Рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла Протокол №___от_____ Руководитель ШМО: _____________________ | Принята на заседании педагогического совета Протокол №______ от__________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы: _______________ Приказ №______ от____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии 5 класс
(название учебного предмета, курса, курса внеурочной деятельности, класс)
учителя Бацаева Леонида Евгеньевича
(фамилия, имя, отчество учителя)
год
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «География» является обязательной частью предметной области общественно-научных дисциплин. География в 5 классе изучается 1 час в неделю, 35 учебных часов в год. В соответствии с учебным планом курсу «География» предшествует курс «Окружающий мир».
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
● овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
● осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
● формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
● ставить учебную задачу под руководством учителя
● планировать свою деятельность под руководством учителя;
● выявлять причинно-следственные связи;
● определять критерии для сравнения фактов, явлений;
● выслушивать и объективно оценивать другого;
● уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные результаты:
● формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
● формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в
пространстве и во времени;
● овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды;
● овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного
общения;
● овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
● уметь составлять схему наук о природе;
● уметь составлять описание учебного кабинета географии;
● уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
● уметь организовывать наблюдение за погодой;
● уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
● уметь составлять план кабинета географии;
● уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
● уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
● уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
● уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
● уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
● уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
Содержание учебного предмета, курса
«Наука география»
(2 часа)
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
«Земля и ее изображение» (5 часов)
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Формы, размеры и движения Земли. Глобус - модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
«История географических открытий» (14 часов)
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь и деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
«Путешествие по планете Земля» (10 часов)
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
«Природа Земли» (2 часа)
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Повторение (2 часа)
Тематическое планирование
Название раздела | Количество часов | Тема урока | Дата проведения |
По плану | фактически |
Наука география | 2 | Что такое география. | | |
Методы географических исследований. | | |
Земля и её изображение | 5 | От плоской Земли к земному шару | | |
Форма, размеры и движения Земли | | |
Глобус и карта. | | |
Ориентирование на местности. | | |
Земля и её изображение. Повторительно-обобщаюший урок. | | |
История географических открытий | 14 | По следам путешественников каменного века | | |
Путешественники древности | | |
Путешествия морских народов | | |
Первые европейцы на краю Азии | | |
Хождение за три моря | | |
Морской путь в Индию | | |
Открытие Америки. | | |
Первое кругосветное плавание. | | |
Открытие Южного материка | | |
Поиски Южной земли продолжаются | | |
Русские путешественники. | | |
Вокруг света под русским флагом | | |
Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела | | |
Урок коррекции знаний по теме раздела | | |
Путешествие по планете Земля | 10 | Мировой океан. Части Мирового океана | | |
Значение мирового океана для природы и человека | | |
Путешествие по Евразии. | | |
Путешествие по Африке | | |
Путешествие по Северной Америке. | | |
Путешествие по Южной Америке | | |
Путешествие по Австралии | | |
Путешествие по Антарктиде | | |
Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела | | |
Тестирование в рамках промежуточной аттестации | | |
Природа Земли | 2 | Что такое природа. | | |
Оболочки Земли | | |
Повторение | 2 | Урок обобщения и контроля по курсу | | |