СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 8 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса геометрии для 9 класса основной общеобразовательной школы  составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по математике;

- примерной программы основного общего образования по математике;

- программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7 – 9 классы» составитель Т. А. Бурмистрова (Москва, «Просвещение», 2010 г.)

- учебного плана МАОУ «СОШ №34» на 2016 – 2017 учебный год.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 8 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО зам. директора Директор МАОУ «СОШ №34»

учителей математики, физики _____Р.З.Маннапова городского округа

и информатики «____»____ 2016г. г. Стерлитамак РБ

протокол №__ от «___»____2016г. ______И. М. Мурашев

руководитель МО Приказ №__ от «___»__2016г.

______ О.В. Сидорова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету ГЕОМЕТРИЯ



Класс


Учебник Геометрия 7-9, А.В. Погорелов, Москва, «Просвещение», 2016 г.


Количество часов в неделю 2

Количество часов в год 68


Учитель А. Р. Валеева


























2016-2017 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса геометрии для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по математике;

- примерной программы основного общего образования по математике;

- программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7 – 9 классы» составитель Т. А. Бурмистрова (Москва, «Просвещение», 2010 г.)

- учебного плана МАОУ «СОШ №34» на 2016 – 2017 учебный год.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Курс геометрии для 8 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе 6 часов для проведения контрольных работ.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.


Цели изучения курса геометрии в 8 классе:

--развивать пространственное мышление и математическую культуру;

-учить ясно и точно излагать свои мысли;

-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

-помочь приобрести опыт исследовательской работы.


Задачи курса:

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

- ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике, научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

- развить умение применять алгебраический аппарат для решения геометрических задач;

- ввести понятие вектора , суммы векторов, разности и произведения вектора на число, познакомить учащихся с применением векторной алгебры для решения геометрических задач;

-познакомить с примерами геометрических преобразований.



Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения геометрии ученик должен

знать/понимать1

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).



СОДЕРЖАНИЕ.


Геометрические построения (7ч.)

Окружность. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Касательная к окружности.

Основная цель — систематизировать и расширить зна­ния учащихся о свойствах окружности; сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

В данной теме отрабатываются вопросы равенства радиусов одной окружности, перпендикулярности касательной и радиуса, проведенного в точку касания, положения центров описанной около треугольника и вписанной в треугольник окружностей.

Значительное внимание в данной теме уделяется формирова­нию практических навыков построений с помощью циркуля и линейки при решении простейших задач. Формируются умения, связанные с выполнением основных построений, необходимых для решения комбинированных задач. При этом задача считает­ся решенной, если указана последовательность выполняемых операций и доказано, что получаемая таким образом фигура удовлетворяет условию задачи.


Четырехугольники (19ч.). Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.

Основная цель - дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах

Доказательства большинства теорем данной темы проводятся с опорой на признаки равенства треугольников, которые используются и при решении задач в совокупности с применением новых теоретических фактов. Поэтому изучении темы можно организовать как процесс обобщения и систематизации знаний учащихся о свойствах треугольников, осуществив перенос усвоенных методов на новый объект изучения.

Вводимые при изучении темы сведения о различных видах четырехугольников и их свойствах играют важную роль в изучении последующего материала. Основное внимание следует направить на решение задач, в ходе которых отрабатываются практические умения применять свойства и признаки параллелограмма и его частных видов, необходимые для распознавания конкретных видов четырехугольников и вычисления их элементов.

Рассматриваемая в теме теорема Фалеса (теорема о пропорциональных отрезках) играет вспомогательную роль в построении курса. Воспроизведение её доказательства необязательно требовать от учащихся. Примером применения теоремы Фалеса является доказательство теоремы о средней линии треугольника. Теорема о пропорциональных отрезках используется в доказательстве теоремы о косинусе угла прямоугольного треугольника.


Теорема Пифагора (13ч.). Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.

Основная цель – сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.

Изучение теоремы Пифагора позволяет существенно расширить круг геометрических задач, давая вместе с признаками равенства треугольников достаточно мощный аппарат решения задач.

Большое внимание в данной теме уделяется вопросам, связанным с решением прямоугольных треугольников. Для этого необходимо прочное усвоение определений синуса, косинуса и тангенса острого угла.

В ходе решения задач усваиваются основные алгоритмы решения прямоугольных треугольников, при проведении практических вычислений вырабатываются навыки нахождения с помощью таблиц или калькуляторов значений синуса, косинуса и тангенса угла, а в ряде задач используются значения синуса, косинуса и тангенса углов 30, 45 и 60.

Соответствующие умения являются опорными для решения вычислительных задач и доказательства ряда теорем в курсе планиметрии и стереометрии. Кроме того, они используются в курсе физики. Поэтому необходимо добиться прочных навыков практического применения этих факторов в решении вычислительных задач. При изучении темы широко используются и получают дальнейшее развитие такие навыки и алгебраические умения учащихся, как решение квадратных уравнений, извлечение квадратных корней, преобразование алгебраических уравнений.

В конце темы рассматривается теорема о неравенстве треугольника. Тем самым пополняются знания учащихся о свойствах расстояний между точками. Наиболее важным с практической точки зрения является случай, когда данные точки не лежат на одной прямой, т.е. свойство сторон треугольника. Его полезно закрепить на ряде примеров. В тоже время воспроизведение доказательства теоремы можно от учащихся не требовать.


Декартовы координаты на плоскости (10ч.) Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнения прямой и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции. Пересечение прямой с окружностью. Синус, косинус и тангенс углов от 00 до 1800.

Основная цель – обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах; развивать умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.

В начале темы вводится определение декартовых координат, выводятся формулы для нахождения координаты середины отрезка и расстояния между точками. Рассматриваются уравнения окружности и прямой и способы нахождения с их помощью координат точки пересечения прямых, прямой с окружностью.

В данной теме демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.


Движение (7ч.). Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.

Основная цель – познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.

Поскольку в дальнейшем движения не применяются в качестве аппарата для решения задач и изложении теории, можно рекомендовать изучение материала в ознакомительном порядке, т. е. не требовать от учащихся воспроизведение доказательств. Однако основные понятия – симметрия относительно точки и прямой, параллельный перенос – учащиеся должны усвоить на уровне практических применений.



Векторы (8ч.). Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.

Основная цель – познакомить учащихся с элементами векторной алгебры и их применением для решения геометрических задач, сформировать умение производить операции над векторами.

Основное внимание следует уделить формированию практических умений учащихся связанных с вычислением координат вектора, его абсолютной величины, выполнением сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число. Наряду с операциями над векторами в координатной форме следует уделить большое внимание операциям в геометрической форме. Действия над векторами в координатной и геометрической формах используются при параллельном изучении курса физики. Знания о векторных величинах, приобретенные на уроках физики, могут быть использованы для мотивированного введения на предметной основе ряда основных понятий темы.


Итоговое повторение (4ч.).

Четырёхугольники. Теорема Пифагора. Декартовые координаты. Движение.



















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

п/п

№ урока по теме


Содержание материала

Пункт

учеб-ника

Кол-во часов

Дата проведения

план.

факт.



§5. Геометрические построения.


7 ч.



1

1

Окружность.

п 38




2

1

Окружность, описанная около треугольника.

п 39




3

2

Решение задач.





4

1

Касательная к окружности.

п 40




5

2

Окружность, вписанная в треугольник.

п 41-44




6

3

Задачи на построение.

п 45-47




7


Контрольная работа № 1 по теме «Геометрические построения»







§6. Четырехугольники.


19 ч.



8

1

Определение четырехугольника. Работа над ошибками.

п 50




9

2

Параллелограмм

п 51




10

3

Свойство диагоналей параллелограмма.

п.52




11

1

Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма.

п 53




12

2

Решение задач.





13

1

Прямоугольник.

п 54




14

2

Ромб.

п 55




15

3

Квадрат.

п 56




16


Контрольная работа № 2 по теме «Параллелограмм, прямоугольник, ромб».





17

4

Решение задач. Работа над ошибками.





18

1

Теорема Фалеса.

п 57




19

2

Средняя линия треугольника.

п 58




20

3

Решение задач.





21

1

Трапеция.

п 59




22

2

Средняя линия трапеции.





23

3

Решение задач по теме «Трапеция».





24

1

Теорема о пропорциональных отрезках.

п 60




25

2

Построение четвертого пропорционального отрезка.

п 61




26


Контрольная работа № 3 по теме «Четырехугольники».







§7. Теорема Пифагора.


13 ч.



27

1

Косинус угла. Работа над ошибками.

п 62




28

2

Теорема Пифагора.

п 63




29

3

Решение задач.





30

4

Египетский треугольник.

п 64




31

1

Перпендикуляр и наклонная.

п 65




32

2

Неравенство треугольника.

п 66




33

1

Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.

п 67




34

2

Решение задач.





35

3

Решение задач на нахождение сторон и углов в прямоугольном треугольнике.





36

1

Основные тригонометрические тождества.

п 68




37

2

Применение тригонометрических тождеств при решении задач.





38

3

Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.

п 69




39


Контрольная работа № 4 по теме «Теорема Пифагора».







§8. Декартовы координаты на плоскости.


10 ч.



40

1

Определение декартовых координат. Коорди-наты середины отрезка. Работа над ошибками.

п 71, 72




41

2

Расстояние между точками.

п 73




42

1

Уравнение окружности.

п 74




43

2

Уравнение прямой.

п 75




44

3

Координаты точки пересечения прямых.

п 76




45

1

Расположение прямой относительно системы координат.

п 77




46

2

Угловой коэффициент в уравнении прямой.

п 78




47

3

График линейной функции. Пересечение прямой с окружностью.

п 79, 80




48

1

Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0° до 180°.

п 81




49

2

Решение задач.







§9. Движение.


7 ч.



50

1

Преобразования фигур. Свойства движения.

п 82,83




51

2

Симметрия относительно точки. Симметрия относительно прямой.

п 84,85




52


Контрольная работа № 5 по теме «Декартовы координаты на плоскости».





53

1

Поворот. Работа над ошибками.

п 86




54

1

Параллельный перенос и его свойства.

п 87




55

2

Существование и единственность параллельного переноса.

п 88




56

3

Сонаправленность полупрямых. Равенство фигур.

п 89,90






§10. Векторы.


8 ч.



57

1

Абсолютная величина вектора и направление вектора.

п 91




58

2

Равенство векторов.

п 92




59

1

Координаты вектора. Сложение векторов.

п 93,94




60

2

Сложение сил.

п 95




61

1

Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

п 96,97




62

2

Скалярное произведение векторов.

п 98




63

3

Разложение вектора по координатным осям.

п 100




64


Контрольная работа № 6 по теме «Векторы».







Итоговое повторение.


4 ч.



65


Итоговое повторение темы «Четырёхугольники». Работа над ошибками.





66


Итоговое повторение темы «Движение»





67


Итоговое повторение темы «Теорема Пифагора»





68


Итоговое повторение темы «Векторы»









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 – 9. Составитель Т.А.Бурмистрова. Москва. «Просвещение», 2008.

  2. Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2007

  3. Геометрия, 7-9: Кн.для учителя/В.И. Жохов, Г.Д. Карташёва, Л.Б. Крайнева. – М.: Просвещение, 2003.

  4. Геометрия: Дидактические материалы для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 1999.

  5. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса, - М.: Илекса, 2005.

  6. Мищенко Т.М., Семенов А.В. Разноуровневые дидактические карточки-задания по геометрии. 8 класс. – М.: Генжер

  7. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс -2-ое издание переработанное и доп.- М.: ВАКО, 2006 ( В помощь школьному учителю)

  8. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия. – М.: ИЛЕКСА, 2007.

  9. Березина Л.Ю. и др. Преподавание курса геометрии по учебнику А.В. Погорелова «Геометрия 7 – 9. – М.: Экзамен, 2008.

  10. Геометрия. 8 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Погорелова/ Сост.Е.П. Моисеева, Л.В. Бедина – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.

1Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.

11