РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МС директор школы
Пр. №____ _______/ Н.М. Сумина
От «____» «____» 2016г.
Бюджетное образовательное учреждение
«Орловская основная общеобразовательная школа »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
КЛАСС
Страздина Людмила Сергеевна
учитель географии высшей категории
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального и основного общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, составлена на основе авторской программы В. В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной и ориентирована на работу по УМК «Полярная звезда».
Общая характеристика учебного курса
Цель: Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).
Задачи:
овладение учащимися учебного предмета, усвоение общих предметных понятий о географических объектах, явлениях , также на элементарном уровне знаний о земных оболочках;
формирование умений объяснения различных явлений природы, работы с материалами учебника, картами и другими источниками географической информации;
развитие у ребят познавательного интереса к предмету, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей «Малой Родине», своей стране, бережного отношения к природе;
применение полученных знаний и навыков в повседневной жизни.
Место учебного предмета в учебном плане:
Базисный учебный план на изучение географии в 6 классе отводит 1 учебный час в неделю, всего 35 часов. Согласно БУП в 6 классе изучается предмет география, который входит в образовательную область «Естествознание». Содержание курса представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
После прохождения курса учащиеся смогут:
знать и объяснять изученные понятия, географические явления природы;
знать географические особенности своей Малой Родины;
ориентироваться на местности, читать планы местности, глобус и карты, статистические таблицы; проводить наблюдения за объектами литосферы, гидросферы, атмосферы;
пользоваться метеорологическими приборами, составлять календари наблюдения за погодой; предсказывать погоду;
наблюдать и описывать состояние окружающей среды, ее изменения, влияние на качество жизни населения;
уметь работать с различными источниками географической информации;
уметь применять полученные знания и умения на практике.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
Предметные:
Выпускник 6 класса научится:
1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник 6 класса получит возможность научиться:
1. работать с различными источниками географической информации и приборами;
2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
3. читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
4. строить простые планы местности;
5. создавать простейшие географические карты различного содержания;
6. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
7. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
8. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
9. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
10. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.
Содержание тем учебного курса
Раздел | Тема | Количество часов |
Природа Земли и человек | Гидросфера – водная оболочка Земли. | 11 |
| Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 10+2 |
| Биосфера – живая оболочка Земли | 3+1 |
| Географическая оболочка Земли | 6 |
Итого: 35 часов
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Сроки проведения | Тема урока | Количество часов | Контроль |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли – 11 часов |
1 | | | Состав и строение гидросферы. | 1 | |
2 | | | Мировой океан. Пр. работа №1Описание океана и моря по плану. | 1 | Пр. работа |
3 | | | Мировой океан. Пр. работа №2Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов.. | 1 | Пр. работа |
4 | | | Решение практических задач по карте. Пр. работа №3 Выполнение проектного задания "Круизный маршрут путешественника" | 1 | Пр. работа Проект |
5 | | | Воды океана. | 1 | |
6 | | | Реки Земли. | 1 | |
7 | | | Реки Земли. Пр. работа №4Описание реки Оми по плану | 1 | Пр. работа |
8 | | | Озера и болота. Пр. работа №5 Описание озера по плану. | 1 | Пр. работа |
9 | | | Подземные воды и ледники. | 1 | |
10 | | | Гидросфера и человек. | 1 | |
11 | | | Обобщение знаний по теме «Гидросфера | 1 | Тест |
Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 12 часов |
12 | | | Состав и строение атмосферы. Пр. работа №6 Составление схемы «Состав атмосферы». | 1 | Пр. работа |
13 | | | Тепло в атмосфере. Пр. работа №7Вычерчивание графиков суточного изменения температуры. | 1 | Пр. работа |
14 | | | Тепло в атмосфере. Пр. работа 8Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой | 1 | Пр. работа |
15 | | | Атмосферное давление. Пр. работа №9 «Измерение атмосферного давления с помощью барометра». | 1 | Пр. работа |
16 | | | Ветер. Пр. работа №10. Вычерчивание графиков «роза ветров» | 1 | Пр. работа |
17 | | | Вода в атмосфере. Пр. работа №11 Решение задач по расчёту относительной влажности воздуха. | 1 | Пр. работа |
18 | | | Атмосферные осадки. Пр. работа №12 Наблюдение за облаками. | 1 | Пр. работа |
19 | | | Погода и климат | 1 | |
20 | | | Наблюдение за погодой. Карты погоды. Пр. работа №13 Описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы. | 1 | Пр. работа |
21 | | | Атмосфера и человек. Пр. работа №14 Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений. Проект "Атмосфера и человек" | 1 | Пр. работа Проект |
22 | | | Обобщение знаний «Атмосфера» | 1 | Тест |
Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли – 4 часа. |
23 | | | Биосфера – земная оболочка. | 1 | |
24 | | | Почва как особое природное образование. Пр. работа №15с коллекцией почв. | 1 | Пр. работа |
25 | | | Биосфера – сфера жизни. | 1 | |
26 | | | Обобщение знаний «Биосфера» | 1 | Тест |
Тема 4. Географическая оболочка Земли – 6 часов. |
27 | | | Географическая оболочка Земли. | 1 | |
28 | | | Природные зоны Земли | 1 | |
29 | | | Культурные ландшафты. Пр. работа №16 Составление схемы основных видов культурных ландшафтов. | 1 | Пр. работа |
30 | | | Влияние человека на ландшафт. | 1 | |
31 | | | Обобщение знаний по теме «Географическая оболочка Земли» | 1 | Тест |
32 | | | Промежуточная аттестация | 1 | |
33-34 | | | Защита проектов | 2 | |
35 | | | | | |
Педагогическое обеспечение учебного процесса
Программное обеспечение:
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение. 2013.
- Программа (МОДУЛЬ): Программа по географии. Омск - 2008.
- «О преподавании модуля «Краеведение» в учебном предмете «География» в составе регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования» (методическое письмо); Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2006.
УМК:
География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2015 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
В. В. Николина География. Мой тренажёр. (рабочая тетрадь)
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. – 5 – 6 классы (пособие для учителя).
МОДУЛЬ:
- Программа по географии. Омск - 2008.
- «О преподавании модуля «Краеведение» в учебном предмете «География» в составе регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования» (методическое письмо); Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2006.
География Калачинского района, учебное пособие под ред. Л. Плащенко, Калачинск – 2007,100с.
География Омской области География Омской области. Природа. Население. Хозяйство. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. – Омск: Министерство образования Омской области, 2008. – 280с.
Земля, на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья. – Омск: 2002..
Оснащение кабинета:
- Современное лабораторное и демонстрационное оборудование.
- Электронная метеостанция.
- Компьютер.
- Комплект карт.
- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.
- Медиатека.
- Географическая литература.
Интернет – сайты:
- http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;
- http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
- http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций;
- http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно;
- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
- geografomsk.narod.ru› - сайты учителей географии Омской области