СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 8 класс.    

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс.»

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 города Свободного


РАССМОТРЕНО


На заседании МО учителей предметников №

От «___» __________2017 г.

СОГЛАСОВАНО


Зам директора по

УВР МОАУ СОШ № 11

_____________Г.П. Рыжкова

«___» _____________2017 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОАУ СОШ № 11

____________М.С. Киреева


Приказ №____________

От № «___»__________2017 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год

по географии в 8 А, Б классах.











Составитель программы:

учитель географии и биологии

Смирнов А.Н.

_______________________









г. Свободный

2017г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии в 8 классе разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

  • Письмо   Минобразования   России от 20.02.2004   г.   №   03-51-10/14-03   «О введении федерального   компонента государственных образовательных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

  • Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Примерная  программа  основного  общего образования  по географии (базовый уровень).

  • Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

  • Учебный план МОАУ СОШ №11 г.Свободного на 2017-2018учебный год.

• Авторской программы основного общего образования по географии . 5—9 классы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, 2012 г.

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

Учебник «География России. Природа» 8 класс И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2012г

Вклад географии в достижение целей основного общего образования

В основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно – ориентационной, эстетической, технико – технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.

Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Для достижения этой цели изучение географии на этом уровне основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;

  • сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

  • сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

  • продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве.


Общая характеристика учебного предмета «География России. Природа»

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков «География Земли» (5,6,7 классы) и «География России» (8,9 классы), в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияние природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий на ряду с содержательно – обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.

Описание места учебного предмета«География России. Природа» в учебном плане МАОУ СОШ №11

Рабочая программа рассчитана  на 70 ч. В год, из расчета 2  учебных часа в неделю. Преобладающей формой учебного процесса является комбинированный урок. Особое место в преподавании географии в 8 классе уделяется формированию новых знаний, обобщению и систематизации имеющихся знаний учащихся.


Знания, умения, навыки освоения учебного предмета «География России. Природа»

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Знания:
1. Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

представление о России как субъекте мирового геогра­фического пространства, ее месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства Рос­сии как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

2.гармонично развитые социальные чувства и качества:

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального исполь­зования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему регио­ну, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особен­ностям, традициям и образу жизни других народов, толерант­ность;

3.образовательные результаты — овладение на уровне об­щего образования законченной системой географических зна­ний и умений, навыками их применения в различных жиз­ненных ситуациях.

Освоение выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Умения:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм соб-ственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек-тивах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Навыки: освоение выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения географии ученик должен

Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения географической информации;

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государства;

  • особенности географического положения, раз меры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  • границы часовых поясов;

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  •  распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники;

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре гионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;        

Описывать:

  • географическое  положение  страны,   отдельные регионов и географических объектов, его виды (экономико- географическое, геополитическое и т. д.);

Объяснять:

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных место рождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос воение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность па мятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства,

районирование», «географическое положение» «природные ресурсы», «экологический кризис».

 Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе;

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и ант ропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае: 
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2"
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1) правильно определил цель опыта; 
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 
2. или было допущено два-три недочета; 
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 
4. или эксперимент проведен не полностью; 
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик: 
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 
2) допустил не более одного недочета. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 
2. или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. не более двух грубых ошибок; 
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.


Содержание учебного предмета «География России. Природа»

Введение.

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Тема 1: Пространство России. (6 ч)

Географическое положение России. Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные.Моря, омывающие берега России.Россия на карте часовых поясов.Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение.Этапы и методы географического изучения территории России.Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х – ХХ веках. История исследования территории России в досоветский период. Изучение территории России в советский и современный периоды.

Практические работы:

Практическая работа № 1. Географическое положение (ГП) России

Практическая работа № 2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

Контрольная работа №1 по теме: Пространство России.

Раздел I. Особенности природы природные ресурсы России. (27 часов)

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России. (6 ч)

Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.

Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.

Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.

Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Практические работы:

Практическая работа № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений  полезных ископаемых от строения земной коры

Тема 2. Климат и климатические ресурсы России. (4 ч)

Факторы, определяющие особенности климата России (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).

Солнечная радиация и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.

Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.

Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон – полюс холода северного полушария.

Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.

А.И. Воейков– основоположник климатологии.

Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.

Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.

Практические работы:

Практическая работа № 4. Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Практическая работа № 5. Определение по картам закономерностей распределения радиационного баланса, распределения средних температур января и июля, годового количества осадков, типа климата.



Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы России. (4 ч)

Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.

Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.

Болота, их виды и размещение по территории России.

Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники территории России.

Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.

Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.

Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.

Практические работы:

Практическая работа № 6. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы России. (4 ч)

Почва – особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы России. (5 ч)

Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.

Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.

Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.

Контрольная работа №2 по темам: Внутренние воды, почвы растительный и животный мир России.

Раздел II. Природные комплексы России. (34 часа)

Тема 1. Природное районирование. (7 ч)

Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга.  Карта  природных  зон  России.

Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.

Практические работы:

Практическая работа №7.Характеристика моря России (по выбору)

Практическая работа № 8 Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)



Тема 2. Природа регионов России. (20 ч)

Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.

Практические работы:

Практическая работа № 9. Природные ресурсы и проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины

Практическая работа № 10. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения

Практическая работа № 11. Природные ресурсы Восточной Сибири Проблемы их освоения

Контрольная работа №3: Природа регионов России. Русская равнина, Северный Кавказ.

Контрольная работа №4 по теме: Природа регионов России.

Тема 3. География природы Амурской области. (7 ч)

Главные особенности рельефа России. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Геологическое летоисчисление. Движения земной коры. Климатообразующие факторы. Синоптическая карта, прогноз погоды. Климат и человек. Распределение внутренних вод по территории России. Зависимость речной сети от рельефа. Опасные явления, связанные с водами, пути и способы их прогноза и предупреждения. Водохранилища. Главные факторы почвообразования. Почвенное плодородие, гумус. Борьба с эрозией, истощением почвенного плодородия. Практические работы:

Практическая работа № 12. Рельеф и минеральные ресурсы Амурской области.

Раздел III. Человек и природа. Систематизация и обобщение знаний (6 ч)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.



Практические работы:

Практическая работа № 13. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Практическая работа № 14. Антропогенные воздействия на природу

Практическая работа № 15. Рациональное природопользование.

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации.

Тематическое планирование


п/п

Тема раздела

Контрольные работы

Практические работы

Количество часов

1

Введение



1

2

Пространство России

1

2

6

Раздел I.Особенности природы и природные ресурсы России 23 часа


3

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России


1

6

4

Климат и климатические ресурсы России


2

4

5

Внутренние воды и водные ресурсы России


1

4

6

Почва и почвенные ресурсы России



4

7

Растительный, животный мир и биологические ресурсы России

1


5

Раздел II.Природные комплексы России 34 часа


8

Природное районирование


2

7

9

Природа регионов России

2

3

20

10

География природы Амурской области


1

7

Раздел III .Человек и природа. Систематизация и обобщение знаний 6 часов


10

Человек и природа

1

3

6

.


Всего:

5

15

70









Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Дата

Элементы

обязательного

ми­нимума

образования

Планируемые результаты

Вид контроля


план

факт

предметные

метапредметные

личностные

Введение (1 час)

1

Что изучает физическая география России.



источники географической информации

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации.

Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. Регулятивные– уметь самостоятельно выделять познавательную цель. Познавательные -Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.

Представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

Фронтальный опрос


Тема 1: Пространство России (6 часов).

2

Географическое положение (ГП) России

Практическая работа № 1



Обозначение границ России, соседних государств, крайних точек. Визитная карточка России: территория, население. Виды и уровни географического положения.

Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы

Коммуникативные –уметь отображать информацию в графической форме.

Регулятивныесамостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные– уметь управлять своей познавательной деятельностью

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос


3

Моря, омывающие берега России



моря, омывающие Россию

Показывать на карте моря омывающие Россию

Коммуникативные – добывать недостающую

информацию с помощью карт атласа.

Регулятивные – применять методы информационного поиска.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

Индивидуальный опрос, фронтальный

опрос


4

Россия на карте часовых поясов



Местное и поясное время. Линия перемены дат. Летнее время.

Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Коммуникативные– добывать недостающую информацию из карт атласа.

Регулятивные - применять методы информационного поиска

Познавательные–уметь определять время

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос



5

Практическая работа №2. Определение поясного времени для разных пунктов России.



Практическая работа

6

Этапы и методы географического изучения территории России



Путешествия и открытия новгородцев и поморов. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Великая Северная экспедиция. Изучение территории России отечественными учеными. Экспедиции Российского Географического общества. Современные географические исследования.

Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках.

Коммуникативные – систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Регулятивные –определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные - объяснять вклад путешественников – исследователей

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Фронтальный

опрос

7

Контрольная работа №1 по теме: Пространство России.



Тестирование, фронтальный опрос

Раздел I.Особенности природы и природные ресурсы России 27 часов

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые 6 часов

8

Особенности рельефа России



Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.


Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. Закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.

Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Фронтальный, индивидуальный опрос

9

Геологическое строение территории России



Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты.

Формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Фронтальный опрос



10

Минеральные ресурсы России



Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Жизнь в горах и на равнинах.

Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения

формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Фронтальный, индивидуальный опрос

11

Развитие форм рельефа



Фронтальный

опрос

12

Практическая работа № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений  полезных ископаемых от строения земной коры



Научиться самодиагностике и самокоррекции.

Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Практическая работа

13

Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его развития на примере своего региона



Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.


Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;


Тема 2. Климат и климатические ресурсы 4 часа

14

От чего зависит климат нашей страны



Факторы, определяющие климат России: географическая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, рельеф, близость морей и океанов, океанические течения, антропогенные воздействия. Фронты. Циклоны и антициклоны.

Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов.

Коммуникативные – формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные - делать выводы о

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Фронтальный, индивидуальный

Вопросы после параграфа

15

Типы климатов России



Климатические пояса и области на территории России, их характеристика.

Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Фронтальный

опрос


16

Зависимость человека от климата. Практическая работа № 4 Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения



Типы климатов России и их влияние на расселение человека

Ученик должен знать влияние климата на расселение человека

Индивидуальный опрос

17

Практическая работа № 5

«Определение по картам закономерностей распределения радиационного баланса, распределения средних температур января и июля, годового количества осадков, типа климата ».



Факторы, определяющие климат России, типы климатов России

Научиться самодиагностике и самокоррекции.



Практическая работа

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы 4 часа

18

Разнообразие внутренних вод России. Реки



Вода – один из важнейших видов ресурсов. Внутренние воды – основные источники пресной воды. Важнейшие особенности российских рек

Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.

Коммуникативные– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные– уметь работать с картой.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Фронтальный

опрос

19

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота



Озера: размещение по территории страны, их различия по происхождению озерных котловин. Влияние озер на другие компоненты природы. Болота: причины возникновения. Роль в природе. Крупнейшие заболоченные районы. Подземные воды: происхождение многолетней мерзлоты на территории России. Ее влияние на природу и хозяйственную деятельность людей. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Фронтальный

опрос

20

Водные ресурсы



Понятие водных ресурсов и водного кадастра. Неравномерность размещения водных ресурсов. Рост потребления и загрязнения воды человеком

Ученик должен знать особенности вод своего региона, бассейны, режим использования. Уметь объяснять их размещение.

Коммуникативные– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные– уметь работать с картой.

Формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

21

Практическая работа № 6. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования



Знать реки и озера России

Научиться самодиагностике и самокоррекции.

Практическая работа № 6

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы 4 часа.

22

Образование почв и их разнообразие



Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатства. Факторы образования почв, их основные типы. Свойства, различия в плодородии

Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.

Коммуникативные– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные – уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.

Осознание целостности природы, представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Фронтальный

опрос

23

Типы почв России Работа с контурной картой



Главные типы почв России, особенности их географии.


Фронтальный

опрос

24

Закономерности распространения почв



Закономерности распространения почв

Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.

Фронтальный

опрос

25

Почвенные ресурсы России



Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с их эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности

Фронтальный

опрос

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы 5 часов

26

Растительный мир России



Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов.

Коммуникативные – слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные – применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

Познавательные – определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Осознание целостности природы, представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Фронтальный

опрос, сообщения

27

Животный мир России



Фронтальный

опрос, сообщения

28

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира



Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.

Фронтальный

опрос

29

Природно-ресурсный потенциал России



Фронтальный

опрос, записи в тетради

30

Контрольная работа №2 по темам: Внутренние воды, почвы растительный и животный мир России.



Особенности природы и природные ресурсы России

Научиться самодиагностике и самокоррекции.

Индивидуальный опрос

тестирование

Раздел II.Природные комплексы России 34 часа

Тема 1. Природное районирование 7 часов

31

Разнообразие природных комплексов России



Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК  изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.

Коммуникативные– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные– уметь работать с картой.

Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Фронтальный

опрос

32

Моря как крупные природные комплексы.

Практическая работа №7.Характеристика моря России (по выбору)



Фронтальный

Опрос. Практическая работа № 7.

33

Природные зоны России



Фронтальный

опрос

34

Разнообразие лесов России




Разнообразие лесов.. Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Образ русского леса. Основные видыприродопользования.

Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия.

Коммуникативные – добывать недостающую

информацию с помощью карт атласа.

Регулятивные – применять методы информационного поиска.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

Фронтальный

опрос


35

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни, пустыни



Фронтальный

опрос

36

Высотная поясность

Практическая работа № 8 Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)




Закономерности смены природных зон в горах. Сравнение высотной поясности разных гор России. Основные виды природопользования.

Ученик должен знать понятие«высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.


Практическая работа № 8.

37

Повторительно-обобщающий урок по теме: Природное районирование.



Формирование природно-территориальных комплексов. Разнообразие лесов. Географическое положение.

Научиться самодиагностике и самокоррекции.

Тестирование, фронтальный опрос

Тема 2.Природа регионов России. 20 час

38

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение (ГП) и особенности природы



Географическое положение, особенности природы, природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

Должны знать:

основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования; районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения); экологически неблагоприятные районы России.

Должны уметь: определять параметры природных объектов и явлений по различным источникам информации; описывать географическое положение отдельных регионов и географических объектов; объяснять разнообразие природных комплексов на территории страны; особенности природы отдельных регионов; уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы; причины изменения природных регионов; объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис»; оценивать и прогнозировать экологическую ситуацию в регионе; изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.

Коммуникативные –умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Регулятивные –умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

осознание целостности природы, населения и хозяйства крупных районов и страны; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

Фронтальный

опрос

39

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы



Фронтальный

опрос

40

Практическая работа № 9. Природные ресурсы и

проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины



Фронтальный

Опрос. Практическая работа № 9.

41

Северный Кавказ – самые высокие горы России



Географическое положение, особенности природы, природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

Коммуникативные –умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Регулятивные –умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

осознание целостности природы, населения и хозяйства крупных районов и страны; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране

Фронтальный

опрос

42

Природные комплексы Северного Кавказа



Фронтальный

опрос

43

Контрольная работа №3: Природа регионов России. Русская равнина, Северный Кавказ




Научиться самодиагностике и самокоррекции.


Тестирование.

44

Урал – «каменный пояс Русской земли»



Географическое положение, особенности природы, природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

Должны знать:

основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования; районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения); экологически неблагоприятные районы России.

Должны уметь: определять параметры природных объектов и явлений по различным источникам информации; описывать географическое положение отдельных регионов и географических объектов; объяснять разнообразие природных комплексов на территории страны; особенности природы отдельных регионов; уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы; причины изменения природных регионов; объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис»; оценивать и прогнозировать экологическую ситуацию в регионе; изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.

Коммуникативные –умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Регулятивные –умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

осознание целостности природы, населения и хозяйства крупных районов и страны; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране

Фронтальный

опрос

45

Своеобразие природы Урала



Фронтальный

опрос

46

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала



Фронтальный

опрос

47

Западно-Сибирская равнина: особенности природы



Фронтальный

опрос

48

Практическая работа № 10. Природные ресурсы Западной Сибири.

Проблемы их освоения



Фронтальный

опрос. Практическая работа № 10.

49

Восточная Сибирь: величие и суровость природы



Географическое положение, особенности природы, природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

Коммуникативные –умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Регулятивные –умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

осознание целостности природы, населения и хозяйства крупных районов и страны; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране

Фронтальный

опрос

50

Природные районы Восточной Сибири



Фронтальный

опрос

51

Жемчужина Сибири – Байкал



Фронтальный

опрос

52-53

Природные ресурсы Восточной Сибири Проблемы их освоения

Практическая работа № 11



Фронтальный опрос, практическая работа №11

54

Дальний Восток – край контрастов



Географическое положение, особенности природы, природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

Фронтальный

опрос

55

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы



Фронтальный

опрос

56

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком



Фронтальный

опрос

57

Контрольная работа №4 по теме: Природа регионов России.



Тестирование, фронтальный опрос

Тема № 3. Региональный компонент. Физическая география Амурской области (7 ч)

58

Географическое положение. Границы Амурской области.



Главные особенности рельефа области. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис»;

Коммуникативные –умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Регулятивные –умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные – показывать ценность географической информации для человечества

осознание целостности природы, населения и хозяйства крупных районов и Амурской области; представление о Амурской области как субъекте российского географического пространства, ее месте и роли в современном России; формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране

фронтальный опрос

59

Рельеф и минеральные ресурсы. Практическая работа № 12.



Главные особенности рельефа. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Геологическое летоисчисление. Движения земной коры.

Объяснять главные особенности рельефа. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Практическая работа № 12.

60

Климат (факторы) и агроклиматические ресурсы



Климатообразующие факторы. Синоптическая карта, прогноз погоды. Климат и человек

Должны знать:

основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования; районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения)

фронтальный опрос

61

Внутренние воды и водные ресурсы Амурской области



Зависимость речной сети от рельефа. Опасные явления, связанные с водам, пути и способы их прогноза и предупреждения. Водохранилища. Состав внутренних вод. Зависимость рек от климата

Знать распределение внутренних вод по территории Амурской области. Состав внутренних вод. Опасные явления, связанные с водам, пути и способы их прогноза

фронтальный опрос

62

Почвенно-растительный покров, животный мир. Почвенные ресурсы. Биологические ресурсы



Главные факторы почвообразования. Почвенное плодородие, гумус. Борьба с эрозией, истощением почвенного плодородия

оценивать и прогнозировать экологическую ситуацию в регионе; изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.

Тестирование, фронтальный опрос

63

Природные комплексы. Памятники природы и их охрана.



Природные комплексы и природные ресурсы, памятники природы.

Должны уметь: определять параметры природных объектов и явлений по различным источникам информации; описывать географическое положение отдельных географических объектов

фронтальный опрос

64

Повторительно-обобщающий урок по теме: Природа Амурской области.



Физическая география Амурской области

объяснять причины географических явлений на основе применения понятий «природные ресурсы», «экологический кризис»

оценивать и прогнозировать изменения природных объектов под воздействием антропогенных факторов.

Тестирование

Раздел III .Человек и природа 6 часов

65

П.р. № 13. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека



Влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу и влияние природы на хозяйственную деятельность и быт людей. Формы природоохранной деятельности населения. Правила поведения человека в природе и меры борьбы с загрязнением окружающей человека среды.

Должны знать: экологически неблагоприятные районы России; основные средства и методы получения географической информации.

Должны уметь: объяснять причины изменения природных комплексов регионов; объяснять причины географических явлений на основе применения понятий «природные ресурсы», «экологический кризис»,; оценивать и прогнозировать изменения природных объектов под воздействием антропогенных факторов.

Коммуникативные– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные– уметь работать с картой. Коммуникативные –слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные - определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране

Практическая работа № 13. Фронтальный

опрос

66

Антропогенные воздействия на природу Практическая работа № 14



Практическая работа № 14

67

Рациональное природопользование. Практическая работа № 15



Практическая работа № 15 Фронтальный

опрос

68

Экологическая ситуация в России



фронтальный

опрос

69

ПОУ по теме: «Человек и природа»



Тестирование, фронтальный опрос

70

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации




тестирование



Аннотация к рабочей программе по географии 8 класс.

Название курса

география

Составитель

Смирнов Александр Николаевич

Класс

8

Количество часов в год

70

Количество часов в неделю

2

Цель курса

сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

Автор учебника

Учебник «География России. Природа» 8 класс И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2012г

Структура курса

Введение

Раздел I.Особенности природы и природные ресурсы России

Раздел II.Природные комплексы России

Раздел III. Человек и природа

Систематизация и обобщение знаний

Требования к результатам освоения дисциплины

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

представление о России как субъекте мирового геогра­фического пространства, ее месте и роли в современном мире;

Основные образовательные технологии


Метод проектов, исследовательский метод, метод создания проблемной ситуации, дискуссии, игра, метод «мозгового штурма», коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др

Формы контроля

Наблюдение, систематизация, саморефлексия, самоанализ, взаимоконтроль, промежуточный контроль по разделам, по четвертям, годовой. Оценочные листы, творческие задания для групп.

Практические работы, самостоятельные, тестирование, участие в конкурсах, олимпиадах.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!