муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
Пухляковская средняя общеобразовательная школа
имени Анатолия Вениаминовича Калинина
«Утверждаю»
Директор МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина
Приказ от___________20__ №___
________________ Сычева Н.В.
Рабочая программа
по геометрии
Уровень образования среднее общее 11 класс
Количество часов 34
Учитель Захаренко Наталья Анатольевна
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. – Москва: Просвещение, 2008.
2017-2018 учебный год
I.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе
- федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по математике (геометрия);
-программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Издательство Москва Просвещение 2011. ( авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка и Л.С. Киселевой «Геометрия» 10-11 классы 3-е издание Москва «Просвещение» 2008-2011 г.);
: -учебного плана МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на 2017-2018 учебный год;
-учебника для общеобразовательных учреждений Геометрия 10-11 классы. Москва «Просвещение» 2010-2012гг .Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной :по примерному планированию учебного материала отводится 1,5 часа в неделю, а по школьному учебному плану на предмет «геометрия» отводится 1 час в неделю.
Цели программы обучения:
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
Овладение системой знаний и умений, необходимых для практической деятельности , изучения смежных дисциплин, продолжения образовании,
интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей,
формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов,
воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи программы обучения:
Распознавать на чертежах и моделях пространственные формы, соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями,
Описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве,
Анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве,
Изображать основные многогранники и круглые тела. Выполнять чертежи по условиям задач,
Решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов),
Использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы,
Проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования,
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни,
Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности,
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
II.Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Геометрия- один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
III.Место учебного предмета
предмет | Учебный план | Количество часов в год | Количество часов в неделю | класс |
Инвариантная часть | Вариативная часть |
геометрия | 1 | | 34 | 1 | 11 |
Учебно-тематический план
№ | Модуль (глава) | Кол-во часов | Сроки проведения | Контрольные работы и дата |
1 | Глава IV Векторы в пространстве | 5 | 1.09-29.09 | Контрольная работа №1 по теме «Векторы в пространстве» 29.09 |
2 | Глава V Метод координат в пространстве | 8 | 6.01-1.12 | Контрольная работа №2 по теме «Метод координат в пространстве» 1.12 |
3 | Глава VI Цилиндр, конус, шар | 10 часов | 18.12-16.02 | Контрольная работа №3 по теме «Цилиндр, конус, шар.» 16.02 |
4 | Глава VII Объёмы тел | 11 часов | 2.03-25.05 | Контрольная работа №4 по теме «Объёмы тел» 4.05 Контрольная работа №5 «Объём шара.» |
5 | Итого : | 34 | | |
IV. СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета
1.Векторы в пространстве. 5 часов
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель- закрепить известные учащимися из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трём некомпланарным векторам.
Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы , характерных для векторов, правило параллелепипеда сложения трёх некомпланарных векторов, разложение вектора по трём некомпланарным векторам. Контрольная работа №1 по теме «Векторы в пространстве»
2. Метод координат в пространстве.. Движения 8 часов .
Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Цель: введение понятие прямоугольной системы координат в пространстве; знакомство с координатно-векторным методом решения задач.
Цели: сформировать у учащихся умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве. В ходе изучения темы целесообразно использовать аналогию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это поможет учащимся более глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал, уяснить содержание и место векторного и координатного методов в курсе геометрии
О с н о в н а я ц е л ь – обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах и векторах, познакомить с полярными и сферическими координатами.
Изучение координат и векторов в пространстве, с одной стороны, во многом повторяет изучение соответствующих тем планиметрии, а с другой стороны, дает алгебраический метод решения стереометрических задач. Контрольная работа №2 по теме «Метод координат в пространстве»
2.Цилиндр, конус, шар 10 часов
Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.
Цель: выработка у учащихся систематических сведений об основных видах тел вращения.
Цели: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение системы основных пространственных геометрических тел. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся: круглые тела рассматривать на примере конкретных геометрических тел, изучать взаимное расположение круглых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости), ознакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Решать большое количество задач, что позволяет продолжить работу по формированию логических и графических умений.
О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о круглых телах, изучить случаи их взаимного расположения, научить изображать вписанные и описанные фигуры.
В данной теме обобщаются сведения из планиметрии об окружности и круге, о взаимном расположении прямой и окружности, о вписанных и описанных окружностях. Здесь учащиеся знакомятся с основными фигурами вращения, выясняют их свойства, учатся их изображать и решать задачи на фигуры вращения. Формированию более глубоких представлений учащихся могут служить задачи на комбинации многогранников и фигур вращения. Контрольная работа №3 по теме «Цилиндр, конус, шар.»
3. Объем и площадь поверхности (11 ч).
Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей.
Цель: систематизация изучения многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
Цели: продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
Понятие объема вводить по аналогии с понятием площади плоской фигуры и формулировать основные свойства объемов.
Существование и единственность объема тела в школьном курсе математики приходится принимать без доказательства,
так как вопрос об объемах принадлежит, по существу, к трудным разделам высшей математики. Поэтому нужные результаты устанавливать, руководствуясь больше наглядными соображениями. Учебный материал главы в основном должен усвоиться в процессе решения задач.
О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятиях объема и площади поверхности, вывести формулы объемов и площадей поверхностей основных пространственных фигур, научить решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей.
Изучение объемов обобщает и систематизирует материал планиметрии о площадях плоских фигур. При выводе формул объемов используется принцип Кавальери. Это позволяет чисто геометрическими методами, без использования интеграла или предельного перехода, найти объемы основных пространственных фигур, включая объем шара и его частей.
Практическая направленность этой темы определяется большим количеством разнообразных задач на вычисление объемов и площадей поверхностей. Контрольная работа №4 по теме «Объёмы тел» Контрольная работа №5 «Объём шара».
V. Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов | дата | № урока | Цели урока | Тип Урока | Основные виды учебной деятельности | Элементы Содерж.-я | Виды Контроля | Оборудование | Домашнее Задание | Планируемый результат |
План. | Факт. |
Глава IV Векторы в пространстве 5 часов |
§1 Понятие вектора в пространстве |
Понятие вектора.Равенство векторов.п.38,39 | 1 | 1.09 | | 1 | Ввести понятие вектора в пространстве | Ознакомл.-е С новым материалом | Приобретение знаний Конспектирование текста | Понятие вектора | фронтальный | Учебник, таблица | П.38,39№320,322, 324 | Определение вектора, равенство векторов |
§2Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число |
Сложение и вычитание векторов.Сумма нескольких векторов.Умножение вектора на число. П.40,41,42 | 1 | 8.09 | | 2 | Ввести правила сложение векторов, умножения вектора на висло, суммы нескольких векторов | Ознакомл.-е С новым материалом | Приобретение знаний Конспектирование текста | сложение векторов, умножения вектора на висло, суммы нескольких векторов | фронтальный | Учебник, таблица | П.40,41,42,№330,335,347 | Уметь выполнять сложение векторов, умножение вектора на число |
§3 Компланарные векторы |
Ком планарные векторы.Правило параллелепипеда.Разложение вектора по трём некомпланарным векторам | 2 | 15.09 22.09 | | 3,4 | Ввести понятие компланарных векторов, правило параллелепипеда,разложение вектора по трём некомпланарным векторам | Ознакомл.-е С новым материалом комбинированный | Приобретение знаний Конспектирование текста Изучение образца | понятие компланарных векторов, правило параллелепипеда,разложение вектора по трём некомпланарным векторам | фронтальный текущий | Учебник, таблица Учебник, таблица | П.43,44, 45№ №362,366,368,372 | Знать определение компланарных векторов, уметь выполнять разложение вектора по трём некомпланарным векторам |
Контрольная работа Векторы в пространстве | 1 | 29.09 | | 5 | Проверка Знаний, умений По данной теме | Контрольная Работа№1 | Самостоятельное решение задачи | | | | | Уметь находить сумму векторов в пространстве, уметь выполнять разложение вектора по трём некомпланарным векторам |
Глава V Метод координат в пространстве 8 |
§1координаты точки и координаты вектора |
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора П.42,43 | 1 | 6.10 | | 6 | Ввести понятие прямоугольной системы координат в пространстве Выработать умение строить точку по заданным координатам и находить координаты точки, изображённой в заданной системе координат | Ознакомл.-е С новым материалом | Приобретение знаний Конспектирование текста Изучение образца решения задачи | Прямоуголь-ная система координат Понятие Координац.-онных векторов | Фрон.опрос | Табл. Учебник тетрадь | П.42 П.43 №400(б,д) №403 404 407 | Знать понятие координатных векторов, понятие координат вектора в данной системе координат Уметь строить точки в прям.системе координат И находить координаты точки |
Связь между координатами векторов и координатами точек П.44 Простейшие задачи в координатах П.45 | 1 | 13.10 | | 7 | Вывести формулы координат середины отрезка ,длины вектора через его координаты и расстояния между двумя точками | Комб.урок | Приобретение знаний Конспектирование текста Изучение образца решения задачи Заучивание материала наизусть в классе | Коллениар-ные векторы Компланар-ные векторы Координаты Середины Отрезка Длина вектора | Фрон.опрос Сам.раб. | Табл. Учебник тетрадь | П.44 №418 419 412 П.45 №424 425 426 | Знать понятие радиус-вектора точки, понятие равных векторов Уметь находить координаты точки Знать правила нахождения координат вектора, коэффициента пропорциональности для коллинеарных векторов Уметь приметь формулу координат середины отрезка |
§2 Скалярное произведение векторов |
Угол между векторами. П.46п.47 | 2 | 20.10; 27.10 | | 8,9 | Ввести понятие угла между векторами и скалярного произведения векторов | Озн.с нов. Материалом Ком.урок | Приобретение знаний Изучение образца решения задачи | Скалярное произведе-ние векторов, | Матем. диктант | Табл. Учебник тетрадь | П.47 48 №441-445 | Знать понятие угла между векторами и скалярного произведения Уметь находить угол между векторами |
Вычисления углов между прямыми и плоскостями. П.48 | 1 | 10.11 | | 10 | Показать, как используется скалярное произведение векторов при решении задач на вычисление углов между двумя прямыми, прямой и плоскостью | Ознак.с нов. материалом | Приобретение знаний Приобретение знаний Конспектирование текста Изучение образца решения задачи | Угол между Двумя прямыми, Между прямой и плоскостью | Сам.работа | Табл. Учебник тетрадь | П.48 №466 465 467 | Уметь находить координаты вектора, координаты середины отрезка, Длину вектора |
§3 Движения |
Центральная симметрия. Зеркальная симметрия П.49.50 | 1 | 17.11 | | 11 | Познакомить с понятиями движения пространства и основными видами движений | Ознак.с нов. материалом | Практич. Работа по группам | Централь-ная, зеркальная Осевая симметрии | Прак. работа | Табл. Учебник тетрадь | П.49 50 №480 | Знать , что наз-ся движением пространства, Понятие центральная Зеркальная Осевая симметрии |
Метод координат в пространстве | 1 | 24.11 | | 12 | Подготовка к контрольной работе | Закрепление теоретичес-ких знаний по изученной теме | Решение познавательных задач (проблем) Тематическая игра Подведение итогов изучения темы Составление задания партнеру | Угол между Двумя прямыми, Между прямой и плоскостью | Фрон.опрос Сам.работа | Табл. Учебник тетрадь | П.42-51 | Знать , что наз-ся движением пространства, Понятие центральная Зеркальная Осевая симметрии |
Контрольная работа Координаты точки и координаты вектора. Метод координат в пространстве | 1 | 1.12 | | 13 | Проверка Знаний, умений По данной теме | Контрольная Работа№2 | Самостоятельное решение задачи | Угол между Двумя прямыми, Между прямой и плоскостью | Письменная работа | карточки | | Знать понятие скалярного произведения векторов в пространстве, уметь находить угол между прямыми |
Глава 6 Цилиндр, конус, шар 10 часов |
§1Цилиндр |
Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра п.54 | 2 | 8.12; 15.12 | | 14 15 | Ввести понятия цилиндрической поверхности формировать навыки решения задач на нахождение элементов цилиндра, площади поверхности цилиндра | Ознак.с ков.матер. Комб.урок Реш.задач | Приобретение знаний Приобретение знаний Конспектирование текста Изучение образца решения задачи | Площадь боковой Поверх- Ности цилиндра Площадь полной Поверх-ности | Фрон.опрос Сам.работа | Учебник Таблицы тетрадь | П.53 54 №522 524 526 | Знать понятие площади боковой поверхности цилиндра Уметь находить площади боковой и полной поверхности цилиндра |
§2Конус |
Понятие конуса. Усеченный конус. П.55.п.57 | 3 | 22.12; 29.12; 12.01 | | 16 17 18 | Формирование понятий конической поверхности, конуса, усеченного конуса | Ознак.с ков.матер. Комб.урок Реш.задач | Приобретение знаний Приобретение знаний Конспектирование текста Изучение образца решения задачи | Площадь боковой поверх-ности Усеченный Конус Площадь боковой и полной поверхности конуса | Фрон.опрос Сам.работа | Учебник Таблицы тетрадь | П.55 П.57 №548 549 554 555 563 | Знать понятие конической поверхности, конуса, усеченного конуса, Уметь находить площадь боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса |
§3 Сфера |
Сфера и шар. Уравнение сферы. П.58,59 | 1 | 19.01 | | 19 | Ввести понятие сферы, шара и их элементов | Ознак.с новым материалом | Приобретение знаний Конспектирование текста Изучение образца решения задачи | Сфера Радиус сферы | Фрон.опрос Сам.работа | Учебник Таблицы тетрадь | П.58 59 №573 576 | Знать понятие сферы и шара, уравнение сферы Уметь составлять формула уравнения сферы |
Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. П.60,61,62 | 2 | 26.01; 2.02 | | 20 21 | Рассмотреть возможные случаи взаимного расположения сферы и плоскости | Ознак.с ков.матер. Комб.урок Реш.задач | Приобретение знаний Приобретение знаний Конспектирование текста Изучение образца решения задачи | Расстояние от центра до плоскости | Фрон.опрос Сам.работа | Учебник Таблицы тетрадь | П.60 -62 593 595 | Знать понятие площади сферы, уметь находить площадь сферы., Уметь решать задачи по данной теме |
Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар | 1 | 9.02 | | 22 | Ввести понятие вписанного шара в многогранник | Ознак.с нов. материалом | Приобретение знаний Приобретение знаний Конспектирование текста Изучение образца решения задачи | Вписанные в сферу Описанные около сферы | Фронт. опрос | Учебник Таблицы тетрадь | №635 637 | Знать : -какой многогранник н-ся вписанным в сферу, -какой многогранник г-ся описанным около сферы |
Контрольная работа Цилиндр, конус, шар | 1 | 16.02 | | 23 | Проверить уровень сформированности навыков решения задач на нахождение площади поверхности цилиндра, призмы, пирамиды и конуса | контрольная работа №3 | Самостоятельное решение задачи | Поверх-ность цилиндра, боковая поверх-ность | Письм. работа | карточки | №595 589 | Знать понятия «тела вращения» Уметь решать задачи на комбинации сфера и пирамида, сфера и призма, сфера и цилиндр |
Глава VI Объёмы тел 11 часов |
§1 Объём прямоугольного параллелепипеда |
Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда П.63,64 | 1 | 2.03 | | 24 | Ввести понятие объёма тела, рассмотреть свойства объёмов | Ознакомле-ние с новым материалом | Приобретение знаний Приобретение знаний Конспектирование текста Изучение образца решения задачи | Свойства объёмов, объём прямоугольного параллеле-пипеда | Фрон.опрос | Учебник Таблицы тетрадь | П.63-64 №648 649 | Знать понятие объёма ,уметь находить объём прямоугольного параллелепипеда, применять свойства объёмов |
§2объём прямой призмы и цилиндра |
Объём прямой призмы. П.65 | 1 | 16.03 | | 25 | Выработать навыки решения задач с использованием формулы объёма прямой призмы | Ознакомле-ние с новым материалом | Приобретение знаний Приобретение знаний Конспектирование текста Изучение образца решения задачи | Определение призмы, вписанной в цилиндр Описанной около цилиндра | Фрон.опрос | Учебник Таблицы тетрадь | П.65 №659 666 664 | Знать понятие объёма прямой призмы, Уметь находить объём прямой призмы |
Объём цилиндра П.66 | 1 | 23 03 | | 26 | Выработать навыки решения задач с использованием объёма цилиндра | Озн.с нов. Материалом Комб.урок | Приобретение знаний Конспектирование текста Изучение образца решения задачи | Вписанная призма в цилиндр и описанная призма около цилиндра | Фронт. Опрос Сам.раб. | Учебник Таблицы тетрадь | П.66 №670 672 745 | Уметь находить объём цилиндра |
Объём пирамиды П.69 | 2 | 6.04 13.04 | | 27 28 | Вывести формулу объёма пирамиды с использованием основной формулы объёма тел | Озн.с нов. Материалом Комб.урок | Приобретение знаний Приобретение знаний Конспектирование текста Изучение образца решения задачи | Правильная пирамида Объём пирамиды | Фронт. Опрос Сам.раб. | Учебник Таблицы тетрадь | П.69 №684 687 | Знать формулу для нахождения объёма пирамиды, Уметь применять формулу для нахождения объёма пирамиды |
Объём конуса П.70 | 1 | 20.04 | | 29 | Вывести формулу объёма конуса с помощью определенного интеграла, формировать умения применять формулу при решении задач | Озн.с нов. Материалом Комб.урок | Приобретение знаний Приобретение знаний Конспектирование текста Изучение образца решения задачи | Конус, Объём конуса | Фронт. Опрос Сам.раб. | Учебник Таблицы тетрадь | П.70 №701 704 709 | Знать формулу для нахождения объёма конуса, Уметь применять её для нахождения объёма конуса |
Объём призмы, конуса. цилиндра | 1 | 27.04 | | 30 | Закрепить знания и умения по теме «Объём конуса, цилиндра» | Применение знаний | Решение познавательных задач (проблем) Тематическая игра Подведение итогов изучения темы Составление задания партнеру | Объём призмы, конуса. цилиндра | Сам.работа | Учебник Таблицы тетрадь | карточки | Знать формулу для нахождения объёма конуса, Уметь применять её для нахождения объёма конуса |
Контрольная работа Объём призмы, конуса. цилиндра | 1 | 4.05 | | 31 | Проверить уровень сформированности навыков решения задач на нахождение объёма цилиндра, призмы, пирамиды и конуса | Контрольная Работа №4 | Самостоятельное решение задачи | Объём призмы, конуса. цилиндра | Письмен-ная работа | карточки | | Знать формулу для нахождения объёма конуса, цилиндра, призмы. Уметь применять её для нахождения объёма конуса, призмы, цилиндра |
§4 Объём шара и площадь сферы |
Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. П.71,72 | 2 | 11.05 18.05 | | 32 33 | Познакомить с формулами для вычисления объёмов частей шара | Озн.с нов. Материалом Комб.урок | Приобретение знаний Приобретение знаний Конспектирование текста Изучение образца решения задачи | Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. | Фронт. Опрос Сам.раб. | Учебник Таблицы тетрадь | П.71, 72 №715 717 720 | Знать формулы для нахождения объёмов частей шара Уметь находить объёмы частей шара |
Контрольная работа Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. П.71,72 | 1 | 25.05 | | 34 | Проверить уровень сформированности навыков решения задач на нахождение объёма шара, шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора | Контрольная Работа №5 | Самостоятельное решение задачи | Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. | Письменная работа | карточки | | Знать формулы для нахождения объёмов частей шара Уметь находить объёмы частей шара |
Виды деятельности на уроках
Урок изучения нового материала | Поиск информации в предложенных источниках Конспектирование текста Наблюдение эксперимент Анализ текста Изучение образца решения задачи Диспут Заучивание материала наизусть в классе Эвристическая беседа |
Урок закрепления | Решение задачи по алгоритму, Решение задач по готовым чертежам и схемам Самостоятельное решение задачи, Взаимопроверка выполнения задания Активный диалог, Взаимопроверка выполнения задания Запоминание и воспроизведение теории, применение Вычерчивание (построение) графиков Построение геометрических фигур Изображение пространственных фигур на плоскости Поиск нового способа решения задачи Анализ типов задач |
Урок обобщения | Решение познавательных задач (проблем), Тематическая игра, Составление задания партнеру Представление информации в виде таблиц, схем, опорного конспекта Составление (чтение) диаграмм |
Урок контроля | Самостоятельное решение задачи, Работа с раздаточным материалом Устные и письменные ответы на вопросы по теме |
Комбинированный урок | «Чтение» графиков, Написание рефератов и докладов, Работа с раздаточным материалом Измерение величин Анализ проблемных ситуаций Вывод и доказательство формул Программирование Анализ выступлений своих товарищей |
VI. Учебно -методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
1.Программы общеобразовательных учреждений .Геометрия.10-11 классы Москва.Просвещение. 2011.
2.Учебник. Геометрия 10-11. Авторы :Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г.Позняк.Москва.»Просвещение» 2010-2012
3.Б.Г.Зив. Геометрия.Дидактические материалы для 11 класса .Москва «просвещение»2008
4.Контрольные и проверочные работы по геометрии 10-11 классы.Л.И.Завич, А.Р.Рязановский, Е.В.Такуш.Москва. «Дрофа» 2008
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении развития творческих способностей
Используемые технические средства
Презентации созданные учителем и детьми в процессе образовательного процесса по каждой изучаемой теме
VII. Результаты освоения учебного курса
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, окончившие 11 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 11 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Требования к уровню выпускников
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
Геометрия
уметь
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
В результате изучения геометрии в 11 классе ученик должен знать и уметь:
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства;
владеть компетенциями:
учебно-познавательной, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, информационной, социально-трудовой.
Оценка устных ответов учащихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Отметка «1» ставится, если:
Общая классификация ошибок
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность чертежа;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
небрежное выполнение записей.
Контрольно измерительные материалы
Контрольная работа № 1
Вариант 1
1. Найдите координаты вектора
, если А (5; –1; 3), В (2; –2; 4).
2. Даны векторы
(3; 1; –2) и
(1; 4; –3). Найдите
.
3. Изобразите систему координат Oxyz и постройте точку А (1; –2; –4). Найдите расстояния от этой точки до координатных плоскостей.
Вариант 2
1. Найдите координаты вектора
, если С (6; 3; – 2), D (2; 4; – 5).
2. Даны вектора
(5; – 1; 2) и
(3; 2; – 4). Найдите
.
3. Изобразите систему координат Oxyz и постройте точку В (– 2; – 3; 4). Найдите расстояние от этой точки до координатных плоскостей.
Контрольная работа № 2
Вариант 1
1. Вычислите скалярное произведение векторов
и
, если
,
,
= 2,
= 3,
= 60°,
,
.
2. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Найдите угол между прямыми AD1 и BM, где M – середина ребра DD1.
3. При движении прямая отображается на прямую b1, а плоскость β – на плоскость β1 и b || β1.
Вариант 2
1. Вычислите скалярное произведение векторов
и
, если
,
,
= 3,
= 2,
= 60°,
,
.
2. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Найдите угол между прямыми AC и DC1.
3. При движении прямая a отображается на прямую a1, плоскость α – на плоскость α1, и . Докажите, что .
Контрольная работа № 3
Вариант 1
1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, площадь основания цилиндра равна 16π см2. Найдите площадь поверхности цилиндра.
2. Высота конуса равна 6 см, угол при вершине осевого сечения равен 120°. Найдите:
а) площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми 30°;
б) площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 2m. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 45° к нему. Найдите длину линии пересечения сферы с этой плоскостью.
Вариант 2
1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого 4 см. Найдите площадь поверхности цилиндра.
2. Радиус основания конуса равен 6 см, а образующая наклонена к плоскости основания под углом 30°. Найдите:
а) площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми 60°;
б) площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 4m. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 30° к нему. Найдите площадь сечения шара этой плоскостью.
Контрольная работа № 4
Вариант 1
1. Апофема правильной треугольной пирамиды равна 4 см, а двугранный угол при основании равен 60°. Найдите объем пирамиды.
2. В цилиндр вписана призма. Основанием призмы служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2a, а прилежащий угол равен 30°. Диагональ большей боковой грани призмы составляет с плоскостью ее основания угол в 45°. Найдите объем цилиндра.
Вариант 2
1. Боковое ребро правильной треугольной пирамиды равно 6 см и составляет с плоскостью основания угол в 60°. Найдите объем пирамиды.
2. В конус вписана пирамида. Основанием пирамиды служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2a, а прилежащий угол равен 30°. Боковая грань пирамиды, проходящая через данный катет, составляет с плоскостью основания угол в 45°. Найдите объем конуса.
Контрольная работа № 5
Вариант 1
1. Диаметр шара равен высоте конуса, образующая которого составляет с плоскостью основания угол в 60°. Найдите отношение объемов конуса и шара.
2. Объем цилиндра равен 96π см3, площадь его осевого сечения 48 см2. Найдите площадь сферы, описанной около цилиндра.
Вариант 2
1. В конус, осевое сечение которого есть правильный треугольник, вписан шар. Найдите отношение площади сферы к площади боковой поверхности конуса.
2. Диаметр шара равен высоте цилиндра, осевое сечение которого есть квадрат. Найдите отношение объемов цилиндра и шара.
7