Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Зятьковская средняя общеобразовательная школа»
Панкрушихинского района Алтайского края
Принято на заседании МО _______(Пажина Л.И.) протокол №____ от _____ августа 2016г | Согласовано Зам. директора по УВР _______ (Мут О.В.) Дата__________2016 г. | Утверждаю Директор школы _______________( Дронова Е.И.) Приказ №_____ от _________2016 |
Рабочая программа
по естествознанию
7 класс
(надомное обучение)
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Учитель:Молчанова С.А.
с. Зятьково
2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по естествознанию в 7 классе составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» Москва, «Просвещение», 2005г. , 2-е издание.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект: З.А.Клепинина. Биология. Растения. Бактерии. Грибы.. 7 класс. – М.: Просвещение, 2008 г.
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.
Основной целью программы по биологии является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений и животных, а так же об организме человека и его здоровье)
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;
Биология как учебный предмет в 7 классе состоит из следующих разделов:
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Формы учебной деятельности – индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Планируемые результаты освоения предмета
Обучающиеся должны знать:
Внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса, сада;
Общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
Признаки сходства и различий между растениями;
Особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.
Обучающиеся должны уметь:
Узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
Различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям и листьям, цветкам, плодам и семенам;
Устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
Осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;
Работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
Содержание предмета
Культурные и дикорастущие растения.
Подземные и наземные органы растения: корень (строение, образование корней, виды корней, корневые волоски, их значение; значение корня в жизни растения, видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень));
Стебель (разнообразие стеблей, положение стебля в пространстве, строение древесного стебля, значение стебля в жизни растений, образование стебля, побег); лист (внешнее строение листа, простые и сложные листья, расположение листьев на стебле, жилкование листа, значение листьев жизни растения, дыхание растений, обмен веществ у растений, листопад и его значение); цветок (строение цветка, понятие о соцветиях, опыление цветков, образование плодов и семян, распространение плодов и семян); строение семени.
Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина.
Хвойные деревья: ель, сосна.
Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания. Использование древесины различных пород.
Лесные кустарники: особенности внешнего вида, их отличие от деревьев. Бузина, лещина (орешник), шиповник. Отличительные признаки съедобных и ядовитых ягод. Ягодные кустарники: черника, брусника, сравнительная характеристика, лекарственное значение ягод. Травы: ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой, их практическое значение. Грибы: строение грибов, съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлении грибами.
Разнообразие комнатных растений: светолюбивые, тенелюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые. Особенности внешнего строения и биологические особенности растений. Особенности ухода, выращивания и размножения. Польза, приносимая комнатными растениями. Фитодизайн
Однолетние растения: настурция, астра, петунья, календула, особенности внешнего строения, особенности выращивания, размещение в цветнике. Виды цветников.
Двулетние растения: мальва, анютины глазки, маргаритки, особенности внешнего строения и выращивания. Различие в способах выращивания однолетних и двулетних растений.
Многолетние растения: флоксы, пионы, георгины- особенности строения, выращивания, размещение в цветнике. Цветы в жизни человека
Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза. Труд хлебороба.
Технические культуры: сахарная свекла, лен, хлопчатник, картофель, подсолнечник. Особенности внешнего строения, их биологические особенности. Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Одежда из льна и хлопка. Сорные растения полей и однолетние овощные растения: огурец, помидор, горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп.
Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка.
Многолетние растения: лук. Особенности внешнего строения, биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до семени. Польза овощных растения. Овощи – источник здоровья (витамины). Использование человеком сорняков: осот, пырей, лебеда. Внешний вид. Борьба с сорными растениями.
Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника. Биологические особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения. Вредители сада, способы борьбы с ними. Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму.
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Количество часов | Лабораторных | Практических | Экскурсии |
1 | Введение | 1 | | | |
2 | Общие сведения о цветковых растениях | 8 | 1 | 1 | |
3 | Растения леса | 7 | | 1 | 1 |
4 | Комнатные растения. | 5 | | 1 | |
5 | Цветочно-декоративные растения | 2 | | | |
6 | Растения поля | 4 | | | |
7 | Овощные растения | 4 | | 1 | |
8 | Растения сада | 4 | | 1 | |
| Итого | 35 | | | |
Приложение1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата проведения |
1 | Введение | |
| Общие сведения о цветковых растениях ( 8 ч ) | |
2 | Культурные и дикорастущие растения .Общее представление о них. | |
3 | Корень | |
4 | Стебель | |
5 | Лист | |
6 | Цветок | |
7 | Лабораторная работа №1 «Органы цветкового растения» | |
8 | Практическая работа №1 «Образование придаточных корней» | |
| Растения леса (7 ч ) | |
9 | Лиственные деревья | |
10 | Хвойные деревья | |
11 | Лесные кустарники | |
12 | Ягодные кустарники | |
13 | Травы .Грибы | |
14 | Практическая работа №2 «Определение возраста дерева» | |
15 | Охрана леса.Экскурсия в природу | |
| Комнатные растения ( 5 ч ) | |
16 | Разнообразие комнатных растений | |
17 | Светолюбивые и влаголюбивые растения | |
18 | Особенности внешнего строения и биологические особенности | |
19 | Фитодизайн .Создание уголка из комнатных растений | |
20 | Практическая работа №3 «Посадка комнатных растений» | |
| Цветочно-декоративные растения ( 2 ч ) | |
21 | Однолетние растения | |
22 | Многолетние растения | |
| Растения поля (4 ч 0 | |
23 | Злаковые растения | |
24 | Технические культуры | |
25 | Сорные растения | |
26 | Использование растений в хозяйственных целях | |
| Овощные растения (4 ч ) | |
27 | Однолетние растения | |
28 | Многолетние растения | |
29 | Польза овощных растений. Использование человеком | |
30 | Практическая работа № 4 «Выращивание рассады» | |
| Растения сада ( 4 ч ) | |
31 | Плодово-ягодные растения. | |
32 | Биологические особенности плодово-ягодных растений | |
33 | Способы уборки и использование ягод и плодов. | |
34 | Практическая работа № 5 «Практические работы в саду» | |
Лист внесения изменений и дополнений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата и номер приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |