СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс 2016-2017 г. к учебнику для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева "География России".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 8 класс 2016-2017 г. к учебнику для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева "География России".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс 2016-2017 г. к учебнику для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева "География России".»

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы являются:

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта , утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

•Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень);

•Программа по географии 6-11 классы. Автор программы И. В. Душина. – М.: Дрофа, 2006 год;

•Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования в 2016-2017учебном году ( приказ от 31.03.2014 № 253)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обществознания, которые определены стандартом.


ЦЕЛИ :


  1. Подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде.

  2. Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства.

  3. Овладение умениями применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.

  4. Воспитание на основе познания географической картины мира патриотизма, уважительного отношения к другим народам и культурам.

ЗАДАЧИ:

  1. сформировать у учащихся знания о родной стране и в мире.

  2. вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными).

  3. развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  4. создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год


Место предмета в базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. География России изучается в 8 и 9 классах. На изучение курса в 8 классе отводится 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. В 8 классе изучается первая часть курса «География России» - «Природа и население», которая состоит из введения и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население».


В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:
      1) знать / понимать:
      географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства,

моря, омывающие страну, крайние точки России;
      положение России на карте часовых поясов;
      административно-территориальное деление России;
      историю формирования и заселения территории России;
      вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории

России;
      численность, плотность и воспроизводство населения России;
      особенности естественного движения населения;
      основные направления миграций;
      состав трудовых ресурсов;
      национальный и религиозный состав населения России;
      особенности размещения населения;
      типы поселений;
      связь рельефа с тектоническим строением;
      закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их

главные месторождения;
      факторы, определяющие особенности климата России;
      основные климатические пояса и типы климата России;
      влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения

России;
      меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
      особенности морей, омывающих берега России;
      ресурсы морей и их использование человеком;
      крупнейшие речные системы и озера страны;
      границу распространения многолетней мерзлоты;
      меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
      основные типы почв, их размещение по территории страны;
      особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
      состав и структуру хозяйства России;
      основные факторы размещения отраслей хозяйства;
      важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
      главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
      главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);
      изменения в экономике России и своей области;
      природные зоны России;
      особенности природно-хозяйственных зон;
      влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
      пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
      что такое территориальная организация общества;
      что такое Всемирное наследие;
      объекты Всемирного природного и культурного наследия России;
      что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;
      2) уметь:
      характеризовать географическое положение страны и своей области (республики,

края);
      определять поясное время;
      определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения,

естественном и механическом движении населения, современную демографическую

ситуацию;
      использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой

информации по населению России;
      устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории,

размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;
      пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения

типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на

отдельных территориях;
      анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования

представления о взаимосвязях компонентов природы;
      устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и

природными условиями территории России;
      анализировать статистические показатели развития хозяйства России;
      анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования

представления о связях между отраслями промышленности;
      составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;
      объяснять структуру экспорта и импорта в России;
      устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;
      отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
      3) оценивать:
      географическое положение России, своей области (республики, края);
      природно-ресурсный потенциал страны;
      климатические ресурсы России;
      водные ресурсы России и своей местности;
      влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
      тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
      современные проблемы России.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;


УМК

1.Алексеев А.И. География России. Природа и население. Учебник 8 класса. – М: Дрофа, 2008 г.

2.Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии 8 класс. – М:Дрофа. 20015 год.

3. Географический атлас к учебнику Алексеев А.И. : 8кл. - М.: Дрофа, 2015.

4.Баринова И.И. География. Природа России. Учебник 8 класса. – М: Дрофа, 2009 год.

5.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии 8 класс. – М: ВАКО, 2004 год


Критерии оценивания устных и письменных ответов по географии

Оценка за устный ответ по географии

«5» ставиться, если обучающийся даёт полный ответ в соответствии с учебной программой, допускает один недочёт, объём ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

«4» ставиться, если устный ответ обучающегося в общем соответствует требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочёта и объём ЗУНов составляет 70 - 90% содержания(правильный, но не совсем точный ответ)

«3» ставится, если устный ответ обучающегося в основном соответствует требованиям учебной программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2 недочёта, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая ошибка, или 2-3 грубые ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочёта, или 4-5 недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объёме 50-70% содержания ( правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или , недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

«2» ставиться, если устный ответ обучающегося частично соответствует требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объём ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания(неправильный ответ)

Оценка за выполнение тестовой работы по географии

Если тест состоит из заданий трёх степеннее сложности А,В, С,то:

-- за правильный ответ на задание из группы А ставиться 1 балл, за неправильный – 0 баллов;

-- за правильный ответ на задание из группы В ставиться 2 балла, за неправильный – 0 баллов;

-- за правильный ответ на задание из группы С ставиться 3 балла, за неправильный – 0 баллов.

Оценка выставляется в следующем порядке:

«5» -- 90-100% выполненных заданий, набранных баллов от максимального количества баллов;

«4» -- 70-89%;

«3» -- 50-69%

«2» -- менее 50%

Оценка за выполнение практической работы в контурных картах

«5» -- если выполнены все задания верно, обозначения на карте выполнены в соответствии с требованиями к оформлению контурных карт, допускается один негрубый недочёт.

«4» -- если работа выполнена в соответствии с нормами и требованиями оформления контурных карт, в выполнении заданий имеется 1-2 ошибки или 23- недочёта.

«3» -- в основном работа выполнена верно, на карте соблюдены правила оформления карт и выполнены задания в соотношении от 50-до 70% заданного материала.

«2» -- если работа выполнена неверно, допущены ошибки в оформлении контурных карт и в выполнении заданий ( менее 50% заданного объёма заданий)

Оценка проектов

«5» -- ставиться за самостоятельное выполнение проекта, полное раскрытие темы с достоверными фактами и информацией, с самостоятельным исследованием поставленной проблемы в теме, с творческим подходом. Допускаются не существенные ошибки.

«4» --ставиться за самостоятельное выполнение проекта, не достаточно полное раскрытие темы при помощи фактов и необходимой информации, с самостоятельным исследованием поставленной проблемы в теме, с творческим подходом. Допускается одна грубая ошибка и 1-2 несущественных недочётов.

«3» -- ставиться за выполнение проекта с помощью, обучающийся не достаточно полно раскрыл тему из--за недостатка фактов и необходимой информации, самостоятельные исследования по поставленной проблеме в теме не проводились, с творческим подходом. Допускается 2-3 грубые ошибки и 1-2 несущественных недочётов.

«2» -- содержание проекта не соответствует поставленной темы


Межпредметные связи: история, экология, химия, биология.


Учебно-тематический план

ГЛАВА

Примерное количество часов

1

Введение

1

2

Пространства России

7

3

Природа и человек

Тема 1. Природа и человек

Рельеф и недра

Климат

Богатство внутренних вод

Почвы - национальное достояние страны

В природе все взаимосвязано

Тема 2. Природно-хозяйственные зоны

Тема 3. Природопользование и охрана природы

41

26

5

7

6

4

3

10

5

4

Население России

Тема 1. Сколько нас – россиян?

Тема 2. Кто мы?

Тема 3. Куда и зачем едут люди?

Тема 4. Человек и труд

Тема 5. Народы и религии

Тема 6. Где и как живут люди

18

2

2

3

1

5

5

5

Обобщение знаний

1


Материально-техническое обеспечение:

1. Компьютер

2.Магнитная доска

3.Проектор

4.Экран настенный

5.Шкаф для хранения карт




5. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


КЛАСС 8


Дата

№ урока



Кол-во часов

Тема урока

Вид урока

Элементы обязательного минимума

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Введение (1ч)



1

1

Зачем мы изучаем гео­графию Рос­сии

Комбинирован­ный. Слайд-лекция

Разнообразие территории Рос­сии. География и краеведение. Географический взгляд на мир

Рисуют картосхему ок­ружающего мира; анализируют повседневную жизнь с точки зрения географии

Анализ состав­ленных карто­схем.



Раздел 1. Пространства России (7ч)



2

1

Россия на карте мира

Вводная лекция с элементами бе­седы. Слайд-лек­ция

Россия на карте мира. Доля России в населении и террито­рии мира, Европы и Азии. Гео­графическое положение и раз­меры территории. Крайние точки территории, ее протя­женность. Административно- территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации

Понимают уникаль­ность и знают специфи­ку географического по­ложения Российской Федерации. Сравнивают географическое положе­ние России и других стран

Самостоятельная работа с контур­ными картами.

1.*Оценка осо­бенностей гео­графического положения России

С. 12-14, §1,

вопросы и задания нас. 18


3

1

Границы Рос­сии

Актуализация знаний и умений. Слайд-лекция

Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами. Воздушное про­странство, территориальные воды

Знают особенности гра­ниц России. Составля­ют краткую географиче­скую характеристику территории на основе разнообразных источни­ков географической ин­формации

Исследование карт атласа, рабо­та с контурными картами. Тестирование

Практика

2.*Обозначение на контурной карте погра­ничных госу­дарств, выде­ление цветом государств, ранее входив­ших в состав СССР

§2,

вопросы и задания на с. 24


4

1

Россия на карте ча­совых поясов

Слайд-лекция

Россия на карте часовых поя­сов. Время поясное, декретное. Часовые пояса на территории России. Воз­действие разницы во времени на жизнь населения

Знают, в каких часовых поясах расположена Россия. Определяют поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объясняют роль поясного и декретного времени в хозяйстве и жизни людей.

Анализ рис. 8, 9

Определение часового пояса населенных пунктов


§3,

вопросы и задания на с. 27


5

1

Решение задач на определение поясного времени

Практикум.

Часовые пояса, поясное время, линия перемены дат.

Умеют опреде­лять местное, поясное, декретное время

Решение задач на определение по­ясного времени.

3.*Определение разницы во вре­мени отдельных территорий

§3



6

1

Формирова­ние террито­рии России

Урок-иссследо- вание. Слайд-лек­ция

Формирование территории России. Расширение Москов­ского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сиби­ри и Дальнего Востока. Осво­ение «Дикого поля». Новорос­сия. Дальний Восток на рубе­же XIX-XX вв. Завершение процесса расширения террито­рии в XX в., перелом в миграциях расселения

Знают историю осво­ения государственной территории России, име­на исследователей. Уме­ют находить и анализи­ровать различные источ­ники информации

Анализ рис. 10,

12, карт атласа.


§4,

сообще­ния об ос­воении новых зе­мель, во­просы и задания на с. 34


7

1

Географиче­ское изучение территории России

Изучение нового материала

Географическое изучение тер­ритории России. Задачи гео­графии на первых этапах ос­воения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического зна­ния - выявление географиче­ских закономерностей. Разра­ботка программ преобразова­ния территории

Понимают и объясняют задачи географии в раз­ные исторические пе­риоды; используют раз­личные источники гео­графических знаний

Анализ карт, за­слушивание со­общений, состав­ление картотеки «Их имена - сим­вол мужества»


§ 5, под­готовить­ся к тес­тирова­нию


8

1

Обобщение знаний по разделу «Пространст­ва России»

Урок обобщения знаний



Итоговое тести­рование; вопросы и задания на с. 38


§5

Раздел 2. Природа и человек (41ч)


Тема 1. Природа России (26ч)


Рельеф и недра (5ч)



9

1

Строение земной коры (литосферы) на террито­рии России

Изучение нового материала. Урок- исследование. Слайд-лекция

Строение земной коры на тер­ритории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические Структуры: литосферные пли­ты, платформы, зоны складча­тости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектониче­ские карты

Знают особенности гео­логического строения территории России, тек­тонические структуры, области современного горообразования; чита­ют геологическую кар­ту, сопоставляют текто­ническую и физическую карты, анализируют раз­личные источники ин­формации

Анализ геологи­ческой карты, рис. 17 и геохро­нологической таблицы на с. 44- 45.


§6,

вопросы и задания на с. 49


10

1

Важнейшие особенности рельефа Рос­сии

Урок-исследо­вание, практи­кум. Слайд- лекция


Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения

Объясняют понятия: «платформа», «складча­тый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понима­ют взаимосвязь основ­ных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тек­сты, решают проблем­ные вопросы

Анализ тектони­ческой и физиче­ской карты. Заполнение таб­лицы. КиМ-8 - тестирование, тренажер.

Д-8 - тестирова­ние, практика (задание 1)

4.Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наи­более крупных форм рельефа

§7,

вопросы и задания на с. 53


11

1

Современное

развитие

рельефа

Урок комплекс­ного применения знаний

Современное развитие релье­фа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человече­ской деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетря­сения, цунами - опасные про­явления внутренних сил

Показывают на карте тектонические структу­ры и соответствующие им формы рельефа. На­ходят в разных источни­ках и анализируют ин­формацию, необходи­мую для изучения гео­графических объектов

Сопоставление районов интен­сивных тектони­ческих движений и физической карты

5.Сравнитель­ная характери­стика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния при­родных усло­вий на жизнь и хозяйствен­ную деятель­ность людей (Восточно- Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышен­ность - Хиби­ны или Север­ный Кавказ)

§8,

с. 53-57


12

1

Роль внеш­них сил в формирова­нии рельефа

Урок закрепления знаний.

Рельефообразующая деятель­ность древних покровных лед­ников. Моренный и водно­ледниковый рельеф. Вода - «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятель­ность ветра, влияние хозяйст­венной деятельности человека на рельеф

Знают основные рельефо­образующие процессы, объясняют понятие «по­кровное оледенение», прогнозируют изменения рельефа при преобладаю­щем влиянии внутренних или внешних процессов, деятельности человека

Сопоставление карты плотности населения и рис. 27 на с. 56.

Тестирование


§8,

с. 57-60, вопросы и задания на с. 60


13

1

Использова­ние недр

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и до­быче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторож­дения основных полезных ис­копаемых и их связь с тектони­кой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресур­сов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель

Объясняют понятия: «горючие ископаемые», «месторождение», «от­крытая разработка», «террикон», «рекульти­вация», приводят приме­ры использования и ох­раны минеральных ре­сурсов, адаптации чело­века к условиям окру­жающей среды

Характеристика рельефа и полез­ных ископаемых своей области, оценка их влия­ния на хозяйст­венную деятель­ность людей.

6.Установление взаимосвязей тектонических структур, рель­ефа и полезных ископаемых на основе рабо­ты с разными источниками географической информации на примере своего края

§9,

вопросы и задания на с. 66

Климат (7ч)



14

1

Общая характеристика климата России

Вводная лекция с элементами эв­ристической бесе­ды. Слайд-лекция

Общие особенности климата. Влияние географического по­ложения и рельефа на количе­ство тепла. Сезонность - глав­ная особенность климата Рос­сии. Россия - холодная страна. Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиа­ция, их различия на разных широтах

Знают факторы, опреде­ляющие климат России. Объясняют понятия: «солнечная радиация», «подстилающая поверх­ность», «тепловое излу­чение Земли». Приводят примеры влияния клима­та на различные компо­ненты природы

Эвристическая беседа с исполь­зованием карт атласа, анализ рис. 38-41.


§10,

вопросы и задания на с. 73


15

1

Закономерно­сти циркуля­ции воздуш­ных масс

Урок актуализа­ции знаний и умений, изуче­ния нового мате­риала. Слайд- лекция

Закономерности циркуляции воздушных масс

Объясняют процессы циркуляции атмосферы планетарного масштаба Применяют в процессе учебного познания поня­тия: «воздушные массы», «области постоянного давления»

Анализ рис. 42, 43 физической и климатической карт. Тестирование


§11,

с. 73-77


16

1

Атмосферные фронты, ци­клоны, анти­циклоны

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция


Атмосферные фронты, цикло­ны, антициклоны

Применяют в процессе учебного познания поня­тия: «атмосферные фронты». Объясняют причины образования циклонов и антицикло­нов. Прогнозируют по­году в связи с приближе­нием атмосферного фронта

Учебное иссле­дование по кар­там, анализ рис. 44-47.

-

§ 11 до конца, вопросы и задания на с. 80


17

1

Распределе­ние темпера­тур и осадков

Изучение нового материала. Слайд-лекция

Распределение тепла и влаги по территории страны

Объясняют закономер­ности распределения тепла и влаги на терри­тории страны и понятия: «температурная анома­лия», «континентальность климата»

Учебное иссле­дование синоп­тической карты, анализ рис. 48-50.

7.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, сред­них температур января и июля, годового коли­чества осадков по территории страны

§12, вопросы и задания на с. 85


18

1

Типы клима­та нашей страны

Урок-практикум. Слайд-лекция

Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Уме­ренно континентальный, кон­тинентальный, резко конти­нентальный, муссонный, арк­тический, субарктический, субтропический климат: рай­оны распространения и основ­ные характеристики этих ти­пов климата

Выделяют, описывают и объясняют разнообра­зие типов климатов на территории страны. Анализируют климато­граммы. Описывают особенности погоды отдельных территорий

Анализ физиче­ской и климати­ческой карт, рис. 51, климато­грамм на с. 87-89 в учебнике.

8.*Характеристи­ка климатиче­ских областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степе­ни благоприят­ности климати­ческих условий для жизни насе­ления

§ 13, вопросы и задания на с. 90, нанести на кон­турную карту климати­ческие пояса и области


19

1

Климат и человек

Урок-практикум. Слайд-лекция

Климат и человек. Агроклима­тические ресурсы. Агроклима­тическая карта. Требования важнейших сельскохозяйст­венных культур к климатиче­ским условиям. Агроклимати­ческие ресурсы своей местно­сти. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогно­зирования погоды

Составляют краткую географическую характе­ристику климата на осно­ве разнообразных источ­ников географической информации, определяют наиболее благоприятные территории. Приводят примеры адаптации чело­века к условиям окру­жающей среды

Поиск и анализ информации для заполнения таблицы.


9.*Оценка влия­ния климатиче­ских условий на географию сельскохозяй­ственных культур. Работа с таблицей, агроклиматиче­скими картами

§ 14, вопросы и задания на с. 95


20

1

Обобщение знаний по теме «Рельеф и климат»

Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний


Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Итоговое тести­рование

10.Определение по синоптиче­ской карте особенностей по­годы для различных пунктов, Составле­ние прогноза погоды


Богатство внутренних вод (6ч)



21

1


Реки

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные об­ласти. Жизнь реки. Формиро­вание и строение речной доли­ны. Базис эрозии. Речные бас­сейны и водоразделы

Объясняют роль воды и значение рек, особен­ности речной сети, пока­зывают на карте реки, о которых идет речь в параграфе, приводят примеры влияния речных систем на расселение людей

Анализ физиче­ской карты, рабо­та с контурными картами, рис. 62- 67 в учебнике.


§ 15, с. 96-99


22

1

Особенности

рек

Урок актуализа­ции опорных знаний. Практи­кум. Слайд-лек- ция

Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режи­мы российских рек. Значение этих характеристик для хозяй­ства и жизни населения. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводне­ния - их причины и последст­вия

Знают понятия: длина, бассейн, водораздел, пи­тание и режим реки. Определяют их зависи­мость от рельефа и кли­мата. Знают и показы­вают крупные реки бас­сейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют воз­можности ее хозяйствен­ного использования

Анализ физиче­ской и климати­ческой карты, практическая ра­бота.

11.Характери­стика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования

§15

до конца, вопросы и задания на с. 103


23

1

Озера, под­земные воды, болота

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения но­вого материала. Слайд-лекция

Разнообразие и значение озер России. Происхождение озер­ных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода

Знают определения по­нятий озера и болота, показывают на карте, определяют возможно­сти хозяйственного ис­пользования

Беседа, учебное исследование по картам. Тестирование. Работа в контурных картах.

12.*Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

§16,

о. 104-106, вопросы и задания 1-4 на

с. 109


24

1

Многолетняя

мерзлота,

ледники

Комбинирован­ный: лекция с элементами эвристической бесе­ды, исследование. Слайд-лекция

Многолетняя (вечная) мерзло­та - происхождение и мощ­ность. География многолетней мерзлоты, влияние на природ­ные условия местности, на ус­ловия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны

Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения, грани­цы максимального по­кровного и горно-долинного оледенения, их роль в природе

Чтение и анализ карт. Учебное исследование по картам и дру­гим источникам информации.


§ 16,

с.107-109


25

1

Человек и вода

Урок комплекс­ного применения знаний - практи­кум. Слайд-лек­ция

Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние на окружающую среду. Реки - транспортные артерии страны. Каналы - рукотворные реки. Подземные воды - ценнейшее полезное ископаемое. Минеральные и термальные воды, проблемы рационального использования

Находят в разных ис­точниках и анализируют информацию, необходи­мую для изучения географических объектов и явлений. Приводят примеры использования и охраны природных ре­сурсов, адаптации чело­века к условиям окру­жающей среды

Практическая работа.

13.*Сравнительная оценка обеспе­ченности водными ресурсами отдельных тер­риторий России (объяснение закономерно­стей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений в зависи­мости от релье­фа и климата)

§ 17, вопросы и задания на с. 114


26

1

Обобщение знаний по теме «Внутренние воды»

Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний


Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тести­рование. Решение творческих задач



Почвы – национальное достояние страны (4ч)



27

1

Почвы - «особое при­родное тело»

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материа­ла. Слайд-лекция

Значение почвы для становления человеческого общества. Присваи­вающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитиче­ская революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы - «особое природное тело». Факто­ры почвообразования. Гумус - ве­щество, присущее только почве.

В. В. Докучаев - основатель науч­ного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизон­тах и почвенном профиле. Почва - «зеркало ландшафта»

Знают и объясняют факторы образования и свойства почв. Ха­рактеризуют основ­ные типы почв России

Индивидуальный опрос, анализ рис. 83 на с. 119 ирис, 80нас. 116


§ 18,

с. 115-116, вопросы и задания нас. 120


28

1

География почв России

Урок-исследова­ние. Слайд-лекция

География почв России. Их осо­бенности, распространение по территории России и хозяйст­венное использование. Почвен­ная карта

Описывают зональные типы почв. Приводят примеры использова­ния и охраны почвен­ных ресурсов

Сопоставление почвенной карты с картами клима­тической и при­родных зон, ана­лиз рис. 84-86.

14.Установление связей между типами почв и характером растительности

§ 19, вопросы и задания на с. 125


29

1

Почвы и урожай

Практикум. Слайд-лекция

Почвы и урожай. Плодородие - главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухе- и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановле­ние и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприя­тия, механические приемы обра­ботки почвы, внесение удобрений


Характеризуют меха­нический состав и струк­туру почв, мероприя­тия по поддержанию их плодородия

Самостоятельная работа, анализ почвенной карты.

15. Знакомство с образцами почв своей ме­стности и особенностями их использования

§20


30

1

Рациональное использова­ние и охрана почв

Урок закрепления знаний, их кон­троля и оценки. Слайд-лекция

Рациональное использование и охрана почв. Основные сис­темы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воз­действием хозяйственной деятельности человека. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загряз­нением почв


Знают важнейшие сред­ства охраны почв. Приводят примеры ра­ционального использо­вания и охраны почвен­ных ресурсов, районов, нуждающихся в ком­плексных мелиоратив­ных мероприятиях

Анализ рис. 91- 96

Тестирование

Решение творческих задач


§21

В природе все взаимосвязано (4ч)



31

1

Понятие о природном территори­альном ком­плексе

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний

Природный территориальный комплекс. Факторы формиро­вания ПТК. Зональность и азональность природных комп­лексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК


Называют компоненты природных комплексов. Приводят примеры ПТК различного масштаба, зональные и азональные факторы их формирова­ния. Объясняют значе­ние физико-географи­ческого районирования

Анализ схемы ПТК: рис. 97

16.Выявление взаимосвязей между природ­ными компо­нентами на ос­нове анализа соответству­ющей схемы

§22, вопросы и задания нас. 138


32

1

Свойства природных территори­альных ком­плексов

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материала

Свойства природных террито­риальных комплексов: целост­ность, устойчивость, ритмич­ность развития и их значение для планирования хозяйствен­ной деятельности


Объясняют свойства природных территори­альных комплексов: це­лостность, устойчивость, ритмичность развития - и приводят примеры влияния компонентов природы на состояние и свойства ПТК

Фронтальный опрос, анализ рис. 98


§23, вопросы и задания нас. 141


33

1

Человек в ландшафте

Урок обобщения и систематизации знаний

Человек и ландшафты. Ланд­шафт и его компоненты - основные ресурсы жизнедея­тельности людей. Природно­антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесо­хозяйственные и промышлен­ные ландшафты - причины их возникновения и условия су­ществования. Городские ланд­шафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты - ландшафты бу­дущего

Объясняют понятия: природно-антропогенный, сельскохозяйствен­ный, промышленный и культурный ландшафт. Приводят примеры по­ложительного и отрица­тельного воздействия на окружающую среду природно-антропогенных комплексов

Индивидуальный опрос. Сообще­ния. Решение проблемных за­дач. Заполнение таблицы «При­родно-антропогенные ландшаф­ты»


§24, вопросы и задания нас. 147


34

1

Обобщение знаний по теме «Природа России»

Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний


Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Решение творческих задач. Работа с физической картой России




Тема 2. Природно-хозяйственные зоны (10ч)



35

1

Учение о природных зонах

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материала

Учение о природных зонах.

В. В. Докучаев и JI. С. Берг - основоположники учения о ландшафтно-географических зонах. Зональная обусловлен­ность жизнедеятельности че­ловека. Человеческая деятель­ность - важнейший фактор современного облика и со­стояния природных зон, пре­вращения их в природно­хозяйственные

Объясняют причины превращения природных зон в природно-хозяйст­венные, приводят при­меры природных зон, наиболее подверженных антропогенному воздей­ствию

Анализ рис. 107, сопоставление карты природных зон и плотности населения


17.Работа с фраг­ментами карт и текстом учебника с целью выяс­нения влияния природных ус­ловий на рассе­ление населе­ния в разных природных зо­нах

§25, задания на с. 152


36

1

«Безмолвная»

Арктика

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

«Безмолвная» Арктика. По­лярные дни и ночи. Натиск современной цивилизации - плюсы и минусы. Экологические проблемы

Объясняют причины сильных ветров и низких температур, причины, определяющие повы­шенный интерес к терри­тории, где практически нет постоянных жителей

Учебное исследование по кар­там. Решение проблемных за­дач. Заполнение таблицы.


18.* Природные зоны России.

Нанесение на контурные карты зоны арктических пустынь

§26, вопросы и задания 4,5

нас. 156


37

1

Чуткая Субарктика

Урок-исследо­вание. Слайд- лекция

Чуткая Субарктика, тундра и лесотундра - северная поло­са России. Вечная мерзлота, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «При­рода - человек» при традици­онном хозяйстве. Экологические проблемы


Показывают на карте природные объекты, на­зывают коренные наро­ды тундры и лесотундры, знают особенности их хозяйственной деятель­ности

Анализ рис. 117- 120. Сравнение тундровых и ле­сотундровых ландшафтов. Решение про­блемных задач.


19.Нанесение на контурные карты зоны тундры и лесо­тундры, горо­дов (продолжение)

§27, вопросы и задания 6-8

нас. 164


38

1

Таежная зона

У рок-практикум. Слайд-лекция

Характерные особенности та­ежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специ­фика жизни в таежных ланд­шафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги

Знают отличительные природные условия тай­ги, видовой состав рас­тительного и животного мира. Объясняют при­чины изменения таеж­ных ландшафтов

Тестирование Сопоставление карты природных зон, плотности населения и по­лезных ископа­емых.

Тестирование

20.Обозначение на контурной карте границ зоны тайги, болот, городов и полезных ис­копаемых (продолжение)

§28, вопросы и задания 3,4

нас. 171


39

1

Болота

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материала

Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль бо­лот в природе. Что дают боло­та человеку?

Объясняют причины образования болот, опре­деляют закономерности их распространения и значение, прогнозиру­ют изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого

Фронтальный опрос. Практиче­ская работа: со­ставление списка негативных по­следствий сведе­ния болот

21.Прогнозирова­ние изменения одного из ком­понентов природно-территориального ком­плекса при за­данном изме­нении другого

§29


40

1

Зона смешан­ных широколиствен

но- хвойных ле­сов

Урок-практикум. Слайд-лекция

Смешанные леса - самая пре­образованная деятельностью человека природная зона; Фак­торы разнообразия ее ланд­шафтов. Смешанные леса Вос­точно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное осво­ение и расселение. Современ­ные проблемы освоения этой природно-хозяйственной зоны

Составляют краткую географическую харак­теристику разных терри­торий, сравнивают при­родные условия и про­блемы освоения евро­пейской зоны смешан­ных лесов и уссурийской тайги

Заполнение сравнительной таблицы. Решение проблемных за­дач.

22.Нанесение на контурные карты зоны смешанных ле­сов, крупных городов (продолжение)

§30, вопрос 4 на с. 181


41

1

Лесостепи и степи

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний.

Освоение степных ландшаф­тов - история приобретений и потерь. Характерные лесо­степные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов - зона «сплошного» освоения. Значе­ние степной зоны для народ­ного хозяйства России

Характеризуют лесостепные и степные при­родные комплексы. Объясняют причины господства антропоген­ных ландшафтов, значе­ние степной зоны для народного хозяйства

Тестирование. Решение про­блемных задач.


§31, вопросы и задания 4-6

на с. 188


42

1

Полупусты­ни, пустыни, субтропики

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материа­ла.

Полупустыни и пустыни, суб­тропики - южная полоса Рос­сии. Основные свойства при­роды. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия


Описывают природу субтропиков полупус­тынь и пустынь. Знают ограничивающие факто­ры хозяйственного ос­воения пустынь

Самостоятельная работа.

23.Нанесение на контурные карты зоны полупустынь и пустынь, субтропиков, крупных горо­дов (продолжение)

§32, вопросы и задания нас. 196


43

1

«Многоэтаж-ность» при­роды гор. Че­ловек и горы

Урок-исследова- ние. Слайд-лекция


Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особен­ности природы гор. Различия природных условий гор и рав­нин. Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Раз­нообразие природных ресур­сов. Хрупкое природное рав­новесие горных ландшафтов


Описывают особенности природы гор, показыва­ют горы на карте. Объясняют различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Вос­тока. Приводят приме­ры, доказывающие влия­ние экспозиции склонов на температуру, осадки, растительность

Учебное исследование по кар­там атласа. Вопросы и зада­ния на с. 201.


§ 33, 34, вопросы и задания на с. 205- 206


44

1

Обобщение знаний по теме «Природно-хозяйственные зо­ны»

Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний

Жизнь и хозяйственная дея­тельность людей на равнинах в горах. Расселение населения. Опасные природные явления

Составляют краткую географическую харак­теристику разных терри­торий

Вопросы и зада­ния на с. 205-206. Практическая работа

24.Выявление вза­имосвязей и вза­имозависимо­сти природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах


Тема 3. Природопользование и охрана природы (5ч)



45

1

Природная среда, при­родные усло­вия, природ­ные ресурсы

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материала

Понятие о природной среде, природных условиях и при­родных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Нега­тивные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления

Знают определения по­нятий: природная среда, природные условия, природные ресурсы, природопользование. Классифицируют ресур­сы по их исчерпаемости

Анализ рисунка 161, работа по вопросам и заданиям на с. 209


§35


46

1

Рациональное использова­ние природ­ных ресурсов

Урок обобщения и систематизации знаний. Дискус­сия

Рациональное использование природных ресурсов. Альтер­нативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресур­сов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека

Прогнозируют возмож­ные изменения природы в случаях рационального и нерационального при­родопользования

Работа по вопро­сам и заданиям на с. 214, пред­ставление прогнозов о развитии природы


§36, подгото­вить со­общения об охра­няемых террито­риях (пре­зентации)


47

1

Охрана при­роды и охра­няемые тер­ритории

Урок обобщения и систематизации знаний. Слайд- лекция

Охрана природы и охраня­емые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы

Решают проблемные вопросы, устанавлива­ют причинно-следствен­ные связи, используют приобретенные знания и умения в практической деятельности

Анализ рис. 165, практи­ческая работа.

25.Работа с кар­той и таблицей охраняемых территорий.

Нанесение на к/к особо охраняемых территорий России

§37, вопросы и задания на с. 218


48-49

2

Охраняемые территории России

Урок-презентация

Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы

Выступают с со­общениями об охра­няемых террито­риях (пре­зентации)

Сообщения об охраняемых территориях (презентации)

26.*Составление описания при­родных осо­бенностей од­ного из видов охраняемых территорий( презентация)



Раздел 3. Население России (18ч)


Тема 1. Сколько нас – россиян? (2ч)



50

1

Численность

населения

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Как изменялась численность населения России в XVIII-XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демогра­фические кризисы

Объясняют понятия демография, естествен­ное движение, демогра­фический кризис. Уме­ют читать график изме­нения численности насе­ления

Анализ рис. 168. 169,вопросы и задания на с. 225.



§38


51

1

Воспроизвод­ство населе­ния

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизвод­ства. Графики изменения чис­ленности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации

Знают типы воспроизводства населения, называют его показатели, читают график естественного движения насе­ления, прогнозируют изменение численности населения России

Анализ рис. 170— 172, самостоя­тельная работа.


§39


Тема 2. Кто мы? (2ч)



52

1

Соотношение мужчин и жен­щин (половой состав насе­ления)

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материа­ла. Слайд-лекция

Соотношение мужчин и жен­щин в населении. Причины по­вышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продол­жительность жизни. Необходи­мость «самосохранительного поведения». Мужские и жен­ские профессии. Регионы и ме­стности России с преобладани­ем мужчин или женщин


Называют факторы, влияющие на продолжительность жизни, объяс­няют разницу в продол­жительности жизни муж­чин и женщин, оценивают факторы, опреде­ляющие преобладание мужчин или женщин в разных районах

Решение проблемных вопро­сов, вопросы и задания на с. 232.



§40


53

1

Возрастной состав насе­ления

Урок закрепле­ния новых зна­ний. Слайд-лекция

Половозрастная пирамида на­селения России - «запечатлен­ная демографическая исто­рия», ее анализ. Регионы Рос­сии с наибольшей и наимень­шей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факто­ры старения населения и сохранения высокой доли моло­дежи. Диаграммы как источ­ники географической инфор­мации. Их виды


Анализируют половозра­стные пирамиды и диа­граммы, прогнозируют половозрастной состав населения в 2035 году. Показывают на карте регионы России с высо­кой и низкой долей насе­ления старших возрастов и детей

Анализ рис. на с. 175- 178, чтение поло­возрастных пи­рамид, задания на с. 236. Прак­тическая работа. (зада­ния 1,2)

27* Характери­стика полового и возрастного состава населения на основе разных источ­ников инфор­мации

§41, вопросы и задания на с. 237


Тема 3. Куда и зачем едут люди? (3ч)



54

1

Миграции населения в России

Урок-исследование. Слайд- лекция


Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграци­онной подвижности на тради­ции, характер и поведение людей. Картограмма как вид гео­графической информации


Объясняют понятия: миграция, адаптация. Называют причины и значение миграций. Читают картограммы

Тестирование. Чтение карто­грамм, рис. 182, 183. Решение проблемных во­просов.


§42, вопросы и задания на с. 243


55

1

Внешние ми­грации

У рок-пракгику м

Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России


Приводят примеры эко­номических и политиче­ских миграций. Читают картосхемы, составляют обобщающую схему

Анализ рис. 184, 185, чтение кар­тосхемы, состав­ление схемы «Виды мигра­ций»

28.Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве

§43, вопросы и задания 1,2, 4,5 на с. 247


56

1

Территори­альная по­движность населения

Урок комплекс­ного применения

знаний

Территориальная подвижность населения. Суточные, недель­ные, годовые циклы передви­жений населения. Факторы по­вышения территориальной подвижности. Воздействие массо­вых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей

Называют причины территориальной подвижности населения и фак­торы ее повышения. Составляют краткую географическую зари­совку

Анализ рис. 186- 189. Географиче­ская зарисовка «Перемещения населения в на­шем городе по сезонам года»

29.Нанесение на контурную карту миграционных потоков населения России

§44, задания 1,2,4 на с. 250


Тема 4. Человек и труд (1ч)



57

1

География рынка труда

Урок-исследо­вание. Слайд- лекция

Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География без­работицы. Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?

Объясняют понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, проводят исследования, оформляют их в виде таблиц или схем

Тестирование. Анализ рис. 190— 193. Решение проблемных во­просов.


30Составление схемы и вывода по результатам исследования знакомых семей, в составе которых люди трудоспособно­го возраста, мо­ложе и старше трудоспособно­го возраста

§45,

задания

3-5

на с. 255


Тема 5. Народы и религии (5ч)



58

1

Этнический состав насе­ления

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материала. Слайд-лекция

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этниче­ское самосознание. Этнический состав населения России

Объясняют понятия: этнос, этнография, само­сознание, межнацио­нальные конфликты. Приводят примеры эт­нических проблем

Вопросы и зада­ния на с. 258.


§46

Подготовить сообщение о народах России (презентация)



59

1

Этническая мозаика Рос­сии

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

«Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чте­ния и анализа. Связь геогра­фии народов и административно-территориального деле­ния России. История России - история взаимодействия ее народов. География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР - важная часть культур­ного достояния России. Значе­ние русского языка для нерус­ских народов России

Объясняют понятия: языковая семья, авто­номный округ, титуль­ные народы. Читают и анализируют «Дерево языков» и этническую карту России

Анализ рис. 198— 200. Самостоя­тельная работа.

31.* Изучение осо­бенностей раз­мещения наро­дов России по территории страны на ос­нове работы с картой, срав­нение геогра­фии расселения народов и ад- министратив- но-территори- ального деле­ния России

§ 47,


60-61

2

«Народы России» - презентации учащихся

Урок-презентация

Народы России

Выступают с со­общениями об одном из народов, проживающем на территории России (пре­зентации)

Сообщения об одном из народов, проживающем на территории России (пре­зентации)

32..*Составление описания ареала распространения, особенностей быта и хозяйственной деятельности народов России



62

1

Религии на­родов России

Урок-исследо­вание. Слайд- лекция

Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религи­озного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику госу­дарства

Называют преоблада­ющие религии и религи­озные центры страны. Объясняют влияние ре­лигии на повседневную жизнь людей и на внеш­нюю политику государ­ства

Тестирование

Работа с текстом учеб­ника и картами.


§48


Тема 6. Где и как живут люди? (5ч)



63

1

Плотность

населения

Урок-практикум. Слайд-лекция

Плотность населения. Сопос­тавление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плот­ности населения на хозяйство, жизнь людей, природную среду

Объясняют понятия: средняя плотность насе­ления, комфортные рай­оны проживания, рек­реационная территория. Показывают на карте главную полосу расселе­ния. Объясняют разли­чия в плотности населе­ния отдельных террито­рий страны

Анализ рис. 207, 208, практиче­ская работа.

33.*Выделение на контурной кар­те главной по­лосы расселе­ния. Объясне­ние различий в плотности населения отдельных терри­торий страны, отбор необхо­димых темати­ческих карт для выполне­ния задания

§49, вопросы и задания на с. 273


64

1

Расселение и урбаниза­ция

Урок-практикум. Слайд-лекция

Расселение людей, типы насе­ленных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбани­зации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Отли­чие сельского и городского образа жизни

Называют факторы, определившие своеобразие рисунка заселения отдельных районов России. Объясняют причины роста городов, отличия городского образа жизни от сельского

Вопросы и зада­ния на с. 273, анализ рис. 209, 210, практиче­ская работа.

34.*Изучение фрагментов карт с целью выявления фак­торов, опреде­ливших свое­образие рисун­ка заселения территории

§50, вопросы и задания на с. 279


65

1

Города

России

Урок-практикум. Слайд-лекция

Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информа­ции о городах

Объясняют понятия: урбанизация, городская агломерация, многофункциональный город, город- миллионер. Сравнивают проблемы больших и малых городов. Моделируют город в районе нового освоения территории

Вопросы и зада­ния на с. 279. Ха­рактеристика города-миллионера по плану.


35.*Нанесение на контурную карту городов- миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны

§51,

задания

4,7

на с. 284


66

1

Сельская

Россия

Урок-практикум. Слайд-лекция

Сельское расселение, его осо­бенности. Влияние природных условий на использование зе­мель и на характер сельского расселения. Различные функ­ции сельской местности, необ­ходимость их рационального сочетания. Условия и образ жизни людей в различных ти­пах поселений. Влияние вели­чины (людности) и специали­зации поселения, положения в системе расселения

Описывают условия и образ жизни людей в различных типах посе­лений. Объясняют влия­ние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Моделируют возможные варианты использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах

Задания 4, 7 на с. 284. Прак­тическая работа.

36.Моделирование возможных ва­риантов ис­пользования сельской местности в зоне степей, тундры, горах

§52, вопросы и задания на с. 288


67

1

Обобщение знаний по разделу «Население России»

Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний

Люди - главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего разви­тия и процветания России

Используют приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности

Вопросы и зада­ния на с. 288




Обобщение знаний (1ч)


68

1

Обобщение знаний по теме «Природа и население России»

Урок закрепления и проверки знаний и умений



Тестирование. Решение творческих задач.















ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Модуль (глава)

Тема

Пространства России

1

*Оценка осо­бенностей гео­графического положения России

2

*Обозначение на контурной карте погра­ничных госу­дарств, выде­ление цветом государств, ранее входив­ших в состав СССР

3

*Определение разницы во вре­мени отдельных территорий





Природа и человек

4

* Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наи­более крупных форм рельефа

5

Сравнитель­ная характери­стика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния при­родных усло­вий на жизнь и хозяйствен­ную деятель­ность людей (Восточно- Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышен­ность - Хиби­ны или Север­ный Кавказ)

6

*Установление взаимосвязей тектонических структур, рель­ефа и полезных ископаемых на основе рабо­ты с разными источниками географической информации на примере своего края

7

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, сред­них температур января и июля, годового коли­чества осадков по территории страны

8

*Характеристи­ка климатиче­ских областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степе­ни благоприят­ности климати­ческих условий для жизни насе­ления

9

*Оценка влия­ния климатиче­ских условий на географию сельскохозяй­ственных культур. Работа с таблицей, агроклиматиче­скими картами

10

Определение по синоптиче­ской карте особенностей по­годы для различных пунктов, Составле­ние прогноза погоды

11

Характери­стика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования

12

*Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

13

*Сравнительная оценка обеспе­ченности водными ресурсами отдельных тер­риторий России (объяснение закономерно­стей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений в зависи­мости от релье­фа и климата)

14

Установление связей между типами почв и характером растительности

15

Знакомство с образцами почв своей ме­стности и особенностями их использования

16

Выявление взаимосвязей между природ­ными компо­нентами на ос­нове анализа соответству­ющей схемы

17

Работа с фраг­ментами карт и текстом учебника с целью выяс­нения влияния природных ус­ловий на рассе­ление населе­ния в разных природных зо­нах

18

*Природные зоны России. Нанесение на контурные карты зоны арктических пустынь

19

Нанесение на контурные карты зоны тундры и лесо­тундры, горо­дов (продолжение)

20

Обозначение на контурной карте границ зоны тайги, болот, городов и полезных ис­копаемых (продолжение)

21

Прогнозирова­ние изменения одного из ком­понентов природно-территориального ком­плекса при за­данном изме­нении другого

22

Нанесение на контурные карты зоны смешанных ле­сов, крупных городов (продолжение)

23

Нанесение на контурные карты зоны полупустынь и пустынь, субтропиков, крупных горо­дов (продолжение)

24

Выявление вза­имосвязей и вза­имозависимо­сти природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах

25

Работа с кар­той и таблицей охраняемых территорий.

Нанесение на к/к особо охраняемых территорий России

26

*Составление описания при­родных осо­бенностей од­ного из видов охраняемых территорий(презентация)

Население России

27

* Характери­стика полового и возрастного состава населения на основе разных источ­ников инфор­мации

28

Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве

29

Нанесение на контурную карту миграционных потоков населения России

30

Составление схемы и вывода по результатам исследования знакомых семей, в составе которых люди трудоспособно­го возраста, мо­ложе и старше трудоспособно­го возраста

31

* Изучение осо­бенностей раз­мещения наро­дов России по территории страны на ос­нове работы с картой, срав­нение геогра­фии расселения народов и административно-территориального деле­ния России(нанесение на контурную карту субъектов России)

32

*Составление описания ареала распространения, особенностей быта и хозяйственной деятельности народов России

33

*Выделение на контурной кар­те главной по­лосы расселе­ния. Объясне­ние различий в плотности населения отдельных терри­торий страны, отбор необхо­димых темати­ческих карт для выполне­ния задания

34

Изучение фрагментов карт с целью выявления фак­торов, опреде­ливших свое­образие рисун­ка заселения территории

35

*Нанесение на контурную карту городов- миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны

36

Моделирование возможных ва­риантов ис­пользования сельской местности в зоне степей, тундры, горах





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!