СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 8 класс: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс 70 часов (2 часа в неделю) Учебник: Баринова И. И. « География России. Природа.» 8 класс. - М.: Дрофа, 2002.

Тема урока

Кол -во ча­сов

Тип урока

Элементы обязательного

минимума образования

Требования к

уровню подготовки обучающихся

Допол­нитель­ный ма­териал

Формы контроля

Практиче­ские работы

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Что изучают в курсе «Природа России». Источ­ники географиче­ской информации

1

Урок изуче­ния нового материала

Источники географи­ческой информации

Уметь: использовать раз­личные источники геогра­фической информации


Фронтальный


Пространства России (8 часов)

2

Географическое положение Рос­сии

1

Практикум

Географическое по­ложение. Виды и уровни географиче­ского положения. Особенности гео­графического поло­жения России. Часовые пояса

Уметь: показывать и на­зывать факторы, опреде­ляющие географическое положение России; пока­зывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и погра­ничные страны, оценивать значение границ для свя­зей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить приме­ры воздействия разницы во времени на жизнь на­селения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе


Тематический контроль в различных формах: зачет, геогра­фический дик­тант, решение задач на поясное время

На контурную карту нанести границы Рос­сии и сопре­дельных го­сударств, от­метить край­ние точки, моря, омы­вающие бе­рега нашей родины. Ре­шение задач на определе­ние поясного времени

3

Моря, омываю­щие территорию России

1

Практикум










4

Как осваивали и изучали террито­рию России

1

Семинар










5

Как осваивали и изучали террито­рию России


Семинар










6

Картографический метод в географии

1

Практикум










7

Россия на карте часовых поясов

1

Урок изуче­ния нового материала










8

Практическая работа

1

Практикум










9

Итоговый урок

1

Зачет






Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (19 часов)

Рельеф и недра России (4 часа)

10

Особенности рельефа России

1

Урок изуче­ния нового материала

Особенности геоло­гического строения. Устойчивые и под­вижные участки зем­ной коры. Основные этапы геологической истории формирова­ния земной коры на территории страны. Основные тектониче­ские структуры. Распространение крупных форм рельефа.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Облас­ти современного го­рообразования, зем­летрясений и вулка­низма.

Природные условия и ресурсы. Закономер­ности размещения месторождений по­лезных ископаемых. Минеральные ресур­сы страны и пробле­мы их рационального использования

Уметь: читать тектониче­скую, геологическую кар­ты, геохронологическую таблицу, выявлять взаи­мозависимость тектониче­ских структур и форм рельефа, полезных иско­паемых на основе сопос­тавления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять осо­бенности рельефа страны, наносить их на контурную карту;

определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изме­нений в рельефе под влиянием различных фак­торов; показывать на кар­те и называть районы ин­тенсивных тектонических движений; называть меры безопасности при стихий­ных явлениях; объяснять влияние рельефа на при­роду и жизнь людей; пока­зывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры ис­пользования полезных ископаемых, влияния раз­работки месторождений на природную среду; оцени­вать значимость полезных ископаемых для развития

хозяйства, оценивать ус­ловия добычи


Тестовая са­мостоятель­ная работа

Установление взаимозави- симости тек­тонических структур, рельефа и полезных ис­копаемых. Характери­стика релье­фа и полез­ных ископае­мых своей местности. Воздействие рельефа на жизнь людей

11

Геологическое строение терри­тории нашей страны

1

Изучение нового ма­териала










12

Минеральные ре­сурсы России

1

Практикум










13

Развитие форм рельефа

1

Урок систе­матизации и обобще­ния знаний (практикум)










Климат и климатические ресурсы (5 часов)

14

От чего зависит климат нашей страны

1

Урок изуче­ния нового материала

Факторы формирова­ния климата: геогра­фическая широта, подстилающая по­верхность, циркуля­ция воздушных масс. Циклоны и антици­клоны.

Закономерности рас­пределения тепла и влаги на территории страны (средние тем­пературы января и июля, осадки, испа­рение, испаряемость, коэффициент увлаж­нения).

Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов Рос­сии. Факторы их формирования, кли­матические пояса. Степень благоприят­ности природных ус­ловий.

Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвиже­ния, здоровье чело­века. Неблагоприят­ные климатические явления

Знать: закономерности распределения суммарной солнечной радиации. Уметь: приводить приме­ры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими страна­ми по получаемому коли­честву тепла; давать

оценку климатических особенностей России; приводить примеры изме­нения погоды под влияни­ем циклонов, антицикло­нов, атмосферных фрон­тов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и пере­менных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осад­ков, объяснять закономер­ности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатиче­ских условий для обеспе­чения жизни людей


Фронтальный устный опрос

Характери­стика клима­тических поя­сов и облас­тей сточки зрения усло­вий жизни и хозяйствен­ной деятель­ности людей. Определение по климати­ческой карте суммарной радиации, коэффициен­та увлажне­ния для от­дельных пунктов стра­ны.





Опреде­ление со­стояния пого­ды по синоп­тической

кар­те

15

Закономерности распределения тепла и влаги на территории на­шей страны

1

Практикум






Анализ карт, фронтальный устный опрос



16

Типы климатов России

1

Исследова­ние






Индивиду­альный уст­ный опрос. Фронтальный письменный опрос



17

Зависимость че­ловека от клима­тических условий

1

Практикум






Индивиду­альный уст­ный опрос



18

Климат и клима­тические ресурсы

1

Урок повто­рения и обобщения (деловая игра)






Индивиду­альный уст­ный опрос



Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

19

Разнообразие внутренних вод России. Реки

1

Урок изуче­ния нового материала

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на

территории страны. Главные речные сис­темы, водоразделы, бассейны. Распреде­ление рек по бассей­нам океанов. Пита­ние, режим, расход, годовой сток рек, ле­довый режим. Роль

рек в освоении территории и развитии эко­номики России. Важнейшие озера, их происхождение. Бо­лота. Подземные во­ды. Ледники. Много­летняя мерзлота. Водные ресурсы, воз­можность их разме­щения на территории страны.

Внутренние воды и

водные ресурсы, осо­бенности их разме­щения на территории страны.

Многолетняя мерзлота

Уметь: показывать реки России на карте; объяс­нять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить при­меры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озе­ра, артезианские бассей­ны, области распростра­нения вечной мерзлоты;, приводить примеры хозяй­ственного использования поверхностных вод и нега­тивного влияния на них человеческой деятельно­сти; давать характеристи­ку крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значе­ние каналов и водохрани­лищ


Фронтальный устный опрос

Анализ карт, фронтальный устный опрос

Характери­стика реки с точки зрения

ее хозяйст­венного ис­пользования


20

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Много­летняя мерзлота

1

Практикум


21

Водные ресурсы. Охрана вод

1

Практикум






Индивиду­альный уст­ный опрос. Фронтальный письменный опрос



22

Внутренние воды и водные ресурсы

1

Урок повто­рения и обобщения (исследо­вание)






Индивиду­альный уст­ный опрос



Почва и почвенные ресурсы (3 часа)

23

Образование почв и их разнообра­зие

1

Урок изуче­ния нового материала

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - ос­новной компонент природы. В. В. Доку­чаев - основополож­ник почвоведения

Уметь: объяснять поня­тия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; назы­вать свойства основных типов почв; давать оценку типов почв сточки зрения их хозяйственного оцени­вания; объяснять необхо­димость охраны почв, ра­ционального использова­ния земель


Фронтальный устный опрос

Характери­стика почв по карте, анализ факторов и условий поч­вообразова­ния

24

Закономерности

распространения

почв

1

Практикум






Анализ карт, фронтальный устный опрос



25

Почвенные ре­сурсы

1

Конферен­ция






Индивиду­альный уст­ный опрос. Фронтальный письменный опрос



Растительность и животный мир (3 часа)

26

Растительный и животный мир России

1

Урок изуче­ния нового материала

Растительный и жи­вотный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяю­щие его облик. Осо­бенности растительно­сти и животного мира природных зон России. Биологические ресур­сы, их рациональное использование. Меры по охране раститель­ного и животного мира. Природные территори­альные комплексы. Локальные, региональ­ные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России

Уметь: приводить приме­ры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием че­ловека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека

г


Индивиду­альный уст­ный опрос


27

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

1

Исследова­ние






Фронтальный устный опрос



28

Природно-ресурсный потенциал России

1

Урок систе­матизации и обобщения знаний (практикум)






Анализ карт, фронтальный устный опрос



Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 часов)

Природное районирование (6 часов)

29

Разнообразие ПК России. Природ­ное районирова­ние

1

Урок изуче­ния нового материала

Природные и антро­погенные ПТК. При­родная зона как при­родный комплекс: взаимосвязь и взаи­мообусловленность ее компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое при-родно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы

Уметь: описывать при­родные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения те­матических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерацио­нального природопользо­вания; описывать виды хозяйственной деятельно­сти людей в природных зонах


Индивиду­альный уст­ный опрос

Выявление зависимости между компо­нентами при­роды на при­мере одной из природных зон

30

Моря как крупные ПК

1

Практикум






Фронтальный устный опрос



31

Природные зоны России. Арктиче­ские пустыни, тун­дра, лесотундра

1

Урок актуа­лизации знаний и умений






Анализ карт, фронтальный устный опрос



32

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиствен­ные леса

1

Урок актуа­лизации знаний и умений






Индивиду­альный уст­ный опрос. Фронтальный письменный опрос



33

Безлесные зоны на юге России: степи, полупусты­ни и пустыни

1

Урок актуа­лизации знаний и умений

Высотная поясность.



Анализ карт, фронтальный устный опрос


34

Высотная пояс­ность

1

Урок повто­рения и обобщения (исследо­вание)




Индивиду­альный уст­ный опрос, тестирование


Природа регионов России (23 часа)

35

Русская (Восточ­но-Европейская) равнина. Геогра­фическое поло­жение и особен­ности природы

1

Урок изуче­ния нового материала

Европейская Россия -основа формирова­ния территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал.

Уметь: определять осо­бенности географического положения, состав и осо­бенности природы крупных регионов объектов; объяснять зависимость


Фронтальный устный опрос


36

Природные ком­плексы Русской равнины

1

Семинар




Анализ карт, фронтальный устный опрос


37

Географическое положение своего региона

1

Урок изуче­ния нового материала




Индивиду­альный уст­ный опрос. Фронтальный письменный опрос


38

Тектоническое строение, рельеф, полезные иско­паемые области

1

Практикум




Индивиду­альный уст­ный опрос


39

Особенности климата

1

Практикум




Фронтальный устный опрос


40

Природные зоны области

1

Семинар




Анализ карт, фронтальный устный опрос


41

Проблемы взаи­модействия при­роды и человека на территории области. Охра­няемые объекты

1

Практикум




Индивиду­альный уст­ный опрос. Фронтальный письменный опрос


42

Северный Кавказ -самые молодые высокие горы России

1

Путешест­вие




Анализ карт, фронтальный устный опрос


43

Природные ком­плексы Северного Кавказа

1

Практикум






Индивиду­альный уст­ный опрос, тестирование



44

Урал - «Камен­ный пояс» земли Русской

1

Игра






Индивиду­альный уст­ный опрос



45

Своеобразие природы Урала

1

Практикум






Фронтальный устный опрос



46

Природные уни­кумы Урала. Эко­логические про­блемы

1

Семинар






Анализ карт, фронтальный устный опрос



47

Западно-Сибир екая низ­менность

1

Урок изуче­ния нового материала






Индивиду­альный уст­ный опрос. Фронтальный письменный опрос



48

Природные ре­сурсы Западной Сибири. Пробле­мы их освоения

1

Практикум






Анализ карт, фронтальный устный опрос



49

Восточная Си­бирь: величие и суровость приро­ды. ГП. Состав территории, исто­рия освоения

1

Урок актуа­лизации знаний и умений






Индивиду­альный уст­ный опрос, тестирование



50

Природные рай­оны Восточной Сибири

1

Урок актуа­лизации знаний и умений






Индивиду­альный уст­ный опрос



51

Жемчужина Си­бири - Байкал

1

Урок актуа­лизации знаний и умений






Фронтальный устный опрос



52

Природные ре­сурсы Восточной Сибири, пробле­мы их освоения

1

Урок актуа­лизации знаний и умений




Анализ карт, фронтальный устный опрос


53

Дальний Восток -край контрастов. ГП,состав терри­тории. История освоения

1

Урок актуа­лизации знаний и умений






Индивиду­альный уст­ный опрос. Фронтальный письменный опрос



54

Природные ком­плексы Дальнего Востока

1

Урок актуа­лизации знаний и умений






Анализ карт, фронтальный устный опрос



55

Природные ре­сурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

1

Исследова­ние






Индивиду­альный уст­ный опрос, тестирование



56-

57

Природа регионов России

2

Урок систе­матизации и обобщения знаний (игра)






Тестирование. Индиви­дуальный оп­рос



Человек и природа (9 часов)

58

Влияние природ­ных условий на жизнь и здоровье человека

1

Урок изуче­ния нового материала

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический по­тенциал России. Гео­графический фактор в развитии общества. Антропогенное воз­действие на природу. Рациональное приро­допользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и куль­турного наследия в нашей стране.

Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природо­пользование, особо охра­няемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь: объяснять значе­ние природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном приро­допользовании; состав­лять географические прогнозы; анализировать эко­логические карты России; уметь выполнять правила

природоохранного пове­дения, участвовать в ме­роприятиях по охране природы


Индивиду­альный уст­ный опрос


59

Географический фактор в разви­тии общества

1

Урок изуче­ния нового материала




Фронтальный устный опрос



60

Антропогенное воздействие на природу

1

Семинар




Анализ карт, фронтальный устный опрос



61

Рациональное природопользо­вание

1

Практикум




Индивиду­альный уст­ный опрос. Фронтальный письменный опрос



62 -63

Особо охраняе­мые территории

1

Путешест­вие

Экологическая ситуа­ция в России


Анализ карт, фронтальный устный опрос

64

Памятники Все­мирного природ­ного и культурного наследия в нашей стране

1

Исследова­ние


Анализ карт, фронтальный устный опрос

65-66

Экологическая ситуация в Рос­сии

2

Урок актуа­лизации знаний и умений


Анализ карт, фронтальный устный опрос

67

Человек и природа

1

Урок систе­матизации и обобщения знаний (игра)


Тестирование

Резерв времени - 3 часа ( 1ч.- Промежуточная аттестация)



Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»










Рабочая программа

по географии

для учащихся 8 класса

Составитель:

учитель географии

высшей квалификационной

категории

Левадняя Т.Г.


















2016 - 2017 учебный год



Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с Госстандартом и примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 8 классов под редакцией Баринова И.И.. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Место курса в учебном плане

Данный курс занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Программа и учебник данного автора позволяют реализовать основные задачи курса: формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем  России и её регионов.

Количество часов: всего 70 часов из расчёта 2 часа в неделю. Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, промежуточная аттестация).

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий.

О своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



Содержание учебного предмета

Введение (1ч)

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Пронстранства России (8ч)

Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.

Время на территории России

История заселения и исследования территории России

Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский период. Изучение территории России в советский и современный периоды.

Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России (19ч)

Рельеф и недра России. (4 ч)

Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Складчатые области (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.

Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.

Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.

Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Климат и климатические ресурсы России (5часов)

Факторы, определяющие особенности климата России (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).

Солнечная радиация и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.

Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.

Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.

Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.

А.И. Воейков - основоположник климатологии.

Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.

Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.

Внутренние воды и водные ресурсы России(4 часов)

Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.

Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.

Болота, их виды и размещение по территории России.

Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники территории России.

Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.

Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.

Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.

Почва и почвенные ресурсы России( 3 ч)

Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.

Растительный, животный мир и биологические ресурсы России( 3ч)

Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.

Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.

Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.

Раздел 2. Природные комплексы России(29 час)

Природное районирование (6 ч)

Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга.  Карта  природных  зон  России.

Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.

Природа регионов России.(23 ч)

Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.

Особенности природы Калининградской области.Комплексная физико-географическая характеристика. Проблемы охраны природы и природопользования .

Раздел 3. Человек и природа. ( 10 часа)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.

Резерв – 3 ч.









Результаты обучения:

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.



Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.



Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.





  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 6-10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.























Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.


Учебно-тематическое планирование по предмету

география 8 класс

70 ч.год (2 ч.нед) 9 пр.р.


Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с содержанием программы и учебника для 8 класса. Учебник: Баринова И.И. «География России. Природа».- М.: Дрофа, 2002

Тематический план


Название раздела

Количество

часов

Введение

1

Пространства России

8

Р.1: Особенности природы и природные ресурсы

1. Рельеф и недра России

2.Климат и климатические ресурсы

3. Внутренние воды и водные ресурсы

4.Почва и почвенные ресурсы

5. Растительный и животный мир


19

4

5

4

3

3

Р.2:Природные комплексы России

1. Природное районирование

2. Природа регионов России

29

6

23

Р.3:Человек и природа

10

Повторение

3

ИТОГО

70


Используемый УМК:

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

  2. И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“8 класс – М.: Дрофа, 2008.

  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа“. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

  4. Атлас. География России. Природа. 8 класс.

  5. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

  6. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.