СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством Н.И. Сонина
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Закон "Об образовании в Российской Федерации" №273 ФЗ от 27.12.12г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.;
-Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1994 от 03.06.2011 г.;
-федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 2015/16 учебный год;
-учебный план МБОУ гимназии «Перспектива» городского округа Самара Ассоциированная школа ЮНЕСКО;
- Примерная программа основного общего образования по биологии // Примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы. -М: Просвещение, 2012;
- Программа основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Линейный курс (авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров). // Биология. 5-9 классы. Рабочие программы. ФГОС / под ред. Пальдяевой Г.М.. – М.: Дрофа, 2015
Авторской программе соответствует учебник: «Биология. Введение в биологию» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин - /рекомендовано Министерством образования и науки РФ / - М.: Дрофа, 2013.
Рабочая программа реализуется на основе УМК созданных под руководством Н.И. Сонина, учебника рекомендованного Министерством образования и науки РФ «Биология. Введение в биологию» 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. - М.: Дрофа 2012.
Согласно основной общеобразовательной программы ОУ на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год соответственно. В связи с тем, что из части формируемой участниками образовательного процесса есть возможность использования еще 1 часа на усиление программы по биологии, и программа по биологии Н.И. Сонина включает также изучение биологии в 5 классе 70 часов, 2 часа в неделю. Поэтому в 2013-2014 учебном году в 5 классе на изучение курса «Биология. Введение в биологию» отводится 70 часов, 2 часа в неделю.
Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы по биологии и соответствует ФГОСу
Место учебного предмета в решении общих целей и задач
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Содержание курса биологии 5 класса помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества, направлено на формирование и развитие личности учащихся в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии в 5-ом классе начинают вырабатываться учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи
Цель курса:
Формирование первоначальных систематизированных представлений о многообразии живых организмов.
Задачи курса:
формирование системы знаний об основных свойствах живых организмов, о 3-х царствах живой природы.
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.
формирование способности оценивать последствия деятельности человека в природе.
Основные направления биологического образования, которые закладываются в курсе 5-го класса:
обеспечение внутрипредметной интеграции;
реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественнонаучными дисциплинами;
отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-эстетическими и экологическими ценностями общества;
воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической грамотности; культуры поведения в природе.
Биология в 5 классе представлен курсом «Введение в биологию», который как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
начальное формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умением формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты»
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические
знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения измерений и оценки полученных результатов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, основой которой является формирование и развитие ИКТ компетенции, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Достижение результатов обучения позволяет введение в учебный процесс системно-деятельностного метода, который реализуется через педагогические технологии (ТРИЗ - технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, технология разноуровнего обучения, технология игрового обучения, проектная технология, ИКТ+ и технология проблемного обучения) реализуемых на уроках и внеурочной деятельности.
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные УУД:
Формирование ответственного отношения к обучению
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению
Формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни
Формирование основ экологической культуры.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, анализ и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Особенности организации учебного процесса
В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. При организации учебного процесса особое внимание будет уделено дидактическим играм, дискуссиям, проектной деятельности учащихся. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии.
Формы контроля уровня достижений учащихся
В целях определения степени освоения учащимися учебного предмета биология 5 класс текущий контроль осуществляется в следующих формах:
- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме);
- письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических работ, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов);
- выполнение мини-проектов.
Изучение учебного предмета завершается контрольным тестом, который включает задания с выбором одного ответа, выбор правильных высказываний, знание основных биологических терминов.
Критерии оценивания различных видов работ:
Оценка знаний учащихся
Отметка | Критерии оценки |
«5» | - полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника: - четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, - использованы научные термины; - для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений - и опытов: - ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. |
«4» | - раскрыто основное содержание материала; - в основном правильно даны определения понятий и использованы научные - термины; - ответ самостоятельный; - определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения - последовательности изложения, небольшие неточности при использовании - научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов |
«3» | - усвоено основное содержание учебного материала, но изложено - фрагментарно, не всегда последовательно; - определения понятий недостаточно четкие; - не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из - наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; - -допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, - определении понятий |
«2» | - Основное содержание учебного материала не раскрыто; - не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые - ошибки в определении понятий, при использовании терминологии |
Критерии оценки устного ответа:
Отметка | Критерии оценки |
«5» | - Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос. - Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии. - Приведены самостоятельно примеры. - Ответ содержит логику изложения. - Ответ полностью самостоятельный. |
«4» | - Конкретный ответ на поставленный вопрос. - Приведены самостоятельно примеры. - Ответ содержит логику изложения. - Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка. |
Методическое оснащение курса
1. Литература
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
7. Электронно-образовательные ресурсы: | ||||||||||||||||||
8. Электронно-програмное обеспечение:
Учебное содержание курса биологии включает в себя следующие разделы:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Введение (1 ч.) Многообразие живой природы. Раздел 2. Живой организм: строение и изучение (8ч) Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели. Лабораторные и практические работы Практическая работа№ 1. «Знакомство с оборудованием для научных исследований» Практическая работа№ 2. «Знакомство с методами для научных исследований.» Практическая работа № 3. «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними» Лабораторная работа № 1. «Строение растительной клетки» Лабораторная работа № 2 «Строение животной клетки». Лабораторная работа № 3 «Определение состава семян. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» Раздел 3. Многообразие живых организмов (28 ч.) Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы. Лабораторные и практические работы Лабораторная работа № 4 «Хвоя и шишки голосеменных растений» Лабораторная работа № 5 «Строение цветка» Лабораторная работа № 6 «Изучение простейших под микроскопом» Раздел 4. Среда обитания живых организмов (8 ч.) Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Раздел 5. Человек на Земле (12 ч.) Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. |
|
Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс
№ п/п | Наименование раздела, тема урока с указание типа урока | Коли-чество часов | Основные виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Оборудование
Контроль | Домашние задания | Дата проведения план/факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Введение (1 час) | |||||||
1 | Многообразие живой природы. (Формирование но-вых знаний. Вводный урок) | 1 | Объясняют роль био-логических знаний в жизни человека. | Предметные должны уметь: - объяснять значение биологичес-ких знаний в повседневной жиз-ни; Метапредметные: Уметь: - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. | Наблюдение, устные ответы. Заполнение таб-лицы. Тест | Введение, стр 3-4, РТ № 1 | 05.09.18 |
2. Живой организм. Строение и изучение (16 часов) | |||||||
2 | Что такое живой организм?
(Урок изучения нового материала) | 1 | Выделяют сущест-венные признаки жи-вых организмов. | Предметные: знать -основные признаки живой при-роды; уметь: -объяснять значение биологичес-ких знаний в повседневной жиз-ни; Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - систематизировать и обобщать | Устные ответы. Заполнение таблицы. Тест | § 1, стр 6-10, РТ № 2-7 |
06.09.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению |
|
|
|
3 | Наука о живой при-роде.
Практическая ра-бота № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследо-ваний»
(Комбинированный) | 1 | Называют основные науки о природе. | Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Текущий. Вопросы учителя
Письменный отчет о проде-ланной работе. | § 2, стр 12-13 РТ № 8-10 |
12.09.18 |
4 | Семья биологичес-ких наук.
(Урок изучения нового материала) | 1 |
| Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных и | Фронтальный. | § 2, стр 14-16 РТ № 11-14 | 13.09.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| интересов и мотивов к обучению |
|
|
|
5 | Методы изучения природы
(Комбинированный урок) | 1 | Определяют основ-ные методы биологи-ческих исследований | Предметные уметь: - характеризовать методы биоло-гических исследований; - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструмен-тами в кабинете биологии. Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Фронтальная беседа. | § 3 стр. 17-22 РТ № 15-16 | 19.09.18 |
6 | Практическая ра-бота № 2 «Знакомство с ме-тодами для науч-ных исследова-ний.»
(Комбинированный урок) | 1 | Определяют основ-ные методы биологи-ческих исследований | Предметные уметь: - характеризовать методы биологических исследований; - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; | Наблюдение. Письменный отчет о проде-ланной работе | § 3 стр. 20-21, РТ № 19-21 |
20.09.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению |
|
|
|
7 | История открытия клетки.
(Урок изучения нового материала) | 1 | Воспринимают ин-формацию, сообщае-мую учителем. Знакомятся с устрой-ством увеличитель-ных приборов. | Предметные знать: - устройство светового микроско-па; уметь: - работать с лупой и световым микроскопом; - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструмен-тами в кабинете биологии. Метапредметные уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - проводить простейшие наблюде-ния, измерения, опыты Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Фронтальный. Работа с карточ-ками. | Записи в тетради | 26.09.18 |
8 | Практическая работа № 3
| 1 | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, | Предметные знать: - устройство светового микроско- | Наблюдение. Письменный отчет о проде- |
|
27.09.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»
(Комбинированный урок) |
| готовить микропрепараты. | па; уметь: - работать с лупой и световым микроскопом; - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструмен-тами в кабинете биологии. Метапредметные уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - проводить простейшие наблюде-ния, измерения, опыты Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | ланной работе | § 4, стр 23-26 РТ № 22-23 |
|
9 | Клетка — элемен-тарная единица живого.
(Урок изучения нового материала) | 1 | Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Выполнять лабораторную работу Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с | Предметные знать: - основные органоиды клетки уметь: - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Метапредметные уметь: - проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты - ставить учебную задачу под руководством учителя; Личностные | Фронтальный. Заполнение таб-лицы. | § 5, стр. 27-29 РТ № 26-34 | 03.10.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| лабораторным оборудованием | - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению |
|
|
|
10 | Лабораторная работа № 1 «Строение расти-тельной клетки»
(Комбинированный урок) | 1 | Письменный отчет о проде-ланной работе. | Заполнить в РТ стр 19-20 | 04.10.18 | ||
11 | Лабораторная работа № 2 «Строение жи-вотной клетки».
(Комбинированный урок) | 1 | Письменный отчет о проде-ланной работе. | § 5 ответы на вопросы стр. 32 |
10.10.18 | ||
12 | Химический состав клетки. Неорганические вещества.
(Комбинированный урок) | 1 | Сравнивают хими-ческий состав тел живой и неживой природы. Выполнять лабора-торную работу. Работать с микроско-пом, готовить микропрепараты в процес-се проведения лабо-раторной работы. Фиксировать резуль-таты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабине-те биологии, правила обращения с лабора- | Предметные знать: - основные органические и мине-ральные вещества, входящие в состав клетки; уметь - узнавать на таблицах и микро-препаратах основные органоиды клетки; - объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; Метапредметные уметь: - проводить простейшие наблюде-ния, измерения, опыты - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; Личностные: | Наблюдение. Фронтальная беседа. | § 6, стр 34-38 РТ № 37-38 |
11.10.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| торным оборудова-нием. | - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению
|
|
|
|
13 | Химический состав клетки. Органичес-кие вещества.
(Комбинированный урок) | 1 | § 6, стр 34-38 РТ № 37-38 | 17.10.18 | |||
14 | Лабораторная работа № 3 «Определение сос-тава семян. Опре-деление физичес-ких свойств бел-ков, жиров, углево-дов».
(Комбинированный урок) |
| Письменный отчет о проде-ланной работе | § 6, стр 34-38
В. 1-10 стр.38 (устно)
| 18.10.18 | ||
15 | Вещества о окружающем мире.
(Комбинированный урок) | 1 | Сравнивают хими-ческий состав тел живой и неживой природы. | Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Терминологический диктант. Фронтальный опрос. | § 7, стр. 39-42 РТ № 40-43 |
24.10.18 |
16 | Многообразие явлений природы.
(Комбинированный урок) | 1 | Текукщий | § 7, стр 42-46, РТ № 44-45 | 25.10.18 | ||
17 | Великие естествоиспытатели. | 1 | Объясняют вклад великих | Предметные знать: | Фронтальный опрос. Работа по | § 8, стр. 47-49, | 31.10.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| (Урок изучения нового материала |
| естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук
| - ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под руководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | карточкам с заданиями. | РТ № 47-49 |
|
18 | Обобщение по те-ме: «Живой орга-низм: строение и изучение»
(Урок контроля) | 1 | Работа с тестом |
| Контрольная ра-бота. | Повторить § 1-8 |
01.11.18 |
3. Многообразие живых организмов (28 часов) | |||||||
19 | Развитие жизни на Земле. Жизнь в древнем океане.
(Урок изучения нового материала) | 1 | Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Работают с учебни-ком (текстом, иллюс-трациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном | Метапредметные уметь: - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных | Фронтальный опрос. Работа по табли-це. | § 9, стр 52 РТ № 50-51 |
14.11.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| приложении | интересов и мотивов к обучению |
|
|
|
20 | Развитие жизни на Земле. Жизнь на суше
(Урок изучения нового материала) | 1 | Фронтальный опрос. Работа по табли-це. | § 9, стр 52-56, РТ № 52-55 |
15.11.18 | ||
21 | Разнообразие живо-го. Наука система-тика.
(Комбинирован-ный урок) | 1 | Определяют предмет изучения систематики Выявляют отли-чительные признаки представителей цар-ств живой природы. Сравнивают представителей царств, де-лают выводы на ос-нове сравнения. Приводят примеры основных представителей царств приро-ды. | Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Наблюдение, вопросы учите-ля. Карточки с заданиями. | § 10, стр 57, записи в тетради |
21.11.18 |
22 | Классификация живых организмов.
(Урок изучения нового материала) | 1 | Наблюдение, вопросы учите-ля. Карточки с заданиями. | § 10, стр 58-59 РТ. № 57-62 | 22.11.18 | ||
23 | Бактерии, их строе-ние.
(Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучаемых организмов | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; | Вопросы учителя. Терминологический диктант. | § 11, стр. 60-61 РТ № 63-65 |
28.11.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. На-блюдают и описыва-ют внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксиру-ют результаты и формулируют выводы. Работают с учебни-ком (текстом, иллю-страциями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению |
|
|
|
24 | Бактерии, их жиз-недеятельность и роль в природе.
(Комбинированный урок) | 1 | Индивидуальный опрос. | § 11, стр. 61-63 РТ № 66-72 | 29.11.18 | ||
25 | Грибы, их строе-ние, жизнедеятель-ность.
(Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах. | Предметные знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признак | Фронтальная беседа. | § 12, стр 64-66 РТ № 73-77 | 05.12.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителейживой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями) Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | представителей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия уредставителей основных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению
|
|
|
|
26 | Роль грибов в при-роде и жизни человека
(Комбинированный урок) | 1 | Фронтальная беседа. |
|
06.12.18 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
27 | Царство растения
(Урок изучения новых знаний) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизне-деятельности изучаемых организмов. Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном | Предметные знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; - различать изученныеобъекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное | Тестирование | § 12, стр 68 РТ № 84-85 |
12.12.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
|
| приложении | сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению |
|
|
|
28 | Водоросли их стро-ение, местообита-ние.
(Комбинированный урок) | 1 | Тестирование. Фронтальный опрос. | § 13, стр 69-70 РТ № 86-87 |
13.12.18 | ||
29 | Многообразие во-дорослей, их роль в природе.
(Комбинирован-ный урок) | 1 |
| § 13, стр. 70-72 РТ № 88-91 | 19.12.18 | ||
30 | Мхи, строение и многообразие и роль в природе.
(Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучаемых организмов. Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. На-блюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксиру- | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность би-ологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителей | Фронтальный опрос. | § 14, стр. 73-75
РТ № 93-97
|
20.12.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| ют результаты и формулируют выводы. Работают с учебни-ком (текстом, иллю-страциями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, мультимедийном приложении
| царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению |
|
|
26.12.18 |
31 | Папоротники, их строение, многооб-разие.
(Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучаемых организмов. Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. Наб-людают и описывают | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; |
| § 15, РТ № 99-103 |
27.12.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| внешний вид при-родных объектов, их рост, развитие, | - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей |
|
|
|
32 | Голосеменные рас-тения, особенности строения Лабораторная работа № 4 «Хвоя и шишки го-лосеменных растений»
(Комбинированный урок) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучаемых организмов. Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. На-блюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксиру-ют результаты и формулируют выводы. Работают с учебни-ком (текстом, иллю-страциями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи- телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы- | Фронтальный опрс. Тестирование. Письменный отчет о проделанной работе. | § 16, стр. 79 РТ № 106-107 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| мультимедийном приложении
| полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению |
|
|
|
33 | Многообразие го-лосеменных расте-ний, их роль в при-роде
(Комбинированный урок) | 1 | Фронтальный. | § 16, стр. 80-82 РТ № 109-111 |
| ||
34 | Покрытосеменные растения, особен-ности строения Лабораторная работа № 5 «Строение цветка»
(Комбинированный урок) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изу- ченные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания расте-ний . Оценивают представителей жи-вой природы с эстетической точки зре-ния. Наблюдают и описывают внешний вид природных объ-ектов, их рост, разви-тие, фиксируют результаты и формули-руют выводы. Рабо-тают с учебником | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси- | Письменный отчет о проде-ланной работе. | § 17, стр 83-84, РТ № 114-117 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| (текстом, иллюстрациями) Находят до-полнительную информацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, мультимедийном приложении | фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению |
|
|
|
35 | Многообразие по-крытосеменных растений
(Комбинированный урок) | 1 | Вопросы учите-ля. Терминологический диктант. Индивидуаль-ный опрос. | § 17, стр. 85-87, РТ № 114-117 |
| ||
36 | Значение растений в природе и жизни человека.
(Комбинированный урок) | 1 | Объясняют роль жи-вых организмов в жизни человека. Ос-ваивают навыки выращивания растений. | Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Терминологический диктант. Индивидуальный опрос. | § 18 РТ № 112-127 |
|
37 | Обобщающий урок по теме «Царство растений»
(Урок контроля) | 1 | Работа с тестом |
| Терминологический диктант. Индивидуаль-ный опрос. Тестирование.
| РТ № 128-130 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
38 | Царство Животных. Простейшие
(Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изу- ченные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучае-мых организмов Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. На-блюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксиру-ют результаты и формулируют выводы. Работают с учебни-ком (текстом, иллю-страциями) Находят дополнительную информацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, мультимедийном приложении
| Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные | Текущий | § 19, стр 91-93 РТ № 133-134 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению |
|
|
|
39 | Лабораторная работа № 6 «Изучение простейших под микроскопом»
(Комбинированный урок) | 1 | Письменный отчет о проде-ланной работе. | § 19 РТ № 135-139 |
| ||
40 | Беспозвоночные. Кишечнополостные, черви, моллюски.
(Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучае-мых организмов Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. На- блюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксиру-ют результаты и формулируют выводы. Работают с учебни-ком (текстом, иллю- | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: | Фронтальный | § 20, стр 94 РТ № 140-414 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| страциями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, мультимедийном приложении | - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные: - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению |
|
|
|
41 | Беспозвоночные. Членистоногие. Иглокожие.
(Комбинированный урок) |
| Фронтальный | § 20, стр. 94-96 РТ 142-146 |
| ||
42 | Позвоночные. Рыбы и Земновод-ные. Пресмыкаю-щиеся.
(Урок изучения но-вого материала). | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучае-мых организмов Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. На- блюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксиру- | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителей | Работа по кар-точкам | § 21, стр. 97 РТ 147-151 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| ют результаты и формулируют выводы. Работают с учебни-ком (текстом, иллю-страциями). Находят дополнительную ин-формацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, мультимедийном приложении | царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные: - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению |
|
|
|
43 | Позвоночные. Птицы и Млекопи-тающие
(Урок изучения нового материала) | 1 | Таблица | § 21, стр 97-99 РТ № 152-157 |
| ||
44 | Значение животных в природе и жизни человека.
(Комбинированный урок) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучае-мых организмов Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. На- блюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксиру ют результаты и формулируют выводы. Работают с учебни-ком (текстом, иллю-страциями). Находят дополнительную ин-формацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, мультимедийном приложении - | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителейцарств живой при-роды в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные: - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Фронтальный | § 22, стр. 100-101, РТ № 158-162 |
|
45 | Обобщающие урок по теме «Царство животных»
(Урок контроля) | 1 | Работа с тестом |
| Тестирование | Тест |
|
46 | Обобщение знаний по теме «Многооб-разие живых орга-низмов»
(Урок контроля) | 1 | Работа с тестом |
| Тестирование по вариантам |
|
|
4. Среда обитания живых организмов — 8 часов
| |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
47 | Характеристики трех сред обитания живых организмов
(Урок изучения нового материала) | 1 | Характеризуют и сравнивают основ-ные среды обитания, а также называют виды растений и жи-вотных, населяющих их. Выявляют осо-бенности строения живых организмов и объясняют их взаи-мосвязь со средой обитания. Прогнозируют пос-ледствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необхо-димость сохранения среды обитания для охраны редких и ис-чезающих биологи-ческих объектов. | Предметные знать: - основные среды обитания жи-вых организмов; уметь: - сравнивать различные среды обитания; - характеризовать условия жизни в различных средах обитания; Метапредметные уметь: - находить и использовать при-чинно-следственные связи; - формулировать и выдвигать про-стейшие гипотезы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Фронтальный. Заполнение таб-лицы | § 23, стр. 104-105 .РТ № 163-165 |
|
48 | Приспособлен-ность организмов к среде обитания
(Комбинирован-ный урок) | 1 | Работа с карточ-ками | § 23, стр 106-108 РТ № 167-171 |
| ||
49 | Путешествие по Африке и Евразии
(Урок изучения нового материла) | 1 | Приводят примеры типичных обитате-лей материков. Выяв ляют особенности строения живых ор-ганизмов и объясня-ют их взаимосвязь со средой обитания. Прогнозируют пос-ледствия изменений | Предметные знать: - природные зоны нашей плане-ты, их обитателей. Уметь: - сравнивать условия обитания в различных природных зонах; - выявлять черты приспособлен-ности живых организмов к опре-делённым условиям; | Терминологический диктант. Индивидуальный опрос. | § 24, стр. 109-110 РТ № 172-173 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
| в среде обитания для живых организмов. Объясняют необхо-димость сохранения среды обитания для охраны редких и ис-чезающих биологи-ческих объектов
| - наблюдать за живыми организ-мами. Метапредметные уметь: - находить и использовать при-чинно-следственные связи; - формулировать и выдвигать простейшие гипоте-ы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Личностные: - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению |
|
|
|
50 | Путешествие по Северной и Юж-ной Америке, по Австралии и Ан-тарктиде
(Комбинированный урок) | 1 | Терминологический диктант. Индивидуальный опрос. | § 24, стр 110-114 РТ № 174-177 |
| ||
51 | Природные зоны: тундра, тайга, сме-шанные и широко-лиственные леса»
(Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры типичных обитате-лей природных зон. Выявляют особен-ности строения жи-вых организмов и объясняют их взаи-мосвязь со средой обитания. Называют природные зоны Земли, характеризу-ют их основные особенности и выявля-ют закономерности распределения орга-низмов в каждой из сред Прогнозируют | Предметные знать: - природные зоны нашей плане-ты, их обитателей. Уметь - сравнивать условия обитания в различных природных зонах; - выявлять черты приспособлен-ности живых организмов к опре-делённым условиям; - наблюдать за живыми организ-мами. Метапредметные уметь: - находить и использовать при-чинно-следственные связи; - формулировать и выдвигать | Фронтальный опрос. | § 25, стр. 115-116 РТ № 178-180 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
52 | Природные зоны: степи и саваны, пустыни и тропики.
(Комбинированный урок) | 1 |
|
| Фронтальный опрос. | § 25, стр. 116-120 РТ № 181-184 |
|
53 | Жизнь в морях и океанах
(Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры типичных обитате-лей природных зон. Выявляют особен-ности строения жи-вых организмов и объясняют их взаи-мосвязь со средой обитания. Называют природные зоны Земли, характеризу-ют их основные осо-бенности и выявля-ют закономерности распределения орга-низмов в каждой из сред Прогнозируют последствия измене-ний в среде обитания для живых организ-мов. Объясняют не-обходимость сохра-нения среды обита-ния для охраны ред-ких и исчезающих биологических объектов. Прогнози- | Предметные знать: - природные зоны нашей плане-ты, их обитателей. Уметь - сравнивать условия обитания в различных природных зонах; - выявлять черты приспособлен-ности живых организмов к опре-делённым условиям; - наблюдать за живыми организ-мами. Метапредметные уметь: - находить и использовать при-чинно-следственные связи; - формулировать и выдвигать простейшие гипоте¬ы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучени |
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| обитания для охраны ре руют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объяс-няют необходимость сохранения среды дких и исчезаю-щих биологических объектов |
|
|
|
|
54 | Обобщение по те-ме: «Среда обита-ния живых организ-мов»
(Урок контроля) | 1 | Прогнозируют по-следствия измене-ний в среде обитания для живых организ-мов. Объясняют не-обходимость сохра-нения среды обита-ния для охраны ред-ких и исчезающих биологических объектов | Метапредметные уметь: - находить и использовать при-чинно-следственные связи; - формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Личностные: - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Тест |
|
|
5. Человек на Земле — 12 часов | |||||||
55 | Как человек поя-вился на Земле. Дриопитеки и австралопитеки.
(Урок изучения нового материала) | 1 | Описывать основные этапы антропогене-за, характерные осо-бенности предковых форм человека разумного.
| Предметные знать: - предков человека, их характер-ные черты, образ жизни; уметь: - объяснять роль растений и жи-вотных в жизни человека; Метапредметные | Фронтальный. Таблица. | § 27, стр. 128-129 РТ № 191 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| уметь: - работать в соответствии с пос-тавленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной дея-тельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные: - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведе-ния в природе, осознания ценнос-ти живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологи-ческой культуры. |
|
|
|
56 | Предшественники людей
(Комбинированный урок) | 1 | Таблица | §27, стр 130-134 РТ № 192-196 |
| ||
57 | Круглый стол «Закончилась ли эволюция челове-ка?»
(Комбинирован-ный урок) | 1 |
| Подгото-вить рас-сказ «Ка-ким я вижу человека будущего» |
| ||
58 | Как человек изме-нил Землю
(Комбинированный урок) | 1 | Анализируют пос-ледствия хозяйст-венной деятельности человека в природе. Называют исчезнув-шие виды растений и животных. Называ-ют и узнают в приро-де редкие и исчезаю-щие виды растений и | Предметные знать: - основные экологические проб-лемы, стоящие перед современ-ным человечеством - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; уметь: - объяснять причины негативно- | Индивидуаль-ный и фронталь-ный опрос. | § 28, стр 135-137, РТ № 198-200 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| животных. Выясняют, какие редкие и исчезаю-щие виды растений и животных обитают в их регионе.
| го влияния хозяйственной дея-тельности человека на природу; - объяснять роль растений и жи-вотных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе; - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и живот-ных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные уметь: - работать в соответствии с пос-тавленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной дея-тельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные: - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; |
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| - формирование навыков поведе- ния в природе, осознания ценнос-ти живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологи-ческой культуры. |
|
|
|
59 | Экологические проблемы: озоно-вые дыры, кислот-ные дожди, парни-ковый эффект.
(Урок изучение нового материала) | 1 |
| § 28, стр 137-139 РТ № 201-204 |
| ||
60 | Жизнь под угрозой.
(Комбинированный урок) | 1 | Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеле-ния рек.Обосновы-вают необходимость соблюдения правил поведения в природе Называют исчезнув-шие виды растений и животных. Называ-ют и узнают в приро-де редкие и исчезаю-щие виды растений и животных.Выясняюткакие редкие и исче-зающие виды расте-ний и животных оби-тают в их регионе.
| Предметные знать: - основные экологические проб-лемы, стоящие перед современ-ным человечеством - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; уметь: - объяснять причины негативно-го влияния хозяйственной дея-тельности человека на природу; - объяснять роль растений и жи-вотных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе; - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни че-ловека виды растений и живот-ных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные уметь: - работать в соответствии с пос-тавленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной дея-тельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологи-ческой культуры. | Индивидуаль-ный и фронталь-ный опрос. | § 29 стр 140-142 РТ № 205-212 |
|
61 | Круглый стол (дискуссия) «Не станет ли Земля пустыней»
(Комбинированный урок) | 1 | Объясняют причи-ны исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необ-ходимость соблюде-ния правил поведе-ния в природе | Предметные знать: - основные экологические проб-лемы, стоящие перед современ-ным человечеством - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; |
| § 30 РТ № 213-217 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| Называют исчезнув-шие виды растений и животных. Называ-ют и узнают в приро-де редкие и исчезаю-щие виды растений и животных.Выясняюткакие редкие и исче-зающие виды расте-ний и животных оби-тают в их регионе.
| Предметные знать: - основные экологические проб-лемы, стоящие перед современ-ным человечеством - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; уметь: - объяснять причины негативно-го влияния хозяйственной дея-тельности человека на природу; - объяснять роль растений и жи-вотных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе; - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и живот-ных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные уметь: - работать в соответствии с пос-тавленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной дея- |
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| тельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведе-ния в природе, осознания ценнос-ти живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологи-ческой культуры. |
|
|
|
62 | Здоровье человека
(Комбинированный урок) | 1 | Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеле-ния рек. Обосновывают необ-ходимость соблюде-ния правил и выпол-нения гигиеничес-ких требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья
| Предметные знать: - простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, об-морожении и др. уметь: - объяснять причины негативно-го влияния хозяйственной дея-тельности человека на природу; - объяснять роль растений и жи-вотных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе;. | Фронтальный опрос. | § 31 стр 146-147 РТ № 218-219 |
|
63 | Безопасность жиз-ни человека
Комбинированный урок) | 1 | Беседа | § 31 стр 147-149 РТ № 220 |
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни че-ловека виды растений и живот-ных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные уметь: - работать в соответствии с пос-тавленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной дея-тельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведения в природе, осо-нания ценности живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологи-ческой культуры
|
|
|
|
64 | Ядовитые расте-ния и животные.
(Комбинированный урок) |
|
| § 31 стр 150-152 РТ № 221-222 |
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
65 | Практическая ра-бота № 4 «Овладение прос-тейшими спосо-бами оказания первой доврачеб-ной помощи»
(Комбинированный урок) |
|
|
|
| § 31, стр. 149 РТ № 223-224 |
|
66 | Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»
(Урок контроля) | 1 | Обобщение и систе-матизация знаний | Метапредметные уметь: - работать в соответствии с пос-тавленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной дея-тельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведе-ния в природе, осознания ценнос-ти живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологи- | Тестирование |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| ческой культуры. |
|
|
|
67 | Экскурсия «Расти-тельный мир род-ного края» | 1 | Узнают изучаемые объекты живой при-роды, описывают их. | Предметные уметь: - соблюдать правила поведения в природе Метапредметные уметь: - работать в соответствии с пос-тавленной задачей; - составлять отчет; - участвовать в совместной дея-тельности; - узнавать изучаемые объекты в природе. | Подготовить отчет | Подгото-вить отчет |
|
68 | Повторение изучен-ного материла «Живые организ-мы и их многообра-зие» | 1 |
|
|
| Повторить Часть I-II |
|
69 | Повторение изучен-ного материала «Среда обитания живых организмов» | 1 |
|
|
| Повторить Часть III-IV |
|
70 | Летнее задание | 1 |
|
|
|
|
|