Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Рассмотрено: на школьном методическом совете Протокол №_______ от«___»________2014 г. | Согласовано: Зам. директора по УВР _______В. М. Михайлова «____»_________201__г. | Утверждаю: директор МБОУ «СОШ№10» ___________Т.А. Венцкене «____»_______201_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Геометрии»,
7 класс
2014-2015 учебный год
Учитель:
Зубова Наталья Сергеевна
г. Зима
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта (2004 г.);
программы общеобразовательных учреждений Геометрия 7–9 классы, составитель: Т.А. Бурмистрова, Просвещение, 2008 г;
учебного плана МБОУ «СОШ№10» на 2014-2015 учебный год, с учетом целей и задач образовательной программы школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.
В настоящей программе реализуется программа развития школы «Развитие культурно-образовательного пространства школы малого города» через включение задач по истории родного города в уроки и факультативные курсы (решение и составление задач, используя различный исторический материал).
Рабочая программа составлена с учетом сформированности мотивационной, интеллектуальной и волевой сфер индивидуальности обучающихся, их образовательных потребностей, индивидуальных особенностей и специфики классного коллектива. В 7 классе обучаются 46 человек. 22 учащихся имеют «4» и «5» – это дети с высоким уровнем способностей и мотивацией учения. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания, как на этапе отработки учебного материала, так и на этапе контроля. Низкий уровень мотивации имеют 13 человек. В организации работы с ними включены задания по образцу, алгоритму, задания обязательной подготовки. Учащиеся 7-го класса готовы использовать ранее полученные знания, умения и навыки в реальной жизни для решения практических задач.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы технологий личностно-ориентированного обучения, элементы технологий проблемного обучения, технология деятельностного подхода.
В курсе геометрии 7-го класса расширяются сведения о геометрических фигурах. На начальном этапе основное внимание уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствам измерения отрезков и углов. Главное место занимают признаки равенства треугольников. Формируются умения выделять равенство трех соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки. Особое внимание уделяется доказательству параллельности прямых с использованием соответствующих признаков. Теорема о сумме углов треугольника позволяет получить важные следствия, что существенно расширяет класс решаемых задач. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Место предмета в учебном плане образовательного учреждения
Согласно учебному плану школы на 2014-2015 учебный год на изучение курса геометрии отводится 68 часов (данная программа с учетом программы общеобразовательных учреждений Геометрия 7–9 класс рассчитана на 50 часов - 2 часа в неделю со второго модуля, а 18 часов уходит на изучение алгебры).
Программой предусмотрено проведение:
Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»
Контрольная работа №2 «Треугольники»
Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»
Контрольная работа № 4 «Сумма углов треугольника»
Контрольная работа №5 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа №6 Итоговая работа
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Начальные геометрические сведения (7 ч).
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 5 - 6 классов геометрических фактов. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
2. Треугольники (14 ч).
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников - обоснование их равенства с помощью какого-то признака - следствия, вытекающие из равенства треугольников.
3. Параллельные прямые (9 ч).
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель - ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 ч).
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
5. Повторение. Решение задач (4 ч).
Результаты обучения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, которые должны быть достигнуты всеми учащимися 7 класса, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 7-го класса учащиеся должны уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды), различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин отрезков, градусную меру углов);
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач;
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Виды контроля результатов обучения
Текущий контроль осуществляется с помощью математических диктантов, самостоятельных и проверочных работ, тестов, тренажеров, устного опроса.
Тематический контроль осуществляется по завершению крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, тренажеров.
Итоговый контроль осуществляется по завершению учебного материала, как оценка результатов обучения за определённый достаточно большой промежуток времени – модуль, полугодие, год.
Методы и формы организации контроля
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.
Тренажеры - электронные и печатные. Они дают возможность тренировать учеников в решении задач и примеров по темам алгебры и обеспечивают эффективную тренировку учеников в устном счете и решении типовых задач. Электронные тренажеры позволяют объективно оценить знания по выбранной теме (оценка выставляется компьютером). Применяю тренажеры как на обычном компьютере при индивидуальном обучении, так и в классе при использовании электронной интерактивной доски.
Тренажеры имеют два режима работы:
1. Режим обучения. Предназначены для использования учеником во время учебного процесса. Он выбирает тему, а тренажер генерирует задание. Каждое последующее задание по теме отличается от предыдущего параметрами, условием и формулировкой вопроса.
2. Режим контроля. В этом режиме формируется группа из нескольких заданий, решение которых позволяет объективно оценить знания по выбранной теме (оценка выставляется компьютером).
Тестирование.
тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных);
тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.)
Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (ещё не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы являются проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач: осознание понятий, ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.
Контрольные работы используются при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьника по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.
Итоговая промежуточная аттестация проходит в форме теста или контрольной работы.
Система контроля складывается из следующих компонентов:
Математические диктанты - форма проверочной работы. Проводится с целью проверки первичного усвоения темы, т.е. обязательный минимум знаний. Обычно на втором уроке после изучения темы. Выставляются только положительные оценки.
Тестирование. Оцениваются выборочные работы.
Самостоятельные работы проводятся с целью проверки закрепления изученной темы. Выставляются только положительные оценки.
4. Тренажеры - электронные и печатные. Оценка выставляется компьютером за электронные тренажеры, печатные оцениваются все работы.
5. Контрольные работы составлены по крупным блокам материала или главам учебника, есть итоговая контрольная работа. В каждой работе по 5-6 заданий, первые три из них соответствуют уровню обязательной подготовки, последние задания, более продвинутые по уровню сложности. На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. Оцениваются все работы.
Система оценки достижений учащихся.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
65 % и более | отлично |
47-64 %% | хорошо |
25-46 %% | удовлетворительно |
0-24 %% | неудовлетворительно |
На различных этапах урока применяю компьютер, использую демонстрационный материал и различные мультимедийные продукты как свои, так и готовые.
Учебно-методическое оснащение.
Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2009 г.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю.А., Юдина И. И. Рабочая тетрадь по геометрии. 7 класс. К учебнику Атанасяна Л.С. Геометрия 7-9. - М.: Просвещение, 2009 г.
3. Н.Ф.Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии.7 класс. - Москва: ВАКО, 2009
Календарно-тематическое планирование
№ урока | дата проведения | Тема | Домашнее задание |
план | факт |
-
| 11 ноя | | Прямая и отрезок. | п.1, 2 № 3, 4 |
-
| 13 ноя | | Луч и угол. | п.3, 4 № 11, 13 |
-
| 18 ноя | | Сравнение отрезков и углов. | п.5, 6, №18, 23 |
-
| 20 ноя | | Измерение отрезков. | п.7, 8, №33, 25 |
-
| 25 ноя | | Измерение углов. | п.9, 10, №42, 48 |
-
| 27 ноя | | Перпендикулярные прямые. | п.11-13, №61(а, б), 66(а, б), 68 |
-
| 2 дек | | Контрольная работа №1. | |
-
| 4 дек | | Треугольник. | п.14 №, 90, 92 |
-
| 9 дек | | Первый признак равенства треугольников. | п 15 № 94, 95,96 |
-
| 11 дек | | Первый признак равенства треугольников. | № 98 |
-
| 16 дек | | Перпендикуляр к прямой. | п.16,17№105а |
-
| 18 дек | | Медианы, биссектрисы, высоты треугольника. | п.18, №108, 112 |
-
| 23 дек | | Свойства равнобедренного треугольника. | № 117, 118, 119* |
-
| 25 дек | | Второй признак равенства треугольников. | п.19, 122 125, 124 |
-
| 30 дек | | Третий признак равенства треугольников. | п.20,№137, 138 |
-
| 13 янв | | Решение задач. | №140, 142 |
-
| 15 янв | | Окружность. | п.21, №144, 145 |
-
| 20 янв | | Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение. | п.22,23,№ 153 |
-
| 22 янв | | Решение задач. | №156, 161 |
-
| 27 янв | | Обобщение по теме "Треугольники" | № 168, 172 |
-
| 29 янв | | Контрольная работа №2. | |
-
| 3 фев | | Определение параллельных прямых. | п.24, 25 № 186, 187 |
-
| 5 фев | | Признаки параллельности двух прямых. | п.24, 25 №188,189,190 |
-
| 10 фев | | Практические способы построения параллельных прямых. | п.26№192,194 |
-
| 12 фев | | Об аксиомах геометрии. | п.27, 28, 196, 198 |
-
| 17 фев | | Аксиома параллельных прямых. | п 29, ЗЧ |
-
| 19 фев | | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. | п 29, № 207,209 |
-
| 3 мар | | Решение задач. | №208, 211 |
-
| 5 мар | | Решение задач. | № 215, 213 |
-
| 10 мар | | Контрольная работа №3. | |
-
| 12 мар | | Теорема о сумме углов треугольника. | п.30, №224, 228(а), |
-
| 17 мар | | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольник. | п 31, № 234, 235 |
-
| 19 мар | | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. | п.32, №236, 237 |
-
| 24 мар | | Неравенство треугольника. | п 33, 250 (а,в), 251 |
-
| 26 мар | | Решение задач. | №296 доп зад |
-
| 31 мар | | Контрольная работа №4. | п.34, №255, 256 |
-
| 2 апр | | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | п35 сам |
-
| 7 апр | | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | 264, 265 |
-
| 9 апр | | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | п 36, 270 |
-
| 21 апр | | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | п.37, №272,277 |
-
| 23 апр | | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | п.38,№ 287, 273 |
-
| 28 апр | | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | №291 б,г, 292а |
-
| 30 апр | | Построение треугольника по трём элементам. | №243 разобрать, №294, 295, 315а,б |
-
| 5 мая | | Построение треугольника по трём элементам. | № 308, 315ж, з, и |
-
| 7 мая | | Решение задач. | |
-
| 12 мая | | Контрольная работа №5. | |
-
| 14 мая | | Решение задач. | Повт. п 1- 3 №3, 10 |
-
| 19 мая | | Решение задач. | Повтор гл 3,№328 - 332по выбор |
-
| 21 мая | | Итоговая контрольная работа | Повтор гл 4 (п 30-35),№7, 12,15* 333, 335, 337 |
-
| 26 мая | | Решение задач. | Повтор Задачи на построение №5,7,9* |
№ | Урок | кол-во часов | дата провед | фактически |
7а | 7б | 7а | 7б |
1 | Прямая и отрезок. | 1 | 01.сен | 03.сен | | |
2 | Луч и угол. | 1 | 02.сен | 04.сен | | |
3 | Сравнение отрезков и углов. | 1 | 03.сен | 05.сен | | |
4 | Измерение отрезков. | 1 | 04.сен | 06.сен | | |
5 | Измерение углов. | 1 | 05.сен | 07.сен | | |
6 | Перпендикулярные прямые. | 1 | 08.сен | 10.сен | | |
7 | Контрольная работа №1. | 1 | 09.сен | 11.сен | | |
8 | Треугольник. | 1 | 10.сен | 12.сен | | |
9 | Первый признак равенства треугольников. | 1 | 11.сен | 13.сен | | |
10 | Первый признак равенства треугольников. | 1 | 12.сен | 14.сен | | |
11 | Перпендикуляр к прямой. | 1 | 15.сен | 17.сен | | |
12 | Медианы, биссектрисы, высоты треугольника. | 1 | 16.сен | 18.сен | | |
13 | Свойства равнобедренного треугольника. | 1 | 17.сен | 19.сен | | |
14 | Второй признак равенства треугольников. | 1 | 18.сен | 20.сен | | |
15 | Третий признак равенства треугольников. | 1 | 19.сен | 21.сен | | |
16 | Решение задач. | 1 | 22.сен | 24.сен | | |
17 | Окружность. | 1 | 23.сен | 25.сен | | |
18 | Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение. | 1 | 24.сен | 26.сен | | |
19 | Решение задач. | 1 | 25.сен | 27.сен | | |
20 | Обобщение по теме "Треугольники" | 1 | 26.сен | 28.сен | | |
21 | Контрольная работа №2. | 1 | 29.сен | 01.окт | | |
22 | Определение параллельных прямых. | 1 | 30.сен | 02.окт | | |
23 | Признаки параллельности двух прямых. | 1 | 01.окт | 03.окт | | |
24 | Практические способы построения параллельных прямых. | 1 | 02.окт | 04.окт | | |
25 | Об аксиомах геометрии. | 1 | 03.окт | 05.окт | | |
26 | Аксиома паралллеьных прямых. | 1 | 06.окт | 08.окт | | |
27 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. | 1 | 07.окт | 09.окт | | |
28 | Решение задач. | 1 | 08.окт | 10.окт | | |
29 | Решение задач. | 1 | 09.окт | 11.окт | | |
30 | Контрольная работа №3. | 1 | 10.окт | 12.окт | | |
31 | Теорема о сумме углов треугольника. | 1 | 15.окт | 15.окт | | |
32 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольник. | 1 | 16.окт | 16.окт | | |
33 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. | 1 | 17.окт | 17.окт | | |
34 | Неравенство треугольника. | 1 | 18.окт | 18.окт | | |
35 | Решение задач. | 1 | 19.окт | 19.окт | | |
36 | Контрольная работа №4. | 1 | 22.окт | 22.окт | | |
37 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | 1 | 23.окт | 23.окт | | |
38 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | 1 | 24.окт | 24.окт | | |
39 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | 1 | 25.окт | 25.окт | | |
40 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | 1 | 26.окт | 26.окт | | |
41 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | 1 | 07.ноя | 07.ноя | | |
42 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | 1 | 08.ноя | 08.ноя | | |
43 | Построение треугольника по трём элементам. | 1 | 09.ноя | 09.ноя | | |
44 | Построение треугольника по трём элементам. | 1 | 12.ноя | 12.ноя | | |
45 | Решение задач. | 1 | 13.ноя | 13.ноя | | |
46 | Контрольная работа №5. | 1 | 14.ноя | 14.ноя | | |
47 | Решение задач. | 1 | 15.ноя | 15.ноя | | |
48 | Решение задач. | 1 | 16.ноя | 16.ноя | | |
49 | Итоговая контрольная работа | 1 | 19.ноя | 19.ноя | | |
50 | Решение задач. | 1 | 20.ноя | 20.ноя | | |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид кон-троля | Элементы доп-ного содерж-я | Дом. задание | Дата проведения урока |
Раздел I. Начальные геометрические сведения (7 часов) |
1 | Прямая и отрезок. | 1 | УОНМ | предмет геометрия, точка, прямая, отрезок, концы отрезка | -знать, что через две точки можно провести только одну прямую; -определять взаимное расположение точки и прямой | ИРД | | п.1, 2 № 3, 4, РТ(1–4) Доп зад* | |
2 | Луч и угол. | 1 | УОНМ | луч, начало луча, угол, стороны угла, вершина угла, развернутый угол | -знать свойства луча; -уметь строить и обозначать луч; -уметь строить и обозначать углы | ТО, с.25 ?1-3 РТ(5–8, 9-12) МД | | п.3, 4 № 11, 13, РТ(13–16) | |
3 | Сравнение отрезков и углов. | 1 | УОНМ | отрезок, угол, биссектриса угла | -уметь доказывать равенство фигур; -уметь строить биссектрису угла с помощью транспортира | ТО с.25 ?4-6 ИРД | | п.5, 6, №18, 23 РТ(18,22,23) | |
4 | Измерение отрезков. | 1 | УЗИМ | отрезок, длина отрезка, равные отрезки | -уметь измерять отрезки с помощью линейки, выражать длину в различных единицах измерения | ФО, ?7-11 РТ-25,26 СР | | п.7, 8, №33, 25 РТ(27,28,29) | |
5 | Измерение углов. | 1 | КУ | угол, градусная мера угла, равные углы, прямой, острый, тупой угол | -уметь находить градусную меру угла и строить углы с заданной градусной мерой; -различать прямой, развернутый, острый и тупой углы | ТО, с.25?12,13 РТ(32, 33, 34, 37, 38 устно) МД | | п.9, 10, №42, 48 РТ35,36,39,40 | |
6 | Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые | 1 | УОНМ | смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые | -уметь строить угол смежный с данным углом, вертикальный угол; -уметь определять их по чертежу; -уметь строить перпендикулярные прямые | ТО, с.25 ?14,16 РТ (41,43,44, устно) Т, ЗЧ, СР | | п.11-13, №61(а, б), 66(а, б), 68 РТ(48) | |
7 | Контрольная работа №1 | 1 | УПКЗУ | | -уметь находить длину отрезка; -знать свойства смежных и вертикальных углов; -уметь строить биссектрису угла с помощью транспортира | КР-1 | | | |
Раздел II. Треугольники (14 часов) |
8 | Треугольник. | 1 | УОНМ | элементы треугольника, первый признак равенства треугольников | -знать формулировку I признака; -уметь применять признак при решении задач | РТ 50,52устно ИРД | | п.14, №, 90, 92 РТ(51,53) | |
9 | Первый признак равенства треугольников | 1 | КУ | ТО, с.49?1-2 РТ 54 у, 55 ЗЧ | | п 15 № 94, 95,96 РТ(51,53) | |
10 | Решение задач | 1 | УПЗУ | ТО, с.49?3-4 РТ 58, ЗЧ, СР | | № 98 РТ(56,57,59) | |
11 | Перпендикуляр к прямой | 1 | УЗИМ | перпендикуляр к прямой, медиана, биссектриса, высота треугольника и их свойства, равнобедренный и равносторонний треугольник | -уметь стоить перпендикуляр из данной точки к прямой; -знать свойства медианы, биссектрисы и высоты; -уметь пользоваться теоремой о свойствах равнобедренного треугольника | РТ 60(а), 63 у Т | | п.16,17№105аРТ60,62,64,65 | |
12 | Медианы, биссектрисы и высоты | 1 | УОНМ | ТО с.49?5-9 ЗЧ, СР РТ 66, 67 у | | п.18, №108, 112 | |
13 | Свойства равнобедренного | 1 | КУ | Т, РТ 68,69, СР | | № 117, 118, 119* | |
14 | Второй признак равенства | 1 | УОНМ | второй и третий признаки равенства треугольников | -знать теоремы второго и третьего признаков равенства треугольников; -уметь решать задачи на применение теорем | РТ 71,72 ИРД, ЗЧ, Т | | п.19, 122 125, 124 | |
15 | Третий признак равенства | 1 | УОНМ | ЗЧ, СР | | п.20,№137, 138, доп зад* | |
16 | Решение задач | 1 | УПЗУ УЗИМ | РТ 75,76 у ЗЧ, СР | | №140, 142 | |
17 | Задачи на построение. | 1 | УОНМ | определения окружность, диаметр, центр окружности, хорда, дуга | -уметь с помощью циркуля и линейки выполнять построение: отрезка и угла, равного данному; биссектрисы угла; перпендикулярных прямых; середины отрезка | РТ 77,78 у СР, Т | | п.21, №144, 145 | |
18 | Задачи на построение. | 1 | УПЗУ | ТО, с.50 ?16 | | п.22,23,№ 153 РТ81,82,83 | |
19 | Решение задач. | 1 | УПЗУ | первый, второй, третий признаки равенства треугольников | -уметь применять все признаки равенства треугольников и следствия в комплексе при решении задач | ЗЧ | | №156, 161 | |
20 | Обобщение по теме Треугольники | 1 | УОСЗ | СР | | № 168, 172 | |
21 | Контрольная работа №2. | 1 | УПКЗУ | | -уметь применять полученные знания в системе | КР-2 | | | |
Раздел III. Параллельные прямые (9 часов) |
22 | Определение параллельных прямых | 1 | УПЗУ | параллельные прямые, накрест лежащие углы, односторонние углы, соответственные углы, признаки параллельности | -знать какие прямые называются параллельными, теоремы признаков параллельности; -показывать накрест лежащие, односторонние, соответственные углы | Т, ЗЧ | | п.24, 25 № 186, 187, РТ 84 – 87 | |
23 | Признаки параллельности двух прямых. | 1 | УОНМ | ТО, ? 1-5,Т, ЗЧ РТ 90-95, 97 | | п.24, 25 №188,189,190 | |
24 | Практический способ построения прямых | 1 | КУ | СР, МД, ПР РТ 103,104 | | п.26№192,194 РТ 101,102 | |
25 | Об аксиомах геометрии | 1 | КУ | аксиома, аксиома параллельных прямых, следствия | -знать аксиому параллельных прямых и её следствие; -уметь доказывать обратные теоремы параллельности прямых | ТО с.68 ? 7-15 РТ 105 | | п.27, 28, 196, 198, 200 | |
26 | Аксиома параллельных прямых. | 1 | УОНМ | ИРД, ЗЧ РТ 106 –108 | | п 29, ЗЧ | |
27 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 1 | УПЗУ | ИРД РТ 109,114,115 | | п 29, № 207,209 РТ 110 –113 | |
28 | Решение задач | 1 | УПЗУ | признаки параллельности прямых, теоремы, обратные данным | -уметь применять признаки параллельности прямых и обратные теоремы при решении задач | ТО с.68 ? 13-15 ФО, ЗЧ | | №208, 211 | |
29 | Решение задач. | 1 | УОСЗ | ФО, ИРК, СР | | № 215, 213 | |
30 | Контрольная работа №3. | 1 | УПКЗУ | | -уметь применять полученные знания в комплексе при решении задач | КР-3 | | | |
Раздел IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 часов) |
31 | Сумма углов треугольника. | 1 | УОНМ | теорема о сумме углов треугольника, внешний угол, остроугольный, тупоугольный, прямоугольный треугольник, гипотенуза, катеты | -уметь определять вид треугольника; -уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и применять её при решении задач | ФО, ЗЧ РТ 116,117 | | п.30, №224, 228(а), 230 | |
32 | Сумма углов треугольника. | 1 | КУ | ТО, с.89 ? 1-2 Т, ЗЧ РТ 118,119 | | п 31, № 234, 235 РТ 120,121, 123 | |
33 | Соотношения между сторонами и углами | 1 | УОНМ | теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника, следствия из неё, неравенство треугольника | -определять существует ли треугольник с данными сторонами; -знать теорему и её следствия; -уметь доказывать утверждения | СР РТ 130,131 у 134 | | п.32, №236, 237 | |
34 | Неравенство треугольника | 1 | КУ | ФО с.89 ?6-8 РТ 137,135 у | | п 33, 250 (а,в), 251 | |
35 | Решение задач | 1 | УОСЗ | ЗЧ, СР | | №296 доп зад | |
36 | Контрольная работа №4. | 1 | УПКЗУ | | -уметь применять теорему о сумме углов к решению задач; -уметь решать задачи, используя соотношения между сторонами и углами треугольника | КР-4 | | | |
37 | Свойства прямоугольных | 1 | УОНМ | свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников | -уметь доказывать свойства прямоугольных треугольников; -уметь применять свойства и признаки при решении задач | ФО, ЗЧ РТ 138–141 | | п.34, №255, 256, 258, | |
38 | Свойства прямоугольных треугольников | 1 | УЗИМ | ТО, ЗЧ РТ 142,143, 144,145 | | п35 сам | |
39 | Признаки равенства прямоугольных | 1 | УОНМ | ИРД, ТО РТ 149,143 РТ 146-148 | | 264, 265 РТ 146-148* | |
40 | Признаки равенства прямоугольных | 1 | УОСЗ | ЗЧ, СР | | п 36, 270, доп зад * | |
41 | Расстояние от точки до прямой | 1 | УОНМ | наклонная, расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми, построение треугольника по трем элементам | -уметь строить треугольник по двум сторонам и углу между ними; -уметь строить треугольник по стороне и двум прилежащим к ней углам; -уметь строить треугольник по трем сторонам | ФО,с.89 ?14-18 РТ 150,151 | | п.37 №272,277 | |
42 | Расстояние между параллельными прямыми | 1 | КУ | ТО,с.89?14-18 ЗЧ, РТ 157 СР | | п.38 № 287, 273 | |
43 | Построение треугольника по трем элементам. | 1 | УОНМ | ТО,с.89?19-20 | | №291 б,г, 292а | |
44 | Построение треугольника по трем элементам. | 1 | УЗИМ | СР | | №243 разобрать, №294, 295, 315а,б | |
45 | Решение задач. | 1 | УОСЗ | свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников, построение треугольника по трем элементам | -уметь применять свойства и признаки прямоугольных треугольников при решении задач; -выполнять построение треугольника по трем элементам | ФО, ЗЧ ИРД | | № 308, 315ж, з, и | |
46 | Контрольная работа №5. | 1 | УПКЗУ | | -уметь применять полученные знания в комплексе | КР-5 | | | |
Повторение (4 часа) |
47 | Решение задач. | 1 | КУ УПЗУ УОСЗ | признаки равенства треугольников, признаки параллельности прямых, теорема о сумме углов треугольника | -уметь пользоваться признаками равенства треугольников; -знать теорему о сумме углов; -уметь решать задачи, используя доказательную базу уметь применять все полученные знания за курс геометрии 7 класса | Игра | | Повт. п 1- 3 №3, 10, 16 | |
48 | Решение задач. | 1 | Т, ЗЧ | | Повтор гл 3, №328 - 332 по выбор | |
49 | Решение задач. | 1 | Т, ЗЧ | | Повтор гл 4 (п 30-35), №7, 12,15* 333, 335, 337 | |
50 | Решение задач. | 1 | МД, ЗЧ | | Повтор Задачи на построение №5,7,9* | |
Литература:
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2006.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю.А., Юдина И. И. Геометрия. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2009
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю.А., Некрасов В.Б., Юдина И. И. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. рекомендации к учеб. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.
Н.Ф.Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Ершова А.П., Голобородько В.В., Крижановский А.Ф. Тетрадь– конспект по геометрии 7 по учебнику Атанасяна Л.С., - М.: ИЛЕКСА, 2008
Левитас Г. Г. Математические диктанты Геометрия 7 - 11. – М.: ИЛЕКСА, 2008
Арутюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1998.
Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 7 класс. – М.: Просвещение, 2005.
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
12