_______Зерноградский район____________
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большеталовская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района
«Утверждаю »
Директор МБОУ Большеталовской СОШ
Приказ от__01.09.2017___№_139__
__________________ Н.В.Сильченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По геометрии
Уровень общего образования (класс): основное общее образование 7 класс
Количество часов: 2 часа в неделю, всего 69 ч
Учитель: Барсукова Ирина Евгеньевна
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования(базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Для составления программы использовались следующие нормативные документы:
- Федеральный Закон РФ «Об образовании» №273 - ФЗ от 29.12.2012г.
- Приказ Министерства образования России от 05.03. 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
- Письмо Минобразования России от 20. 02.2004г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
- Образовательная программа МБОУ Большеталовской СОШ, утверждённая приказом от 01.09.2015 г. №139.
- Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. «Дрофа». Москва. 2009. ( Сборник нормативных документов).
- Программа по геометрии автор Л.С.Атанасян и другие (Сборник программ Геометрия 7-9: Просвещение 2009)
Целью изучения курса геометрии является формирование личности школьника, осознающего смысл и ценность математического образования, владеющего геометрическими компетенциями, необходимыми для жизни в современном обществе.
Общеучебные компетенции:
-навыки вычислений и вычислительной культуры.
-развитие представления об идеях и методах математики как форме описания и познания действительности, о роли вычислений в человеческой практике, вероятном характере многих закономерностей окружающего мира.
-развить представление о математике как о части общечеловеческой культуры и её значении для общественного прогресса.
-умение использовать для изучения окружающего мира такие методы как наблюдение, моделирование, измерение, записи математических утверждений и доказательств.
-навыки использования простейшей вычислительной техники для выполнения практических расчетов.
-развивать логическое мышление и речевые умения обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический , графический),выстраивать аргументации при доказательстве(в форме монолога и диалога),распознавать логически некорректные рассуждения.
Предметноориентированные компетенции:
-решение практических задач в повседневной жизни и профессиональной деятельности с использованием длин, площадей.
-понимание свойств геометрических фигур на плоскости.
-уметь использовать математические формулы, теоремы, утверждения, выполнять расчёты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимости между величинами. Уметь находить нужную формулу в справочной литературе.
-уметь вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания
-уметь выполнять геометрические построения.
-решать геометрические задачи с применением тригонометрии.
При реализации рабочей программы используется дополнительный материал в ознакомительном плане, создавая условия для максимального математического развития учащихся, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика.
Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет ученику с невысоким уровнем математической подготовки адаптироваться к изучению нового материала на следующей ступени обучения.
Общая характеристика учебного предмета.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного мышления и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчёта 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее: 3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года, итого 102 часа алгебры и 68 часов геометрии. Данная рабочая программа рассчитана на 69 час (2 часа в неделю, 35 учебных недель и 1 день) за счёт инвариантной части учебного плана.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
1.Начальные геометрические сведения (12 ч).
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель— систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.
2. Треугольники (17 ч).
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель— сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.
3. Параллельные прямые (13 ч).
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести аксиому параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (19 ч).
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.
Основная цель— расширить знания учащихся о треугольниках.
5. Повторение (8 ч).
Основная цель - Повторение и систематизация знаний полученных в течение учебного года
Раздел 3.Тематическое планирование
Раздел | Тема | Количество часов | Количество проверочных работ | Количество контрольных работ |
Глава 1 | Начальные геометрические сведения | 12 | 5 | 1 |
Глава 2 | Треугольники | 17 | 3 | 1 |
Глава 3 | Параллельные прямые | 13 | 1 | 1 |
Глава 4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 19 | 2 | 2 |
| Повторение | 8 | | 1 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности | Виды контроля | Дата |
План. | Факт. |
Начальные геометрические сведения | Прямая и отрезок | 1 | Работа по готовым чертежам. Работа в тетради | С-р | 1.09 | |
Луч и угол | 1 | Работа по готовым чертежам. Работа в тетради | | 3.09 | |
Сравнение отрезков и углов | 1 | Практическая работа | С-р | 8.09 | |
Измерение отрезков | 1 | Практическая работа | | 10.09 | |
Решение задач по теме «Измерение отрезков» | 1 | Практикум решения задач | С-р | 15.09 | |
Измерение углов | 2 | Практическая работа | С-р | 17;22 | |
Смежные и вертикальные углы | 2 | Работа по готовым чертежам | | 24;29 | |
Перпендикулярные прямые | 1 | Тренировочные упражнения | С-р | 1.10 | |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | Практикум решения задач | | 6.10 | |
Контрольная работа №1 | 1 | Индивидуальное решение контрольных заданий | К-р | 8.10 | |
Треугольники | Треугольники | 1 | Фронтальная работа, решение упражнений | | 13.10 | |
Первый признак равенства треугольников | 1 | Работа над конспектом, работа с учебником | | 15.10 | |
Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 1 | Практикум решения задач | С-р | 20.10 | |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | Работа над конспектом, работа с инструментом | | 22.10 | |
Свойства равнобедренного треугольника | 1 | Работа над конспектом, ответы на вопросы | | 27.10 | |
Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 1 | Практикум решения задач | | 29.10 | |
Второй признак равенства треугольников | 1 | Работа над конспектом, работа с учебником | | 10.11 | |
Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | 1 | Практикум решения задач | | 12.11 | |
Третий признак равенства треугольников | 1 | Работа над конспектом, работа с учебником | | 17.11 | |
Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | Практикум решения задач | | 19.11 | |
Окружность | 1 | Работа с наглядными пособиями, тренировочные упражнения | С-р | 24.11 | |
Задачи на построения | 2 | Работа с инструментом | | 26; 1.12 | |
Решение задач | 2 | Практикум решения задач | С-р | 3;8 | |
Зачёт №1 | 1 | Индивидуальное выполнение заданий | Зачёт | 10.12 | |
Контрольная работа №2 | 1 | Индивидуальное решение контрольных заданий | К-р | 15.12 | |
Параллельные прямые | Признаки параллельности прямых | 2 | Составление опорного конспекта. Решение задач по готовым чертежам | | 17;22 | |
Практические способы построения параллельных прямых | 1 | Работа с инструментом | | 24.12 | |
Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 1 | Практикум решения задач | | 29.12 | |
Аксиомы параллельных прямых | 1 | Работа над конспектом, решение задач | | 12.01 | |
Свойства параллельных прямых | 2 | Работа над конспектом, тренировочные упражнения | | 14;19.01 | |
Решение задач | 4 | Практикум решения задач | С-р | 21;26;28;2 | |
Зачёт №2 | 1 | Индивидуальное выполнение заданий | Зачёт | 4.02 | |
Контрольная работа №3 | 1 | Индивидуальное решение контрольных заданий | К-р | 9.02 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | Сумма углов треугольника | 2 | Работа над конспектом, решение задач по готовым чертежам, устно, письменно | | 11;16 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 2 | Работа над конспектом, решение задач устно и письменно | С-р | 18;25 | |
Неравенство треугольника | 1 | Работа с книгой, составление конспекта | | 1.03 | |
Решение задач | 1 | Практикум решения задач | | 3.03 | |
Контрольная работа №4 | 1 | Индивидуальное решение контрольных заданий | К-р | 10.03 | |
Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 1 | Работа с наглядными пособиями, тренировочные упражнения | | 15.03 | |
Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника | 1 | Практикум решения задач | | 17.03 | |
Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | Работа над конспектом | | 22.03 | |
Решение задач | 1 | Практикум решения задач | С-р | 24.03 | |
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | Работа над конспектом. Решение задач | | 5.04 | |
Зачёт №3 | 1 | Индивидуальное выполнение заданий | зачёт | 7.04 | |
Построение треугольника по трём элементам | 2 | Работа с инструментом, работа с книгой | | 12;14 | |
Решение задач на построение | 2 | Практикум решения задач Работа с инструментом | | 19;21 | |
Решение задач | 1 | Практикум решения задач | | 26.04 | |
Контрольная работа №5 | 1 | Индивидуальное решение контрольных заданий | К-р | 28.04 | |
Повторение | Начальные геометрические сведения | 1 | Фронтальный опрос, решение устных и письменных задач | | 5.05 | |
| Треугольники | 2 | Решение задач по готовым чертежам устно и письменно | | 10;12 | |
Параллельные прямые | 2 | Решение задач по готовым чертежам устно и письменно | | 17;19 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | Решение задач по готовым чертежам устно и письменно | | 24.05 | |
Итоговая контрольная работа | 1 | Индивидуальное решение контрольных заданий | К-р | 26.05 | |
Анализ контрольной работы. Решение задач по всему курсу 7 класса | 1 | Анализ допущенных ошибок. Работа в тетрадях индивидуальная и групповая | | 31.05 | |
Раздел 5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ | Автор | Название | Год издания | Издательство |
1. | Атанасян Л.С. | Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных учреждений | 2008 | М. Просвещение |
2. | МО РФ | Государственные образовательные стандарты | 2004 | « Вестник образования» |
3. | Гаврилова .Ф. | Поурочные разработки по геометрии. 7 класс | 2008 | М. ВАКО |
4. | Е.М. Рабинович | Задачи и упражнения на готовых чертежах | 2004 | М. ИЛЕКСА |
5. | М.Г. Гилярова | Поурочные планы по учебнику « Геометрия 7» класс» | 2009 | В. КОРИФЕЙ |
6. | В.И. Жохов | Карточки для проведения контрольных работ | 2003 | М. Мнемозина |
Оборудование:
- классная доска;
- интерактивная доска;
- персональный компьютер;
- магнитная доска;
- демонстрационные измерительные инструменты и приспособления;
- демонстрационные пособия для изучения геометрических тел ( модели);
- школьная медиатека;
- демонстрационные таблицы: /коричневый цвет/
№1.Измерение отрезков. Угол.
№2. Расположение точек. Отрезок. Луч.
№3. Свойства принадлежности точек и прямых.
№4. Равенство треугольников.
№5. Вертикальные углы.
№6. Основное свойство параллельных прямых.
№7. Виды углов (2 шт.).
№8.Смежные углы.
№9, 22 Перпендикулярные прямые.
№11, 47. Равнобедренный треугольник.
№12. Высота, медиана, биссектриса угла.
№13. Признаки равенства треугольника.
№14. Признаки параллельных прямых. Углы при параллельных прямых.
№15. Прямоугольный треугольник.
№16.Окружность.
№17. Углы при пересечении двух прямых третей
№18. Смежные и вертикальные углы.
№20. Виды треугольников.
№39. Плоскости, прямая, луч.
№43. Признаки параллельных прямых
№44. Прямоугольный треугольник, признаки равенства.
№46. Основные свойства параллельных прямых.
Информационное сопровождение:
- сайт «ФИПИ»;
- сайт «Елена Михайловна Савченко»;
- сайт «Яндекс ЕГЭ и ГИА»;
- сайт «Файлы»;
- сайт газеты «Первое сентября»;
- сайт «Peshuege.ru»
- сайт «Mathege.ru»
-сайт «Allen.ru»
Раздел 6. Результаты освоения учебного предмета и система оценки
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по геометрии
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;
уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения геометрических задач;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся 7 класса по геометрии
1. Оценка письменных контрольных работ.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета
МБОУ Большеталовской СОШ О.В. Захарюта
От _________20____ года №_____
Руководитель МС
______________/______________ ________ ________20______года