Рассмотрено На заседании МС Руководитель ___________ Дышева Т.В. Протокол № 1 «28» августа 2013 г. | Согласовано Зам. по УВР __________ Дышева Т.В. «____» ___________ 2013 г. | Утверждаю Директор школы _________ Покунова Н.Н. Приказ № _____ «____» _________ 20____ г. |

Программу разработала
Емельяненко Анастасия Александровна
Учитель географии
МБОУ «Тубольская ООШ»
на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в сответствиии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минестерства образования и науки РФ от 05.03.2004г., примерной программой по географии для образовательных учреждений сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркальев. – М.; Дрофа, 2007г. и авторской программы по географии В.П. Дронова. – М.; Дрофа, 2011г. сост. С.В. Курчина. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (68часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Цель программы:
Изучение географии России направлено на:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
При изучении географии в 9 классе решаются задачи:
Образовательные:
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных особенностей личности;
- различие способности личности справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Валеологические:
- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Количество часов. Всего 68 часов; в неделю 2 часа
Обязательных практических работ – 9
1. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и
закономерностей их размещения.
2. Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа
занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны.
3. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и
металлоемкого машиностроения по картам.
4. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и
статистическим материалам.
5. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и
Статистическим материалам.
6. Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и
алюминия.
7. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по
картам и статистическим материалам.
8. Определение по картам и статистическим материалам основных районов
выращивания зерновых и технических культур, главных районов
животноводства.
9. Сравнительная характеристика хозяйства двух районов.
Тестов – 8
Административных контрольных уроков – 5
Используемый УМК:
В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2007.
В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
Содержание тем учебного курса
Общая часть курса 34 часа
Тема 1. Введение. Геополитическое положение России
География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России.
Тема 2. Население России и новых независимых государств
Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение стуктуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Тема 3. Экономика Российской Федерации
Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география
Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.
Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанцийций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.
Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.
Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пмщевой и легкой промышленности.
Сфера услуг, здравоохронение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.
Региональная часть курса 34 часа
Тема 5. Территориальная организация и районирование России
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования.
Тема 6. Западный макрорегион – Европейская Россия
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.
Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Тема 7. Восточный макрорегион – Азиатская Россия
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.
Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности.
Тема 8. Россия и мир. Страны ближнего зарубежья
Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. Особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО. 9 КЛАСС
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Дата | Вид занятий | Содержание и форма контроля знаний, ОУУН,СД, УУД и т.д. |
Раздел 1. Общая часть курса (34ч) |
Тема 1. Политико-государственное устройство РФ. Географическое положение России.(5 ч) |
1 | Введение | 1 | | Комбинированный урок | Фронтальный опрос |
2 | Российская Федерация Географическое положение России Практическая работа №1: «Обозначить на контурной карте республики, автономные округа и области, входящие в состав России» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа №1 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурными картами Отчет по практической работе №1 |
3 | Государственная территория России | 1 | | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Работа с картой |
4 | Границы и географическое положение России | 1 | | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Работа с картой |
5 | Границы и географическое положение России Практическая работа №2: «Работа с картой, определение особенностей ЭГП и ТГП России» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа №2 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурными картами Отчет по практической работе №2 |
Тема 2. Население РФ (5ч) |
6(1) | Исторические особенности | 1 | | Изучение нового материала | Индивидуальный опрос |
| заселения и освоения территории России | | | | Работа с картой |
7(2) | Численность и естественный прирост населения | 1 | | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Работа с картой и таблицами |
8(3) | Национальный состав населения России | 1 | | Комбинированный урок | Фронтальный опрос |
9(4) | Миграции населения | 1 | | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Работа с картой |
10(5) | Городское и сельское население. Расселение населения. Практическая работа №3: «Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своего региона» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа №3 | Фронтальный опрос Работа с картой и таблицами Отчет по практической работе №3 |
Тема 3. Экономика Российской Федерации (6ч) |
11(1) | Экономические системы в историческом развитии России Традиционная и командная система Командная экономическая система в России | 1 | | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Работа с картой |
12(2) | Рыночная и смешанная экономика | 1 | | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Работа со схемами и таблицами |
13(3) | Социально-экономические реформы в России | 1 | | Комбинированный урок | Индивидуальный опрос Работа с книгой |
14(4) | Структурные особенности экономики России | 1 | | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Работа с таблицами |
15(5) | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России Практическая работа №4: «Природно-ресурсный потенциал России» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа №4 | Фронтальный опрос Работа с картой и таблицами Отчет по практической работе №4 |
16(6) | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России | 1 | | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Работа с книгой |
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (18ч) |
17(1) | Научный комплекс | 1 | | Изучение нового материала | Индивидуальный опрос Работа с книгой |
18(2) | Роль, значение и проблемы развития машиностроения | 1 | | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Работа с картой |
19(3) | Факторы размещения машиностроения | 1 | | Комбинированный урок | Комбинированный урок Работа с атласом и схемами |
20(4) | География машиностроения Практическая работа №5: «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа №5 | Фронтальный опрос Работа с картой и таблицами Отчет по практической работе №5 |
21(5) | Военно-промышленный комплекс (ВПК) | 1 | | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Тестирование |
22(6) | Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса | 1 | | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Работа с картой |
23(7) | Топливная промышленность. Практическая работа № 6: «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 6 | Индивидуальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе №6 |
24(8) | Электроэнергетика. Практическая работа № 7: «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 7 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 7 |
25(9) | Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Состав и значение комплексов | 1 | | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Работа с картой |
26(10) | Металлургический комплекс. Черная металлургия. Практическая работа № 8: «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 8 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 8 |
27(11) | Цветная металлургия. Практическая работа № 9: «определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 9 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 9 |
28(12) | Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий. Практическая работа № 10: «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 10 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 10 |
29(13) | Лесная промышленность | 1 | | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Тест |
30(14) | Состав и значение агропромышленного комплекса. Земледелие и животноводство. | 1 | | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Работа с картой |
31(15) | Пищевая и легкая промышленность. Практическая работа № 11: «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 11 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 11 |
32(16) | Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта. | 1 | | Изучение нового материала | Индивидуальный опрос Работа с картой |
33(17) | Сухопутный транспорт. Водный и другие виды транспорта | 1 | | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Работа с картой |
34(18) | Связь. Сфера обслуживания. Практическая работа № 12: «Составление карты хозяйственной связи одного из местных предприятий» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 12 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 12 |
Раздел 2. Региональная часть курса 34ч |
Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов (2ч) |
35(1) | Экономическое районирование | 1 | | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Работа с картой |
36(2) | Районирование России. Практическая работа № 13: «Моделирование вариантов нового районирования России» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 13 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 13 |
Тема 2. Западный макрорегион – Европейская Россия (20ч) |
37(3) | Общая характеристика | 1 | | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Работа с картой |
38(4) | Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения. Природные условия и ресурсы | 1 | | Изучение нового материала | Индивидуальный опрос Работа с картой |
39(5) | Население и трудовые ресурсы. Практическая работа № 14: «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 14 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 14 |
40(6) | Экономика и ее территориальная структура. Практическая работа № 15: «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере на примере одной из территорий Центральной России» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 15 | Фронтальный опрос Работа с атласом Отчет по практической работе № 15 |
41(7) | Узловые районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. | 1 | | Изучение нового материала | Индивидуальный опрос Тест |
42(8) | Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район Практическая работа № 16: «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга» | 1 | | комбинированный урок Практическая работа № 16 | Фронтальный опрос Работа с картой Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 16 |
43(9) | Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы | 1 | | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Работа с картой |
44(10) | Население. Практическая работа № 17: «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 17 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 17 |
45(11) | Хозяйство. Практическая работа № 18: «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 18 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 18 |
46(12) | Европейский Юг – Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. | 1 | | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Работа с картой |
47(13) | Хозяйство. Практическая работа № 19: «Определение факторов развития специализации промышленности Европейского юга» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 19 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 19 |
48(14) | Практическая работа № 20: «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 20 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 7 |
49(15) | Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы | 1 | | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Тест работа с картой |
50(16) | Население. Практическая работа № 21: «Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа №21 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 21 |
51(17) | Хозяйство. Практическая работа № 22: «Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути их решения» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 22 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 22 |
52(18) | Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Практическая работа № 23: «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем» | 1 | | Изучение нового материала Практическая работа № 23 | Фронтальный опрос Работа с картой Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 23 |
53(19) | Хозяйство. Практическая работа № 24: «Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 24 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 24 |
54(20) | Итоговое обобщение по теме: «Западный макрорегион» | 1 | | Обобщающий урок | Контрольный опрос тестирование |
Тема 3. Восточный макрорегион – азиатская Россия (9ч) |
55(1) | Общая характеристика. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона | 1 | | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Работа с картой |
56(2) | Западная Сибирь. Практическая работа № 25: «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 25 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 25 |
57(3) | Практическая работа № 26: «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы » | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 26 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 26 |
58(4) | Практическая работа № 27: «Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 27 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 27 |
59(5) | Восточная Сибирь | 1 | | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Работа с атласом |
60(6) | Практическая работа № 28: «составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры» | 1 | | Практическая работа № 28 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 28 |
61(7) | Практическая работа № 29: «Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе» | 1 | | Практическая работа № 29 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 29 |
62(8) | Дальний Восток. Практическая работа № 30: «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока» | 1 | | Комбинированный урок Практическая работа № 30 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 30 |
63(9) | Практическая работа № 31: «Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития» | 1 | | Практическая работа № 31 | Фронтальный опрос Работа с атласом и контурной картой Отчет по практической работе № 31 |
64(10) | Обобщение по теме: «Восточный макрорегион» | 1 | | Обобщающий урок | Контрольный опрос Тестирование |
Раздел 3. Россия и страны нового зарубежья (4ч) |
65(1) | Страны нового зарубежья. СНГ. Белоруссия | 1 | | Изучение нового материала | Индивидуальный опрос Работа с картой |
66(2) | Страны Балтии. Европейский Юго-Запад | 1 | | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Работа с картой |
67(3) | Закавказье. Азиатский Юго-Восток | 1 | | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Работа с картой |
68(4) | Обобщение по разделу: «Региональная часть курса» | 1 | | Обобщающий урок | Контрольный опрос Тестирование |