СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 9 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по физике для 9 класса 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 9 класса»

Оглавление

  1. Пояснительная записка……………………………………………………2

  2. Содержание учебного курса…………………………………………..….4

  3. Календарно-тематическое планирование…………………………...…...5

  4. Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов………………...8

  5. Учебно-методический комплект……………………………………..…...9



Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 66 часов для обязательного изучения физики в 9 классе (2 учебных часа в неделю).

Количество учебных недель 33

Количество плановых контрольных работ 5

Количество плановых лабораторных работ 5

Учебная программа по физике составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы МБОУ СОШ с. Белянка: Физика. Астрономия. 7-11 классы./ Сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2010 год. Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.

Учебник: Физика. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. А. В. Перышкин, Е.М. Гутник. –. М. : Дрофа, 2012 г.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.





Содержание учебного курса (66 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел (21)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела без начальной скорости.

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. I закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты.

Л. Р «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Тема 2. Механические колебания и волны (12)

Свободные колебания. Колебательные системы. Характеристики колебательных движений.

Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания и волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звук. Характеристики звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука.

Л. Р «Исследование зависимости периода и частоты математического маятника от его длины».

Тема 3. Электромагнитное поле (15)

Магнитное поле его графическое изображение. Направление тока и линий его магнитного поля Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Конденсатор. Колебательный контур. Получение э/м колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Л. Р. «Изучение явления электромагнитной индукции».

Тема 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (17)

Радиоактивность. Модели атомов. Опыт Резерфорда. Радиоактивные превращения ядер. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона, нейтрона. Энергия связи ядра. Дефект масс. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Ядерный реактор. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Термоядерная реакция. Л. Р: «Изучение деления ядер урана по фотографии треков», «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Повторение (1)



Календарно-тематическое планирование

№ п/п


Наименование разделов и тем

Всего

часов


Дата проведения



по плану

фактич.

I. Законы взаимодействия и движения тел 21

1.1

Материальная точка. Система отсчета.

1

1.09-6.09


1.2

Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Решение задач.

1

1.09-6.09


1.3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

8.09-13.09


1.4

Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение.

1

8.09-13.09


1.5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости и проекции скорости. Перемещение тела.

1

15.09-20.09


1.6

Решение задач по теме: «Равномерное прямолинейное и равноускоренное движение»

1

15.09-20.09


1.7

Относительность движения.

1

22.09-27.09


1.8

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

1

22.09-27.09


1.9

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной

скорости»

1

29.09-4.10


1.10

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

1

29.09-4.10


1.11

Второй закон Ньютона

Третий закон Ньютона

1

6.10-9.10


1.12

Решение задач «Законы Ньютона»

1

6.10-9.10


1.13

Свободное падение тел.

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

14.10-18.10


1.14

Закон всемирного тяготения.

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

1

20.10-25.10


1.15

Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение тела по окружности.

Период и частота обращения. Скорость при движении тела по окружности.

1

20.10-25.10


1.16

Искусственные спутники Земли.

1

27.10-1.11


1.17

Импульс тела. Закон сохранения импульса

1

27.10-1.11


1.18

Решение задач. «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

1

3.11-8.11


1.19

Реактивное движение. Ракеты

1

10.11-15.11


1.20

Вывод закона сохранения механической энергии.

Решение задач

1

10.11-15.11


1.21

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

1

17.11-19.11


II. Механические колебания и волны. Звук (12 часов)

2.1

Механические колебания. Колебательные системы: математический маятник, пружинный маятник.

1

24.11-29.11


2.2

Величины, характеризующие колебательное движение. Период колебаний математического и пружинного маятника

1

24.11-29.11


2.3

Лабораторная работа №2 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

1

1.12-6.12


2.4

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

1

1.12-6.12


2.5

Резонанс

1

8.12-13.12


2.6

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

1

8.12-13.12


2.7

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

15.12-20.12


2.8

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука.

1

15.12-20.12


2.9

Распространение звука. Звуковые волны.. Скорость звука

1

22.12-27.12


2.10

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

1

22.12-27.12


2.11

Решение задач.

«Колебания и волны. Звук»

1

29.12-31.12


2.12

Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны. Звук»

1

12.01-17.01


III. Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны (15 ч.)

3.1

Магнитное поле и его графическое изображение.

1

12.01.17.01


3.2

Неоднородное и однородное магнитное поле

1

19.01-24.01


3.3

Направление тока и направление линий его магнитного поля

1

19.01-24.01


3.4

Обнаружение магнитного поля по его

действию на электрический ток. Правила левой руки.

1

26.10-31.01


3.5

Индукция магнитного поля .

1

26.01-31.01


3.6

Магнитный поток.

1

2.02-7.02


3.7

Явление электромагнитной индукции.

1

2.02-7.02


3.8

Лабораторная работа № 3.изучение явления электромагнитной индукции

1

9.02-14.02


3.9

Получение переменного электрического тока

1

9.02-14.02


3.10

Электромагнитное поле

1

16.02-21.02


3.11

Электромагнитные волны

1

16.02-21.02


3.12

Интерференция света

1

2.03-7.03


3.13

Электромагнитная природа света

1

2.03-7.03


3.14

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Электромагнитное поле»

1

9.03-14.03


3.15

Контрольная работа №4 по теме: «Электромагнитное поле»

1

16.03-21.03


IV. Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления (17 ч.)

4.1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

1

16.03-21.03


4.2

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

23.03-28.03


4.3

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

23.03-28.03


4.4

Состав и строение ядра. Массовое и зарядовое числа.

1

30.03-4.04


4.5

Экспериментальные методы исследования и регистрации частиц.

1

30.03-4.04


4.6

Открытие протона. Открытие нейтрона. Ядерные силы.

1

6.04-11.04


4.7

Энергия связи атомных ядер. Дефект масс.

1

6.04-11.04


4.8

Ядерные реакции. Деление ядер урана.

1

13.04-18.04


4.9

Лабораторная работа №4 « Изучение деления ядра атома урана по Фотографии треков»

1

20.04-25.04


4.10

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию

1

20.04-25.04


4.11

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1

27.04-30.04


4.12

Решение задач. «Энергия связи атомных ядер. Дефект масс. Закон радиоактивного распада.»

1

27.04-30.04


4.13

Термоядерная реакция.

1

4.05-9.05


4.14

Лабораторная работа №5 « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

11.05-16.05


4.15

Решение задач. «Строение атома и атомного ядра

1

11.05-16.05


4.16

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

18.05-23.05


4.17

Обобщающий урок по теме «Строение атома. Квантовые явления» Анализ к/работы

1

18.05-23.05


Повторение



1

25.05-30.05



Итого

66






Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов

В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения

  • смысл физических величин: ускорение, импульс

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, силы тока, напряжения, электрического сопротивления

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях

  • решать задачи на применение изученных физических законов

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; оценки безопасности радиационного фона.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.








Учебно-методический комплект

  1. Волкова В. А., Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Физика. 9 класс» 2013 г.

  2. Кабардин О.Ф., В.А.Орлов. «Физика. Тесты». 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2011.

  3. Кабардин О. Ф.. Физика. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 2011.А.В..

  4. Коровин В. А., В. А. Орлов. Программа для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия 7-11 кл. – М. : Дрофа, 2010.

  5. Комплект оборудования для проведения лабораторных работ (7-11 класс).

  6. Лукашик В.И., Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

  7. Пёрышкин А.В. Сборник задач по физике. 7-9 класс. – М.: Экзамен, 2014.

8. Пёрышкин и Е.М. Гутник Физика 9: учеб. для общеобразоват. учреждений /. – М.: Дрофа, 2012 г.

Образовательные интернет ресурсы

аlleng.ru

pedsovet.ru

rusedu.ru

it-n.ru

window.edu.ru

school-collection.edu.ru

festival.1 september.edu.ru

fipi.ru

www1.ege.ru

college.ru





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!