СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии для коррекционного класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

преподавание геометрии в 8 а классе

МБОУ «СОШ №63» в 2017 – 2018 учебном году

Основной целью курса геометрии в 8 классе является формирование представлений о многоугольниках, их свойствах, подобии треугольников, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся, развития логического мышления, формирование понятия доказательства.


Задачи:

Овладеть символическим языком геометрии, выработать формально- оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

Изучить свойства геометрических фигур, научиться использовать их для решения геометрических задач и задач смежных дисциплин;

Развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

Развить логическое мышление и речь- умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контр примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

Сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.


Рабочая программа разработана на основе :


1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004, №1089)

2. Примерной программы основного общего образования

3.Федерального перечня учебников, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ

3. Базисного учебного плана

За основу взята примерная программа по математике для общеобразовательных учреждений (Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. /Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г.Миндюк. -4-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2004. – 320 с. )

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.





Определение места и роли учебного предмета курса

Цели обучения геометрии в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.


Изучение геометрии на ступени основного общего образования:

способствует овладению системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

благотворно влияет на интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

формирует представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитывает культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 68 часов (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ -5.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Ведущими методами обучения геометрии являются: проблемно - поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, используется, частично-поисковый и творчески-репродуктивный.

Технологии обучения: традиционная классно-урочная; игровые технологии (урок-лаборатория); элементы проблемного обучения; здоровье сберегающие технологии; ИКТ.


Механизмы формирования ключевых компетенций.

В основу содержания и структурирования данной программы, выбора приемов, методов и форм обучения положено формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В процессе обучения геометрии осуществляется развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Учащиеся продолжают овладение разнообразными способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:


Познавательная деятельность:

-самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

-использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

-исследования несложных реальных связей и зависимостей;

-участия в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

-самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.


Информационно-коммуникативная деятельность:

-извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивание достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

-использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-владения основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).


Рефлексивная деятельность:

-объективного оценивания своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учета мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;

-умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

-владения навыками организации и участия в коллективной деятельности.


С учетом возрастных особенностей класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, сформулированы ожидаемые результаты обучения, продуманы возможные формы и виды контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, тренировочная практическая работа, исследовательская практическая работа, лабораторно-практическая работа, математический диктант, диагностическая тестовая работа, тестовая работа, самостоятельная работа, контрольная работа.


Планируемый уровень подготовки выпускников 8 класса на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными ФГОС, образовательной программой ОУ:








Учащиеся должны

знать /понимать

понятие многоугольника, выпуклого многоугольника, суммы углов выпуклого многоугольника;

виды четырехугольников , их свойства и признаки;

понятие площади; формулы вычисления площадей четырехугольников;

теорему Пифагора;

определение подобных треугольников, пропорциональных отрезков;

признаки подобия треугольников;

понятие средней линии треугольника;

соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;

понятие синуса, косинуса, тангенса прямоугольного треугольника;

значения синуса, косинуса, тангенса для углов 300, 450, 600;

понятие вписанной и описанной окружности;

взаимного расположения окружности и прямой;

центральные и вписанные углы.


уметь:

чертить геометрические фигуры на плоскости;

решать геометрические задачи, используя свойства геометрических фигур;

доказывать теорему Пифагора и использовать её для нахождения гипотенузы (катета) прямоугольного треугольника;

применять теоретические знания при решении геометрических задач;


В ходе изучения геометрии обучающиеся приобретают и совершенствуют опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.



Система математического образования в основной школе становится более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В рабочей программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.


Для обеспечения учебного процесса в 7-9 классах выбран учебник «Геометрия, 7-9 класс» Атанасян Л.С. и др., Москва, «Просвещение»,2011г.


В курсе геометрии 8-го класса доказывается теорема Пифагора. Особое внимание уделяется изучению таких четырехугольников как параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, их свойств, площадей Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о признаках подобия треугольников, соотношениями между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Рассматриваются четыре замечательные точки треугольника. Вводится понятие касательной к окружности, центральные и вписанные углы, описанной и вписанной окружности. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.


Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.


Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.


Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала


Содержание обучения, 8 класс


Тема 1. «Четырехугольники» (14 часов)

Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Теорема Фалеса.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

-знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; определения параллелограмма и трапеции, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобокой трапеции; определения прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и признаков; определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;

-уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником; вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника; делить отрезок на п- равных частей с помощью циркуля и линейки; доказывать свойства и признаки изученных фигур и применять их при решении задач; строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией.

Контрольная работа №1


Тема 2. «Площади фигур» (14 часов)

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Теорема Пифагора.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

-знать основные свойства площадей и формулы для вычисления площадей; теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; теорему Пифагора и обратную ей теорему;

-уметь вывести формулу для вычисления площадей; применять все изученные формулы при решении задач.

Контрольная работа №2


Тема 3. «Подобные треугольники» (19 часов)

Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Связь между площадями подобных фигур. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

-знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника; признаки подобия треугольников; теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника; значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45°, 60°;

-уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач; с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение; доказывать основное тригонометрическое тождество и решать задачи.

Контрольная работа № 3, 4


Тема 4. «Окружность» (17 часов)

Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность, вписанная в треугольник и кружность, описанная около треугольника.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

-знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной; какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд; теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника; какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников;

-уметь доказывать свойства, признаки и теоремы изучаемые в параграфе и применять их при решении задач.

Контрольная работа № 5


Тема 5. «Повторение. Решение задач» (4 часа)

Перечень плановых контрольных работ

Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники»

Контрольная работа №2 по теме «Площади фигур»

Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников»

Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

Контрольная работа №5 по теме «Окружность»



Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

-текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;

-тематический контроль в виде контрольных работ;

-итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.




























Учебно- методическое обеспечение


1. Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений.

Геометрия. 7-9 классы. М.: Просвещение, 2009. 126 с.

2. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2004 -2010.


Дополнительная литература:



1. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. / Б. Г. Зив. М.: Просвещение


2. Н.Ф. Гаврилова Поурочные разработки по геометрии. 8 класс.-М. : ВАКО, 2005.- 320 с.


3. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд.- М.- Дрофа,1998.- 112 с.



Используемые ИНТЕТНЕТ- ресурсы


http://www.mathvaz.ru/rprogram.p

Учебно -тематическое планирование


П/П

Тема урока

Кол -во

часов

Доминирующие цели раздела

Основные понятия

Формы контроля

I ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ (14 ЧАСОВ)

1.1

      1. Многоугольники

1

Дать учащимся систематические сведения о четырёхугольниках и их свойствах, сформировать представление о фигурах, симметричных относительно точки и прямой

Четырёхугольник, стороны, вершины, соседние стороны и вершины, противоположные стороны и вершины, диагональ. Параллелограмм, трапеция, ромб. Осевая симметрия, центральная симметрия.


1.2

      1. Выпуклый многоугольник

1


1.3

      1. Четырёхугольник

1


1.4

      1. Решение задач


С/Р

1.5

Параллелограмм

5


1.6

Признаки параллелограмма



1.7

Трапеция



1.8

Решение задач


С/Р

1.9

Прямоугольник



1.10

Ромб и квадрат

1


1.11

Решение задач

1


1.12

Осевая и центральная симметрия

1


1.13

Решение задач



1.14

Контрольная работа № 1 по теме: «Четырёхугольники»

1

К/Р

II ПЛОЩАДЬ(14 ЧАСОВ)

2.1

Анализ контрольной работы. Понятие площади многоугольника

1

- Сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства фигур. Научить применять теорему Пифагора


Площадь, единицы измерения площади, высота, противоположные стороны, основание трапеции


2.2

Площади квадрата

1


2.3

Площадь прямоугольника

1


2.4

Решение задач

1



2.5

Площадь параллелограмма

1


2.6

Площадь треугольника

1


2.7

Площадь трапеции




Решение задач




2.9

Решение задач


С/Р

2.10

Теорема Пифагора

1


2.11

Теорема Пифагора

1


2,12

Теорема обратная теореме Пифагора


Научить применять теорему обратную теореме Пифагора




2.13

Решение задач


Закрепить ЗУН

С/Р

2.14

Контрольная работа № 2 «Площади»


Проверить ЗУН

К/Р

III ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ(19 ЧАСОВ)

3.1

Анализ контрольной работы. Пропорциональные отрезки

1

Дать учащимся систематизированные сведения о подобии, подобных треугольниках, признаках подобия треугольников, средней линии треугольника, синусе , косинусе и тангенсе углов.

Подобие, подобные треугольники, пропорциональные отрезки, средняя линия треугольника, синус, косинус и тангенс угла



3.2

Определение подобных треугольников.

6


3.3

Отношение площадей подобных треугольников

1


3.4

Решение задач

1

С/Р

3.5

Первый признак подобия треугольников

1




3.6

Второй признак подобия треугольников

1




3.7

Третий признак подобия треугольников

1




3.8

Решение задач

1




3.9

Контрольная работа № 3 «Признаки подобия треугольников»

1



К/Р

3.10

Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника

1




3.11

Средняя линия треугольника

1




3.12

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1




3.13

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1




3.14

Практические приложения подобия треугольников

1




3.15

О подобии произвольных фигур

1




3.16

Синус, косинус и тангенс угла прямоугольного треугольника

1




3.17

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30o, 45o и 60o

1




3.18

Решение задач

1



С/Р

3.19

Контрольная работа № 4 по теме: «Подобные треугольники1

1





IV ОКРУЖНОСТЬ(17ЧАСОВ)

4.1

Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности

2

Дать учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, научить строить вписанную и описанную окружности, касательную к окружности

Окружность, вписанная и описанная окружность, касательная к окружности


4.2

Взаимное расположение прямой и окружности

1


4.3

Касательная к окружности

1


4.4

Касательная к окружности

1


4.5

Градусная мера дуги окружности

1


4.6

Теорема о вписанном угле

1


4.7

Теорема о вписанном угле

1


4.8

Решение задач

1

С/Р

4.9

Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку



4.10

Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку



4.11

Теорема о точке пересечения высот треугольника



4.12

Теорема о точке пересечения высот треугольника



4.13

Вписанная окружность



4.14

Описанная окружность



4.15

Решение задач



4.16

Решение задач



4.7

Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»

1

Проверить ЗУН


К/Р

V ПОВТОРЕНИЕ (4 ЧАСА)

5.1

Анализ контрольной работы. Повторение

1

Познакомить с понятием вектора..Рассмотреть равные вектора

Вектор.


5.2

Повторение





5.3

Обобщение за курс 8 класса

1

Рассмотреть правило треугольника и параллелограмма



5.4

Обобщение за курс 8 класса

1



СР


ИТОГО

68















УМК учителя:

  1. Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2006.

  3. Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1998.

  4. Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. – М.: Просвещение, 2005.

  5. Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.


7