СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 8 класс УМК Сфера

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008), авторской программы по географии для 8 класса общеобразовательных учреждений В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой (М: Просвещение, 2009г) и соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение географии в объеме 2 часа в неделю.

Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения.Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;

  • сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

  • сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

  • продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;



Рабочая программа ориентирована на учебник:

В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2008г. Линия учебно-методических комплектов «Сферы»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА:


  1. Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения географической информации;

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государства;

  • особенности географического положения, раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

  • границы часовых поясов;

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники;

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо­вые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие, районы нового освоения, старопромыш­ленные и депрессивные;

  • народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

  • примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России;

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.



  1. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источни­кам информации.



  1. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религий отдельных народов.



  1. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении со­циально-экономических, экологических проблем страны;

  • влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

  • образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных яв­лений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах ого роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства от­дельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйствен­ных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвиже­нии, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических условиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий; «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «Трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специали­зация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсив­ный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».



5. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе;

  • изменения природных и социально-экономиче­ских объектов под воздействием природных и ант­ропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


























Основное содержание ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ


«ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»

Курсивом – содержание госстандарта

Подчеркнутым курсивом – опыт практической деятельности по госстандарту

Печатный текст – содержание примерной программы основного общего образования

Жирным курсивомдобавление из авторской программы В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «Программа по географии для 8 класса»


ВВЕДЕНИЕ — 1 ч

Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности


Раздел 1. Особенности географического положения России – 8ч

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России.Географическое положение страны и его виды. Характеристика географического положения России. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны. Географического положение России как фактор развития ее хозяйства. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность населения

Границы России.Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Соседи России

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Россия в мире. Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.

История освоения и изучения территории России.Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Районирование — важнейший метод географической науки. Факторы формирования районов. Виды районирования.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны. Сравнительная характеристика географического положения России и других стран.Определение поясного времени для разных городов России.

Раздел 2. Природа России -48ч

Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России. Классификации природных ресурсов


Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.Геологическое летосчисление. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.

Практическая работа. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы: размещение, виды, использование. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Охрана ресурсов недр.


Климат и климатические ресурсы. Воздушное пространство России как составная часть атмосферы Земли. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс, близость морей и океанов, особенности рельефа. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.Климатические пояса и типы климатов России. Составление прогноза погоды. Комфортность климатических условий.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей: на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Анализ физической карты и карт компонентов природы.Агроклиматические ресурсы.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Охрана воздушного бассейна.

Определение особенностей климата своего региона.

Практические работы. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.


Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Воды России как составная часть мировой гидросферы. Природно-хозяйственные различия морей России. Хозяйственное использование и охрана ресурсов морей.

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Бассейны стока рек. Главные речные системы России. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, её распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Рациональное использование, пути сохранения качества и охрана водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.






Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России, их рациональное использование и охрана. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.

Практическая работа. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.


Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Российская часть биосферы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.



Природно-хозяйственные зоны. Физико-географическое районирование.Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Широтная зональность и высотная поясность на территории страны. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей. Рациональное использование ресурсов и охрана природы. Природо-хозяйственная зона своего района и своей местности.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.. Особо охраняемые природные территории России. Памятники всемирного природного наследия.

Практическая работа.Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Раздел 3. Население России – 11ч

Численность населения России.Человеческий потенциал страны.Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности численности, воспроизводства и механического прироста российского населения на рубеже XX и XXI веков. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Естественное движение населения. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных территорий. Демографические проблемы страны.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Половозрастная пирамида, причины её своеобразия в России. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России. Возрастная структура населения.

Народы и основные религии России.Народы и основные религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Национальный и языковой состав населения. География основных религий..

Особенности расселения населения России.Геодемографическое положение РоссииГеографические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Низкая средняя плотность населения страны. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Миграции населения России.Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.

Человеческий капитал страны.Трудовые ресурсы и экономически активное население России.Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие. Качество населения.

Практические работы. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории.


Резерв 2ч







































Учебно-тематический план

Название раздела

Номер урока

Название темы

Номер

практической работы

Введение

1

Введение


Особенности географического положения России

(8 ч)

2

Границы России


3

Размеры территории. Часовые пояса.

№1

4

Географическое положение России

№2

5

Россия в мире


6

Освоение и изучение территории России


7

Районирование. Административно-территориальное устройство России

№3

8

Географическое положение и районирование региона проживания


9

Обобщение по теме «Географическое пространство России»


Природа России (48ч)

10

Природные условия и ресурсы


11-18

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (8ч)

№4

19-29

Климат и климатические ресурсы (11ч)

№ 5,6,7,8

30-37

Внутренние воды и водные ресурсы (8ч)

№ 9,1011,12

38-41

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4ч)

№13

42-45

Почва и почвенные ресурсы (4ч)

№14

46-57

Природно-хозяйственные зоны (12ч)

№15

Население России (11ч)

58-68

Численность населения


Половой и возрастной состав населения


Народы и основные религии

№16

Особенности расселения населения России

№17

Миграции населения России


Человеческий капитал страны


Население своего региона. Обобщение знаний


Резерв (2ч)

69

Итоговая проверочная работа


70

Природное наследие России


ИТОГО

за год

70








Календарно-тематическое планирование курса «География России. 8 класс. Сферы»

ур

Классы

Дата по факту

Тема урока

Тип, форма урока

Элементы содержания(стандарт)

Требования к уровню подготовки (учебные действия, знать, уметь)

Вид контроля, измерители

Практическая работа(стандарт)

Средства наглядности, ИКТ

Домашнее задание

I четверть

Введение – 1 час

1



Введение

УАЗУ, вводный


География России. Комплексное и взаимосвязанное изучение России во всем её многообразии и контрастности.



презентация, физическая карта России, CD


Раздел I. Особенности географического положения России – 8 часов

2



Границы России

УИНМ и ПЗ, урок-диалог

Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Определение границ РФ и приграничных государств по физической и политической картам. Нанесение этих объектов на контурную карту. Сравнение морских и сухопутных границ РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами.


Контурная карта, географическое исследование


Физическая карта России, CD

§1

3



Размеры территории. Часовые пояса

КУ, практикум

Государственная территория России. Территория и акватория. Часовые пояса.

Выявление зависимости между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны. Определение положения РФ на карте часовых поясов. Объяснение роли поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.

№1Определение поясного времени для разных городов России

карта часовых поясов, физическая карта России, CD

§2

4



Географическое положение России

УКПЗ, практикум

Особенности географического положения России и его виды.

Выявление особенностей разных видов географического положения России. Нанесение на контурную карту объектов, характеризующих географическое положение России.

№2Сравнение географического положения и размеров государственной территории России и других стран


Физическая карта России,CD

§3, географическое исследование

5



Россия в мире

УИНМ и ПЗ,

урок-диспут


Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.

тестирование


Тест, политическая карта мира, CD

§4

6



Освоение и изучение территории России

УИНМ и ПЗ,

урок-путешествие

История освоения и изучения государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Выявление особенностей формирования государственной территории России, ее заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Подготовка и обсуждение презентаций о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий.

Таблица, географическое исследование


Физическая карта России, CD

§5

7



Районирование. Административно-территори-альное устройство России

КУ, практикум

Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации. Федеральные округа.

Выявление специфики административно-территориального устройства Российской Федерации. Определение субъектов РФ и их столиц по политико-административной карте РФ. Определение состава и границ федеральных округов по карте федеральных округов.


№3Анализ карт административно-террито-риального и политико-административного деления страны



Политико-административная карта России, CD

§6-7, географическое исследование

8



Географическое положение и районирование региона проживания

УОСЗУ, урок-мастерская

Определение географического положения территории, основных этапов её освоения. Этапы заселения. Топонимика

Определять географическое положение Хабаровского края, его особенности. Соотносить территории Хабаровского края с соседними территориями. Знать районирование и основные этапы освоения, заселения территории Хабаровского края.

Контурная карта


Физическая карта Кировской области, презентация, CD

записи, §1-7

9



Обобщение по теме «Географическое пространство России»



УККЗ, урок-игра


Знать объекты, связанные с географическим положением (см. номенклатуру).

определять специфику географического положения и административно-территориального устройства

тестирование, рейтинговая оценка


Тесты, презентация «Своя игра»

Коллаж «Моя страна»

Раздел II. Природа России - 48 часов

10



Природные условия и ресурсы

УИНМ и ПЗ,

урок-беседа

Природные условия и природные ресурсы. Природный и экологический потенциал России

Определение состава природных ресурсов России (минеральные, водные, биологические, земельные и т.д.). Сравнение разных видов природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости.

Оценивание обеспеченности России природными ресурсами; объяснение их значения для развития хозяйства страны. Определение особенностей размещения и потребления разных видов природных ресурсов на территории страны.

Определение территорий с наиболее неблагоприятной и наиболее благоприятной экологической ситуацией на территории России по экологической карте. Обсуждение проблем и перспектив охраны и рационального использования природного и экологического потенциала России.

составление опорного конспекта


тематические карты, CD

§8

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые -8 часов

11



Формирование земной коры на территории России

УИНМ и ПЗ,

урок-лекция

Основные этапы формирования земной коры. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа России.

Определение основных этапов формирования земной коры на территории России по геологической карте и геохронологической таблице.

Определение основных тектонических структур на территории страны по тектонической карте России.


Таблица, географическое исследование


Карта строения земной коры, презентация, геохронологическая шкала, CD

§9

12



Рельеф

УКПЗ, урок-практикум

Особенности рельефа России.

Определение особенностей рельефа России по физической карте. Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.


Контурные карты, географическое исследование


Физическая карта России, карта строения земной коры, CD

§10

13



Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов

КУ

урок -конференция

Внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа страны. Стихийные природные явления. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека.

Выявление внутренних и внешних процессов, оказывающих влияние на формирование рельефа страны. Определение территорий распространения стихийных природных явлений по физической и тематическим картам. Подготовка и обсуждение презентаций о видах стихийных природных явлений в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлениями.


географическое исследование


Презентация, физическая карта и карта строения земной коры,CD

§11

14



Изменение рельефа под воздействием внешних процессов

КУ,

урок дискуссия

географическое исследование


презентация, физическая карта и карта строения земной коры,CD

§12

15



Минеральные ресурсы и их использование

УКПЗ, урок-практикум

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Определять полезные ископаемые и составлять их характеристику

№4Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

физическая карта и карта строения земной коры, коллекция ПИ

§13 географическое исследование

16



Земная кора и человек

КУ,

круглый стол

Объяснение взаимозависимостей между особенностями литосферы и жизнью и хозяйственной деятельностью населения России.

тестирование


Тест, тематические карты, CD

§14

17



Рельеф и полезные ископаемые Хабаровского края

УОСЗУ, урок-семинар

Закономерности формирования и современного развития рельефа на примере своего региона. Полезные ископаемые своего региона

Понимать закономерности размещения форм рельефа, и связанных с ними природных явлений, Определение и объяснение особенностей рельефа своего региона проживания.


Контурная карта


Атлас Кировской области, коллекция ПИ

§ 9-11, записи

18



Обобщение по теме «рельеф и недра»

УККЗ, урок зачет


Знать и объяснять закономерности размещения основных форм рельефа

уметь сопоставлять карты разного содержания

тестирование


Тесты, компьютеры

Буклет «Интересные формы рельефа России»


Тема 2. Климат и климатические ресурсы – 11 часов

19



Географическое положение и климат

УИНМ и ПЗ,

урок-беседа

Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Выявление факторов, определяющих климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс

карточки


климатическая карта России, CD

§15

20



Солнечное излучение и климат. Земная поверхность и климат

УИНМ и ПЗ,

урок дискуссия



Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Уметь анализировать свойства воздушных масс и объяснять их трансформацию при их перемещении.

географическое исследование


климатическая карта России, CD

§16,17

21



Воздушные массы и их циркуляция

КУ, репортаж


Карточки, тесты


климатическая карта России, CD

§18

22



Атмосферные фронты

УКПЗ, дискуссия


Составление прогноза погоды, анализ синоптических карт. Объяснять образование циклонов и антициклонов, изменения погоды, связанные с ними



климатическая карта России, CD

§19

23



Циклоны и антициклоны

УКПЗ, практикум


№5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды

климатическая карта России, синоптические карты, CD

§20

24



Распределение температуры воздуха

КУ,

урок-исследование

Основные климатические показатели и закономерности их распространения на территории России.

Определение климатических показателей для различных пунктов по климатическим картам (карты суммарной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков и испаряемости). Выявление закономерностей в распределении климатических показателей на территории России.


географическое исследование


климатическая карта России, CD

§21

25



Распределение осадков и увлажнения

КУ,

урок-практикум

№6 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны

климатическая карта России, CD

§22 географическое исследование

26



Климатические пояса и области

КУ,

урок-практикум

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны.

Определение районов распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и типов климата. Выявление особенностей опасных и неблагоприятных климатических явлений. Определение районов их распространения на территории страны по тематическим картам. Подготовка и обсуждение презентаций о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и хозяйство





№7 Выявление способов адаптации человека к разным климатическим условиям.

климатическая карта России, CD

§23 географическое исследование

27



Климат и человек

КУ,

урок-практикум

Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность людей.. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Подготовка и обсуждение презентаций о роли методов изучения и прогнозирования климатических явлений в жизни и хозяйственной деятельности человека. Обсуждение проблемы изменения климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

№8 Анализ физической карты и карт компонентов природы. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

климатическая карта России, CD

§24

28



Климат Кировской области

УОСЗУ, урок соревнование

Климат своей местности, причины его изменения.

Определение особенностей климата своего региона проживания. Осознавать проблемы сохранения чистого воздуха




климатическая карта Кировской области,CD

Записи

§15-24

29



Обобщение по теме «Климат»

УККЗ,

Урок-соревнование


Владеть понятиями и закономерностями, определяющими климат и климатические ресурсы нашей страны

тестирование


компьютеры, тесты

экологический плакат

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 8 часов

30



Моря. Особенности природы морей

УИНМ и ПЗ, урок экскурсия

Природно-хозяйственные различия морей России. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны:

Виды вод суши на территории страны Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.

Составлять характеристику морей, анализировать хозяйственное использование и обсуждать охрану ресурсов морей

географическое исследование


Физическая карта России

§25,26

31



Внутренние воды России. Реки

УКПЗ, практикум

Определение состава внутренних вод на территории страны. Определение рек, относящихся к бассейнам разных океанов, по физической карте. Нанесение на контурную карту водоразделов океанских бассейнов. Определение падения, уклона, особенностей питания и режима крупных рек России по физической и тематическим картам. Подготовка и обсуждение презентаций о роли рек в жизни населения и развитии хозяйства России, региона своего проживания.



№9 Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом

Физическая карта России

§27

32



Внутренние воды России. Реки

УКПЗ, практикум

№10 Составление характеристики одной из рек , определение возможностей её хозяйственного использования

тематические карты, климатограммы

§27 географическое исследование

33



Озера, водохранилища, болота

УКПЗ, дискуссия

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота

Определение типов озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам. Нанесение на контурную карту разных видов озер России. Определение основных районов распространения болот, горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты по физической и климатическим картам.

Оценивание обеспеченности водными ресурсами страны и ее отдельных территорий. Обсуждение проблем, связанных с использованием водных ресурсов, и определение путей их охраны и рационального использования. Подготовка и обсуждение презентаций о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений, связанных с водами (наводнения, снежные лавины), на жизнь населения и особенности развития хозяйства России.

карточки


Физическая карта России

§28

34



Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

УКПЗ, практикум

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Закономерности размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.

№11 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата

Физическая карта России

§29 географическое исследование

35



Вода и человек

КУ, практикум

Водные ресурсы России, крупных регионов.

№12 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России

Физическая карта России

§30

36



Внутренние воды Кировской области


УОСЗУ, урок-путешествие

Особенности и размещение внутренних вод своего региона. Водные ресурсы и их охрана

Объяснять размещение и особенности режима внутренних вод своей местности.

контурные карты, тесты


тематические карты Кировской области

Записи §25-30

37



Обобщение по теме «Внутренние воды и моря»

УККЗ, урок зачет


Знать номенклатуру по теме, показывать их по карте. Объяснять закономерности размещения внутренних вод и связанных с ними опасных явлений.

Тесты, контурные карты, карточки


Тесты, компьютеры

маршруты водных путешествий

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 4 часа

38



Растительный мир

УКПЗ, диалог

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.

Выявление факторов, определяющих состав и разнообразие органического мира России.

исследование


Карта растительного и животного мира России, презентации

§31, буклет

39



Животный мир

УКПЗ урок экскурсия

№13 Прогнозирование изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

§32, буклет

40



Растительный и животный мир.

Охрана природы в Кировской области

УОСЗУ, урок живая газета

Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Подготовка и обсуждение презентаций о неблагоприятных изменениях растительного и животного мира России и региона своего проживания в результате хозяйственной деятельности.

карточки, тесты


презентация, видео


41



Биологические ресурсы и человек. Обобщение знаний по теме «Растительный и животный мир»

комбинированный урок, урок зачет

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Определение состава биологических ресурсов. Выявление особенностей использования человеком разных видов биологических ресурсов. Определение основных мероприятий по рациональному использованию и охране растительного и животного мира России, своей местности.


тесты


презентации

§33

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы – 4 часа

42



Почвы и факторы их образования

УИНМ и ПЗ,

урок лекция

Факторы образования почв.

Выявление основных факторов почвообразования. Определение почвенных горизонтов, свойств главных типов почв, сравнение их строения и плодородия по типовым схемам.

карточки,


Таблицы почвенных профилей, карта почв России, СД,

§34

43



Основные типы почв России

УКПЗ, урок диалог

Основные типы почв: их свойства, различия в плодородии, размещение на территории России.

Определение главных зональных типов почв и закономерностей их распространения на территории страны по карте почв.

географическое исследование


§35

44



Почвы и человек. Почвы Кировской области

УОСЗУ,

практикум

Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв.

. Подготовка и обсуждение презентаций о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основных мероприятиях по рациональному использованию почвенных ресурсов.

Наблюдение образцов почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.



№14 Выявление свойств и особенностей хозяйственного использования почв своей местности

Образцы почв, карта почв Кировской области

§36 географическое исследование

45



Почвенные ресурсы России. Обобщение по теме «Почвы»

УККЗ,

семинар

Почвенные ресурсы России.

Определение структуры земельного фонда России. Оценивание почвенных ресурсов страны

тесты


Тесты.компьютеры


Тема 6. Природно-хозяйственные зоны – 12 часов

46



Природные районы и природно-хозяйственные зоны

УИНМ и ПЗ, урок диалог

Природные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.


Определение особенностей размещения природно-хозяйственных зон и районов распространения высотной поясности на территории страны по карте природных зон и физической карте России. Объяснение закона широтной зональности

географическое исследование


Карта природных зон России, презентация, CD

§37

47



Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр

КУ, путешествие

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр

Выявление взаимозависимостей между компонентами природы в разных природных зонах на основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану.

Определение особенностей распространения антропогенных ландшафтов и выявление экологических проблем зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности.

Выявление освоения и изменения зон в результате хозяйственной деятельности людей.









Характеристика особенностей размещения населения в разных природо-хозяйственных зонах (обучающая практическая)

Карточки


Карта природных зон России, презентация, CD

§38

48



Население и хозяйство в арктике и тундре

КУ, интервью

Тесты


Карта природных зон России, презентация, CD

§39

49



Природа лесных зон

КУ,

экскурсия

Характеристика лесов

Карточки


Карта природных зон России, презентация, CD

§40

50



Население и хозяйство лесных зон

КУ, репортаж

Тесты


Карта природных зон России, презентация, CD

§41

51



Природа лесостепей и степей

КУ, практикум

Характеристика лесостепей и степей

№15 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах


Карта природных зон России, презентация, CD

§42

52



Население и хозяйство степной и лесостепной зон

КУ, интервью

тест


Карта природных зон России, презентация, CD

§43, географическое исследование

КАНИКУЛЫ – IV нед IIIIV четверть

53



Засушливые территории России

КУ, телемост

Характеристика полупустынь и пустынь


Тест, карточки


Карта природных зон России, презентация, CD

§44

54



Горные области

КУ, турнир

Высотная поясность.

Выявление причинно-следственных связей между географическим положением и характером высотной поясности территории. Выявление особенностей проявления высотной поясности различных горных систем России.

ментальная карта


Карта природных зон России, презентация, CD

§45

55



Природные ресурсы. Охрана природы и особо охраняемые территории

УОСЗУ, деловая игра

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Особо охраняемые природные территории России. Заповедники.

Определение видов особо охраняемых природных территорий и особенностей их распространения на территории страны по карте особо охраняемых природных территорий. Подготовка и обсуждение презентаций о важнейших ООПТ и памятниках всемирного природного наследия на территории России

Таблица, карточки


презентации, CD

§46

56



Природо-хозяйственная зона Кировской области..ООПТ

УОСЗУ, викторина

Характеристика соей природной зоны и рациональное использование её ресурсов

Объяснение взаимосвязей компонентов внутри природной зоны

Выявление экологических проблем своей природной зоны и нахождение путей их решения

Определение особо охраняемых природных территорий своего района (обучающая практическая)

Контурная карта, тест



Записи

§37-46

57



Обобщение знаний по теме «природно-хозяйственные зоны»

УККЗ, КВН


Знать специфику природо хозяйственных зон России, уметь объяснить их существенные признаки, способы рационального использования и их экологические проблемы.

тестирование


компьютеры, интерактивные задания

Плакат «Береги природу»

Раздел III. Население России – 11 часов

58



Численность населения

УИНМ и ПЗ, лекция

Человеческий потенциал страны

Численность населения, размещение и естественное движение населения. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий.

Определение места России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдение динамики численности населения России в ХХ веке и выявление факторов, влияющих на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнение особенностей традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определение и сравнение показателей естественного прироста населения России в разных частях страны, регионе своего проживания по статистическим данным. Сравнение показателей воспроизводства населения России с другими странами мира по статистическим данным. Прогнозирование темпов роста населения России и ее отдельных территорий на основе статистических данных.

тестирование


Карта плотности населения России, презентация, CD, диаграммы

§47,48

59



Мужчины и женщины. Молодые и старые

УИНМ и ПЗ, урок дискуссия

Половой и возрастной состав населения России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Выявление факторов, определяющих соотношение мужчин и женщин разных возрастов.

Определение полового и возрастного состава населения регионов России по статистическим данным (обучающая практическая).

Сравнение половозрастных пирамид России начала и конца XX в., разных территорий России, региона своего проживания.

Сравнение средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России и других странах мира по статистическим данным.

Подготовка и обсуждение презентаций о факторах, влияющих на среднюю (прогнозируемую) продолжительность жизни населения.


половозрастные пирамиды, карточки, CD

§49,50 географическое исследование

60



Народы

УКПЗ

практикум

Этнический (национальный) состав населения России. Народы и основные религии России.



Языковой состав населения России. География религий.

Определение крупнейших по численности народов России по статистическим данным. Определение особенностей размещения народов России и сравнение географии крупнейших народов с политико-административным делением РФ по тематическим картам. Определение основных языковых семей (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и групп народов России.

Определение современного религиозного состава населения России по статистическим данным. Определение главных районов распространения христианства, ислама, буддизма и прочих религий по карте религий народов России. Нанесение на контурную кару крупнейших религиозных центров российского православия, ислама, буддизма.

№16 Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений.

Карта народов России, CD

§51 географическое исследование



61



Языки и религии

УКПЗ, урок мудрости

географическое исследование, контурная карта


тематические карты, CD

§52,53

62



Размещение населения

КУ,

практикум

Особенности расселения населения России.



Основная полоса расселения.



Городское и сельское население.

Городские агломерации.

Роль крупнейших городов в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Выявление факторов, влияющих на расселение населения страны. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Нанесение на контурную карту основной зоны расселения и хозяйственного освоения, зоны Севера.Выявление особенностей урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным. Определение территорий России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации по тематической карте.

Определение видов городов в России по численности населения, функциям, роли в жизни страны. Обсуждение социально-экономических и экологических проблем в крупных городах страны.

Определение видов сельских населенных пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны. Выявление причинно-следственных связей между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений. Обсуждение современных социальных проблем малых городов и сельских поселений.Сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным.

№17Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории.



карты плотности населения, физическая и тематические карты. CD

§54 географическое исследование

63



Города России. Урбанизация

КУ, путешествие

географическое исследование Нанесение на контурную карту крупнейших городов и городских агломераций России.


Карта плотности населения, презентации, CD

§55

64



Сельские поселения и сельское население

КУ, экскурсия

географическое исследование,


Карта плотности населения, презентации, CD

§56

65



Миграции населения

КУ, практикум

Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Определение видов и причин внутренних и внешних миграций. Подготовка и обсуждение презентаций об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России.

Определение основных направлений современных миграционных потоков на территории России (обучающая практическая).

Определение территорий России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным.

практикум


тематические карты, CD

§57,58 географическое исследование

66



Человеческий капитал страны

УИНМ и ПЗ, урок лекция

Трудовые ресурсы России Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость и уровень жизни населения, факторы их определяющие

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определения. Проблемы безработицы и пути их решения. Качество жизни населения.

карточки


CD

записи

67



Население Кировской области

УОСЗУ,

защита проектов

Основные характеристики населения Кировской области

Анализировать основные показатели, характеризующие население своего региона

Защита проекта

Разработка проекта «Мой населенный пункт»

компьютер

Записи


68



Обобщение по теме «Население России»

УОСЗУ

Урок игра


Оценивать демографическую ситуацию в стране, и конкретном регионе

тестирование, рейтинг


компьютеры

§47-58

69



Итоговая проверочная работа

УККЗ, зачет



Тетрадь экзаменатор



презентации

70



Природное наследие России

УАЗУ,

аукцион

Памятники всемирного природного наследия.


презентации


презентации

Темы проектов



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ.

8 класс

Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ.

Крайние точки России.

Балтийская коса, гора Базардюзю, мыс Дежнёва, остров Ратманова, мыс Челюскин, мыс Флигели на острове Рудольфа

Страны-соседи.

Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Китай, Корейская Народная Демокра­тическая Республика, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша,СоединенныеШтатыАмерики, Украина, Финляндия, Эстония, Япония.

Океаны.

Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий.

Страны СНГ.

Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ.

Республики.

Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская.

Края.

Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

Области.

Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратов, кая, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская, Автономная область,Еврейская.

Города федерального значения.

Москва, Санкт-Петербург.

Автономные округа.

Ненецкий, Ханты-Мансийский (Югра), Чукотский, Ямало-Ненецкий.


Тема 2. ПРИРОДА РОССИИ.

РЕЛЬЕФИ НЕДРА.

Платформы.

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Сибирская.

Щиты.

Алданский, Анабарский, Балтийский.

Равнины.

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Колымская низменность, Плато,Путорана, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность,Приленское плато, Северные Увалы, Северо-Сибирская низменность, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье,Яно-Индигирская низменность.

Горы.

Алтай, Большой Кавказ,Верхоянский хребет, Восточный Саян, гора Белуха, гора Казбек, гора Народная, гора Эльбрус, Западный Саян, Сихотэ-Алинь, Срединный хребет, Становой хребет, Уральские, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вулканы.

Ключевская Сопка,Кроноцкая Сопка.


КЛИМАТ.

Азиатский максимум, «Полюс холода», поселок Оймякон, г. Верхоянск, Северо-Атлантическое течение.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И МОРЯ.

Моря.

Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Черное, Чукотское, Японское.

Порты.

Архангельск, Владивосток, Калининград, Мурманск, Новороссийск, Петро, авловск-Камчатский, Санкт-Петербург.

Заливы.

Анадырский,Пенжинская губа, Финский, Шелихова

Проливы.

Берингов, Вилькицкого, Дм. Лаптева, Карские Ворота, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Маточкин Шар, Санникова, Татарский.

Полуострова.

Гыданский, Камчатка, Кольский, Таймыр, Чукотский, Ямал.

Острова и архипелаги.

Врангеля, Земля Франца-Иосифа, Командорские, Курильские, Новая Земля, Новосибирские острова, Сахалин, Северная Земля.

Реки.

Алдан, Амур, Анадырь, Ангара, Волга, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Колыма, Лена, Нева, Обь, Печора, Северная Двина, Яна.

Озера.

Байкал, Каспийское, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чаны, Чудское.

Водохранилища.

Братское, Зейское, Красноярское, Куйбышевское, Рыбинское.

ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ.

Заповедники.

Алтайский, Астраханский, Баргузинский, Кавказский, Сихотэ-Алинский.

Тема 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ.

Города миллионеры.

Екатеринбург, Казань, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Рос, ов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Уфа, Челябинск.