Федеральный компонент государственного образовательного стандарта , утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
•Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень);
•Программа по географии 6-11 классы. Автор программы И. В. Душина. – М.: Дрофа, 2006 год;
•Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования в 2016-2017учебном году ( приказ от 31.03.2014 № 253)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обществознания, которые определены стандартом.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. География России изучается в 8 и 9 классах. На изучение курса в 8 классе отводится 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. В 8 классе изучается первая часть курса «География России» - «Природа и население», которая состоит из введения и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население».
1.Алексеев А.И. География России. Природа и население. Учебник 8 класса. – М: Дрофа, 2008 г.
2.Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии 8 класс. – М:Дрофа. 20015 год.
3. Географический атлас к учебнику Алексеев А.И. : 8кл. - М.: Дрофа, 2015.
4.Баринова И.И. География. Природа России. Учебник 8 класса. – М: Дрофа, 2009 год.
5.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии 8 класс. – М: ВАКО, 2004 год
«5» ставиться, если обучающийся даёт полный ответ в соответствии с учебной программой, допускает один недочёт, объём ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
«4» ставиться, если устный ответ обучающегося в общем соответствует требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочёта и объём ЗУНов составляет 70 - 90% содержания(правильный, но не совсем точный ответ)
«3» ставится, если устный ответ обучающегося в основном соответствует требованиям учебной программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2 недочёта, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая ошибка, или 2-3 грубые ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочёта, или 4-5 недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объёме 50-70% содержания ( правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или , недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
«2» ставиться, если устный ответ обучающегося частично соответствует требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объём ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания(неправильный ответ)
-- за правильный ответ на задание из группы А ставиться 1 балл, за неправильный – 0 баллов;
-- за правильный ответ на задание из группы В ставиться 2 балла, за неправильный – 0 баллов;
-- за правильный ответ на задание из группы С ставиться 3 балла, за неправильный – 0 баллов.
«5» -- 90-100% выполненных заданий, набранных баллов от максимального количества баллов;
«5» -- если выполнены все задания верно, обозначения на карте выполнены в соответствии с требованиями к оформлению контурных карт, допускается один негрубый недочёт.
«4» -- если работа выполнена в соответствии с нормами и требованиями оформления контурных карт, в выполнении заданий имеется 1-2 ошибки или 23- недочёта.
«3» -- в основном работа выполнена верно, на карте соблюдены правила оформления карт и выполнены задания в соотношении от 50-до 70% заданного материала.
«2» -- если работа выполнена неверно, допущены ошибки в оформлении контурных карт и в выполнении заданий ( менее 50% заданного объёма заданий)
«5» -- ставиться за самостоятельное выполнение проекта, полное раскрытие темы с достоверными фактами и информацией, с самостоятельным исследованием поставленной проблемы в теме, с творческим подходом. Допускаются не существенные ошибки.
«4» --ставиться за самостоятельное выполнение проекта, не достаточно полное раскрытие темы при помощи фактов и необходимой информации, с самостоятельным исследованием поставленной проблемы в теме, с творческим подходом. Допускается одна грубая ошибка и 1-2 несущественных недочётов.
«3» -- ставиться за выполнение проекта с помощью, обучающийся не достаточно полно раскрыл тему из--за недостатка фактов и необходимой информации, самостоятельные исследования по поставленной проблеме в теме не проводились, с творческим подходом. Допускается 2-3 грубые ошибки и 1-2 несущественных недочётов.
1. Компьютер
Дата | № урока | Кол-во часов | Тема урока | Вид урока | Элементы обязательного минимума | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Практические работы | Домашнее задание |
Введение (1ч) |
| 1 | 1 | Зачем мы изучаем географию России | Комбинированный. Слайд-лекция | Разнообразие территории России. География и краеведение. Географический взгляд на мир | Рисуют картосхему окружающего мира; анализируют повседневную жизнь с точки зрения географии | Анализ составленных картосхем. | | |
Раздел 1. Пространства России (7ч) |
| 2 | 1 | Россия на карте мира | Вводная лекция с элементами беседы. Слайд-лекция | Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно- территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации | Понимают уникальность и знают специфику географического положения Российской Федерации. Сравнивают географическое положение России и других стран | Самостоятельная работа с контурными картами. | 1.*Оценка особенностей географического положения России | С. 12-14, §1, вопросы и задания нас. 18 |
| 3 | 1 | Границы России | Актуализация знаний и умений. Слайд-лекция | Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами. Воздушное пространство, территориальные воды | Знают особенности границ России. Составляют краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации | Исследование карт атласа, работа с контурными картами. Тестирование Практика | 2.*Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР | §2, вопросы и задания на с. 24 |
| 4 | 1 | Россия на карте часовых поясов | Слайд-лекция | Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения | Знают, в каких часовых поясах расположена Россия. Определяют поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объясняют роль поясного и декретного времени в хозяйстве и жизни людей. | Анализ рис. 8, 9 Определение часового пояса населенных пунктов | | §3, вопросы и задания на с. 27 |
| 5 | 1 | Решение задач на определение поясного времени | Практикум. | Часовые пояса, поясное время, линия перемены дат. | Умеют определять местное, поясное, декретное время | Решение задач на определение поясного времени. | 3.*Определение разницы во времени отдельных территорий | §3 |
| 6 | 1 | Формирование территории России | Урок-иссследо- вание. Слайд-лекция | Формирование территории России. Расширение Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний Восток на рубеже XIX-XX вв. Завершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения | Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей. Умеют находить и анализировать различные источники информации | Анализ рис. 10, 12, карт атласа. | | §4, сообщения об освоении новых земель, вопросы и задания на с. 34 |
| 7 | 1 | Географическое изучение территории России | Изучение нового материала | Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания - выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразования территории | Понимают и объясняют задачи географии в разные исторические периоды; используют различные источники географических знаний | Анализ карт, заслушивание сообщений, составление картотеки «Их имена - символ мужества» | | § 5, подготовиться к тестированию |
| 8 | 1 | Обобщение знаний по разделу «Пространства России» | Урок обобщения знаний | | | Итоговое тестирование; вопросы и задания на с. 38 | | §5 |
Раздел 2. Природа и человек (41ч) |
Тема 1. Природа России (26ч) |
Рельеф и недра (5ч) |
| 9 | 1 | Строение земной коры (литосферы) на территории России | Изучение нового материала. Урок- исследование. Слайд-лекция | Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические Структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты | Знают особенности геологического строения территории России, тектонические структуры, области современного горообразования; читают геологическую карту, сопоставляют тектоническую и физическую карты, анализируют различные источники информации | Анализ геологической карты, рис. 17 и геохронологической таблицы на с. 44- 45. | | §6, вопросы и задания на с. 49 |
| 10 | 1 | Важнейшие особенности рельефа России | Урок-исследование, практикум. Слайд- лекция | Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения | Объясняют понятия: «платформа», «складчатый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы | Анализ тектонической и физической карты. Заполнение таблицы. КиМ-8 - тестирование, тренажер. Д-8 - тестирование, практика (задание 1) | 4.Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа | §7, вопросы и задания на с. 53 |
| 11 | 1 | Современное развитие рельефа | Урок комплексного применения знаний | Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами - опасные проявления внутренних сил | Показывают на карте тектонические структуры и соответствующие им формы рельефа. Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов | Сопоставление районов интенсивных тектонических движений и физической карты | 5.Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно- Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышенность - Хибины или Северный Кавказ) | §8, с. 53-57 |
| 12 | 1 | Роль внешних сил в формировании рельефа | Урок закрепления знаний. | Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водноледниковый рельеф. Вода - «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф | Знают основные рельефообразующие процессы, объясняют понятие «покровное оледенение», прогнозируют изменения рельефа при преобладающем влиянии внутренних или внешних процессов, деятельности человека | Сопоставление карты плотности населения и рис. 27 на с. 56. Тестирование | | §8, с. 57-60, вопросы и задания на с. 60 |
| 13 | 1 | Использование недр | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель | Объясняют понятия: «горючие ископаемые», «месторождение», «открытая разработка», «террикон», «рекультивация», приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды | Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей области, оценка их влияния на хозяйственную деятельность людей. | 6.Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края | §9, вопросы и задания на с. 66 |
Климат (7ч) |
| 14 | 1 | Общая характеристика климата России | Вводная лекция с элементами эвристической беседы. Слайд-лекция | Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность - главная особенность климата России. Россия - холодная страна. Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах | Знают факторы, определяющие климат России. Объясняют понятия: «солнечная радиация», «подстилающая поверхность», «тепловое излучение Земли». Приводят примеры влияния климата на различные компоненты природы | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, анализ рис. 38-41. | | §10, вопросы и задания на с. 73 |
| 15 | 1 | Закономерности циркуляции воздушных масс | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция | Закономерности циркуляции воздушных масс | Объясняют процессы циркуляции атмосферы планетарного масштаба Применяют в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «области постоянного давления» | Анализ рис. 42, 43 физической и климатической карт. Тестирование | | §11, с. 73-77 |
| 16 | 1 | Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны | Применяют в процессе учебного познания понятия: «атмосферные фронты». Объясняют причины образования циклонов и антициклонов. Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта | Учебное исследование по картам, анализ рис. 44-47. | - | § 11 до конца, вопросы и задания на с. 80 |
| 17 | 1 | Распределение температур и осадков | Изучение нового материала. Слайд-лекция | Распределение тепла и влаги по территории страны | Объясняют закономерности распределения тепла и влаги на территории страны и понятия: «температурная аномалия», «континентальность климата» | Учебное исследование синоптической карты, анализ рис. 48-50. | 7.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны | §12, вопросы и задания на с. 85 |
| 18 | 1 | Типы климата нашей страны | Урок-практикум. Слайд-лекция | Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата | Выделяют, описывают и объясняют разнообразие типов климатов на территории страны. Анализируют климатограммы. Описывают особенности погоды отдельных территорий | Анализ физической и климатической карт, рис. 51, климатограмм на с. 87-89 в учебнике. | 8.*Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения | § 13, вопросы и задания на с. 90, нанести на контурную карту климатические пояса и области |
| 19 | 1 | Климат и человек | Урок-практикум. Слайд-лекция | Климат и человек. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды | Составляют краткую географическую характеристику климата на основе разнообразных источников географической информации, определяют наиболее благоприятные территории. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды | Поиск и анализ информации для заполнения таблицы. | 9.*Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами | § 14, вопросы и задания на с. 95 |
| 20 | 1 | Обобщение знаний по теме «Рельеф и климат» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Итоговое тестирование | 10.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов, Составление прогноза погоды | |
Богатство внутренних вод (6ч) |
| 21 | 1 | Реки | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы | Объясняют роль воды и значение рек, особенности речной сети, показывают на карте реки, о которых идет речь в параграфе, приводят примеры влияния речных систем на расселение людей | Анализ физической карты, работа с контурными картами, рис. 62- 67 в учебнике. | | § 15, с. 96-99 |
| 22 | 1 | Особенности рек | Урок актуализации опорных знаний. Практикум. Слайд-лек- ция | Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения - их причины и последствия | Знают понятия: длина, бассейн, водораздел, питание и режим реки. Определяют их зависимость от рельефа и климата. Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют возможности ее хозяйственного использования | Анализ физической и климатической карты, практическая работа. | 11.Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования | §15 до конца, вопросы и задания на с. 103 |
| 23 | 1 | Озера, подземные воды, болота | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция | Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода | Знают определения понятий озера и болота, показывают на карте, определяют возможности хозяйственного использования | Беседа, учебное исследование по картам. Тестирование. Работа в контурных картах. | 12.*Обозначение на контурной карте крупных рек и озер | §16, о. 104-106, вопросы и задания 1-4 на с. 109 |
| 24 | 1 | Многолетняя мерзлота, ледники | Комбинированный: лекция с элементами эвристической беседы, исследование. Слайд-лекция | Многолетняя (вечная) мерзлота - происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты, влияние на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны | Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения, границы максимального покровного и горно-долинного оледенения, их роль в природе | Чтение и анализ карт. Учебное исследование по картам и другим источникам информации. | | § 16, с.107-109 |
| 25 | 1 | Человек и вода | Урок комплексного применения знаний - практикум. Слайд-лекция | Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние на окружающую среду. Реки - транспортные артерии страны. Каналы - рукотворные реки. Подземные воды - ценнейшее полезное ископаемое. Минеральные и термальные воды, проблемы рационального использования | Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды | Практическая работа. | 13.*Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России (объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений в зависимости от рельефа и климата) | § 17, вопросы и задания на с. 114 |
| 26 | 1 | Обобщение знаний по теме «Внутренние воды» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Тестирование. Решение творческих задач | | |
Почвы – национальное достояние страны (4ч) |
| 27 | 1 | Почвы - «особое природное тело» | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция | Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы - «особое природное тело». Факторы почвообразования. Гумус - вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев - основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Почва - «зеркало ландшафта» | Знают и объясняют факторы образования и свойства почв. Характеризуют основные типы почв России | Индивидуальный опрос, анализ рис. 83 на с. 119 ирис, 80нас. 116 | | § 18, с. 115-116, вопросы и задания нас. 120 |
| 28 | 1 | География почв России | Урок-исследование. Слайд-лекция | География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта | Описывают зональные типы почв. Приводят примеры использования и охраны почвенных ресурсов | Сопоставление почвенной карты с картами климатической и природных зон, анализ рис. 84-86. | 14.Установление связей между типами почв и характером растительности | § 19, вопросы и задания на с. 125 |
| 29 | 1 | Почвы и урожай | Практикум. Слайд-лекция | Почвы и урожай. Плодородие - главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухе- и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические приемы обработки почвы, внесение удобрений | Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия | Самостоятельная работа, анализ почвенной карты. | 15. Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования | §20 |
| 30 | 1 | Рациональное использование и охрана почв | Урок закрепления знаний, их контроля и оценки. Слайд-лекция | Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв | Знают важнейшие средства охраны почв. Приводят примеры рационального использования и охраны почвенных ресурсов, районов, нуждающихся в комплексных мелиоративных мероприятиях | Анализ рис. 91- 96 Тестирование Решение творческих задач | | §21 |
В природе все взаимосвязано (4ч) |
| 31 | 1 | Понятие о природном территориальном комплексе | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний | Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК | Называют компоненты природных комплексов. Приводят примеры ПТК различного масштаба, зональные и азональные факторы их формирования. Объясняют значение физико-географического районирования | Анализ схемы ПТК: рис. 97 | 16.Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы | §22, вопросы и задания нас. 138 |
| 32 | 1 | Свойства природных территориальных комплексов | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности | Объясняют свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития - и приводят примеры влияния компонентов природы на состояние и свойства ПТК | Фронтальный опрос, анализ рис. 98 | | §23, вопросы и задания нас. 141 |
| 33 | 1 | Человек в ландшафте | Урок обобщения и систематизации знаний | Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты - основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природноантропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты - причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты - ландшафты будущего | Объясняют понятия: природно-антропогенный, сельскохозяйственный, промышленный и культурный ландшафт. Приводят примеры положительного и отрицательного воздействия на окружающую среду природно-антропогенных комплексов | Индивидуальный опрос. Сообщения. Решение проблемных задач. Заполнение таблицы «Природно-антропогенные ландшафты» | | §24, вопросы и задания нас. 147 |
| 34 | 1 | Обобщение знаний по теме «Природа России» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Решение творческих задач. Работа с физической картой России | | |
| Тема 2. Природно-хозяйственные зоны (10ч) |
| 35 | 1 | Учение о природных зонах | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и JI. С. Берг - основоположники учения о ландшафтно-географических зонах. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность - важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природнохозяйственные | Объясняют причины превращения природных зон в природно-хозяйственные, приводят примеры природных зон, наиболее подверженных антропогенному воздействию | Анализ рис. 107, сопоставление карты природных зон и плотности населения | 17.Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах | §25, задания на с. 152 |
| 36 | 1 | «Безмолвная» Арктика | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция | «Безмолвная» Арктика. Полярные дни и ночи. Натиск современной цивилизации - плюсы и минусы. Экологические проблемы | Объясняют причины сильных ветров и низких температур, причины, определяющие повышенный интерес к территории, где практически нет постоянных жителей | Учебное исследование по картам. Решение проблемных задач. Заполнение таблицы. | 18.* Природные зоны России. Нанесение на контурные карты зоны арктических пустынь | §26, вопросы и задания 4,5 нас. 156 |
| 37 | 1 | Чуткая Субарктика | Урок-исследование. Слайд- лекция | Чуткая Субарктика, тундра и лесотундра - северная полоса России. Вечная мерзлота, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «Природа - человек» при традиционном хозяйстве. Экологические проблемы | Показывают на карте природные объекты, называют коренные народы тундры и лесотундры, знают особенности их хозяйственной деятельности | Анализ рис. 117- 120. Сравнение тундровых и лесотундровых ландшафтов. Решение проблемных задач. | 19.Нанесение на контурные карты зоны тундры и лесотундры, городов (продолжение) | §27, вопросы и задания 6-8 нас. 164 |
| 38 | 1 | Таежная зона | У рок-практикум. Слайд-лекция | Характерные особенности таежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги | Знают отличительные природные условия тайги, видовой состав растительного и животного мира. Объясняют причины изменения таежных ландшафтов | Тестирование Сопоставление карты природных зон, плотности населения и полезных ископаемых. Тестирование | 20.Обозначение на контурной карте границ зоны тайги, болот, городов и полезных ископаемых (продолжение) | §28, вопросы и задания 3,4 нас. 171 |
| 39 | 1 | Болота | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку? | Объясняют причины образования болот, определяют закономерности их распространения и значение, прогнозируют изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого | Фронтальный опрос. Практическая работа: составление списка негативных последствий сведения болот | 21.Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого | §29 |
| 40 | 1 | Зона смешанных широколиствен но- хвойных лесов | Урок-практикум. Слайд-лекция | Смешанные леса - самая преобразованная деятельностью человека природная зона; Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно-хозяйственной зоны | Составляют краткую географическую характеристику разных территорий, сравнивают природные условия и проблемы освоения европейской зоны смешанных лесов и уссурийской тайги | Заполнение сравнительной таблицы. Решение проблемных задач. | 22.Нанесение на контурные карты зоны смешанных лесов, крупных городов (продолжение) | §30, вопрос 4 на с. 181 |
| 41 | 1 | Лесостепи и степи | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. | Освоение степных ландшафтов - история приобретений и потерь. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов - зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России | Характеризуют лесостепные и степные природные комплексы. Объясняют причины господства антропогенных ландшафтов, значение степной зоны для народного хозяйства | Тестирование. Решение проблемных задач. | | §31, вопросы и задания 4-6 на с. 188 |
| 42 | 1 | Полупустыни, пустыни, субтропики | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. | Полупустыни и пустыни, субтропики - южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия | Описывают природу субтропиков полупустынь и пустынь. Знают ограничивающие факторы хозяйственного освоения пустынь | Самостоятельная работа. | 23.Нанесение на контурные карты зоны полупустынь и пустынь, субтропиков, крупных городов (продолжение) | §32, вопросы и задания нас. 196 |
| 43 | 1 | «Многоэтаж-ность» природы гор. Человек и горы | Урок-исследова- ние. Слайд-лекция | Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин. Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов | Описывают особенности природы гор, показывают горы на карте. Объясняют различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Приводят примеры, доказывающие влияние экспозиции склонов на температуру, осадки, растительность | Учебное исследование по картам атласа. Вопросы и задания на с. 201. | | § 33, 34, вопросы и задания на с. 205- 206 |
| 44 | 1 | Обобщение знаний по теме «Природно-хозяйственные зоны» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Жизнь и хозяйственная деятельность людей на равнинах в горах. Расселение населения. Опасные природные явления | Составляют краткую географическую характеристику разных территорий | Вопросы и задания на с. 205-206. Практическая работа | 24.Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах | |
Тема 3. Природопользование и охрана природы (5ч) |
| 45 | 1 | Природная среда, природные условия, природные ресурсы | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления | Знают определения понятий: природная среда, природные условия, природные ресурсы, природопользование. Классифицируют ресурсы по их исчерпаемости | Анализ рисунка 161, работа по вопросам и заданиям на с. 209 | | §35 |
| 46 | 1 | Рациональное использование природных ресурсов | Урок обобщения и систематизации знаний. Дискуссия | Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека | Прогнозируют возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования | Работа по вопросам и заданиям на с. 214, представление прогнозов о развитии природы | | §36, подготовить сообщения об охраняемых территориях (презентации) |
| 47 | 1 | Охрана природы и охраняемые территории | Урок обобщения и систематизации знаний. Слайд- лекция | Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы | Решают проблемные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, используют приобретенные знания и умения в практической деятельности | Анализ рис. 165, практическая работа. | 25.Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Нанесение на к/к особо охраняемых территорий России | §37, вопросы и задания на с. 218 |
| 48-49 | 2 | Охраняемые территории России | Урок-презентация | Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы | Выступают с сообщениями об охраняемых территориях (презентации) | Сообщения об охраняемых территориях (презентации) | 26.*Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий( презентация) | |
Раздел 3. Население России (18ч) |
Тема 1. Сколько нас – россиян? (2ч) |
| 50 | 1 | Численность населения | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Как изменялась численность населения России в XVIII-XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы | Объясняют понятия демография, естественное движение, демографический кризис. Умеют читать график изменения численности населения | Анализ рис. 168. 169,вопросы и задания на с. 225. | | §38 |
| 51 | 1 | Воспроизводство населения | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства. Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации | Знают типы воспроизводства населения, называют его показатели, читают график естественного движения населения, прогнозируют изменение численности населения России | Анализ рис. 170— 172, самостоятельная работа. | | §39 |
Тема 2. Кто мы? (2ч) |
| 52 | 1 | Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция | Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин | Называют факторы, влияющие на продолжительность жизни, объясняют разницу в продолжительности жизни мужчин и женщин, оценивают факторы, определяющие преобладание мужчин или женщин в разных районах | Решение проблемных вопросов, вопросы и задания на с. 232. | | §40 |
| 53 | 1 | Возрастной состав населения | Урок закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Половозрастная пирамида населения России - «запечатленная демографическая история», ее анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и сохранения высокой доли молодежи. Диаграммы как источники географической информации. Их виды | Анализируют половозрастные пирамиды и диаграммы, прогнозируют половозрастной состав населения в 2035 году. Показывают на карте регионы России с высокой и низкой долей населения старших возрастов и детей | Анализ рис. на с. 175- 178, чтение половозрастных пирамид, задания на с. 236. Практическая работа. (задания 1,2) | 27* Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации | §41, вопросы и задания на с. 237 |
Тема 3. Куда и зачем едут люди? (3ч) |
| 54 | 1 | Миграции населения в России | Урок-исследование. Слайд- лекция | Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей. Картограмма как вид географической информации | Объясняют понятия: миграция, адаптация. Называют причины и значение миграций. Читают картограммы | Тестирование. Чтение картограмм, рис. 182, 183. Решение проблемных вопросов. | | §42, вопросы и задания на с. 243 |
| 55 | 1 | Внешние миграции | У рок-пракгику м | Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России | Приводят примеры экономических и политических миграций. Читают картосхемы, составляют обобщающую схему | Анализ рис. 184, 185, чтение картосхемы, составление схемы «Виды миграций» | 28.Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве | §43, вопросы и задания 1,2, 4,5 на с. 247 |
| 56 | 1 | Территориальная подвижность населения | Урок комплексного применения знаний | Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей | Называют причины территориальной подвижности населения и факторы ее повышения. Составляют краткую географическую зарисовку | Анализ рис. 186- 189. Географическая зарисовка «Перемещения населения в нашем городе по сезонам года» | 29.Нанесение на контурную карту миграционных потоков населения России | §44, задания 1,2,4 на с. 250 |
Тема 4. Человек и труд (1ч) |
| 57 | 1 | География рынка труда | Урок-исследование. Слайд- лекция | Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы. Как чувствовать себя уверенно на рынке труда? | Объясняют понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, проводят исследования, оформляют их в виде таблиц или схем | Тестирование. Анализ рис. 190— 193. Решение проблемных вопросов. | 30Составление схемы и вывода по результатам исследования знакомых семей, в составе которых люди трудоспособного возраста, моложе и старше трудоспособного возраста | §45, задания 3-5 на с. 255 |
Тема 5. Народы и религии (5ч) |
| 58 | 1 | Этнический состав населения | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция | Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание. Этнический состав населения России | Объясняют понятия: этнос, этнография, самосознание, межнациональные конфликты. Приводят примеры этнических проблем | Вопросы и задания на с. 258. | | §46 Подготовить сообщение о народах России (презентация) |
| 59 | 1 | Этническая мозаика России | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция | «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административно-территориального деления России. История России - история взаимодействия ее народов. География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР - важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России | Объясняют понятия: языковая семья, автономный округ, титульные народы. Читают и анализируют «Дерево языков» и этническую карту России | Анализ рис. 198— 200. Самостоятельная работа. | 31.* Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и ад- министратив- но-территори- ального деления России | § 47, |
| 60-61 | 2 | «Народы России» - презентации учащихся | Урок-презентация | Народы России | Выступают с сообщениями об одном из народов, проживающем на территории России (презентации) | Сообщения об одном из народов, проживающем на территории России (презентации) | 32..*Составление описания ареала распространения, особенностей быта и хозяйственной деятельности народов России | |
| 62 | 1 | Религии народов России | Урок-исследование. Слайд- лекция | Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства | Называют преобладающие религии и религиозные центры страны. Объясняют влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства | Тестирование Работа с текстом учебника и картами. | | §48 |
Тема 6. Где и как живут люди? (5ч) |
| 63 | 1 | Плотность населения | Урок-практикум. Слайд-лекция | Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, природную среду | Объясняют понятия: средняя плотность населения, комфортные районы проживания, рекреационная территория. Показывают на карте главную полосу расселения. Объясняют различия в плотности населения отдельных территорий страны | Анализ рис. 207, 208, практическая работа. | 33.*Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания | §49, вопросы и задания на с. 273 |
| 64 | 1 | Расселение и урбанизация | Урок-практикум. Слайд-лекция | Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни | Называют факторы, определившие своеобразие рисунка заселения отдельных районов России. Объясняют причины роста городов, отличия городского образа жизни от сельского | Вопросы и задания на с. 273, анализ рис. 209, 210, практическая работа. | 34.*Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории | §50, вопросы и задания на с. 279 |
| 65 | 1 | Города России | Урок-практикум. Слайд-лекция | Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информации о городах | Объясняют понятия: урбанизация, городская агломерация, многофункциональный город, город- миллионер. Сравнивают проблемы больших и малых городов. Моделируют город в районе нового освоения территории | Вопросы и задания на с. 279. Характеристика города-миллионера по плану. | 35.*Нанесение на контурную карту городов- миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны | §51, задания 4,7 на с. 284 |
| 66 | 1 | Сельская Россия | Урок-практикум. Слайд-лекция | Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Влияние величины (людности) и специализации поселения, положения в системе расселения | Описывают условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Объясняют влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Моделируют возможные варианты использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах | Задания 4, 7 на с. 284. Практическая работа. | 36.Моделирование возможных вариантов использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах | §52, вопросы и задания на с. 288 |
| 67 | 1 | Обобщение знаний по разделу «Население России» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Люди - главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России | Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности | Вопросы и задания на с. 288 | | |
| Обобщение знаний (1ч) |
| 68 | 1 | Обобщение знаний по теме «Природа и население России» | Урок закрепления и проверки знаний и умений | | | Тестирование. Решение творческих задач. | | |