СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС ( 1 час в неделю)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования. Программа для 5 класса , УМК А.А. Летягин - 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС ( 1 час в неделю)»

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нестеровская средняя общеобразовательная школа



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

«Квант»

Протокол № ______________

«_____» _____________ 2017 г.

Руководитель МО _________/./

СОГЛАСОВАНО

замдиректора по УВР

_____________ / Жаркой Н.М /

«____» __________ 2017 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор МОУ

____________ /Рожкова Н.М../

«_____» _____________ 2017 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ( 1 час в неделю)


Составитель программы:

учитель биологии , географии и химии

Руднева Ольга Григорьевна


2017


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

  2. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);

  3. Примерных программ по учебным предметам. География 5-9 классы: издательский центр «Вентана-Граф» 2012 г. Авторы – составители: А.А.Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя

Программа ориентирована на УМК:

  • Учебник «Начальный курс – География» 5 класс - предметная линия учебников А.А.Летягин под общей редакцией В.П.Дронова издательский центр «Вентана – Граф» -2015 г.

  • Рабочая тетрадь – «Дневник географа – следопыта» автор А.А.Летягин издательский центр «Вентана-Граф» 2015 г.

  • Комплект контурных карт 5 класс издательство «Дрофа» 2015г.

  • Атлас 5-6 классы издательство «Дрофа» 2015г.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

  • развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.







I. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ


Личностные результаты изучения географии начальный курс:

Личностными результатами обучения географии является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.


Метапредметные результаты изучения географии начальный курс:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;

- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметные результаты изучения географии начальный курс:

Источники географической информации

Ученик научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек

Ученик научится:

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Ученик получит возможность научиться:

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


Место курса « География» в базисном учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год



II СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Наименование разделов и тем

Всего часов



В том числе

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Теоретические

Практические

Контрольные работы

1

Введение

3

1

2


Наблюдать за географическими объектами своей местности.Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли Изготавливать модель гномона.Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени

2

Земля как планета Солнечной системы

5

3

2


Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли Организация проведения осенних фенологических наблюдений.

Готовить «Календарь природы Изучать модель «Земля — Луна — Солнце».

Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли

3

Геосферы Земли

25

20

5


Строить модель «твёрдой» Земли Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.

Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканыНачать создавать коллекцию горных пород своей местности.Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалыИзготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местностиРаботать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцыПроводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометромИзготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс) Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рекПодготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Создавать и работать с самодельной моделью родника Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.

Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания

Создавать игры биогеографического содержания Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Работать с определителем морских животныхСовершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы

4

Резерв

1





Итого

34


9

1


Введение. 3 часа

Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Раздел «Земля как планета Солнечной системы» 5 часа

Планета Земля Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Раздел «Геосферы Земли» 25 часов + повторение 1 час

Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.

Природные памятники литосферы.

Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.

Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.

Природные памятники гидросферы.

Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.

Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.








III . КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата по плану

Дата факт

 

понятия

предметные результаты

универсальные учебные действия

личностные результаты

 

 

Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)

 

 

 

1

География – одна из наук о планете Земля.

 

п.1 (стр. 5-7), р.т. стр. 3-4, атлас стр. 6-7, стр.18-19

Вводный

Беседа

география, географические объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка

обучающийся научится:

различатьгеографические объекты и правильно называть их,

определятьзначение объектов ЮНЕСКО для человечества

обучающийся получит возможность научиться:

объяснять

суще­ственные признаки понятий: «географический объект», «географические процессы и явления»

приводить примеры геогра­фических объектов своей местности, результатов вы­дающихся географических открытий и путешествий

обучающийся научится:

выделять существенные признаки   понятия,

ориентироваться в учебнике и  находить ответ на поставленный вопрос

обучающийся получит возможность научиться:

анализироватьинформацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос

использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей

составлять  определение  понятиям, создавать обобщения

осознаниезначимости  географических знаний для современного человека,

ознакомление с примерами природного наследия  ЮНЕСКО (на территории мира, в том числе и России),

мотивация на изучение географии

 05.09

 

2

Зарождение географии

 

п.1 (стр. 8-10), р.т. стр. 4

Изучение нового материала

Беседа

модель, опыт, карта

обучающийся научится:

строить модель, с помощью которой возможно увидеть, как территория освещается Солнцем,  понять принцип действия солнечных часов

обучающийся получит возможность научиться:

использовать понятия

«гео­графический объект», «географические процессы и явления» для решения учебных задач по наблюдению и по­строению моделей географи­ческих объектов

обучающийся научится:

работать  индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учёта интересов; 

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

обучающийся получит возможность научиться:

создавать модели для решения учебных и познавательных задачорганизовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

развитиекоммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при построении и демонстрации действия модели

 12.09

 

3

Наблюдение – метод географической науки

 

п.2. (стр. 10-13), р.т. стр.5-6

Изучение нового материала

Опрос

наблюдение, горизонт, гномон

обучающийся научится:

отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом

 

обучающийся научится:

осознанно  использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;составлять плансвоего наблюдения;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

обучающийся получит возможность научиться:

устанавливатьпричинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение

организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

развитие умения фиксироватьпроводимые  наблюдения в письменном описании  результатов

 развитие умения работать индивидуально и в группе.

 19.09

 

Земля как планета Солнечной системы (5 ч)

 

 

 

4

Земля среди других планет Солнечной системы

 

п.3 (стр. 14-18), р.т. стр.7-9, атлас стр. 2-5

 

Комбинированный урок

Опрос

солнечная система,

планеты земной группы, полярный радиус, экваториальный радиус, глобус

обучающийся научится:

называть планеты Солнечной системы в порядке увеличения их расстояния от Солнца

измерять «земные окружности» по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус – наиболее точная модель Земли

обучающийся получит возможность научиться:

использовать понятия «глобус», «полярный радиус», «экваториальный радиус» для решения учебных задач по определению формы глобуса и сравнения ее с формой Земли

приводить примеры планет земной группы

обучающийся научится:

выделятьсущественные признаки понятий

находитьивыделять необходимую информацию

обучающийся получит возможность научиться:

строить логическое рассуждение, умозаключение и де­лать выводы

соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами,осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата

формированиецелостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике

развитие умения работать индивидуально и в группе

 26.09

 

5

Движение Земли по околосолнечной орбите

 

п.4 (стр. 19-21), р.т. стр. 10-12)

Изучение нового материала

Беседа

географический полюс, день весеннего равноденствия, день летнего солнцестояния, тропик, полярный круг, день осеннего равноденствия, день зимнего солнцестояния

обучающийся научится:

определять

особенности положения Земли в дни солнцестояний, равноденствий

обучающийся получит возможность научиться:

использовать понятия «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор»  для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения вокруг своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите

обучающийся научится:

выделятьсущественные признаки понятий обучающийся получит возможность научиться:

анализироватьинформацию (текстовую и графическую) для подготовки письменного ответа на вопрос

осознаниезначимости  географических знаний для современного человека

развитиепознавательных интересов, учебных  мотивов

 03.10

 

6

Фенология и календарь природы

п. 4 (стр. 22-23), р.т. стр. 12

Изучение нового материала

Опрос

фенология

обучающийся научится:

работать с календарем природы

обучающийся получит возможность научиться:

использоватьприобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений

обучающийся научится:

создавать модель для решения учебно-познавательных задач

проводить наблюдения

работатьиндивидуально и в группе

обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно организовыватьучебную деятельность

развитие умения фиксироватьпроводимые  наблюдения в письменном описании  результатов

развитие умения работать индивидуально и в группе

 10.10

 

7

Суточное вращение Земли

 

п. 5 (стр. 24-28), р.т. стр. 13-14

Комбинированный урок

Опрос

пояс освещенности, долгота дня, теллурий

обучающийся научится:

называть пояса освещенности

отбирать источники географической информации с целью подготовки презентации по теме

изучать модель«Земля-Луна-Солнце» с помощью, которой можно наблюдать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси

составлять рассказ по плану о четырех особых положения Земли

обучающийся получит возможность научиться:

составлять и обсуждать презентацию о полярном дне и полярной ночи

обучающийся научится:

осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации с помощью компьютерных средств

демонстрировать модель с целью выявления существенных признаков понятий

работать в группе; находить общее решение на основе согласования позиций

обучающийся получит возможность научиться:

организовыватьпродуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

устанавливатьпричинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение

 

развитиекоммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при построении и демонстрации действия модели

развитие умения работать индивидуально и в группе

 

 17.10

 

8

Повторение и обобщение раздела «Земля как планета Солнечной системы»

Обобщающий урок

Тест

 

обучающийся научится:

выполнять итоговые задания

выполнять тестовые задания

отвечать на вопросы по разделу «Земля как планета Солнечной системы»

обучающийся научится:

работатьиндивидуально и в группе

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

владеть устной и письменной речью

планировать и регулировать свою деятельность

обучающийся получит возможность

научиться:

оцениватьправильность

выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

 осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

развитие уменияработать индивидуально и в паре,

планировать и оценивать деятельность

 24.10

 

Геосферы Земли (25 ч)

 

 

 

Литосфера (7 ч)

 

 

 

9

Слои «твердой» Земли

 

п.6 (стр. 29-34), р.т. стр.15-17

Изучение нового материала

Опрос

литосфера, ядро, мантия, земная кора, геология

обучающийся научится:

строить модель«твердой» Земли

обучающийся получит возможность научиться:

использовать понятия«литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия» для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли

составлятьхарактеристику внутренних слоев Земли

 

обучающийся научится:

составлятьопределение понятиям

выделятьсущественные признаки понятий

создавать, применять и преобразовыватьзнаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

обучающийся получит возможность научиться:

создавать модели с целью развития познавательных интересов и творческих способностей

осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата

формированиецелостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике

формированиеустойчивых познавательных интересов при создании модели «твердой Земли»

развитие уменияпланировать деятельность, оценивать способы достижения цели

 07.11

 

10

Вулканы Земли

 

п.7 (стр. 35-40), р.т. стр. 18-20, атлас стр. 10-11, стр. 12-13

Изучение новоо матеирала

Беседа

опрос

магма, лава, кратер, жерло, вулканизм

обучающийся научится:

показывать на карте и определять положение, название и высоту вулканов

строить схему, показывающую строение вулкана

строить модельлитосферных плит,

работать с конструкторомлитосферных плит,

обозначать на схеме действующие вулканы

обучающийся получит возможность научиться:

выделять, описывать и объяснятьсущественные признаки вулканов

обучающийся научится:

осознанноиспользовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; 

обучающийся получит возможность научиться:

создавать модели с целью развития познавательных интересов и творческих способностей

самостоятельно организовыватьучебную деятельность

 

формированиеустойчивых познавательных интересов при создании иллюстрированного рассказа об образовании и «жизни» вулкана

создание  модели литосферных плит для понимания закономерностей

развитие уменияанализировать, обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи

 

 14.11

 

11

Из чего состоит земная кора

 

п.8 (стр. 41-44), р.т. стр. 21-23

Комбинированный урок

Опрос

минералы, горные породы, магматические, осадочные и метаморфические горные породы, метаморфизм

обучающийся научится:

создавать коллекцию горных пород своей местности

приводить примеры горных пород, отличающихся условиями образования

определятьзначение горных пород своей местности

обучающийся получит возможность научиться:

выделять, описывать и объяснятьсущественные признаки минералов и горных пород

обучающийся научится:

составлять  определение  понятиям, создавать обобщения

обучающийся получит возможность научиться:

оцениватьправильность выполнения учебной задачи; собственные возможности ее решения

формированиеустойчивых познавательных интересов при создании коллекции горных пород

развитие умения

извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

формированиеэмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

развитие чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону

 

 21.11

 

12

Строение земной коры.

 

п.9 (стр. 45-47), р.т. стр. 24-25

Изучение нового матеирала

Беседа

океаническая и континентальная земная кора, складчатость, область складчатости

обучающийся научится:

различать типы земной коры

обучающийся получит возможность

научиться:

сравниватьокеаническую и континентальную земную кору,объяснять причины установленных различий

обучающийся научится:

создавать, применять и преобразовыватьзнаки, символы и схемы для решения учебных и познавательных задач

обучающийся получит возможность

научиться:

строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

развитие уменияанализировать, обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи

 

 28.11

 

13

Землетрясения

 

п.9 (стр. 48-53), р.т. стр. 25-26, атлас стр. 12-13

Комбинированный урок

Беседа

землетрясение, очаг и эпицентр землетрясения, цунами, сейсмология

обучающийся научится:

давать определение понятиям: «землетрясение», «цунами»

определятьинтенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-бальной шкалы

обучающийся получит возможность

научиться:выделять, описывать и объяснятьсущественные признаки землетрясений

использоватьприобретенные знания и умения для оценки интенсивности землетрясений

устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений

обучающийся научится:

составлятьопределение понятиям

смысловое чтение

осуществлять самостоятельный поиск,  анализ и отбор

информации, её

преобразование,

сохранение

владение письменной речью

обучающийся получит возможность

научиться:

анализироватьтекстовую информацию  для подготовки письменного ответа на вопрос

осознаниезначимости  географических знаний для современного человека

развитие умения

извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

 

 05.12

 

14

Рельеф земной поверхности

 

п. 10 (стр. 54-57), р.т. 27-29, атлас стр. 8-9, 10-11

Изучение нового матеирала

Опрос

рельеф, выпуклая и вогнутая формы рельефа, относительная высота, геодезия, нивелир

обучающийся научится:

давать определение понятиям «рельеф», «относительная высота»

различать выпуклые и вогнутые формы рельефа

изготавливатьсамодельный нивелир

определятьотносительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

обучающийся получит возможность

научиться:

приводить примеры

различных форм рельефа своей местности

обучающийся научится:

составлятьопределение понятиям, устанав­ливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации

выделятьсущественные признаки понятий

создавать самодельные простейшие инструменты

работатьиндивидуально и в паре; находить общее решение на основе согласования позиций

обучающийся получит возможность

научиться:

управлять своей познавательной активностью

развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

 

осознание ценностигеографических знаний для применения их на практике

развитиекоммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при создании и использование самодельного нивелира

развитие умениеработать индивидуально и в группе

 

 12.12

 

15

Человек и литосфера

п.11 (стр. 58-63), р.т. стр. 30-31, атлас срт.20-21, 22-23

Комбинированный урок

Беседа

опрос

полезные ископаемые

обучающийся научится:

давать определение понятиям «полезное ископаемое», «месторождение»

работать с топонимическим словарем иопределятьпроисхождение название географических объектов

обучающийся получит возможность

научиться:

приводить примеры

полезных ископаемых и месторождений своей местности

обсуждатьпреимущества отдыха на равнинах и в горах

обучающийся научится:

составлятьопределение понятиям

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

осознанно  использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью

обучающийся получит возможность

научиться:

осуществлять самостоятельный

поиск, анализ, отбор

информации, ее преобразование, сохранение

формированиеэмоционально-ценностного отношения к окружающей среде

развитие чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране

развитие умения

извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

 19.12

 

Атмосфера (4 ч)

 

 

 

16

Воздушная оболочка Земли

 

п.12 (стр. 64-69), р.т. стр. 32-34

Изучение нового материала

Беседа

атмосфера, метеорология,

озоновый слой, тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, давление атмосферного воздуха, барометр

обучающийся научится:

проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления

изготавливатьсамодельный барометр иизмерятьатмосферное давление

обучающийся получит возможность

научиться:

объяснять существенные признаки понятия«атмосфера»

использовать понятие«атмосфера» для решения учебных задач по определению атмосферного давления

 

обучающийся научится:

выделятьсущественные признаки понятий

соотносить свои действия с планируемыми результатами

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

обучающийся получит возможность

научиться:

оцениватьправильность выполнения учебной задачи

устанавливатьпричинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

формированиеответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

развитие уменияанализировать, обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи

развитие уменияфиксироватьпроводимые  наблюдения в письменном описании  результатов

 

 26.12

 

17

Погода

 

п.13 (стр. 70-72), р.т. стр.35

Комбинированный урок

Опрос

беседа

погода

обучающийся научится:

давать определение понятию «погода»

отбирать источники географической информации для составления описания погоды своей местности

обучающийся получит возможность

научиться:

объяснять существенные признаки понятия«погода»

описывать погоду своей местности

обучающийся научится:

составлятьопределение понятиям

выделятьсущественные признаки понятия

осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации с помощью различных источников информации

обучающийся получит возможность

научиться:

создавать обобщения, устанавливать аналогии

 

осознание ценностигеографических знаний для применения их на практике

развитие умения

извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

 09.01

 

18

Метеорологические наблюдения

п.13 (стр. 72-75), р.т. 35-37

Комбинированный урок

Беседа

опрос

флюгер, гигрометр, термометр, осадкомер

обучающийся научится:

изготавливатьсамодельные метеорологические приборы

измерятьнаправление и скорость ветра, количество атмосферных осадков и температуру воздуха

обучающийся получит возможность

научиться:

составлять краткий рассказ о погоде по результатам своих наблюдений

обучающийся научится:

создавать и применять простейшие приборы для решения учебных и познавательных задачосознанно  использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

обучающийся получит возможность

научиться:

организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

анализироватьполученные результаты наблюдений, создавать обобщения

развитиекоммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при создании простейших метеорологических приборов

развитие уменияфиксироватьпроводимые  наблюдения в письменном описании  результатов

 

 16.01

 

19

Человек и атмосфера

 

п.14 (стр. 76-83), р.т. стр. 38-41

 Обобщающий урок

 

тест

парниковый эффект, гроза, град, радуга, мираж

обучающийся научится:

составлять прогноз погоды по народным приметам

определятькомфортность условий проживания человека

отбиратьнеобходимую географическую информацию, используя интернет-ресурсы

обучающийся получит возможность

научиться:

оценивать влияние атмосферы на человека

приводить примеры влияния человека на состояние атмосферы

составлять и обсуждатьпрезентации о различных видах атмосферных явлений

обучающийся научится:

выделятьсущественные признаки понятий

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

смысловое чтение

владение устной и письменной речью

обучающийся получит возможность

научиться:

устанавливатьпричинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

формировать и развиватьэкологическое мышление

формировать и развиватькомпетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий

формированиеоснов экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

формированиеэмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

развитие умения

извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

 23.01

 

Водная оболочка Земли (8 ч)

 

 

 

20

Вода на Земле

 

п.15 (стр. 84-86), р.т. стр. 42-43

Изучение нового матеирала

Беседа

опрос

гидросфера, круговороты воды (малый и большой)

обучающийся научится:

называть составные части гидросферы, свойства воды, основные элементы круговорота воды

обучающийся получит возможность

научиться:

выявлять различия

между большим и малым круговоротом воды

обучающийся научится:

выделятьсущественные признаки понятий

создавать, применять и преобразовыватьзнаки, символы и схемы для решения учебных и познавательных задач

смысловое чтение

обучающийся получит возможность

научиться:

создавать обобщения, строить логическое рассуждение, анализировать текстовую информацию для подготовки ответа на вопрос

формированиецелостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике

развитие уменияанализировать, обобщать, сравнивать

 30.01

 

21

Свойства воды

 

п.15 (стр. 86-89), р.т. стр. 43

Комбинированный урок

Беседа

плотность

обучающийся научится:

проводить опыт по изучению свойств воды

обучающийся получит возможность

научиться:

выделять, описывать и объяснять

существенные признаки воды

обучающийся научится:

выделять и описывать существенные признаки понятий

соотносить свои действия с планируемыми результатами

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

обучающийся получит возможность

научиться:

устанавливатьпричинно-следственные связи, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

развитиекоммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при проведении опыта

развитие уменияанализировать, обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи

развитие уменияфиксироватьпроводимые  наблюдения в письменном описании  результатов

 

 06.02

 

22

Мировой океан – главная часть гидросферы

 

п.16 (стр. 90-95), р.т. стр. 44-49, атлас стр. 14-15

Изучение нового материала

Опрос

Мировой океан, море, залив, пролив, остров, архипелаг, полуостров

обучающийся научится:

давать определение понятиям: «гидросфера», «море», «залив», «пролив», «остров», полуостров»

показывать на карте и глобусе океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова

составлять маршрут морского путешествия, используя карты атласа

определятьпроисхождение названий географических объектов

создавать игру

«Знатоки морских названий»обучающийся получит возможность

научиться:

выделять существенные признаки понятий

«гидросфера», «мировой океан», «море», «залив», «пролив», «остров», полуостров»

обучающийся научится:

определять понятия

выделятьсущественные признаки понятий

осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации с помощью компьютерных средств

самостоятельно

приобретать

новые знания и

практические умения с помощью географических карт

обучающийся получит возможность

научиться:

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

 

формированиеответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

формированиеИКТ компетентности,

развитиеустойчивого познавательного интереса при выполнение учебных задач творческого характера

 формированиеготовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

 

 13.02

 

23

Воды суши. Реки.

 

п.17 (стр. 96-97), р.т. стр. 50-51, атлас 8-9, 10-11

 

 

 

Изучение нового материала

Опрос

река, исток реки, устье реки, речная система, бассейн реки, водораздел

обучающийся научится:

называть составные части вод суши

давать определение понятиям: «река», «речная система», «бассейн реки», «водораздел»

обучающийся получит возможность

научиться:

использовать понятии: «река», «бассейн», «водораздел» для решения учебных задач по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами

обучающийся научится:

определять понятиявыделятьсущественные признаки понятий

создавать и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач

обучающийся получит возможность

научиться:

анализироватьинформацию (текстовую и графическую) для подготовки письменного ответа на вопрос

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике

развитие уменияиспользовать основные понятия для решения учебных задач

 20.02

 

24

Горные и равнинные реки.

 

п.17 (стр. 98-102), р.т. 51, атлас 8-9, 10-11

Комбинированный урок

Беседа

опрос

горная река, равнинная река, порог, водопад

обучающийся научится:

выявлятьосновные различия горных и равнинных рек

проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку

называть и показывать на карте крупнейшие водопады мира

обучающийся получит возможность

научиться:

устанавливатьвзаимосвязи между формами рельефа и характером реки

приводить примеры горных и равнинных рек

обучающийся научится:

выделятьсущественные признаки понятий

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации  для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;

владение устной и письменной речью

обучающийся получит возможность

научиться:

устанавливатьпричинно-следственные связи

 анализировать

объекты с целью выделения существенных признаков

сравнивать объекты с целью установления сходств и различий

формированиеэмоционально-ценностного отношения к окружающей среде

развитие умениясравнивать, анализировать, обобщать

развитие умения

извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

развитие чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране

 

 27.02

 

25

Озера. Ледники.

 

п.18 (стр. 103-106), р.т. 52-53, атлас стр.8-9, 10-11

Комбинированный урок

Опрос

беседа

озера, ледник, покровный ледник, айсберг, горный ледник

обучающийся научится:

давать определение понятиям: «озеро», «ледник», «айсберг»

показывать на карте России и полушарий крупные озера

различать озера по степени солености воды

обучающийся получит возможность

научиться:

объяснятьсущественные признаки понятий: «озеро», «ледник», «айсберг»

приводить примеры озер по солености озерных вод

обучающийся научится:

определять понятия

выделятьсущественные признаки понятий

обучающийся получит возможность

научиться:

устанавливать

причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы

осознаниезначимости  географических знаний для современного человека

развитие уменияанализировать и обобщать, делать выводы, представлять информацию в разных формах

 

 06.03

 

26

Вода в «земных кладовых»

 

п.18 (стр.106-108), р.т. 53-56

Комбинированный урок

Беседа

опрос

подземные воды, водоносный пласт, грунтовые воды, водоупорный слой, родник

обучающийся научится:

проводить опытдля определения скорости просачивания воды образцы пород (глина, песок, суглинок)

создавать и работать с самодельной моделью родника

обучающийся получит возможность

научиться:

устанавливатьвзаимосвязи между составом горных пород и скоростью просачивания воды

обучающийся научится:

определять понятия

создавать, применять и преобразовыватьзнаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

работатьиндивидуально и в группе

обучающийся получит возможность

научиться:

устанавливатьпричинно-следственные связи, делать выводы

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

организовыватьучебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и   сверстниками

развитиекоммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при построении и демонстрации модели, проведении опыта

развитие умения работать индивидуально и в группе, планировать деятельность, оценивать

развитие уменияанализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

 

 13.03

 

27

Человек и гидросфера

 

п.19 (стр. 109-114), р.т. 57-59

Обощающий урок

тест

гидроэлектростанция

обучающийся научится:

определятьзначение воды в жизни человека

составлятьмаршруты путешествий для укрепления здоровья человека

работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященным объектам гидросферы

обучающийся получит возможность

научиться:

устанавливатьвзаимосвязи между формой рельефа и мощностью ГЭС

обучающийся научится:

осознанно  использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

смысловое чтение

осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации с помощью различных источников информации

обучающийся получит возможность

научиться:

анализироватьтекстовую информацию для подготовки письменного ответа на вопрос

осознаниецелостности природы, населения и хозяйства Земли

формированиеэмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

развитие умения

извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

 20.03

 

Биосфера (5 ч)

 

 

 

28

Оболочка жизни

 

п.20 (стр. 115-120), р.т. стр.

60-61

Изучение нового материала

Беседа

биосфера, живое вещество, палеонтология

обучающийся научится:

давать определение понятиям: «биосфера», «живое вещество»

работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов

обучающийся получит возможность

научиться:

объяснятьсущественные признаки понятия «биосфера»

сопоставлятьграницы биосферы с границами других оболочек

обучающийся научится:

определять понятия

выделятьсущественные признаки понятий

устанавливатьаналогии

обучающийся получит возможность

научиться:

сопоставлять  и анализироватьтекстовую и иллюстративную информацию с целью решения учебных и познавательных задач

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике

развитиеустойчивого познавательного интереса при выполнение учебных задач творческого характера

 

 03.04

 

29

Жизнь в тропическом поясе

 

п.21 (стр. 121-129), р.т. стр. 62-65, атлас стр. 16-17

Комбинированный урок

Беседа

биогеография, влажный экваториальный лес, саванна, пустыня

обучающийся научится:

составлятьхарактеристику  влажных экваториальных лесов, саванн, пустынь

называть типичных представителей растительного и животного мира

составлять и описывать коллекцию комнатных растений

определять правила ухода за комнатными растениями с учетом природных условий их произрастания

обучающийся получит возможность

научиться:

устанавливатьвзаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического пояса

обучающийся научится:

находить и выделять необходимую информацию для решения учебных и познавательных задач

владеть устной и письменной речью

смысловое чтение

обучающийся получит возможность

научиться:

устанавливатьпричинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы

формированиеготовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

формированиеИКТ компетентности, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и творческой видах деятельности

 

 10.04

 

30

Растительный животный мир умеренных поясов

 

п.22 (стр. 130-137), р.т. 66-70, атлас стр. 16-17

Изучение нового материала

 

Опрос

степь, лиственный лес, тайга

обучающийся научится:

составлятьхарактеристику степей, лиственных лесов и тайги

называть типичных представителей растительного и животного мира

создавать игрыбиогеографического содержания

обучающийся получит возможность

научиться:

устанавливатьвзаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира умеренного пояса

обучающийся научится:

находить и выделять необходимую информацию для решения учебных и познавательных задач

владеть устной и письменной речью

смысловое чтение

создавать и применять игры для решения учебных и познавательных задач

обучающийся получит возможность

научиться:

устанавливатьпричинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

формированиеготовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

формированиеИКТ компетентности, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и творческой видах деятельности

 

 17.04

 

31

Жизнь в полярных поясах и в океане

 

п.23 (стр. 138-146), р.т. 71-73, атлас стр. 16-17

Комбинированный урок

Опрос

беседа

тундра, арктическая и антарктическая пустыни, фитопланктон

обучающийся научится:

составлятьхарактеристику тундры, арктической и антарктической пустынь

называть типичных представителей растительного и животного мира

изучать морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах»

работать с определителем морских животных

обучающийся получит возможность

научиться:

сравниватьприродные условия, растительный и животный мир Арктики и Антарктики

устанавливатьвзаимосвязи между условиями жизни и распространением живых организмов в глубинах океана

обучающийся научится:

находить и выделять необходимую информацию для решения учебных и познавательных задач

владеть устной и письменной речью

создавать и применять устройства для решения учебных и познавательных задач

обучающийся получит возможность

научиться:

устанавливатьпричинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы

 

формированиеготовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

формированиекоммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при создании самодельного устройства «Глубины океана»

 

 

 24.04

 

32

Природная среда. Охрана природы.

 

п.24 (стр.147-151), р.т. стр.74-77

 Изучение нового материала

Беседа

окружающая среда, природная среда, искусственная среда, особо охраняемые природные территории, заповедник, биосферный заповедник

обучающийся научится:

давать определение понятиям: «окружающая среда»,  «природная среда», «искусственная среда»

назвать особо охраняемые природные территории

составлять схему экологической тропы

составлять схему взаимосвязей оболочек Земли

обучающийся получит возможность

научиться:
приводить примеры

различных видов особо охраняемых природных территорий своей местности

обучающийся научится:

определять понятия, создавать обобщения

выделятьсущественные признаки понятий

создавать схемы для решения учебных  и познавательных задач

осознанно  использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

обучающийся получит возможность

научиться:

использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей

применятьэкологическое мышление  в познавательной, коммуникативной практике

формированиеоснов экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

формированиеэмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

развитие умения

извлекать информацию, перерабатывать  ее представлять в разных формах

 15.05

 

33

Повторение и обобщение раздела «Геосферы Земли»

Обобщающий урок

тест

 

обучающийся научится:

выполнять итоговые задания

выполнять тестовые задания

отвечать на вопросы по разделу «Геосферы Земли»

обучающийся научится:

работатьиндивидуально и в группе

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

осознанноиспользовать речевые средства

планировать и регулировать свою деятельность

обучающийся получит возможность

научиться:

оцениватьправильность

выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

 осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

развитие уменияработать индивидуально и в паре, планировать деятельность, оценивать

 22.05

 

Резерв – 1 ч.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------29.05

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета:


Предметные результаты изучения темы «Введение.

Географическое познание нашей планеты». Знать и объяснять существенные признаки понятий: географический объект, компас. Использовать понятия географический объект, компас для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта.

Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий.

Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий.

Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.

Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.


Предметные результаты изучения раздела «Земля как планета Солнечной системы».

Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.

Использовать понятия глобус, земная ось, географический полюс, экватор для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите.

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года.

Приводить примеры планет земной группы.

Понимать причины фенологических явлений.

Использовать приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений.


Предметные результаты изучения темы «Литосфера»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины.

Использовать понятия литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности.

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами.

Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, землетрясений, минералов и горных пород.

Составлять описание гор и равнин, их географического положения.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для оценки интенсивности землетрясений.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.



Предметные результаты изучения темы «Гидросфера»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: гидросфера, океан, море, река, озеро.

Использовать понятия гидросфера, океан, море, река, озеро для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера, по созданию модели родника, по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами.

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды.

Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по солёности озёрных вод и по происхождению озёрных котловин, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды.

Составлять описание океанов и рек, их географического положения.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для выделения частей Мирового океана, источников питания и режима реки.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.


Предметные результаты изучения темы «Атмосфера»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат.

Использовать понятия атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат для решения учебных задач по определению атмосферного давления, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению суточной температуры воздуха, по определению условий образования тумана, по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле.

Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра.

Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков, редких явлений в атмосфере, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле.

Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы.

Определять по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха, характер годового хода атмосферных осадков, преобладающие направления ветра.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды, для определения температуры и давления воздуха, направления и скорости ветра, видов облаков и атмосферных осадков, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.


Предметные результаты изучения тема «Биосфера»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: биосфера, природный комплекс.

Использовать понятия биосфера, природно-территориальный комплекс для решения учебных задач по определению механического состава почвы, по определению правил ухода за комнатными растениями.

Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана.

Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы, растений разных районов Земли.

Составлять описание коллекции комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции комнатных растений.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.


Система оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио, регламентированным Положением о портфолио обучающегося ступени основного общего образования МБОУ СОШ № 2 г. Советский.

Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценивается умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Метапредметные результаты, качественно оцениваются и измеряются в следующих основных формах:

  • решение задач творческого и поискового характера;

  • учебное проектирование;

  • проверочные, контрольные работы по предметам;

  • комплексные работы на межпредметной основе и др.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий. Оцениваются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Литература для учителя

Основная

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011

2. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: издательский центр «Вентана-Граф» 2012 г. Авторы – составители: А.А.Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.

3. Учебник «Начальный курс – География» 5 класс А.А.Летягин под общей редакцией В.П.Дронова издательский центр «Вентана – Граф» 2015 г.

Дополнительная 4. -«Полная энциклопедия Кирилла и Мефодия».

5. Мультимедийные учебные пособия по курсу географии основной школы.

6. Рабочая тетрадь – «Дневник географа – следопыта» автор А.А.Летягин издательский центр «Вентана-Граф» 2015 г.

7. Газета «Первое Сентября»- 2011-2012г.г.

Литература для учащегося

Основная

1. Учебник «Начальный курс – География» 5 класс А.А.Летягин под общей редакцией В.П.Дронова издательский центр «Вентана – Граф» 2015 г.

2. Рабочая тетрадь – «Дневник географа – следопыта» автор А.А.Летягин издательский центр «Вентана-Граф» 2015г.

3. Комплект контурных карт 5 класс издательство «Дрофа» 2015г.

4. Атлас 5-6 классы издательство «Дрофа» 2015г.

Дополнительная

5. -«Полная энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Технические средства обучения.

1. Аудиоколонки. 2. Видеопроектор. 3. Персональный компьютер. 4. Экран. 5. Интерактивная приставка

Интернет-ресурсы для учителя:

http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Вентана-Граф»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «География»

http://www.1september.ru – газета «География», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках географии (методическая коллекция Т.Ю.Багадина)

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы для учеников:

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».