Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №4_____________/Чеботарева Н. Е./
Приказ по МБОУ СОШ №4 от 31.08.2015 № 88
Рабочая программа по геометрии
7 «А», «Б» класс
Составлена на основе программы
основного общего образования по геометрии для 7-9 классов.
Автор программы Т.А. Бурмистрова, 2010 г.
Составитель:
Учитель Колисниченко Л.В.
Егорьевск 2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 7—9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, СБ. Кадомцева, Э.Г. Позняка и И.И. Юдиной.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Цели
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Для учителя
Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель:
Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2011 г.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7—9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 7 класса. М.: Просвещение, 2014.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Некрасов В.Б., Юдина И.И. Изучение геометрии в 7—9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2011.
Алтынов П.И. Геометрия, 7—9 классы. Тесты: Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2010.
Ершова. Контрольные и самостоятельные работы. 7 класс. М.: Илекса, 2010.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2010
Для учащихся
Атанасян Л. С, Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7—9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 7 класса. М.: Просвещение, 2014.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;
уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения, при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности их применения;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии; решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Учебно-тематический план (68 часов в год)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Начальные геометрические сведения | 10 |
2 | Треугольники | 18 |
3 | Параллельные прямые | 14 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 |
5 | Повторение курса геометрии за 7 класс | 8 |
| Итого: | 68 |
График контрольных работ
№ п/п | Номер контрольной работы | Примерная дата | Фактическая дата |
7 «А» | 7 «Б» |
1. | Контрольная работа № 1 «Начальные геометрические сведения» | 5 неделя | | |
2. | Контрольная работа №2 «Треугольники» | 14 неделя | | |
3. | Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» | 21 неделя | | |
4. | Контрольная работа №4 «Сумма углов, соотношения между сторонами и углами треугольника» | 25 неделя | | |
5. | Контрольная работа №5 «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам» | 30 неделя | | |
6. | Итоговый тест за курс 7 класса | 33 неделя | | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
7»А» | 7»Б» |
Глава I. Начальные геометрические сведения (10 часов) |
1 | Прямая и отрезок | 1 неделя | | |
2 | Луч и угол | 1 неделя | | |
3 | Сравнение отрезков и углов | 2 неделя | | |
4 | Измерение отрезков | 2 неделя | | |
5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | 3 неделя | | |
6 | Измерение углов | 3 неделя | | |
7 | Смежные и вертикальные углы | 4 неделя | | |
8 | Перпендикулярные прямые | 4 неделя | | |
9 | Подготовка к контрольной работе | 5 неделя | | |
10 | Контрольная работа №1. «Начальные геометрические сведения» Начальные геометрические сведения | 5 неделя | | |
Глава II Треугольники (18 часов) |
11 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Треугольники | 6 неделя | | |
12 | Первый признак равенства треугольников | 6 неделя | | |
13 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 7 неделя | | |
14 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 7 неделя | | |
15 | Свойства равнобедренного треугольника | 8 неделя | | |
16 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 8 неделя | | |
17 | Второй признак равенства треугольников | 9 неделя | | |
18 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | 9 неделя | | |
19 | Третий признак равенства треугольников | 10 неделя | | |
20 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 10 неделя | | |
21 | Окружность | 11 неделя | | |
22 | Примеры задач на построение | 11 неделя | | |
23 | Решение задач на построение | 12 неделя | | |
24 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 12 неделя | | |
25 | Решение задач | 13 неделя | | |
26 | Подготовка к контрольной работе | 13 неделя | | |
27 | Контрольная работа 2 «Треугольники» | 14 неделя | | |
28 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Работа над ошибками | 14 неделя | | |
Глава III. Параллельные прямые (14 часов) |
29 | Признаки параллельности прямых | 15 неделя | | |
30 | Признаки параллельности прямых | 15 неделя | | |
31 | Практические способы построения параллельных прямых | 16 неделя | | |
32 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 16 неделя | | |
33 | Самостоятельная работа по теме «Признаки параллельности прямых» | 17 неделя | | |
34 | Аксиома параллельных прямых | 17 неделя | | |
35 | Свойства параллельных прямых | 18 неделя | | |
36 | Свойства параллельных прямых | 18 неделя | | |
37 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 19 неделя | | |
38 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 19 неделя | | |
39 | Решение задач | 20 неделя | | |
40 | Подготовка к контрольной работе | 20 неделя | | |
41 | Контрольная работа №3«Параллельные прямые» | 21 неделя | | |
42 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Работа над ошибками | 21 неделя | | |
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов) |
43 | Сумма углов треугольника | 22 неделя | | |
44 | Сумма углов треугольника. Решение задач | 22 неделя | | |
45 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 23 неделя | | |
46 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 23 неделя | | |
47 | Неравенство треугольника | 24 неделя | | |
48 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 24 неделя | | |
49 | Контрольная работа №4 «Сумма углов, соотношения между сторонами и углами треугольника» | 25 неделя | | |
50 | Работа над ошибками | 25 неделя | | |
51 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 26 неделя | | |
52 | Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников | 26 неделя | | |
53 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 27 неделя | | |
54 | Прямоугольный треугольник. Решение задач | 27 неделя | | |
55 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 28 неделя | | |
56 | Построение треугольника по трем элементам | 28 неделя | | |
57 | Построение треугольника по трем элементам | 29 неделя | | |
58 | Решение задач | 29 неделя | | |
59 | Подготовка к контрольной работе | 30 неделя | | |
60 | Контрольная работа №5 «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам» | 30 неделя | | |
Повторение курса геометрии за 7 класс (10 часов) |
61 | Анализ ошибок к/р. Повторение темы «Начальные геометрические сведения» | 31 неделя | | |
62 | Повторение темы «Признаки Равенства треугольников. Равнобедренный треугольник» | 31 неделя | | |
63 | Повторение темы «Параллельные прямые» | 32 неделя | | |
64 | Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 32 неделя | | |
65 | Подготовка к контрольной работе | 33 неделя | | |
66 | Итоговый тест за курс 7 класса | 33 неделя | | |
67 | Повторение темы «Задачи на построение» | 34 неделя | | |
68 | Итоговое занятие | 34 неделя | | |
Критерии оценки знаний, умений, навыков по математике
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
Оценка устных ответов учащихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой учебника;
изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графика, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применял их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;
возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,
если ученик удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определённые «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умении и навыков.
Отметке "2" ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одна ошибки или более двух-трёх недочётов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательные умениями по данной теме в полной мере;
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Оценка тестовых работ по математике
Тестовые работы оцениваются согласно прилагаемой к работе инструкции, либо по формуле N1 / N2 * к = Б, где
N1 - количество правильных ответов,
N2 – общее количество ответов,
к – коэффициент (к =10),
Б - результат выполнения тестовой работы учащегося, выраженный в баллах, переводимых в отметку по пятибалльной системе
Например, 27/30 * 10 = 9 баллов
Количество баллов | Отметка |
10 | «5» |
8-9 | «4» |
6-7 | «3» |
5 и менее | «2» |
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата | Содержание | Причина | Подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
«Рассмотрено»
Протокол методического объединения учителей естественнонаучного цикла
от 26.08.2015 года, №1
Руководитель ШМО_________/Тимофеева Н.В./
Дата 26.08.2015 года
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР___________/Липатова В.С./
Дата 28.08.2015 года
«Принято»
Протокол педагогического совета №1
Дата 31.08.2015 года