СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»


Пояснительная записка.


Рабочая программа разработана на основе:

-Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266 – 1 «Об образовании»;

-приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74);

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, с изм., внесёнными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

- приказа Министерства образования. Науки и инновационной политики Новосибирской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2016 – 2017 учебный год от 02.07.2016 г №1868;

- Учебного плана МБОУ Осинцевской СШ.


Цель программы:

Изучение географии России направлено на:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 9 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

Характеристика предмета:

География России. Население и хозяйство – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.

Организация образовательного процесса:

В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

2. Технология проектной деятельности.

3. Технология личностно-ориентированного обучения.

4. Новые информационные технологии.

5. Нетрадиционные формы организации уроков.

6. Различные источники географической информации.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Данная программа рассчитана на один учебный год – 68 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.

Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:

При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.

Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).

Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.

Планируемые результаты обучения.

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.




Литература

Основная литература:

1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2007.

2. Интернет ресурсы.

Тематическое планирование



N

наименование раздела (темы)

общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Общая часть курса

35

30

5

2

РЕГИОНЫ РОССИИ

28

20

8

3

Россия в современном мире

5

3

2

Итого за год

68

53

15

Календарно-тематическое планирование








п/п

Тема урока

Кол -во ча­сов

Тип

урока

Элементы

обязательного

ми­нимума

образования

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Доп.

матери

ал

Формы контроля

Практ.

работы

Дом. зада­

ние

Дата

про­ведения





















План

Факт.

Раздел 1. Общая часть курса.( 35 часов)

Тема 1. МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (4 часа)


1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации.

1

Практикум.

Государственная территория России. Географическое положение России и его виды

Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы .








Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи­тельных размеров тер­ритории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно –географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России.





Фронтальный устный опрос

Работа с кар­той, определе­ние особенно­стей ЭГП, ПГП России и на­правлений из­менения ГП во времени и про­странстве

§ 1,

к/к.



2

Географическое положение и границы России. Практическая работа №1 « Характеристика ГП России»

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала


Фронтальный контроль, практическая работа №1



§ 2, в.№4 письм.



3

Экономико-и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала


Работа с кон­турной картой



§ 3,

отв. на вопр.



4

Государственная территория России.

1

Урок изучения нового материала


Фронтальный устный опрос


§ 4,

отв.на вопр.




Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 часов)


5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

Урок изучения нового материала

Численность населения России. Особенности воспроизводства российского населения в20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий

Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий.

Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны.


Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным.

Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения.

Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России.

Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры.

Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения.



Фронтальный опрос


§ 5,

отв.на вопр.



6

Численность и естественный прирост населения.







1

Семинар



Фронтальный устный опрос










Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения

§ 6,

В.№3 письм.

Сообщ о тради

циях и религиях.




7

Национальный состав населения. Практическая работа №2 « Изучение национального состава и размещения населения в некоторых районах России»

1

Практикум


Анализ карт, фронтальный устный опрос, практическая работа №2

§ 7

отв. на вопр.

Сообщ о вынужденной миграции.



8

Миграции населения.

1

Семинар


Индивидуаль­ный устный оп­рос. Фронталь­ный письмен­ный опрос.

§ 8.




9

Городское и сельское население.

Расселение населения.

1

Семинар


Индивидуаль­ный устный оп­рос


Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны.

§ 9

к/к Города миллионеры





Тема 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3 часа)


10

География основных типов экономики на территории России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов.

Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами


Границы производящей и потребляющей зон, эта­пы формирования хозяй­ства.

Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.









Фронтальный устный опрос


§ 10

Вопросы и задания



11

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.









1

Урок изучения нового матер.


Фронтальный устный опрос



§ 11

Вопросы и задания



12








Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.










1

Урок изучения нового материала

Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.


Определять место России в мировой экономике.

Знать пути развития российской экономики



индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос.


§ 12

Вопросы и задания




.












Тема 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (23 часа)


13.

Научный комплекс.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала.

Состав и география научного комплекса.

Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки.

Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России;

что такое технополисы и их влияние на научный комплекс.

Уметь: показывать на карте научные центры.


Фронтальный устный опрос.


§ 13

Вопросы и задания



14.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения..

1

Урок изучения нового материала

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды












Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.







§ 14

Вопросы и задания



15.

Факторы раз­мещения от­раслей маши­ностроения. Практическая работа №3 « Выявление факторов размещения развития машиностроения»

1

Практикум


Фронтальный устный опрос.

Работа с контурной картой, практическая работа №3.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам


§ 15

Вопросы и задания.

Сообщ.



16.

География машинострое­ния.

1

Практикум


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос



§ 16

Вопросы и задания



17.

Военно-промышлен­ный комплекс.

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос



§ 17

Вопросы и задания



18.

Роль, значение и проблемы ТЭК.

1

Семинар

Состав и значение ТЭК, главные нефтя­ные, газовые и уголь­ные базы России, их географическое по­ложение и особенно­сти, основные типы электростанций и факторы их размеще­ния.

Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды

Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей нат западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране.



Фронтальный опрос

Тест: «ВПК. Машинос-троение»
















§ 18

Вопросы и задания



19.

Топливная промышленность. Практическая работа № 4 « Характеристика угольного бассейна».

1

Практикум

Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки.

Газовая промышленность: география основных и перспективных районов добычи нефти, систем газопроводов.

Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности.

Наносить на к/к основные районы добычи газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий енфтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения

формулировать выводы.

Составлять характеристику

Месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, практическая работа №4

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

§ 19

Вопросы и задания




20.

Электроэнер­гетика России. Практическая работа №5 « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров»






1

Семинар

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики.

Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственныен связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументировать необходимость экономии электроэнергии.


Работа с атласом, заполнение таблицы., практическая работа №5

Тест: «Угольная промышлен-ность»

§ 20

Вопросы и задания.

к/к крупнейшие электростанции



21.


Состав и зна­чение комплексов, производящих конструкционные материалы.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Роль и значение ком­плекса конструкцион­ных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенно­сти их отраслевого состава, факторы раз­мещения основных производств, основ­ные районы разме­щения

Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству.




Фронтальный опрос

Тест: «ТЭК»


§ 21

Вопросы и задания



22.

Металлургичес-

кий комплекс.

1

Практикум

Состав, место и значение в хозяйства






Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос



§ 22

Вопросы и задания



23.

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Практическая работа №6 « Анализ факторов размещения предприятий черной металлургии»

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды.

Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии . Наносить на к/к главные металлургические районы.



Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, Практическая работа №6


Составление характеристики одной из металлургич. баз по картам и статистическим материалам.


§ 23

Вопросы и задания



24.

Цветная металлургия.

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры.

Цветная металлургия и охрана окружающей среды.

Находить информацию об использованию в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства.




Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.


§ 24

Вопросы и задания



25.

Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность

1

Практикум

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.



Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их.




Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 25

Вопросы и задания



26

Факторы размещения химических предприятий. Практическая работа №7 « Выявление факторов , влияющих на размещение предприятий химической промышленности»

1

Практикум


Фронтальный опрос, практическая работа №7

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.


§ 26

Вопросы и задания



27.

Лесная промышленность

1


Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды

Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием факторов их размещения.

Выявлять роль потребительского и экологического факторов размещения.

Уметь объяснять проблемы и задачи развития лесной промышленности.




§ 27

Вопросы и задания



28.

Состав и зна­чение АПК. Практическая работа №8 « Определение по карте размещения отраслей АПК»

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.

Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса.

Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями.


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, практическая работа №8


Определение по картам основ­ных районов выращивания зерновых и тех­нических куль­тур, главных районов живот­новодства.

§ 28

Вопросы и задания



29.

Земледелие и животноводство.

1

Практикум

География основных отраслей земледелия и животноводства.


Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.



Фронтальный опрос



§ 29

Вопросы и задания



30.





Пищевая и легкая промышленность

1

Практикум


Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды


Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентноспособности. Выявлять на основе анализа карт основные основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. Приводить примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения.



Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос



§ 30

Вопросы и задания





31.

Состав инфра­структурного комплекса. Роль транспор­та.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала.

Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды.


Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей(скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот)

Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта.


Фронтальный опрос



§ 31

Вопросы и задания



32.

Железнодорожный автомобильный транспорт

1

Семинар

Железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии.

Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта.

Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю ж/д и автомобильного транспорта в транспортной работе.



Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Заполнение таблицы «Виды транспорта»

Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

§ 32

Вопросы и задания



33.

Водный и другие виды транспорта.

1

Урок изучения нового материала.

Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей.


Анализировать преимущества и недостатки морского и речного транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическим данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе.



Фронтальный опрос



§ 33

Вопросы и задания

Сообщение «Услуги, котор. я пользу-

юсь»




34.

Связь. Сфера обслуживания.

1

Изучения нового материала

Роль, значение связи в жизни страны.

Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения, Проблемы.

Знать значение терминов по теме. Уметь составлять классификацию услуг.



Тест: «Транспорт»

§ 34

Вопросы и задания

в.2 письменно




35.

Межотраслевые комплексы

1

Обобщающий урок





Контрольная работа.

Составить словарь терминов по теме «Межотраслевые комплексы»







Раздел 2. РЕГИОНЫ РОССИИ (28часов)


36

Районирование

территории

России

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Различия территории по условиям и степе­ни хозяйственного освоения. Проблемы экономического рай­онирования

Уметь объяснять значение районирования. Показывать на карте Районы России.


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 35

Вопросы и задания





Тема 1. Западный макрорегион - Европейская Россия (21 час)


37

Общая характеристика

Европейской России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Различия территории по условиям и степе­ни хозяйственного освоения: зона Севе­ра и основная зона. Географические осо­бенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Цен­тральная Россия, По­волжье, Юг европей­ской части страны, Урал. Географическое положение ре­гионов, их природный и хозяйственный по­тенциал, влияние осо­бенностей природы на жизнь и хозяйст­венную деятельность людей. Регионы эко­логического неблаго­получия.

Определение геогра­фического положения территории, основных

этапов ее освоения

Знать: основные гео­графические понятия и термины, особенности основных отраслей хо­зяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Фе­дерации.

Уметь: выделять, опи­сывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных ис­точниках и анализиро­вать информацию, необ­ходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспе­ченности природными и человеческими ресурса­ми, хозяйственного по­тенциала, экологических проблем; приводить примеры: использова­ния и охраны природных





Работа с кар­тами атласа, заполнение таблиц, тести­рование, зачет


§ 36

Вопросы и задания




38

Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения.

Общие проблемы

1

Изучение нового материала

Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района


Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.



Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Изучение

внешних терри-

ториально-

производствен-

ных связей

Центральной

России

§ 37

Вопросы и задания




39



Население и главные черты хозяйства

1


1

Практикум



Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы.


Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его.

Знать причины роста городов, демографические проблемы



Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест



§ 38

Вопросы и задания

Индив. задания



40

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион



Моска – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва - крупнейший транспортный узел.





§ 39

Вопросы и задания




41

Географические особенности областей Центрального района.






Работа с контурной картой, индивидуальный и фронтальный опрос.


§ 40

Вопросы и задания




42

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

1

Урок-путеше­ствие

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу.

Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве.


Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения.



Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест


§ 41

Вопросы и задания




43

Северо-Западный район

1

Практикум






Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района

§ 42

Вопросы и задания




44

Центральная Россия

1

Обобщаю-

щий урок




Работа по группам






45

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

Семинар

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их исполь­зования. Этапы засе­ления,

формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Дос­топримечательности. Топонимика




Изучение ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую гео­графическую характери­стику разных территорий на основе разнообраз­ных источников геогра­фической информации и форм ее представления; использовать приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни





Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 43

Вопросы и задания




46

Население Европейского Севера

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кав­казе

§ 44

Вопросы и задания




47

Хозяйство Европейского Севера

1

Семинар


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест



§ 45

Вопросы и задания





48

Европейский Юг. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.


Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.



Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Тест: «Европейский Север»

§ 46

Вопросы и задания




49

Население Северного Кавказа.






§ 47

Вопросы и задания




50.

Хозяйство Северного Кавказа






§ 48

Вопросы и задания







51

Поволжье: ЭГП, природ­ные условия и ресурсы

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.



Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер

воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.




Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Определение факторов раз­вития и срав­нение специа­лизации пище­вой промыш­ленности Евро­пейского Юга и Поволжья

§ 49

Вопросы и задания




52

Население Поволжья

1

Практикум


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест

Тест: «Природа и население Поволжья»


§ 50

Вопросы и задания




53

Хозяйство Поволжья.






§ 51

Вопросы и задания





54

Урал. Геогра­фическое по­ложение, при­родные усло­вия и ресурсы

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их исполь­зования. Этапы засе­ления,

формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Дос­топримечательности. Топонимика





Определять наличие ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую гео­графическую характери­стику разных территорий на основе разнообраз­ных источников геогра­фической информации и форм ее представления; использовать приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни






Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест

Тест: «Поволжье»

§ 52

Вопросы и задания




55

Население Урала

1

Практикум


Учебное иссле­дование по картам, реше­ние географи­ческих

задач



§ 53

Вопросы и задания




56

Хозяйство Урала

1





§ 54

Вопросы и задания




57

Западный макрорегион.

1

Обобщающий урок






Работа со словарем




Тема 2. Восточный макрорегион - Азиатская Россия (6 часов)


58

Общая характеристика

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Различия территории по условиям и степе­ни хозяйственного освоения: зона Севе­ра и основная зона. Географические осо­бенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Географическое по­ложение регионов, их природный и хозяйст­венный потенциал, влияние особенно­стей природы на жизнь и хозяйствен­ную деятельность людей. Регионы эко­логического неблаго­получия. Определе­ние географического положения террито­рии, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Дос­топримечательности. Топонимика

Знать: основные гео­графические понятия и термины, особенности основных отраслей хо­зяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Фе­дерации.

Уметь: выделять, опи­сывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных ис­точниках и анализиро­вать информацию, необ­ходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспе­ченности природными и человеческими ресурса­ми, хозяйственного по­тенциала, экологических проблем; приводить примеры: использова­ния и охраны природных ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характерис- тику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретен- ные знания и умения в прак- тической деятельности и повседневной жизни.





Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос


§ 55

Вопросы и задания




59

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений





Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест



§ 56

Вопросы и задания




60





Западная Сибирь

1

Урок ак­туа- лиза­ции зна­ний и умений


Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.


Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов





Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест



§ 57

Вопросы и задания




61


Восточная Сибирь

1

Семинар


Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос



§ 58

Вопросы и задания




62

Дальний Восток

1











Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест «Дальний Восток»

Тест: «Восточная Сибирь»


§ 59

Вопросы и задания

Сообщение

Взаимосвязи России с другими странами



63

Экономические районы России. Практическая работа №9 « Сравнительная характеристика двух районов по плану»

1

Обобщающий урок




Составление сравнительной характеристики двух районов по плану.

§ 60

Вопросы и задания




Раздел 3 . Россия в современном мире (2 часа +3)


64

Россия в современном мире

1

Урок изучения нового материала

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.


Оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России.

Выполнять и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия России


Конспект. Презентации.


Конспект

Презентация



65

Объекты мирового и культурного наследия России

1








66-68

Резервные уроки