СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5-6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по линии УМК "Алгоритм Успеха"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5-6 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» ( 5-9 классы) для основной школы составлена в соответствии:

Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ " Об образовании в РФ"

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;

  • идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • География: программа: 5-9 классы /А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя.- М.: Вентана-Граф, 2013.

  • идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.


Целью курса является:

формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности; побуждение интереса к естественным наукам.

Задачи курса:

  • знакомство с географией, формирование интереса к предмету;

  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.


Общая характеристика предмета

"География. Начальный курс"- первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации.

География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

  • комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

  • целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;

  • умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

  • умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

  • предпрофильной ориентации.

Особенности курса – формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды как умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять информацию в письменной и устной форме.

При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания соответствуют возрастным особенностям и имеют оптимальный уровень сложности. В работе учителя важное место уделяется обучению школьников оценочной деятельности, умению оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения - существенная часть развития личности. Особое внимание уделяется метапредметным результатам – таким как:

  • освоенные межпредметные понятия (биология - «биосфера», «экосистема», «биом», физика «влажность воздуха» и др.);

  • универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные, коммуникативные, и способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.

  • Учебный процесс при изучении курса географии в 5 классе строится с учетом следующих методов обучения:

  • информационный;

  • исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);

  • проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);

  • использование ИКТ;

  • алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);

  • методы развития способностей к самообучению и самообразованию,

  • самостоятельная работа,

  • внеучебная деятельность.

Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Контроль уровня достижения результатов осуществляется в ходе выполнения задач творческого и поискового характера, учебного проектирования, проверочных, контрольных работ по предмету, комплексных работ на межпредметной основе и др.

География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях заселения и хозяйства. О проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI- по 35 часов, из расчёта 1 час в неделю. Данная программа рассчитана в 5 классе на 35 часов, из них практических работ - 9, контрольная работа - 1.

Место курса в базисном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. В том числе: в 5 классе – 35 часов, из расчета 1 час в неделю.


Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.


Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанном отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности; воспитание и чувства ответственности и долга перед Родиной.


Метапредметные результаты изучения географии начальный курс:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;

  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;

  • формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

  • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.


Предметные результаты изучения географии начальный курс:

Источники географической информации

Ученик научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  •  анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

  •  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

  •  составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.



Технологии

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемное обучение, информационно-коммуникационные, составление алгоритма выполнения задания.

Формы контроля

Стартовый контроль , промежуточный (I полугодие и II полугодие), итоговый контроль. Текущий контроль в формате самостоятельных , поверочных работ, работы с контурными картами.



Содержание курса

География начальный курс

Введение. (2 ч)

Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.


Раздел «Земля как планета Солнечной системы» (5 ч)

Планета Земля Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.


Раздел «Геосферы Земли» (25ч)

Литосфера (8 ч). Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.

Природные памятники литосферы.

Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.

Гидросфера (7 ч). Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.

Природные памятники гидросферы.

Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Атмосфера (4 ч). Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.

Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Биосфера (6 ч) Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.














Календарно – тематическое планирование по географии 5 класс

п/п

Тема урока.

Тип урока

Технологии


Решаемые проблемы.


Вид деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)


Предметные

Метапредметные УУД

Личностные


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение. Географическое познание нашей планеты (2 ч)

1

География — одна

из наук о планете

Земля

Пр.р.№1 Построение модели доказательства шарообразности Земли

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение

Чем различаются разделы географии?

Работа в тетради (выделение признаков двух частей географии).

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками

К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выявлять различия двух частей географии.

Формирование коммуникативной компетентности в области общении и сотрудничестве со сверстниками

2

Наблюдения — метод географической науки

Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, образовательные, воспитательные.

Чем отражают фенологические наблюдения? что называют "вторым языком" географии?

Работа с текстом учебника, чтение и анализ карт атласа " Методы географических исследований"

Научить находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований.

К: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа.

Р: применять методы информационного поиска.

П: показать ценности географической информации для человечества.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

Земля как планета Солнечной системы (5 ч)

3

Земля среди других планет Солнечной системы

Пр.р.№2 Измерение «земных окружностей», доказывающих, что глобус – модель Земли

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, творческого развития, информационно-коммуникационные.

Какие планеты относятся к планетам земной группы? что общего у всех планет -гигантов?

Работа с текстом учебника, заполнение схемы " Планеты земной группы и планеты- гиганты (работа в тетради).

Научить составлять характеристику планет по плану и выделять признаки планет.

К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснить главное отличие Земли от других планет.

Формирование навыков работу по образцу при консультативной помощи учителя.

4-5

Движение Земли по околосолнечной орбите

Пр.р. №3 Демонстрация характерных особенностей положения земной оси и освещенности Земли.



Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, образовательные, воспитательные.

Почему происходить смена времен года? что называют земной осью?

Работа в тетради готовим "Календарь погоды" , организация проведения осенних фенологических наблюдений.

Научить заполнять календарь погоды и различать

географические полюса.

К:систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Р: определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности.

П: уметь объяснить географические следствия движения Земли вокруг Солнца.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

6

Суточное вращение Земли

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение

Как происходит вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи?

Работа с контурными картами и иллюстрациями в учебнике и моделью "Земля- луна"

Научить наносить на контурную карту пояса освещенности.

К:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

П: уметь составлять рассказ по плану о четырех особых положениях Земли.

Формирование познавательного интереса к предмету изучения.

7

Обобщение знаний по разделу " Земля как планета Солнечной системы"

Урок развивающего контроля

Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний

Как научиться выявлять проблемные зоны в изучении раздела " Земля как планета Солнечной системы"

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу " Земля как планета Солнечной системы"

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Р: применять методы информационного поиска.

П: устанавливать "космический адрес" и строение Солнечной системы по картам атласа.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Геосферы Земли (25 ч)

Литосфера (8 ч)

8-9

Слои «твёрдой» Земли Пр.р№4 Создание модели литосферных плит.


Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения

Кто и с помощью, каких методов изучает внутреннее строение Земли?

Работа с учебником создаем модель "твердой" Земли.

Работа в тетради заполнение таблицы "Внутренние оболочки Земли"

Научить выделять главные (опорные) слова в тексте.

К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: выделять твердые оболочки Земли

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

10

Вулканы Земли

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение

Почему и как происходят извержения вулканов? Что такое вулканизм?

Работа с текстом учебника (выделение признаков вулканов), индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя.

Научить обозначать объекты на контурной карте.

К:полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

11-12

Из чего состоит земная кора

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение

Из чего состоит земная кора? Как образуются горные породы? Как определить горные породы?


Работа с учебником и тетрадью составление коллекцию горных пород своей местности.

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

13

Строение земной коры. Землетрясения

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение

Как отличаются океаническая и континентальная земная кора? Где и почему возникает землетрясение?

Анализ текста и иллюстраций учебника (по алгоритму определять горные и породы и минералы), самостоятельно определять ключевых понятий урока

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.

Формирование навыков самоанализа самокоррекции учебной деятельности.

14-15

Рельеф земной поверхности

Пр.р.№ 5 Определение относительной высоты холма с использованием нивелира.


Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения

Что называют рельефом? Какие формы имеет рельеф?

Что называют относительной высотой?

Работа в тетради проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.

Научить определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Р: применять методы информационного поиска.

П: уметь определять относительную высоту холма с использованием нивелира.


Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

16

Человек и литосфера

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение

Почему некоторые минералы и горные породы называют полезными ископаемыми?

Работа с топонимическим словарем определять происхождение названий географических объектов.

Изучить и использовать способы запоминания названий географических объектов.

К:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

П: уметь сравнивать условия жизни человека в горах и на равнинах.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

17

Обобщение знаний по разделу " Литосфера"

Урок развивающего контроля

Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний

Как научиться выявлять проблемные зоны в изучении раздела

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу "Литосфера"

Научить самодиагностики.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры.

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

П: определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование навыков самоанализа самокоррекции учебной деятельности.

Атмосфера (4 ч)




18

Воздушная оболочка Земли

Пр.р.№6 Проведение опыта доказательства существования атмосферного давления.


Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения

Какова роль атмосферы в нашей жизни?

Работа с текстом учебника ( определение ключевых понятий урока), работа с электронными приложением

Научить извлекать информацию из электронного приложения "Воздушная оболочка Земли"

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения " тропосфера-кухня погоды".

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

19-20

Погода и метеорологические наблюдения

Пр.р.№7 Проведение метеорологических наблюдений.


Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение

Что называют погодой? Как наблюдают и описывают погоду? С помощью, каких приборов наблюдают за метеорологическими величинами?

Работа с учебником определение ключевых понятий: погода, флюгер, осадкомер


Научить изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количество осадков (дождемер).

К:осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Р создавать и применять простейшие приборы для решения учебных и познавательных задач:

П:изготавливать самодельные метеорологические приборы

измерять направление и скорость ветра, количество атмосферных осадков и температуру воздуха

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

21

Человек и атмосфераПр.р.№8 Составление прогноза погоды по народным приметам.



Урок развивающего контроля

Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний

При какой погоде вы больше всего времени проводите на улице?

Анализ текста учебника, работа с электронными приложением и тетрадью составление прогноза погоды.

Научить составлять прогноз погоды.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: уметь объяснять влияние атмосферы на жизнедеятельность человека.

Формирование навыков самоанализа самокоррекции учебной деятельности.

Водная оболочка Земли (7 ч)

22-23

Вода на Земле

Пр.р.№9 Исследование свойств воды.


Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, игровые, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей

Какое значение имеют воды суши для жизни на Земле?

Индивидуальная работа с контурными картами при консультативной помощи учителя, работа в парах ( составление схемы " Воды суши" )

Научить называть признаки изучаемых понятий

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П уметь характеризовать воды суши.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

24

Мировой океан — главная часть гидросферы

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение

Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан?

Работа с учебником составление игры " Знатоки морских названий".

Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры

Р: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте

П: . Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты

Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей.


25

Воды суши. Реки

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение

Назовите различие между морем и рекой?

Работа с текстом учебника и картами атласа сравнительное описание равниной и горной рек.

Научить давать характеристику рек по типовому плану.

К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П:устанавливать взаимосвязи

между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью

просачивания воды.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

26-27

Озёра

Вода в «земных кладовых» Пр.р.№10 Создание модели родника.


Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, игровые, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей

Что такое озеро?

Работа на к/к (с номенклатурой). Характеристика озер по плану



Научить давать характеристику озер по типовому плану.

К:осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Р создавать и применять простейшие приборы для решения учебных и познавательных задач:

П:устанавливать взаимосвязи

между формами рельефа земной поверхности и видами озер

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

28

Человек и гидросфера

Урок развивающего контроля

Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний

Влияет ли гидросфера на жизнь человека?

Работа к/к и по индивидуальным карточкам.

Научиться высказывать мнения о взаимодействии человека и гидросферы

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: уметь объяснять влияние гидросферы на жизнедеятельность человека.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Биосфера (6 ч)

29

Оболочка жизни

Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, игровые, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей

Чем отличается биосфера от других оболочек земли?

Работа с текстом учебника заполните таблицу "Соотнесите тела и явления природы соответственно оболочкам Земли"

Описывать воздействие какого-либо процесса или явления на

географические объекты.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

П:работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.

формирование ответственного отношения к учению.


30

Жизнь в тропическом поясе

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение

Как животные растения приспосабливаются к разным природным условиям?

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, картами атласа.

Описывать природные пояса.

К: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми

иных позиций.

Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

определять цель УД

П: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления

Формирование готовности и

способности обучающихся

31

Растительный и животный мир умеренных поясов

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей

Как животные растения приспосабливаются к разным природным условиям?

Работа на к/к определять положение степей и лесов умеренного пояса

Научиться правильно и грамотно составлять таблицу.

К: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Р: умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте

П: преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и

т. д.);

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку

32

Промежуточная итоговая аттестация

Урок развивающего контроля

Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний


Индивидуальные виды деятельности.

Научиться самодиагностике и самокоррекции.

К: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми

иных позиций.

Р:работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

П: определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности.

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,

уважения к Отечеству

33

Жизнь в полярных поясах и в океане

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей

В чем отличие природы Арктики от Антарктиды ?

Работа на к/к определять положение тундры и арктических пустынь полярных поясов

Научить определять тип природных поясов.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П :уметь характеризовать природные пояса.

формирование целостного мировоззрения

.

34

Природная среда. Охрана природы

Пр.р..№11 Составление схемы экологической тропы.


Урок развивающего контроля

Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний

Что называют природной средой?

Выполнения практической работы "Составление схемы экологической тропы"

Научить совершать виртуальное путешествие по экологической тропе.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: уметь объяснять влияние окружающей среды на жизнедеятельность человека.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

35

Игра " Географический калейдоскоп"

Урок путешествие

Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний

Что мы не знаем еще о планете Земля?

Групповые виды деятельности.

Научиться самодиагностике и самокоррекции.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П :уметь характеризовать природные пояса.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.












Методическое обеспечение

  1. География. Начальный курс : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений // А. А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова. - Москва.: Вентана-Граф, 2013г.

  2. География: дневник географа-следопыта : 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс» / А.А. Летягин. - Москва.: Вентана-Граф, 2014г.

  3. «Начальный курс географии» 5 класс. Атлас. И.В. Душина, А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.



Перечень географических объектов (номенклатура)

Тема «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.

Тема «Гидросфера»

Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.

Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.


Критерии и нормы оценки


Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами; продемонстрировал понимание поставленной проблемы и раскрыл ее суть, высказал свою точку зрения; смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.

Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или неверно используется географическая терминология.

Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах и явлениях, но не может раскрыть их сущности; показал, что в основном понимает суть проблемы, имеет фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению; допустил ошибки в ходе выполнения практического задания.


Отметка «2» ставится за ответ, в котором учащийся не раскрывает содержание вопроса, допускает теоретические ошибки, не показывает знание основных терминов и понятий, не использует при ответе географическую карту или допускает ошибки при показе географических объектов. Ответ неправильный.



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» ( 5-9 классы) для основной школы составлена в соответствии:

Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ " Об образовании в РФ"

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;

  • идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • География: программа: 5-9 классы /А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя.-М.: Вентана-Граф, 2013.



Общая характеристика предмета

"География. Начальный курс"- первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации.

География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

  • комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

  • целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;

  • умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

  • умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

  • предпрофильной ориентации.

Особенности курса – формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды как умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять информацию в письменной и устной форме.

При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания соответствуют возрастным особенностям и имеют оптимальный уровень сложности. В работе учителя важное место уделяется обучению школьников оценочной деятельности, умению оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения - существенная часть развития личности. Особое внимание уделяется метапредметным результатам – таким как:

  • освоенные межпредметные понятия (биология - «биосфера», «экосистема», «биом», физика «влажность воздуха» и др.);

  • универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные, коммуникативные, и способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.

Учебный процесс при изучении курса географии в 6 классе строится с учетом следующих методов обучения:

  • информационный;

  • исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);

  • проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);

  • использование ИКТ;

  • алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);

  • методы развития способностей к самообучению и самообразованию,

  • самостоятельная работа,

  • внеучебная деятельность.

Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Контроль уровня достижения результатов осуществляется в ходе выполнения задач творческого и поискового характера, учебного проектирования, проверочных, контрольных работ по предмету, комплексных работ на межпредметной основе и др.





Целью курса является:

систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.


Задачи курса:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «География 5 класс";

  • развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний;

  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.


Результаты изучения предмета

Личностные:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД

1) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

2) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

3) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

4) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;

5) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

6) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.



Технологии

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемное обучение, информационно-коммуникационные, составление алгоритма выполнения задания.

Формы контроля

Стартовый контроль , промежуточный (I полугодие и II полугодие), итоговый контроль. Текущий контроль в формате самостоятельных , поверочных работ, работы с контурными картами.

Место курса в базисном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. В том числе: 6 классе – 35 часов, из расчета одного учебного часа в неделю.

Содержание учебного предмета


Раздел 1. История географических открытий.

География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод. Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию. Географические достижения в Китае и на арабском Востоке. Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии. Исследование полярных областей Земли. Изучение мирового океана. Космическое землеведение.

Раздел 2. Изображение земной поверхности.

План местности. Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Глобус и географическая карта. Глобус – модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта.

Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюса, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты.

Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источники географической информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Аэрофотоснимки. Снимки Земли из космоса.

Раздел 3. Геосферы Земли.

Тема «Литосфера». Внутреннее строение Земли. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Основные формы рельефа суши и океана. Формы рельефа своей местности. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.

Тема «Атмосфера». Нагревание атмосферного воздуха. Подстилающая поверхность. Атмосферное давление. Влажность воздуха. Облака. Атмосферные осадки. Климат

Тема «Гидросфера». Соленость, температура воды. Моря. Воды суши: реки, озера, болота, ледники, подземные воды. Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Тема Биосфера и почвенный покров.

Биологический круговорот. Почва и ее образование. Плодородие почвы.

Раздел 4. Географическая оболочка Земли.

Географическая оболочка. Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Природные компоненты. Природные и природно-хозяйственные комплексы. Изменение географической оболочки под воздействием человека.




Критерии и нормы оценки


Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами; продемонстрировал понимание поставленной проблемы и раскрыл ее суть, высказал свою точку зрения; смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.

Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или неверно используется географическая терминология.

Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах и явлениях, но не может раскрыть их сущности; показал, что в основном понимает суть проблемы, имеет фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению; допустил ошибки в ходе выполнения практического задания.


Отметка «2» ставится за ответ, в котором учащийся не раскрывает содержание вопроса, допускает теоретические ошибки, не показывает знание основных терминов и понятий, не использует при ответе географическую карту или допускает ошибки при показе географических объектов. Ответ неправильный.


Методическое обеспечение

  1. География. Начальный курс : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений // А. А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова. - Москва.: Вентана-Граф, 2013г.

  2. География: дневник географа-следопыта : 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс» / А.А. Летягин. - Москва.: Вентана-Граф, 2014г.

  3. «Начальный курс географии» 5 класс. Атлас. И.В. Душина, А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.































Календарно – тематическое планирование по географии 6 класс

п/п

Тема урока.

Тип урока

Технологии


Решаемые проблемы.


Вид деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)


Предметные

Метапредметные УУД

Личностные


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч)

1

Начало географического

познания Земли

Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, игровые, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей

Как ученый древности изучали природу?

Работа с картами атласа и "Дневником географа - следопыта"

Научить составлять свою "Карту мира"; на к/к нанести известные вам географические объекты.

К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выявлять различия двух частей географии.

Формирование коммуникативной компетентности в области общении и сотрудничестве со сверстниками

2

География в Средние века (Европа)

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развивающее обучение.

Где проходил маршруты путешественников древности и Средневековья?

Работа с текстом учебника и к/к (маршруты путешествий Пифея, Бартоломео Диаша, Васко да Гамы)

Научить обозначать на к/к маршруты путешествия.

К: добывать недостающую информацию из карт атласа.

Р:применять методы информационного поиска.

П:выяснить вклад средневековых ученых.

Формирование целостного мировоззрения

3

География в Средние века (Азия

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей

Где проходил маршруты среднеазиатских путешественников ?

Работа с текстом учебника и к/к (маршруты среднеазиатских первопроходцев).

Научить обозначать на к/к маршруты путешествия.

К: добывать недостающую информацию из карт атласа.

Р:применять методы информационного поиска.

П: выяснить вклад среднеазиатских географов .

Формирование целостного мировоззрения

4

Великие географические открытия

Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, игровые, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей

Какое значение имели Великие географические открытия для человечества?

Работа с текстом учебника и тетрадью (заполнения таблицы "Великие географические открытия")

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.

К: добывать недостающую информацию из карт атласа.

Р:применять методы информационного поиска.

П:уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества.

Формирование целостного мировоззрения

5

Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв.

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей

Как открывали и осваивали Север и Сибирь?

Работа с текстом учебника и к/к (маршруты среднеазиатских первопроходцев).

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.

К:систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Р:осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

П:объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

Формирование готовности и

способности обучающихся

6

Современные географические исследования

Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, игровые, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей

Практическая отработка знаний по разделу "Географические познание нашей планеты"

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу "Географические познание нашей планеты"

Научить находить информацию и обсуждать.

К:формировать навыки учебного сотрудничества.

Р:применять методы информационного поиска.

П: уметь объяснять подвиги первооткрывателей.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку

Изображение земной поверхности (12 ч)

План местности (6 ч)

7

Изображения земной поверхности

Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, игровые, информационно-коммуникационные.

Какими способами можно изобразить земную поверхность?

Выполнения работы в группах. Определение точек высот.

Научить читать карты по горизонталям, послойной окраске.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Р: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

П: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

Формирование познавательного интереса к предмету.

8

Ориентирование на местности

Урок-практикум

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемное обучение

Что такое стороны горизонта? Что такое азимут?

Групповая работа с компасами (ориентирование в пространстве)

Научится ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.

К:добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Р:применять методы информационного поиска.

П:формулировать алгоритм работы с компасом.

Формирование познавательного интереса к предмету.

9

Топографический план и топографическая карта

Урок практических работ

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития навыков работы в парах.

Зачем нужны планы местности и географические карты?

Работа с географической картой (отработка условных знаков плана), работа в парах (ориентирование по плану и карте).

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.

К:формировать навыки учебного сотрудничества входе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

П:сравнить план местности и географическую карту.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

10

Как составляют топографические планы и карты

Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные.

Как составляют карты?

Работа с топографическими картами. Определение видов съемки.

Научиться делать различные виды съемки местности

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Р: применять методы информационного поиска.

П: устанавливать "космический адрес" и строение Солнечной системы по картам атласа.

Формирование целостного мировоззрения

11

Изображение рельефа на топографических планах и картах

Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные.

Как изображают рельеф на плане местности и географических карах.

Работа с макетом холма, работа с учебником Школа следопыта.

Научится определять абсолютную высоту точек земной поверхности.

К: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми

иных позиций.

Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления

Формирование готовности и

способности обучающихся

12

Виды планов и их использование

Урок развивающего контроля

Здоровьесбережения, развитие навыков самопроверки и самоконтроля.

Как научиться выявлять проблемные зоны в изучении раздела.

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу

Научить строить план пришкольного участка

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р:осознавать себя как движущую силу своего научения.

П:составлять план местности, определять азимут и расстояние на местности.

Формирование навыков работы по образцу.

Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 ч)

13

Глобус — модель Земли

Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные.

Что такое масштаб и градусная сеть на глобусе.

Практическая работа (работа в парах с глобусом)

Научится расстояние между объектами, протяженность с севера на юг

К: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа.

Р: применять методы информационного поиска.

П: показать ценности географической информации для человечества.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

14-15

Географические координаты

Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные.

Что такое географическая широта и долгота?

Работа с катами атласа и контурными картами (определение географических координат).

Усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»:


К:умение работать индивидуально и в паре

Р:вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью,

П: умение  работать с картой (развитие картографической грамотности).

Формирование целостного мировоззрения

16

Определение расстояний и высот по глобусу

Урок практических работ

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей

Как определить расстояний и высот на глобусе?

Работа в парах с глобусом (ориентирование глобуса, способы изображения рельефа на глобусе, изогипсы, изобаты)

Научить измерять расстояния по глобусу.

К: корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: изготавливать масштабную линейку для школьного глобуса.

Формирование ответственного отношения к учению.

17

Географическая карта

Урок общеметодологической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей

Что называют географической картой?

Работа с картами атласа и к/к (обозначение географических объектов на к/к), Примеры работы с географической картой.

Отличать географическую карту от плана; познакомиться с профессиями людей, использующими карты в своей деятельности.

К: организовывать учебное сотрудничество,

умение работать в группе, оценивать результаты. Р:выделение и осознание пройденного материала,

П: узнавать, называть географические объекты.

Овладение географическими знаниями и умениями и применения их объяснении существенных признаков и понятий.

18

Географические карты и навигация в жизни человека

Урок развивающего контроля

Здоровьесбережения, развитие навыков самопроверки и самоконтроля.

Какие условные знаки используют при составлении крупномасштабных карт?

Создавать игру "Картографическое домино"; определять географические координаты.

Научить определять географические координаты, условные знаки мелкомасштабных карт.

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки.

П: различать географические карты их видам.


Формирование познавательной и информационной культуры;

Геосферы Земли (15 ч)

Литосфера (5 ч)

19

Минералы

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбере-жения, инфор­мационно-ком­муникационные , продуктивного или смыслового чтения.

Чем отличается горная порода от минерала? Раскрывать значение полезные ископаемые – самая важная для человека

Работа в парах с текстом учебника и коллекциями горных пород и минералов (определение и описание свойств минералов).

Научиться описывать свойства минералов и определять их твердость и

составлять классификации горных пород и минералов

К: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Р:планировать свою деятельность под руководством учителя.

П: работать с различным сравнительно - информационным материалом (коллекциями полезных ископаемых).


Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

20

Выветривание и перемещение горных пород

Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбере-жения, инфор­мационно-ком­муникационные ,

В каких состояниях вода встречается а природе? какие свойства снега и льда вы знаете?

Составить схему " Виды выветривания" (работа в парах), используя текст учебника с 104-105.

Научится сравнивать виды разрушения горных пород по преобладающему фактору

К: корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

Р: ставить учебную задачу под руководством  учителя;

П: выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.


Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

21

Рельеф земной поверхности. Горы суши

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбере-жения, продуктивного чтения, проблемное обучение

Какие силы формируют рельеф Земли?

Где и почему формируются горный рельеф?

Работа с текстом учебника и картами атласа, определение понятия «горы», указание относительных и абсолютных высот, выполнение задания в тетради по различию гор по высоте.

Научиться выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил; работа с к/к, описание по типовому плану.

К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять

П: умение работать с различными источниками информации.


Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

22

Равнины и плоскогорья суши

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбере-жения инфор­мационно-ком­муникационные .

Где и почему формируются равнинный рельеф?

Работа с картам атласа, тестом учебника- описание географического положения равнин.

Научится описывать географическое положение равнин.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности.

П :уметь характеризовать равнины и плоскогорья суши


Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

23

Рельеф дна Мирового океана

Урок "открытия нового"

Здоровьесбере-жения, проблемное обучение

Как изучают рельеф океанического дна?

Работа с текстом учебника и картами атласа (составление таблицы "Отличие рельефа суши и океана")

Формировать представлений о формах рельефа дна океана, таких как котловина, шельф, склон, сток, глубоководные желоба, островные дуги


К : полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: формировать представлений о формах рельефа дна океана


Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Атмосфера (6 ч)

24

Как нагревается атмосферный воздух

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбере-жения инфор­мационно-ком­муникационные , смысловое чтение.

Как распределяется количества тепла получаемого Землей, в направлении от полюсов к экватору?

Работа с теком, иллюстрациями учебника (определение ключевых понятий урока)

Формирование представлений об изменении температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов, подстилающей поверхности.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: выявлять причины и следствия не равномерного нагревания земной поверхности.


Овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями и применения их объяснении существенных признаков и понятий.

25

Атмосферное давление

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбере-жения инфор­мационно-ком­муникационные .

Что влияет на изменение атмосферного давления?

Работа с видео фрагментом об атмосфере и эксперименте Э. Торричелли. решения задач по определению атмосферного давления по алгоритм

Раскрывать причину изменения атмосферного давления воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов

К:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: организовать свою деятельность, целеполагание , оценка способов достижения цели.

П: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации


Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

26

Движение воздуха

Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбере-жения, инфор­мационно-ком­муникационные , проблемное обучение

Всегда ли ветер, дует с одной и той же стороны?

Работа с дневниками наблюдения за погодой. Составление розы ветров.

Умение работать и анализировать данные с дневника погоды

К:корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность Р:определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно - практической

П: находить в учебнике достоверную информацию о ветре, ночном и дневном бризе, розе ветров, направлении ветра.


 Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

27-28

Вода в атмосфере

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбере-жения инфор­мационно-ком­муникационные , смысловое чтение

В каком слое атмосферы находится большая часть водяного пара и почему?

Работа с текстом учебника составление схемы "Виды облаков", работа с понятийным аппаратом; работа с дневником наблюдения.

Умение работать с таблицей данных о количестве осадков в разных городах мира.

К: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позиций.

Р: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

П: знать причины образования и скопления воды в атмосфере.


Формирование познавательной и информационной культуры;

29

Климат

Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбере-жения, инфор­мационно-ком­муникационные , проблемное обучение?

Что такое климат?

Просмотр видиоролика "Один год за 40 секунд" ; работа на к/к определение географических координаты климатические рекорды Земли (Школа географа - следопыта).

Умение

анализировать основные климатические показатели своей местности.

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки.

П: выявлять причины разнообразие климата на Земле.


Формирование ответственного отношения к учению.

Гидросфера (2 ч)

30

Воды Мирового океана

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбере-жения инфор­мационно-ком­муникационные , проблемное обучение.

Почему космонавты называют нашу Землю "голубой планетой"?

Работа в тетради по составлению схемы "Части океана",выполнение практического задания в парах "Описание географического положения моря" по типовому плану.

Умение выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений

К:управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

Р:

устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

П: применять полученные знания о частях Мирового океана.

Формирование основ экологической культуры, соответствующий современному уровню экологической культуры.

31

Воды суши

Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбере-жения инфор­мационно-ком­муникационные , идивидуально-личностного обучения.

Какое значение имеют воды суши для жизни на земле?

Работа в парах ( составление схемы " Воды суши").

Индивидуальная работа с к\к нанести реки и озера.

Наносить на к/к и правильно подписывать географические объекты.

К:организовыватьи планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

П: уметь характеризовать воды суши.


Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Биосфера и почвенный покров (1 ч)

32

Биологический круговорот. Почва

Урок "открытия" нового знания

Здоровьесбере-жения, инфор­мационно-ком­муникационные , проблемное обучение?

Каково основное свойство почвы?

Работа с образцами почв (анализ образцов почвы, сравнение профиля подзолистой почвы и чернозема), выполнения задания 1. исследование механического состава почвы-школа географа следопыта.

Формирование представление о почве и её роли в природе и жизни человека.


К: умение уважать мнение других в ходе дискуссии, диалога

Р: умение самостоятельно ставить цель своего обучения

П: раскрыть причины образования почвы, показать значение её для природы и человека.


Формирование ответственного отношение к процессу обучения.


33

Итоговая аттестация по курсу "География

Урок развивающего контроля

Здоровьесбережения, развитие навыков самопроверки и самоконтроля.

Какие условные знаки используют при составлении крупномасштабных карт?

Геосферы, солнечная система.


К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности.

П :уметь характеризовать равнины и плоскогорья суши



Географическая оболочка Земли (1 ч)

34

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбережения, обобщения и систематизации знаний

В чем особенность географической оболочки?

Работа с текстом учебника "Взаимодействие оболочек земли"

Формировать представление о природно-территориальном комплексе. Образование рас в разных природных условиях.

К:систематизировать полученные знания .

Р: определять новый уровень к самому себе как субъекту деятельности.

П: уметь объяснить взаимодействие оболочек Земли.


Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.