Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв.приказом Минобрнауки России от 17. 12.2010 № 1897;
- Авторской программой основного общего образования по географии 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа, 2012г;
- Федеральным перечнем учебников, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-. Нормативная база включает Закон РФ об образовании, Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г(ООО), Федеральный государственный образовательный стандарт , утверждённый 17 декабря 2010г Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 «Положение о рабочей программе по учебному предмету,курсу, внеурочной деятельности» - Приказ № 73»а» от 21.06.2016 г., Учебный план школы – Протокол педсовета №1 от 29.08.2016 г.,Образовательная программа школы – Протокол педсовета № 1 от 29.08.2016 г.
Общая характеристика предмета
При изучении географии в 6 классе начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, учащиеся овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Цель изучения географии в 6 классе - развитие географических знаний,
умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении учебного предмета решаются следующие задачи:
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
- развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
- развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы, ответственного поведения в ней, а также здоровья учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом географии на ступени основного общего образования предшествует предмет «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к географии данный предмет является пропедевтическим. В свою очередь, содержание географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей
школе. Таким образом, содержание предмета в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования
Результаты освоения учебного предмета
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-ставить учебную задачу под руководством учителя;
-планировать свою деятельность под руководством учителя;
-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать в соответствии с предложенным планом;
-участвовать в совместной деятельности;
-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
-оценивать работу одноклассников;
-выделять главное, существенные признаки понятий;
-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
-высказывать суждения, подтверждая их фактами;
-классифицировать информацию по заданным признакам;
-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
-классифицировать информацию;
-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-опытом участия в социально значимом труде;
-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
-общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-пониманием ценности здорового образа жизни;
-основами экологической культуры.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения практических работ.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-называть методы изучения Земли;
-называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
-приводить примеры географических следствий движения Земли;
-объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
-называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;
-приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
-находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
-читать план местности и карту;
-определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
-производить простейшую съемку местности;
-классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
-ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
-определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
-называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
-объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
-называть и показывать основные географические объекты;
работать с контурной картой;
-называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
-приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
-определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
-классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
-объяснять особенности движения вод в Мировом океане,
особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана,
-особенности циркуляции атмосферы;
-измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
-составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
-описывать погоду и климат своей местности;
-называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
называть меры по охране природ;
-рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
-приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
-составлять описание природного комплекса;
-приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля— планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна. Предметные результаты обучения
Виды изображений поверхности Земли (9 ч)
ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы. 1. Изображение здания школы в масштабе.
2. Определение направлений и азимутов по плану местности. 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.
Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты.
Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин.
Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)
ЛИТОСФЕРА (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте.
Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений
о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа.
ГИДРОСФЕРА (6 ч)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.
АТМОСФЕРА (7 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения
температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы. 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 8. Построение розы ветров. 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Практикумы. 10. Составление характеристики природного
комплекса (ПК).
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)
Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Учебно- тематический план.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
практические работы | контрольные работы |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Виды изображения земной поверхности | 9 | 4 | 1 |
3 | Строение Земли. Земные оболочки. | 22 | 6 | 3 |
4 | Население Земли | 3 | - | |
| Итого | 35 | 10 | 4 |
Типология уроков
Урок «открытия» нового знания
Урок-игра
Урок развития речи
Урок рефлексии
Урок «открытия» нового знания, работа над мини-проектом
Урок-заочная экскурсия
Виды и формы контроля
тестовое задание
самостоятельная работа
- зачет (устный, письменный).
– письменная проверочная работа
Список литературы.
Для учителя:
-основная
1. Рабочая программа основного общего образования по географии 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г;
2. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС, 2013 г.
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
3. Громова Т.П. Методическое пособие к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой "География. Начальный курс. 6 класс, Дрофа,2014г.
- дополнительная
1.Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 6 класс.
2.Клюшникова М.В. – Олимпиады, 6 класс. – Волгоград: Корифей, 2006.
3.Колесник И.В. – Рабочая тетрадь – 6 кл. – Саратов: Лицей, 2006.
4.Кошевой В.А., Душина И.В., Лобжанидзе А.А. – Рабочая тетрадь к учебнику «Мир Земли» - М.: Баласс, 2008.
5.Крылова О.В. – Практические работы, 6 класс. – М.: Вита- Пресс, 2010.
6.Летягин А.А. – Примерное поурочное планирование: Методическое пособие. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.
7.Лобжанидзе А.А., Корниенко Е.В. – Рабочая тетрадь: География. Земля – АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2010.
8.Нагорная И.И. – Поурочные планы по уч. Т.П. Герасимовой, 6 класс. – Волгоград: Учитель, 2010.
9.Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004.
10.Перепечева Н.Н. – Нестандартные уроки: 6-7 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
11.Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008
Для учащихся:
- основная
1. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС, 2013 г.
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
2. Карташева Т.А., Курчина С.В. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс». С тестовыми заданиями ЕГЭ. Вертикаль. ФГОС, 2013 г.
3. Баранчиков Е.В. География. 6 класс. Сборник заданий и упражнений к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "География. Начальный курс. 6 класс". ФГОС, 2013 г.
4. Душина И.В. Атлас. Начальный курс географии. 6 класс. С комплектом контурных карт и заданиями к ГИА. ФГОС, 2014 г.
- дополнительная
1.Уроки географии (Кирилл и Мефодий) – 6 класс.
2.Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
3.Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1954.
4.Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
5.Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.
Тематическое планирование.
Номер | Наименование разделов и тем, тема урока | Количество часов |
I | Введение | 1 |
| Изучение Земли. Вращение Земли и ее следствие. | 1 |
II | Виды изображения земной поверхности | 9 |
1 | План местности | 4 |
| План местности. Условные знаки. Масштаб. | 1 |
| Ориентирование на местности. Компас. Азимут | 1 |
| Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 1 |
| Составление простейших планов местности. | 1 |
2 | Географическая карта | 5 |
| Форма и размеры Земли. Географическая карта | 1 |
| Градусная сеть на глобусе и картах | |
| Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты | 1 |
| Изображение на физических картах высот и глубин | 1 |
| Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 |
III | Строение Земли. Земные оболочки. | 22 |
1 | Литосфера | 5 |
| Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера. | 1 |
| Движения земной коры. Вулканизм. | |
| Основные формы земного рельефа. Горы. | |
| Рельеф, его назначение для человека. Равнины. | |
| Рельеф дна Мирового океана | |
2 | Гидросфера | 6 |
| Материки и океаны. Части мирового Океана. Свойства вод мирового океана. | 1 |
| Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы, отливы, течения. | 1 |
| Обобщение по теме «Мировой океан» | 1 |
| Реки в природе и на географической карте. Реки Кемеровской области | 1 |
| Озера. | 1 |
| Подземные воды. Ледники. Горное и покровное оледенение. | 1 |
3. | Атмосфера | 7 |
| Атмосфера: строение, значение, изучение | 1 |
| Атмосферный воздух Температура воздуха. | 1 |
| Атмосферное давление. Ветер. | 1 |
| Водяной пар в атмосфере. Атмосферные осадки. Облака. | 1 |
| Погода. | 1 |
| Климат Земли. Работа с климатическими картами. | 1 |
| Причины, влияющие на климат. Контрольная работа №2 «Атмосфера» | 1 |
4 | Биосфера | 4 |
| Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов по территории Кемеровской области. | 1 |
| Распространение организмов в Мировом океане | 1 |
| Природный комплекс | 1 |
| Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» | |
IV | Население Земли | 3 |
| Человечество – единый биологический вид. Численность населения земли. | 1 |
| Взаимодействие человека и природы. Стихийные бедствия. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу. | 1 |
| Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли» | 1 |