СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии  5 класс составлена на основе авторской программы основного общего образования География 5-9 классы авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душщина, В.И.Сиротин

Москва Дрофа 2015 к учебнику «География. Начальный курс» И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»




Комитет администрации Первомайского района по образованию

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Журавлихинская средняя общеобразовательная школа»



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ

«Журавлихинская СОШ»

_______________/Т.Б.Винокурова/

«_____» ___________2015г.



«Утверждена»

на педагогическом совете

№______

От «_____»___________2015г.




Рабочая программа по географии 5 класс

(ступень основного общего образования ).

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

примерной программы основного общего образования по географии,

авторской программы основного общего образования География 5-9 классы авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душщина, В.И.Сиротин

Москва Дрофа 2015 к учебнику «География. Начальный курс» И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин



Составитель: учитель высшей

категории Заболотникова Н.В.

Период реализации программы 2015 – 2016 учебный год

2015



I.Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе:


Федерального закона «Об образовании в Российской федерации», принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 год;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897;

примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).№ 1089;

авторской программы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. «География. Начальный курс. 5 класс» Москва «Дрофа» 2015

для общеобразовательных учреждений, базовый уровень;


учебного плана МКОУ «Журавлихинская СОШ».


Сроки реализации программы:

Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 1 год - 35 часа, 1 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» — это первый (начальный) курс географии в основ­ной школе.

Главная цель этого курса — за весьма непро­должительное время познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов — географией, пробудить интерес к нему, научить пятиклассников внимательно смотреть на окру­жающий мир, понимать язык живой природы.

Основными задачами курса являются:

  • знакомство с особенностями природы окру­жающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимо­действием природы и человека;

  • пробуждение интереса к естественным нау­кам, и к географии в частности;

  • формирование умений безопасного и экологи­чески целесообразного поведения в окружающей среде.

На предметном уровне основ­ные задачи курса — пробудить интерес к естест­венно-научным дисциплинам, в том числе к гео­графии; познакомить с особенностями живой и неживой природы; познакомить с таким важ­ным источником географической информации, как карта; начать формирование картографиче­ской компетенции учащихся; формировать пред­ставление о целостности и неоднородности приро­ды Земли.

На метапредметном уровне важно научить пла­нировать свою деятельность; работать в соответст­вии с поставленной учебной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу од­ноклассников.

На личностном уровне важно продолжить фор­мирование ответственного отношения к учебе, коммуникативной компетентности, основ эколо­гической культуры.

Программой предусмотрено выполнение в дан­ном курсе четырех обязательных практических работ:

  • Географические открытия древности и Сред­невековья.

  • Важнейшие географические открытия.

  • Ориентирование по компасу.

  • Составление простейшего плана местности.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важ­ные межпредметные связи (например, с матема­тикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне пред­ставлений.


Изменения, внесенные автором в программу: нет.


Основные формы организации учебного процесса в курсе географии 5 класса

Основными формами организации учебного процесса в курсе географии 5 класса являются урок, экскурсии и наблюдения в природе, а также домашняя работа. Урок — это основная форма реализации педаго­гических воздействий, именно на уроке происхо­дит непосредственное и систематическое общение учеников, направленное на активизацию познава­тельных возможностей школьников, развитие их личности. Основными элементами урока являются:

  1. оргмомент, объявление темы урока;

  2. объяснение цели урока (мотивация — за­чем?);

  3. проверка домашнего задания;

  4. изучение нового материала;

  5. закрепление нового материала;

  6. подведение учителем итогов урока;

  7. постановка домашнего задания;

8) повторение ранее изученного материала (активизация опорных знаний);

9) систематизация и обобщение знаний;

10) практическая работа, организация учебной
деятельности;

11) рефлексия.


Не теряют своей актуальности в наши дни и та­кие формы организации обучения, как экскурсии и наблюдения в природе.

Все географические закономерности своеобраз­но прослеживаются на каждой конкретной терри­тории. Поэтому для формирования географиче­ского мышления необходимо не только изучать теорию с помощью различных источников инфор­мации, но и обязательно уметь увидеть объекты и компоненты природы в реальной жизни, на терри­тории своей местности. Поэтому краеведческий принцип преподавания был и остается одним из наиболее важных при формировании географической картины мира.

Данная программа знакомит с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества-

географической картой, со взаимодействием природы и человека, пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

способствует формированию умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде и способствует решению следующих задач: знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС ООО.

Курс является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, отсюда некоторые вопросы рассматриваются на уровне представлений. Это объясняется тем, что курс опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий

обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ


Программой предусмотрено проведение:

практических работ - 4;


Содержание курса


Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических

исследований. Географическое

описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия

Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие

Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение

Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления

древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю

Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении

Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и

Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета

жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый

космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.

Ориентирование по местным

признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4.

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве

беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на

природу. Как сберечь природу?






Формы и средства контроля:



При обучении учащихся 5 класса для оценивания уровня подготовки по географии используются следующие формы и виды контроля:



Виды контроля:

  • вводный,

  • текущий,

  • тематический,

  • итоговый.



Формы контроля:

  • Тест по теме

  • Географический диктант

  • Работа по контурным картам

  • Фронтальный опрос

  • Индивидуальный опрос

  • Самостоятельная работа

  • Защита проекта






Требования к уровню подготовки учащихся


Личностными результатами являются следующие умения:

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской

Федерации, житель конкретного региона);

— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии

посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной

деятельностью;

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе

географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,

оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью

технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях

гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию,написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества

и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,

принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и

антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы

жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.



Требования к работе в контурных картах:

 

Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты  подписывают номер и название практической работы.
2. Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

 

Примечание.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.



Критерии оценивания:


Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

5. Отличное знание географической номенклатуры.

 

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.

 


Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

7. Не знание географической номенклатуры. 

 











Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

 

Отметка «5»

         Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

         Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

         Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

 

Отметка «4»

         Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

         Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).

         Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

         Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

 

Отметка «3»

         Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материла, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

 

Отметка «2»

         Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

 

 



Критерии оценки контурных карт.

Отлично

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Хорошо

Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

Удовлетворительно

Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

Неудовлетворительно

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.


























Учебно-тематическое планирование по учебному предмету

География. Начальный курс. 5 класс 34 ч. (1 ч. в неделю)


п/п

урока в теме

Название тем и уроков

Характеристика учебной деятельности учащихся

Средства обучения

в том числе ИКТ

Раздел 1. Что изучает география (5 ч.)

1

1

Мир, в котором мы живём.

Работа с текстом и иллюстрациям и учебника.

Работа в тетради

электронное приложение к учебнику

2

2

Науки о природе

Работа с презентацией, текстом, иллюстрациями учебника.

Рассматривать и обсуждать значение различных наук в изучении природы. Составление и заполнение таблицы

Задания на сопоставление науки ее значения, происхождения

названия. Определение науки по объектам изучения

(иллюстрации)

электронное приложение к учебнику

3

3

География–наука о Земле

Составление схемы «Разделы географии»,распределение

наук в соответствии с их отношением к физической или

экономической географии. Объяснение выбора. Рассматривать и обсуждать значение различных наук

в изучении природы.

электронное приложение к учебнику

4

4

Методы географических

исследований

Рассматривать и обсуждать рисунки учебника,

иллюстрирующие методы географических

исследований; оформление результатов исследования.

электронное приложение к учебнику, иллюстрации учебника

5

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»


Отвечать на итоговые вопросы устно и письменно,

Самостоятельно и в группах. Оценивание своих

достижений.

Компьютер. презентация

Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.).

6

1

Географические открытия древности и Средневековья.

Важнейшие открытия

древности и Средневековья. Практическая работа № 1. «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы».

Тетрадь стр.14

Составление описаний путешествий по ключевым словам

Параграфа (Марко Поло, Бартоломеу Диаш, Васко даГама).

Показывать на карте маршруты путешествий. Оформление

Контурной карты «Важнейшие открытия Средневековья».

Оценивание своих достижений.

Работа с картой атласа, контурной картой. Компьютер. презентация

7

2

Важнейшие географические открытия.


Работа с текстом учебника. Заполнение систематизирующей таблицы. Составление вопросов по теме. Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий Х. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев. Оформление контурной карты «Важнейшие географические открытия». Обозначение с помощью условных знаков маршрутов путешествий(Ф.Магеллан, Х.Колумб, Дж.Кук,

Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев)


Компьютер. презентация, работа с картой атласа, контурной картой

8

3

Открытия русских путешественников. Практическая работа № 2. «Как люди открывали Землю» тетрадь стр.19

Работа с рисунками и картами учебника, работа с дополнительми источниками информации. Поиск на физи-

ческой карте географических объектов, названных в честь русских путешественников. Составление сводной таблицы

«Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

Компьютер. презентация, атлас, физическая карта мира.

9

4

Открытия русских путешественников.


Исследовать и описывать по картам

маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать

сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях географических исследований

Компьютер. презентация, атлас, физическая карта мира.

10

5

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.


  1. Научиться находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания

  2. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

  3. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

  4. Уметь применять методы информационного поиска.

Уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса

Атлас, физическая карта мира.

Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.)

11

1

Как древние люди представляли себе Вселенную.

  1. Знать великих учёных и представления о Вселенной древних народов

  2. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля

  3. Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Компьютер. презентация, атлас

12

2

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

  1. Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»

  2. Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

  3. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

  4. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

  5. Умения управлять своей познавательной деятельностью

электронное приложение к учебнику, атлас

13

3

Соседи Солнца.

  1. Знать особенности всех планет Солнечной системы

  2. Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

  3. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

  4. Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

электронное приложение к учебнику, атлас

14

4

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

  1. Знать особенности всех планет Солнечной системы

  2. Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

  3. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

  4. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

электронное приложение к учебнику, атлас

15

5

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

    1. Объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры и метеориты

    2. Уметь называть малые небесные тела

    3. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

    4. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

электронное приложение к учебнику, атлас

16

6

Мир звёзд.

  1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия

  2. Знать на какие группы звёзды делятся

  3. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

  4. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

электронное приложение к учебнику, атлас

17

7

Уникальная планета – Земля.

  1. Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет.

  2. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

  3. Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

электронное приложение к учебнику, атлас

18

8

Современные исследования космоса.

  1. Объяснять значение понятий: астрономия

  2. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

  3. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Компьютер. презентация,

19

9

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».


  1. Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.

  2. Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

  3. Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

  4. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

  5. Уметь устанавливать "космический адрес" и строение Солнечной системы по картам атласа.

Компьютер. презентация,

атлас

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.)

20

1

Стороны горизонта

  1. Объяснять значение понятий: горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта

  2. Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

  3. Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

электронное приложение к учебнику, атлас

21

2

Ориентирование Практическая работа № 3. «Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.» тетрадь стр. 42


Определять направления по компасу, расстояние с помощью шагов, дальномера. Объяснять значение понятий: ориентирование, компас

  • Знать способы ориентирования на местности

  • Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

электронное приложение к учебнику, атлас, компасы

22

3

План местности и географическая карта. Практическая работа № 4. «Самостоятельное построение простейшего плана»

Тетрадь стр. 43

  1. Объяснять значение понятий: план, масштаб, условные знаки, географическая карта, градусная сеть, меридианы, параллели, экватор

  2. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

  3. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

электронное приложение к учебнику, глобус, карта полушарий, атлас

23

4

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»


  • Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съемки местности

  • Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

  • Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

  • Осознавать себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий.

  • Уметь составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности


Раздел 5. Природа Земли (10 ч.)

24

1

Как возникла Земля.

  1. Объяснять значение понятий: гипотеза

  2. Знать разные гипотезы возникновения Земли

  3. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

  4. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

электронное приложение к учебнику

25

2

Внутреннее строение Земли

  1. Объяснять значение понятий: ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, рельеф, литосфера, полезные ископаемые

  2. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

  3. Знать внутреннее строение земли, свойства мантии

  4. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Таблица, электронное приложение к учебнику

26

3

Землетрясения и вулканы.


1. Объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр

2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений

3. Объяснять значение понятий: вулкан, кратер, жерло, магма, вулканическая бомба

4.Знать виды вулканов

5. Уметь называть и показывать на карте зоны активной вулканической деятельности

6. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель)

7. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Электронное приложение к учебнику, атлас. Физическая карта мира.

27

4

Путешествие по материкам.


  1. Объяснять значение

  2. понятий: материк, остров, часть света

  3. Уметь показывать на карте полушарий все материки

  4. Осознание себя как члена

  5. общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

  6. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Электронное приложение к учебнику, атлас. Физическая карта мира.

28

5

Вода на Земле.

1. Объяснять значение понятий: «гидросфера», «океан», «море»

2. Показывать по карте основные географические объекты

3. Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты.

4. Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей

5. Уметь приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении геоэкологических проблем человечества

электронное приложение к учебнику, атлас. Физическая карта мира

29

6

Воздушная одежда Земли.


1. Объяснять значение понятий: «атмосфера», «погода»

2. Описывать погоду своей местности

3.Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты

4. Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

5. Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение

электронное приложение к учебнику

30

7

Живая оболочка Земли.

  1. Объяснять значение понятий «биосфера»

  2. Понимание специфических черт живой оболочки Земли

  3. Умение работать с различными источниками информации.

  4. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

  5. Готовить сообщения и презентации.

  6. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)

электронное приложение к учебнику

31

8

Почва – особое природное тело.

  1. Различать изученные географические объекты, процессы и явления,

  2. Сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию

  3. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

  4. Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество.

  5. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

  6. Уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере

электронное приложение к учебнику

32

9

Человек и природа.

  1. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития

  2. Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

  3. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной, групповой работы.

  4. Уметь проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

  5. Уметь объяснять взаимосвязи в ПК

Компьютер, презентация

33

10

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».


  • Давать определение понятиям;

  • Устанавливать причинно-следственные связи

  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

  • Ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Компьютер, презентация

Резервное время – 2 часа

34

1

Обобщение знаний.


  1. Давать определение понятиям

  2. Устанавливать причинно-следственные связи

  3. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

  4. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя ставить проблему, аргументировать её актуальность; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов

  5. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия


35

2

Обобщение знаний.






Контрольно – измерительные материалы:

Рабочая тетрадь к учебнику «География . Начальный курс» Н.И.Сонин, С.В.Курчина Москва «Дрофа» 2015 к учебнику «География. Начальный курс» И.И.Бариновой, А.А.Плешаковой, Н.И.Сонина Москва «Дрофа» 2015



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Учебники и УМК:

  1. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы, проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2011. – 75 с.

  2. География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2014.-140, [4 ]с.: ил., карт.

  3. Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012

Литература для учителя и обучающихся:

1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998

2. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.

3. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.

4. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.

Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru


Медиаресурсы


электронное приложение к учебнику



Лист коррекции рабочей программы



приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу

Вид коррекции (совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции