№ уро-ка | Да-та | Тема урока | Смысловые блоки | Планируемые результаты | Учебные действия | Обору-дование | Номен-клатура | Д/з |
личностные | метапредметные | предметные |
Введение. Географическое познание нашей планеты. |
1 2 | | Геог-рафия - одна из наук о планете Земля. | Что изучает географиче-ская науку? Географиче-ские объекты - памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Зарожде-ние древней географии. | Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе. | Формиро-вание приемов работы с учебником. Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существен-ные признаки понятий. | Ученик научиться объяснять существенные признаки понятий: «география», «географический объект», «географические процессы и явления», «географическая оболочка». | Наблюдать за географическими объектами своей местности. Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта». Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли. | Видео-Геогра-фия | | §1, дневник «Школа географа-следопы-та» |
3 | | Наблюдения - метод географической науки. | Как географы изучают объекты и процессы? Метод научных наблюдений. Метеорологические наблюдения. | Формирова-ние ответствен-ного отношения к учёбе. Осознание ценности географичес-кого знания как важнейшего компонента научной картины мира. | Формиро-вание приемов работы с учебником - искать и отбирать информа-цию. Формирование умения выделять ключевое слово и существен-ные признаки понятий. | Знать что такое научное наблюдение, метеорологичес-кие наблюдения, Ученик имеет возможность научиться пользоваться гномоном. | Изготавливать модель гномона. Подготовка «Дневника географа-следопыта»для проведения наблюдений за изменением направления и длины тени в течении некоторого времени. | Видео-Геогра-фия | | §2, дневник «Школа географа-следопы-та», презента-ция |
Земля как планета Солнечной системы. |
4 | | Земля среди других планет Солнечной системы. | Земля в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникнове-ние Земли. Форма и размеры Земли. Метод географиче-ского моделирова-ния. | Осознание ценностей геогр. знаний и применение их на практике. | Составление характерис-тики планет. Анализ иллюстра-ций учебника. Формирование умения выделять ключевое слово и существен-ные признаки понятий. Состав-лять описание объектов. | Ученик научиться приводить примеры планет земной группы. Называть космические тела. Ученик имеет возможность научиться сравнивать планеты Солнечной системы по различным параметрам. Приводить доказательства шарообразности Земли. | Измерить «Земные окруж.», (экватор, два противополож-ных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус - наиболее точная модель Земли. | Глобус плакат «Земля в Солнеч-ной систе-ме», Видео-геогра-фия | Плане-ты Солнеч-ной систе-мы, Земная группа планет. | §3, дневник «Школа географа-следопы-та», презента-ция |
5 6 | | Движе-ние Земли по около-солнеч-ной орбите. | Земная ось и географические полюсы. Обращение Земли вокруг Солнца. Времена года на Земли. Дни весеннее и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги. | Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе. Осознание ценности географичес-кого знания как важнейшего компонента научной картины мира. | Работать в соответст-вии с поставлен-ной задачей. Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существен-ные признаки понятий. Высказы-вать суждения, подтверждая их фактами. | Ученик научиться понимать значения понятий: географический полюс, экватор, Северный и Южный полярные круги, дни осеннего, весеннего равноденствия, дни зимнего, летнего солнцестояния; тропик. Умения вести фенологические наблюдения. | Организация проведения осенних фенологических наблюдений. Готовить «Календарь природы». | Глобус, Схемы «Кален-дарь приро-ды» «Геогр. следст-вия враще-ния Земли вокруг своей оси», Видео-Геогра-фия | Экватор Полюс | §4, дневник «Школа географа-следопы-та» |
7 | | Суточное вращение Земли. | Пояса освещенности Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. | Формиро-вание ответственно-го отношения к учёбе. Формиро-вание личностных представле-ний о целостности природы Земли. Формиро-вание нравственно-го поведения и морального сознания. | Формиро-вание умения ставить учебную цель. Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Умение вести самостоя-тельный поиск и отбор информа-ции. Умение составлять рассказ по плану. | Знать понятие пояса освещенности. Знать следствия вращения Земли. | Изучать модель Земли «Земля - Луна - Солнце». Демонстриро-вать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. Составлять рассказ по плану о четырех особых положениях Земли. | Телу-рий, ВидеоГеография | | §5, дневник «Школа географа-следопы-та», презентация |
Геосферы Земли. |
Литосфера (8 ч.) |
8 | | Слои «твер-дой» Земли. | Недра Земли. Внутреннее Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера - твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. | Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира. | Форми-ровать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли». Умение работать с учебником. | Ученик научиться объяснять существенные признаки понятий «литосфера», «земная кора». | Строить модель «твердой» Земли. | Схема «Внутреннее строе-ние Земли» Пласти-лин для построения аналогичной модели., ВидеоГеография | | §6, дневник «Школа географа-следопы-та», фотокол-лаж |
9 | | Вулканы Земли. | Проявле-ние внутренних процессов на земной поверхнос-ти. Образование и строение вулкана. Вулканы и гейзеры. | Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе. Формирова-ние эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. | Формиро-вание умения ставить учебную цель. Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формиро-вание умения работать с текстовым компонен-том. | Знать содержание понятий: магма, лава, кратер, жерло, вулканизм, образование и строение вулкана. Знать и показывать на карте географическое положение вулканов и гейзеров. | Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы. | ВидеоГеография | Вулканы: Ключевская Сопка, Везувий, Гекла, Крака-тау, Этна, Котопа-хи, Килиманджаро, Арисаба Гейзеры: О-ва Исландия и Нов. Зелан-дия; п-ов Камчат-ка, горы Кордильеры. | §7, дневник «Школа географа-следопы-та», презентация |
10 11 | | Из чего состоит земная кора. | Вещества земной коры: менаралы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. | Осознавать ценность знаний о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента научной картины мира и объекта использова-ния в хозяйствен-ной деятельности человека. | Формировать умение организовы-вать свою деятель-ность по созданию коллекции горных пород своей местности. Формировать умения сравнивать, составлять кроссворд. | Выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород. Знать понятия: минералы, горные породы, магматические, осадочные и метаморфические горные породы. | Создавать коллекцию горных пород своей местности. | Коллек-ции горных пород и минера-лов. ВидеоГеография | | §8, дневник «Школа географа-следопы-та», кроссворд |
12 | | Строе-ние земной коры. Землет-рясения. | Землетря-сения. Материко-вая и океаничес-кая земная кора. Нарушения слоев земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясе-ние. Сила землетрясе-ния. | Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе. Формирова-ние личностных представле-ний о целостности природы Земли. Формирова-ние эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. | Формиро-вание умения ставить учебную цель. Формиро-вание умения выделять ключевое слово. Формиро-вание умения работать с текстовым компонен-том. | Объяснять значение понятий: - океаническая земная кора; - континенталь-ная земная кора; - складчатость; - землетрясе-ние; - цунами; - сейсмология. Показывать по карте вулканы и зоны землятрясений. Ученик имеет возможность научиться наносить на контурную каарту и правильно подписывать вулканы. | Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы. | Карта полуша-рий ВидеоГеография | | §9, дневник «Школа географа-следопы-та», презентация |
13 14 | | Рельеф земной поверхности. | Рельеф и его формы. Относитель-ная высота форм рельефа. Способы определения относитель-ной высоты геогроафических объектов. | Формирова-ние ответственно-го поведения человека в географичес-кой среде | Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин. | Ученик научиться объяснять существенные признаки понятий: - рельеф; - относитель-ная высота. Ученик имеет возможность научиться устанавливать взаимосвязи между формами рельеф и внешними, внутренними географическими процессами. | Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время. Подготовить «Дневник географа следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма. Определять относительную высоту холма на местности. | Карта полуша-рий ВидеоГеография | | §10, дневник «Школа географа-следопы-та», фотокол-лаж |
15 | | Человек и литосфера. | Полезные ископаемые. Условия жизни человека в горах и на равнинах. | Формирова-ние ответственное использова-ние богатств литосферы как части среды обитания. Развитие речи учащихся. | Формиро-вать и развивать умение вести самостоя-тельный поиск, анализ и отбор информации о своей местности из разных источников (работа с топонимическим словарем, определение происхождения названий географических объектов). | Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Сформировать понятие о природных памятниках литосферы. | Работать с топонимическим словарем. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы. | Карта полуша-рий ВидеоГеография | | §11, дневник «Школа географа-следопы-та» |
Атмосфера (4 ч.) |
16 | | Воздуш-ная оболоч-ка Земли. | Атмосфе-ра Земли. Размеры атмосферы. Веществен-ный состав и строение атмосферы. | Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе. Формирование осознания единства географичес-кого пространства. | Умения вести самостоя-тельный поиск, отбор информа-ции. | Ученик научиться объяснять существенные признаки понятий: атмосфера и ее строение, состав атмосферного воздуха. Ученик имеет возможность научиться использовать понятия для решения учебных задач по определению атмосферного давления, созданию самодельных метеорологичес-ких измерителей. | Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром. | Карта полуша-рий ВидеоГеография, баро-метр. | | §12, дневник «Школа географа-следопы-та», кроссворд |
17 18 | | Погода и метеорологические наблюдения. | Погода. Наблюдения за погодой на мереорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска». | Формиро-вание ответственно-го отношения к учёбе. Формирова-ние коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности. | Формиро-вание умения ставить учебную цель. Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существен-ные признаки понятий. Формиро-вание умения работать с текстовым компонен-том. | Ученик научиться объяснять значение понятий, метеорологичес-ких приборов. Формирование умений наблюдать за погодой. | Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр). Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами. | Карта полуша-рий ВидеоГеография, кален-дарь погоды | | §13, дневник «Школа географа-следопы-та», подгото-вить сообще-ние |
19 | | Человек и атмосфера. | Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере. | Формирова-ние ответственного отношения к учёбе. Формирова-ние осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. | Формиро-вание умения ставить учебную цель. Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существен-ные признаки понятий | Ученик научиться объяснять понятия: - гроза; - град; - радуга; - мираж. | Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс). | Карта полуша-рий ВидеоГеография | | §14, дневник «Школа географа-следопы-та», презента-ция |
Водная оболочка Земли (7 ч.) |
20 21 | | Вода на Земле. | Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле. | Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе. Формирова-ние основ экологичес-кой культуры. Развитие речи учащихся. | Формиро-вание умения ставить учебную цель. Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существен-ные признаки понятий. Формиро-вание умения работать с нетекстовым компонентом учебника. | Ученик научиться объяснять значение понятий: - гидросфера; - круговорот воды Знать состав гидросферы. | Изучать и описывать свойства воды. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды. | Карта полуша-рий ВидеоГеография | | §15, дневник «Школа географа-следопы-та» |
22 | | Миро-вой океан - главная часть гидросферы. | Мировой океан. Береговая линия. Части мирового океана. Суша в океане. | Формирова-ние ответственного отношения к учёбе. Формирова-ние эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимос-ти ее сохранения и рационально-го использова-ния. | Формиро-вание умения ставить учебную цель. Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий | Ученик научиться Объяснять значение понятий: - Мировой океан; - море; - залив; - пролив; - остров; - архипелаг. Показывать по карте океаны, моря.заливы, Ученик имеет возможность научиться Наносить на контурную карту и правильно подписывать океаны, моря., острова, полуострова. Показывать по карте географические объекты. | Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания называний географических объектов. Создать игру «Знатоки морских названий». Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы. | Карта полуша-рий ВидеоГеография | Тихий океаан, Атлантический океан, Индийский океан, Север-ный Ледови-тый океан. Моря: - Филип-пинское; Аравийское; -Корал-ловое. Острова: - Грен-ландия; Саха-лин, Гавайс-кие, Мадага-скар, Азорс-кие, Боль-шой Барьер-ный риф. Полуострова: Аравийский, Таймыр. | §16, дневник «Школа географа-следопы-та», фотокол-лаж |
23 | | Воды суши. Реки. | Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады. | Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе. Формирова-ние основ экологичес-кой культуры. Формирова-ние любви к своей местности. Формирова-ние чувства личной ответственности за природу Земли. | Формиро-вание умения организо-вать свою деятель-ность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Формиро-вание умения работать с нетекстовым компонентом учебника. | Ученик научиться объяснять значение понятий: -река; -исток; -приток; -устье; - речная система; - бассейн; - водораздел; - равнинные, горные реки; порог; - водопад. Показывать по карте крупнейшие реки. Ученик имеет возможность научиться наносить на контурную карту и правильно подписывать реки. | Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек. | Карта полуша-рий ВидеоГеография | - Волга; - Дон; - Нева; - Амур; - Обь; - Ени-сей; - Лена; - Терек; - Нил; - Замбе-зи; - Мис-сиипи; - Ниага-ра, - Ангара | §17, дневник «Школа географа-следопы-та», фотоколлаж |
24 25 | | Озера. Вода в «земных кладовых». | Что такое озеро? Озерная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айзберги. Подземные воды. | Формиро-вание ответственно-го отношения к учёбе. Формирова-ние основ экологической культуры. Формирова-ние любви к своей местности. | Формиро-вание умения ставить учебную цель. Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формиро-вание умения ориентироваться в окружаю-щем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | Ученик научиться объяснять значение понятий: - озеро; - ледник; - покровный ледник; - айсберг; - горный ледник; - подземные воды; - водоносный пласт; - грунтовые воды; - водоупорный слой; - родник. Показывать по карте крупнейшие озера Ученик имеет возможность научиться наносить на контурную карту и правильно подписывать озера. | Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок). Создавать и работать с самодельной моделью родника. | Карта полуша-рий, ВидеоГеография | Озера: Верхнее, Викто-рия, Тангань-ика, Байкал, Ладожс-кое, Онежс-кое; Эйр-Норт, Большое Солее-ное, Мертвое море. | §18, дневник «Школа географа-следопы-та», написать рассказ и презента-цию |
26 | | Человек и гидросфера. | Вода - основа жизни на Земле. Использова-ние человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде». | Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе. Формирова-ние коммуника-тивной компетенции в общении со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности. Формирова-ние основ экологичес-кой культуры. | Высказы-вать суждения, подтверждая их фактами. Формиро-вание умения ориентироваться в окружаю-щем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. | Ученик имеет возможность научиться использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов. | Работать с текстом легенд и народных сказаний, посвященным объектам гидросферы. Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы. | Карта полуша-рий, ВидеоГеография | | §19, дневник «Школа географа-следопы-та», подготов-ка тур. маршрута |
Биосфера (6 ч.) |
27 | | Оболочка жизни. | Биофера. Вещественный состав и границы биосферы. Современ-ное и научное представле-ние о возникнове-нии и развитии жизни на Земле. | Осознание себя как маленького звена в цепочке жизни на Земле. | Овладе-ние способностями к самостоя-тельному приобрете-нию новых знаний. Формирований умений работать с текстом учебника. | Ученик научитьсч понимать существенные признаки понятий: -биосфера, - палеонтоло-гия. | Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов. | Карта полуша-рий, ВидеоГеография | | §20, дневник «Школа географа-следопы-та», сообще-ние |
28 | | Жизнь в тропическом поясе. | Растительной и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни. | Формирова-ние ответственного отношения к учёбе. Формирова-ние основ экологичес-кой культуры. | Формиро-вание умений работать с текстовым и внетексто-выми компонен-тами учебника. | Понимание существенных признаков понятий: - биогеография; - влажный экваториальный лес; - саванна; - пустыня. Ученик имеет возиожность научиться устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического пояса. | Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учетом природных условий их произрастания. | Карта полуша-рий, ВидеоГеография | | §21, дневник «Школа географа-следопы-та», фотокол-лаж |
29 | | Растительность и живот-ный мир умерен-ных поясов. | Степи. Лиственные леса. Тайга. | Формирова-ние ответственного отношения к учёбе. Формирова-ние основ экологической культуры. Формирова-ние любви к своей местности. Формирова-ние чувства личной ответственности за природу Земли. | Формиро-вание умения организо-вать свою деятель-ность. Формирование умений работать с текстовым и внетексто-выми компонентами учебника. | Ученик научиться понимать существенные признаки понятий: - степь; - лиственный лес; - тайга. объяснять взаимосвязи в природе. | Создавать игры биогеографического содержания. | Карта полуша-рий ВидеоГеография | | §22, дневник «Школа географа-следопы-та», кроссворд |
30 | | Жизнь в полярных поясах и океане. | Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане. | Формирова-ние коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности. | Развитие практичес-ких умений работать с путеводите-лями и определите-лями. | Ученик научиться понимать существенные признаки понятий: - тундра; - арктическая пустыня; антарктическая пустыня; фитопланктон. Ученик имеет возможность научиться объяснять взаимосвязи в природе. Составлять описание животных морских глубин и полярных областей. | Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных. | Карта полуша-рий ВидеоГеография | | §23, дневник «Школа географа-следопы-та», презента-ция |
31 32 | | Природная среда. Охрана природы. | Природ-ное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландс-ким заповедни-ком. | Эмоцио-нально – ценностное отношение к окружающей среде | Высказы-вать суждения, подтверждая их фактами. Формиро-вание умения ориентиро-ваться в окружаю-щем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. | Ученик научиться понимать существенные признаки понятий: - окружающая среда; - природная среда; - искусственная среда; - ООПТ; - заповедник; - биосферный заповедник. Знать ООПТ своей местности. Понимание роли человека и своей роли в охране природы. | Совершенство-вать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы. | Карта полуша-рий ВидеоГеография | ООПТ своей местно-сти | §24, дневник «Школа географа-следопы-та», агитации-онный листок |
Резерв 3 часа.