Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Соленоозерная средняя школа №12
Согласовано: Заместитель директора по УВР ___________ Е.В.Фейлер. | Утверждаю: Директор МБОУ Соленоозерной СШ №12 __________ Т.В. Бехер Приказ № от г. |
Рабочая программа по
геометрии
11 класса
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Дубровская А.Н. – учитель математики и информатики
Рассмотрена на методическом объединении учителей Протокол № __ от __________ |
с.Соленоозерное, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету геометрия 11 класса составлена на основе следующих документов:
федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказом Министерства образования и науки РФ№ 1089 от 05.03.2004 года);
письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
образовательной программы МБОУ Соленоозерная СШ № 12, утвержденной приказом № 237 от 01.09.17 г;
положения МБОУ Соленоозерная СШ № 12 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)», утвержденного приказом № 73 от 26.08.16 г.
А также при составлении рабочей программы были использованы:
- примерная программа по математике основного общего образования,
- авторская программа «Геометрия, 10 – 11», авт. Л.С. Атанасян и др.,
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжается и получает развитие содержательная линия: «Геометрия».
Цели
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи
- закрепить сведения о векторах и действиях с ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве;
-сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости;
-дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре;
- ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел.
В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
-выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
- выполнения расчетов практического характера;
-использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
-самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе основного общего образования (10-11 классы) отводится не менее 100 часов из расчета 1,5 часа в неделю. Рабочая программа отводит 66 часов, при расчете 2 часа в неделю. В данной рабочей программе на изучение геометрии в 11 классе отводится 66 ч (2 часа в неделю). В том числе 5 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса. Геометрия тесно связана с другими дисциплинами и опирается на темы, изученные в планиметрии 7-9 классов.
Реализации программы осуществляется при использовании учебно-методического комплекта Л.С. Атанасяна «Геометрия 10-11 классы». Учебник. Геометрия 10-11 кл. / Л. С. Атанасян. – М.: Просвещение, 2012 г. Учебник соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении.
Данный класс является общеобразовательным. Рабочая программа ориентирована на освоение обязательного минимума обучения по геометрии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
СОДЕРЖАНИЕ
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, коллинеарность векторов в координатах.
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Раздел, тема. | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
Метод координат в пространстве | 15 | 2 |
Цилиндр, конус и шар. | 14 | 1 |
Объёмы тел. | 22 | 2 |
Повторение за курс 10-11 классов | 15 | 0 |
Всего | 66 | 5 |
Календарно-тематическое планирование по геометрии
в 11 классе
(2 ч в неделю, всего 66 ч)
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Форма контроля |
План | Факт |
Глава V Метод координат в пространстве |
§1. Координаты точки и координаты вектора |
1 | Прямоугольная система координат в пространстве | | | |
2 | Координаты вектора. | | | |
3 | Решение задач на применение координат вектора | | | С/р |
4 | Связь между координатами векторов и координатами точек | | | |
5 | Простейшие задачи в координатах. | | | |
6 | Решение задач по теме «Простейшие задачи в координатах» | | | |
7 | Контрольная работа №1 «Координаты точки и координаты вектора» | | | К/р |
§2. Скалярное произведение векторов |
8 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | | | |
9 | Решение задач на применение скалярного произведения векторов. | | | |
10 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | | | |
11 | Повторение вопросов теории и решение задач. Самостоятельная работа. | | | С/р |
§3. Движения. |
12 | Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. | | | |
13 | Параллельный перенос | | | |
14 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Метод координат в пространстве» | | | тест |
15 | Контрольная работа №2 «Скалярное произведение векторов. Движения» | | | К/р |
Глава VI. Цилиндр, конус и шар. |
§1. Цилиндр. |
16 | Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Самостоятельная работа. | | | С/р |
17 | Решение задач по теме «Площадь поверхности цилиндра» | | | |
18 | Самостоятельная работа по теме «Площадь поверхности цилиндра» | | | С/р |
§2. Конус. |
19 | Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. | | | |
20 | Усечённый конус. | | | |
21 | Решение задач по теме «Конус» | | | |
§3. Сфера. |
22 | Сфера и шар. Уравнение сферы. | | | |
23 | Взаимное расположение сферы и плоскости. | | | |
24 | Касательная плоскость к сфере. | | | |
25 | Площадь сферы. | | | |
26 | Решение задач на различные комбинации тел. | | | тест |
27 | Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус, шар. | | | |
28 | Решение задач по теме «Цилиндр, конус, шар» | | | |
29 | Контрольная работа №3 «Цилиндр, конус, шар» | | | К/р |
Глава VII Объёмы тел. |
§1. Объём прямоугольного параллелепипеда. |
30 | Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. | | | |
31 | Решение задач по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда» | | | |
32 | Самостоятельная работа по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда». | | | С/р |
§2. Объём прямой призмы и цилиндра. |
33 | Объём прямой призмы. | | | |
34 | Объём цилиндра. | | | |
35 | Решение задач на вычисление объёмов прямой призмы и цилиндра | | | С/р |
§3. Объём наклонной призмы, пирамиды и конуса. |
36 | Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла | | | |
37 | Объём наклонной призмы. | | | |
38 | Объём пирамиды. | | | |
39 | Решение задач на вычисление объёма пирамиды | | | тест |
40 | Объём усечённой пирамиды | | | |
41 | Объём конуса | | | |
42 | Объём усечённого конуса | | | |
43 | Контрольная работа №4 «Объёмы призмы, пирамиды, цилиндра, конуса» | | | К/р |
§4. Объём шара и площадь сферы. |
44 | Объём шара. | | | |
45 | Решение задач на вычисление объёма шара | | | |
46 | Объёмы шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. | | | |
47 | Площадь сферы. | | | |
48 | Решение задач на вычисление площади сферы | | | тест |
49 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Объём шара и площадь сферы» | | | |
50 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Объёмы тел» | | | |
51 | Контрольная работа №5 «Объём шара и площадь сферы» | | | К/р |
| Повторение за курс 10-11 классов. (Материалы по организации заключительного повторения при подготовке учащихся к итоговой аттестации по геометрии) | | | |
52 | Аксиомы стереометрии и их следствия. Решение задач. | | | |
53 | Параллельность прямых, прямой и плоскости. Решение задач. | | | |
54 | Угол между прямыми. Решение задач. | | | |
55 | Параллельность плоскостей. Решение задач. | | | |
56 | Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде | | | |
57 | Теорема о трёх перпендикулярах. Решение задач. | | | |
58 | Площадь поверхности и объём призмы. Решение задач. | | | |
59 | Площадь поверхности и объём пирамиды. Решение задач. | | | |
60 | Площадь поверхности и объём цилиндра. Решение задач. | | | |
61 | Площадь поверхности и объём конуса. Решение задач. | | | |
62 | Площадь поверхности сферы и объём шара. Решение задач. | | | |
63 | Векторы в пространстве. Решение задач. | | | |
64 | Метод координат в пространстве. Решение задач. | | | |
65, 66 | Решение задач ЕГЭ | | | |
Практические занятия
Контрольная работа №1 «Координаты точки и координаты вектора».
Контрольная работа №2 «Скалярное произведение векторов. Движения».
Контрольная работа № 3 «Цилиндр, конус, шар».
Контрольная работа №4 «Объёмы призмы, пирамиды, цилиндра, конуса».
Контрольная работа №5 «Объём шара и площадь сферы».
Источники информации
для учителя:
Учебник. Геометрия 10 -11 кл. / Л. С. Атанасян. – М.: Просвещение, 2009 – 2013 г.г.
Поурочные разработки по геометрии. 11 класс. (дифференцированный подход) / Сост. В.А. Яровенко. – М.:Вако, 2014 г.
Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян и др. – М.:Просвещение, 2009 г.
для учащихся:
1. Учебник. Геометрия 10 -11 кл. / Л. С. Атанасян. – М.: Просвещение, 2009 – 2013 г.г.
Средства обучения
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Угольник.
Транспортир.
Модели многогранников.