магнита.

6. Получение изображений с помощью собирающей линзы.




Квантовые явления

( 1ч )

Планетарная модель атома.




Повторение

(3 ч )












Компетенции, формируемые у обучающихся 8 класса на уроках физики

1. Информационные:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

2. Учебно-познавательные:

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символьной формах, в виде таблицы.

3. Коммуникативные:

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей.

4. Личностное самосовершенствование:

  • формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.

5. Социально-трудовые:

  • формирование умений и навыков применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств;

  • решение практических задач повседневной жизни;

  • обеспечение безопасности своей жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

6. Общекультурные:

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества;

  • уважение к творцам науки и техники;

  • отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.



Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса по физике


Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: плавление тел, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов.



Задания для самостоятельной работы обучающихся


Тема «Тепловые явления»

1. Индивидуальные сообщения «Устройство и применение термоса», «Механизм образования ветров», «Значение влажности в жизни человека», «Солнечная энергия и ее использование».

Тема «Электромагнитные явления»

1. Исследовательские работы «Опытная проверка способов электризации тел», «Сравнение скорости движения электронов со скоростью света»

2. Индивидуальные сообщения «История изучения электрических явлений», «Типы зарядных устройств», «История изучения магнитного поля Земли», «Оптические приборы и их применение».

3. Презентации по теме «Применение аккумуляторов», «Применение конденсаторов», «Солнечные и лунные затмения».

4. Проект по теме «Расчет стоимости израсходованной электроэнергии».



Список литературы для учителя


1. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2015.


2. Марон А.Е. Физика: Дидактические материалы. 8 класс: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014.


3. Ханнанов Н.К. Физика. 8 класс. Тесты к учебнику А.В.Перышкина. – М.: Дрофа, 2014.


4. Кабардин О.Ф. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Дидакт. Материал / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1995.


5. Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6-7 классах. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1976.





Список литературы для обучающихся


1. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2015.


2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2002.


3. Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В.Перышкина.- М.:Издательство «Экзамен», 2015.




Организация проведения итоговой аттестации в 8 классе


  • Административная контрольная работа за 1 полугодие.

  • Итоговая контрольная работа по тексту администрации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!