СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 9 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы для 9 класса.Указаны:Планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание курса ,календарно-тематическое планирование,

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 9 класса»



Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО естественно-математического цикла Протокол №___от « ___» ____________2016г


_______Е.Н.Кубовская


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе



________ Е.П. Гавриленко.


УТВЕРЖДЕНО

Директор гимназии- интерната Приказ № от

«___»_______________2016


___________ М.Ш.Кангиев



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

(базовый уровень)

для 9 классов

(2 часа в неделю,68 часов в году)









Разработала:

Эбушеитова Эльвира Меметовна

Учитель математики, специалист





г.Симферополь

2016 г.

Данная рабочая программа реализуется на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 № 413

  • Учебный план ГБОУРК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»2016- 2017учебный год

  • Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2014

  • .Программы общеобразовательных учреждений.Геометрия7–9 классы -Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для приме­нения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых че­ловеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой куль­туры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса

В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).





2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА



Общая характеристика учебного предмета

Геометрия один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Векторы. Метод координат.

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простей­шие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косину­сов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах..Длина окружности и площадь круга.

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Движения.

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. На­ложения и движения. Об аксиомах геометрии. Предмет стереометрии.

Многогранники.

Повторение. Решение задач.















3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Согласно федеральному базисному учебному плану, действующему в школе учебному плану на 2016/2017 учебный год рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: на изучение математики в 9 классе отводится 68 часов из расчета: 2 часа в неделю в том числе 4 ч для проведения контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.В целях качественной подготовки к ЕГЭ повторение всего курса алгебры и начала математического анализа проводится в течение года плюс итоговое повторение в конце учебного года.

С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме календарно-тематического планирования




Тема

Кол-во часов

1

Вводное повторение

4

2

Векторы.

9

3

Метод координат.

11

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

12

5

Длина окружности и площадь круга.

11

6

Движения.

9

7

Начальные сведения геометрии.

4

8

Повторение. Решение задач.

8


Итого:

68

















КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Геометрия,9 класс (2 часа в нед.)

Наиме

нова

ние раздела прог

раммы

Тема урока

Кол-во час

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения урока

По плану

Фактически


Вводное повторение


4









1

Повторение.Многоугольники .(определение, свойства, формулы площадей).

1

многоугольник, элементы многоугольника, свойства, площадь многоугольника

-знать свойства основных четырехугольников;

-знать формулы площадей;

-уметь строить многоугольники и по чертежу определять их свойства







2

ПовторениеОкружность, элементы окружности. Вписанная и описанная окружность. Виды углов.

1

окружность, радиус и диаметр окружности, центр вписанной и описанной окружности, градусная мера центральных и вписанных углов

-уметь строить вписанные и описанные окружности;

-знать элементы окружности;

-различать центральные и вписанные углы;

-решать задачи







3


Решение задач

1








4


Диагностическая контрольная работа

1


-проверить ЗУН за курс 7- 8 классов








Век

то

ры


9









5-6

Понятие вектора.

2

определение вектора, виды векторов, длина вектора

-уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;

-знать виды векторов







7-8

Сложение и вычитание векторов.

2

вектор, операции сложения и вычитания векторов

-уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов







9

Умножение вектора на число.

1

вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции

-уметь строить произведение вектора на число;








10-12

Решение задач.

3

правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов

-уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов;

-уметь применять эти правила при решении задач







13


Контроль

ная работа №1 по теме «Векторы»

1


уметь применять полученные знания в комплексе при решении задач








Ме

тод ко

ор

ди

нат


10









14

Координаты вектора.

1

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора

-уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;

-уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число







15

Решение задач.

1

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами

-уметь применять знания при решении задач в комплексе



















16-18

Простейшие задачи в координатах.

3

радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками

-уметь определять координаты радиус-вектора;

-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;

- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками







19

Уравнение окружности.

1

уравнение окружности

-знать уравнение окружности;

-уметь решать задачи на применение формулы







20

Уравнение прямой.

1

уравнение прямой

-знать уравнение прямой;

-уметь решать задачи на применение формулы







21-22

Решение задач.

2

уравнение окружности и прямой

-знать уравнения окружности и прямой;

-уметь решать задачи







23

Контрольная работа №2 по теме «Метод координат»

1


-уметь решать простейшие задачи в координатах;

-уметь решать задачи на составлении уравнений окружности и прямой








Соотношения меж

ду сторонами и углами треу

голь

ника


12









24-26

Синус, косинус, тангенс угла.

3

единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения

-знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;

-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки







27

Площадь треугольника.

1

теорема о площади треугольника, формула площади

-уметь выводить формулу площади треугольника;

-уметь применять формулу при решении задач







28

Теорема синусов.

1

теорема синусов

-знать теорему синусов и уметь решать задачи на её применение







29


Теорема косинусов.

1

теорема косинусов

-знать вывод формулы;

-уметь применять формулу при решении задач







30

Решение треугольников.

1

теорема синусов, теорема косинусов

-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник








31-32

Угол.Скалярное произведение векоров.

2

-скалярное произведение векторов.








33

Скалярное произведение векторов в координатах

1

-скалярное произведение векторов в координатах, теорема

-умение пользоваться скалярным произведением векторов







34

Свойства скалярного произведения векторов.

1

-свойства скалярного произведения векторов.

-умение использовать свойства скалярного произведения векторов.







35

Контрольная работа №3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1


-уметь применять теорему синусов и теорему косинусов в комплексе при решении задач








Длина окружности и пло

щадь круга


12









36-37

Правильные многоугольники.

2

правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность

-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;

-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать







38-43

Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей.

6

площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей

-уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an;

-уметь строить правильные многоугольники







44-46

Длина окружности и площадь круга.

3

длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора

-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;

-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение







47

Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга»

1


-уметь решать задачи на зависимости между R, r, an;

-уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора








Дви

же

ния


9









48

Понятие движения.

1

отображение плоскости на себя

-знать , что является движением плоскости







49-50

Симметрия.

2

осевая и центральная симметрия

-знать какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной







51-52

Параллельный перенос.

2

параллельный перенос

-знать свойства параллельного переноса;

-уметь строить фигуры при параллельном переносе на вектор .







53-55


Поворот.

3

поворот

-уметь строить фигуры при повороте на угол







56

Контрольная работа №5 по теме «Движения»

1


-уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте








Началь

ные сведения стереомет рии






4









57

Предмет стереомет

рии.

Многогран

ник

1

многогранник

-ознакомление с предметом стереометрии,многогранниками







58

Призма, параллеле

пипед, пирамида.

1

Призма, параллеле

пипед, пирамида.

-ознакомление с понятием призма, параллелепипед, пирамида.







59

Цилиндр,конус,

сфера,шар

1

Цилиндр,конус,

сфера,шар

-ознакомление с понятием призма, параллелепипед, пирамида







60

Решение задач.

1

Проведение опроса.

-применение полученных сведений к решению задач








Ито

говое повторение курса геометрии 9 клас

са


8









61-62

ГИА(пробно)

2


Уметь пользоваться полученными знаниями.







63

Решение задач в координатах.

1

координаты вектора, метод координат

-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;

- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками







64

Теоремы синусов и косинусов.

1

теорема синусов, теорема косинусов

- уметь находить все элементы треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник







65

Итоговая контрольная работа

1









66

Анализ ошибок в контрольной работе

1









67-68

Резерв

2


-уметь применять все полученные знания за курс геометрии 9 класса