Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Лопчинская средняя общеобразовательная школа»
Тындинского района

Рабочая программа
по учебному предмету
«География»
5 класс
Вяткина Кристина Игоревна
учитель
б/к
Принято на заседании педагогического совета протокол № 10 от 28.08.2015г. |
2015 – 2016 учебный год
-
Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база
Рабочая программа по предмету «География» разработана на основе следующих нормативных документов:
● Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (с последующими изменениями)
● Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
● Программа География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
● Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного казённого учреждения «Лопчинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района для 5-9 классов (ФГОС) на 2015-2020 гг.
1.2. Цели предмета
Основная цель – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями, познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину
1.3. Общая характеристика предмета
География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
1.4. Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОКУ «Лопчинской СОШ» на изучение географии в 5-6 классах отводится 70 часов в год с расчетом 1 час в неделю (35 учебных недель)
Резервное время использовано на проведение диагностических работ и обобщение материала.
Сокращение изучения темы «Введение» с 6 часов на 3 было сделано в связи с перераспределением часов на изучение оболочек Земли.
2. Содержание учебного предмета
2.1. Основные содержательные линии
5 класс
Раздел №1. « Введение. Географическое познание нашей планеты»
Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.
Раздел №2. «Земля как планета Солнечной системы»
Возникновение Земли и ее геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Географические следствия движения Земли. Дни равноденствий и солнцестояний.
Раздел №3. «Изображение земной поверхности»
Тема №1. «План местности»
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, виды съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности. Значение планов местности в практической деятельности человека.
Тема №2. «Глобус и географическая карта – модели земной поверхности»
Глобус – модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте. Географические координаты.
Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Раздел №4. «Геосферы Земли»
Тема №3 «Литосфера»
Внутреннее строение Земли. Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование
человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различие гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.
Природные памятники литосферы.
Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.
Тема №4 «Гидросфера»
Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения. Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озера, происхождение озерных котловин. Хозяйственное значение рек и озер. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники – источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера.
Охрана вод от загрязнения. Природные памятники гидросферы.
Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Тема №5 «Атмосфера»
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.
Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанических течений, расположения горных хребтов.
Человек и атмосфера.
Охрана атмосферного воздуха.
Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Тема №6 «Почвенный покров»
Почва и ее образование. Плодородие почвы.
Тема №7 «Биосфера»
Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле.
Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Тема №8 «Географическая оболочка Земли»
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки.
Человек как часть географической оболочки.
Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.
6 класс
Раздел «Географическое познание нашей планеты»
Тема: Что изучает география. Географические исследования. Начало географического познания Земли. География в Средние века. География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод. Расширение географического кругозора. География в античное время. Великие географические открытия в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв. Современные географические исследования. Географические достижения в Китае и на арабском Востоке. Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение
Раздел «Земля как планета Солнечной системы»
Темы: Возникновение Земли и ее геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Равнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствия и солнцестояния.
Раздел «Изображения земной поверхности»
Тема: «План местности» Изображение местности первыми людьми. Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли. Определение расстояний на местности различными способами. Ориентирование на местности; определений направлений. Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Азимут.
Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Виды планов и их использование Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы) Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека. Топографический план и топографическая карта Масштаб топографической карты. Как составляют топографические планы и карты. Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности физического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака. Изображение рельефа на топографических планах и картах Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи.
Тема: «Глобус и географическая карта - модели земной поверхности»
Метод моделирования в географии. Глобус - модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Масштаб и градусная сеть глобуса и карты (географические полюсы, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе Определение расстояний и высот по глобусу Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин Географическая карта Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами.
Географические карты и навигация в жизни человека Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации
Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Раздел «Геосферы Земли»
Тема: «Литосфера»
Минералы. Минералы и их свойства. Ильменский минералогический заповедник Выветривание и перемещение горных пород Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность. Рельеф земной поверхности. Горы суши Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира. Равнины и плоскогорья суши Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира. Рельеф дна Мирового океана Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф
Тема: «Атмосфера»
Атмосфера, ее состав, строение и значение. Как нагревается атмосферный воздух Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха.
Атмосферное давление. Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды
Движение воздуха Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны.
Вода в атмосфере Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года
Климат Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели
Тема: «Гидросфера»
Воды Мирового океана Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения
Воды суши Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озера. Подземные воды. Болота. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота
Тема: «Биосфера и почвенный покров»
Биологический круговорот. Почва Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв. Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах. Изучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке. Отражать результаты исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта»
Тема: «Географическая оболочка Земли»
Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка. Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле. Образование рас в разных природных условиях
2.2 Планируемые результаты
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой других видов деятельности; формирование основ экологической культуры.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
формирование и развитие экологического мышления.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем
формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;
умение работать с разными источниками географической информации;
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
овладение основами картографической грамотности;
овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
2.3 Перечень практических работ
5 класс
Практическая работа № 1 « Создание модели, показывающей шарообразность Земли».
Практическая работа № 2 «Изготовление модели гномона»
Практическая работа № 3 «Глобус- модель Земли»
Практическая работа № 4 « Изучение модели - Земля- Луна- Солнце»
Практическая работа № 5 «Изучение горных пород»
Практическая работа № 6 «Работа с топонимическим словарём»
Практическая работа № 7 Определение атмосферного давления
Практическая работа № 8 «Изучение свойств воды»
Практическая работа № 9 «Изучение свойств воды»
6 класс
Практическая работа № 1 «Ориентирование на объектах, расположенных на пришкольном участке»
Практическая работа № 2 «Маршрутная съемка местности»
Практическая работа № 3 «Определение географической широты и долготы. Определение положение географического центра России по географическим координатам»
Практическая работа № 4 «Описание свойств одного минерала, определение его твёрдость»
Практическая работа № 5 «Описание Кавказских гор с использованием плана».
Практическая работа № 6 «Описание Западно - Сибирской равнины с использованием плана».
Практическая работа № 7 «Анализ основных климатических показателей пос. Лопча»
Практическая работа № 8 «Описание Индийского океана с использованием плана, разработанного на уроке»
Практическая работа № 9 «Описание географическое положение реки Нил»
3. Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
| | | Введение 3 часа | |
1 | | | География — одна из наук о планете Земля | Наблюдать за географическими объектами своей местности. Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта». Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли |
2 | | | Практическая работа № 1 « Создание модели, показывающей шарообразность Земли». |
3 | | | Наблюдения — метод географической науки Практическая работа № 2 «Изготовление модели гномона» | Изготавливать модель гномона. Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени. |
| | | Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы 4 часа | |
4 | | | Земля среди других планет Солнечной системы. | Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли |
5 | | | Практическая работа № 3 «Глобус- модель Земли» | Организация проведения осенних фенологических наблюдений.
|
6 | | | Движение Земли по околосолнечной орбите | Готовить «Календарь природы» |
7 | | | Суточное вращение Земли. Практическая работа № 4 « Изучение модели - Земля- Луна- Солнце». | Изучать модель «Земля — Луна — Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли |
| | | Раздел 2. Геосферы Земли | 25 часов |
| | | Литосфера 9 часов | |
8 | | | Слои «твёрдой» Земли | Строить модель «твёрдой» Земли |
9 | | | Вулканы Земли | Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры |
10 | | | Из чего состоит земная кора. | Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.
|
11 | | | Практическая работа № 5 «Изучение горных пород» |
12 | | | Строение земной коры. Землетрясения | Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы |
13 | | | Рельеф земной поверхности | Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности |
14 | | | Относительная и абсолютная высота |
15 | | | Человек и литосфера. Практическая работа № 6 «Работа с топонимическим словарём». | Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы |
16 | | | Обобщение по теме: «Литосфера». | |
| | | Атмосфера (4 ч) | |
17 | | | Воздушная оболочка Земли | Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром |
18 | | | Погода и метеорологические наблюдения. | Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр). Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами |
19 | | | Практическая работа № 7 Определение атмосферного давления |
20 | | | Человек и атмосфера | Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс) |
| | | Водная оболочка Земли (7 ч) | |
21 | | | Вода на Земле. Практическая работа № 8 «Изучение свойств воды». | Изучать и описывать свойства воды. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды |
22 | | | Практическая работа № 9 «Изучение свойств воды». |
23 | | | Мировой океан — главная часть гидросферы. | Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Создавать игру «Знатоки морских названий». Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы |
24 | | | Воды суши. Реки | Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек |
25 | | | Озёра. Вода в «земных кладовых». | Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок). Создавать самодельную модель родника и работать с ней |
26 | | | Человек и гидросфера. | Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы. Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы |
27 | | | Обобщение по теме: «Гидросфера» | |
| | | Биосфера 5 часов | |
28 | | | Оболочка жизни. | Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов |
29 | | | Жизнь в тропическом поясе. | Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания |
30 | | | Растительный и животный мир умеренных поясов | Создавать игры биогеографического содержания |
31 | | | Жизнь в полярных поясах и в океане | Изучать виртуально морских животных, используя путеводитель «Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных |
32 | | | Природная среда. Охрана природы. | Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы |
33 | | | Итоговое повторение. | |
34 | | | Итоговое повторении. | |
35 | | | Итоговая диагностическая работа | |
6 класс
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
| | | Введение. Географическое познание нашей планеты (3ч) |
1 | | | Начало географического познания Земли. География в Средние века (Европе) | Строить модель гномона. Измерять высоту Солнца над горизонтом. Составлять свою «Карту мира» в «Дневнике географа-следопыта» Читать фрагмент «Книги о разнообразии мира» Марко Поло. Работать со своей «Картой мира» в «Дневнике географа-следопыта». |
2 | | | География в Средние века (Азия). Великие географические открытия. | Изучать устройство компаса. Создавать модель компаса. Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу. Работать с топонимическим словарём. Создавать игру «Материки и части света» |
3 | | | Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв. Современные географические исследования | Подготовить свою первую научную экспедицию с целью обнаружения географического объекта своей местности — памятника природы. Изучать изображения Земли из космоса. Работать по освоению языка космических снимков |
| | | Изображение земной поверхности (12 ч) |
| | | План местности (6 ч) |
4 | | | Изображения земной поверхности Ориентирование на местности | Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности. Определять среднюю длину своего шага. |
5 | | | Топографический план и топографическая карта. Практическая работа № 1 «Ориентирование на объектах, расположенных на пришкольном участке» | Создавать игру «Топографическое домино».
|
6 | | | Как составляют топографические планы и карты. Практическая работа № 2 «Маршрутная съемка местности» | Проводить полярную съёмку пришкольного участка.
|
7 | | | Изображение рельефа на топографических планах и картах | Создавать и работать с макетами холмов. Обозначать на макетах линии с одинаковой высотой. Определять зависимость густоты горизонталей от крутизны скатов холмов. |
8 | | | Виды планов и их использование | Создавать серию схематических планов «Этапы Куликовской битвы» по описаниям в «Дневнике географа-следопыта». |
9 | | | Обобщающее повторение | |
| | Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 ч) |
10 | | | Глобус — модель Земли | Работать со школьным глобусом: определять масштаб, измерять длину экватора и меридианов, определять расстояния между объектами, протяжённость Африки с севера на юг |
11 | | | Географические координаты | Изготавливать широтную линейку для школьного глобуса. Определять по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов |
12 | | | Практическая работа № 3 «Определение географической широты и долготы. Определение положение географического центра России по географическим координатам» |
13 | | | Определение расстояний и высот по глобусу | Изготавливать масштабную линейку для школьного глобуса. Измерять расстояния по глобусу с помощью масштабной линейки. Изготавливать кольцевую подставку для школьного глобуса. Ориентировать глобус в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север — юг» |
14 | | | Географическая карта. Географические карты и навигация в жизни человека | Изучать правила работы с контурными картами. Обозначать положение географического объекта на контурной карте, показывать направления на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты |
15 | | | Обобщающее повторение | |
| | | Геосферы Земли (19 ч) |
| | | Литосфера (6 ч) |
16 | | | Минералы Практическая работа № 4 «Описание свойств одного минерала, определение его твёрдость» | Работать с коллекцией минералов и горных пород. Описывать свойства одного минерала, определять его твёрдость. Записывать результаты изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта» |
17 | | | Выветривание и перемещение горных пород | Заочно знакомиться с известняковыми пещерами |
18 | | | Рельеф земной поверхности. Горы суши. Практическая работа № 5 «Описание Кавказских гор с использованием плана». | Описывать географическое положение Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами. Составлять план описания Гималаев на основе работы с текстом учебника |
19 | | | Равнины и плоскогорья суши. Практическая работа № 6 «Описание Западно - Сибирской равнины с использованием плана». | Описывать географическое положение Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами. Составлять план описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника |
20 | | | Рельеф дна Мирового океана | Изучать рельеф дна Чёрного моря с целью определения наиболее оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов. Строить упрощённый профиль дна Чёрного моря по линии пролегания маршрута газопровода |
21 | | | Обобщающее повторение | |
| | | Атмосфера (7ч) |
22 | | | Как нагревается атмосферный воздух | Исследовать условия нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощённой модели. Определять суточную амплитуду температуры воздуха по данным своего дневника погоды. Сравнивать значения амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде. Объяснять отмеченные различия |
23 | | | Атмосферное давление | Изучать устройство и правила работы с барометром-анероидом. Измерять атмосферное давление на разных этажах здания. Определять высоты по разности атмосферного давления |
24 | | | Движение воздуха | Определять преобладающие направления ветра в различных российских городах. Разрабатывать маршруты кругосветного путешествия на воздушном шаре.
|
25 | | | Вода в атмосфере | Проводить опыт, показывающий, как образуется туман. Описывать результаты опыта в «Дневнике географа-следопыта». Работать с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира; объяснять причины выявленных особенностей годового распределения осадков |
26 | | | Вода в атмосфере |
27 | | | Климат Практическая работа № 7 «Анализ основных климатических показателей пос. Лопча» | Составлять карты климатических рекордов Земли. Анализировать основные климатические показатели своей местности |
28 | | | Обобщающее повторение | |
| | | Гидросфера (3 ч) |
29 | | | Воды Мирового океана Практическая работа № 8 «Описание Индийского океана с использованием плана, разработанного на уроке» | Составлять карту «Глобальный океанический конвейер». Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли. Составлять план описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника |
30 | | | Воды суши Практическая работа № 9 «Описание географическое положение реки Нил» | Описывать географическое положение реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана с примерами |
31 | | | Озера. Подземные воды. Болота. | Объяснять причины разнообразия вод суши |
| | | Биосфера и почвенный покров (1 ч) |
32 | | | Биологический круговорот. Почва | Изучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке. Отражать результаты исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта» |
| | | Географическая оболочка Земли (3 ч) |
33 | | | Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка | Описывать представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков. Фиксировать выводы о типичных расовых признаках в «Дневнике географа-следопыта» |
34 | | | Итоговая диагностическая работа | |
35 | | | Анализ диагностической работы | |
4. Материально-техническое обеспечение
4.1. УМК
География начальный курс. А. А.Летягин под редакцией В. П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2014
География. Начальный курс: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор: А.А. Летягин под редакцией В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014
Комплект контурных карт 5 класс издательство «Дрофа» 2014г.
Атлас 5-6 классы издательство «Дрофа» 2014г.
4.2. ТСО
Магнитно-маркерная доска
Интерактивная приставка
Мультимедийный проектор
Ноутбук
4.3. Учебно-практическое оборудование
Набор настенных карт:
Физическая карта полушарий
Физическая карта океанов
4.4 Цифровые образовательные ресурсы
http://school-collection.edu.ru/