СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РП и КТП, 34 ч.
Календарно - тематический план
по географии для 6 «А» класса
на 2015 - 2016 учебный год.
34 урока (1 ч/н)
Номера уроков по порядку | № урока в разделе теме | Тема урока Практическая работа | Плановые сроки изучения | Фактические сроки (и/или коррекция) | Основные виды деятельности обучающихся
| Д/З § |
Раздел I. Введение (1ч) | ||||||
| 1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета Солнечной системы. | 01.09-04.09 |
| Называть предмет изучения географии, основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности, определять критерии для сравнивания фактов и явлений. Называть основные пути и этапы накопления географических знаний, имена путешественников и учёных. Приводить доказательства шарообразности Земли. Называть форму и размеры Земли. Составлять и объяснять схему «Положение Земли в Солнечной системе». | 1,2 РТ с.8-9 |
Раздел II. Виды изображений поверхности Земли (11 ч) ПЛАН МЕСТНОСТИ (5 ч) | ||||||
| 1 | Понятие о плане местности. | 07.09-11.09 |
| Определять: существенные признаки плана, специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков. | 3 |
| 2 | Масштаб. Практическая работа №1 «Изображение здания школы в масштабе». | 14.09-18.09 |
| Объяснять понятие масштаб, отличия видов масштаба; Уметь переводить один вид масштаба в другой, определять и изображать на плане расстояния с помощью масштаба. | 4 |
| 3 | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №2 «Определение направлений и азимутов по плану местности». | 21.09-25.09 |
| Определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; азимут, движение по азимуту. | 5 РТ с.24-25 |
| 4 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 28.09-02.10 |
| Определять абсолютную и относительную высоты; определять характер поверхности по плану. | 6 |
| 5 | Составление простейших планов местности. Практическая работа №3 «Составление плана местности методом маршрутной съемки». | 12.10-16.10 |
| Различать особенности разных видов съемки местности, составлять простейший план местности, изображать объекты с помощью условных знаков. | 7 РТ с.32 |
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (6 ч) | ||||||
| 1 | Форма и размеры Земли. | 19.10-23.10 |
| Знать форму и размеры Земли, определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор. | 8 |
| 2 | Географическая карта. | 26.10-30.10 |
| Объяснять: свойства географической карты, специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков; отличия видов масштаба; значение планов и карт в практической деятельности человека. | 9 |
| 3 | Градусная сеть на глобусе и картах. | 02.11-06.11 |
| Определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор, линии градусной сетки. | 10 |
| 4 | Географические координаты. Географическая широта. | 09.11-13.11 |
| Объяснять понятие географическая широта, определять широту на глобусе и карте. | 11 |
| 5 | Географическая долгота. Практическая работа №4. «Определение географических координат». | 23.11-27.11 |
| Объяснять понятия географическая долгота, географические координаты. Определять географические координаты по глобусу и карте. | 12 |
| 6 | Изображение на физических картах высот и глубин. | 30.11-04.12 |
| Владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности. | 13 РТ с.51-54 |
Раздел III. Строение Земли. Земные оболочки (20 ч) ЛИТОСФЕРА (5 ч) | ||||||
| 1 | Земля и ее внутреннее строение. | 07.12-11.12 |
| Объяснять понятия: земная кора, мантия, ядро, литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Определять: существенные признаки понятий и явлений; по заданным признакам горные породы и минералы; отличие видов земной коры. | 14 |
| 2 | Движения земной коры. Вулканизм. | 14.12-18.12 |
| Объяснять: особенности внутреннего строения Земли; причины и следствия движения земной коры; действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа, знать и показывать на карте районы землетрясений и вулканизма. | 15, к/к |
| 3 | Рельеф суши. Горы. | 21.12-25.12 |
| Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы земного шара, правильно подписывать их на контурной карте, составлять описание гор по плану. | 16, к/к |
| 4 | Равнины суши. Практическая работа №: 5. «Составление описания форм рельефа». | 28.12-30.12 |
| Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте, составлять описание равнин по плану. | 17, к/к |
| 5 | Рельеф дна Мирового океана. | 11.01-15.01 |
| Определять по карте формы рельефа дна океана, объяснять их особенности, называть методы изучения Мирового океана. | 18 РТ с.67-68 |
ГИДРОСФЕРА (7 ч) | ||||||
| 1 | Вода на Земле. | 18.01-22.01 |
| Объяснять: закономерности географической оболочки на примере гидросферы; особенности состава и строения гидросферы; | 19 |
| 2 | Части Мирового океана. Свойства вод океана. | 25.01-29.01 |
| Определять географическое положение объектов Мирового океана, определять по карте глубины океанов и морей, показывать на карте и подписывать на контурной карте моря, океаны, заливы, проливы. Объяснять понятие соленость воды, существенные признаки частей Мирового океана. | 20, к/к |
| 3 | Движение воды в океане. | 01.02-05.02 |
| Устанавливать зависимость типов течений от их направления, понимать причины образования течений в океане и вертикального перемешивания вод. | 21 |
| 4 | Подземные воды. | 08.02-12.02 |
| Объяснять условия образования, залегания и использования подземных вод, называть меры по охране подземных вод. | 22 |
| 5 | Реки. | 15.02-19.02 |
| Составлять характеристику реки, показывать на карте и подписывать на контурной карте крупные реки мира. | 23, к/к |
| 6 | Озера. Практическая работа №6. «Составление описания внутренних вод». | 29.02-04.03 |
| Составлять характеристику озера, показывать на карте и подписывать на контурной карте крупные озера мира. | 24, к/к |
| 7 | Ледники. | 07.03-11.03 |
| Объяснять существенные признаки, природных льдов; особенности их размещения и образования. | 25 РТ с.83-84 |
АТМОСФЕРА (6 ч) | ||||||
| 1 | Атмосфера: строение, значение, изучение. | 14.03-18.03 |
| Объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, тепловых поясов. | 26 |
| 2 | Температура воздуха. Практическая работа № 7 «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры». | 21.03-25.03 |
| Определять температуру воздуха, амплитуду температур, среднюю суточную температуру, объяснять изменения температуры воздуха в течение суток, года. | 27 |
| 3 | Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа №8 «Построение розы ветров». | 28.03-01.04 |
| Понимать причины образования ветра, определять направление и скорость ветра. | 28 |
| 4 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. | 04.04-08.04 |
| Выявлять причины возникновения природных явлений в атмосфере; различать виды атмосферных осадков, составлять диаграмму годового количества осадков. | 29 |
| 5 | Погода и климат. Практическая работа №9 «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным». | 18.04-22.04 |
| Объяснять зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; особенности адаптации человека к климатическим условиям. Определять: существенные признаки разных типов климата. | 30 |
| 6 | Причины, влияющие на климат. | 25.04-29.04 |
| Называть и показывать: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы). | 31 РТ с.98 |
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (2 ч) | ||||||
| 1 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | 02.05-06.05 |
| Объяснять: закономерности географической оболочки на примере биосферы; особенности приспособления организмов к среде обитания, причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры. | 32 |
| 2 | Природный комплекс. Практическая работа №10. «Составление характеристики природного комплекса (ПК)». | 09.05-13.05 |
| Понимать взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку. Составлять характеристику природного комплекса по плану. | 33 |
Раздел IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ч) | ||||||
| 1 | Население Земли. | 16.05-20.05 |
| Называть численность населения Земли, основные расы, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран, показывать на карте страны и столицы. | 34 |
| 2 | Основные типы населенных пунктов. | 23.05-25.05 |
| Различать типы населенных пунктов, условия жизни населения в них, приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), показывать их на карте. |
|
Итого | часов | В том числе: |
|
| ||
уроков повторения | практических работ |
|
| |||
по программе | 34 | - | 10 |
|
| |
выполнено |
|
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____ / М.М. Андреева/ «___» августа 2015 г. |
СОГЛАСОВАНО на заседании РМО протокол № 1 от «____» августа 2015 г. Руководитель РМО _________ /_________________________/ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 9»
________/Л.Н. Гафурова /
«__» августа 2015 г.
Рабочая программа
учебного предмета «География»
(базовый уровень)
для 6 «А» класса
Составитель
Поликарпова Е.Е., учитель географии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 г. регистрационный номер 19644);
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС второго поколения;
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы / авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2014 г.;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
Идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015/16 учебный год;
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Учебного плана школы.
«Начальный курс географии» является частью целостного учебного предмета «География». В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
В структуре курса «География. Начальный курс. 6 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. Курс географии 6 класса — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Цели и задачи курса
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Таким образом, на предметном уровне основные задачи курса — пробудить интерес к естественно-научным дисциплинам, в том числе к географии; познакомить с особенностями живой и неживой природы; познакомить с таким важным источником географической информации, как карта; начать формирование картографической компетенции учащихся; формировать представление о целостности и неоднородности природы Земли.
На метапредметном уровне важно научить планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; участвовать
в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников.
На личностном уровне важно продолжить формирование ответственного отношения к учебе, коммуникативной компетентности, основ экологической культуры.
Данный УМК относится к классической линии учебников географии для 5-9 классов. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным.
Программа реализуется следующим учебно-методическим комплектом:
Базовый учебник | География. Начальный курс. 6 класс. Учебник / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова – М.: Дрофа, 2014 г. – 140 с. |
Методическое пособие для ученика |
|
Методическое пособие для учителя |
|
Уровень и направленность рабочей программы:
Основная общеобразовательная программа, базовый уровень.
Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.
Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.
Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.
Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.
Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.
Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.
Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.
Для начального курса географии характерны следующие межпредметные связи:
Введение – астрономия, картография, история, математика, физика, литература.
План местности – картография, биология, математика, астрономия.
Географическая карта – картография, история, математика.
Литосфера – геология, химия, физика.
Гидросфера – гидрология, лимнология, биология, физика, химия, литература
Атмосфера – метеорология, физика, химия, биология, литература.
Биосфера – биология, зоология, экология.
Население Земли – демография, история.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Виды деятельности учащихся:
Устные сообщения;
Обсуждения;
Мини – сочинения
Работа с источниками;
Доклады;
Защита презентаций;
Рефлексия
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Исходя из уровня подготовки класса использую технологии: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).
В процессе изучения курса используются средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль разного типа и уровня сложности, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, творческие задания. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
Специфика предмета:
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Место географии в БУП
На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 34 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю). В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Краеведческий компонент
В 6 классе осуществляется первый этап в системе краеведческой подготовки учащихся в процессе обучения географии. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Краеведческий компонент включает разнообразные практические работы по темам курса 6 класса с привлечением краеведческого материала и выполнением практических работ на местности.
Практическая направленность реализуются за счет введения в каждую тему практических занятий: экскурсий, проведений исследований, описаний, разработки и защиты проектов, презентаций, демонстрации видеофильмов.
Структура курса. В структурном соотношении курс четырех разделов: «Введение», «Виды изображений поверхности Земли», «Строение Земли. Земные оболочки», «Население Земли».
Учебно-тематический план
Название раздела | Количество часов программе | Количество часов по рабочей программе | Причины изменения | Практические работы |
| 1 | 1 | | |
| 9 | 11 | в связи с большим объемом материала по темам «Масштаб», «Географические координаты» и для отработки практических умений | 4 |
| 22 | 20 | уплотнена тема «Биосфера» на 2 часа в связи с простотой материала | 6 |
| 3 | 2 | Учебный процесс в МОУ «СОШ №9» осуществляется по триместрам, где на изучение предмета «География» в 6 классе отводится 34 часа, в авторской программе – 35 часов. Поэтому раздел «Население Земли» сокращен на 1 час. | |
ИТОГО | 35 | 34 | | 10 |
Программой предусмотрено выполнение в данном курсе десяти обязательных (итоговых) практических работ:
Изображение здания школы в масштабе.
Определение направлений и азимутов по плану местности.
Составление плана местности методом маршрутной съемки.
Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам
Составление описания форм рельефа.
Составление описания внутренних вод.
Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
Построение розы ветров.
Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Итоговые работы выполняют контролирующую функцию. Они осуществляются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков. Итоговые практические работы пронумерованы, они оцениваются у всех обучающихся и заносятся в классный журнал.
Содержание программы и результаты изучения
предмета география. Начальный курс. 6 класс.
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: называть методы изучения Земли; называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»; приводить примеры географических следствий движения Земли.
Виды изображений поверхности Земли (11 ч)
ПЛАН МЕСТНОСТИ (5 ч)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы.
1.Изображение здания школы в масштабе.
2.Определение направлений и азимутов по плану местности.
3.Составление плана местности методом маршрутной съемки.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (6 ч)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.
Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли».
Практикумы:
4.Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»; называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; читать план местности и карту; определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности; производить простейшую съемку местности; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов; определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе; называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
Строение Земли. Земные оболочки (20 ч)
ЛИТОСФЕРА (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы:
5. Составление описания форм рельефа.
ГИДРОСФЕРА (7 ч)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы.
6. Составление описания внутренних вод.
АТМОСФЕРА (6 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы.
7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
8. Построение розы ветров.
9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (2 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки».
Практикумы.
10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»; называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой; называть методы изучения земных недр и Мирового океана; приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами; определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению; объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц; составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану; описывать погоду и климат своей местности; называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли; называть меры по охране природы.
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ч)
Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов.
Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий; приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли; составлять описание природного комплекса; приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами, классифицировать информацию по заданным признакам; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; классифицировать информацию; создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать: ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; пониманием ценности здорового образа жизни; основами экологической культуры.
Результаты изучения учебного предмета
Содержание курса направлено на получение учащимися личностных результатов, способствующих индивидуально-личностному развитию, становлению гражданина, будущего профессионала.
Достижение метапредметных результатов подразумевает формирование у обучающихся самостоятельности, их взаимодействие с одноклассниками, учителем, развитие у них формально-логического мышления, планирования своих действий в соответствии с поставленной задачей, умение использовать различные знаково-символические средства и т.д.
Предметные результаты – итог изучения содержания курса. Основой оценки предметных результатов является способность обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, приобретение ими опыта использования предметных знаний в своей деятельности. Достижение предметных результатов в данном курсе обеспечивается формированием у учащихся целостной системы знаний о Земле, о закономерностях развития природы, о результатах взаимодействия природы и человека.
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
оценивать работу одноклассников;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием
разных источников географической информации;
строить простые планы местности;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее
выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
описывать уникальные особенности Земли как планеты;
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети
на глобусе и карте;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
называть и показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности;
объяснять значение ключевых понятий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
сохранения окружающей среды и социальноответственного поведения в ней;
адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Требования к оценке знаний учащихся.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
Самостоятельность ответа.
Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками
географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Критерии | Баллы | Оценка | Оценка класса | Оценка |
СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ | ||||
Титульный слайд с заголовком | 3 | | | |
Минимальное количество – 10 слайдов | 3 | | | |
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 3 | | | |
Библиография | 3 | | | |
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Сформулированы цель, гипотеза | 3 | | | |
Понятны задачи и ход исследования | 3 | | | |
Использование эффектов анимации | 3 | | | |
Вставка графиков и таблиц | 3 | | | |
Правильность изложения текста | 3 | | | |
Результаты и выводы соответствуют цели | 3 | | | |
ДИЗАЙН, ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ | ||||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 3 | | | |
Слайды представлены в логической последовательности | 3 | | | |
Красивое оформление презентации | 3 | | | |
Единый стиль | 3 | | | |
ОРГАНИЗАЦИЯ | ||||
Чёткое планирование работы группы и каждого учащегося. | 3 | | | |
Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией | 3 | | | |
СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ | 3 | | | |
Общее количество баллов | | | | |
Принципы подведения итогов:
Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).
Итоговый балл классифицируется следующим образом:
25 – 34 баллов – оценка «3»
35 - 44 баллов – оценка «4»
45 – 51 баллов – оценка «5»
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Перечень обязательной географической номенклатуры
6 класс
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Программа | Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы / авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2014 г. | |
Основная литература | Базовый учебник | География. Начальный курс. 6 класс. Учебник / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова – М. Дрофа, 2014 г. – 140 с. |
Методическое пособие для ученика |
| |
Инструмент по отслеживанию результатов работы |
| |
Учебно-методические пособия для учителя |
| |
Дополнительная литература |
| |
Электронные издания |
| |
ИИнтернет-ресурсы |
|
Перечень материально - технического обеспечения образовательного процесса.
Кабинет географии является информационно-образовательной средой по предмету. В нем можно проводить урочные и внеурочные занятия, воспитательную работу с учащимися. Его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и создает условия для достижения обучающимися результатов освоения основной образовательной программы по географии основного общего образования.
Оснащение процесса обучения географии обеспечивается библиотечным фондом (учебная и справочная литература), печатными пособиями, а также ИКТ средствами обучения, учебно-практическими оборудованием:
печатные пособия (демонстрационные печатные пособия для оформления кабинета, географические карты, плакаты, тематические таблицы, комплект портретов выдающихся географов и путешественников);
информационно-коммуникативные средства (справочные информационные ресурсы, ЦОР, интерактивные карты, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения и обеспечивающие подготовку учителя к уроку);
экранно-звуковые пособия (серия видеофильмов («История географических открытий», «Земля и климат», «Как устроен океан», «Океан и Земля. Ступени познания») и видеофрагментов;
технические средства обучения (оборудование автоматизированного рабочего места учителя географии);
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (модели и приборы для демонстраций учителя, комплекты по темам курса географии для практических работ и оборудование для организации практической работы в малых группах учащихся);
натуральные объекты (необходимые коллекции и гербарии);
картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации практических, самостоятельных, контрольных работ;
библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы.
(полный перечень представлен в паспорте кабинета географии).
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____ / М.М.Андреева / «___» августа 2015 г. |
СОГЛАСОВАНО на заседании РМО протокол № 1 от «____» августа 2015 г. Руководитель РМО _________ /_______________________/ |