Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
«Утверждено»
Директор МОУ СОШ № 24
___________ Данилова О.Е.
«_____»____________2016г.
Приказ № _______ от _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
11 класс
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Составитель: Гомазова Т.В.
учитель географии
Павловский Посад
2016 г
Пояснительная записка
Настоящая программа по географии для одиннадцатого класса создана на основе нормативных документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03. 2004.;
2. Примерной программы Э.Д. Днепрова, А.Г.Аркадьева «География.Сборник нормативных документов» М.,Дрофа, 2009
3. Приказа Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год».
4. Общей образовательной программы МОУ СОШ № 24 Павлово-Посадского муниципального района Московской области.
5. Учебного плана МОУ СОШ № 24 на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа по географии для 11 класса рассчитана на 1 час в неделю, общий объем 34 часа.
Цель:Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях.
Задачи:
Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
Воспитание патриотизма, толерантности.
Использование практической деятельности в повседневной жизни.
Основное содержание курса:
Раздел 1. Регионы и страны мира (23 часа)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны;странывнешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно- ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально- экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии .
Практические работы:
1.«Составление комплексной характеристики Зарубежной Европы»(и).
2.« Составление комплексной характеристики Японии»(и).
3.«Составление комплексной характеристики Африки»(и).
4.«Составление комплексной характеристики Северной Америки»(и).
5.«Составление комплексной характеристики Южной Америки»(и).
6.«Составление комплексной характеристики Австралии и океании»(и).
Раздел 2. Россия в современном мире (7 часов)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации. Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово- экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.
Практические работы:
1.«Объяснение особенностей современного геополитического положения России»(т)
2.«Определение роли России в мировом производстве с/х продукции» (и)
Раздел 3. Географические аспекты современных глобальных
проблем человечества (4 часа)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения.Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Практические работы:
1.«Выявление регионов с неблагоприятной экологической ситуацией»(т)
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 11 класса:
Учащиеся должны знать:
-географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
- географические аспекты глобальных проблем человечества;
-особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Учащиеся должны уметь:
-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-сопоставлять географические карты различной тематики;
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
- правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.
Календарно-тематическое планирование для 11 класса на 2015-2016 учебный год
№ урока | Тема урока | Плановые сроки прохожде-ния | Скорректи-рованные сроки прохождения |
Раздел 1. Регионы и страны мира (23 часа) |
1 | Общая характеристика Зарубежной Европы.ЭГП, природные условия и ресурсы Практическая работа № 1 «Составление комплексной характеристики Зарубежной Европы»(и) | 02.09 | |
2 | Демографическая ситуация Зарубежной Европы | 09.09 | |
3 | Отраслевая структура экономики стран Зарубежной Европы | 16.09 | |
4 | Территориальная структура расселения и хозяйство | 23.09 | |
5 | Субрегионы и страны Зарубежной Европы | 30.09 | |
6 | ФРГ- Экономический лидер | 07.10 | |
7 | Решение типовых задач по теме: «Зарубежная Европа» | 14.10 | |
8 | Зарубежная Азия | 21.10 | |
9 | Общая характеристика Зарубежной Азии. | 11.11 | |
10 | Субрегионы Зарубежной Азии. Китай | 18.11 | |
11 | Япония. Практическая работа № 2 « Составление комплексной характеристики Японии»(и) | 25.11 | |
12 | Индия. | 02.12 | |
13 | Африка. Практическая работа № 3 «Составление комплексной характеристики Африки»(и) | 09.12 | |
14 | «Визитная карточка» региона | 16.12 | |
15 | Деление Африки на субрегионы. | 23.12 | |
16 | ЮАР | 13.01 | |
17 | Северная Америка. Практическая работа № 4 «Составление комплексной характеристики Северной Америки»(и) | 20.01 | |
18 | США. Хозяйство. Макрорегионы. | 27.01 | |
19 | Канада. | 03.02 | |
20 | Южная Америка Практическая работа № 5 «Составление комплексной характеристики Южной Америки»(и) | 10.02 | |
21 | Бразилия | 17.02 | |
22 | Аргентина, Мексика. | 24.02 | |
23 | Австралия и Океания Практическая работа № 6 «Составление комплексной характеристики Австралии и океании»(и) | 03.03 | |
Раздел 2.Россия в современном мире (7часов) |
24 | Россия на политической карте мира. Практическая работа №7 «Объяснение особенностей современного геополитического положения России»(т) | 10.03 | |
25 | Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда Практическая работа № 8 «Определение роли России в мировом производстве с/х продукции» (и) | 17.03 | |
26 | Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. | 24.03 | |
27 | Особенности географии и структуры международной торговли. | 07.04 | |
28 | Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. | 14.04 | |
29 | Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и СНГ. | 21.04 | |
30 | Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах. | 28.04 | |
Раздел 3. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (4 часа) |
31 | Понятие о глобальных проблемах. Практическая работа № 9 «Выявление регионов с неблагоприятной экологической ситуацией»(т) | 05.05 | |
32 | Сырьевая, демографическая, продовольственная проблемы. | 12.05 | |
33 | Взаимосвязь глобальных проблем. | 19.05 | |
34 | Итоговый урок по всему курсу | 19.05 | |
Итоговые практические работы обозначены курсивом, их -7
Перечень учебно- методического обеспечения:
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 11 кл. - М.: Дрофа,2010.
2. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьева «География.Сборник нормативных документов» М.,Дрофа, 2009
3.Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Экономическая и социальная география мира :10 класс : К учебному комплекту В.П. Максаковского. - М.: ВАКО,2008
4.Безруков А.М., Пивоварова Г.П. «Занимательная география», М.Дрофа,2011
5. Евдокимов В.И. «Тесты по географии России»- М.: Экзамен, 2009
Интернет ресурсы
http://www.klimadiagramme.de – климатические диаграммы
http://www.list.ru/catalog/11019.html - каталог российских ресурсов
http://www.geo.1september.ru – сайт газеты «География», методические материалы для проведения уроков географии
http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=68 -терминологический словарь
«Согласовано»
Протоколом заседания ТМО от «_____»_________2016г. № _____________
«Согласовано»
Зам. директора по УВР ________________________ (Борисенко О.А.)
«_____»_____________2016г.