СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа по линии УМК "Алгоритм Успеха"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» ( 5-9 классы) для основной школы составлена в соответствии:
Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ " Об образовании в РФ"
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
География: программа: 5-9 классы /А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя.- М.: Вентана-Граф, 2013.
идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Целью курса является:
формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности; побуждение интереса к естественным наукам.
Задачи курса:
знакомство с географией, формирование интереса к предмету;
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Общая характеристика предмета
"География. Начальный курс"- первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации.
География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
предпрофильной ориентации.
Особенности курса – формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды как умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять информацию в письменной и устной форме.
При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания соответствуют возрастным особенностям и имеют оптимальный уровень сложности. В работе учителя важное место уделяется обучению школьников оценочной деятельности, умению оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения - существенная часть развития личности. Особое внимание уделяется метапредметным результатам – таким как:
освоенные межпредметные понятия (биология - «биосфера», «экосистема», «биом», физика «влажность воздуха» и др.);
универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные, коммуникативные, и способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.
Учебный процесс при изучении курса географии в 5 классе строится с учетом следующих методов обучения:
информационный;
исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);
проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);
использование ИКТ;
алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);
методы развития способностей к самообучению и самообразованию,
самостоятельная работа,
внеучебная деятельность.
Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Контроль уровня достижения результатов осуществляется в ходе выполнения задач творческого и поискового характера, учебного проектирования, проверочных, контрольных работ по предмету, комплексных работ на межпредметной основе и др.
География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях заселения и хозяйства. О проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI- по 35 часов, из расчёта 1 час в неделю. Данная программа рассчитана в 5 классе на 35 часов, из них практических работ - 9, контрольная работа - 1.
Место курса в базисном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. В том числе: в 5 классе – 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанном отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности; воспитание и чувства ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные результаты изучения географии начальный курс:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
Предметные результаты изучения географии начальный курс:
Источники географической информации
Ученик научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Технологии
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемное обучение, информационно-коммуникационные, составление алгоритма выполнения задания.
Формы контроля
Стартовый контроль , промежуточный (I полугодие и II полугодие), итоговый контроль. Текущий контроль в формате самостоятельных , поверочных работ, работы с контурными картами.
Содержание курса
География начальный курс
Введение. (2 ч)
Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.
Раздел «Земля как планета Солнечной системы» (5 ч)
Планета Земля Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.
Раздел «Геосферы Земли» (25ч)
Литосфера (8 ч). Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.
Природные памятники литосферы.
Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.
Гидросфера (7 ч). Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.
Природные памятники гидросферы.
Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Атмосфера (4 ч). Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы.
Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.
Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Биосфера (6 ч) Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Календарно – тематическое планирование по географии 5 класс
№ п/п | Тема урока. | Тип урока | Технологии | Решаемые проблемы. | Вид деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Введение. Географическое познание нашей планеты (2 ч) | ||||||||||
1 | География — одна из наук о планете Земля Пр.р.№1 Построение модели доказательства шарообразности Земли | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение | Чем различаются разделы географии? | Работа в тетради (выделение признаков двух частей географии). | Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками | К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Р: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. П: уметь выявлять различия двух частей географии. | Формирование коммуникативной компетентности в области общении и сотрудничестве со сверстниками | ||
2 | Наблюдения — метод географической науки | Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, образовательные, воспитательные. | Чем отражают фенологические наблюдения? что называют "вторым языком" географии? | Работа с текстом учебника, чтение и анализ карт атласа " Методы географических исследований" | Научить находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований. | К: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Р: применять методы информационного поиска. П: показать ценности географической информации для человечества. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | ||
Земля как планета Солнечной системы (5 ч) | ||||||||||
3 | Земля среди других планет Солнечной системы Пр.р.№2 Измерение «земных окружностей», доказывающих, что глобус – модель Земли | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, творческого развития, информационно-коммуникационные. | Какие планеты относятся к планетам земной группы? что общего у всех планет -гигантов? | Работа с текстом учебника, заполнение схемы " Планеты земной группы и планеты- гиганты (работа в тетради). | Научить составлять характеристику планет по плану и выделять признаки планет. | К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснить главное отличие Земли от других планет. | Формирование навыков работу по образцу при консультативной помощи учителя. | ||
4-5 | Движение Земли по околосолнечной орбите Пр.р. №3 Демонстрация характерных особенностей положения земной оси и освещенности Земли.
| Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, образовательные, воспитательные. | Почему происходить смена времен года? что называют земной осью? | Работа в тетради готовим "Календарь погоды" , организация проведения осенних фенологических наблюдений. | Научить заполнять календарь погоды и различать географические полюса. | К:систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Р: определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности. П: уметь объяснить географические следствия движения Земли вокруг Солнца. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | ||
6 | Суточное вращение Земли | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение | Как происходит вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи? | Работа с контурными картами и иллюстрациями в учебнике и моделью "Земля- луна" | Научить наносить на контурную карту пояса освещенности. | К:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. П: уметь составлять рассказ по плану о четырех особых положениях Земли. | Формирование познавательного интереса к предмету изучения. | ||
7 | Обобщение знаний по разделу " Земля как планета Солнечной системы" | Урок развивающего контроля | Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний | Как научиться выявлять проблемные зоны в изучении раздела " Земля как планета Солнечной системы" | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу " Земля как планета Солнечной системы" | Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Р: применять методы информационного поиска. П: устанавливать "космический адрес" и строение Солнечной системы по картам атласа. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | ||
Геосферы Земли (25 ч) | ||||||||||
Литосфера (8 ч) | ||||||||||
8-9 | Слои «твёрдой» Земли Пр.р№4 Создание модели литосферных плит.
| Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения | Кто и с помощью, каких методов изучает внутреннее строение Земли? | Работа с учебником создаем модель "твердой" Земли. Работа в тетради заполнение таблицы "Внутренние оболочки Земли" | Научить выделять главные (опорные) слова в тексте. | К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять твердые оболочки Земли | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | ||
10 | Вулканы Земли | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение | Почему и как происходят извержения вулканов? Что такое вулканизм? | Работа с текстом учебника (выделение признаков вулканов), индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя. | Научить обозначать объекты на контурной карте. | К:полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | ||
11-12 | Из чего состоит земная кора | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение | Из чего состоит земная кора? Как образуются горные породы? Как определить горные породы?
| Работа с учебником и тетрадью составление коллекцию горных пород своей местности. | Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | ||
13 | Строение земной коры. Землетрясения | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение | Как отличаются океаническая и континентальная земная кора? Где и почему возникает землетрясение? | Анализ текста и иллюстраций учебника (по алгоритму определять горные и породы и минералы), самостоятельно определять ключевых понятий урока | Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. | К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. | Формирование навыков самоанализа самокоррекции учебной деятельности. | ||
14-15 | Рельеф земной поверхности Пр.р.№ 5 Определение относительной высоты холма с использованием нивелира.
| Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения | Что называют рельефом? Какие формы имеет рельеф? Что называют относительной высотой? | Работа в тетради проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. | Научить определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Р: применять методы информационного поиска. П: уметь определять относительную высоту холма с использованием нивелира.
| Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | ||
16 | Человек и литосфера | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение | Почему некоторые минералы и горные породы называют полезными ископаемыми? | Работа с топонимическим словарем определять происхождение названий географических объектов. | Изучить и использовать способы запоминания названий географических объектов. | К:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. П: уметь сравнивать условия жизни человека в горах и на равнинах. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | ||
17 | Обобщение знаний по разделу " Литосфера" | Урок развивающего контроля | Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний | Как научиться выявлять проблемные зоны в изучении раздела | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу "Литосфера" | Научить самодиагностики. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. П: определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа самокоррекции учебной деятельности. | ||
Атмосфера (4 ч) |
|
|
| |||||||
18 | Воздушная оболочка Земли Пр.р.№6 Проведение опыта доказательства существования атмосферного давления.
| Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения | Какова роль атмосферы в нашей жизни? | Работа с текстом учебника ( определение ключевых понятий урока), работа с электронными приложением | Научить извлекать информацию из электронного приложения "Воздушная оболочка Земли" | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения " тропосфера-кухня погоды". | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. | ||
19-20 | Погода и метеорологические наблюдения Пр.р.№7 Проведение метеорологических наблюдений.
| Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение | Что называют погодой? Как наблюдают и описывают погоду? С помощью, каких приборов наблюдают за метеорологическими величинами? | Работа с учебником определение ключевых понятий: погода, флюгер, осадкомер
| Научить изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количество осадков (дождемер). | К:осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Р создавать и применять простейшие приборы для решения учебных и познавательных задач: П:изготавливать самодельные метеорологические приборы измерять направление и скорость ветра, количество атмосферных осадков и температуру воздуха | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | ||
21 | Человек и атмосфераПр.р.№8 Составление прогноза погоды по народным приметам.
| Урок развивающего контроля | Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний | При какой погоде вы больше всего времени проводите на улице? | Анализ текста учебника, работа с электронными приложением и тетрадью составление прогноза погоды. | Научить составлять прогноз погоды. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: уметь объяснять влияние атмосферы на жизнедеятельность человека. | Формирование навыков самоанализа самокоррекции учебной деятельности. | ||
Водная оболочка Земли (7 ч) | ||||||||||
22-23 | Вода на Земле Пр.р.№9 Исследование свойств воды.
| Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, игровые, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей | Какое значение имеют воды суши для жизни на Земле? | Индивидуальная работа с контурными картами при консультативной помощи учителя, работа в парах ( составление схемы " Воды суши" ) | Научить называть признаки изучаемых понятий | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П уметь характеризовать воды суши. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | ||
24 | Мировой океан — главная часть гидросферы | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение | Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан? | Работа с учебником составление игры " Знатоки морских названий". | Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры Р: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте П: . Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты | Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей.
| ||
25 | Воды суши. Реки | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение | Назовите различие между морем и рекой? | Работа с текстом учебника и картами атласа сравнительное описание равниной и горной рек. | Научить давать характеристику рек по типовому плану. | К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П:устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | ||
26-27 | Озёра Вода в «земных кладовых» Пр.р.№10 Создание модели родника.
| Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, игровые, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей | Что такое озеро? | Работа на к/к (с номенклатурой). Характеристика озер по плану
| Научить давать характеристику озер по типовому плану. | К:осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; Р создавать и применять простейшие приборы для решения учебных и познавательных задач: П:устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и видами озер | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. | ||
28 | Человек и гидросфера | Урок развивающего контроля | Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний | Влияет ли гидросфера на жизнь человека? | Работа к/к и по индивидуальным карточкам. | Научиться высказывать мнения о взаимодействии человека и гидросферы | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: уметь объяснять влияние гидросферы на жизнедеятельность человека. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. | ||
Биосфера (6 ч) | ||||||||||
29 | Оболочка жизни | Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, игровые, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей | Чем отличается биосфера от других оболочек земли? | Работа с текстом учебника заполните таблицу "Соотнесите тела и явления природы соответственно оболочкам Земли" | Описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); П:работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов. | формирование ответственного отношения к учению. | ||
30 | Жизнь в тропическом поясе | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение | Как животные растения приспосабливаются к разным природным условиям? | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, картами атласа. | Описывать природные пояса. | К: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД П: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления | Формирование готовности и способности обучающихся | ||
31 | Растительный и животный мир умеренных поясов | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей | Как животные растения приспосабливаются к разным природным условиям? | Работа на к/к определять положение степей и лесов умеренного пояса | Научиться правильно и грамотно составлять таблицу. | К: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; Р: умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте П: преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.); | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | ||
32 | Промежуточная итоговая аттестация | Урок развивающего контроля | Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний | | Индивидуальные виды деятельности. | Научиться самодиагностике и самокоррекции. | К: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Р:работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); П: определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности. | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству | ||
33 | Жизнь в полярных поясах и в океане | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей | В чем отличие природы Арктики от Антарктиды ? | Работа на к/к определять положение тундры и арктических пустынь полярных поясов | Научить определять тип природных поясов. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П :уметь характеризовать природные пояса. | формирование целостного мировоззрения . | ||
34 | Природная среда. Охрана природы Пр.р..№11 Составление схемы экологической тропы. | Урок развивающего контроля | Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний | Что называют природной средой? | Выполнения практической работы "Составление схемы экологической тропы" | Научить совершать виртуальное путешествие по экологической тропе. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: уметь объяснять влияние окружающей среды на жизнедеятельность человека. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. | ||
35 | Игра " Географический калейдоскоп" | Урок путешествие | Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний | Что мы не знаем еще о планете Земля? | Групповые виды деятельности. | Научиться самодиагностике и самокоррекции. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П :уметь характеризовать природные пояса. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. |
Методическое обеспечение
География. Начальный курс : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений // А. А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова. - Москва.: Вентана-Граф, 2013г.
География: дневник географа-следопыта : 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс» / А.А. Летягин. - Москва.: Вентана-Граф, 2014г.
«Начальный курс географии» 5 класс. Атлас. И.В. Душина, А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
Перечень географических объектов (номенклатура)
Тема «Литосфера»
Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.
Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.
Тема «Гидросфера»
Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.
Критерии и нормы оценки
Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами; продемонстрировал понимание поставленной проблемы и раскрыл ее суть, высказал свою точку зрения; смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.
Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или неверно используется географическая терминология.
Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах и явлениях, но не может раскрыть их сущности; показал, что в основном понимает суть проблемы, имеет фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению; допустил ошибки в ходе выполнения практического задания.
Отметка «2» ставится за ответ, в котором учащийся не раскрывает содержание вопроса, допускает теоретические ошибки, не показывает знание основных терминов и понятий, не использует при ответе географическую карту или допускает ошибки при показе географических объектов. Ответ неправильный.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» ( 5-9 классы) для основной школы составлена в соответствии:
Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ " Об образовании в РФ"
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
География: программа: 5-9 классы /А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя.-М.: Вентана-Граф, 2013.
Общая характеристика предмета
"География. Начальный курс"- первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации.
География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
предпрофильной ориентации.
Особенности курса – формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды как умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять информацию в письменной и устной форме.
При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания соответствуют возрастным особенностям и имеют оптимальный уровень сложности. В работе учителя важное место уделяется обучению школьников оценочной деятельности, умению оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения - существенная часть развития личности. Особое внимание уделяется метапредметным результатам – таким как:
освоенные межпредметные понятия (биология - «биосфера», «экосистема», «биом», физика «влажность воздуха» и др.);
универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные, коммуникативные, и способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.
Учебный процесс при изучении курса географии в 6 классе строится с учетом следующих методов обучения:
информационный;
исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);
проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);
использование ИКТ;
алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);
методы развития способностей к самообучению и самообразованию,
самостоятельная работа,
внеучебная деятельность.
Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Контроль уровня достижения результатов осуществляется в ходе выполнения задач творческого и поискового характера, учебного проектирования, проверочных, контрольных работ по предмету, комплексных работ на межпредметной основе и др.
Целью курса является:
систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи курса:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «География 5 класс";
развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний;
включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Результаты изучения предмета
Личностные:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД
1) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
2) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
3) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
4) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
5) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
6) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Технологии
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемное обучение, информационно-коммуникационные, составление алгоритма выполнения задания.
Формы контроля
Стартовый контроль , промежуточный (I полугодие и II полугодие), итоговый контроль. Текущий контроль в формате самостоятельных , поверочных работ, работы с контурными картами.
Место курса в базисном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. В том числе: 6 классе – 35 часов, из расчета одного учебного часа в неделю.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. История географических открытий.
География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод. Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию. Географические достижения в Китае и на арабском Востоке. Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии. Исследование полярных областей Земли. Изучение мирового океана. Космическое землеведение.
Раздел 2. Изображение земной поверхности.
План местности. Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.
Глобус и географическая карта. Глобус – модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта.
Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюса, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты.
Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источники географической информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Аэрофотоснимки. Снимки Земли из космоса.
Раздел 3. Геосферы Земли.
Тема «Литосфера». Внутреннее строение Земли. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Основные формы рельефа суши и океана. Формы рельефа своей местности. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.
Тема «Атмосфера». Нагревание атмосферного воздуха. Подстилающая поверхность. Атмосферное давление. Влажность воздуха. Облака. Атмосферные осадки. Климат
Тема «Гидросфера». Соленость, температура воды. Моря. Воды суши: реки, озера, болота, ледники, подземные воды. Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Тема Биосфера и почвенный покров.
Биологический круговорот. Почва и ее образование. Плодородие почвы.
Раздел 4. Географическая оболочка Земли.
Географическая оболочка. Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Природные компоненты. Природные и природно-хозяйственные комплексы. Изменение географической оболочки под воздействием человека.
Критерии и нормы оценки
Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами; продемонстрировал понимание поставленной проблемы и раскрыл ее суть, высказал свою точку зрения; смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.
Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или неверно используется географическая терминология.
Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах и явлениях, но не может раскрыть их сущности; показал, что в основном понимает суть проблемы, имеет фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению; допустил ошибки в ходе выполнения практического задания.
Отметка «2» ставится за ответ, в котором учащийся не раскрывает содержание вопроса, допускает теоретические ошибки, не показывает знание основных терминов и понятий, не использует при ответе географическую карту или допускает ошибки при показе географических объектов. Ответ неправильный.
Методическое обеспечение
География. Начальный курс : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений // А. А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова. - Москва.: Вентана-Граф, 2013г.
География: дневник географа-следопыта : 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс» / А.А. Летягин. - Москва.: Вентана-Граф, 2014г.
«Начальный курс географии» 5 класс. Атлас. И.В. Душина, А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
Календарно – тематическое планирование по географии 6 класс
№ п/п | Тема урока. | Тип урока | Технологии | Решаемые проблемы. | Вид деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч) | ||||||||
1 | Начало географического познания Земли | Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, игровые, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей | Как ученый древности изучали природу? | Работа с картами атласа и "Дневником географа - следопыта" | Научить составлять свою "Карту мира"; на к/к нанести известные вам географические объекты. | К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Р: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. П: уметь выявлять различия двух частей географии. | Формирование коммуникативной компетентности в области общении и сотрудничестве со сверстниками |
2 | География в Средние века (Европа) | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развивающее обучение. | Где проходил маршруты путешественников древности и Средневековья? | Работа с текстом учебника и к/к (маршруты путешествий Пифея, Бартоломео Диаша, Васко да Гамы) | Научить обозначать на к/к маршруты путешествия. | К: добывать недостающую информацию из карт атласа. Р:применять методы информационного поиска. П:выяснить вклад средневековых ученых. | Формирование целостного мировоззрения |
3 | География в Средние века (Азия | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей | Где проходил маршруты среднеазиатских путешественников ? | Работа с текстом учебника и к/к (маршруты среднеазиатских первопроходцев). | Научить обозначать на к/к маршруты путешествия. | К: добывать недостающую информацию из карт атласа. Р:применять методы информационного поиска. П: выяснить вклад среднеазиатских географов . | Формирование целостного мировоззрения |
4 | Великие географические открытия | Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, игровые, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей | Какое значение имели Великие географические открытия для человечества? | Работа с текстом учебника и тетрадью (заполнения таблицы "Великие географические открытия") | Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий. | К: добывать недостающую информацию из карт атласа. Р:применять методы информационного поиска. П:уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества. | Формирование целостного мировоззрения |
5 | Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв. | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей | Как открывали и осваивали Север и Сибирь? | Работа с текстом учебника и к/к (маршруты среднеазиатских первопроходцев). | Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий. | К:систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Р:осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. П:объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. | Формирование готовности и способности обучающихся |
6 | Современные географические исследования | Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, игровые, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей | Практическая отработка знаний по разделу "Географические познание нашей планеты" | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу "Географические познание нашей планеты" | Научить находить информацию и обсуждать. | К:формировать навыки учебного сотрудничества. Р:применять методы информационного поиска. П: уметь объяснять подвиги первооткрывателей. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку |
Изображение земной поверхности (12 ч) | ||||||||
План местности (6 ч) | ||||||||
7 | Изображения земной поверхности | Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, игровые, информационно-коммуникационные. | Какими способами можно изобразить земную поверхность? | Выполнения работы в группах. Определение точек высот. | Научить читать карты по горизонталям, послойной окраске. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Р: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы П: логические- анализ объектов с целью выделения признаков | Формирование познавательного интереса к предмету. |
8 | Ориентирование на местности | Урок-практикум | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение | Что такое стороны горизонта? Что такое азимут? | Групповая работа с компасами (ориентирование в пространстве) | Научится ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу. | К:добывать недостающую информацию с помощью вопросов Р:применять методы информационного поиска. П:формулировать алгоритм работы с компасом. | Формирование познавательного интереса к предмету. |
9 | Топографический план и топографическая карта | Урок практических работ | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития навыков работы в парах. | Зачем нужны планы местности и географические карты? | Работа с географической картой (отработка условных знаков плана), работа в парах (ориентирование по плану и карте). | Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков. | К:формировать навыки учебного сотрудничества входе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы П:сравнить план местности и географическую карту. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
10 | Как составляют топографические планы и карты | Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные. | Как составляют карты? | Работа с топографическими картами. Определение видов съемки. | Научиться делать различные виды съемки местности | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Р: применять методы информационного поиска. П: устанавливать "космический адрес" и строение Солнечной системы по картам атласа. | Формирование целостного мировоззрения |
11 | Изображение рельефа на топографических планах и картах | Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные. | Как изображают рельеф на плане местности и географических карах. | Работа с макетом холма, работа с учебником Школа следопыта. | Научится определять абсолютную высоту точек земной поверхности. | К: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. П: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления | Формирование готовности и способности обучающихся |
12 | Виды планов и их использование | Урок развивающего контроля | Здоровьесбережения, развитие навыков самопроверки и самоконтроля. | Как научиться выявлять проблемные зоны в изучении раздела. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу | Научить строить план пришкольного участка | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р:осознавать себя как движущую силу своего научения. П:составлять план местности, определять азимут и расстояние на местности. | Формирование навыков работы по образцу. |
Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 ч) | ||||||||
13 | Глобус — модель Земли | Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные. | Что такое масштаб и градусная сеть на глобусе. | Практическая работа (работа в парах с глобусом) | Научится расстояние между объектами, протяженность с севера на юг | К: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Р: применять методы информационного поиска. П: показать ценности географической информации для человечества. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. |
14-15 | Географические координаты | Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные. | Что такое географическая широта и долгота? | Работа с катами атласа и контурными картами (определение географических координат). | Усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»:
| К:умение работать индивидуально и в паре Р:вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, П: умение работать с картой (развитие картографической грамотности). | Формирование целостного мировоззрения |
16 | Определение расстояний и высот по глобусу | Урок практических работ | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей | Как определить расстояний и высот на глобусе? | Работа в парах с глобусом (ориентирование глобуса, способы изображения рельефа на глобусе, изогипсы, изобаты) | Научить измерять расстояния по глобусу. | К: корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. П: изготавливать масштабную линейку для школьного глобуса. | Формирование ответственного отношения к учению. |
17 | Географическая карта | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей | Что называют географической картой? | Работа с картами атласа и к/к (обозначение географических объектов на к/к), Примеры работы с географической картой. | Отличать географическую карту от плана; познакомиться с профессиями людей, использующими карты в своей деятельности. | К: организовывать учебное сотрудничество, умение работать в группе, оценивать результаты. Р:выделение и осознание пройденного материала, П: узнавать, называть географические объекты. | Овладение географическими знаниями и умениями и применения их объяснении существенных признаков и понятий. |
18 | Географические карты и навигация в жизни человека | Урок развивающего контроля | Здоровьесбережения, развитие навыков самопроверки и самоконтроля. | Какие условные знаки используют при составлении крупномасштабных карт? | Создавать игру "Картографическое домино"; определять географические координаты. | Научить определять географические координаты, условные знаки мелкомасштабных карт. | К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки. П: различать географические карты их видам. | Формирование познавательной и информационной культуры; |
Геосферы Земли (15 ч) | ||||||||
Литосфера (5 ч) | ||||||||
19 | Минералы | Урок общеметодической направленности | Здоровьесбере-жения, информационно-коммуникационные , продуктивного или смыслового чтения. | Чем отличается горная порода от минерала? Раскрывать значение полезные ископаемые – самая важная для человека | Работа в парах с текстом учебника и коллекциями горных пород и минералов (определение и описание свойств минералов). | Научиться описывать свойства минералов и определять их твердость и составлять классификации горных пород и минералов | К: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Р:планировать свою деятельность под руководством учителя. П: работать с различным сравнительно - информационным материалом (коллекциями полезных ископаемых).
| Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. |
20 | Выветривание и перемещение горных пород | Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбере-жения, информационно-коммуникационные , | В каких состояниях вода встречается а природе? какие свойства снега и льда вы знаете? | Составить схему " Виды выветривания" (работа в парах), используя текст учебника с 104-105. | Научится сравнивать виды разрушения горных пород по преобладающему фактору | К: корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность Р: ставить учебную задачу под руководством учителя; П: выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя |
21 | Рельеф земной поверхности. Горы суши | Урок общеметодической направленности | Здоровьесбере-жения, продуктивного чтения, проблемное обучение | Какие силы формируют рельеф Земли? Где и почему формируются горный рельеф? | Работа с текстом учебника и картами атласа, определение понятия «горы», указание относительных и абсолютных высот, выполнение задания в тетради по различию гор по высоте. | Научиться выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил; работа с к/к, описание по типовому плану. | К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Р:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять П: умение работать с различными источниками информации. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи |
22 | Равнины и плоскогорья суши | Урок общеметодической направленности | Здоровьесбере-жения информационно-коммуникационные . | Где и почему формируются равнинный рельеф? | Работа с картам атласа, тестом учебника- описание географического положения равнин. | Научится описывать географическое положение равнин. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности. П :уметь характеризовать равнины и плоскогорья суши
| Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя |
23 | Рельеф дна Мирового океана | Урок "открытия нового" | Здоровьесбере-жения, проблемное обучение | Как изучают рельеф океанического дна? | Работа с текстом учебника и картами атласа (составление таблицы "Отличие рельефа суши и океана") | Формировать представлений о формах рельефа дна океана, таких как котловина, шельф, склон, сток, глубоководные желоба, островные дуги | К : полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: формировать представлений о формах рельефа дна океана
| Формирование познавательного интереса к предмету исследования |
Атмосфера (6 ч) | ||||||||
24 | Как нагревается атмосферный воздух | Урок общеметодической направленности | Здоровьесбере-жения информационно-коммуникационные , смысловое чтение. | Как распределяется количества тепла получаемого Землей, в направлении от полюсов к экватору? | Работа с теком, иллюстрациями учебника (определение ключевых понятий урока) | Формирование представлений об изменении температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов, подстилающей поверхности. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выявлять причины и следствия не равномерного нагревания земной поверхности.
| Овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями и применения их объяснении существенных признаков и понятий. |
25 | Атмосферное давление | Урок общеметодической направленности | Здоровьесбере-жения информационно-коммуникационные . | Что влияет на изменение атмосферного давления? | Работа с видео фрагментом об атмосфере и эксперименте Э. Торричелли. решения задач по определению атмосферного давления по алгоритм | Раскрывать причину изменения атмосферного давления воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: организовать свою деятельность, целеполагание , оценка способов достижения цели. П: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации
| Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи |
26 | Движение воздуха | Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбере-жения, информационно-коммуникационные , проблемное обучение | Всегда ли ветер, дует с одной и той же стороны? | Работа с дневниками наблюдения за погодой. Составление розы ветров. | Умение работать и анализировать данные с дневника погоды | К:корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность Р:определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно - практической П: находить в учебнике достоверную информацию о ветре, ночном и дневном бризе, розе ветров, направлении ветра.
| Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; |
27-28 | Вода в атмосфере | Урок общеметодической направленности | Здоровьесбере-жения информационно-коммуникационные , смысловое чтение | В каком слое атмосферы находится большая часть водяного пара и почему? | Работа с текстом учебника составление схемы "Виды облаков", работа с понятийным аппаратом; работа с дневником наблюдения. | Умение работать с таблицей данных о количестве осадков в разных городах мира. | К: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позиций. Р: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П: знать причины образования и скопления воды в атмосфере. | Формирование познавательной и информационной культуры; |
29 | Климат | Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбере-жения, информационно-коммуникационные , проблемное обучение? | Что такое климат? | Просмотр видиоролика "Один год за 40 секунд" ; работа на к/к определение географических координаты климатические рекорды Земли (Школа географа - следопыта). | Умение анализировать основные климатические показатели своей местности. | К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки. П: выявлять причины разнообразие климата на Земле. | Формирование ответственного отношения к учению. |
Гидросфера (2 ч) | ||||||||
30 | Воды Мирового океана | Урок общеметодической направленности | Здоровьесбере-жения информационно-коммуникационные , проблемное обучение. | Почему космонавты называют нашу Землю "голубой планетой"? | Работа в тетради по составлению схемы "Части океана",выполнение практического задания в парах "Описание географического положения моря" по типовому плану. | Умение выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений | К:управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. П: применять полученные знания о частях Мирового океана. | Формирование основ экологической культуры, соответствующий современному уровню экологической культуры. |
31 | Воды суши | Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбере-жения информационно-коммуникационные , идивидуально-личностного обучения. | Какое значение имеют воды суши для жизни на земле? | Работа в парах ( составление схемы " Воды суши"). Индивидуальная работа с к\к нанести реки и озера. | Наносить на к/к и правильно подписывать географические объекты. | К:организовыватьи планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. П: уметь характеризовать воды суши. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи |
Биосфера и почвенный покров (1 ч) | ||||||||
32 | Биологический круговорот. Почва | Урок "открытия" нового знания | Здоровьесбере-жения, информационно-коммуникационные , проблемное обучение? | Каково основное свойство почвы? | Работа с образцами почв (анализ образцов почвы, сравнение профиля подзолистой почвы и чернозема), выполнения задания 1. исследование механического состава почвы-школа географа следопыта. | Формирование представление о почве и её роли в природе и жизни человека. | К: умение уважать мнение других в ходе дискуссии, диалога Р: умение самостоятельно ставить цель своего обучения П: раскрыть причины образования почвы, показать значение её для природы и человека. | Формирование ответственного отношение к процессу обучения.
|
33 | Итоговая аттестация по курсу "География | Урок развивающего контроля | Здоровьесбережения, развитие навыков самопроверки и самоконтроля. | Какие условные знаки используют при составлении крупномасштабных карт? | Геосферы, солнечная система. |
| К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности. П :уметь характеризовать равнины и плоскогорья суши
|
|
Географическая оболочка Земли (1 ч) | ||||||||
34 | Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка | Урок общеметодической направленности | Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний | В чем особенность географической оболочки? | Работа с текстом учебника "Взаимодействие оболочек земли" | Формировать представление о природно-территориальном комплексе. Образование рас в разных природных условиях. | К:систематизировать полученные знания . Р: определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности. П: уметь объяснить взаимодействие оболочек Земли.
| Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. |