Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» с.Манычское
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ № 8
____________ Захаров В.В.
Приказ №___от «___»___20__ г.
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/_________ Протокол № ___ от «____»________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ СОШ № 8 _________Глазко Е.В. «____»_____20__ г. | «Принято» Педагогический совет МКОУ СОШ №8 Протокол №___от «__»_____20__ г. |
Рабочая программа
по предмету «ГЕОГРАФИЯ»
в 6 классе
базовый уровень
на учебный год
Составитель: учитель МКОУ СОШ №8 Высшей квалификационной категории Ляхова Наталья Владимировна |
с. Манычское
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 6 класса составлена на основе примерной программы по географии для основной школы, составленной на основе:
Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном Государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (ФГОС), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года;
Рабочая программа по географии 6 класс к УМК Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой. ФГОС С.В.Бородина;
Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 08.06.2015 г. №576 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Положение о рабочей программе МКОУ СОШ№8 (56/1 от 31.03. 2015г.);
Основная образовательная программа основного общего образования (приказ № 142 от 01.09.2015г.);
Учебный план МКОУ СОШ№8.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
География. Начальный курс. 6 кл.: учебник / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. М.: Дрофа 2016 г.
География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие (автор Т.П. Громова)
География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь (автор Т.А. Карташева, С.В. Курчина)
География. Начальный курс. 6 класс. Электронное приложение.
Атлас. География» 6 класс. М.: Дрофа. 2016 г.
Контурные карты. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2016 г.
.
В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у обучающихся: комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; целостное восприятие мира не в виде выбора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам. Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации обучающихся.
Целями географии в основной школе являются:
Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
Познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
Познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
Глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
География в основной школе – учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещения людей и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
2. Общая характеристика учебного курса
«Начальный курс географии» - это систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. Он изучался первый год в 5 классе, второй год – в 6 классе. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Основная цель курса - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 6 класса к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями;
приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля», и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
3. Описание места учебного курса в учебном плане
Учебный план МКОУ СОШ №8 для обязательного изучения географии на этапе основного общего образования в 6 классе отводит 68 часов из расчета 2 часа в неделю ( один – из обязательной части, второй – из регионального компонента).
В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир (человек, природа, общество)», включающий определенные географические сведения. Данная рабочая программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающий мир (человек, природа, общество)» является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
4. Требования к результатам обучения
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
-представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
-осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
-способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
-готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии, и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
-умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.:
-умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
-понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
-представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
-умение работать с разными источниками географической информации;
-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-картографическая грамотность;
-владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
-умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
5. Содержание курса географии
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Общее количество часов |
1 | Раздел 1. Введение. | 3 |
2 | Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли. | 15 |
2.1 | Тема 1: План местности | 7 |
2.2. | Тема 2: Географическая карта | 8 |
3 | Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки | 42 |
3.1. | Тема 3: Литосфера | 9 |
3.2. | Тема 4: Гидросфера | 14 |
3.3. | Тема 5: Атмосфера | 13 |
3.4. | Тема 6: Биосфера | 6 |
4 | Раздел 4. Человек и природа | 8 |
4.1. | Тема 7: Население Земли | 5 |
4.2. | Тема 8: Влияние природы на жизнь и здоровье человека | 3 |
Раздел 1. Введение (3 ч)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли.
Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли (15 часов).
Тема 1: План местности (7 часов)
Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса. Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.
Использование планов местности в практической деятельности человека.
Тема 2: Географическая карта (8 часов)
Форма и размеры Земли. Географическая карта и ее виды. Глобус. Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря. Использование географических карт в практической деятельности человека.
Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки (42 часа)
Тема 3: Литосфера (9 часов)
Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые Курской области. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др. Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.
Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.
Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.
Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.
Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.
Особенности рельефа своей местности.
Тема 4: Гидросфера (14 часов)
Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы. Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.
Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.
Тема 5: Атмосфера (13 часов)
Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).
Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.
Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.
Тема 6: Биосфера (6 часов)
Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.
Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности. Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.
Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.
Природные комплексы своей местности.
Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.
Раздел 4. Человек и природа (8 часов)
Тема 7: Население Земли (5 часов)
Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи. Основные типы населенных пунктов.
Тема 8: Влияние природы на жизнь и здоровье человека (3 часа)
Стихийные природные явления и их последствия. Весенняя экскурсия по изучению природных комплексов своей местности.
6. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «География» в 6 классе являются следующие умения:
1. осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
2. освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
-объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности.
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3. использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
4. использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
-наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
5. понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Метапредметными результатами изучения курса «География» в 5 классе являются следующие универсальные учебные умения (УУД):
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие;
- добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Личностными результатами изучения курса «География» в 5 классе являются следующие универсальные учебные умения (УУД):
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
-формирование целостного мировоззрения;
- формирование мотивации к обучению,
-развитие личностной рефлексии, толерантности.
7. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Формы организации работы учащихся:
Виды деятельности учащихся:
устные сообщения;
обсуждения;
работа с источниками;
рефлексия и другие.
В процессе преподавания географии в 6 классе планируется использование:
развивающих,
личностно-ориентированных,
исследовательских,
проектных,
компетентностно – ориентированных,
групповых педагогических технологий,
проведение экскурсий,
практических работ, в том числе на местности.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы, географические диктанты в рамках каждой темы в виде фрагментов урока. Планируется проведение стартовой и диагностической работы. Рабочей программой предусматривается проведение 10 практических работ.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЛЯ 6 КЛАССА
Перечень географических объектов (номенклатура)
Тема «Литосфера»
Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.
Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.
Тема «Гидросфера»
Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.
10.. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Базовый учебник Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. – М.: Дрофа, 2014.
Учебно-методические пособия для учителя
2.Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 6 класс. - М.: Экзамен, 2009.
3.Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008
4. Герасимова Т.П. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение»,2006
5.Дмитриева Л.М. – Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс) , 6 класс.– М.: Дрофа, 2014.
6.Дронов В.П., Савельева Л.А. – Рабочая тетрадь, 6 класс. – М.: Дрофа, 2014.
7.Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004.
8.Иванова Т.В. - Тематическое и поурочное планирование , 6 класс.- М.: Экзамен, 2012.
9. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.Летягин А.А. – Примерное поурочное планирование: Методическое пособие. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.
10.Летягин А.А., Душина И.В. и др. География: Программа. 6-10 классы общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Дополнительная литература
1.Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
2.Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1954.
3.Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
4.Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.
5.Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
6.Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.
7.Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2008.
8.Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. – М.: Школа-ПРЕСС, 1993.
9.Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.
10.Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.
11.Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.
12.Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах – М.: Астрель, АСТ, 2007.
13.Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.
Инструмент по отслеживанию результатов работы
1.Баранчиков Е.В. – Сборник заданий и упражнений по географии, 6 класс. – М.: Экзамен, 2014.
2.Барабанов В.В. – Планета Земля (тетрадь-экзаменатор) – М.: Просвещение, 2007.
3.Баранчиков Е.В. и др. – География Земли: задания и упражнения – М.: Просвещение, 2014.
4.Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 6 класс. – Р-на-Д.: Феникс, 2007.
5.Гусева Е.Е. – «Конструктор» текущего контроля, 6 класс. – М.: Просвещение, 2008.
6.Крылова О.В. – Сборник задач к атласу, 6 класс. – М.: Новый учебник, 2014.
7.Крылова О.В.Тетрадь итоговых работ по географии – М.: Новый учебник, 2012.
8.Лобжанидзе А.А. – Планета Земля (тетрадь-тренажер), 6 класс. – М.: Просвещение, 2006.
9.Чичерина О.В. – Тематический контроль, 6 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2014.
10.Постникова М.В. – Контрольные вопросы, заним. задания, кроссворды и тесты, 6 класс. – М.: НЦ ЭНАС, 2005.
11.Перлов Л.Е. – Дидактические карточки-задания, 6 класс. – М.: Экзамен, 2005.
Интернет-ресурсы
1.http: //www.gao.spb.ru/russian
2.http: //www.fmm.ru
3.http: //www.mchs.gov.ru
4.http: //www.national-geographic.ru
5.http: //www.nature.com
6.http: //www.ocean.ru
7.http: //www.pogoda.ru
8.http: //www.sgm.ru/rus
9.http: //www.unknowplanet.ru
10.http: //www.weather.com
Электронные издания
1.Интерактивное наглядное пособие «План и карта»
2.Интерактивное наглядное пособие «Великие географические открытия»
3.Электронное картографическое пособие «География. Мир.», - издательство «Просвещение»
4.Интерактивное картографическое пособие «География. Планета Земля», - издательство «Просвещение»
Материально-технические средства обучения
1.компьютер,
2.интерактивная доска,
3.мультимедиапроектор,
4.кодоскоп,
5.слайд-аппарат,
6.телевизор,
7.DVD – проектор,
Демонстрационное оборудование
1.таблицы и карты
2.глобусы
3.коллекции горных пород
4.комплекты фолий и слайдов
5.приборы
17