МОУ «Марисолинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ. Директор школы ________(А.С.Максимова) «___» ___________20___ г. | СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по УВР ________(Н.А.Федорова) «___» ___________20___ г. | РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла Протокол № _____ от «___» ___________20___ г. |
Рабочая программа
по геометрии для 9 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Васильева А.Д.
учитель математики
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г.,
- Примерных программ по математике. «Дрофа», 2008;
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы, «Просвещение», 2008;
- Федерального базисного учебного плана общеобразовательного учреждений РФ, утвержденного МО в 2004 г.
- Авторского тематического планирования Л.С. Атанасяна и др. к учебнику «Геометрия» 7-9 классы «Просвещение» 2008,
- Учебного плана школы на 2013-2014учебный год;
- Годового календарного графика школы на 2013-2014 учебный год
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 ч в неделю в 9 классе. Из них на геометрию в 9 классе отводится 2 часа в неделю или 70 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-методическая литература
Л.С. Анатасян, В.Ф. Бутузов и др. Геометрия 7, 8, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2008 г.
Поурочное планирование. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах, Атанасян Л.С., Москва, Просвещение 2003 г.
А.В.Фарков. Тесты по геометрии к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9 классы». 9 класс. М.: Просвещение, 2012
Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации к учебнику.
По сравнению с авторской программой изменено общее количество часов, и распределение количества часов по темам.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Векторы (10 ч)
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности, прямой.
2. Метод координат (11 ч).
Координаты вектора. Правила действий над векторами с заданными координатами. Формулы выражения координат вектора через координаты его конца и начала. Координаты середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками. Уравнения окружности и прямой.
3. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (15ч)
Синус, косинус, тангенс угла. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
4.Длина окружности и площадь круга (12 ч).
Многоугольники. Длина ломаной, периметр многоугольника. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Длина окружности. Площадь круга и площадь сектора.
5. Геометрические преобразования. Движения (8 ч).
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
6.Начальные сведения из стереометрии (6 ч).
Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
7. Повторение. (6 ч)
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Содержание материала | ЗУН учащихся по теме | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактическая |
Векторы. 10 часов |
1 | Вводное повторение | Знать: определение вектора, абсолютная величина и направление вектора, равенство векторов; законы сложения векторов, свойства умножения вектора на число, какой отрезок называется средней линией трапеции. Уметь: строить сумму двух и более векторов, пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника, уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции, решать задачи | 1 | | |
2 | Понятие вектора. Равенство векторов | 1 | | |
3 | Откладывание вектора от данной точки | 1 | | |
4 | Сумма двух векторов. Законы сложения | 1 | | |
5 | Сумма нескольких векторов | 1 | | |
6 | Вычитание векторов | 1 | | |
7-8 | Произведение вектора на число | 2 | | |
9 | Применение векторов к решению задач | 1 | | |
10 | Средняя линия трапеции | 1 | | |
Метод координат. 11 часов |
11 | Разложение вектора по двум некол-ым векторам | Знать: правила действий над векторами с заданными координатами, формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой. Уметь: применять теорему о разложении вектора по 2 неколлинеарным векторам, выводить уравнения окружности и прямой; строить окружность и прямые, заданные уравнениями, решать задачи | 1 | | |
12 | Координаты вектора | 1 | | |
13 | Решение задач | 1 | | |
14 | Контрольная работа №1 | 1 | | |
15-16 | Простейшие задачи в координатах | 2 | | |
17 | Уравнение линии на плоскости | 1 | | |
18 | Уравнение окружности | 1 | | |
19 | Уравнение прямой | 1 | | |
20-21 | Решение задач | 2 | | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. 15 часов |
21 | Синус, косинус, тангенс | Знать: как вычисляется синус, косинус, тангенс для углов от 0 до 180, основное тригонометрическое тождество, формулу для вычисления координат точки, теорему о площади треугольника, теорему синусов, теорему косинусов; определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности векторов Уметь: доказывать основное тригонометрическое тождество, все теоремы; применять теоремы при решении задач | 1 | | |
22 | Основное тригонометрическое тождество | 1 | | |
23-24 | Формулы для вычисления координат точки | 2 | | |
25 | Теорема о площади треугольника | 1 | | |
26 | Теорема синусов | 1 | | |
27 | Теорема косинусов | 1 | | |
28-30 | Решение треугольников | 3 | | |
32-33 | Скалярное произведение векторов | 2 | | |
34-35 | Решение задач | 2 | | |
36 | Контрольная работа №2 | 1 | | |
Длина окружности и площадь круга. 12 часов |
37 | Правильные многоугольники | Знать: определение правильного многоугольника, теорему об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник; формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; формулы длины окружности и дуги окружности, формулы площади круга и кругового сектора. Уметь: уметь выводить все перечисленные формулы и применять их при решении задач | 1 | | |
38 | Окружность, описанная около правильного многоугольника | 1 | | |
39-40 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 2 | | |
41-42 | Длина окружности | 2 | | |
43-44 | Площадь круга. Площадь кругового сектора | 2 | | |
45-47 | Решение задач | 3 | | |
48 | Контрольная работа №3 | 1 | | |
Движения. 8 часов |
49 | Отображение плоскости на себя | Знать: определение движения плоскости, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник на равный ему треугольник, , что такое параллельный перенос и поворот Уметь: строить образы точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте | 1 | | |
50 | Понятие движения | 1 | | |
51 | Решение задач | 1 | | |
52 | Параллельный перенос | 1 | | |
53 | Поворот | 1 | | |
54-55 | Решение задач | 2 | | |
56 | Контрольная работа №4 | 1 | | |
57-58 | Об аксиомах планиметрии | Дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии | 2 | | |
Повторение. 10 ч |