СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 9 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 9 класса по линии учебников под редакцией В.П.Дронова. Программа предусматривает резерв времени, используя который, я распределила часы на обобщающие уроки и на изучение Крыма, что соответствуем методическим рекомендациям Министерства образования РФ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 9 класса»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Абашево муниципального района Хворостянский Самарской области

«Утверждаю» «Согласовано»

Директор школы Руководитель МО

_____________(Щербинин В.А.) _________(Урапина Т.М.)

«___»___________2016г. «___»__________2016г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии для 9 класса

68 часов, 2 часа в неделю









Учитель высшей категории

Борисова Елена Александровна















Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2010 г.

  • программы по географии для основного общего образования 2015 г. Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В.Курчина. - М., «Дрофа», 2015 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Курс «География России» (8-9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально-ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Основными целями курса являются:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих её народов;

формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

  • Формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте глобального географического пространства;

  • Формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих её народов;

  • Развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;

  • Развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

  • Создание образа своего родного края.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит неделю; в IХ— 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов,И.И.Баринова, В.Я.Ром. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2015.

  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Хозяйство и географические районы России. К учебнику В.П.Дронова И.И.Бариновой, В.Я.Рома «География России. Хозяйство и географические районы». 9 класс – М.: Дрофа, 2015.

  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2012.

  4. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

  5. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

  6. Электронное приложение к учебнику.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Часть IV. Хозяйство России (20 ч).

Тема «Введение»(1 ч).

Повторение и обобщение знаний о хозяйстве России, полученных в курсе географии 8 класса.

Тема «Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырьё» (12 ч)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Практические работы. 1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов России по картам и статистическим материалам. 2. Характеристика по картам и статистическим материалам одного из угольных бассейнов России

Металлургический комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Практические работы. 3. Характеристика по картам и статистическим материалам одной из металлургических баз России. 4. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Факторы размещения предприятий лесной промышленности, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Практические работы. 5. Характеристика одной из баз химической промышленности России по картам и статистическим материалам.

Машиностроительный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Проблемы и перспективы развития комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Практическая работа. 6.Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения, по картам.

Тема «Третичный сектор экономики – сфера услуг» (7 ч)

Состав и значение сферы услуг. Место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами.

Роль и значение транспорта. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение. Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение, диспропорции в размещении. Научный комплекс, его состав и роль в жизни современного общества. География российской науки, перспективы развития. Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Каковы особенности жилищного фонда России. Как россияне обеспечены жильём. Как жилой фонд размещён по территории страны. Что такое рекреационное хозяйство.

Часть V. География крупных регионов России (39 ч.)

Районирование России (1 ч.). Виды районирования территории России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.). Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Практическая работа. 7. Моделирование вариантов нового районирования России.

Европейская Россия (Западный макрорегион) (25 ч)

Общая характеристика Европейской России (1 ч.). Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Европейский Север(4 ч) Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитического и соседского положения на особенности развития региона на разных исторических этапах. Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, богатство минеральными ресурсами, влияние морских акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами, неблагоприятные условия для развития земледелия. Различия природных условий и ресурсов Кольско-Карельского и Двино-Печорского Севера. Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона. Специализация хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы развития портового хозяйства. Потенциал региона для развития туристско-экскурсионного хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы.

Практическая работа. 8. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

Северо-Запад (4 ч.)

Состав региона. Особенности географического положения в разные исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности географического положения Калининградской области. Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей и возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние приморского положения на умеренность климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними водами. Местное значение природных ресурсов. Новгородская Русь – район древнего заселения. Старинные русские города – культурно-исторические и туристические центры. Высокая плотность и преобладание городского населения. Санкт-Петербург – северная столица России, его роль в жизни региона. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства. Отрасли специализации разных областей района: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, туристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и её перспективы. Экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 9. Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга.

Центральная Россия (4 ч.)

Преимущества столичного, соседского и транспортного положения. Высокая степень освоенности региона. Центральная Россия – историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро Российского государства. Состав региона. Основные природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лесные и рекреационные. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практические работы. 10. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 2. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Европейской Юг (4 ч.)

Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения. Особенности природы и природные факторы развития территории: изменение рельефа, климата, особенностей внутренних вод, почвенно-растительного покрова с запада на восток и с подъёмом в горы. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные и кормовые. Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и рекреационного хозяйства. Высокая плотность и неравномерность размещения населения. Пестрота национального и религиозного состава населения, исторические корни межнациональных проблем. Культурно-исторические особенности коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков. Преобладание сельского населения. Крупные города. Современные отрасли специализации: сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная промышленность. Ведущая роль отраслей агропромышленного комплекса. Проблемы развития АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Крым: ЭГП, административно-территориальное деление, история освоения, природно-ресурсный потенциал (природное разнообразие, полезные ископаемые, рекреационные и агроклиматические ресурсы). Особенности населения и расселения территории полуострова. Хозяйство, ведущие отрасли (промышленность, туризм, строительство, здравоохранение, сельское хозяйство, АПК, торговля). Рекреационные зоны.

Практические работы. 12. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье (4 ч.)

Состав региона. Этапы хозяйственного освоения и заселения. Географическое положение в восточной и юго-восточной частях Русской равнины. Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, возрастание континентальности климата, разнообразие природных зон, плодородие почв. Волга – природная ось региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные, водные, гидроэнергетические, минеральные. Благоприятность природных условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические особенности населения и территориальной организации хозяйства. Волжские города-миллионеры и крупные города. Современная специализация хозяйства региона: развитие отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Водный и трубопроводный транспорт, их влияние на природу региона. Основные экономические, социальные и экологические проблемы.

Практические работы. 13. Изучение влияния истории заселения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав. 14.Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения.

Урал (4 ч.)

Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения. Особенности природы и природные факторы развития территории: различия тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов Предуралья, Урала и Зауралья. Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории региона. Природные ресурсы. Многонациональность населения региона. Культурно-исторические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий уровень урбанизации. Крупные города и их проблемы. Влияние географического положения, природных условий и географии месторождений полезных ископаемых на расселение населения и размещение промышленности. Урал – старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли специализации: горнодобывающая, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, ВПК. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Практическая работа. 15. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы. 16. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и путей решения экологических проблем.

Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (13 ч)

Азиатская Россия. Географическое положение (1 ч.)

Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства азиатской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.

Западная Сибирь (4 ч.)

Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения. Особенности природы и природные факторы развития территории: равнинный рельеф, континентальный климат, обилие внутренних вод и сильная заболоченность территории, проявление широтной зональности природы от тундр до степей. Богатство и разнообразие природных ресурсов: топливные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Специализация хозяйства – нефтегазохимический комплекс. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа. Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение. Влияние природных условий на жизнь и быт человека. Коренные народы: ненцы, ханты, манси, особенности их жизни и быта, основные занятия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Внутрирайонные различия.

Практическая работа. 17. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.18. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Восточная Сибирь (4 ч.)

Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения. Особенности природы и природные факторы развития территории: разнообразие тектонического строения и рельефа, резко континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты и лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, кормовые. Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта. Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер размещения хозяйства. Развитие первичных добывающих отраслей. Внутрирайонные различия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Практическая работа. 19. Сравнительная характеристика географического положения Западной и Восточной Сибири.20. Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

Дальний Восток (4 ч.)

Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения. Особенности природы и природные факторы развития территории: геологическая молодость территории, преобладание гор, сейсмическая активность территории, муссонный климат, климатические контрасты между севером и югом территории, густота и полноводность рек, проявление широтной зональности и высотной поясности. Природные ресурсы: минеральные, рекреационные, биологические (рыба и морепродукты), лесные, на юге территории – почвенные и агроклиматические. Несоответствие площади территории и численности населения. Потребность в трудовых ресурсах. Неравномерность размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурно-исторические особенности коренных народов Дальнего Востока. Специализация района: горнодобывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная, рыбная отрасли. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Внутрирайонные различия.

Практические работы. 21. Обозначение на контурной карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока

Результаты изучения предмета

Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География»

Достижение предметных результатов в учебниках линии обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Для реализации этих требований представленная линия строилась на основе следующих концептуальных принципов:

  • Обеспечение комплексности и логической преемственности содержания отдельных школьных географических курсов. Линия построена в соответствии с традиционным для отечественного образования принципом построения курса географии в основной школе – от общего к частному. В соответствии с ним в учебниках идёт поэтапное формирование основополагающих физико-географических и социально-экономических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном – материков и океанов и их частей – России и её отдельных районов – своей местности (малой Родины). При этом во всех учебниках линии реализуются такие сквозные направления современного образования , как гуманитаризация, социологизация, экологизация, способствующие формированию общей культуры молодого поколения;

  • Единый методологический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала (методологической основой линии учебников являются положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны;

  • Единый методический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала. Методическое единство учебников линии обеспечивается унификацией в построении структуры параграфов, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способствующей овладению учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации.

В учебниках содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

  • Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

  • Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

В программе уделено большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения:

  • Воспитание российской гражданской идентичности;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учётом познавательных интересов;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • Формирование основ экологической культуры;

  • Уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.