СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии в 5 классе по УМК "Полярная Звезда"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прогамма составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО  на основе авторской программы   В. В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной  и ориентирована на работу по УМК  «Полярная  звезда». 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии в 5 классе по УМК "Полярная Звезда"»

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МС директор школы

Пр. №____ _______/ Н.М. Сумина

От «____» «____» 2016г.





Бюджетное образовательное учреждение

«Орловская основная общеобразовательная школа »




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

  1. КЛАСС



Страздина Людмила Сергеевна

учитель географии высшей категории


2016 – 2017 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального и основного общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, составлена на основе авторской программы В. В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной и ориентирована на работу по УМК «Полярная звезда».

Общая характеристика учебного курса


Цель: Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).

Задачи:

  • овладение учащимися «азбукой» нового для учащихся учебного предмета, усвоение общих предметных понятий о географических объектах, явлениях , также на элементарном уровне знаний о земных оболочках;

  • формирование умений у них ориентироваться на местности, объяснения различных явлений природы, работы с материалами учебника, чтения планов местности и карт;

  • развитие у ребят познавательного интереса к предмету, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей «Малой Родине», своей стране, бережного отношения к природе;

  • применение полученных знаний и навыков в повседневной жизни.

Место учебного предмета в учебном плане:


Базисный учебный план на изучение географии в 5 классе отводит 1 учебный час в неделю, всего 35 часов. Согласно БУП в 5 классе изучается предмет география, который входит в образовательную область «Естествознание». Содержание курса представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


Ценностные ориентиры содержания учебного курса


После прохождения курса учащиеся смогут:

  • знать и объяснять изученные понятия, явления природы, объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и своей оси

  • знать географические особенности своей Малой Родины;

  • ориентироваться на местности, читать планы местности, глобус и карты, статистические таблицы; проводить наблюдения за объектами литосферы, гидросферы, атмосферы;

  • пользоваться метеорологическими приборами, составлять календари наблюдения за погодой; предсказывать погоду;

  • наблюдать и описывать состояние окружающей среды, ее изменения, влияние на качество жизни населения;

  • уметь работать с различными источниками географической информации;

  • уметь применять полученные знания и умения на практике.


Планируемые результаты


Личностные результаты:


  1. Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

  6. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  11. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  12. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты


  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

  5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

  7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

  9. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;

  10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;



Предметные:

Выпускник 5 класса научится:

1.  использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2.  анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3.  находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4.  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5.  выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

7.  представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8.  различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9.  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10.  проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

11.  оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

1. работать с различными источниками географической информации и приборами;

2.  ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3.  читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

4.  строить простые планы местности;

5.  создавать простейшие географические карты различного содержания;

6.  моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

7.  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

8.  воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

9.  создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

10.  самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.



Содержание тем учебного курса


Раздел

Тема

Количество часов

География Земли

Введение

1


Развитие географических знаний о Земле


4+1


Земля – планета Солнечной системы

3


План и карта

10+1


Человек на Земле

3


Литосфера – твёрдая оболочка Земли

10+1


Итого: 35 часов






КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока


Сроки проведения



Тема урока


Количество часов


Контроль

План

Факт

1

2

3

4

5

6

Введение. 1час

1



Что такое география и как мы будем ее изучать. Модуль. Представление учебников «География Омской области» и «География Калачинского района

1


Тема 1. Развитие географических знаний о Земле. 5часов

2



Географические методы изучения окружающей среды. Пр. работа №1. Анализ источников географической информации.

1

Пр. работа

3



Развитие представления человека о мире от древности до наших дней.

1


4



Открытие и исследование материков

1


5



Современный этап научных географических исследований. Пр. работа №2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

1

Пр. работа

6



Обобщающий урок по теме" Развитие географических знаний о Земле". Модуль. Великие географы и путешественники Омского Прииртышья. Пр. работа №3. Составление реферата об одном из путешественников.

1

Пр. работа

Тест

Тема 2. Земля -планета Солнечной системы. 3часа

7



Земля – планета Солнечной системы. Пр. работа №4. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». Пр. работа №5. Обозначение на к/к материков и океанов.

1

Пр. работа

8



Движение Земли. Пр. работа №6. Составление схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

1

Пр. работа


9



Солнечный свет на Земле. Модуль. Влияние смены времен года на жизнь человека в Сибири. Пр. работа №7. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

1

Пр. работа

Тест

Тема 3. План и карта. 11часов

10



Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. Модуль. Народные приметы погоды жителей Сибири. Пр. работа № 8. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута

1

Пр. работа

11



Изображение земной поверхности на плоскости. Условные знаки. Масштаб. Модуль. Анализ физической карты Омской области и Калачинского района.

1


12



Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная и относительная высота.

1


13



Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности. Пр. работа № 8. Топографический диктант.

1

Пр. работа

14



Пр. работа. № 9 Составление плана территории школы.

1

Пр. работа

15



Географическая карта – особый источник информации

Пр. работа № 10. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков

1

Пр. работа

16



Градусная сетка

1


17



Географические координаты.

Географическая широта

1


18



Географическая долгота.Часовые пояса.

1


19



Решение практических задач по плану и карте.

Модуль. Географические координаты г. Омска, географического центра Омской области, самой высокой точки Омской области. Пр. работа №11. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений

1

Пр. работа


20



Контрольная работа по теме «План и карта»

1

Тест

Тема 4. Человек на Земле. 3часа

21



Заселение человеком Земли. Модуль. Заселение человеком Омской области и Калачинского района.

1


22



Расы и народы. Модуль. Численность и плотность населения Омской области и Калачинского района.

Пр. работа №,12. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков

1

Пр. работа

23



Многообразие стран мира. Пр. работа № 13. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира и их столиц.

1

Пр. работа

Тест

Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли. 11часов

24



Земная кора и литосфера

1


25



Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Модуль. Горные породы, минералы и полезные ископаемые Омской области и Калачинского района. Пр. работа №14. Изучение свойств горных пород и минералов.

1

Пр. работа

26



Движения земной коры. Пр. работа №15. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных бедствий

1

Пр. работа

27



Вулканизм

1


28



Рельеф Земли. Равнины. Пр. работа №16. Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

1

Пр. работа

29



Рельеф Земли. Горы. Пр. работа № 17. Описание по карте гор и равнин по плану.

1

Пр. работа

30



Решение практических задач по карте. Модуль.

Пр. работа № 18. Описание рельефа своей местности

(Проект)

1

Пр. работа

31



Человек и литосфера

1


32



Обобщающий урок «Литосфера»

1

Тест

33



Промежуточная аттестация

1

Тест

34-35



Защита проекта: Разработка туристического маршрута "Скульптурный портрет планеты"

2

Проект



Педагогическое обеспечение учебного процесса


Программное обеспечение:

- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение. 2016.

- Программа (МОДУЛЬ): Программа по географии. Омск - 2008.

- «О преподавании модуля «Краеведение» в учебном предмете «География» в составе регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования» (методическое письмо); Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2006.

УМК:

  • География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2015 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

  • В. В. Николина География. Мой тренажёр. (рабочая тетрадь)

  • В. В. Николина. География. Поурочные разработки. – 5 – 6 классы (пособие для учителя).

МОДУЛЬ:

- Программа по географии. Омск - 2008.

- «О преподавании модуля «Краеведение» в учебном предмете «География» в составе регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования» (методическое письмо); Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2006.

  1. География Калачинского района, учебное пособие под ред. Л. Плащенко, Калачинск – 2007,100с.

  2. География Омской области География Омской области. Природа. Население. Хозяйство. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. – Омск: Министерство образования Омской области, 2008. – 280с.

  3. Земля, на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья. – Омск: 2002..

Оснащение кабинета:

- Современное лабораторное и демонстрационное оборудование.

- Электронная метеостанция.

- Компьютер.


- Комплект карт.

- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.

- Медиатека.

- Географическая литература.

Интернет – сайты:

- http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;

- http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

- http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций;

- http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно;

- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;

- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

- geografomsk.narod.ru› - сайты учителей географии Омской области