СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географи 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 5 класса А.А. Летягин по ФГОС издательство Вентана - Граф

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географи 5 класс»




























































































































































































































































































































































































Тематическое и поурочное планирование курса « география» 5 класс


уро-ка

Да-та

Тема урока


Смысловые

блоки

Планируемые результаты

Учебные действия

Обору-дование

Номен-клатура

Д/з

личностные



метапредметные

предметные

Введение. Географическое познание нашей планеты.

1

2


Геог-рафия - одна из наук о планете Земля.

Что изучает географиче-ская науку? Географиче-ские объекты - памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Зарожде-ние древней географии.


Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе.

Формиро-вание приемов работы с учебником.

Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существен-ные признаки понятий.

Ученик научиться объяснять существенные признаки понятий: «география», «географический объект», «географические процессы и явления», «географическая оболочка».



Наблюдать за географическими объектами своей местности.

Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли.




Видео-Геогра-фия


§1, дневник «Школа географа-следопы-та»

3


Наблюдения - метод географической науки.

Как географы изучают объекты и процессы? Метод научных наблюдений. Метеорологические наблюдения.

Формирова-ние ответствен-ного отношения к учёбе.

Осознание ценности географичес-кого знания как важнейшего компонента научной картины мира.


Формиро-вание приемов работы с учебником - искать и отбирать информа-цию.

Формирование умения выделять ключевое слово и существен-ные признаки понятий.


Знать что такое научное наблюдение, метеорологичес-кие наблюдения, Ученик имеет возможность научиться пользоваться гномоном.

Изготавливать модель гномона.

Подготовка «Дневника географа-следопыта»для проведения наблюдений за изменением направления и длины тени в течении некоторого времени.

Видео-Геогра-фия


§2,

дневник «Школа географа-следопы-та»,

презента-ция

Земля как планета Солнечной системы.

4


Земля среди других планет Солнечной системы.

Земля в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникнове-ние Земли. Форма и размеры Земли. Метод географиче-ского моделирова-ния.


Осознание ценностей геогр. знаний и применение их на практике.


Составление характерис-тики планет.

Анализ иллюстра-ций учебника.

Формирование умения выделять ключевое слово и существен-ные признаки понятий.

Состав-лять описание объектов.


Ученик научиться приводить примеры планет земной группы.

Называть космические тела.

Ученик имеет возможность научиться сравнивать планеты Солнечной системы по различным параметрам.

Приводить доказательства шарообразности Земли.

Измерить «Земные окруж.», (экватор, два противополож-ных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус - наиболее точная модель Земли.

Глобус

плакат «Земля в Солнеч-ной систе-ме»,

Видео-геогра-фия

Плане-ты Солнеч-ной систе-мы,

Земная группа планет.


§3, дневник «Школа географа-следопы-та»,

презента-ция

5

6


Движе-ние Земли по около-солнеч-ной орбите.

Земная ось и географические полюсы. Обращение Земли вокруг Солнца. Времена года на Земли. Дни весеннее и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги.


Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе.

Осознание ценности географичес-кого знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Работать в соответст-вии с поставлен-ной задачей.

Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существен-ные признаки понятий.

Высказы-вать суждения, подтверждая их фактами.

Ученик научиться понимать значения понятий: географический полюс, экватор, Северный и Южный полярные круги, дни осеннего, весеннего равноденствия, дни зимнего, летнего солнцестояния; тропик.

Умения вести фенологические наблюдения.

Организация проведения осенних фенологических наблюдений.

Готовить «Календарь природы».


Глобус, Схемы «Кален-дарь приро-ды» «Геогр. следст-вия враще-ния Земли вокруг своей оси», Видео-Геогра-фия

Экватор

Полюс


§4, дневник «Школа географа-следопы-та»



7


Суточное вращение Земли.

Пояса освещенности Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.


Формиро-вание ответственно-го отношения к учёбе.

Формиро-вание личностных представле-ний о целостности природы Земли.

Формиро-вание нравственно-го поведения и морального сознания.


Формиро-вание умения ставить учебную цель.

Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

Умение вести самостоя-тельный поиск и отбор информа-ции.

Умение составлять рассказ по плану.


Знать понятие пояса освещенности.

Знать следствия вращения Земли.


Изучать модель Земли «Земля - Луна - Солнце».

Демонстриро-вать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

Составлять рассказ по плану о четырех особых положениях Земли.

Телу-рий, ВидеоГеография


§5, дневник «Школа географа-следопы-та», презентация


Геосферы Земли.

Литосфера (8 ч.)

8


Слои «твер-дой» Земли.

Недра Земли. Внутреннее Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера - твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин.


Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира.

Форми-ровать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли».

Умение работать с учебником.

Ученик научиться объяснять существенные признаки понятий «литосфера», «земная кора».

Строить модель «твердой» Земли.

Схема «Внутреннее строе-ние Земли»

Пласти-лин для построения аналогичной модели.,

ВидеоГеография


§6, дневник «Школа географа-следопы-та», фотокол-лаж


9


Вулканы Земли.

Проявле-ние внутренних процессов на земной поверхнос-ти. Образование и строение вулкана. Вулканы и гейзеры.


Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе.

Формирова-ние эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Формиро-вание умения ставить учебную цель.

Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

Формиро-вание умения работать с текстовым компонен-том.

Знать содержание понятий: магма, лава, кратер, жерло, вулканизм, образование и строение вулкана.

Знать и показывать на карте географическое положение вулканов и гейзеров.

Создавать модели литосферных плит.

Работать с конструктором литосферных плит.

Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы.

ВидеоГеография

Вулканы: Ключевская Сопка, Везувий, Гекла, Крака-тау, Этна, Котопа-хи, Килиманджаро, Арисаба

Гейзеры: О-ва Исландия и Нов. Зелан-дия;

п-ов Камчат-ка, горы Кордильеры.

§7, дневник «Школа географа-следопы-та», презентация

10

11


Из чего состоит земная кора.

Вещества земной коры: менаралы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.


Осознавать ценность знаний о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента научной картины мира и объекта использова-ния в хозяйствен-ной деятельности человека.

Формировать умение организовы-вать свою деятель-ность по созданию коллекции горных пород своей местности.

Формировать умения сравнивать, составлять кроссворд.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород.

Знать понятия: минералы, горные породы, магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

Создавать коллекцию горных пород своей местности.






Коллек-ции горных пород и минера-лов.

ВидеоГеография




§8, дневник «Школа географа-следопы-та», кроссворд


12


Строе-ние земной коры. Землет-рясения.

Землетря-сения. Материко-вая и океаничес-кая земная кора. Нарушения слоев земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясе-ние. Сила землетрясе-ния.


Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе.

Формирова-ние личностных представле-ний о целостности природы Земли.

Формирова-ние эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.


Формиро-вание умения ставить учебную цель.

Формиро-вание умения выделять ключевое слово.

Формиро-вание умения работать с текстовым компонен-том.


Объяснять значение понятий:

- океаническая земная кора;

- континенталь-ная земная кора;

- складчатость; - землетрясе-ние;

- цунами;

- сейсмология.

Показывать по карте вулканы и зоны землятрясений.

Ученик имеет возможность научиться наносить на контурную каарту и правильно подписывать вулканы.


Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы.

Карта полуша-рий ВидеоГеография



§9, дневник «Школа географа-следопы-та», презентация

13

14


Рельеф земной поверхности.

Рельеф и его формы. Относитель-ная высота форм рельефа. Способы определения относитель-ной высоты геогроафических объектов.


Формирова-ние ответственно-го поведения человека в географичес-кой среде


Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин.

Ученик научиться объяснять существенные признаки понятий:

- рельеф;

- относитель-ная высота.

Ученик имеет возможность научиться устанавливать взаимосвязи между формами рельеф и внешними, внутренними географическими процессами.

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Подготовить «Дневник географа следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма.

Определять относительную высоту холма на местности.

Карта полуша-рий ВидеоГеография



§10, дневник «Школа географа-следопы-та», фотокол-лаж

15


Человек и литосфера.

Полезные ископаемые. Условия жизни человека в горах и на равнинах.


Формирова-ние ответственное использова-ние богатств литосферы как части среды обитания.

Развитие речи учащихся.

Формиро-вать и развивать умение вести самостоя-тельный поиск, анализ и отбор информации о своей местности из разных источников (работа с топонимическим словарем, определение происхождения названий географических объектов).

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Сформировать понятие о природных памятниках литосферы.

Работать с топонимическим словарем.

Определять происхождение названий географических объектов.

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы.

Карта полуша-рий ВидеоГеография



§11, дневник «Школа географа-следопы-та»

Атмосфера (4 ч.)

16


Воздуш-ная оболоч-ка Земли.

Атмосфе-ра Земли. Размеры атмосферы. Веществен-ный состав и строение атмосферы.


Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе.

Формирование осознания единства географичес-кого пространства.

Умения вести самостоя-тельный поиск, отбор информа-ции.


Ученик научиться объяснять существенные признаки понятий: атмосфера и ее строение, состав атмосферного воздуха.

Ученик имеет возможность научиться

использовать понятия для решения учебных задач по определению атмосферного давления, созданию самодельных метеорологичес-ких измерителей.

Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.

Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром.

Карта полуша-рий ВидеоГеография, баро-метр.



§12, дневник «Школа географа-следопы-та», кроссворд

17

18


Погода и метеорологические наблюдения.

Погода. Наблюдения за погодой на мереорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска».


Формиро-вание ответственно-го отношения к учёбе.

Формирова-ние коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.


Формиро-вание умения ставить учебную цель.

Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существен-ные признаки понятий.

Формиро-вание умения работать с текстовым компонен-том.

Ученик научиться объяснять значение понятий, метеорологичес-ких приборов.

Формирование умений наблюдать за погодой.

Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами.

Карта полуша-рий ВидеоГеография, кален-дарь погоды



§13, дневник «Школа географа-следопы-та», подгото-вить сообще-ние

19


Человек и атмосфера.

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.

Формирова-ние ответственного отношения к учёбе.

Формирова-ние осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.

Формиро-вание умения ставить учебную цель.

Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существен-ные признаки понятий


Ученик научиться объяснять понятия:

- гроза;

- град;

- радуга;

- мираж.


Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс).


Карта полуша-рий ВидеоГеография



§14, дневник «Школа географа-следопы-та», презента-ция

Водная оболочка Земли (7 ч.)

20

21


Вода на Земле.

Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле.


Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе.

Формирова-ние основ экологичес-кой культуры.

Развитие речи учащихся.

Формиро-вание умения ставить учебную цель.

Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существен-ные признаки понятий.

Формиро-вание умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Ученик научиться объяснять значение понятий:

- гидросфера;

- круговорот воды

Знать состав гидросферы.


Изучать и описывать свойства воды.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды.

Карта полуша-рий ВидеоГеография



§15, дневник «Школа географа-следопы-та»

22


Миро-вой океан - главная часть гидросферы.

Мировой океан. Береговая линия. Части мирового океана. Суша в океане.


Формирова-ние ответственного отношения к учёбе.

Формирова-ние эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимос-ти ее сохранения и рационально-го использова-ния.

Формиро-вание умения ставить учебную цель.

Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий

Ученик научиться Объяснять значение понятий:

- Мировой океан;

- море;

- залив;

- пролив;

- остров;

- архипелаг.

Показывать по карте океаны, моря.заливы,

Ученик имеет возможность научиться

Наносить на контурную карту и правильно подписывать океаны, моря., острова, полуострова.

Показывать по карте географические объекты.


Определять происхождение названий географических объектов.

Изучать и использовать способы запоминания называний географических объектов.

Создать игру «Знатоки морских названий».

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы.

Карта полуша-рий ВидеоГеография

Тихий океаан, Атлантический океан, Индийский океан, Север-ный Ледови-тый океан.

Моря:

- Филип-пинское;

Аравийское;

-Корал-ловое.

Острова:

- Грен-ландия;

Саха-лин, Гавайс-кие,

Мадага-скар,

Азорс-кие,

Боль-шой Барьер-ный риф.

Полуострова: Аравийский, Таймыр.


§16, дневник «Школа географа-следопы-та», фотокол-лаж

23


Воды суши. Реки.

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады.


Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе.

Формирова-ние основ экологичес-кой культуры.

Формирова-ние любви к своей местности.

Формирова-ние чувства личной ответственности за природу Земли.

Формиро-вание умения организо-вать свою деятель-ность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Формиро-вание умения работать с нетекстовым компонентом учебника.


Ученик научиться объяснять значение понятий:

-река;

-исток;

-приток;

-устье;

- речная система;

- бассейн;

- водораздел;

- равнинные, горные реки;

порог;

- водопад.

Показывать по карте крупнейшие реки.

Ученик имеет возможность научиться

наносить на контурную карту и правильно подписывать реки.




Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку.

Выявлять основные различия горных и равнинных рек.


Карта полуша-рий ВидеоГеография

- Волга;

- Дон;

- Нева;

- Амур;

- Обь;

- Ени-сей;

- Лена;

- Терек;

- Нил;

- Замбе-зи;

- Мис-сиипи;

- Ниага-ра,

- Ангара


§17, дневник «Школа географа-следопы-та», фотоколлаж

24

25


Озера. Вода в «земных кладовых».

Что такое озеро? Озерная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айзберги. Подземные воды.


Формиро-вание ответственно-го отношения к учёбе.

Формирова-ние основ экологической культуры.

Формирова-ние любви к своей местности.

Формиро-вание умения ставить учебную цель.

Формиро-вание умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

Формиро-вание умения ориентироваться в окружаю-щем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

Ученик научиться объяснять значение понятий:

- озеро;

- ледник;

- покровный ледник;

- айсберг;

- горный ледник;

- подземные воды;

- водоносный пласт;

- грунтовые воды;

- водоупорный слой;

- родник.

Показывать по карте крупнейшие озера

Ученик имеет возможность научиться

наносить на контурную карту и правильно подписывать озера.



Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.

Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Создавать и работать с самодельной моделью родника.

Карта полуша-рий, ВидеоГеография

Озера: Верхнее, Викто-рия, Тангань-ика, Байкал, Ладожс-кое, Онежс-кое;

Эйр-Норт, Большое Солее-ное, Мертвое море.

§18, дневник «Школа географа-следопы-та», написать рассказ и презента-цию

26


Человек и гидросфера.

Вода - основа жизни на Земле. Использова-ние человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде».


Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе.

Формирова-ние коммуника-тивной компетенции в общении со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.

Формирова-ние основ экологичес-кой культуры.


Высказы-вать суждения, подтверждая их фактами.

Формиро-вание умения ориентироваться в окружаю-щем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.


Ученик имеет возможность научиться

использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Работать с текстом легенд и народных сказаний, посвященным объектам гидросферы.

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы.

Карта полуша-рий,

ВидеоГеография


§19, дневник «Школа географа-следопы-та», подготов-ка тур. маршрута

Биосфера (6 ч.)

27


Оболочка жизни.

Биофера. Вещественный состав и границы биосферы. Современ-ное и научное представле-ние о возникнове-нии и развитии жизни на Земле.

Осознание себя как маленького звена в цепочке жизни на Земле.

Овладе-ние способностями к самостоя-тельному приобрете-нию новых знаний.

Формирований умений работать с текстом учебника.

Ученик научитьсч понимать существенные признаки понятий:

-биосфера,

- палеонтоло-гия.

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.

Карта полуша-рий, ВидеоГеография


§20, дневник «Школа географа-следопы-та», сообще-ние

28


Жизнь в тропическом поясе.

Растительной и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни.


Формирова-ние ответственного отношения к учёбе.

Формирова-ние основ экологичес-кой культуры.

Формиро-вание умений работать с текстовым и внетексто-выми компонен-тами учебника.

Понимание существенных признаков понятий:

- биогеография;

- влажный экваториальный лес;

- саванна;

- пустыня.

Ученик имеет возиожность научиться устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического пояса.

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.

Определять правила ухода за комнатными растениями с учетом природных условий их произрастания.

Карта полуша-рий, ВидеоГеография


§21, дневник «Школа географа-следопы-та», фотокол-лаж

29


Растительность и живот-ный мир умерен-ных поясов.

Степи. Лиственные леса. Тайга.


Формирова-ние ответственного отношения к учёбе.

Формирова-ние основ экологической культуры.

Формирова-ние любви к своей местности.

Формирова-ние чувства личной ответственности за природу Земли.

Формиро-вание умения организо-вать свою деятель-ность. Формирование умений работать с текстовым и внетексто-выми компонентами учебника.

Ученик научиться понимать существенные признаки понятий:

- степь;

- лиственный лес;

- тайга.

объяснять взаимосвязи в природе.


Создавать игры биогеографического содержания.

Карта полуша-рий ВидеоГеография


§22, дневник «Школа географа-следопы-та», кроссворд

30


Жизнь в полярных поясах и океане.

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане.


Формирова-ние коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.

Развитие практичес-ких умений работать с путеводите-лями и определите-лями.

Ученик научиться понимать существенные признаки понятий:

- тундра;

- арктическая пустыня;

антарктическая пустыня;

фитопланктон.

Ученик имеет возможность научиться объяснять взаимосвязи в природе.

Составлять описание животных морских глубин и полярных областей.

Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Работать с определителем морских животных.

Карта полуша-рий ВидеоГеография


§23, дневник «Школа географа-следопы-та», презента-ция

31

32


Природная среда. Охрана природы.

Природ-ное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландс-ким заповедни-ком.


Эмоцио-нально – ценностное отношение к окружающей среде

Высказы-вать суждения, подтверждая их фактами.

Формиро-вание умения ориентиро-ваться в окружаю-щем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.


Ученик научиться понимать существенные признаки понятий:

- окружающая среда;

- природная среда;

- искусственная среда;

- ООПТ;

- заповедник;

- биосферный заповедник.

Знать ООПТ своей местности.

Понимание роли человека и своей роли в охране природы.

Совершенство-вать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.

Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы.

Карта полуша-рий ВидеоГеография

ООПТ своей местно-сти

§24, дневник «Школа географа-следопы-та», агитации-онный листок

Резерв 3 часа.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!