СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по географии для 10-11 классов составлена и реализуется учителем Клейменовой Е.В. на основе авторских программ Е.М. Домогатских, «География 10-11» классов. - М.: Русское слово, 2010. Инвариативную (обязательную) часть данной рабочей программы определяют Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень и стандарт основного общего образования по географии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 10-11 классов составлена и реализуется учителем Клейменовой Е.В. на основе авторских программ Е.М. Домогатских, «География 10-11» классов. - М.: Русское слово, 2010. Инвариативную (обязательную) часть данной рабочей программы определяют Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень и стандарт основного общего образования по географии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года.
Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.
Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, выделен в тексте программы курсивом.
Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, расположенным в последовательности, а также требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета.
Структура программы по географии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базисный курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений, особенности развития территорий.
Исходя из стандартов 2004 года, федеральный компонент направлен на реализацию основных целей и задач:
Цели:
Создание принципиально иной образовательно-информационной среды для внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.
Формирование осознанной мотивации учащегося при обучении его географии с использованием информационных технологий; целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности.
Приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания.
Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
Важнейшими задачами для решения поставленных целей являются:
Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех хозяйственных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методов изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических современных процессов и явлений;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупных стран;
Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
Использование в практической деятельности и в повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
Нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;
Понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Авторская программа под редакцией Е.М. Домогатских наиболее интересно предполагает изучение географии, более доступно излагается материал, последовательно и логично выстроены темы изучения, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников. Автором программы и учебников предполагается такая структура учебного материала, которая определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта для среднего (полного) общего образования и лучшие пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также лучшего развития учащихся.
Программа очень хорошо сочетается с применяемой в педагогической работе технологий - «Формирование осознанной мотивации учащегося в изучении географии с использованием информационных технологий»; «» в рамках концепции развивающего обучения, целью которой являются способы организации учебного процесса, направленные на стимулирование познавательной деятельности обучающихся и вовлекающие их в мыслительную и поведенческую активность.
Чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес. Ни физический труд, ни учебная деятельность - не достигают своих высших уровней развития без личностно значимого отношения к деятельности. Интерес - важнейший побудитель любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и предметов, и явлений окружающей действительности.
В своей педагогической практике используем разнообразные методики преподавания уроков: лекции, семинары, кино-уроки, уроки-диспуты, уроки-конференции, уроки-зачеты, тестирование, уроки защиты проектов, опережающее задание, уроки-срезы знаний, зачеты и другие.
Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения - основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
На своих уроках используем разнообразные методы проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, проектно-исследовательский.
Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся, исследовательских навыков учащихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов и т.д.
Организуем обучение, опираясь на педагогические принципы: принцип научности, принцип доступности и нарастающей трудности, принцип системности и последовательности, принцип наглядности, принцип связи теории с практикой и жизнью, принцип интеграции, принцип креативности, принцип взаимоуважения и сотрудничества, принцип здоровье сбережения.
Эти принципы являются равноценными и взаимосвязанными. Они реализуются на традиционных и нестандартных уроках, индивидуальных и групповых консультациях, факультативных занятиях, внеклассных мероприятиях.
Данная рабочая программа рассчитана для 10-х класов. Подразумевает очную форму обучения, личностно ориентированную модель обучения. В создавшихся условиях современности естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными для реализации рабочей программы являются обучение в сотрудничестве, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению.
В соответствии с реализацией данной программы используются следующие виды учебной деятельности:
- практические работы;
- работы со статистическим материалом;
- участие в научно – практических конференциях;
- участие в различных интеллектуальных олимпиадах по предмету;
- различные виды публичных выступлений, презентации познавательной и практической деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане лицея
В Федеральном базисном учебном плане на изучение географии в 10-11 классах выделено 70 часов.
В лицее № 81 обучение на третьей ступени образования осуществляется на общеобразовательном уровне. В соответствии с этим, согласно Базисному учебному плану лицея, для изучения учебного предмета география в 10А,Б,В– 11А,Б,В классах используется предлагаемая рабочая программа, рассчитанная на 70 часов за два года обучения:
Место учебного предмета «География» для 10-х классов в учебном плане лицея № 81 | |
1 недельный учебный час (всего за учебный год 35 учебных часов). | Внеклассная работа по предмету олимпиады, конкурсы, НПК, индивидуально |
Место учебного предмета «География» для 11-х классов в учебном плане лицея № 81 | |
1 недельный учебный час (всего за учебный год 35 учебных часов). | Внеклассная работа по предмету олимпиады, конкурсы, НПК, индивидуально |
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности.
На базовом уровне к ним относится:
- работа с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа в том числе в геоинформационных системах;
- обоснование суждений, доказательств, объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
- владение основными видами публичных выступлений, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-методический комплекс
Нормативно-правовое, инструктивно-методическое и программно – методическое обеспечение, регламентирующие и поддерживающие деятельность по реализации программы
1 | «Закон об образовании» М «Творческий центр» 2006г (дополнение Федерального Закона от 12.2007г № 309-ФЗ ст. 7); |
2 | Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001г |
3 | Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г № 196; |
4 | Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.2.№ 1178-02), зарегистрированные в Мингюсте России 05.12.2002г, регистрационный №3997; |
5 | Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательный учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО РФ от 09.03.2004г №1312; |
6 | Приказ МО России от 05.03. 2004г № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» //Сборник нормативных документов «География» М 2004г |
7 | Примерная программа по географии для основной и средней (полной) школы, размещена на сайте Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru/edu-politic/standart/pp/1485 |
8 | Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 14.08.2009г № 593 // журнал «Вестник образовании России» № 3,5,6 2010г |
9 | Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов». http://almetedu.ru/downloads/elekt1_2505.doc |
10 | Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Лицей № 81» |
11 | Краткосрочная перспективная образовательная программа лицея № 81 |
Рабочая программа составлена на основе авторских программ:
Е.М. Домогатских, «География 10-11» классов. - М.: Русское слово, 2008.
Примерная программа по географии среднего (полного) общего образования, базовый уровень.
Учебник:
1. Е. М. Домогацких , Н.И. Алексеевский «Экономическая и социальная география мира», 10 класс. 1 и 2 часть.-М.:Русское слово,2008. УЖ.
2. Географический атлас с набором контурных карт, 10 кл.
3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10 кл. М.:Дрофа,2007.
Учебно - методический комплекс для учителя:
Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения в школе. М.: Астрель, 2002.
Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной школе. – М.: Просвещение, 1985.
Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.
Перлов В.П. Изучаем географию по-новому. М.: Просвещение, 2003.
Пятунин В.Б. Проверка и оценка результатов обучения географии. М.: 2003г.
Издательство «Учитель» «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. 1 и 2 части. О.И. Ануфриев. Волгоград 2008
Е.А. Жижина, Н.А. Никитина «Поурочные разработки по географии». 10 класс. М. «ВАКО» 2006
Учебно-методический комплекс для учащихся:
Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. - М.: Дрофа, 2004.
Максаковский В.П. Дополнительные главы. - М.: Дрофа, 2000.
Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х т. - М.: Дрофа, 2004.
Холина В.Н. География человеческой деятельности. - СПб.: Спец-Лит, 2004.
Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2003.
Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. - М.: Дрофа, 2004.
Максаковский В.П. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2007.
Географический энциклопедический словарь. М.: 1986г.
Журнал «Вокруг света» 2000 – 2011 год.
Журнал «Я познаю мир» 2005-11 год.
Максимов «За страницами учебника географии».
Соловьев А.И., Карпов Г.В. Словарь – справочник по физической географии. М.: 1983г.
Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии» 6-10 кл. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Электронно-образовательные ресурсы:
1. На электронных носителях:
- Геоинформационные технологии, «Живая география»;
- Интерактивные наглядные пособия.
Интернет – ресурсы:
- www.google.com
- www.national-geographic.com
- About Geography: www.geography.about.com
- www.prb.org
- www.cia.gov/cia/publications/factbook/
Технические средства обучения в лицее.
Мультимедийный проектор
Интерактивная приставка
Компьютер
Оснащение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «География» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по географии, и соответствует требованиям к оснащению образовательного процесса, изложенным в письме МОиН РФ от 01 апреля 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
Учебно-методическое оснащение кабинета:
кабинет географии оснащен полным комплексом учебно – наглядных пособий: общегеографические карты, модели Земли, наглядные пособия (картины, таблицы ит.д.), гербарии, коллекции горных пород и полезных ископаемых.
Компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска для выполнения практических и самостоятельных работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать:
основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;
Географические аспекты отраслей и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных процессов и явлений, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять географические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих различий и ситуаций;
Нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейшей социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
Понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематическое планирование изучения соответствующих разделов курса географии составлено по учебнику «География: Экономическая и социальная география мира».
Основная форма организации учебного процесса – урок. Чаще используется типология уроков М.И. Махмутова
Типы и виды уроков (по М.И. Махмутову)
Типы уроков | Виды уроков |
1. Урок изучения нового материала | 1 – урок-лекция; 2 – урок-беседа; 3 – урок с использованием учебного кинофильма; 4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); 5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке) |
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоения и др.) | 1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); 23 – урок практических работ; 3– урок-экскурсия; 4 – семинар |
3. Урок обобщения и систематизации | Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков |
4. Уроки контрольные (учёта и оценки знаний, умений и навыков) | 1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); 2 – письменная проверка; 3 – зачёт; 4 – зачётные практические работы; 5 – контрольная (самостоятельная) работа; 6 – смешанный урок (сочетание трёх первых видов) |
5. Комбинированные уроки | На них решаются несколько дидактических задач |
Содержание курса
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.
В соответствии с реализацией данной программы используются следующие виды учебной деятельности:
- практические работы;
- работы со статистическим материалом;
- участие в научно – практических конференциях;
- участие в различных интеллектуальных олимпиадах по предмету;
- различные виды публичных выступлений, презентации познавательной и практической деятельности.
Социальная и экономическая география мира 10 класс (35 часов)
Раздел 1. Современная география (1 час).
1 | Географическая наука | Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. |
Раздел 2. Страны современного мира (2часа).
1 | Типы стран современного мира | Различия стран современного мира по размерам территории, численности и особенностям населения, особенности ГП. Типы стран. Экономические развитые и развивающиеся страны: главные высокоразвитые страны Западной Европы, страны переселенческого типа, ключевые страны, страны внешне ориентированного развития, новые индустриальные страны и др. |
2 | Развитые и развивающиеся страны |
Раздел 3. География населения мира (5 часов).
1 | Численность, динамика и размещение населения. | Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграция населения. Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Типы воспроизводства населения. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. |
2 | Характеристика трудовых ресурсов и занятости. | Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. |
3 | Расселение населения. | Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации в различных странах и регионах мира. |
Раздел 4. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (12 часов).
1 | Природа и человек в современном мире. | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы дестабилизации окружающей среды. Виды природных ресурсов Земли. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания разных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов с различными типами природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды. |
Раздел 5. Мировое хозяйство и научно-техническая революция. (2 часа.)
1 | МГРТ и мировое хозяйство | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства, география важнейших отраслей |
2 | Современная эпоха НТР и мировое хозяйство |
Раздел 6. Характеристика отраслей мирового хозяйства (9 часов).
1 | Международная специализация и кооперирование. | Интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и ТНК. Отрасли международной специализации стран и регионов мира и определяющие их факторы. |
Раздел 7. Глобальные проблемы современности (1 час).
1 | Глобальные проблемы и их взаимосвязь | Природа и цивилизация. Понятия о глобальных проблемах, их типов и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы, как особо приоритетные: пути решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. |
Резерв 3 часа.
Оценочные практические работы:
№ пр \ р | Практическая работа | Дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта |
1. | Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». | 1.Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий. |
2. | Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени. | Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира, определение их географической специфики. |
3. | Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору). | Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. |
4. | Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран (регионов) мира. | 1.Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. |
5. | Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. | 1.Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковских и друге виды международных услуг. 2.Определение основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. |
6. | Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира. |
|
Социальная и экономическая география мира 11 класс (35 часов)
Раздел 1. Регионы и страны мира (25 часов)
1. | Понятия о географическом регионе. | История формирования ПКМ. Основные варианты регионального деления мира. Особенности ГП, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально – экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии. |
Раздел 2. Россия в современном мире. (10 часов)
2. | Россия на политической карте мира. | Изменение ГП России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России. |
3. | Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. | География отраслей международной специализации России. |
4. | Характеристика современных этапов преобразований закрытой экономики прошлого и открытой экономики будущего. | Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. |
5. | Особенности географии и структура международной торговли. | Крупнейшие торговые партнеры страны. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств. Участие России в международных социально-экономических и гео-экологических проектах |
Пакет мониторинговых материалов
Итоговая контрольная работа по географии за 10-11 класс
1 уровень
Укажите сферу хозяйства, которая в развивающихся странах находится на третьем месте по доле занятых – 1 балл:
Сельское хозяйство,
Промышленность и строительство,
Сфера услуг.
Напишите, как называется (слова – определения): - 6 баллов
Исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями,
Специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими,
Международная компания (концерн), в рамках которой объединяются многочисленные предприятия одной или нескольких отраслей мирового хозяйства, расположенные в разных странах.
Назовите, какие отрасли промышленности развиваются опережающими темпами в современную эпоху НТР – 3 балла:
Электронная.
Пищевая,
Лесная,
Аэрокосмическая.
Производство новых материалов.
Угольная.
уровень
Назовите причины того, что черная металлургия во многих развитых странах все более тяготеет к морским портам – 7 баллов.
Выделите три страны с наибольшей выработкой электроэнергии – 3 балла:
Канада, США, Бразилия, Россия, Япония, Китай, Индия.
Подчеркните столицы стран, для которых характерна постиндустриальная структура хозяйства – 2 балла:
Токио, Пекин, Варшава, Каир, Стокгольм.
уровень
Выделите государства, добывающие и экспортирующие бокситы, но не имеющие производства алюминия – 3 балла:
Австралия, Гвинея, Венгрия, Индия, Ямайка, Турция, Суринам, Египет.
Установите соответствие между следующими странами и отраслями международной специализации – 6 баллов:
Страны Отрасли специализации
Кувейт а) животноводство
Швейцария б) нефтяная промышленность
Республика Корея в) судостроение
Аргентина г) производство копры
Экваториальная Гвинея д) часовая промышленность
Тувалу е) выращивание какао-бобов.
Назовите страну – 2 балла:
А) занимающую первое место по экспорту каменного угля;
Б) занимающую первое место по импорту каменного угля.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
1. Цель итоговой контрольной работы по географии за курс 10-11 класса.
Контрольные измерительные материалы позволяют диагностировать результативность усвоения учащимися федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии за курс 10 класса, « Экономическая и социальная география мира».
2. Исходные нормативные документы, определяющие содержание итоговой контрольной работы.
Содержание итоговой контрольной работы определялось на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089) и методическое пособие под ред. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии». М.: 2003г.
Тексты заданий предлагаемой модели итоговой контрольной работы по географии в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенных в Федеральный перечень.
3. Учебно-методический комплект.
Е.М. Домогатских, «География 10-11» классов. - М.: Русское слово, 2008.
Е.А. Жижина, Н.А. Никитина «Поурочные разработки по географии». 10 класс. М. «ВАКО» 2006
4. Форма работы. Количество вариантов.
Работа проводится в форме итоговой тестовой работы, состоящей из одного варианта.
5. Проверяемые в КИМах требования к уровню подготовки по предмету:
Предметные знания и умения
Содержание и структура итоговой контрольной работы дают возможность достаточно полно проверить комплекс знаний и умений по предмету:
Основные географические понятия и термины;
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей;
Специализации в системе международного географического разделения труда.
Общие учебные умения, навыки, способы деятельности
1. Умение выявлять существенные признаки географических объектов и явлений
2. Умение выявлять причинно-следственные связи
3. Умение сравнивать и сопоставлять
4. Умение классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким признакам
5. Умение определять существенные характеристики изучаемых объектов
6. Умение извлекать необходимую информацию из карт атласа
6. Структура итоговой контрольной работы по географии:
Характеристика частей работы.
Итоговая контрольная работа состоит из 9 заданий, в том числе заданий базового уровня сложности – 6; повышенного – 2; высокого – 1.
В каждой из частей присутствуют задания разного уровня трудности. К базовому уровню сложности относится 62% заданий; к повышенному уровню сложности – 24% и к высокому – 14%. Общее количество возможно заработанных баллов, при выполнении контрольной работы, может составить 31 балл.
Задания обязательного (базового) уровня предназначены для определения географических знаний, навыков и умений учащимися 10 класса образовательного учреждения лицея № 81, реализующего программы основного общего образования по географии на базовом уровне. Задания первой части считается выполненными, если верны все ответы, приведены логические обоснования.
Вторая повышенного уровня сложности предназначены для более глубокого и точного контроля знаний учащихся. При выполнении заданий повышенного уровня должен быть записан краткий верный ответ на установление соответствия.
Третья часть состоит из заданий, нацеленных на проверку способностей учащихся применять базовые знания в новой ситуации.
7. Типы заданий. Количество заданий каждого типа в варианте контрольной работы.
Данная итоговая контрольная работа по географии предполагает выполнять все девять заданий с выбором ответа (ВО), с кратким и свободным развернутым ответом (РО), задания на установление соответствия (УС), на установление порядка (УП). При выполнении задания можно использовать любые географические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, допущенных или рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Возможны различные способы записи развернутого ответа. Главное требование – ответ должен быть полным и обоснованным. В остальном он может быть произвольным.
Распределение заданий итоговой контрольной работы по содержанию; уровню сложности; уровню усвоения знаний:
Распределение заданий контрольной работы по содержанию учебного материала курса географии 10- 11 класса.
Содержание учебного материала | Число заданий | Максимальный балл | Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу, равного 5 |
Сфера мирового хозяйства | 1 | 1 | 3% |
Знания на слова -определения | 1 | 6 | 18% |
Отрасли промышленности в эпоху НТР | 1 | 3 | 9% |
Факторы распределения черной металлургии мира | 1 | 7 | 22% |
Энергетика мира | 1 | 3 | 9% |
Виды развития хозяйства мира | 1 | 2 | 6% |
География развития добывающей и перерабатывающей промышленности | 1 | 3 | 9% |
География международной специализации | 1 | 6 | 18% |
Страны, экспортеры и импортеры каменного угля | 1 | 2 | 6% |
Итого: | 9 | 31 | 100% |
Распределение заданий работы по уровню сложности.
Обязательный уровень состоит из шести заданий; повышенный уровень – из двух; высокий – из 1. В таблице представлено распределение заданий итоговой контрольной работы по уровню сложности.
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный балл | Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу, равного 5 |
Обязательный (базовый) | 6 | 19 | 62% |
Повышенный | 2 | 8 | 24% |
Высокий | 1 | 4 | 14% |
Итого: | 9 | 31 | 100% |
Распределение заданий по уровням усвоения знаний.
Каждое задание итоговой контрольной работы отвечает определённому уровню усвоения знаний:
Номер уровня | Уровень усвоения знаний | Всего заданий | % от общего количества |
1. | Выполнение заданий в знакомой ситуации | 6 | 70% |
2. | Выполнение заданий в измененной ситуации | 2 | 20% |
3. | Творческое применение знаний | 1 | 10% |
8. Время выполнения работы.
На выполнение итоговой контрольной работы отводится 45 минут.
9. Критерии оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Правильное выполнение каждого из заданий оценивается по разному. За правильное выполнение, задание №1– оценивается в 1 балл; № 2,8 –в 6 баллов; № 3,5,7 – в 3; № 4 – в 7 баллов; № 6,9 – в 2 балла. Задание считается выполненным верно, если учащийся выполнил правильно все задания, привел примеры и логические обоснования, записал ответ в тетрадях; нашел географические объекты, записал ответ. Проверка выполнения заданий проводится учителем географии по следующей системе оценивания:
отметка «5» ставится в том случае, если учащийся выполнил верно задания итоговой контрольной работы и заработал 28 - 31балл.
отметка «4» ставит в том случае, если учащийся выполнил верно задания обязательного уровня и любое из заданий повышенного уровня итоговой контрольной работы и заработал 22 – 27 баллов.
отметка «3» ставит в том случае, если учащийся выполнил верно, задания обязательного уровня итоговой контрольной работы и заработал 21 – 15 баллов.
отметка «2» ставит в том случае, если учащийся выполнил верно задания итоговой контрольной работы и заработал 14 и менее балла.
Спецификация итоговой контрольной работы по географии за 10 класс разработана, исходя из того, что верное выполнение заданий контрольной работы на 27 баллов, отвечает минимальному уровню подготовки, подтверждающему освоение учащимся основной общеобразовательной программы основного общего образования по географии.
К итоговой контрольной работе можно готовиться по учебнику [1], входящим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, а также по дополнительным пособиям [5].
Обобщенный план итоговой контрольной работы по географии за курс 10-11 класса
Номер задания | Проверяемые элементы содержания (дидактиче-ские единицы) | Уровень слож-ности задания | Уровень усво-ения знаний | Тип зада-ния | Пример-ное время выполне-ния задания (мин.) | Предмет-ные знания и умения | Общие учебные навыки и способы деятельности |
1 | Сфера мирового хозяйства | Б | 1 | ВО | 1 | 2 | 1, |
2 | Знания на слова -определения | П | 2 | РО | 9 | 1 | 1,2,3 |
3 | Отрасли промышленности в эпоху НТР | Б | 1 | РО | 4 | 1,3,4 | 1,2,3 |
4 | Факторы распределения черной металлургии мира |
В | 3 | УП | 10 | 1,3,4 | 1,3,4 |
5 | Энергетика мира | Б | 1 | УП | 4 | 1,2 | 1,2 |
6 | Виды развития хозяйства мира | Б | 1 | УС | 2 | 2 | 1,4 |
7 | География развития добывающей и перерабатывающей промышленности | Б | 1 | РО | 4 | 1 | 1,4 |
8 | География международной специализации | П | 2 | РО | 9 | 1,2,3,4,5 | 1,2,3,5 |
9 | Страны, экспортеры и импортеры каменного угля | Б | 1 | УС | 2 | 1,2,5 | 1,3,5 |
Тематическое планирование по географии для 10-11 классов базового уровня ( 70 часов - 1 урок в неделю)
Класс 10 класс
Курс: «Экономическая и социальная география мира»
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во час. | Основные типы уроков | Цель, прогнозируемый результат | Основные виды учебной деятельности | Дидактические единицы | Мониторинговые и оценочные мероприятия (форма/объём) | |||
Урок 1. | Введение. Географическая наука | 1 | Изучение нового материала | Знать \ понимать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений | Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных | 1.Слушать рассказ учителя о целях и задачах курса, отвечать на вопросы 2.Знакомство учащихся с УМК, знакомство со структурой учебника и приемами работы с ними, географическим атласом; 3.Участвовать в беседе «Географизация современной жизни человека». 4.Характеристика отдельных карт атласа по масштабу, охвату территории, условным обозначением. | Частично-поисковая беседа. 1.Предмет изучения физической и социально-экономической географии. 2.Этапы развития географической науки; традиционные методы географических исследований; геоинформационные системы. Сопоставление карт атласа. 1.Нахождение стран по территории.
| |||
2. | Тема 1. Многообразие стран на ПКМ (2 часа). | |||||||||
Урок 2 | Типы стран современного мира | 1 | Практикум № 1 | Знать/понимать Основные этапы формирования современной политической карты, количественные и качественные сдвиги на карте мира, типология и ее признаки; политическая география, понятие о геополитике. Уметь Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями разнообразных факторов | Различия стран современного мира по размерам территории, численности и особенностям населения, особенности ГП. Типы стран. Экономические развитые и развивающиеся страны: главные высокоразвитые страны Западной Европы, страны переселенческого типа, ключевые страны, страны внешне ориентированного развития, новые индустриальные страны и др. | Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира» | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт: «Государственный строй стран мира» | |||
Урок 3 | Развитые и развивающиеся страны | 1 | Практикум № 2 | Обозначение стран на к\карте; работа с статистическим материалам; выполнение пр. работы. | Анализ карт: «Характеристика ПГП страны. Его изменение во времени». Проблемные и творческие задания по теме. | |||||
3. | Тема 2. География населения мира (5 часов). | |||||||||
Урок 4 | Численность и динамика населения мира | 1 | Изучение нового мериала | Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения | Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополи-тические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира | Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы | |||
Урок 5 | Расовый и половозрастной состав населения | 1 | Изучение нового мериала | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | ||||||
Урок 6 | Этнический и религиозный состав населения | 1 | Изучение нового мериала | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы | ||||||
Урок 7 | Размещение населения и его миграции | 1 | Урок совершенствования ЗУН. Практикум | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | ||||||
Урок 8 | Сельское и городское население | 1 | Урок совершенствования ЗУН, Семинар | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт Проблемные и творческие задания по теме. | ||||||
4. | Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (13 часов). | |||||||||
Урок 9 | История взаимоотношений между природой и обществом | 1 | Изучение нового мериала | Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспе-ченность отдельных стран и регионов мира | Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология | Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | |||
Урок 10 | Природопользование и экологические проблемы | 1 | Урок совершенствования ЗУН. Семинар | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира» | ||||||
Урок 11 | Природные ресурсы | 1 | Урок совершенствования ЗУН. Практикум № 3 | |||||||
Урок 12 | Минеральные ресурсы | 1 | Урок совершенствования ЗУН. Семинар | |||||||
Урок 13 | Рудные и нерудные полезные ископаемые | 1 | Урок совершенствования ЗУН. Практикум | Тестирование, работа с картами | ||||||
Урок 14 | Земельные ресурсы | 1 | Урок совершенствования ЗУН. Практикум | Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций | ||||||
Урок 15 | Лесные ресурсы | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | ||||||
Урок 16 | Водные ресурсы | 1 | Урок совершенствования ЗУН. Практикум | Составление таблицы | ||||||
Урок 17 | Ресурсы Мирового океана | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам, решение географических задач | ||||||
Урок 18 | Другие виды природных ресурсов | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум № 4 | Практическая работа с использованием карт атласа, составление таблицы: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира» | ||||||
Урок 19 | Загрязнение окружающей среды | 1 | Урок совершенствования ЗУН. Семинар | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы | ||||||
Урок 20 | Пути решения экологических проблем | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы Проблемные и творческие задания по теме. | ||||||
Урок 21 | Обобщающее повторение темы Контрольное занятие | 1 | Обобщение и систематизация знаний. Практикум | Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов | Практическая работа с использованием карт атласа, составление таблицы | |||||
☻ | Корректировочное занятие. Анализ контрольного занятия и работа над ошибками | 10 мин | Тест | Корректировка знаний и умений по теме; работа над ошибками | Тестовые задания | |||||
4. | Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 часа). | |||||||||
Урок 22 | Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство | 1 | Изучение нового мериала | Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей. Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий | Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством | Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | |||
Урок 23 | Современная эпоха НТР и мировое хозяйство | 1 | Обобщение и систематизация знаний. Практикум № 5 | Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства, типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил | Учебное исследование по картам: «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил». Эвристическая беседа по результатам групповой работы Проблемные и творческие задания по теме. | |||||
5. | Тема 5. Характеристика отраслей мирового хозяйства (9 часов + 1 час «Обобщающего повторения» ). | |||||||||
Урок 24 | Топливно-энергетическая промышленность | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процес сами и.явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять ком плексную географическую характеристику, таблицы,картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | География мировых валютно - финансовых отношений. Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда. | Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира
| Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт | |||
Урок 25 | Металлургия | 1 | Комбинированный | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | ||||||
Урок 26 | Машиностроение | 1 | Комбинированный | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | ||||||
Урок 27 | Химическая, лесная и легкая промышленность | 1 | Комбинированный | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | ||||||
Урок 28 | Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство | 1 | Комбинированный | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | ||||||
Урок 29 | Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран | 1 | Комбинированный | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | ||||||
Урок 30 | Виды транспорта | 1 | Комбинированный | Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт | ||||||
Урок 31 | Транспорт и мировое хозяйство | 1 | Комбинированный |
|
| Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | ||||
Урок 32 | Международные экономические отношения | 1 | Комбинированный | Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда. | Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа Проблемные и творческие задания по теме. | ||||
Урок 33 | Обобщающее повторение | 1 | Обобщение и систематизация знаний. Практикум № 6 | Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт | ||||||
☻ | Корректировочное занятие. Анализ контрольного занятия и работа над ошибками | 10 мин | Тест | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа; проверка выполнения тестовых заданий | ||||||
6. | Тема 6. Глобальные проблемы современности (1 час). | |||||||||
Урок 34 | Глобальные проблемы и их взаимосвязь | 1 | Обобщение и систематизация знаний. Практикум | Сопоставлять географические карты различной тематики; уметь находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильно оценивать важнейшие социально-экономические события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, предсказывать их возможное развитие | Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества | 1.Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. 2. Разработка проекта решения одной из проблеем. 3. Географические аспекты качества жизни населения. Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы | |||
| Обобщающее повторение (1 час) | |||||||||
Урок 35 | Обобщающее повторение по всему курсу | 1 | Обобщение и систематизация знаний. Практикум | Сопоставлять географические карты различной тематики; уметь находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильно оценивать важнейшие социально-экономические события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, предсказывать их возможное развитие | Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда. | Анализ карт, тестирование | Проверка усвоения основных знаний и умений по теме |
Жирным шрифтом выделены оценочные практические работы.
Тематическое планирование по географии для 10-11 классов базового уровня ( 70 часов - 1 урок в неделю)
Класс 11 класс
Курс: «Экономическая и социальная география мира»
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Основные типы уроков | Цель, прогнозируемый результат | Дидактические единицы | Основные виды учебной деятельности | Мониторинговые и оценочные мероприятия (форма/объём) | |
1 | Раздел 6. Регионы и страны мира (27часов)
| |||||||
1.1 | Тема 1. Политическая карта мира – 2 урока | |||||||
Урок 1. | Этапы формирования ПКМ | 1 | Вводная лекция | Знать/понимать Основные этапы формирования современной политической карты, количественные и качественные сдвиги на карте мира, типология и ее признаки; политическая география, понятие о геополитике. Уметь Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями разнообразных факторов | Различия стран современного мира по размерам территории, численности и особенностям населения, особенности ГП. Типы стран. Экономические развитые и развивающиеся страны: главные высокоразвитые страны Западной Европы, страны переселенческого типа, ключевые страны, страны внешне ориентированного развития, новые индустриальные страны и др. | Называют виды государственных границ, основные этапы формирования ПКМ; признаки понятий «суверенное государство». Объясняют особенности 12 и 200 мильной зон, причины изменения ПКМ, изменение ПКМ под влиянием международных отношений | 1.Фронтальный опрос (10 мин) | |
Урок 2 | Регионы мира и международные организации | 1 | Лекция с элементами беседы | Основные варианты регионального деления мира. Особенности ГП, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально – экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии. | Показывают по карте страны относящиеся к различным международным организациям. Называют признаки понятий «ВВП» | Проверка составления опорного логического конспекта (10 мин) | ||
1.2 Тема 2. Зарубежная Европа (6 часов) | ||||||||
Урок 3 | Состав и географическое положение | 1 | Изучение нового материала | Знать/понимать Взаимосвязи между размещением населения, хозяйством и природными условиями разных территорий. Уметь Оценивать и объяснять ресурсо обеспеченность отдельных стран и регионов мира; применять разнообразные источники географической информации; составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты и т.д. отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Называют и показывают на карте ГП Зарубежной Европы. Описывают географическую специфику стран «Центральной оси» | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин) | |
Урок 4 | Природа и люди | 1 | Круглый стол | Пр. работа. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин) | |||
Урок 5 | Хозяйство и внутренние различия | 1 | Практикум | 1.Создание ЭГ обоснования размещения 2-3 отраслей промышленности в одной из стран 2.ПР. работа «Сравнительная ЭГХ двух стран «Большой семерки» | 1.Проверка умения использования электронной обработки при поиски и систематизации информации (в течении урока) 2.Проверка выполнения практической работы | |||
Урок 6 | ФРГ | 1 | Семинар | Называют и показывают территорию ФРГ, особенности ее ЭГП. Объясняют специализацию хозяйства страны, особенности ее состава и структуры. Характеризуют новые экономические отношения ФРГ и России. Составляют информационные листы. | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин) | |||
Урок 7 | Республика Польша | 1 | Практикум | Работа с картами и учебником. Пр. раб «Характеристика ПГП страны» | 1.Индивидуальная проверка пр. работы (10 мин) | |||
Урок 8 | Обобщающее повторение | 1 | Проектный | Защита проекта маршрута тур. Поездки по странам Европы | Оценка индивидуальных и групповых проектов | |||
☻ | Корректировочное занятие. Анализ контрольного занятия и работа над ошибками | 15мин | Проверка усвоения изученного материала | Уметь находить нужный материал в различных информационных источниках; выделять главное, находить причинно-следственные связи; обобщать полученные знания по теме; высказывать и отстаивать свое мнение по вопросам данной темы | Подведение итогов по теме, коррекция знаний, обобщение и выводы по теме, работа с текстом. | Выделяют типичные ошибки и работают над их исправлением |
| |
1.3 | Тема 3. Зарубежная Азия (9 часов). | |||||||
Урок 9 | Географическое положение и ресурсы | 30 мин. | Вводная Л | Называют и показывают ведущие страны Зарубежной Азии , оценивают изменения в территориальной структуре хозяйства, причины возникновения региональных группировок. | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Сравнительная характеристика ЭГП двух стран Азии | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин) | |
Урок 10 | Население и хозяйство Зарубежной Азии. | 1 | Актуализация опорных знаний | Оценивают тенденции возрастного состава стран Азии . Объясняют различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах; причины возникновения экологических проблем. | Работа с картографическим материалом. Составление опорного конспекта | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин) | ||
Урок 11 | Япония, ГП, ресурсы и население | 1 | Практикум | Называют и показывают направления экспорта и импорта Японии, географическую специфику страны | Работа с атласом и дополнительной литературой | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин) | ||
Урок 12 | Хозяйство Японии | 1 | Эвритическая беседа | Объясняют специализацию хозяйства Японии, особенности состава и структуры, участие в ГРТ. Прогнозируют основные направления социально-экономического развития | Практическая работа «Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии» | 1.Проверка умения использования электронной обработки при поиски и систематизации информации (в течении урока) 2.Проверка выполнения практической работы | ||
Урок 13 | Китайская Народная республика | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Называют и показывают территорию Китая. Знают географическую специфику страны | Работа с картами | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин) | ||
Урок 14 | Хозяйство Китая | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Объясняют особенности состава и структуру хозяйства Китая, участие в ГРТ, «китайское чудо». Прогнозируют основные направлениясоциально-экономического развития, изменение роли страны в МХ, экологическую ситуацию в регионе | Работа с картами | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин) | ||
Урок 15 | Республика Индия. ГП, ресурсы, население | 1 | Комбинированный | Называют и показывают основные направления экспорта и импорта. Объясняют специализацию хозяйства отдельных районов; участие в ГРТ. | Работа с картами | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин) | ||
Урок 16 | Хозяйство и внутренние различия республики Индия. | 1 | Практикум | Прогнозируют основные направления социально экономического развития; изменение значения страны в МХ, экологическую ситуацию. |
| Работа с картографическим материалом. Составление опорного конспекта | Проверка составления опорного логического конспекта (10 мин) | |
Урок 17 | Обобщающий урок | 1 | Проектный |
|
| Защита проекта маршрута тур. Поездки по странам Зарубежной Азии | Оценка индивидуальных и групповых проектов | |
☻ | Корректировочное занятие. Анализ контрольного занятия и работа над ошибками | 15 мин | Проверка усвоения изученного материала | Уметь находить нужный материал в различных информационных источниках; выделять главное, находить причинно-следственные связи; обобщать полученные знания по теме; высказывать и отстаивать свое мнение по вопросам данной темы | Подведение итогов по теме, коррекция знаний, обобщение и выводы по теме, работа с текстом. | Выделяют типичные ошибки и работают над их исправлением | | |
1.4 | Тема 4. Северная Америка (3 часа) | |||||||
Урок 18 | США. Географическое положение, ресурсы, население | 30 мин | Практикум | Знают географическую специфику страны и особенности ее ГП, состав США, макрорегионы, их специализацию. Называют различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах. Оценивают изменения в территориальной структуре хозяйства | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Практическая работа «Составление картосхемы районов загрязнения территории США, выявление источников загрязнения. Объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения» | 1.Проверка умения использования электронной обработки при поиски и систематизации информации (в течении урока) 2.Проверка выполнения практической работы | |
Урок 19 | Хозяйство США и внутренние различия | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Объясняют причины возникновения экологических проблем и пути их решения. Специализацию хозяйства регионов, участие в ГРТ. Прогнозируют основные направления социально-экономического развития | Работа с картами | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин) | ||
Урок 20 | Канада. Географическое положение, ресурсы, население | 1 | Самостоятельная работа | Называют особенности ЭГП страны, географическую специфику Канады. Объясняют специализацию хозяйства регионов , особенности ее состава и структуры, участие в ГРТ | Практическая работа «Составление ЭГХ страны» | 1.Проверка умения использования электронной обработки при поиски и систематизации информации (в течении урока) 2.Проверка выполнения практической работы | ||
1.5 | Тема 5. Латинская Америка (4часа) | |||||||
Урок 21 | Географическое положение, ресурсы и население | 1 | Практикум | Описывают географическую специфику региона, латиноамериканский тип города, различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах. Характеризуют изменения в территориальной структуре хозяйства стран. Объясняют причины возникновения экологических проблем. Прогнозируют основные направления социально-экономического развития ведущих стран Латинской америки | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Работа с таблицами и картами. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки» | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин) | |
Урок 22 | Хозяйство и внутренние различия | 1 | Эвритическая беседа | Беседа с использованием карт атласа | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин) | |||
Урок 23 | Хозяйство и внутренние различия | 1 | Семинар | Учебное исследование по картам. Презентация рекламного проспекта о Бразилии | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин) 3.Оценка презентации | |||
Урок 24 | Обобщающее повторение по теме «Америка» | 1 | Урок проверки знаний | Уметь находить нужный материал в различных информационных источниках; выделять главное, находить причинно-следственные связи; обобщать полученные знания по теме; высказывать и отстаивать свое мнение по вопросам данной темы | Подведение итогов по теме, коррекция знаний, обобщение и выводы по теме, работа с текстом. | Выполнение тестовых заданий | Проверка выполнения тестовых заданий | |
☻ | Корректировочное занятие. Анализ контрольного занятия и работа над ошибками | 15мин | Проверка усвоения изученного материала | Уметь находить нужный материал в различных информационных источниках; выделять главное, находить причинно-следственные связи; обобщать полученные знания по теме; высказывать и отстаивать свое мнение по вопросам данной темы | Подведение итогов по теме, коррекция знаний, обобщение и выводы по теме, работа с текстом. | Выделяют типичные ошибки и работают над их исправлением |
| |
1.6 | Тема 6. Африка (5 часов_ | |||||||
Урок 25 | Географическое положение и природные ресурсы | 30 мин | Лекция | Определяют особенности ЭГП объектов. Сравнивают регионы Африки. Называют заповедники и национальные парки, объекты всемирного наследия. Оценивают изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, миграции, причины возникновения экологических проблем в регионе. Описывают арабский тип города. Оценивают и объясняют ресурсообеспеченность отдельных стран. | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
| Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования природных ресурсов. Определение стран имеющих наибольшие перспективы развития. | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин)
| |
Урок 26 | Население и хозяйство | 1 | Лекция | Составление логического опорного конспекта | Проверка составления опорного логического конспекта (10 мин) | |||
Урок 27 | ЮАР ГП, ресурсы и население | 1 | Комбинированный | Исследование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. Защита проекта | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с Интернетом (5 мин) 3.Оценка презентации | |||
Урок 28 | Республика Кения. ГП, ресурсы и население | 1 | Комбинированный | Исследование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. Защита проекта | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с Интернетом (5 мин) 3.Оценка презентации | |||
Урок 29 | Обобщающее повторение | 1 | Контроль знаний | Выполнение тестовых заданий | Проверка выполнения тестовых заданий | |||
☻ | Корректировочное занятие. Анализ контрольного занятия и работа над ошибками | 0,15 | Проверка усвоения изученного материала | Уметь находить нужный материал в различных информационных источниках; выделять главное, находить причинно-следственные связи; обобщать полученные знания по теме; высказывать и отстаивать свое мнение по вопросам данной темы | Подведение итогов по теме, коррекция знаний, обобщение и выводы по теме, работа с текстом. | Выделяют типичные ошибки и работают над их исправлением |
| |
1.7 | Тема 7. Австралия и Океания (3 часа) | |||||||
Урок 30-31 | Австралия | 80 мин | Вводная лекция | Называют и показывают страны, их особенности в географическом положении. Объясняют специализацию хозяйства Австралии и Океании, ее особенности и состав, участие в ГРТ. Оценивают и объясняют ресурсообеспеченность региона, его демографическую ситуацию, уровни урбанизации, внутренние географические отличия | Территория, границы, положение. Политическая карта, государственный строй. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты. Место в МХ, главные отрасли специализации. | Практическая работа «Составление картосхемы отражающей международные экономическое связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата» | 1.Проверка умения использования электронной обработки при поиски и систематизации информации (в течении урока) 2.Проверка выполнения практической работы | |
Урок 32 | Океания | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Работа с картами | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин) | |||
1.8 | Тема 8. Россия и современный мир (2 часа) | |||||||
Урок 33 | Экономико географическая история России. Современная Россия. | 1 | Практикум | Оценивают и объясняют ресурсообеспеченность России; ее демографическую ситуацию; уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, техногенных и антропогенных изменений отдельных территорий. Применяют разнообразные источники географической информации | Россия на ПКМ. Изменение ГП во времени. Экономико географическая история и роль России в МХ и в МГРТ. Современное геополитическое положение. География отраслей ее международной специализации. Характеристика современного этапа преобразований. | Работа с картами. Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденции их возможного развития | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин)
| |
Урок 34 | Россия в МХ и МГРТ; география отраслей международной специализации | 1 | Проблемная лекция и задачи | Работа с картами. Определение роли России втпроизводстве важнейших видов мировой промышленной и С/Х продукции | 1.Индивидуальный опрос (10 мин) 2. Оценка работы с картами (5 мин)
| |||
^Урок 35 | Контрольно измерительное занятие (резерв) | 0,30 | Урок актуализации знаний и умений | Выполнение тестовых заданий | Проверка выполнения тестовых заданий | |||
☻ | Корректировочное занятие. Анализ контрольного занятия и работа над ошибками | 0,15 | Проверка усвоения изученного материала | Уметь находить нужный материал в различных информационных источниках; выделять главное, находить причинно-следственные связи; обобщать полученные знания по теме; высказывать и отстаивать свое мнение по вопросам данной темы | Подведение итогов по теме, коррекция знаний, обобщение и выводы по теме, работа с текстом. | Выделяют типичные ошибки и работают над их исправлением |
|
Жирным шрифтом выделены оценочные практические работы.