СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.. Плешакова,Н.И. Сонина в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:

 - Федеральный государственный стандарт основного общего образования,

 - учебный план основного общего образования

 - федеральный перечень учебников

 - годовой календарный учебный график

 - положение о рабочей программе учебного предмета

 - рабчей программы по географии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района



«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/Герасимова Г.П./


Протокол № 1от «25»августа 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Березовская СОШ»»

_______/Креймер Г.В.


/«__»_____2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Березовская СОШ»

_________/Липовская С.В./

Приказ №___ от «__»____2015г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии 5 класс
















Составитель:

Киселева Анна Николаевна

учитель географии

высшей квалификационной категории




Период реализации программы 2015 -2016 учебный год



Рассмотрена на педсовете

протокол № 8 от 31 августа 2015



с. Березовка 2015


Пояснительная записка



Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:

- Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897);

- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Березовская СОШ» (приказ от 22.05.2015 №102/1);

- учебный план основного общего образования (приказ от 01.09.2015 №183);

- федеральный перечень учебников (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);

- годовой календарный учебный график (приказ от 01.09.2015 г. №183);

- положение о рабочей программе учебного предмета, курса (приказ от 01.09.2015г. №183);

- рабочей программы. География. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2015 г.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2015).

Цели обучения. Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Целью этого курса является:

- формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;

- знакомство с географической картой;

- пробуждение интереса к географическим наукам;

- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи обучения:

- знакомство с географией, формирование интереса к предмету;

- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год. В том числе 4 практические работы, все оцениваемые.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  1. практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  2. развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  1. работа в малых группах (2-5 человек);

  2. проектная работа;

  3. подготовка сообщений/ рефератов;

  4. исследовательская деятельность;

  5. информационно-поисковая деятельность;

  6. выполнение практических и лабораторных работ.


Технологии. Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, развивающего обучения, технология критического мышления, проектные, дифференцируемого обучения, составление алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования.


Формы контроля знаний: стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.


Планируемые результаты обучения учебного предмета.

Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народам мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоении правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах;

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

- выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- создавать тезисы, различные виды планов;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- объяснять, для чего изучают географию;

- использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- строить простые планы местности;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

- различать изученные географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

- называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать на карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты;

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- работать с компасом;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

- объяснять особенности строения рельефа сущи;

- описывать погоду своей местности;

- объяснять значение ключевых понятий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;

- сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

- адаптации к условиям проживания на определенной территории;

- самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование раздела и темы урока

Всего часов

Виды деятельности обучающихся

Наглядные пособия и технические средства

Что изучает география (5 часов)

1

Мир, в котором мы живем.

1


р/т, презентация

2

Науки о природе.

1


р/т, презентация

3

География – наука о Земле.

1


Карта мира

4

Методы географических исследований.

1


р/т

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

1

Тестирование


Как люди открывали Землю (5 часов)

6

Географические открытия древности и Средневековья.

1

Практическая работа №1 «Важнейшие открытия древности и Средневековья»

р/т

7

Важнейшие географические открытия.

1


р/т

8

Открытия русских путешественников.

1


Портреты путешественников

9

Открытия русских путешественников.

1

Практическая работа №2 «Важнейшие географические открытия»

р/т

10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

1

Тестирование


Земля во Вселенной (9 часов)

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1


р/т

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

1


р/т

13

Соседи Солнца.

1


р/т

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

1


р/т

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

1


р/т

16

Мир звезд.

1


р/т

17

Уникальная планета Земля.

1


р/т

18

Современные исследования космоса.

1


Глобус

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

1



Виды изображений поверхности Земли (4 часа)

20

Стороны горизонта.

1


р/т

21

Ориентирование.

1

Практическая работа №3 «Ориентирование по компасу»

Компас

22

План местности и географическая карта.

1

Практическая работа №4 «Составление простейшего плана местности»

Физическая карта России, топографическая карта

23

Обобщение знаний по разделу « Виды изображений земной поверхности Земли»

1

Тестирование


Природа Земли (10 часов)

24

Как возникла Земля.

1



25

Внутреннее строение Земли.

1


Презентация

26

Землетрясения и вулканы.

1

Практическая работа №5 «Сейсмоактивные зоны Земли»٭ (выполняется по желанию, оценивается выборочно)

Макет вулкана

27

Путешествие по материкам.

1


Физическая карта полушарий

28

Вода на Земле.

1


Физическая карта полушарий

29

Воздушная одежда Земли.

1


р/т

30

Живая оболочка Земли.

1


р/т

31

Почва – особое природное тело.

1


р/т

32

Человек и природа.

1


р/т

33

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

1

Тестирование


34

Обобщение знаний по курсу географии 5 класса

1

Тестирование








Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.

Подходы к оцениванию устных ответов.

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если:

  1. Объем и содержание ответа соответствует программному материалу, изложенному в учебном пособии, тексте лекции и т.д.

  2. Используется географическая научная терминология. Речь лексически грамотна.

  3. Прослеживается логика в построении и изложении ответа, материал предлагается в последовательности, соответствующей поставленной учебной задаче.

  4. Теоретические положения проиллюстрированы конкретными примерами. Задействована географическая карта, другой наглядный материал.

  5. Если ответ содержит элементы практической работы, то возможно (обязательно – в соответствии с заданными условиями) сопровождение ответа рисунками, чертежами, графиками, раскрывающим основное содержание.

  6. Ответ самостоятелен, наводящие вопросы не требуются.

  7. Возможны неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправляет после уточняющих вопросов/замечаний учителя.

Соответствующая отметка выставляется за подробное исправление ответа другого ученика.


Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если:

Ответ достаточно полный, самостоятельный, но имеет ряд недочетов:

  1. В изложении материала допущены пробелы в знаниях, не исказившие содержание ответа.

  2. Нарушилась логика изложения.

  3. Допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя или учащихся.

  4. Допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, при подведении итогов ответа, исправленных в соответствии с наводящими вопросами или замечаниями учителя.


Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если:

  1. Ответ неполный по содержанию, фрагментарный. Непоследовательно раскрыто содержание, нарушена логика изложения, но продемонстрировано понимание вопроса, предъявлены умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала.

  2. Имелись затруднения или были допущены ошибки при определении понятий, при использовании терминологии, в демонстрируемых чертежах, схемах, сопровождающих ответ и т.д.

  3. Ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении устного практического задания, но приступил к выполнению задания по данной теме, продемонстрировав понимание вопроса/задачи.

  4. Не были использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов (если это было необходимо сделать).

  5. Наводящие вопросы учителя или дополнения других учащихся не были использованы при ответе.



Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если:

  1. Не раскрыто основное содержание учебного материала.

  2. Отсутствует понимание основных вопросов содержания темы.

  3. Допущены ошибки при определении понятий, при использовании терминологии, в рисунках, чертежах, графиках, в выкладках, которые не были исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.



Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если:

Ответ отсутствует.

Возможные подходы к оцениванию письменных ответов.

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если:

  1. Практическая работа выполнена в полном объеме и в соответствующей последовательности.

  2. Учащиеся работают самостоятельно, в ом числе при определении алгоритма действий и анализа источников информации.

  3. Продемонстрировали необходимые теоретические знания, практические умения и навыки.

  4. Работа оформлена аккуратно, оптимально зафиксированы результаты и сделаны необходимые выводы.



Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если:

  1. Работа выполнена в полном объеме, самостоятельно.

  2. Возможны отклонения в необходимой последовательности в работе, нарушения в логике выполнения задания (например, перестановка пунктов плана характеристики объекта или явления), если это не повлияло на конечный результат, на вывод к результатам работы. При этом были использованы необходимые источники информации (карты, таблицы, приложения учебника и т.д.)

  3. Возможны неточности в полученных результатах и сделанных выводах, если при этом работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями и навыками (УУД), необходимыми для самостоятельного и осознанного выполнения работы.

  4. Допускаются неточность и определенная небрежность при оформлении результатов работы.

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если:

  1. Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или других учеников.

  2. Работа потребовала больших временных затрат, но осталась незаконченной.

  3. Учащиеся показали владение теоретическим материалом, но испытывали затруднения в ходе их прикладного использования.



Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если:

  1. Работа представлена фрагментарно. Отсутствует логика в действиях.

  2. Нет выводов и обобщений.

  3. Не владеет теоретическим материалом в пределах школьной программы.



Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если:

Работа не была представлена.

Таким образом, при оценивании письменных ответов учитываются:

  1. Правильность и осознанность изложения программного материала;

  2. Полнота изложения материала.

  3. Точность и уместность использования географической терминологии.

  4. Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  5. Самостоятельность работы (при индивидуальной работе).

  6. Речевая грамотность.

  7. Логика изложения.

При выполнении тестовых заданий перевод полученного количества баллов в отметку возможен в соответствии с процентом правильных ответов.

Шкала перевода результата, полученного за выполнение теста, в отметку по пятибалльной шкале.

п/п

Выполнение, %

Количество баллов

1

96-100

5

2

95-80

4

3

50-79

3

4

49 и менее

2



Отметки за контрольные и творческие работы выставляются дробью в одной колонке (5/4).





Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

  1. География. Начальный курс. 5 кл.: учебник / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – 5-е изд., стереотип – М.: Дрофа,2015. – 140

  2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику И.И.Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» / И.И. Баринова, Т.А. Карташева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

  3. География. Начальный курс. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» / Н.И. Сонин, С.В. Курчина. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2015.

  4. География: Диагностические работы. 5 кл.: учебно-методическое пособие к учебнику И.И.Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» / И.И. Баринова, М.С. Соловьев. – М.: Дрофа, 2015.

  5. Рабочая программа по географии к УМК И.И. Бариновой и др. 5 класс /Сост. Н.П. Петрушина. – М.: ВАКО, 2013. – 24 с. – (Рабочие программы).







































Лист внесения изменений и дополнений в Рабочую программу

по предмету: география

учитель: Киселева Анна Николаевна


№п/п

Класс

Дата внесения изменений

Характеристика изменений


Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Ф.И.О. сотрудника, внёсшего изменения и причина











































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!