Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым
«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО естественно-математического цикла Протокол №___от « ___» ____________2016г _______Е.Н.Кубовская | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________ Е.П. Гавриленко. | УТВЕРЖДЕНО Директор гимназии- интерната Приказ № от «___»_______________2016 ___________ М.Ш.Кангиев |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
(базовый уровень)
для 9 классов
(2 часа в неделю,68 часов в году)
Разработала:
Эбушеитова Эльвира Меметовна
Учитель математики, специалист
г.Симферополь
2016 г.
Данная рабочая программа реализуется на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 № 413
Учебный план ГБОУРК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»2016- 2017учебный год
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2014
.Программы общеобразовательных учреждений.Геометрия7–9 классы -Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Векторы. Метод координат.
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах..Длина окружности и площадь круга.
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Движения.
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Об аксиомах геометрии. Предмет стереометрии.
Многогранники.
Повторение. Решение задач.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Согласно федеральному базисному учебному плану, действующему в школе учебному плану на 2016/2017 учебный год рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: на изучение математики в 9 классе отводится 68 часов из расчета: 2 часа в неделю в том числе 4 ч для проведения контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.В целях качественной подготовки к ЕГЭ повторение всего курса алгебры и начала математического анализа проводится в течение года плюс итоговое повторение в конце учебного года.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме календарно-тематического планирования
| Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное повторение | 4 |
2 | Векторы. | 9 |
3 | Метод координат. | 11 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 12 |
5 | Длина окружности и площадь круга. | 11 |
6 | Движения. | 9 |
7 | Начальные сведения геометрии. | 4 |
8 | Повторение. Решение задач. | 8 |
| Итого: | 68 |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Геометрия,9 класс (2 часа в нед.)
№ | Наиме нова ние раздела прог раммы | Тема урока | Кол-во час | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения урока |
По плану | Фактически |
9А | 9Б | 9В | 9А | 9Б | 9В |
| Вводное повторение | | 4 | | | | | | | | |
1 | Повторение.Многоугольники .(определение, свойства, формулы площадей). | 1 | многоугольник, элементы многоугольника, свойства, площадь многоугольника | -знать свойства основных четырехугольников; -знать формулы площадей; -уметь строить многоугольники и по чертежу определять их свойства | | | | | | |
2 | ПовторениеОкружность, элементы окружности. Вписанная и описанная окружность. Виды углов. | 1 | окружность, радиус и диаметр окружности, центр вписанной и описанной окружности, градусная мера центральных и вписанных углов | -уметь строить вписанные и описанные окружности; -знать элементы окружности; -различать центральные и вписанные углы; -решать задачи | | | | | | |
3 | | Решение задач | 1 | | | | | | | |
4 | | Диагностическая контрольная работа | 1 | | -проверить ЗУН за курс 7- 8 классов | | | | | | |
| Век то ры | | 9 | | | | | | | | |
5-6 | Понятие вектора. | 2 | определение вектора, виды векторов, длина вектора | -уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор; -знать виды векторов | | | | | | |
7-8 | Сложение и вычитание векторов. | 2 | вектор, операции сложения и вычитания векторов | -уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов | | | | | | |
9 | Умножение вектора на число. | 1 | вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции | -уметь строить произведение вектора на число; | | | | | | |
10-12 | Решение задач. | 3 | правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов | -уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов; -уметь применять эти правила при решении задач | | | | | | |
13 | | Контроль ная работа №1 по теме «Векторы» | 1 | | уметь применять полученные знания в комплексе при решении задач | | | | | | |
| Ме тод ко ор ди нат | | 10 | | | | | | | | |
14 | Координаты вектора. | 1 | координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора | -уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот; -уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число | | | | | | |
15 | Решение задач. | 1 | координаты вектора, координаты результатов операций над векторами | -уметь применять знания при решении задач в комплексе | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
16-18 | Простейшие задачи в координатах. | 3 | радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками | -уметь определять координаты радиус-вектора; -уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца; - уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками | | | | | | |
19 | Уравнение окружности. | 1 | уравнение окружности | -знать уравнение окружности; -уметь решать задачи на применение формулы | | | | | | |
20 | Уравнение прямой. | 1 | уравнение прямой | -знать уравнение прямой; -уметь решать задачи на применение формулы | | | | | | |
21-22 | Решение задач. | 2 | уравнение окружности и прямой | -знать уравнения окружности и прямой; -уметь решать задачи | | | | | | |
23 | Контрольная работа №2 по теме «Метод координат» | 1 | | -уметь решать простейшие задачи в координатах; -уметь решать задачи на составлении уравнений окружности и прямой | | | | | | |
| Соотношения меж ду сторонами и углами треу голь ника | | 12 | | | | | | | | |
24-26 | Синус, косинус, тангенс угла. | 3 | единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения | -знать определение основных тригонометрических функций и их свойства; -уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки | | | | | | |
27 | Площадь треугольника. | 1 | теорема о площади треугольника, формула площади | -уметь выводить формулу площади треугольника; -уметь применять формулу при решении задач | | | | | | |
28 | Теорема синусов. | 1 | теорема синусов | -знать теорему синусов и уметь решать задачи на её применение | | | | | | |
29 | | Теорема косинусов. | 1 | теорема косинусов | -знать вывод формулы; -уметь применять формулу при решении задач | | | | | | |
30 | Решение треугольников. | 1 | теорема синусов, теорема косинусов | -уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник | | | | | | |
31-32 | Угол.Скалярное произведение векоров. | 2 | -скалярное произведение векторов. | | | | | | | |
33 | Скалярное произведение векторов в координатах | 1 | -скалярное произведение векторов в координатах, теорема | -умение пользоваться скалярным произведением векторов | | | | | | |
34 | Свойства скалярного произведения векторов. | 1 | -свойства скалярного произведения векторов. | -умение использовать свойства скалярного произведения векторов. | | | | | | |
35 | Контрольная работа №3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | | -уметь применять теорему синусов и теорему косинусов в комплексе при решении задач | | | | | | |
| Длина окружности и пло щадь круга | | 12 | | | | | | | | |
36-37 | Правильные многоугольники. | 2 | правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность | -уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле; -уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать | | | | | | |
38-43 | Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей. | 6 | площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей | -уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an; -уметь строить правильные многоугольники | | | | | | |
44-46 | Длина окружности и площадь круга. | 3 | длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора | -знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга; -уметь выводить формулы и решать задачи на их применение | | | | | | |
47 | Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | | -уметь решать задачи на зависимости между R, r, an; -уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора | | | | | | |
| Дви же ния | | 9 | | | | | | | | |
48 | Понятие движения. | 1 | отображение плоскости на себя | -знать , что является движением плоскости | | | | | | |
49-50 | Симметрия. | 2 | осевая и центральная симметрия | -знать какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной | | | | | | |
51-52 | Параллельный перенос. | 2 | параллельный перенос | -знать свойства параллельного переноса; -уметь строить фигуры при параллельном переносе на вектор . | | | | | | |
53-55 | | Поворот. | 3 | поворот | -уметь строить фигуры при повороте на угол  | | | | | | |
56 | Контрольная работа №5 по теме «Движения» | 1 | | -уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте | | | | | | |
| Началь ные сведения стереомет рии | | 4 | | | | | | | | |
57 | Предмет стереомет рии. Многогран ник | 1 | многогранник | -ознакомление с предметом стереометрии,многогранниками | | | | | | |
58 | Призма, параллеле пипед, пирамида. | 1 | Призма, параллеле пипед, пирамида. | -ознакомление с понятием призма, параллелепипед, пирамида. | | | | | | |
59 | Цилиндр,конус, сфера,шар | 1 | Цилиндр,конус, сфера,шар | -ознакомление с понятием призма, параллелепипед, пирамида | | | | | | |
60 | Решение задач. | 1 | Проведение опроса. | -применение полученных сведений к решению задач | | | | | | |
| Ито говое повторение курса геометрии 9 клас са | | 8 | | | | | | | | |
61-62 | ГИА(пробно) | 2 | | Уметь пользоваться полученными знаниями. | | | | | | |
63 | Решение задач в координатах. | 1 | координаты вектора, метод координат | -уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца; - уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками | | | | | | |
64 | Теоремы синусов и косинусов. | 1 | теорема синусов, теорема косинусов | - уметь находить все элементы треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник | | | | | | |
65 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | | | | | | |
66 | Анализ ошибок в контрольной работе | 1 | | | | | | | | |
67-68 | Резерв | 2 | | -уметь применять все полученные знания за курс геометрии 9 класса | | | | | | |