Пояснительная записка по ГЕОГРАФИИ для 5 класса
Общая характеристика учебного предмета, курса, дисциплины
География в основной школе формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических и других процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Описание места учебного предмета, курса, дисциплины в учебном плане
Учебный предмет “География” относится к образовательной области “Обществознание”. География в основной школе с 2015 учебного года изучается с 5 по 9 класс. Согласно учебному плану ЯСШ №1 «Школа-коллегиум» на 2016 – 2017 учебный год на изучение предмета «География» в 5 классе отводится 1 учебный час в неделю, 34 часа в год.
Общие цели и задачи учебного предмета, курса, дисциплины для ступени обучения
Цель: Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся.
Задачи:
овладение учащимися «азбукой» нового для учащихся учебного предмета, усвоение общих предметных понятий о географических объектах, явлениях, также на элементарном уровне знаний о земных оболочках;
формирование умений у них ориентироваться на местности, объяснения различных явлений природы, работы с материалами учебника, чтения планов местности и карт;
развитие у ребят познавательного интереса к предмету, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей «Малой Родине», своей стране, бережного отношения к природе;
применение полученных знаний и навыков в повседневной жизни.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС общего образования, составлена на основе программы: Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда» - М.: Просвещение, 2013
Учебник: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. География. 5-6 класс. - М.: Просвещение, 2015. В 5 классе география изучается 1 час в неделю, 34 часа за год.
Требования к результатам освоения обучающимися ООП
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; формирование основ экологической культуры;
осознание российской гражданской идентичности; чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметным результатом изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
управлять своей познавательной деятельностью;
организовывать свою деятельность;
определять цели и задачи учебной деятельности;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
выдвигать версии решения проблемы;
составлять индивидуально или в группе план решения проблемы (выполнения проекта);
выбирать средства достижения цели и применять их на практике;
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
анализировать, структурировать информацию, факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, простые и сложные планы изученного текста;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. п.);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
представлять собранную информацию в виде выступления или презентации.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса «География» является сформированность следующих умений:
объяснять, для чего изучают географию;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации при решении учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
строить простые планы местности;
моделировать географические объекты и явления с помощью компьютерных программ;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации;
называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками;
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время;
показывать по карте маршруты и называть результаты географических открытий и путешествий;
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
описывать уникальные особенности Земли как планеты;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
называть и показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
объяснять значение ключевых понятий.
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.
Содержание раздела (тем) учебного предмета, курса, дисциплины
Название раздела (темы) | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
Тема 1: На какой Земле мы живем | 4 | 1 | |
Тема 2: Планета Земля | 4 | 1 | |
Тема 3: План и карта | 11 | 3 | 1 |
Тема 4: Человек на Земле | 3 | 1 | |
Тема 5: Литосфера – твердая оболочка Земли | 12 | 3 | 1 |
Всего: | 34 | 9 | 2 |
Календарно-тематическое планирование по предмету география_
№ урока | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности (ФГОС)/ Планируемые результаты (ГОС) | 5АБВ |
Дата проведения | Корректировка |
1-4 | Тема 1: На какой Земле мы живём | 4ч | | 06.09-27.09 | |
1 | Что такое география и как мы будем её изучать. | 1ч. | Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять понятие «география». Выяснить особенности построения разделов и параграфов. Умение работать с текстом, выделять в нем главное . | 6.09 | |
2-3 | Как люди открывали Землю. Пр.р.№1. Описание и нанесение на к. карту географических объектов изученных маршрутов путешественников. | 2ч. | Выяснить вклад великих мореплавателей и путешественников в освоении Земли. Высказывать свое мнение о роли путешественников и мореплавателей в истории географ-их открытий. Наносить маршруты великих путешественников на контурную карту. Формирование целостного мировоззрения. | 13.09 20.09 | |
4 | География сегодня. | 1ч. | Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и ГИС для развития географии. Умение извлекать информацию из различных источников. | 27.09 | |
5-8 | Тема 2: Планета Земля. | 4ч | | 4.10-25.10 | |
5 | Мы во Вселенной. | 1ч. | Приводить доказательства того, что Земля — одна из планет Солнечной системы. Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Понимать, что Земля – часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам. Умение работать с различными источниками информации. Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. | 4.10 | |
6 | Движения Земли | 1ч | Составлять и анализировать схему «Географ-ие следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. | 11.10 | |
7-8 | Солнечный свет на Земле. Пр.р.№2 Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года. | 2ч. | Наблюдать модель движения Земли вокруг Солнца, фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи | 18.10 25.10 | |
9-19 | Тема 3: План и карта. | 11ч | | 8.11-24.01 | |
9 | Ориентирование на местности. Пр.р.№3. Ориентирование на местности. Определение азимута. | 1ч. | Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Умение работать с измерительными приборами. Выявлять особенности плана местности. Находить информацию о значении ориентирования в пространстве для человека. Умение на практике применять теоретические знания. Формирование коммуникативной компетенции. | 8.11 | |
10-11 | Земная поверхность на плане и карте. | 2ч. | Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять рас- стояния и определять направления на местности и плане. Распознавать различные виды изображения земной поверхности. Определять относ. и абсолют. высоты по плану. Определять по плану с помощью горизонталей направления повышения и понижения местности. Оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности. Формирование умений классифицировать материал. | 15.11 22.11 | |
12 | Учимся с «Полярной звездой». Составляем план местности. Пр.р.№4.Проведение полярной съемки местности. | 1ч | Составлять простейший план местности. Формирование умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи. | 29.11 | |
13 | Географическая карта. | 1ч | Сравнивать планы местности и географические карты. Определять роль географической карты как источника информации. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию Осознать необходимость понимания и чтения карты. Формирование познавательной культуры. | 6.12 | |
14 | Градусная сетка. | 1ч | Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления по карте. Оценить значение градусной сетки для ориентирования по карте. Осознание ценности географических знаний в современном мире. | 13.12 | |
15-16 | Географические координаты. | 2ч | Определять географические координаты объектов по карте, направления и расстояния. Формировать умение организовывать свою деятельность, определять цели и способы работы, оценивать достигнутые результаты. | 20.12 27.12 | |
17 | Пр.р.№5. Определение направлений, расстояний и географических координат по карте. | 1ч | 10.01 | |
18 | Учимся с «Полярной звездой». Работаем с картой. | 1ч | Определять направления и расстояния по плану и карте с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве. | 17.01 | |
19 | Контрольная работа по теме «План и карта». | 1ч | | 24.01 | |
20-22 | Тема 4: Человек на Земле. | 3ч | | 31.01-14.02 | |
20 | Как люди заселяли Землю. | 1ч. | Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни | 31.01 | |
21 | Расы и народы. | 1ч | Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле Воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. | 7.02 | |
22 | Учимся с «Полярной звездой». Сравниваем страны мира. Пр.р.№6. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. | 1ч | Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию. Формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. | 14.02 | |
| Тема 5: Литосфера – твердая оболочка Земли. | 12ч | | 21.02-23.05 | |
23 | Земная кора - верхняя часть литосферы. | 1ч | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Формирование умений ставить вопросы, давать определения понятиям. | 21.02 | |
24 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Пр.р.№7. Определение горных пород и их свойств. | 1ч | Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные. Сравнивать св-ва горных пород различного происхождения. Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал. | 28.02 | |
25-26 | Движения земной коры. | 2ч | Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма. Усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | 7.03 14.03 | |
27 | Рельеф Земли. Равнины. | 1ч | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их геогр-го положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Формирование познавательной и информационной культуры. | 28.03 | |
28 | Рельеф Земли. Горы. | 1ч | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Формирование познавательной и информационной культуры. | 4.04 | |
29 | Пр.р.№8.Описание элементов рельефа по плану. | 1ч | Описывать элементы рельефа по карте. Умение применить знания на практике | 11.04 | |
30 | Учимся с «Полярной звездой». Выполняем проектное задание на контурной карте. | 1ч | Наносить на контурную карту крупнейшие равнины и горные системы мира и России. Выполнять проектное задание в сотрудничестве. | 18.04 | |
31 | Литосфера и человек. Пр.р.№9. Описание рельефа своей местности. | 1ч | Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. Описывать рельеф своей местности. Формирование основ экологического сознания на основе необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | 25.04 | |
32 | Контрольная работа по теме «Литосфера–твердая оболочка Земли» | 1ч | | 2.05 | |
33-34 | Повторение и обобщение по курсу «География. 5 кл». | 2ч | Объяснять географические понятия, классифицировать карты, горные породы и формы рельефа, описывать по плану равнины и горы. Определять местонахождение крупных форм рельефа, крупнейшие страны на географической карте. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия. Осознание ценности географических знаний в современном мире и их практического применения. | 16.05 23.05 | |
Лист корректировки
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание (тема) | Причина внесения изменений | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Лист корректировки
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание (тема) | Причина внесения изменений | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |