СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии составлена на основе общеобразовательной программы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии»


_______Зерноградский район____________

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большеталовская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

«Утверждаю »

Директор МБОУ Большеталовской СОШ

Приказ от__01.09.2017___№_139__

__________________ Н.В.Сильченко




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По геометрии

Уровень общего образования (класс): основное общее образование 7 класс


Количество часов: 2 часа в неделю, всего 69 ч


Учитель: Барсукова Ирина Евгеньевна









Раздел 1. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса по геометрии для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования(базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Для составления программы использовались следующие нормативные документы:

- Федеральный Закон РФ «Об образовании» №273 - ФЗ от 29.12.2012г.

- Приказ Министерства образования России от 05.03. 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

- Письмо Минобразования России от 20. 02.2004г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

- Приказ Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

- Образовательная программа МБОУ Большеталовской СОШ, утверждённая приказом от 01.09.2015 г. №139.

- Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. «Дрофа». Москва. 2009. ( Сборник нормативных документов).

- Программа по геометрии автор Л.С.Атанасян и другие (Сборник программ Геометрия 7-9: Просвещение 2009)

Целью изучения курса геометрии является формирование личности школьника, осознающего смысл и ценность математического образования, владеющего геометрическими компетенциями, необходимыми для жизни в современном обществе.

Общеучебные компетенции:

-навыки вычислений и вычислительной культуры.

-развитие представления об идеях и методах математики как форме описания и познания действительности, о роли вычислений в человеческой практике, вероятном характере многих закономерностей окружающего мира.

-развить представление о математике как о части общечеловеческой культуры и её значении для общественного прогресса.

-умение использовать для изучения окружающего мира такие методы как наблюдение, моделирование, измерение, записи математических утверждений и доказательств.

-навыки использования простейшей вычислительной техники для выполнения практических расчетов.

-развивать логическое мышление и речевые умения обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический , графический),выстраивать аргументации при доказательстве(в форме монолога и диалога),распознавать логически некорректные рассуждения.

Предметноориентированные компетенции:

-решение практических задач в повседневной жизни и профессиональной деятельности с использованием длин, площадей.

-понимание свойств геометрических фигур на плоскости.

-уметь использовать математические формулы, теоремы, утверждения, выполнять расчёты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимости между величинами. Уметь находить нужную формулу в справочной литературе.

-уметь вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания

-уметь выполнять геометрические построения.

-решать геометрические задачи с применением тригонометрии.


При реализации рабочей программы используется дополнительный материал в ознакомительном плане, создавая условия для максимального математического развития учащихся, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика.

Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет ученику с невысоким уровнем математической подготовки адаптироваться к изучению нового материала на следующей ступени обучения.

Общая характеристика учебного предмета.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного мышления и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчёта 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее: 3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года, итого 102 часа алгебры и 68 часов геометрии. Данная рабочая программа рассчитана на 69 час (2 часа в неделю, 35 учебных недель и 1 день) за счёт инвариантной части учебного плана.




Раздел 2. Содержание учебного предмета

 

1.Начальные геометрические сведения (12 ч).

Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигу­ры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свой­ства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель— систематизировать знания учащих­ся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур. 



2. Треугольники (17 ч).

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпен­дикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треуголь­ника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель— сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки. 



3. Параллельные прямые (13 ч).

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести аксиому параллельных пря­мых. 

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (19 ч).

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на пост­роение.

Основная цель— расширить знания учащихся о тре­угольниках. 



5. Повторение (8 ч).

Основная цель - Повторение и систематизация знаний полученных в течение учебного года











Раздел 3.Тематическое планирование



Раздел

Тема

Количество

часов


Количество проверочных работ


Количество контрольных работ

Глава 1


Начальные геометрические сведения



12

5

1

Глава 2

Треугольники



17

3

1

Глава 3

Параллельные прямые



13

1

1

Глава 4

Соотношения между сторонами и

углами треугольника



19

2

2


Повторение



8


1










Раздел 4. Календарно-тематическое планирование


Раздел


Тема урока

Кол-во часов


Виды деятельности

Виды контроля

Дата


План.

Факт.

Начальные геометрические сведения

Прямая и отрезок


1


Работа по готовым чертежам. Работа в тетради

С-р


1.09


Луч и угол

1

Работа по готовым чертежам. Работа в тетради


3.09


Сравнение отрезков и углов

1

Практическая работа


С-р

8.09


Измерение отрезков

1

Практическая работа



10.09


Решение задач по теме «Измерение отрезков»

1


Практикум решения задач

С-р


15.09


Измерение углов

2

Практическая работа


С-р

17;22


Смежные и вертикальные углы

2

Работа по готовым чертежам



24;29


Перпендикулярные прямые

1

Тренировочные упражнения


С-р

1.10


Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1


Практикум решения задач



6.10


Контрольная работа №1

1

Индивидуальное решение контрольных заданий

К-р

8.10

Треугольники

Треугольники

1

Фронтальная работа, решение упражнений


13.10


Первый признак равенства треугольников

1

Работа над конспектом, работа с учебником


15.10


Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

1



Практикум решения задач

С-р

20.10


Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1


Работа над конспектом, работа с инструментом


22.10


Свойства равнобедренного треугольника

1


Работа над конспектом, ответы на вопросы


27.10


Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1


Практикум решения задач


29.10


Второй признак равенства треугольников

1


Работа над конспектом, работа с учебником


10.11


Решение задач на применение второго признака равенства треугольников

1




Практикум решения задач


12.11


Третий признак равенства треугольников

1


Работа над конспектом, работа с учебником


17.11


Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1

Практикум решения задач


19.11


Окружность

1

Работа с наглядными пособиями, тренировочные упражнения

С-р

24.11


Задачи на построения

2

Работа с инструментом



26; 1.12


Решение задач

2

Практикум решения задач


С-р

3;8


Зачёт №1

1

Индивидуальное выполнение заданий

Зачёт

10.12


Контрольная работа №2

1

Индивидуальное решение контрольных заданий

К-р

15.12


Параллельные прямые

Признаки параллельности прямых

2

Составление опорного конспекта. Решение задач по готовым чертежам


17;22


Практические способы построения параллельных прямых

1

Работа с инструментом


24.12


Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

1

Практикум решения задач



29.12


Аксиомы параллельных прямых

1

Работа над конспектом, решение задач


12.01


Свойства параллельных прямых

2

Работа над конспектом, тренировочные упражнения


14;19.01


Решение задач

4

Практикум решения задач


С-р

21;26;28;2


Зачёт №2

1

Индивидуальное выполнение заданий

Зачёт

4.02


Контрольная работа №3

1

Индивидуальное решение контрольных заданий

К-р

9.02


Соотношения между сторонами и углами треугольника

Сумма углов треугольника

2

Работа над конспектом, решение задач по готовым чертежам, устно, письменно


11;16


Соотношения между сторонами и углами треугольника


2

Работа над конспектом, решение задач устно и письменно

С-р

18;25


Неравенство треугольника

1

Работа с книгой, составление конспекта


1.03


Решение задач

1

Практикум решения задач



3.03


Контрольная работа №4

1

Индивидуальное решение контрольных заданий

К-р

10.03


Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства


1

Работа с наглядными пособиями, тренировочные упражнения


15.03


Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника


1


Практикум решения задач



17.03


Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

Работа над конспектом


22.03


Решение задач

1

Практикум решения задач


С-р

24.03


Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми


1


Работа над конспектом. Решение задач


5.04


Зачёт №3

1

Индивидуальное выполнение заданий

зачёт

7.04


Построение треугольника по трём элементам


2

Работа с инструментом, работа с книгой


12;14


Решение задач на построение

2

Практикум решения задач

Работа с инструментом


19;21


Решение задач

1

Практикум решения задач



26.04


Контрольная работа №5

1

Индивидуальное решение контрольных заданий

К-р

28.04


Повторение

Начальные геометрические сведения

1

Фронтальный опрос, решение устных и письменных задач


5.05



Треугольники

2


Решение задач по готовым чертежам устно и письменно


10;12


Параллельные прямые

2

Решение задач по готовым чертежам устно и письменно


17;19


Соотношения между сторонами и углами треугольника


1

Решение задач по готовым чертежам устно и письменно


24.05


Итоговая контрольная работа

1

Индивидуальное решение контрольных заданий

К-р

26.05


Анализ контрольной работы.

Решение задач по всему курсу 7 класса

1

Анализ допущенных ошибок.

Работа в тетрадях индивидуальная и групповая


31.05



Раздел 5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Автор

Название

Год издания

Издательство

1.

Атанасян Л.С.

Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных учреждений


2008

М. Просвещение

2.

МО РФ

Государственные образовательные стандарты


2004

« Вестник образования»

3.

Гаврилова .Ф.

Поурочные разработки по геометрии. 7 класс


2008

М. ВАКО

4.

Е.М. Рабинович

Задачи и упражнения на

готовых чертежах


2004

М. ИЛЕКСА

5.

М.Г. Гилярова

Поурочные планы по учебнику « Геометрия 7»

класс»


2009

В. КОРИФЕЙ

6.

В.И. Жохов

Карточки для проведения контрольных работ


2003

М. Мнемозина


Оборудование:

- классная доска;

- интерактивная доска;

- персональный компьютер;

- магнитная доска;

- демонстрационные измерительные инструменты и приспособления;

- демонстрационные пособия для изучения геометрических тел ( модели);

- школьная медиатека;

- демонстрационные таблицы: /коричневый цвет/


№1.Измерение отрезков. Угол.

№2. Расположение точек. Отрезок. Луч.

№3. Свойства принадлежности точек и прямых.

№4. Равенство треугольников.

№5. Вертикальные углы.

№6. Основное свойство параллельных прямых.

№7. Виды углов (2 шт.).

№8.Смежные углы.

№9, 22 Перпендикулярные прямые.

№11, 47. Равнобедренный треугольник.

№12. Высота, медиана, биссектриса угла.

№13. Признаки равенства треугольника.

№14. Признаки параллельных прямых. Углы при параллельных прямых.

№15. Прямоугольный треугольник.

№16.Окружность.

№17. Углы при пересечении двух прямых третей

№18. Смежные и вертикальные углы.

№20. Виды треугольников.

№39. Плоскости, прямая, луч.

№43. Признаки параллельных прямых

№44. Прямоугольный треугольник, признаки равенства.

№46. Основные свойства параллельных прямых.

Информационное сопровождение:

- сайт «ФИПИ»;

- сайт «Елена Михайловна Савченко»;

- сайт «Яндекс ЕГЭ и ГИА»;

- сайт «Файлы»;

- сайт газеты «Первое сентября»;

- сайт «Peshuege.ru»

- сайт «Mathege.ru»

-сайт «Allen.ru»

Раздел 6. Результаты освоения учебного предмета и система оценки

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по геометрии

 В результате изучения ученик должен

 знать/понимать:

  • существо  понятия  математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • каким образом  геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решения геометрических задач;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

 

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся 7 класса по геометрии

1.  Оценка письменных контрольных работ.



Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

 2.  Оценка устных ответов.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. 















Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО



Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета

МБОУ Большеталовской СОШ О.В. Захарюта

От _________20____ года №_____

Руководитель МС

______________/______________ ________ ________20______года