СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по естествознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по естествознанию, 8 класс, адаптивная школа, надомное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по естествознанию»

Естествознание 8 класс (обучение на дому)


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29 декабря 2012 года № 273.

Рабочая программа составлена в соответствии с программой И.М.Бгажноковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2014 г.) и учебником «Биология», 8 класс, А.И. Никишова, А.В. Теремова. - г. Москва, «Просвещение», 2006 год.

Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьника. Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у ученика чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащийся должен понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьник должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Цель. Повышение уровня общего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья его познавательной деятельности и личностных качеств в процессе изучения материала.

Задачи. Дать элементарные научные и систематические сведения о строении образе жизни и среде обитания изучаемых животных, о систематике животного мира, о роли животных в жизни человека, об охране природы.

- Помочь усвоить правила поведения в природе.

- Содействовать патриотическому, экологическому воспитанию.

- Прививать любовь к природе, к своему краю.

- Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

- Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

- Расширить лексический запас, развивать связную речь.



2.Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися.

Программа по естествознанию включает следующие разделы:



ЖИВОТНЫЕ

Введение

Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные.

Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая).

Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.

Беспозвоночные животные

  1. Общее знакомство

Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).

Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые.

  1. Дождевой червь

Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого объекта или влажного препарата.

  1. Насекомые

Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различия по внешнему виду, местам обитания, питанию.

Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и раз­витие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из бабочек.

Павлиний глаз, траурница, адмирал и др. Их значение.

Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.

Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.

Жуки. Отличительные признаки. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика. (Майский жук, колорадский жук, божья коровка и др.- по выбору учителя.)

Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.

Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).

Муравьи - санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.

Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых - вредителей сельскохозяйственных растений, видеофильмов

Практические работы

Зарисовки насекомых в тетради.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные

  1. Общее знакомство

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитаю­щие.

  1. Рыбы

Общие признаки рыб. Среда обитания.

Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.

Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.

Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана). Рациональное использование.

Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.

Демонстрация и наблюдение за живыми рыбами. Экскурсия к водоему для наблюдения за рыбной ловлей (в зависимости от местных условий).

  1. Земноводные

Общие признаки земноводных. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строе­ние, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития).

Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе.

Черты сходства и различий земноводных и рыб.

Польза земноводных и их охрана.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Практические работы

Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и раз­личия).

  1. Пресмыкающиеся

Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).

Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.

Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.

Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие. Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).

Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.

  1. Птицы

Дикие птицы.

Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.

Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, пита­ние, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).

Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.

Хищные птицы: сова, орел.

Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.

Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.

Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.

Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.

Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.

Домашние птицы: курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития.

Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами. Содержание, кормление, разведение. Значение пти­цеводства.

Демонстрация скелета курицы, чучел птиц, прослушивание голосов птиц.

Экскурсия. Цель - наблюдение за поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму); подкормка зимующих птиц; наблюдение и уход за птицами в живом уголке.

Млекопитающие животные

Общее знакомство

Разнообразие млекопитающих животных. Общие призна­ки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).

Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные.

Дикие млекопитающие животные

Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение.

Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. От­личительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц­ русак, заяц-беляк).

Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых хищников. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства и различий.

Псовые (собачьи): волк, лисица.

Медвежьи: медведи бурый, белый.

Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.

Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах.

Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные. Кабан, лось. Общие признаки. Внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.

Морские животные.

Ластоногие. Тюлень, морж. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение.

Китообразные. Кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, образ питания. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.

Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.).

Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличи­ тельными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.

Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.

Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской аквариум).

Практические работы

Зарисовки в тетрадях. Игры (зоологическое лото и др.).

Сельскохозяйственные животные

Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.

Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.

Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.

Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.

Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжело­возы, рысаки.

Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.

Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.

Демонстрация видеофильмов (для городской местности).

Экскурсия на ферму, участие в раздаче кормов, уборке помещения (для сельских школ).

Домашние питомцы

Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержа­ние и уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию. Заболевания и оказание первой помощи животным.

Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержа­ние и уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию. Заболевания и оказание первой помощи животным.

Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки и др.). Образ жизни. Уход. Кормление. Уборка их жилища.


3.Место учебного предмета в учебном плане.


В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» имеется предмет естествознание.

На изучение данного предмета естествознание отводится 0,5 часа в неделю.

По учебному плану на курс отводится 17 час.

I четв.- ч III четв.- II четв.- ч IV четв.- ч

4.Планируемые результаты освоения программы.



Основные требования к знаниям и умениям учащегося

Учащийся должен знать:

• признаки сходства и различий между группами (класса­ми) животных;

• общие признаки, характерные для каждой из изучаемых групп;

• особенности внешнего вида, образа жизни, значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;

• условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности. Учащиеся Учащийся должен уметь:

  • узнавать изученных животных;

  • устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного (внешний вид, питание);

  • осуществлять уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских школ) и животными в живом уголке .



5.Тематический план по естествознанию в 8 классе

п/п

Тема урока

Количество часов

Сроки

Наглядность

Словарная работа


Введение





1

Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана

1


Красная книга

Красная книга


Беспозвоночные животные.





2

Общие признаки беспозвоночных животных. Черви.

1



общие признаки беспозвоночных

3

Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни.

1


Коллекция насекомых

насекомые, гусеница, куколка


Позвоночные животные





4

Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб.

1


Таблица «Рыбы»

позвоночные, скелет, костные пластинки

5

Рыболовство и рыбоводство.

1



промысел, трал, рыбоводство

6

Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки

1



земноводные, головастики, филлобус, резонаторы

7

Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение.

1




8

Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц.

1


Таблица с изображением птиц


контурные перья, пуховые, маховые, рулевые

9

Домашние птицы. Птицеводство.

1



серповидные, шпоры, инкубатор

10

Общие признаки млекопитающих и их классификация.

1


Схема классификации млекопитающих животных

теплокровность,

живородящие

волосяной покров, линька

11

Дикие млекопитающие животные.

1




12

Сельскохозяйственные животные. Содержание свиней на фермах. Выращивание

1




13

Корова. Содержание коров на ферме . Выращивание телят.

1



жвачные

парнокопытные

14

Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят

1



отара, овцеводство

15

Домашние свиньи. Содержание и выращивание поросят

1



кабан, вепрь

16

Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят

1



конюх, конюшня

17

Домашние питомцы.


1





.

6. Учебно-методическое обеспечение

1. Учебная литература:

-И.М.Бгажнокова Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2014 г.

А.И. Никишова, А.В. Теремов «Биология» учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; М., «Просвещение», 2006 г.;


7. Материально-технические средства.

1.ЭОР.

2. Наглядно дидактический материал по темам: «Беспозвоночные животные.», «Позвоночные животные», «Домашние животные»,

«Домашние птицы».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!