СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 9 класс (Алимов)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа по геометрии для 9-х классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл. / Сост.      Г.М. Кузнецова,  Н.Г. Миндюк. / 4-е изд., стереотип.  М.: Дрофа, 2002. – 320 с

Количество часов по плану:

всего – 68 ч;

в неделю – 2 ч;

контрольные работы – 5 ч

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 9 класс (Алимов)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по геометрии для 9-х классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл. / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. / 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. – 320 с.


Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно-методического комплекта:

  • Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2003– 384 с.:ил

  • Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008. – 368 с. – (В помощь школьному учителю).

  • Алтынов П.И. Геометрия. Тесты. 7 – 9 кл.: Учебно-метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 112 с.: ил.

  • Изучение геометрии в 7 – 9 классах: Методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 255 с.: ил.

  • Геометрия. Тематические тесты к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 9 класс/ Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.


Количество часов по плану:

всего – 65 ч;

в неделю – 2 ч;

контрольные работы – 5 ч


Цель изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.


Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор­мирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи­ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.


Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.


Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, проверочных, самостоятельных работ, тематических зачетов.


Ведущими методами обучения предметов являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии развивающего обучения, обучение с применением ИКТ.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАССА


Глава 9,10. Векторы. Метод координат.

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простей­шие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание дол­жно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и па­раллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конк­ретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.


Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косину­сов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помо­щью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольни­ки (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рас­сматриваются свойства скалярного произведения и его примене­ние при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных на­выков в применении тригонометрического аппарата при реше­нии геометрических задач.


Глава 12. Длина окружности и площадь круга.

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

В начале темы дается определение правильного многоуголь­ника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помо­щью описанной окружности решаются задачи о построении пра­вильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружно­сти и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представ­ление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его пери­метр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площа­ди круга, ограниченного окружностью.


Глава 13. Движения.

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. На­ложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотре­нии видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основ­ных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движени­ем плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий нало­жения и движения.


Об аксиомах геометрии.

Беседа об аксиомах геометрии.

Цель: дать более глубокое представление о си­стеме аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.


Глава 14. Начальные сведения из стереометрии.

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида» формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: ци­линдр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площа­дей поверхностей и объемов.

Цель: дать начальное представление телах и поверхностях в пространстве; познакомить обучающихся с основ­ными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объ­емов тел.

Рассмотрение простейших многогранников (призмы, парал­лелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе нагляд­ных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площа­дей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с по­мощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.

Итоговое повторение курса геометрии 7 – 9 классов.

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.


Данные уроки предназначены для повторения, решения и контроля за решением задач по материалам Г(И)А.







В результате изучения курса геометрии в 9 классе обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развёртки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).





ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА


Класс

Количество часов в неделю согласно

Учебному плану школы


Реквизиты

программы


УМК

обучающихся


УМК

учителя

Федерал. компонент

Регион. компонент

Школьн. компонент

9

1

-

2

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл. / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. / 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. – 320 с.


- Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2003– 384 с.:ил

- Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса / Б.Г. Зив, М.В. Мейлер. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.: ил.


- Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2003– 384 с.:ил

- Изучение геометрии в 7 – 9 классах: Методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 255 с.: ил.

- Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса / Б.Г. Зив, М.В. Мейлер. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.: ил.

- Геометрия. Тематические тесты к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 9 класс/ Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАССА



Содержание учебного материала

Планируемая дата проведения урока

Вводное повторение (5 ч)

1

Четырехугольники. Площадь многоугольника. Решение задач на вычисление площадей параллелограмма, треугольника, трапеции. Применение теоремы Пифагора к решению задач.

03.09

2

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение признаков подобия треугольников при решении задач.

06.09

3

Окружность. Понятие центрального и вписанного угла. Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, описанная около треугольника.

10.09

4

Решение задач на нахождение радиусов окружностей вписанной в треугольник и описанной около треугольника для равнобедренного, прямоугольного и тупоугольного треугольников.

13.09

5

Проверочная работа по вводному повторению.

17.09

Векторы (12 ч)

6

Понятие вектора, его длины. Коллинеарные и равные векторы.

20.09

7

Откладывание вектора от данной точки.

24.09

8

Сумма двух векторов.

27.09

9

Сумма трех и более векторов. Правила треугольника и параллелограмма.

01.10

10

Самостоятельная работа на сложение векторов. Разность двух векторов.

04.10

11

Решение задач на вычитание векторов.

08.10

12

Умножение вектора на число и его свойство.

11.10

13

Применение векторов к решению задач.

15.10

14

Средняя линия трапеции.

18.10

15

Решение задач по теме «Векторы». Самостоятельная работа.

22.10

16

Обобщение материала по теме «Векторы». Подготовка к контрольной работе.

25.10

17

Контрольная работа по геометрии №1 по теме «Понятие вектора».

29.10

Метод координат (13 ч).

18

Анализ контрольной работы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

01.11

19

Координаты вектора. Правила действий над векторами. Решение задач по материалам Г(И)А..

12.11

20

Решение задач на применение правил действий над векторами. Самостоятельная работа.

15.11

21

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

19.11

22

Простейшие задачи в координатах: координаты середины отрезка, вычисление длины вектора по его координатам, расстояние между двумя точками. Решение задач.

22.11

23

Применение метода координат к решению задач.

26.11

24

Решение задач в координатах. Самостоятельная работа.

29.11

25

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.

03.12

26

Решение задач на применение уравнения окружности.

06.12

27

Уравнение прямой.

10.12

28

Применение уравнений окружности и прямой при решении задач.

13.12

29

Применение метода координат к решению задач.

17.12

30

Контрольная работа №2 по теме «Метод координат».

20.12

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов (15 ч)

31

Анализ контрольной работы. Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

24.12

32

Формулы для вычисления координат точки. Решение задач.

27.12

33

Решение задач с помощью полуокружностей. Самостоятельная работа.

31.12

34

Теорема о площади треугольника. Решение задач по материалам Г(И)А.

14.01

35

Теорема косинусов. Теорема синусов. Решение задач.

17.01

36

Решение треугольников.

21.01

37

Площадь параллелограмма. Решение задач по материалам Г(И)А.

24.01

38

Решение задач, связанные с измерениями на местности (практико-ориентируемые задачи).

28.01

39

Самостоятельная работа по теме «Решение треугольников».

31.01

40

Скалярное произведение векторов.

04.02

41

Решение упражнений на вычисление скалярного произведения векторов. Самостоятельная работа.

07.02

42

Скалярное произведение векторов в координатах.

11.02

43

Применение скалярного произведения к решению задач.

14.02

44

Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов». Самостоятельная работа.

18.02

45

Контрольная работа №3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».

21.02

Длина окружности и площадь круга (6 ч)

46

Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник.

25.02

47

Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

28.02

48

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

03.03

49

Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора.

07.03

50

Обобщение материала по теме «Длина окружности и площадь круга». Подготовка к контрольной работе.

11.03

51

Контрольная работа № 4 по теме «Правильные многоугольники».

14.03


Движения (7 ч)


52

Анализ контрольной работы. Понятие движения.

01.04

53

Осевая и центральная симметрия.

04.04

54

Решение задач на применение свойств движения.

08.04

55

Наложения и движения.

11.04

56

Параллельный перенос. Поворот.

15.04

57

Практическая работа на построение фигур с помощью параллельного переноса и поворота.

18.04

58

Контрольная работа №5 по теме «Движение».

22.04


Аксиомы планиметрии (1 ч)


59

Анализ контрольной работы. Об аксиомах планиметрии.

25.04


Начальные сведения из стереометрии (4 ч)


60

Многогранник. Правильные многогранники. Призма. Параллелепипед. Куб. Примеры сечений. Решение задач.

29.04

61

Тела вращения. Цилиндр. Конус. Формулы объема цилиндра и конуса. Поверхности вращения. Шар. Сфера. Формула объема шара. Решение задач.

06.05

62

Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Начальные сведения из стереометрии». Решение задач.

13.05


Итоговое повторение курса геометрии (5 ч)


63

Повторение. Решение задач по материалам Г(И)А.

16.05

64

Повторение. Решение задач по материалам Г(И)А.

20.05

65

Повторение. Решение задач по материалам Г(И)А.

23.05



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!