СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5-6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и ктп по географии 5-6 класс. ФГОС. автор Летягин

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5-6 класс»

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Лопчинская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского района



Рабочая программа

по учебному предмету

«География»

5 класс







Вяткина Кристина Игоревна

учитель

б/к








Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 10 от 28.08.2015г.










2015 – 2016 учебный год




  1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовая база

Рабочая программа по предмету «География» разработана на основе следующих нормативных документов:

● Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (с последующими изменениями)

● Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

● Программа  География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.  

● Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного казённого учреждения «Лопчинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района для 5-9 классов (ФГОС) на 2015-2020 гг.


1.2. Цели предмета

Основная цель – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями, познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину


1.3. Общая характеристика предмета

География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.


1.4. Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МОКУ «Лопчинской СОШ» на изучение географии в 5-6 классах отводится 70 часов в год с расчетом 1 час в неделю (35 учебных недель)

Резервное время использовано на проведение диагностических работ и обобщение материала.

Сокращение изучения темы «Введение» с 6 часов на 3 было сделано в связи с перераспределением часов на изучение оболочек Земли.


2. Содержание учебного предмета

2.1. Основные содержательные линии

5 класс

Раздел №1. « Введение. Географическое познание нашей планеты»

Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Раздел №2. «Земля как планета Солнечной системы»

Возникновение Земли и ее геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Географические следствия движения Земли. Дни равноденствий и солнцестояний.

Раздел №3. «Изображение земной поверхности»

Тема №1. «План местности»

Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, виды съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Тема №2. «Глобус и географическая карта – модели земной поверхности»

Глобус – модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте. Географические координаты.


Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

Раздел №4. «Геосферы Земли»

Тема №3 «Литосфера»

Внутреннее строение Земли. Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование

человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различие гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.

Природные памятники литосферы.

Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.

Тема №4 «Гидросфера»

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения. Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озера, происхождение озерных котловин. Хозяйственное значение рек и озер. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники – источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера.

Охрана вод от загрязнения. Природные памятники гидросферы.

Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Тема №5 «Атмосфера»

Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.

Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанических течений, расположения горных хребтов.

Человек и атмосфера.

Охрана атмосферного воздуха.

Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Тема №6 «Почвенный покров»

Почва и ее образование. Плодородие почвы.

Тема №7 «Биосфера»

Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле.

Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Тема №8 «Географическая оболочка Земли»

Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки.

Человек как часть географической оболочки.

Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.


6 класс

Раздел «Географическое познание нашей планеты»

Тема: Что изучает география. Географические исследования. Начало географического познания Земли. География в Средние века. География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод. Расширение географического кругозора. География в античное время. Великие географические открытия в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв. Современные географические исследования. Географические достижения в Китае и на арабском Востоке. Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение

Раздел «Земля как планета Солнечной системы»

Темы: Возникновение Земли и ее геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Равнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствия и солнцестояния.

Раздел «Изображения земной поверхности»

Тема: «План местности» Изображение местности первыми людьми. Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли. Определение расстояний на местности различными способами. Ориентирование на местности; определений направлений. Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Азимут.

Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Виды планов и их использование Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы) Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека. Топографический план и топографическая карта Масштаб топографической карты. Как составляют топографические планы и карты. Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности физического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака. Изображение рельефа на топографических планах и картах Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи.

Тема: «Глобус и географическая карта - модели земной поверхности»

Метод моделирования в географии. Глобус - модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Масштаб и градусная сеть глобуса и карты (географические полюсы, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе Определение расстояний и высот по глобусу Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин Географическая карта Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами.

Географические карты и навигация в жизни человека Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации

Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

Раздел «Геосферы Земли»

Тема: «Литосфера»

Минералы. Минералы и их свойства. Ильменский минералогический заповедник Выветривание и перемещение горных пород Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность. Рельеф земной поверхности. Горы суши Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира. Равнины и плоскогорья суши Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира. Рельеф дна Мирового океана Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф

Тема: «Атмосфера»

Атмосфера, ее состав, строение и значение. Как нагревается атмосферный воздух Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха.

Атмосферное давление. Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды

Движение воздуха Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны.

Вода в атмосфере Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года

Климат Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели

Тема: «Гидросфера»

Воды Мирового океана Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения

Воды суши Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озера. Подземные воды. Болота. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота

Тема: «Биосфера и почвенный покров»

Биологический круговорот. Почва Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв. Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах. Изучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке. Отражать результаты исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта»

Тема: «Географическая оболочка Земли»

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка. Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле. Образование рас в разных природных условиях

2.2 Планируемые результаты

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой других видов деятельности; формирование основ экологической культуры.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

формирование и развитие экологического мышления.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем

формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;

умение работать с разными источниками географической информации;

умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

овладение основами картографической грамотности;

овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.


2.3 Перечень практических работ

5 класс

Практическая работа № 1 « Создание модели, показывающей шарообразность Земли».

Практическая работа № 2 «Изготовление модели гномона»

Практическая работа № 3 «Глобус- модель Земли»

Практическая работа № 4 « Изучение модели - Земля- Луна- Солнце»

Практическая работа № 5 «Изучение горных пород»

Практическая работа № 6 «Работа с топонимическим словарём»

Практическая работа № 7 Определение атмосферного давления

Практическая работа № 8 «Изучение свойств воды»

Практическая работа № 9 «Изучение свойств воды»

6 класс

Практическая работа № 1 «Ориентирование на объектах, расположенных на пришкольном участке»

Практическая работа № 2 «Маршрутная съемка местности»

Практическая работа № 3 «Определение географической широты и долготы. Определение положение географического центра России по географическим координатам»

Практическая работа № 4 «Описание свойств одного минерала, определение его твёрдость»

Практическая работа № 5 «Описание Кавказских гор с использованием плана».

Практическая работа № 6 «Описание Западно - Сибирской равнины с использованием плана».

Практическая работа № 7 «Анализ основных климатических показателей пос. Лопча»

Практическая работа № 8 «Описание Индийского океана с использованием плана, разработанного на уроке»

Практическая работа № 9 «Описание географическое положение реки Нил»







3. Календарно-тематическое планирование

5 класс


Дата план

Дата факт

Тема урока

Основные виды учебной деятельности (УУД)




Введение 3 часа


1



География — одна из наук о планете

Земля

Наблюдать за географическими объектами своей местности.
Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».
Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли

2



Практическая работа № 1

« Создание модели, показывающей шарообразность Земли».

3



Наблюдения — метод географической науки

Практическая работа № 2 «Изготовление модели гномона»

Изготавливать модель гномона.
Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.




Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы 4 часа


4



Земля среди других планет Солнечной системы.

Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли

5



Практическая работа № 3 «Глобус- модель Земли»

Организация проведения осенних фенологических наблюдений.

6



Движение Земли по околосолнечной орбите

Готовить «Календарь природы»

7



Суточное вращение Земли.

Практическая работа № 4

« Изучение модели - Земля- Луна- Солнце».

Изучать модель «Земля — Луна — Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.
Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли




Раздел 2. Геосферы Земли

25 часов




Литосфера 9 часов


8



Слои «твёрдой» Земли

Строить модель «твёрдой» Земли

9



Вулканы Земли

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры

10



Из чего состоит земная кора.

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

11



Практическая работа № 5

«Изучение горных пород»

12



Строение земной коры. Землетрясения

Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы

13



Рельеф земной поверхности

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.
Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

14



Относительная и абсолютная высота

15



Человек и литосфера. Практическая работа № 6 «Работа с топонимическим словарём».

Работать с топонимическим словарём.
Определять происхождение названий географических объектов.
Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы

16



Обобщение по теме: «Литосфера».





Атмосфера (4 ч)


17



Воздушная оболочка Земли

Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.
Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром

18



Погода и метеорологические наблюдения.

Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами

19



Практическая работа № 7 Определение атмосферного давления

20



Человек и атмосфера

Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.
Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс)




Водная оболочка Земли (7 ч)


21



Вода на Земле. Практическая работа № 8 «Изучение свойств воды».

Изучать и описывать свойства воды.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды

22



Практическая работа № 9 «Изучение свойств воды».

23



Мировой океан — главная часть гидросферы.

Определять происхождение названий географических объектов.
Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Создавать игру «Знатоки морских названий».
Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

24



Воды суши. Реки

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку.
Выявлять основные различия горных и равнинных рек

25



Озёра. Вода в «земных кладовых».

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.
Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).
Создавать самодельную модель родника и работать с ней

26



Человек и гидросфера.

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.
Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

27



Обобщение по теме: «Гидросфера»





Биосфера 5 часов


28



Оболочка жизни.

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов

29



Жизнь в тропическом поясе.

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.
Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания

30



Растительный и животный мир умеренных поясов

Создавать игры биогеографического содержания

31



Жизнь в полярных поясах и в океане

Изучать виртуально морских животных, используя путеводитель «Жизнь в морских глубинах».
Работать с определителем морских животных

32



Природная среда. Охрана природы.

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.
Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.
Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы

33



Итоговое повторение.


34



Итоговое повторении.


35



Итоговая диагностическая работа








































6 класс

Дата план

Дата факт

Тема урока

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)




Введение. Географическое познание нашей планеты (3ч)

1



Начало географического познания Земли. География в Средние века (Европе)


Строить модель гномона.
Измерять высоту Солнца над горизонтом.
Составлять свою «Карту мира» в «Дневнике географа-следопыта» Читать фрагмент «Книги о разнообразии мира» Марко Поло.
Работать со своей «Картой мира» в «Дневнике географа-следопыта».

2



География в Средние века (Азия).

Великие географические открытия.



Изучать устройство компаса.
Создавать модель компаса.
Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу. Работать с топонимическим словарём.
Создавать игру «Материки и части света»

3



Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв.

Современные географические исследования

Подготовить свою первую научную экспедицию с целью обнаружения географического объекта своей местности — памятника природы.
Изучать изображения Земли из космоса.
Работать по освоению языка космических снимков




Изображение земной поверхности (12 ч)




План местности (6 ч)

4



Изображения земной поверхности

Ориентирование на местности

Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности.
Определять среднюю длину своего шага.

5



Топографический план и топографическая карта. Практическая работа № 1 «Ориентирование на объектах, расположенных на пришкольном участке»




Создавать игру «Топографическое домино».

6



Как составляют топографические планы и карты.

Практическая работа № 2 «Маршрутная съемка местности»

Проводить полярную съёмку пришкольного участка.

7



Изображение рельефа на топографических планах и картах

Создавать и работать с макетами холмов. Обозначать на макетах линии с одинаковой высотой.
Определять зависимость густоты горизонталей от крутизны скатов холмов.

8



Виды планов и их использование


Создавать серию схематических планов «Этапы Куликовской битвы» по описаниям в «Дневнике географа-следопыта».

9



Обобщающее повторение




Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 ч)

10



Глобус — модель Земли

Работать со школьным глобусом: определять масштаб, измерять длину экватора и меридианов, определять расстояния между объектами, протяжённость Африки с севера на юг

11



Географические координаты


Изготавливать широтную линейку для школьного глобуса.
Определять по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов

12



Практическая работа № 3 «Определение географической широты и долготы. Определение положение географического центра России по географическим координатам»

13



Определение расстояний и высот по глобусу


Изготавливать масштабную линейку для школьного глобуса.
Измерять расстояния по глобусу с помощью масштабной линейки.
Изготавливать кольцевую подставку для школьного глобуса.
Ориентировать глобус в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север — юг»

14



Географическая карта. Географические карты и навигация в жизни человека


Изучать правила работы с контурными картами. Обозначать положение географического объекта на контурной карте, показывать направления на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты

15



Обобщающее повторение





Геосферы Земли (19 ч)




Литосфера (6 ч)

16



Минералы

Практическая работа № 4 «Описание свойств одного минерала, определение его твёрдость»

Работать с коллекцией минералов и горных пород.
Описывать свойства одного минерала, определять его твёрдость.
Записывать результаты изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта»

17



Выветривание и перемещение горных пород


Заочно знакомиться с известняковыми пещерами

18



Рельеф земной поверхности. Горы суши. Практическая работа № 5 «Описание Кавказских гор с использованием плана».


Описывать географическое положение Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.
Составлять план описания Гималаев на основе работы с текстом учебника

19



Равнины и плоскогорья суши.

Практическая работа № 6 «Описание Западно - Сибирской равнины с использованием плана».

Описывать географическое положение Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.
Составлять план описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника

20



Рельеф дна Мирового океана

Изучать рельеф дна Чёрного моря с целью определения наиболее оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов.
Строить упрощённый профиль дна Чёрного моря по линии пролегания маршрута газопровода

21



Обобщающее повторение





Атмосфера (7ч)

22



Как нагревается атмосферный воздух

Исследовать условия нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощённой модели.
Определять суточную амплитуду температуры воздуха по данным своего дневника погоды.
Сравнивать значения амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде.
Объяснять отмеченные различия

23



Атмосферное давление



Изучать устройство и правила работы с барометром-анероидом.
Измерять атмосферное давление на разных этажах здания.
Определять высоты по разности атмосферного давления

24



Движение воздуха



Определять преобладающие направления ветра в различных российских городах.
Разрабатывать маршруты кругосветного путешествия на воздушном шаре.

25



Вода в атмосфере

Проводить опыт, показывающий, как образуется туман.
Описывать результаты опыта в «Дневнике географа-следопыта».
Работать с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира; объяснять причины выявленных особенностей годового распределения осадков

26



Вода в атмосфере

27



Климат

Практическая работа № 7 «Анализ основных климатических показателей пос. Лопча»

Составлять карты климатических рекордов Земли.
Анализировать основные климатические показатели своей местности

28



Обобщающее повторение





Гидросфера (3 ч)

29



Воды Мирового океана

Практическая работа № 8 «Описание Индийского океана с использованием плана, разработанного на уроке»

Составлять карту «Глобальный океанический конвейер».
Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли.
Составлять план описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника

30



Воды суши

Практическая работа № 9 «Описание географическое положение реки Нил»

Описывать географическое положение реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана с примерами

31



Озера. Подземные воды. Болота.


Объяснять причины разнообразия вод суши




Биосфера и почвенный покров (1 ч)

32



Биологический круговорот. Почва

Изучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке.
Отражать результаты исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта»




Географическая оболочка Земли (3 ч)

33



Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка


Описывать представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков.
Фиксировать выводы о типичных расовых признаках в «Дневнике географа-следопыта»

34



Итоговая диагностическая работа


35



Анализ диагностической работы




4. Материально-техническое обеспечение

4.1. УМК

География начальный курс. А. А.Летягин под редакцией В. П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2014

География. Начальный курс: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор: А.А. Летягин под редакцией В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014

Комплект контурных карт 5 класс издательство «Дрофа» 2014г.

Атлас 5-6 классы издательство «Дрофа» 2014г.


4.2. ТСО

Магнитно-маркерная доска

Интерактивная приставка

Мультимедийный проектор

Ноутбук

4.3. Учебно-практическое оборудование

Набор настенных карт:

Физическая карта полушарий
Физическая карта океанов

4.4 Цифровые образовательные ресурсы

http://school-collection.edu.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!