Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам. директора Директор МАОУ «СОШ №34»
учителей математики, физики _____Р.З.Маннапова городского округа
и информатики «____»____ 2016г. г. Стерлитамак РБ
протокол №__ от «___»____2016г. ______И. М. Мурашев
руководитель МО Приказ №__ от «___»__2016г.
______ О.В. Сидорова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету ГЕОМЕТРИЯ
Класс 8а
Учебник Геометрия 7-9, А.В. Погорелов, Москва, «Просвещение», 2016 г.
Количество часов в неделю 2
Количество часов в год 68
Учитель А. Р. Валеева
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса геометрии для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по математике;
- примерной программы основного общего образования по математике;
- программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7 – 9 классы» составитель Т. А. Бурмистрова (Москва, «Просвещение», 2010 г.)
- учебного плана МАОУ «СОШ №34» на 2016 – 2017 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Курс геометрии для 8 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе 6 часов для проведения контрольных работ.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели изучения курса геометрии в 8 классе:
--развивать пространственное мышление и математическую культуру;
-учить ясно и точно излагать свои мысли;
-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
-помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Задачи курса:
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
- ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике, научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
- развить умение применять алгебраический аппарат для решения геометрических задач;
- ввести понятие вектора , суммы векторов, разности и произведения вектора на число, познакомить учащихся с применением векторной алгебры для решения геометрических задач;
-познакомить с примерами геометрических преобразований.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать1
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
СОДЕРЖАНИЕ.
Геометрические построения (7ч.)
Окружность. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Касательная к окружности.
Основная цель — систематизировать и расширить знания учащихся о свойствах окружности; сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
В данной теме отрабатываются вопросы равенства радиусов одной окружности, перпендикулярности касательной и радиуса, проведенного в точку касания, положения центров описанной около треугольника и вписанной в треугольник окружностей.
Значительное внимание в данной теме уделяется формированию практических навыков построений с помощью циркуля и линейки при решении простейших задач. Формируются умения, связанные с выполнением основных построений, необходимых для решения комбинированных задач. При этом задача считается решенной, если указана последовательность выполняемых операций и доказано, что получаемая таким образом фигура удовлетворяет условию задачи.
Четырехугольники (19ч.). Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.
Основная цель - дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах
Доказательства большинства теорем данной темы проводятся с опорой на признаки равенства треугольников, которые используются и при решении задач в совокупности с применением новых теоретических фактов. Поэтому изучении темы можно организовать как процесс обобщения и систематизации знаний учащихся о свойствах треугольников, осуществив перенос усвоенных методов на новый объект изучения.
Вводимые при изучении темы сведения о различных видах четырехугольников и их свойствах играют важную роль в изучении последующего материала. Основное внимание следует направить на решение задач, в ходе которых отрабатываются практические умения применять свойства и признаки параллелограмма и его частных видов, необходимые для распознавания конкретных видов четырехугольников и вычисления их элементов.
Рассматриваемая в теме теорема Фалеса (теорема о пропорциональных отрезках) играет вспомогательную роль в построении курса. Воспроизведение её доказательства необязательно требовать от учащихся. Примером применения теоремы Фалеса является доказательство теоремы о средней линии треугольника. Теорема о пропорциональных отрезках используется в доказательстве теоремы о косинусе угла прямоугольного треугольника.
Теорема Пифагора (13ч.). Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.
Основная цель – сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.
Изучение теоремы Пифагора позволяет существенно расширить круг геометрических задач, давая вместе с признаками равенства треугольников достаточно мощный аппарат решения задач.
Большое внимание в данной теме уделяется вопросам, связанным с решением прямоугольных треугольников. Для этого необходимо прочное усвоение определений синуса, косинуса и тангенса острого угла.
В ходе решения задач усваиваются основные алгоритмы решения прямоугольных треугольников, при проведении практических вычислений вырабатываются навыки нахождения с помощью таблиц или калькуляторов значений синуса, косинуса и тангенса угла, а в ряде задач используются значения синуса, косинуса и тангенса углов 30, 45 и 60.
Соответствующие умения являются опорными для решения вычислительных задач и доказательства ряда теорем в курсе планиметрии и стереометрии. Кроме того, они используются в курсе физики. Поэтому необходимо добиться прочных навыков практического применения этих факторов в решении вычислительных задач. При изучении темы широко используются и получают дальнейшее развитие такие навыки и алгебраические умения учащихся, как решение квадратных уравнений, извлечение квадратных корней, преобразование алгебраических уравнений.
В конце темы рассматривается теорема о неравенстве треугольника. Тем самым пополняются знания учащихся о свойствах расстояний между точками. Наиболее важным с практической точки зрения является случай, когда данные точки не лежат на одной прямой, т.е. свойство сторон треугольника. Его полезно закрепить на ряде примеров. В тоже время воспроизведение доказательства теоремы можно от учащихся не требовать.
Декартовы координаты на плоскости (10ч.) Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнения прямой и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции. Пересечение прямой с окружностью. Синус, косинус и тангенс углов от 00 до 1800.
Основная цель – обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах; развивать умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.
В начале темы вводится определение декартовых координат, выводятся формулы для нахождения координаты середины отрезка и расстояния между точками. Рассматриваются уравнения окружности и прямой и способы нахождения с их помощью координат точки пересечения прямых, прямой с окружностью.
В данной теме демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Движение (7ч.). Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.
Основная цель – познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.
Поскольку в дальнейшем движения не применяются в качестве аппарата для решения задач и изложении теории, можно рекомендовать изучение материала в ознакомительном порядке, т. е. не требовать от учащихся воспроизведение доказательств. Однако основные понятия – симметрия относительно точки и прямой, параллельный перенос – учащиеся должны усвоить на уровне практических применений.
Векторы (8ч.). Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
Основная цель – познакомить учащихся с элементами векторной алгебры и их применением для решения геометрических задач, сформировать умение производить операции над векторами.
Основное внимание следует уделить формированию практических умений учащихся связанных с вычислением координат вектора, его абсолютной величины, выполнением сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число. Наряду с операциями над векторами в координатной форме следует уделить большое внимание операциям в геометрической форме. Действия над векторами в координатной и геометрической формах используются при параллельном изучении курса физики. Знания о векторных величинах, приобретенные на уроках физики, могут быть использованы для мотивированного введения на предметной основе ряда основных понятий темы.
Итоговое повторение (4ч.).
Четырёхугольники. Теорема Пифагора. Декартовые координаты. Движение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | № урока по теме | Содержание материала | Пункт учеб-ника | Кол-во часов | Дата проведения |
план. | факт. |
| | §5. Геометрические построения. | | 7 ч. | | |
1 | 1 | Окружность. | п 38 | | | |
2 | 1 | Окружность, описанная около треугольника. | п 39 | | | |
3 | 2 | Решение задач. | | | | |
4 | 1 | Касательная к окружности. | п 40 | | | |
5 | 2 | Окружность, вписанная в треугольник. | п 41-44 | | | |
6 | 3 | Задачи на построение. | п 45-47 | | | |
7 | | Контрольная работа № 1 по теме «Геометрические построения» | | | | |
| | §6. Четырехугольники. | | 19 ч. | | |
8 | 1 | Определение четырехугольника. Работа над ошибками. | п 50 | | | |
9 | 2 | Параллелограмм | п 51 | | | |
10 | 3 | Свойство диагоналей параллелограмма. | п.52 | | | |
11 | 1 | Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма. | п 53 | | | |
12 | 2 | Решение задач. | | | | |
13 | 1 | Прямоугольник. | п 54 | | | |
14 | 2 | Ромб. | п 55 | | | |
15 | 3 | Квадрат. | п 56 | | | |
16 | | Контрольная работа № 2 по теме «Параллелограмм, прямоугольник, ромб». | | | | |
17 | 4 | Решение задач. Работа над ошибками. | | | | |
18 | 1 | Теорема Фалеса. | п 57 | | | |
19 | 2 | Средняя линия треугольника. | п 58 | | | |
20 | 3 | Решение задач. | | | | |
21 | 1 | Трапеция. | п 59 | | | |
22 | 2 | Средняя линия трапеции. | | | | |
23 | 3 | Решение задач по теме «Трапеция». | | | | |
24 | 1 | Теорема о пропорциональных отрезках. | п 60 | | | |
25 | 2 | Построение четвертого пропорционального отрезка. | п 61 | | | |
26 | | Контрольная работа № 3 по теме «Четырехугольники». | | | | |
| | §7. Теорема Пифагора. | | 13 ч. | | |
27 | 1 | Косинус угла. Работа над ошибками. | п 62 | | | |
28 | 2 | Теорема Пифагора. | п 63 | | | |
29 | 3 | Решение задач. | | | | |
30 | 4 | Египетский треугольник. | п 64 | | | |
31 | 1 | Перпендикуляр и наклонная. | п 65 | | | |
32 | 2 | Неравенство треугольника. | п 66 | | | |
33 | 1 | Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. | п 67 | | | |
34 | 2 | Решение задач. | | | | |
35 | 3 | Решение задач на нахождение сторон и углов в прямоугольном треугольнике. | | | | |
36 | 1 | Основные тригонометрические тождества. | п 68 | | | |
37 | 2 | Применение тригонометрических тождеств при решении задач. | | | | |
38 | 3 | Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов. | п 69 | | | |
39 | | Контрольная работа № 4 по теме «Теорема Пифагора». | | | | |
| | §8. Декартовы координаты на плоскости. | | 10 ч. | | |
40 | 1 | Определение декартовых координат. Коорди-наты середины отрезка. Работа над ошибками. | п 71, 72 | | | |
41 | 2 | Расстояние между точками. | п 73 | | | |
42 | 1 | Уравнение окружности. | п 74 | | | |
43 | 2 | Уравнение прямой. | п 75 | | | |
44 | 3 | Координаты точки пересечения прямых. | п 76 | | | |
45 | 1 | Расположение прямой относительно системы координат. | п 77 | | | |
46 | 2 | Угловой коэффициент в уравнении прямой. | п 78 | | | |
47 | 3 | График линейной функции. Пересечение прямой с окружностью. | п 79, 80 | | | |
48 | 1 | Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0° до 180°. | п 81 | | | |
49 | 2 | Решение задач. | | | | |
| | §9. Движение. | | 7 ч. | | |
50 | 1 | Преобразования фигур. Свойства движения. | п 82,83 | | | |
51 | 2 | Симметрия относительно точки. Симметрия относительно прямой. | п 84,85 | | | |
52 | | Контрольная работа № 5 по теме «Декартовы координаты на плоскости». | | | | |
53 | 1 | Поворот. Работа над ошибками. | п 86 | | | |
54 | 1 | Параллельный перенос и его свойства. | п 87 | | | |
55 | 2 | Существование и единственность параллельного переноса. | п 88 | | | |
56 | 3 | Сонаправленность полупрямых. Равенство фигур. | п 89,90 | | | |
| | §10. Векторы. | | 8 ч. | | |
57 | 1 | Абсолютная величина вектора и направление вектора. | п 91 | | | |
58 | 2 | Равенство векторов. | п 92 | | | |
59 | 1 | Координаты вектора. Сложение векторов. | п 93,94 | | | |
60 | 2 | Сложение сил. | п 95 | | | |
61 | 1 | Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | п 96,97 | | | |
62 | 2 | Скалярное произведение векторов. | п 98 | | | |
63 | 3 | Разложение вектора по координатным осям. | п 100 | | | |
64 | | Контрольная работа № 6 по теме «Векторы». | | | | |
| | Итоговое повторение. | | 4 ч. | | |
65 | | Итоговое повторение темы «Четырёхугольники». Работа над ошибками. | | | | |
66 | | Итоговое повторение темы «Движение» | | | | |
67 | | Итоговое повторение темы «Теорема Пифагора» | | | | |
68 | | Итоговое повторение темы «Векторы» | | | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 – 9. Составитель Т.А.Бурмистрова. Москва. «Просвещение», 2008.
Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2007
Геометрия, 7-9: Кн.для учителя/В.И. Жохов, Г.Д. Карташёва, Л.Б. Крайнева. – М.: Просвещение, 2003.
Геометрия: Дидактические материалы для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 1999.
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса, - М.: Илекса, 2005.
Мищенко Т.М., Семенов А.В. Разноуровневые дидактические карточки-задания по геометрии. 8 класс. – М.: Генжер
Поурочные разработки по геометрии. 8 класс -2-ое издание переработанное и доп.- М.: ВАКО, 2006 ( В помощь школьному учителю)
Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия. – М.: ИЛЕКСА, 2007.
Березина Л.Ю. и др. Преподавание курса геометрии по учебнику А.В. Погорелова «Геометрия 7 – 9. – М.: Экзамен, 2008.
Геометрия. 8 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Погорелова/ Сост.Е.П. Моисеева, Л.В. Бедина – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.
1Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
11