СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 9 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на учебник Л.С. Атанасяна и составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 9 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.Ф. Бутузова (Рабочие программы ФГОС Геометрия к учебнику Л.С. Атанасяна и др. 7 – 9 классы/ В.Ф. Бутузов – М.: просвещение, 2016); соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и учебному плану МБОУ «Тирянская ОШ» на 2017 / 2018 учебный год.

Образовательная область – математика и информатика

Место курса в учебном плане. Согласно учебному плану школы на 2017 / 2018 учебный год на изучение геометрии в 9 классе отводится 68 часов из обязательной части учебного плана (2 часа в неделю, 34 недели).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Векторы

Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы, проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.

Цель: сформировать понятие вектора как направленного отрезка, научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.

2. Метод координат

Координаты вектора. Простей­шие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

3. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косину­сов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

4. Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

5. Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. На­ложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

6. Начальные сведения из стереометрии

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида» формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: ци­линдр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площа­дей поверхностей и объемов.

Цель: дать начальное представление телах и поверхностях в пространстве; познакомить обучающихся с основ­ными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объ­емов тел.

7. Об аксиомах планиметрии

Беседа об аксиомах планиметрии.

Цель: дать более глубокое представление о си­стеме аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

8. Повторение

Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии основной общеобразовательной школы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

Количество часов фактически

Вводное повторение

2

Векторы

7

Метод координат

9

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

12

Длина окружности и площадь круга

11

Движения

7

Об аксиомах планиметрии

2

Начальные сведения из стереометрии

4

Итоговое повторение

14

Итого

68



Уменьшено количество часов на наиболее легкие темы курса: «Векторы» - на 1 час, «Метод координат» - на 1 час, «Длина окружности и площадь круга» - на 1 час, «Движения» - на 1 час, «Начальные сведения из стереометрии» - на 4 часа. За счет этого введено «Вводное повторение» - 2 часа, потому что обучающиеся за лето забывают изученный материал; увеличено количество часов на трудную тему «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» - на 1 час; увеличено количество часов на повторение в конце учебного года – на 5 часов.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

личностные:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

6) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

9) формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;

7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Наглядная геометрия

Выпускник научиться:

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

  • распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра, конуса;

  • определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

  • вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.

Выпускник получит возможность:

  • вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  • применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.

Геометрические фигуры

Выпускник научиться:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрия, поворот, параллельный перенос);

  • оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

  • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

  • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

  • овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

  • научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

  • приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

  • приобрести опыт выполнения проектов «на построение».

Измерение геометрических величин

Выпускник научиться:

  • использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов, секторов;

  • вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность:

  • вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

  • вычислять площади многоугольников, используя отношение равновеликости и равносоставленности;

  • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Координаты

Выпускник научиться:

  • вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

  • использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;

  • приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

  • приобрести опыт выполнения проектов на применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство.

Векторы

Выпускник научиться:

  • оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

  • находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный переместительный и распределительный законы;

  • вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

  • приобрести опыт выполнения проектов на применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство.















Лист коррекции

Дата

Тема урока

Причина

Дата































































































































































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Предметные планируемые результаты

Дата

Вводное повторение (2 часа)

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата); формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевом усилию в преодолении препятствий; выбирать наиболее эффективные способы решения задач

Личностные УУД:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем


1

Стартовая работа

Применение знаний и умений в конкретной деятельности

05.09

2

Повторение материала, изученного в 7 – 8 классах

Применение знаний и умений, полученных в 7 – 8 классах

06.09


Векторы (7 часов)

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Личностные УУД:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем


3

Понятие вектора, равенство векторов


Знать определение вектора и равных векторов. Уметь обозначать и изображать векторы, изображать вектор, равный данному

12.09

4

Сумма двух векторов. Законы сложения


Знать законы сложения, определение суммы, правило треугольника, правило параллелограмма. Уметь строить век­тор, равный сумме двух векторов, используя правила треугольника, параллелограмма, формулировать законы сложения

13.09

5

Сумма нескольких векторов


Знать понятие суммы двух и более векторов. Уметь строить сум­му нескольких векторов, используя правило многоугольника

19.09

6

Вычитание векторов


Знать понятие разности двух векторов, противоположного вектора. Уметь строить вектор, равный разности двух векторов, двумя способами

20.09

7

Умножение вектора на число


Знать определение умножения вектора на число, свойства. Уметь формулировать свойства, строить вектор, равный произведению вектора на число, используя определение

26.09

8

Применение векторов к решению задач


Уметь решать геометрические задачи на алгоритм выражения вектора через данные векторы, используя правила сложения, вычитания и умножения вектора на число

27.09

9

Средняя линия трапе­ции


Знать определение средней линии трапеции. Понимать сущест­во теоремы о средней линии трапеции и алгоритм решения задач с применением этой теоремы

03.10


Метод координат (9 часов)

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Личностные УУД:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем


10

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам


Знать существо леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векто­рам. Уметь проводить операции над векторами с заданными координатами

04.10

11

Координаты вектора


Знать понятия координат вектора, координат суммы и разности векторов, произведения вектора на число

10.10

12

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

Знать формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками. Уметь решать геометрические задачи с применением этих формул

11.10

13

Простейшие задачи в координатах



Знать формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками. Уметь решать геометрические задачи с применением этих формул

17.10

14

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности


Знать уравнения окружности. Уметь решать задачи на определение координат центра окруж­ности и его радиуса по заданному уравнению окружности; составлять уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности

18.10

15

Уравнение прямой


Знать уравнение прямой. Уметь составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек

24.10

16

Решение задач по теме «Уравнения окружности и прямой»

Знать уравнения окружности и прямой. Уметь изображать окружности и прямые, заданные уравнениями, решать простейшие задачи в координатах

25.10

17

Зачет по теме «Векторы. Метод координат» (тест)

Знать правила действий над векторами с заданными координатами (суммы, разности, произведения вектора на число); формулы координат вектора через координаты его начала и конца, координаты се­редины отрезка; формулу длины вектора по его координатам; формулу

нахождения расстояния между двумя точками через их координаты; уравнения окружности и прямой. Уметь решать простейшие геометрические задачи, пользуясь указанными формулами

07.11

18

Контрольная работа по теме

«Векторы. Метод координат»

Уметь решать простейшие задачи мето­дом координат, вычис­лять длину и координаты вектора, угол между векторам

08.11


Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (12 часов)

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Личностные УУД:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем


19

Синус, косинус и тангенс угла


Знать определения синуса, косинуса и тангенса углов от 0° до 180°, формулы для вычисления координат точки, основное тригонометрическое тождество. Уметь применять тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую

14.11

20

Теорема о площади треугольника


Знать формулу площади треугольника. Уметь реализовы­вать этапы доказатель­ства теоремы о площа­ди треугольника, решать задачи на вычисление площади треугольника

15.11

21

Теорема синусов


Знать формулировку теоремы синусов. Уметь проводить доказательство теоре­мы и применять ее при решении задач

21.11

22

Теорема косинусов


Знать формулировку теоремы косинусов. Уметь проводить доказательство теоремы и применять ее для нахождения элементов треугольника

22.11

23

Соотношение между сторонами и углами треугольника

Знать основные виды задач. Уметь применять теоремы синусов и косинусов, выполнять чертеж по условию задачи

28.11

24

Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

Знать способы решения треугольников. Уметь решать тре­угольники по двум сторонам и углу между ними; по стороне и прилежащим к ней углам; по трем сторонам

29.11

25

Решение треугольни­ков. Измерительные работы


Знать методы проведения измерительных работ. Уметь выполнять чертеж по условию за­дачи, применять тео­ремы синусов и косинусов при выполнении измерительных работ на местности

05.12

26

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов


Знать что такое угол между векторами, определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов. Уметь изображать угол между векторами, вычислять скалярное произведение

06.12

27

Скалярное произве­дение векторов в координатах

Знать теорему о скалярном произведении двух векторов и ее следствия. Уметь доказывать теорему, находить уг­лы между векторами, используя формулу

12.12

28

Административная контрольная работа

Применять изученный материал на практике

13.12

29

Зачет по теме «Соот­ношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» (тест)

Знать формулировки теоремы синусов, теоремы косинусов, теоремы о нахождении площади треугольника, определение скалярного произведения и формулу в координатах. Уметь решать простейшие планиметрии

19.12

30

Контрольная работа по теме «Соот­ношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

Уметь решать геометрические задачи с использованием тригонометрических формул

20.12


Длина окружности и площадь круга (11 часов)

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Личностные УУД:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем


31

Правильные многоугольники


Знать определение правильного многоугольника, формулу для вычисления угла правильного n-угольника. Уметь выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач

26.12

32

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

Знать формулировки теорем и следствия из них. Уметь проводить доказательства теорем и следствий из теорем и применять их при решении задач

27.12

33

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

Знать формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной окружности. Уметь применять формулы при решении задач


34

Правильные многоугольники

Уметь строить пра­вильные многоугольники с помощью цир­куля и линейки


35

Решение задач по теме «Правильные многоугольники»

Уметь решать задачи на применение формулы для вычисле­ния площади, стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности


36

Длина окружности

Знать формулы длины окружности и ее дуги. Уметь применять формулы при решении задач


37

Решение задач по теме «Длина окружности»


Знать формулы. Уметь выводить формулы длины ок­ружности и длины дуги окружности, применять формулы для решения задач


38

Площадь круга и кругового сектора

Знать формулы площади круга и кругового сектора, иметь представление о выводе формулы. Уметь находить площадь круга и кругового сектора


39

Решение задач по теме «Площадь круга и кругового сектора»

Знать формулы. Уметь решать задачи с применением формул


40

Зачет по теме «Длина окружности. Площадь круга» (тест)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности


41

Контрольная работа по теме «Длина окружности. Площадь круга»


Знать формулы длины окружности, дуги окружности, площади круга и кругового сек­тора. Уметь решать простейшие задачи с использованием этих формул



Движения (7 часов)

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Личностные УУД:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем


42

Понятие движения


Знать понятие отображения плоскости на себя и движения. Уметь выполнять построение движений, осуществлять преобразования фигур


43

Решение задач по теме «Понятие движения»

Знать осевую и центральную симметрию. Уметь распознавать по чертежам, осущест­влять преобразования фигур с помощью осевой и центральной симметрии


44

Параллельный перенос


Знать основные этапы доказательства, что параллельный перенос есть движение. Уметь применять параллельный перенос при решении задач


45

Поворот

Знать определение поворота. Уметь доказывать, что поворот есть движение, осуществлять поворот фигур


46

Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот»

Знать определение параллельного переноса и поворота. Уметь осуществлять параллельный перенос и поворот фигур


47

Зачет по те­ме «Движение» (тест)


Знать все виды движений. Уметь выполнять построение движений с помощью циркуля и линейки


48

Контрольная работа по теме: «Движение»

Уметь применять свойства движения при решении задач



Об аксиомах планиметрии (2 часа)

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Личностные УУД:

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта

49

Анализ контрольной работы. Об аксиомах планиметрии

Знать неопределенные понятия и систему аксиом как необходимые утверждения при создании геометрии


50

Об аксиомах планиметрии (продолжение)

Знать основные ак­сиомы планиметрии, иметь представление об основных этапах развития геометрии



Начальные сведения из стереометрии (4 часа)

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации

Личностные УУД:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем


51

Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда



Знать сведения о телах и поверхностях в пространстве, определения многогранника, n-угольной призмы. Уметь изображать многогранники и распо­знавать их. Знать определения. Уметь строить сечения параллелепипеда. Знать свойства объемов тел, свойства прямоугольного параллелепипеда, формулы для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда и призмы; в чем заключается принцип Кавальери. Уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда и призмы


52

Пирамида

Знать какой многогранник называется пирамидой, какая пирамида является правильной; что такое высота и апофема пирамиды; фор­мулу для вычисления объема пирамиды. Уметь изображать и распознавать пирамиду и строить сечения, находить объем пирамиды


53

Цилиндр и конус

Знать какое тело называется цилиндром; что такое ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие цилиндра; формулу объема цилин­дра; формулу площади боковой поверхности цилиндра. Уметь объяснять, как получается развертка боковой поверхности цилиндра; использовать формулы объема цилиндра и площади боковой поверхности при решении задач; изображать и распознавать на чертеже. Знать какое тело называется конусом; что такое ось, высота, основание, боковая поверхность, образующие конуса; что представляет собой развертка боковой поверхности конуса; формулы объема и площади боковой поверхности конуса. Уметь распознавать и изображать конус; применять формулы при вычислении объема и площади боковой поверхности конуса


54

Сфера и шар

Знать что называется сферой и что такое ее центр, радиус, диаметр; какое тело называется шаром; формулы объе­ма шара и площади сферы. Уметь распознавать и изображать на чертеже; вычислять объем шара и площадь сферы



Повторение (14 часов)

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем

Личностные УУД:

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем


55

Повторение по теме «Параллельные прямые»

Знать свойства и признаки параллельных прямых. Уметь решать задачи по данной теме, выполнять чертежи по условию задач


56

Повторение по теме «Треугольники»

Применять при решении задач основные соотношения между сторонами и углами треугольника, виды треугольников и их свойства


57

Повторение по теме «Подобие треугольников»

Знать признаки подобия треугольников, их свойства и применять их при решении задач


58

Повторение по теме «Четырехугольники»

Знать виды четырехугольников и их свойства. Уметь выполнять чертеж по условию задачи, решать простейшие задачи по теме «Четырехугольники»


59

Повторение по теме «Четырехугольники.

Многоугольники»

Знать свойства сторон четырехугольника, описанного около окружности; свойство четырехугольника, вписанного в окружность. Уметь решать задачи, опираясь на эти свойства


60

Повторение по теме «Площадь»

Знать формулы площадей плоских фигур и уметь их применять при решении задач


61

Повторение по теме «Окружность»

Знать теоретический материал по теме «Окружность» и уметь его применять


62

Повторение по теме «Векторы. Метод координат»

Знать теоретический материал по теме «Векторы. Метод координат» и уметь его применять при решении задач


63

Решение задач с практическим содержанием

Уметь применять изученный материал к решению задач с практическим содержанием


64

Решение задач с практическим содержанием (продолжение)

Уметь применять изученный материал к решению задач с практическим содержанием


65

Обобщение по курсу геометрии 7 – 9 классов (тест)

Знать и применять теоретический материал, изученный в курсе геометрии


66

Подготовка к промежуточной аттестации

Применять теоретический материал, изученный в курсе геометрии


67

Промежуточная аттестация

Применять теоретический материал, изученный в курсе геометрии


68

Заключительное занятие

Проводить диагностику учебных достижений