Создание государственных стандартов нового поколения сделали необходимым обновление содержания географического образования. В настоящее время основной концепцией стратегии модернизации образования является духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина РФ. Получают дальнейшее развитие такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые способствуют формированию общей культуры молодого поколения. В этом процессе большое значение приобретает школьная география, так как является синтезирующим звеном всех сквозных направлений образования.
Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которые направлены на развитие у обучающихся творческого мышления и исследовательских способностей. На сегодняшний день очень актуален вопрос образования школьника не просто познающего окружающий мир, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний. Поэтому современная общеобразовательная школа способствует формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Огромную важность в образовании личности в современный период приобретают вопросы непрерывного образования на основе умения учиться. Теперь это не просто усвоение географических знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение модели географического образования — от модели знаний, умений и навыков к модели развития личности. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий, изменением окружающей среды.
Ранее под образовательными результатами имелись в виду предметные результаты. В ФГОС ООО наряду с предметными результатами выделяют личностные и метапредметные образовательные результаты. Личностные результаты определяют готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметные – освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.