Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций внеурочной деятельности «Легкая атлетика» под редакцией Г.А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова (Просвещение, 2011год), на основе программы "Физическая культура" Предметная линия учебников А.П. Матвеева 1-4 классы, М, "Просвещение", 2014, примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
Федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Р.Ф. от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями на 18 мая 2015 года).
Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (ред. от 23.06.2015).
Физическая культура в начальной школе является базовым предметом. При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры
для самовоспитания, саморазвития и самореализации.
Целью учебной программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой посредством легкой атлетики.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Актуальность занятий легкой атлетикой со школьниками обусловлена общественной потребностью развития здорового поколения. Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью является рост числа социально обусловленных заболеваний.
Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью развиваются основные физические качества - выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности - в трудовой деятельности. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Легкоатлетические упражнения требуют от детей развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений
Формы и режим занятия: урок, длительность занятия – 45 минут, 3 раза в неделю, 102 часа в год.
Основными формами подведения итогов программы являются:
тестирование;
умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные действия.
знание основ техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и способность применения их на практике:
способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по легкой атлетике.
Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год по выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для качественного освоения предметного содержания уроки ( по Матвееву А.П.)подразделяются на три типа:
образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;
образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Универсальные результаты
Обучающиеся научатся:
организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Обучающиеся получат возможность научиться:
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Демонстрировать:
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание в висе, кол-во раз | 6 | 4 | 3 | | | |
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз | | | | 18 | 15 | 10 |
Бег 60 м с высокого старта, с | 10.0 | 10.8 | 11.0 | 10.3 | 11.0 | 11.5 |
Бег 1000 м, мин. с | 4.30 | 5.00 | 5.30 | 5.00 | 5.40 | 6.30 |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с | 7.00 | 7.30 | 8.00 | 7.30 | 8.00 | 8.30 |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний обучающихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Содержание курса
Знания о физической культуре (4 часа)
Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями, организация мест занятий.
Выполнение простейших закаливающих процедур.
Физическое совершенствование (98 часов)
Легкая атлетика (42 часа)
Беговые упражнения:
высокий старт, низкий старт, стартовый разгон, бег с ускорением, высокий старт. Бег с высокого старта. Бег с опорой на одну руку.
Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Прыжки в длину с места. Отталкивание в прыжках в длину с разбега. Приземления. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Отталкивание с места и небольшого разбега, а также правильному выполнению маховых движений ногой и руками при отталкивании. Постановка толчковой ноги на место отталкивания. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
Метание малого мяча
Метание теннисного мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м
Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Игры с бегом:«Волк во рву», «Жмурки», «Ловишки», «Картошка», «Выше ноги от земли», «Лапта», эстафеты.
Игры с прыжками:«Попрыгунчики-воробушки», « Прыжки по полоскам»,«Перемена мест», «Удочка», «Бой петухов»
Игры с метанием:«Кто дальше бросит», «Невод»,«Гонка мячей по кругу».
Гимнастика с основами акробатики (20 часов)
Акробатические упражнения
Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации.
Опорный прыжок
Упражнения на низкой гимнастической перекладине:
висы , перевороты, перемахи. Гимнастические комбинации из изученных элементов.
Подвижные игры с элементами гимнастики.
Лыжные гонки (12 часов)
Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход.
Торможение "плугом" Повороты переступанием. Спуск в низкой стойке. Чередование лыжных ходов при прохождении дистанции.
Плавание (2 часа)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного начального образования раздел "Плавание" входит в обязательный минимум, но так как в нашей школе отсутствуют условия для выполнения этого раздела в данной программе представлены только теоретические темы.
Правила поведения на водоемах. Правила поведения в бассейне. Виды и стили плавания.
Спортивные игры (22 часа)
Футбол
Удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол
Ведение мяча; броски в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол
подбрасывание мяча; подача мяча; прем и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола
Подготовка к выполнению видов испытаний
(в процессе уроков)
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).
4 класс
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Знания о физической культуре(1 час) |
1 | Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью | 1 | Приводить примеры из истории спортивных состязаний народов России Раскрывать роль и значение занятий физической культурой в подготовке офицеров и солдат русской армии, в крупных победах русской армии. |
Легкая атлетика (21 час) |
2 | Техника безопасности на занятиях легкой атлетики | 1 | Организовывать занятий легкой атлетикой с учетом требований безопасности |
3 | Техника высокого старта | 2 | Выполнять технику высокого старта |
4 | Стартовый разгон | 2 | Выполнять технику высокого старта, стартовый разгон |
5 | Бег по дистанции | 2 | Показывать правильность выполнения техники высокого старта, бега по дистанции, финиширования |
6 | Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги". | 5 | Знать как правильно выполнять прыжки в длину с разбега. |
7 | Эстафетный бег | 5 | Знать как правильно принимать и передавать эстафетную палочку во время бега. |
8 | Метание теннисного мяча на дальность | 4 | Знать и демонстрировать правильно метание на дальность |
Спортивные игры (5 часов) |
9 | Волейбол | 5 | Выполнять технические приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности |
Знания о физической культуре(1 час) |
10 | Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений | 1 | Объяснять зависимость между регулярными занятиями физической подготовкой и улучшением показателей развития физических качеств, легких и сердца. |
Гимнастика с основами акробатики (20 часов) |
11 | Акробатические упражнения | 10 | Демонстрировать технику акробатических упражнений. Раскрывать понятие "акробатическая комбинация" Характеризовать основные правила самостоятельного освоения акробатических упражнений и комбинаций. Выполнять подводящие упражнения для освоения техники акробатических комбинаций. |
12 | Упражнения на низкой перекладине | 5 | Описывать технику перемаха толчком двумя из разных положений и демонстрировать ее выполнение в условиях учебной деятельности. |
13 | Опорный прыжок | 5 | Выполнять подводящие упражнения для освоения техники опорного прыжка напрыгиванием с последующим спрыгиванием. Демонстрировать технику выполнения опорного прыжка. |
Знания о физической культуре(1 час) |
14 | Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями, организация мест занятий. | 1 | Характеризовать основные причины возникновения травм во время занятий физическими упражнениями. Излагать правила предупреждения травматизма и руководствоваться ими на уроках физической культурой, а также при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Характеризовать основные травмы и причины их появления |
Лыжные гонки (12 часов) |
15 | Одновременный одношажный ход | 2 | Выполнять торможение плугом, повороты переступанием, спуски с полого склона в низкой стойке. Демонстрировать технику перехода с одного хода на другой Описывать технику передвижения одновременным одношажным ходом |
16 | Повороты переступанием | 2 |
17 | Спуск в низкой стойке | 2 |
18 | Чередование лыжных ходов при прохождении дистанции | 2 |
19 | Торможение плугом | 2 |
20 | Эстафеты и игры на лыжах | 2 |
Спортивные игры( 15 часов) |
21 | Футбол | 5 | Выполнять технические приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности Организовать игру в футбол, играть по упрощенным правилам в условиях активного отдыха и досуга. |
22 | Баскетбол | 10 | Выполнять технические приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности Организовать игру в баскетбол, играть по упрощенным правилам в условиях активного отдыха и досуга. |
Плавание (2 часа) |
23 | Правила поведения на открытых водоемах и в бассейне. | 1 | Знать правила поведения на открытых водоемах и в бассейне |
24 | Виды и стили плавания | 1 | Знать виды и стили плавания |
Знания о физической культуре(1 час) |
25 | Выполнение простейших закаливающих процедур | 1 | Проводить закаливающие процедуры с использованием воздушных и солнечных ванн, купания в естественных водоёмах. |
Легкая атлетика (21 час) |
26 | Прыжок в высоту способом "перешагивание" | 4 | Знать и демонстрировать правильно выполнять прыжки в высоту с разбега. |
27 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель | 4 | Знать и демонстрировать метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель |
28 | Бег с низкого старта | 4 | Знать и демонстрировать бег с низкого старта |
29 | Эстафетный бег | 5 | Знать и демонстрировать эстафетный бег |
30 | Бег на выносливость | 4 | Уметь правильно распределять свои силы при беге на длинные дистанции (до 2 км) |
Спортивные игры( 2 часа) |
29 | Футбол | 2 | Выполнять технические приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности Организовать игру в футбол, играть по упрощенным правилам в условиях активного отдыха и досуга. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В обучении детей основное внимание уделяется освоению знаний, средств, методов общей физической подготовки. Учебное занятие строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастических упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений (от 10 до 30 м), около половины времени занятий отводится спортивным и подвижным играм.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Количество |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.1. | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2. | Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1-11 классы | |
1.3. | Рабочие программы по физической культуре | |
1.4. | Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников А.П. Матвеева Физическая культура. 3-4 классы / Под редакцией А.П. Матвеева Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (серия «Работаем по новым стандартам»). Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. | Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, входят в библиотечный фонд. Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд |
1.5. | Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению | В составе библиотечного фонда |
1.6. | Методические издания по физической культуре для учителей | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
1.7. | Федеральный закон «О физической культуре и спорте» | В составе библиотечного фонда |
2 | Демонстрационные учебные пособия |
2.1. | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | |
2.2. | Плакаты методические | Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям |
2.3. | Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения | |
5. | Учебно-практическое оборудование |
5.1. | Стенка гимнастическая | 5 |
5.2. | Козел гимнастический | 1 |
5.3. | Конь гимнастический | 1 |
5.4. | Перекладина гимнастическая | 1 |
5.6. | Канат для лазанья с механизмом крепления | 1 |
5.7. | Мост гимнастический подкидной | 1 |
5.8. | Скамейка гимнастическая жесткая | 3 |
5.9. | Маты гимнастические | 10 |
5.10. | Мяч набивной (1 кг, 2 кг) | 5 |
5.11. | Мяч малый (теннисный) | 5 |
5.12. | Скакалка гимнастическая | 10 |
5.13. | Палка гимнастическая | 10 |
5.14 | Обруч гимнастический | 10 |
Легкая атлетика |
5.15. | Планка для прыжков в высоту | 1 |
5.16 | Стойка для прыжков в высоту | 2 |
5.17. | Лента финишная | 1 |
5.18. | Рулетка измерительная (10 м, 50 м) | 1 |
5.19 | Мячи для метания | 5 |
Подвижные и спортивные игры |
5.20. | Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | 2 |
5.21. | Щиты баскетбольные тренировочные кольцами и сеткой | 2 |
5.22. | Мячи баскетбольные | 10 |
5.23. | Сетка для переноса и хранения мячей | 1 |
5.24 | Жилетки игровые с номерами | 12 |
5.25 | Стойки волейбольные | 2 |
5.26. | Сетка волейбольная | 1 |
5.27. | Мячи волейбольные | 6 |
5.28. | Табло перекидное | 1 |
5.29. | Ворота для мини футбола | 2 |
5.30. | Мяч футбольный | 5 |
5.31 | Насос для накачивания мячей | 2 |
Измерительные приборы |
5.32. | Секундомер | 2 |
Средства первой помощи |
5.33 | Аптечка медицинская | 1 |
6. | Спортивные сооружения |
6.1. | Спортивный зал игровой | |
6.2. | Кабинет учителя | Включает в себя рабочий стол, стулья, книжные шкафы (полки). |
6.3. | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | Включает в себя стеллажи. |
7. | Пришкольный стадион (площадка) |
7.1. | Легкоатлетическая дорожка | 3 |
7.2. | Сектор для прыжков в длину | 1 |
7.3. | Игровое поле для футбола | 1 |
7.4. | Площадка игровая баскетбольная | 2 |
7.5. | Площадка игровая волейбольная | 2 |
7.6. | Гимнастический городок | 2 |
приложение 1
4 класс
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Содержание урока | Характеристика деятельности обучающихся | дата |
план | Факт. |
Знания о физической культуре (1 час) |
1 | Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью | Развитие физической культуры в России. Роль знаменитых людей России в развитии физической культуры и спорта. Необходимость регулярного проведения занятий физической подготовкой. | Приводить примеры из истории спортивных состязаний народов России Раскрывать роль и значение занятий физической культурой в подготовке офицеров и солдат русской армии, в крупных победах русской армии. | | |
Легкая атлетика (21 час) |
2 | Техника безопасности на занятиях легкой атлетики | Беседа на тему " Техника безопасности на занятиях легкой атлетики". | Организовывать занятий легкой атлетикой с учетом требований безопасности | | |
3 | Техника высокого старта | Обучение технике высокого старта. Стартовый разгон. Подвижные игры. | Выполнять технику высокого старта | | |
4 | Техника высокого старта | Старт из различных исходных положений . Высокий старт. Спортивные игры. | | |
5 | Стартовый разгон | Стартовый разгон из положения высокого старта. Бег по дистанции. Финиширование. Спортивные игры. | Выполнять технику высокого старта, стартовый разгон | | |
6 | Стартовый разгон | Стартовый разгон из положения высокого старта. Бег по дистанции. Финиширование. Спортивные игры. | | |
7 | Бег по дистанции | Стартовый разгон из положения высокого старта. Бег по дистанции. Финиширование. Спортивные игры. | Показывать правильность выполнения техники высокого старта, бега по дистанции, финиширования | | |
8 | Бег по дистанции | Стартовый разгон из положения высокого старта. Бег по дистанции. Финиширование. Спортивные игры. | | |
9 | Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги". | Обучение технике отталкивания в прыжках в длину с разбега. Спортивные игры. | Знать как правильно выполнять прыжки в длину с разбега. | | |
10 | Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги". | Прыжок в длину с 3-5 шагов разбега. Техника отталкивания. Подвижные игры. | | |
11 | Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги". | Прыжок в длину с 3-5 шагов разбега. Техника отталкивания. Прыжковые упражнения. Подвижные игры. | | |
12 | Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги". | Обучение технике приземления в прыжках в длину с разбега. Прыжки из различных положений с места. Спортивные игры. | | |
13 | Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги". | Техника приземления в прыжках в длину с разбега, после фазы полета с 3 шагов разбега. Спортивные игры. | | |
14 | Эстафетный бег | Техника приема и передачи эстафетной палочки на месте. Работа рук во время приема и передачи. Прыжки. | Знать как правильно принимать и передавать эстафетную палочку во время бега. | | |
15 | Эстафетный бег | Техника приема и передачи эстафетной палочки во время бега в спокойном темпе. Техника работы рук. Прыжки. | | |
16 | Эстафетный бег | Техника приема и передачи эстафетной палочки во время бега в максимальном темпе. Челночный бег. | | |
17 | Эстафетный бег | Техника приема и передачи эстафетной палочки во время бега в максимальном темпе. Челночный бег. | | | |
18 | Эстафетный бег | Техника приема и передачи эстафетной палочки в эстафетном беге 4х400м. Интервальный бег 200-400м. | | |
19 | Метание теннисного мяча на дальность | Техника выполнения хлесткому движению метающей руки в финальном усилии. | Знать и демонстрировать правильно метание на дальность | | |
20 | Метание теннисного мяча на дальность | Техника выхода в положение "натянутого лука" в финальном усилии | | |
21 | Метание теннисного мяча на дальность | Метание малого мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания. | | |
22 | Метание теннисного мяча на дальность | Метание малого мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания. | | |
Спортивные игры (5 часов) |
23 | Волейбол | Стойка игрока, перемещения в стойке. Пионербол. | Выполнять технические приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности | | |
24 | Волейбол | Стойка игрока, перемещения в стойке . Верхняя передача над собой, в парах. Пионербол. | | |
25 | Волейбол | Верхняя передача над собой, в парах. Нижняя передача над собой, после набрасывания партнером. Пионербол. | | |
26 | Волейбол | Нижняя передача над собой, после набрасывания партнером . Нижняя прямая подача мяча. Пионербол. | | |
27 | Волейбол | Пионербол с элементами волейбола | | |
Знания о физической культуре(1 час) |
28 | Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений | Физическая нагрузка как мышечная работа, повышающая уровень активности систем организма. Способы регулирования физической нагрузки. Роль отдыха во время выполнения физических упражнений и его значение в регулирование физических нагрузок. | Объяснять зависимость между регулярными занятиями физической подготовкой и улучшением показателей развития физических качеств, легких и сердца. | | |
Гимнастика с основами акробатики (20 часов) |
29 | Акробатические упражнения | Правила ТБ на уроках гимнастики. Строевые упражнения. Группировка. Перекаты в группировке. Подвижные игры. | Демонстрировать технику акробатических упражнений. Раскрывать понятие "акробатическая комбинация" Характеризовать основные правила самостоятельного освоения акробатических упражнений и комбинаций. Выполнять подводящие упражнения для освоения техники акробатических комбинаций. | | |
30 | Акробатические упражнения | Строевые упражнения. Группировка. Перекаты в группировке. Кувырок вперед, назад. Подвижные игры. | | |
31 | Акробатические упражнения | Кувырок вперед, назад. Стойка на лопатках. Подвижные игры. | | |
32 | Акробатические упражнения | Кувырок вперед, назад. Стойка на лопатках. Мост из положения лежа. Подвижные игры. | | |
33 | Акробатические упражнения | Кувырок вперед, назад. Стойка на лопатках. Мост из положения лежа. Подвижные игры. | | |
34 | Акробатические упражнения | Кувырок вперед, назад. Стойка на лопатках. Мост из положения лежа. Подвижные игры. | | |
35 | Акробатические упражнения | Акробатическая комбинация из изученных элементов. Эстафеты с элементами акробатики. | | |
36 | Акробатические упражнения | Акробатическая комбинация из изученных элементов. Эстафеты с элементами акробатики. | | |
37 | Акробатические упражнения | Акробатическая комбинация из изученных элементов. Эстафеты с элементами акробатики. | | |
38 | Акробатические упражнения | Акробатическая полоса препятствий | | | |
39 | Упражнения на низкой перекладине | ОРУ с гимнастической палкой. Вис завесом, вис на согнутых руках, согнув ноги. Эстафеты. Игра «Посадка картофеля». Развитие силовых качеств | Описывать технику перемаха толчком двумя из разных положений и демонстрировать ее выполнение в условиях учебной деятельности. | | |
40 | Упражнения на низкой перекладине | ОРУ с гимнастической палкой. Вис завесом, вис на согнутых руках, согнув ноги. Эстафеты. Игра «Посадка картофеля». Развитие силовых качеств | | |
41 | Упражнения на низкой перекладине | ОРУ с обручами. На гимнастической стенке вис прогнувшись, поднимание согнутых и прямых ног в висе. Эстафеты. Игра «Не ошибись!». Развитие силовых качеств | | |
42 | Упражнения на низкой перекладине | ОРУ с обручами. На гимнастической стенке вис прогнувшись, поднимание согнутых и прямых ног в висе. Эстафеты. Игра «Не ошибись!». Развитие силовых качеств | | |
43 | Упражнения на низкой перекладине | ОРУ с гимнастическими палками. На гимнастической стенке вис прогнувшись, поднимание согнутых и прямых ног в висе. | | |
44 | Опорный прыжок | ОРУ в движении. Опорный прыжок на горку матов, соскок со взмахом рук. Игра «Лисы и куры». Развитие скоростно-силовых качеств | Выполнять подводящие упражнения для освоения техники опорного прыжка напрыгиванием с последующим спрыгиванием. Демонстрировать технику выполнения опорного прыжка. | | |
45 | Опорный прыжок | ОРУ в движении. Опорный прыжок на горку матов. Вскок в упор на коленях, соскок со взмахом рук. Игра «Веревочка под ногами». Развитие скоростно-силовых качеств | | |
46 | Опорный прыжок | ОРУ в движении. Опорный прыжок на горку матов. Вскок в упор на коленях, соскок со взмахом рук. Игра «Веревочка под ногами». Развитие скоростно-силовых качеств | | |
47 | Опорный прыжок | Строевые приемы на месте и в движении. ОРУ с предметами. Опорный прыжок с разбега ноги врозь через гимнастического козла. Подвижная игра «Обезьянки». | | |
48 | Опорный прыжок | Строевые приемы на месте и в движении. ОРУ с предметами. Опорный прыжок с разбега ноги врозь через гимнастического козла. Подвижная игра «Обезьянки». | | |
Знания о физической культуре(1 час) |
49 | Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями, организация мест занятий. | Основные причины возможного возникновения травм во время занятий физическими упражнениями. Правила предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой и акробатикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой. | Характеризовать основные причины возникновения травм во время занятий физическими упражнениями. Излагать правила предупреждения травматизма и руководствоваться ими на уроках физической культурой, а также при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Характеризовать основные травмы и причины их появления | | |
Лыжные гонки (12 часов) |
50 | Одновременный одношажный ход | Ознакомление с правилами безопасного поведения на уроках лыжной подготовки. Совершенствование движения на лыжах ступающим и скользящим шагом. | Выполнять торможение плугом, повороты переступанием, спуски с полого склона в низкой стойке. Демонстрировать технику перехода с одного хода на другой Описывать технику передвижения одновременным одношажным ходом | | |
51 | Одновременный одношажный ход | Совершенствование одновременного одношажного хода на лыжах с палками. Подвижная игра "Подними предмет" | | |
52 | Повороты переступанием | Совершенствование спуска на лыжах в высокой стойке, торможение "плугом". Обучение подъёму на лыжах способом "полуёлочкой" | | |
53 | Повороты переступанием | Совершенствование спуска на лыжах в высокой стойке, торможение "плугом". Обучение подъёму на лыжах способом "полуёлочкой" | | |
54 | Спуск в низкой стойке | Совершенствование спуска на лыжах в высокой стойке, торможение "плугом". Обучение подъёму на лыжах способом "полуёлочкой" | | |
55 | Спуск в низкой стойке | Совершенствование спуска на лыжах в высокой стойке, торможение "плугом". Обучение подъёму на лыжах способом "полуёлочкой" | | |
56 | Чередование лыжных ходов при прохождении дистанции | Совершенствование одновременного двухшажного хода на лыжах с палками. Развитие выносливости в ходьбе на лыжах по дистанции до 1500 м. | | |
57 | Чередование лыжных ходов при прохождении дистанции | Совершенствование чередование шага и хода на лыжах во время прохождения дистанций | | |
58 | Торможение плугом | Совершенствование техники торможение и поворотов на лыжах. Подвижная игра "Прокатись через ворота" | | |
59 | Торможение плугом | Совершенствование техники торможение и поворотов на лыжах. Подвижная игра "Прокатись через ворота" | | |
60 | Эстафеты и игры на лыжах | Разучивание игровых упражнений с бегом на лыжах и без. | | |
61 | Эстафеты и игры на лыжах | Разучивание игровых упражнений с бегом на лыжах и без. | | |
Спортивные игры( 15 часов) |
62 | Футбол | Строевые упражнения. Ходьба и бег с остановками по сигналу. Ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы. Игра Мини-футбол | Выполнять технические приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности Организовать игру в футбол, играть по упрощенным правилам в условиях активного отдыха и досуга. | | |
63 | Футбол | Ведение мяча с ускорением по кругу, между стоек. Челночный бег. Бег с ускорениями по сигналу. Игра Мини-футбол | | |
64 | Футбол | Строевые упражнения. Ходьба и бег с остановками по сигналу. Ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы. Удар с места и небольшого разбега по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. Игра Мини-футбол | | |
65 | Футбол | Строевые упражнения. Ходьба и бег с остановками по сигналу. Ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы. Удар с разбега по катящемуся мячу внутренней стороной стопы. Игра Мини-футбол | | |
66 | Футбол | Строевые упражнения. Ходьба и бег с остановками по сигналу. Ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы. Удар с разбега по катящемуся мячу внутренней стороной стопы. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. | | |
67 | Баскетбол | ОРУ. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. Ведение мяча на месте с низким отскоком. Игра «Подвижная цель». | Выполнять технические приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности Организовать игру в баскетбол, играть по упрощенным правилам в условиях активного отдыха и досуга. | | |
68 | Баскетбол | ОРУ. Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте. Ведение мяча правой (левой) рукой на месте. Эстафеты. Игра «Овладей мячом». Развитие координационных способностей | | |
69 | Баскетбол | ОРУ. Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте. Ведение мяча правой (левой) рукой на месте. Эстафеты. Игра «Подвижная цель». Развитие координационных способностей | | |
70 | Баскетбол | ОРУ. Ловля и передача мяча в кругу. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей | | |
71 | Баскетбол | | | |
72 | Баскетбол | ОРУ. Ловля и передача мяча в квадрате. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты с мячами. Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей | | |
73 | Баскетбол | ОРУ. Ловля и передача мяча в квадрате. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты с мячами. Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей | | |
74 | Баскетбол | ОРУ. Ловля и передача мяча в квадрате. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей | | |
75 | Баскетбол | ОРУ. Ловля и передача мяча в квадрате. Эстафеты с мячами. Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей | | |
76 | Баскетбол | ОРУ. Ловля и передача мяча в квадрате. Эстафеты с мячами. Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей | | |
Плавание (2 часа) |
77 | Правила поведения на открытых водоемах и в бассейне. | Беседа "Правила поведения на открытых водоемах и в бассейне." | Знать правила поведения на открытых водоемах и в бассейне | | |
78 | Виды и стили плавания | Беседа " Виды и стили плавания" | Знать виды и стили плавания | | |
Знания о физической культуре(1 час) |
79 | Выполнение простейших закаливающих процедур | Закаливание организма с помощью воздушных, солнечных ванн и купания в естественных водоемах. Общие правила проведения закаливающих процедур в естественных условиях. | Проводить закаливающие процедуры с использованием воздушных и солнечных ванн, купания в естественных водоёмах. | | |
Легкая атлетика (21 час) |
80 | Прыжок в высоту способом "перешагивание" | Техника перешагивания через препятствия, ленту, планку. Техника работы рук, маховой и толчковой ног. Прыжковые упражнения. Подвижные игры. | Знать и демонстрировать правильно выполнять прыжки в высоту с разбега. | | |
81 | Прыжок в высоту способом "перешагивание" | Прыжок в высоту способом "перешагивание" с4-х шагов разбега. Техника работы рук. маховой и толчковой ног во время прыжка. Определение толчковой ноги. Прыжковые упражнения. Подвижные игры. | | |
82 | Прыжок в высоту способом "перешагивание" | Прыжок в высоту способом "перешагивание" с4-х шагов разбега. Техника работы рук. маховой и толчковой ног во время прыжка. Определение толчковой ноги. Прыжковые упражнения. Подвижные игры. | | |
83 | Прыжок в высоту способом "перешагивание" | Техника полного разбега прыжка в высоту способом "перешагивание" Техника прыжка. Прыжковые упражнения. Спортивные игры. | | |
84 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель | Техника метания малого мяча в горизонтальную цель с расстояния 6-8 м | Знать и демонстрировать метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель | | |
85 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель | Техника метания малого мяча в горизонтальную цель с расстояния 6-8 м | | |
86 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель | Техника метания малого мяча в вертикальную цель с расстояния 6-8 м | | |
87 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель | Техника метания малого мяча в вертикальную цель с расстояния 6-8 м | | |
88 | Бег с низкого старта | Обучение технике бега с низкого старта с упором двумя ногами в гимнастическую скамейку. Подвижные игры. | Знать и демонстрировать бег с низкого старта | | |
89 | Бег с низкого старта | Обучение технике бега с низкого старта со стартовых колодок. Подвижные игры. | | |
90 | Бег с низкого старта | Низкий старт из различных положений. Групповые забеги с низкого старта. Подвижные игры. | | |
91 | Бег с низкого старта | Бег с низкого старта. Стартовый разгон. Бег по дистанции. Финиширование. Подвижные игры. | | |
92 | Эстафетный бег | Техника приема и передачи эстафетной палочки во время бега с максимальной скоростью. Челночный бег | Знать и демонстрировать эстафетный бег | | |
93 | Эстафетный бег | Техника приема и передачи эстафетной палочки во время бега с максимальной скоростью в эстафетном беге 4х400 м. Интервальный бег 200-400 м. | | |
94 | Эстафетный бег | Техника приема и передачи эстафетной палочки во время бега с максимальной скоростью в эстафетном беге 4х400 м. Интервальный бег 200-400 м. | | |
95 | Эстафетный бег | Круговая эстафета в соревновательном темпе. Правила соревнований. | | |
96 | Эстафетный бег | Круговая эстафета в соревновательном темпе. Правила соревнований. | | |
97 | Бег на выносливость | Бег в чередовании с ходьбой до 2000 м. Подвижные игры. | Уметь правильно распределять свои силы при беге на длинные дистанции (до 2 км) | | |
98 | Бег на выносливость | Бег в чередовании с ходьбой до 2000 м. Подвижные игры. | | |
99 | Бег на выносливость | Полоса препятствий. Подвижные игры. | | |
100 | Бег на выносливость | Полоса препятствий. Подвижные игры. | | |
Спортивные игры( 2 часа) |
101 | Футбол | Упражнения с мячом. ОРУ. Ведение с ускорением. Удар с разбега по катящемуся мячу. Тактические действия в защите. Игра Мини-футбол | | | |
102 | Футбол | Упражнения с мячом. ОРУ. Ведение с ускорением. Удар с разбега по катящемуся мячу. Тактические действия в защите. Игра Мини-футбол | | | |
7