Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Куликова, д. 16
тел.8(496) 540-41-46, факс 8(496) 540-41-46
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №14 _______________
И. В. Горшкова
«30» августа 2016года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии на 2016-2017 учебный год
(базовый уровень)
8 «Г» класс
Составитель: Бирюкова Татьяна Владимировна
учитель математики
высшей квалификационной категории
2016 год
Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии, 8 класс
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14» работает по образовательной программе основного общего образования (5-9 классы), который предусматривает изучение геометрии в 8 классе в количестве 68 часов в год, т.е. 2 часов в неделю. По учебному плану ОУ выделяет 2 часа в неделю, что соответствует базисному плану.
Программа по геометрии для 8 класса составлена на основе авторской программы по геометрии Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева. Авторы приводят тематическое планирование из расчёта 2 часа в неделю, 68 часов в год.
В содержании программы и требованиях к уровню подготовки обучающихся расхождений нет.
Содержание курса для 8 класса продолжает линию учебно-методических пособий по геометрии, соответствующих современным образовательным стандартам.
Количество контрольных работ – 5
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Учебный процесс ориентирован на:
- рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач;
- сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения;
- оптимизированное применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов;
- использование современных технических средств обучения.
Цели обучения
1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Содержание учебного курса.
Содержание курса геометрии 8 класса включает следующие тематические блоки:
№ | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Четырехугольники | 15 | 1 |
2. | Площадь | 15 | 1 |
3. | Подобные треугольники | 19 | 2 |
4. | Окружность | 17 | 1 |
5. | Повторение | 2 | - |
Всего: | 68 | 5 |
Четырехугольники, 15 ч.
Многоугольник, выпуклый и невыпуклый. Формула суммы углов выпуклого многоугольника, периметр многоугольника. Параллелограмм. Свойства и признаки параллелограмма. Трапеция, виды трапеций, равнобедренная трапеция. Теорема Фалеса. Задачи на построение. Прямоугольник, свойства и признаки. Ромб, квадрат; свойства и признаки. Осевая и центральная симметрии.
Площадь, 15 ч.
Формулы для вычисления площадей треугольника, параллелограммов, трапеции. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора.
Подобные треугольники, 19 ч.
Пропорциональные отрезки, сходственные стороны, подобные треугольники. Признаки подобия треугольников и их применения. Средняя линия треугольника, средняя линия трапеции. Свойства медиан и биссектрисы треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Практические приложения подобия треугольников. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60.
Окружность, 17 ч.
Случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной. Центральный угол, вписанный угол. Углы и окружность. Градусная мера дуги окружности, отрезки пересекающихся хорд, отрезки секущих, проведенных из одной точки. Серединный перпендикуляр к отрезку, определение, свойство, признак. Свойство и признак биссектрисы угла. Описанные и вписанные четырехугольники, их свойства и признаки.
Повторение, 2 ч.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание уроков | Дата по плану | Дата фактическая |
1 четверть | |
Четырёхугольники (15 ч) | |
-
| Многоугольники | 05.09.2016 | 05.09.2016 |
-
| Многоугольники.Решение задач | 07.09.2016 | 07.09.2016 |
-
| Параллелограмм | 12.09.2016 | 12.09.2016 |
-
| Признаки параллелограмма | 14.09.2016 | 14.09.2016 |
-
| Решение задач по теме «Параллелограмм» | 19.09.2016 | 19.09.2016 |
-
| Трапеция | 21.09.2016 | 21.09.2016 |
-
| Теорема Фалеса | 26.09.2016 | 26.09.2016 |
-
| Задачи на построение | 28.09.2016 | 28.09.2016 |
-
| Прямоугольник | 03.10.2016 | 03.10.2016 |
-
| Прямоугольник | 05.10.2016 | 05.10.2016 |
-
| Ромб, квадрат. | 10.10.2016 | 10.10.2016 |
-
| Осевая и центральная симметрии | 12.10.2016 | 12.10.2016 |
-
| Решение задач по теме «Четырёхугольники». | 17.10.2016 | 17.10.2016 |
-
| Решение задач по теме «Четырёхугольники». | 19.10.2016 | 19.10.2016 |
-
| Контрольная работа № 1 «Четырёхугольники | 24.10.2016 | 24.10.2016 |
Площадь (15ч.) |
-
| Площадь многоугольника | 26.10.2016 | 26.10.2016 |
2 четверть |
-
| Площадь прямоугольника | 07.11.2016 | |
-
| Площадь параллелограмма | 09.11.2016 | |
-
| Площадь треугольника | 14.11.2016 | |
-
| Площадь треугольника | 16.11.2016 | |
-
| Площадь трапеции | 21.11.2016 | |
-
| Решение задач «Площади фигур» | 23.11.2016 | |
-
| Решение задач «Площади фигур» | 28.11.2016 | |
-
| Решение задач «Площади фигур» | 30.11.2016 | |
-
| Теорема Пифагора | 05.12.2016 | |
-
| Теорема, обратная теореме Пифагора | 07.12.2016 | |
-
| Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы | 12.12.2016 | |
-
| Решение задач по теме "Площадь". | 14.12.2016 | |
-
| Формула Герона | 19.12.2016 | |
-
| Контрольная работа № 2 «Площадь» | 21.12.2016 | |
Подобные треугольники (19ч) | |
31 | Пропорциональные отрезки | 26.12.2016 | |
32 | Определение подобных треугольников. | 28.12.2016 | |
3 четверть |
33 | Отношение площадей подобных треугольников | 16.01.2017 | |
34 | Первый признак подобия треугольников | 18.01.2017 | |
35 | Решение задач на применение первого признака подобия | 23.01.2017 | |
36 | Второй и третий признаки подобия треугольников | 25.01.2017 | |
37 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | 30.01.2017 | |
38 | Контрольная работа № 3 «Признаки подобия треугольников» | 01.02.2017 | |
39 | Средняя линия треугольника, средняя линия трапеции | 06.02.2017 | |
40 | Средняя линия треугольника, средняя линия трапеции | 08.02.2017 | |
41 | Средняя линия треугольника и свойство медиан треугольника | 13.02.2017 | |
42 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 15.02.2017 | |
43 | Решение задач | 20.02.2017 | |
44 | Решение задач | 22.02.2017 | |
45 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 27.02.2017 | |
46 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60 | 01.03.2017 | |
47 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач | 06.03.2017 | |
48 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач | 13.03.2017 | |
49 | Контрольная работа № 4 «Подобие треугольников» | 15.03.2017 | |
Окружность (17 ч) | |
50 | Взаимное расположение прямой и окружности | 20.03.2017 | |
51 | Касательная к окружности | 22.03.2017 | |
4 четверть |
52 | Касательная к окружности | 03.04.2017 | |
53 | Градусная мера дуги окружности | 05.04.2017 | |
54 | Теорема о вписанном угле | 10.04.2017 | |
55 | Теорема о вписанном угле | 12.04.2017 | |
56 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд | 17.04.2017 | |
57 | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | 19.04.2017 | |
58 | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | 24.04.2017 | |
59 | Свойство биссектрисы угла | 26.04.2017 | |
60 | Серединный перпендикуляр к отрезку | 03.05.2017 | |
61 | Вписанная окружность. Свойство описанного четырёхугольника. | 08.05.2017 | |
62 | Вписанная окружность. Свойство описанного четырёхугольника. | 10.05.2017 | |
63 | Описанная окружность. Свойство вписанного четырёхугольника. | 15.05.2017 | |
64 | Описанная окружность. Свойство вписанного четырёхугольника. | 17.05.2017 | |
65 | Решение задач по теме «Окружность» | 22.05.2017 | |
66 | Контрольная работа № 5 «Окружность» | 24.05.2017 | |
Итоговое повторение (2 ч) |
67 | Повторение. Четырехугольники. | 29.05.2017 | |
68 | Повторение. Площадь. | 30.05.2017 | |
Литература:
Пособия для учащихся
1. Геометрия, 7-9. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.В.Кадомцев и др. Просвещение, 2013.
2. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Просвещение, 2012
3. Геометрия 7-9 классы. Задачи и упражнения на готовых чертежах, Е. М. Рабинович. 2012.
П.И. Алтынов Тесты. Геометрия 7-9 классы. М., - «Дрофа».
А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский и др. Сборник задач и контрольных работ по геометрии. «Илекса» ,Москва ,2012
Л.И.Звавич, Е.В.Потоскуев «Тестовые задания по геометрии». М., - «Дрофа»
Н.М.Карпушина «Развивающие задачи по геометрии» М., - «Школьная пресса»
Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков «Геометрия. Тематические тесты. ГИА». М., -«Просвещение», 2013
Ю.П.Дудицын, В.Л.Кронгауз «Сборник заданий по геометрии». М., -«Экзамен», 2011
А.П.Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии» Москва, «Илекса», 2013
Пособия для учителя
1.Изучение геометрии в 7-9 классах, методические рекомендации к учеб.: Кн. для учителя Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Просвещение, 2010.
2. Поурочные разработки по геометрии, Н.Ф.Гаврилова. Москва «Вако» 2013.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики Протокол №1 от «23» августа 2016 года
Руководитель ШМО: Каминская А.Н. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________/Лукьянова Н.В./ «26» августа 2016 года | | СОГЛАСОВАНО Протокол заседания школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики Протокол №1 от «23» августа 2016 года
Руководитель ШМО: Каминская А.Н. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________/Лукьянова Н.В./ «26» августа 2016 года | |