муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чулковская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________Г.В. Жаркова | «Утверждено» Директор МБОУ «Чулковская СОШ» ___________ Л.А.Машникова Приказ от 31.08.2017г. № 53 ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
5 класс
Составлена
учителем географии Алениной Л.В.
Рассмотрена на
педагогическом совете,
протокол № 1 от 23.08. 2017 г.
2017 / 2018 учебный год
Рабочая учебная программа основного общего образования по учебному курсу «География»
5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена к Линии учебников издательства «Дрофа» под
редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Со-
нин География. Начальный курс. 2013 г.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному
образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного
общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И.
В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2013 г.
Место предмета в учебном плане:
«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обу-
чения - 35 (1 час в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной
картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в
географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на
формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её со-
хранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических
знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразова-
ние, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путеше-
ствий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «по-
лярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографиче-
ские, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных)
для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных
задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и форму-
лировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характери-
зующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической ин-
формации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использо-
ванием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую
для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географиче-
ские карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных
программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях
между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения
их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, ат-
мосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов приро-
ды в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития,
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для со-
хранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей
среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении соци-
ально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания
в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Что изучает география (5 часов).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы.
Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география—
два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографиче-
ский метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистиче-
ский метод.
Как люди открывали Землю (5ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев.
Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное
путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгород-
цами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний
объектов и явлений живой и неживой природы.; 2. Как люди открывали Землю.
Земля во Вселенной (9ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Пред-
ставления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Все-
ленной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.
Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно.
Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселен-
ной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плу-
тон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температу-
ра, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых
К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли—
Ю.А.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звез-
дам. Ориентирование по местным
признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в
древности. Практические работы № 3, Ориентирование по плану и карте. Чтение ле-
генды карты; 4. Самостоятельное построение простейшего плана
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о воз-
никновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы.
Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли
и огнедышащих гор.
Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетря-
сений и крупнейших вулканов
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Аме-
рика. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой оке-
ан. Воды суши. Вода в атмосфере. Практическая работа №6. Используя карту полуша-
рий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явле-
ния в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Практическая работа №7.
Составление карты стихийных природных явлений.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы.
Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Итоговая контрольная работа (1ч)
Резерв времени (1 ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Мир, в котором мы живем | 1 | |
2 | Науки о природе | 1 | |
3 | География — наука о Земле | 1 | |
4 | Методы географических исследований | 1 | |
5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» | 1 | |
6 | Географические открытия древности и Средневековья | 1 | |
7 | Важнейшие географические открытия | 1 | |
8 | Открытия русских путешественников | 1 | |
9 | Открытия русских путешественников | 1 | |
10 | Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю». | 1 | |
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | 1 | |
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | 1 | |
13 | Соседи Солнца. | 1 | |
14 | Планеты - гиганты и маленький Плутон. | 1 | |
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | 1 | |
16 | Мир звезд | 1 | |
17 | Уникальная планета—Земля | 1 | |
18 | Современные исследования космоса | 1 | |
19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | 1 | |
20 | Стороны горизонта | 1 | |
21 | Ориентирование | 1 | |
22 | План местности географическая карта | 1 | |
23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | |
24 | Как возникла Земля | 1 | |
25 | Внутреннее строение Земли | 1 | |
26 | Землетрясения и вулканы | 1 | |
27 | Путешествие по материкам | 1 | |
28 | Вода на Земле | 1 | |
29 | Воздушная одежда Земли | 1 | |
30 | Живая оболочка Земли | 1 | |
31 | Почва—особое природное тело | 1 | |
32 | Человек и природа | 1 | |
33 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | 1 | |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
35 | Резерв времени 1 час | 1 | |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационных и демонстрационных), практические, проблемно-поисковые под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, деловые игры.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы.
Используются формы обучения: диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Используются средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Формы организации работы учащихся:
- индивидуальная.
- коллективная:
- фронтальная;
- парная;
-групповая
В процессе изучения курса используются формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, мини – сочинения, работа с источниками, доклады, защита презентаций.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
Используемый учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5
классе содержит, кроме учебников,
методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания:
1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И.
Сонин, И. И. Баринова).
2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Бари-
нова).
3. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В.
Курчина).
4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание