СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 5 класс составлена в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чулковская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
____________Г.В. Жаркова


«Утверждено»
Директор МБОУ «Чулковская СОШ»
___________ Л.А.Машникова
Приказ от 31.08.2017г. № 53 ОД







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

5 класс





Составлена
учителем географии Алениной Л.В.

Рассмотрена на

педагогическом совете,

протокол № 1 от 23.08. 2017 г.



2017 / 2018 учебный год



Рабочая учебная программа основного общего образования по учебному курсу «География»

5 класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена к Линии учебников издательства «Дрофа» под

редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Со-

нин География. Начальный курс. 2013 г.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному

образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного

общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И.

В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2013 г.

Место предмета в учебном плане:

«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обу-

чения - 35 (1 час в неделю).


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических

знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной

картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в

географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на

формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном

уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её со-

хранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических

умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических

знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразова-

ние, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять

общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путеше-

ствий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «по-

лярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографиче-

ские, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных)

для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных

задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и форму-

лировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характери-

зующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по

географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической ин-

формации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использо-

ванием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую

для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных

навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географиче-

ские карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных

программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать

географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и

проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях

между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения

их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, ат-

мосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,

направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов приро-

ды в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития,

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для со-

хранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей

среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении соци-

ально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического

использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания

в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на

основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Что изучает география (5 часов).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы.

Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география—

два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографиче-

ский метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистиче-

ский метод.

Как люди открывали Землю (5ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев.

Великие географы древности.

Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное

путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгород-

цами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний

объектов и явлений живой и неживой природы.; 2. Как люди открывали Землю.

Земля во Вселенной (9ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Пред-

ставления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Все-

ленной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно.

Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселен-

ной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плу-

тон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температу-

ра, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых

К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли—

Ю.А.Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (4ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звез-

дам. Ориентирование по местным

признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в

древности. Практические работы № 3, Ориентирование по плану и карте. Чтение ле-

генды карты; 4. Самостоятельное построение простейшего плана

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о воз-

никновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы.

Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли

и огнедышащих гор.

Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетря-

сений и крупнейших вулканов

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Аме-

рика. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой оке-

ан. Воды суши. Вода в атмосфере. Практическая работа №6. Используя карту полуша-

рий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явле-

ния в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Практическая работа №7.

Составление карты стихийных природных явлений.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы.

Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Итоговая контрольная работа (1ч)

Резерв времени (1 ч)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Мир, в котором мы живем

1


2

Науки о природе

1


3

География — наука о Земле

1


4

Методы географических исследований

1


5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

1


6

Географические открытия древности и Средневековья

1


7

Важнейшие географические открытия

1


8

Открытия русских путешественников

1


9

Открытия русских путешественников

1


10

Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю».

1


11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1


12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

1


13

Соседи Солнца.

1


14

Планеты - гиганты и маленький Плутон.

1


15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1


16

Мир звезд

1


17

Уникальная планета—Земля

1


18

Современные исследования космоса

1


19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

1


20

Стороны горизонта

1


21

Ориентирование

1


22

План местности географическая карта

1


23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1


24

Как возникла Земля

1


25

Внутреннее строение Земли

1


26

Землетрясения и вулканы

1


27

Путешествие по материкам

1


28

Вода на Земле

1


29

Воздушная одежда Земли

1


30

Живая оболочка Земли

1


31

Почва—особое природное тело

1


32

Человек и природа

1


33

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

1


34

Итоговая контрольная работа

1


35

Резерв времени 1 час

1





Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационных и демонстрационных), практические, проблемно-поисковые под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, деловые игры.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы.


Используются формы обучения: диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

- индивидуальная.

- коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 -групповая

В процессе изучения курса используются формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, мини – сочинения, работа с источниками, доклады, защита презентаций.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:

Используемый учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5

классе содержит, кроме учебников,

методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания:

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И.

Сонин, И. И. Баринова).

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Бари-

нова).

3. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В.

Курчина).

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!