СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена к учебнику География России Н.А.Алексеева
Министерство образования и науки Российской Федерации
Комитет по образованию Администрации Шипуновского района
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Самсоновская средняя общеобразовательная школа»
Шипуновского района, Алтайского края
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор
____________ Т.В.Глушкова _____________ В.И.Шац
Рабочая программа
по географии 8 класс, вторая ступень, базовый уровень.
на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программ для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 \ составитель Е.В.Овсянникова. – 3 изд. Стереотип. М. Дрофа. 2010 год, 8 класс – А И Алексеев.
Учебник: География России. Природа и население. А.И.Алексеев. ДРОФА.2008 год
Составитель Е.Н. Аммас
учитель географии высшей категории.
С. Самсоново
Аннотация к рабочей программе по географии в 8-9 классах.
Рабочая программа составлена на основании
1. ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России «Приказ от 31 марта 2014года № 253»
4.Авторской программы А.И.Алексеева
5. Учебного плана МКОУ « Самсоновская СОШ» 2015-2016уч. год.
6.Положение о рабочих программах МКОУ « Самсоновская СОШ» приказ № 19 от 28.08.2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России «Приказ от 31 марта 2014года № 253»
4.Авторской программы А.И.Алексеева
5. Учебного плана МКОУ « Самсоновская СОШ» 2015-2016уч. год.
6.Положение о рабочих программах МКОУ « Самсоновская СОШ» приказ № 19 от 28.08.2015г.
Цель курса: Формирование представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления. Развитие представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются все географические процессы и явления. Создание образа своего родного края, сравнение его с другими регионами России и с различными регионами мира. Вооружение школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, а также прогностическими, природоохранными и поведенческими умениями: понимать специфику географического положения России; знать особенности рельефа, климата, вод, растительности и животного мира Российской Федерации; оценивать последствия экологических и социально-экономических проблем России, их влияния на уровень и качество жизни населения; применять географические знания о своей Родине для активной адаптации к быстро меняющейся природной и социально-экономической среде.
Задачи курса: Подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т.д.
Изменений в программе не предусмотрено
Согласно действующему в школе учебному плану на 2016-2017 учебный год рабочая программа для 8 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Общая характеристика учебного процесса.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
В 8 классе изучается I часть курса «География России» — «Природа и население», которая состоит из «Введения» и трех разделов:
«Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.
Раздел «Население России» претерпел наибольшие изменения. Он существенно увеличен в объеме для решения следующих задач:
1. Показать интегрирующую роль населения в системе «Природа — люди — хозяйство».
2. Сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны.
Программа курса «География России» построена учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.)
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Оцениваются достижения учащихся в процессе фронтального и индивидуального контроля на обычных уроках, в процессе контрольных работ по окончании изучения крупных тем, Оценки выводятся по окончании четверти. Контрольные и проверочные работы проводятся в письменной и устной форме, в форме зачетов, тестов. Запланированные проверочные практические работы также подлежат обязательной оценке. Для выполнения практических работ учащиеся имеют рабочие тетради на печатной основе с комплектом контурных карт. Эти тетради проверяются учителем после выполнения каждой практической работы. В кабинете географии имеется комплект тестовых заданий для промежуточного и итогового контроля. Задания разработаны в соответствии с формируемыми образовательными компетенциями.
Нормы оценок за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2) материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2) не делает выводов и обобщений.
3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2) полностью не усвоил материал.
Примечание.
По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Нормы оценок самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1) не более двух грубых ошибок;
2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3) или не более двух-трех негрубых ошибок;
4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2) или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) не приступал к выполнению работы;
2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Нормы оценок выполнения практических работ.
“5” – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;
“4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;
“3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;
“2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;
“1” – полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.
Оценка тестовых работ.
88-100% - правильных ответов оценка «5»
62-87% - правильных ответов оценка «4»
37- 61% - правильных ответов оценка «3»
0– 36% - правильных ответов оценка «2»
Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Работа с детьми , испытывающими трудности в обучении.
Предполагает гуманное отношение к детям, которое включает:
1. заинтересованность педагога в его судьбе
2. сотрудничество, общение
3. отсутствие принуждения, наказания, запретов
4. отношение к ребенку, как к личности
5. терпимость к детским недостаткам
Рекомендации по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребёнка с ОВЗ.
Содержание курса
Введение (1 час)
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют еѐ.
Раздел 1. Пространства России (6 часов)
Россия на карте мира (6 часов)
Содержание темы:
Россия на карте мира. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории и ее протяжённость.
Административно – территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации. Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий.
Дальний Восток на рубеже 19 – 20 вв. Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Современные задачи географии.
Практические работы.
1 «Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран.» Обозначение границы на к/к.
2. « Решение задач на определение поясного времени»
Раздел 2. Природа и человек ( 42 часа)
Рельеф и недра ( 5 часов)
Содержание темы:
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения. Современное развитие рельефа.
Вулканизм, землетрясения, цунами – опасные проявления внутренних сил.
Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности на рельеф. Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Месторождения основных полезных ископаемых. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.
Практические работы:
Геологическое строение территории России.
Климат ( 6 часов)
Содержание темы:
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны. Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно – континентальный. Континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат. Агроклиматические ресурсы.
Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Значение прогнозирования погоды.
Практические работы:
Циклоны и антициклоны.
Типы климатов России.
Богатство внутренних вод России ( 4 часа)
Содержание темы:
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении территории России. География российских рек. Сточные области.
Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек, скорость течения, водоносность рек. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодье, наводнения – их причины и последствия.
Разнообразие и значение озёр России. Происхождение озѐрных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота. Распространение современного оледенения по территории страны.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Реки – транспортные артерии страны. Каналы – рукотворные реки. Подземные воды – ценнейшее полезное ископаемое. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Практические работы:
Обозначение в контурной карте крупных рек и озер» «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного освоения.
Почвы – национальное достояние страны ( 7 часов)
Содержание темы:
Значение почвы для становления человеческого общества. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы – особое природное тело.
В.В.Докучаев – основатель научного почвоведения. Строение почвы. Понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле.
География почв России. Их особенности, распространение по территории России. Почвенная карта. Почвы и урожай. Плодородие – главное свойство почвы. Механический состав. Структура почвы. Агротехнические мероприятия, механические приѐмы обработки почвы, внесение удобрений. Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
Практические работы:
Сравнительная оценка обеспеченности почвами отдельных территорий.
В природе все взаимосвязано ( 4 часа)
Содержание темы:
Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России.
Природное районирование. Свойства природных территориальных комплексов: целостность, ритмичность, устойчивость и их значение для планирования хозяйственной деятельности..
Человек и ландшафты. Природно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты.
Природно-хозяйственные зоны ( 12 часов)
Содержание темы:
Учение о природных зонах. В.В.Докучаев и Л.С.Берг – основоположники учения о ландшафтно-географических зонах. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека.
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра – северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Редко-очаговое расселение. Экологические проблемы.
Таёжная зона. Характерные особенности таѐжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Очаговое заселение и освоение. Последствия индустриального освоения тайги.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?
Смешанные леса. Факторы разнообразия еѐ ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно-хозяйственной зоны.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Зона сплошного освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни, пустыни и субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редко-очаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и её последствия.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока.
Человек и горы. Освоение гор. Разнообразие природных условий и ресурсов. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах.
Расселение населения. Опасные природные явления.
Практические работы
Описание одной из природных зон на основе общегеографических и тематических карт.
Выявление взаимосвязей между природными компонентами в природной зоне.
Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.
Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах
Природопользование и охрана природы ( 4 часа)
Содержание темы:
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование.
Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.
Охрана природы и охраняемые территории.
Раздел 3. Население России ( 21 час)
Сколько нас Россиян? ( 2 часа)
Содержание темы:
Как изменялась численность населения России в 19 – 20вв. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Практические работы:
Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.
Кто мы? ( 2 часа)
Содержание темы:
Соотношение мужчин и женщин в населении. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида населения России. Доля детей, пожилого населения и трудоспособного.
Куда и зачем едут люди? ( 4 часа)
Содержание темы:
Виды миграций населения. Факторы миграций. Внешние миграции населения: в Россию и из неё. Изменение потоков миграций между
Россией и ближнем зарубежьем. Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные и годовые циклы передвижений населения. Картограмма как вид географической информации.
Человек и труд ( 1 час)
Содержание темы:
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда.
География безработицы.
Народы и религии России ( 3 часа)
Содержание темы:
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этнический состав населения России. Связь географии народов и административно – территориального деления России. География русского языка. Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.
Где и как живут люди? ( 9 часов)
Содержание темы:
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и других странах. Главная полоса расселения.
Расселение людей, типы населённых пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации и её показатели. Причины роста городов и повышение их роли в жизни общества. Города России. Типы городов России. Сельское расселение, его особенности. Сельская местность как хранительница культурных традиций. Условия и образ жизни людей. Люди – главное богатство страны.
Практические работы:
Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.
Выделение на к/карте главной полосы расселения. Объяснение причин плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания
Географическая номенклатура
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть,
Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска,
Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский,
Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский,
Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
Тематический план рабочей программы по географии 8 класс
№ темы и её название | Всего часов на тему | Практические работы | |
Введение | 1 |
| |
Раздел I ПРОСТРАНСТВА РОССИИ 7 часов 3
| |||
Раздел II ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК 38 часов Раздел II ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК 38 часов.
| |||
Тема 1. Рельеф и недра | 5 | 4 | |
Тема 2. Климат | 6 | 2 | |
Тема 3. Богатство внутренних вод России | 5 | 2 | |
Тема 4. Почвы – национальное достояние страны | 5 | 1 | |
Тема 5. В природе все взаимосвязано | 4 |
| |
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны | 9 | 4 | |
Тема 7. Природопользование и охрана природы | 7 | 1 | |
Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИ. 16часов | |||
Тема 1. Сколько нас – россиян | 2 | 1 | |
Тема 2. Кто мы | 2 |
| |
Тема 3. Куда и зачем едут люди | 3 |
| |
Тема 4. Человек и труд | 1 |
| |
Тема 5. Народы и религии России | 4 | 2 | |
Тема 6. Где и как живут люди | 7 | 3 |
Календарно тематическое планирование
Учебного предмета «География России»
2 часа в неделю, 35 учебных недель.
№ урока | Дата по плану | Дата факт | Тема урока | Вид деятельности обучающихся | Планируемые результаты изучения темы | Ведущие формы, средства, методы обучения |
ВВЕДЕНИЕ. 1 час | ||||||
1 | 02.09 |
| Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют её. | Работа с учебником и картами. |
| Словесно-наглядный метод, урок-диалог. |
Раздел I ПРОСТРАНСТВА РОССИИ 7 часов
| ||||||
2 | 05.09 |
| Россия на карте мира. | Урок новых знаний. Работа с учебником, картами. Практическая работа: Оценка особенностей географического положения России. | Новые понятия и представления: государственная территория, территориальные воды. показывать границы России и пограничные страны; приводить примеры значения границы для связей с другими странами; давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности. | Частично-поисковый, решение проблемных вопросов. |
3 | 09.09 |
| Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связе1 с другими странами. | Практическая работа: Обозначение на контурных картах пограничных государств, выделение цветом государствранее входивших в состав СССР. | Частично-поисковый, работа с картами. | |
4-5 | 12.09
16.09 |
| Россия на карте часовых поясов | Практическая работа: Решение задач на определение поясного времени.
| Новые понятия и представления: поясное, декретное время, летнее, зимнее время, линия перемены дат. Опорные знания: градусная сеть. Требования к подготовке учащихся определять разницу во времени по карте часовых поясов; приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения. | Словесно-наглядный, прием демонстрации |
6 | 19.09 |
| Формирование территории России | Работа с учебником, составление таблицы в тетради. | Требования к подготовке учащихся читать и анализировать карты, показывать по карте субъекты РФ, свой населенный пункт в составе области, края, округа или республики. | Объяснение материала, беседа |
7-8 | 23.09 |
| Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. географические описания. Развитие теоретического знания – выявление географических закономерностей. Современные задачи географии России. Источники географической информации. Роль географии в улучшении жизнилюдей на староосвоенных территориях. | Работа с учебником, составление таблицы в тетради | Опорные знания: географические открытия и исследования материка Евразия. | Объяснение материала, беседа |
Раздел II ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК 38 часов | ||||||
Тема 1. Рельеф и недра России (5 часов ) | ||||||
9-10 | 26.09 30.09 |
| Строение земной коры (литосферы) на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летоисчисление. основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости, их роль в формировании рельефа. Геологическая и тектоническая карты.
| Анализ тектонической карты. Практическая работа 1. Обозначение на к\к главных тектонических структур. | Новые понятия и представления: абсолютный и относительный возраст горных пород; геохронологическая шкала; платформа, плита, щит; тектоническая, геологическая карта. Требования к подготовке учащихся читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу; выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; | Словесно-наглядный, прием демонстрации |
11 | 03.10 |
| Важнейшие особенности рельефа России. | Практическая работа: 2. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на примере своего края (области, республики). | Требования к подготовке учащихся показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны; наносить на контурные карты основные формы рельефа; на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей.
| Работа с наглядным материалом, эвристическая беседа. |
12 | 07.10 |
| Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф. вулканизм, землетрясения, цунами – опасные проявления внутренних сил. рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности людей на рельеф. | Новые понятия и представления: неотектонические движения, покровное оледенение. приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений; называть меры безопасности при стихийных явлениях; давать характеристику рельефа своей местности; объяснять влияние рельефа на формирование природных условий и жизнь населения.
| Работа с наглядным материалом, эвристическая беседа. | |
13 | 10.10 |
| Богатство недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. рекультивация земель. | Практическая работа. 3 по своей местности Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых. | Новые понятия и представления: месторождение, открытая разработка, подземная добыча, исчерпаемые ресурсы. показывать на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых. | Работа с картой, фронтальная беседа. |
Тема 2. Климат (6 часов)
| ||||||
14 | 14.10 |
| Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность – главная особенность климата России. Россия – холодная страна. | Анализ климатической карты | Новые понятия и представления: солнечная радиация, подстилающая поверхность. сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла; определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации;давать оценку климатических особенностей России. | Работа с картой, фронтальная беседа |
15 | 17.10 |
| Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах. | Анализ климатической карты | Новые понятия и представления: атмосферный фронт, циклон, антициклон. приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных | Объяснительно-иллюстративный, составление схемы в тетради. |
16 | 21.10 |
| Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и света по терриьории страны. | Анализ климатической карты | Опорные знания: влияние морских течений и рельефа на распределение температур и осадков. определять по картам температуры воздуха и количество осадков; показывать по картам районы с наиболее низкими и высокими температурами, сухие и влажные районы; объяснять закономерности изменения температур и количества осадков в разных регионах России. |
|
17-18 | 24.10 28.10 |
| Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. умеренно-континентальный климат, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата. | Практическая работа. Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. | Опорные знания: климатические пояса. называть и показывать на карте климатические пояса и области на территории России; давать краткое описание основных типов погод, которыми характеризуются климатические пояса и области; оценивать климат с точки зрения условий быта и работы; приводить примеры изменений климата во времени. | Словесно-наглядный, прием демонстрации |
19 | 07.11 |
| Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды. | Практическая работа. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам). | Новые понятия и представления: коэффициент увлажнения, агроклиматические ресурсы, комфортность климата. приводить примеры районов с разной степенью благоприятности природных (климатических) условий; приводить примеры неблагоприятных метеорологических явлений и их влияния на жизнь и хозяйственную деятельность людей; определять по карте обеспеченность теплом и влагой разных районов России (своего края); | Эвристическая беседа. |
Тема 3. Богатство внутренних вод России (5 часов) | ||||||
20 21 | 11.11 14.11 |
| Роль воды вна Земле. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон реки, скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения – их причины и последствия. | Практическая работа. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования. Обозначение круных рек на контурной карте. | Новые понятия и представления: уклон и падение реки, расход воды и годовой сток, твердый сток, эстуарий. показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей; давать описание реки своего края; давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования.
| Объяснительно-иллюстративный, составление схемы в тетради. |
22-23 | 18.11 21.11 |
| Разнообразие и значение озёр России. происхождение озёрных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Многолетняя 9вечная) мерзлота – происхождение и мощность. география многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны. | Анализ физической карты | Новые понятия и представления: многолетняя мерзлота. показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты; приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты; давать характеристику наиболее крупных озер страны.
| Объяснительно-иллюстративный, составление таблицы в тетради. |
24 | 25.11 |
| Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окружающую среду. Реки транспортные артерии страны. Каналы - рукотворные реки.. подземные воды – ценнейшее полезное ископаемое. Использование минеральных и термальных вод. Проблемы рационального использования водных ресурсов. | Практическая работа. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий. | Новые понятия представления: водные ресурсы. показывать по карте каналы и крупные водохранилища; объяснять значение водохранилищ и каналов на реках; давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.
| Исследовательский метод, составление таблицы. |
Тема 4. Почвы – национальное достояние страны (5 часа) | ||||||
25 26 | 28.11 02.12 |
| Значение почв для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы – особое природное тело. Факторы почвообразования. Гумус – вещество, присущее торлько почве. В.В.Докучаев - основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Паочва – зеркало ландшафта. | Анализ почвенной карты | Новые понятия и представления: почвы, земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, почвенный профиль и почвенный горизонт. объяснять значение понятий земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия; называть факторы почвообразования; объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края.
| Объяснение материала, работа с учебником. |
27 | 05.12 |
| География почв России | Анализ почвенной карты | Новые понятия и представления: типы почв, зональное размещение почв. называть главные свойства основных типов почв; определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России; давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве; давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирования. Новые понятия и представления: агротехнические мероприятия. приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий. | Частично-поиковый метод, работа с картой. |
28 | 09.12 |
| Почвы и урожай | Практическая работа. Характеристика почв своей местности, анализ факторов и условий почвообразования. Работа с учебником. | Частично-поиковый метод, работа с картой. Беседа, работа с учебником. | |
29 | 12.12 |
| Рациональное использование и охрана почв. |
| Новые понятия и представления: мелиорация. объяснять необходимость охраны почв; приводить примеры рационального и нерационального использования земель; объяснять значение мелиоративных работ; приводить примеры комплексной мелиорации земель. | Беседа, работа с учебником. |
Тема 5. В природе все взаимосвязано (4 час) | ||||||
30 | 16.12 |
| Природный рерриториальный комплекс. Факторы формирования ПТК. | Составление схемы в тетради. | Новые понятия и представления: природный территориальный комплекс, ландшафт, природное районирование. приводить примеры природных комплексов различных рангов; устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК; объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК. | Объяснительно-иллюстративный, работа с учебником. |
31 | 19.12 |
| Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. практическое значение изучения свойств и размещения ПТК. | Работа с учебником, работа с картой. | Новые понятия и представления: устойчивость ПТК. приводить примеры свойств ПТК; читать карту устойчивости ПТК; прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы; приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность людей; анализировать карту устойчивости ПК. | Объяснительно-иллюстративный, работа с учебником |
32 | 23.12 |
| Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности. | Работа с учебником, работа с картой. | Новые понятия и представления: антропогенный ландшафт, природно-антропогенный, культурный ландшафт. приводить примеры различных антропогенных природных комплексов, прогнозировать изменения ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека; объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от географического положения и рельефа территории. | Эвристическая беседа, работа с учебником. |
33 | 26.12 |
| Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Приодно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты – причины их возникновения и условия существования. Городские и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты – ландшафты будущего. | Работа с учебником, работа с картой. | Эвристическая беседа, работа с учебником. | |
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны (9 часов) | ||||||
34 |
|
| Учение о природных зонах Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность – важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные. | Составление систематизирующей таблицы в тетради | Новые понятия и представления: зональность, природно-хозяйственные зоны. называть и показывать по карте природные зоны России; объяснять особенности размещения природных зон; называть основные причины зональности природы; приводить примеры влияния зональности на особенности жизни и деятельности людей; делать выводы на основе сопоставления карты природно-хозяйственных зон, карты плотности населения и карты промышленности или сельского хозяйства о взаимосвязи природных условий и ресурсов, населения и его хозяйственной деятельности.
| Словесно-наглядный метод, беседа-диалог. |
35 |
|
| «Безмолвная» Арктика и «чуткая» Субарктика Редкоочаговое расселение. Устойчивая система природа — человек при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации, плюсы и минусы. Экологические проблемы. | Работа с дополнительной литературой | Новые понятия и представления: редкоочаговое расселение. показывать северные природные зоны на карте; называть характерные особенности природы, виды хозяйственной деятельности населения в данных природных условиях; объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов. | Объяснительно-иллюстративный, ИКТ |
36 |
|
| Таежная зона. | Работа с дополнительной литературой | Новые понятия и представления: очаговое расселение. описывать по картам природные условия тайги; называть лесообразующие породы деревьев, характерных представителей животного мира; объяснять смену северных арктических зон таежной зоной; приводить примеры влияния тайги на жизнь и занятия населения, объяснять особенности расселения людей в зоне тайги
| Объяснительно-иллюстративный, ИКТ |
37 |
|
| Болота. | Работа с дополнительной литературой | Новые понятия и представления: низинное, верховое болото. объяснять механизм образования болот; показывать по карте районы наибольшего распространения болот; прогнозировать последствия полного уничтожения болот.
| Работа с таблицами |
38 |
|
| Смешанные леса – самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия её ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины — разнообразие ландшафтов. Муссонные леса Дальнего Востока — смешение растений и животных юга и севера. выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно – хозяйственной зоны. | Практическая работа: 2. Влияние взаимосвязей и взаимозависимостей природных компонентов природной зоны. Какие из природных компонент испытывают наибольшее влияние деятельности людей. | Новые понятия и представления: антропогенно-природная зона, выборочное земледельческое освоение. давать описания природных условий зоны по картам; объяснять смену зоны тайги зоной смешанных лесов; приводить примеры хозяйственной деятельности людей; называть причины высокой степени преобразованности и плотного заселения зоны; объяснять особенности заселения зоны; приводить примеры и объяснять влияние природных условий на материальную и духовную культуру населения в данной зоне. | Рассказ, работа с таблицами. |
39 |
|
| Лесостепи и степи | Практическая работа: Описание природно-хозяйственных зоны. | Новые понятия и представления: зона степного земледельческого освоения. объяснять особенности расселения в зоне степей, влияние хозяйственной деятельности на состояние степных и лесостепных ландшафтов.
| Эвристическая беседа, анализ таблиц, составление систематизирующей таблицы. |
40 |
|
| Полупустыни, пустыни, субтропики - | Практическая работа: Установление влияния природных условий на расселение людей в разных природных зонах. | Новые понятия и представления: экстенсивное животноводство, оазисное земледелие. называть характерные растения и животных рассматриваемых зон; объяснять неустойчивость к антропогенному воздействию аридных зон, изменение видов деятельности людей по сравнению со степной зоной, особенности расселения.
| Эвристическая беседа, анализ таблиц, составление систематизирующей таблицы. |
41
42 |
|
| Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов кавказских и Уральских гор, гор сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин. Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие природных ландшафтов. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления. | Работа с дополнительной литературой Практическая работа: Рассмотрение влияния природных условий и ресурсов на условия жизни, быт, трудовую деятельность и отдых людей в разных природных зонах (на территории своего края). | Новые понятия и представления: сели и лавины. приводить примеры различных видов деятельности населения в горных районах, влияния горных условий на жизнь людей, мер безопасности при стихийных явлениях в горах; объяснять хрупкость природного равновесия в горах; анализировать сложность и специфику условий жизни в горных районах; приводить примеры взаимосвязей горных условий и особенностей материальной и духовной культуры горных народов. | Рассказ учителя, ИКТ |
Тема 7. Природопользование и охрана природы (4 часа) | ||||||
43 44 |
|
| Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. классификация природных ресурсов. природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. рациональные ресурсы и их значение для человека. |
| Новые понятия и представления: природная среда, рациональное природопользование, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, рекреационные, эстетические ресурсы. объяснять значение природных условий для жизни людей; | Объяснительно-иллюстративный, работа с учебником |
45-46 |
|
| Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы. | Работа с дополнительной литературой. Практическая работа. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. составление описания природных осбенностей одного из видов охраняемых территорий. | Новые понятия и представления: заповедник, национальный парк, биосферный заповедник, заказник. называть и показывать по карте наиболее крупные и известные охраняемые территории; объяснять значение сохранения природных объектов и естественных природных комплексов; | Объяснительно-иллюстративный, работа с учебником |
Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИ. 16часов | ||||||
Тема 1. Сколько нас – россиян? 2 часа | ||||||
47 |
|
| Как изменилась численность населения России в 18-20 векакх. Людские потери России от войн, голода, репрессий. демографические кризисы. | Работа с учебником.. | Новые понятия и представления: естественное движение населения, демографический кризис. называть численность населения своей области, населенного пункта, России; сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю; объяснять содержание понятия “естественное движение населения”; читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане.
| Словесно-наглядный метод, анализ динамики изменения численности населения. |
48 |
|
| Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства. Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации. | Работа с учебником, составление таблицы в тетради | Новые понятия и представления: воспроизводство населения, традиционный и современный его типы. объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника. | Словесно-наглядный метод, анализ динамики изменения численности населения. |
Тема 2. Кто мы? 2 часа. | ||||||
49
50 |
|
| Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения» мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин.
Половозрастная пирамида населения России – «запечатленная демографическая история», её анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения и факторы сохранения высокой доли молодёжи. Диаграммы как источники географической информации. Их виды. | Практическая работа. Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации. | Новые понятия и представления: половозрастная пирамида как вид диаграммы. объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны; выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия; строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России.
| Словесно-наглядный метод, анализ половозрастных пирамид. |
Тема 3. Куда и зачем едут люди? 3 часа | ||||||
51
52 |
|
| Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер поведения людей. Внешние миграции населения: в Россию и из неё. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России. | Практическая работа. Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве. | Новые понятия и представления: миграции, внутренние и внешние миграции, причины миграций, главные направления миграционных потоков. раскрывать содержание новых терминов; объяснять причины и основные направления миграций населения России; на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант — объяснять современную демографическую ситуацию страны).
| Словесно-наглядный метод, работа с картами. |
53 |
|
| Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижения населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей. Картограмма как вид географической информации. | Работа с учебником, составление таблицы в тетради | Новые понятия и представления: территориальная подвижность населения. называть факторы, влияющие на территориальную подвижность населения; объяснять усиление территориальной подвижности на современном этапе развития общества; давать описание особенностей территориальной подвижности населения своей местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения населения.
| Рассказ, работа с учебником. |
Тема 4. Человек и труд 1 час. | ||||||
54 |
|
| Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений.. Трудовые ресурсы и их состав и использование. Рынок труда. География безработицы. Как чувствовать себя уверенно на рынке труда? |
| Новые понятия и представления: трудовые ресурсы, качество трудовых объяснять значение новых терминов урока; характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала.
| Объяснение материала, работа с книгой. |
Тема 5. Народы и религии России . 4 часа. | ||||||
55 56 |
|
| Что такое этнический состав населения? этносы, их отличительные признаки. этническое самосознание. Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административног-территориального деления России. история России – история взаимодействия её народов. | Практическая работа. Изучение таблицы приложения “Народы России” и схемы “Дерево языков” для ознакомления с классификацией народов России, основанной на родстве языков (по семьям и группам). | Новые понятия и представления: этнос, этнический состав, этническое самосознание. объяснять значение новых терминов; называть крупные по численности народы России; приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в вашей местности.
| Объяснение материала, работа с картой. |
57 |
|
| География русского народа. Место русского языка среди других языков мира. распространение русского языка в пределах бывшего СССР – важнейшая часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России. | Практическая работа. Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России. | Новые понятия и представления: этнический состав, административно- раскрывать содержание понятия “этнический состав”; выделять на карте “Народы России”: районы проживания крупных народов и народов своего края; регионы, где наблюдается пестрота национального состава; приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований.
| Объяснение материала, работа со схемой в учебнике. |
58 |
|
| Религии России. |
| Новые понятия и представления: религиозный состав, традиционные религии. показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма; приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны; составлять устное описание религиозного состава населения своей местности.
| Объяснение материала, работа с картой, учебником. |
Тема 6. Где и как живут люди. 7часов. | ||||||
59 |
|
| Плотность населения | Практическая работа. Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны. | Новые понятия и представления: плотность населения, емкость территории, Главная полоса расселения. объяснять значение новых терминов; определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности, объяснять выявленную контрастность в плотности населения России, отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа.
| Объяснение материала, работа с картой. |
60 |
|
| Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни. | Практическая работа. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории. | Новые понятия и представления: урбанизация, городская агломерация, типы заселения территорий. раскрывать содержание новых терминов урока; читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны; называть показатели процесса урбанизации; объяснять разнообразие типов заселения территории страны на основе анализа текстовых карт; давать характеристику расселения своей местности.
| Объяснение материала, работа с картой. |
61 62 |
|
| Города России, исторические особенности формирования сети городов во времени. Различие городов по функциям и людности. Города-миллионеры и малые города — полюса контрастности. Карта как источник разноплановой информации о городах. | Практическая работа. Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны. | Новые понятия и представления: различие городов по функциям и людности. называть и выделять на карте крупнейшие города России; приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности; называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных). |
|
63 |
|
| Сельское расселение, его особенности. | Работа с учебником, | Новые понятия и представления: особенности сельских поселений. объяснять влияние природных факторов на особенности сельских поселений; приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений; объяснять географическое своеобразие сельских поселений своей местности. | Беседа, анализ текста учебника. |
64 |
|
| Условия и образ жизни в различных типах поселений. Влияние величины (людности) поселения. Влияние специализации поселения. Влияние положения в системе расселения. В каком населенном пункте лучше жить? | Работа с учебником, |
| |
65 |
|
| Люди – главное богатство страны. приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России. | Работа с учебником, |
| |
66-68 |
|
| Резерв времени |
|
|
|
всего уроков – 68 часов
практических работ - 22
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
УМК
№ | Автор | Наименование произведения | Год издания | Место издания |
1. | Алексеев А.И. | «География России: природа и население» | 2008г. | Москва, «Дрофа». |
2. | Э.И. Ким, И. П. Петрушин. | «География России: природа и население. «(Рабочая тетрадь для учителя). | 2008г. | Моста, «Дрофа». |
J. | Э.И. Ким, Н.АМарченко, В А. Низовцев. | «География России: природа и население» (рабочая тетрадь для учащихся). | 2008г. | Москва, «Дрофа». |
4. | Евдокимов. В.И. Сиротин, В.Г. Терещенкова. | «География России: методическое пособие». | 2008г. | Москва, «Дрофа». |
Лист корретировки рабочей программы
№ | Название раздела, темы | Дата по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия, реквизиты документа, которым закреплено изменение | Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|