СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 5-9 классы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по информатике для 5-9 классов составлена в соответствии с:требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования с учётом  авторской программы по информатике Л.Л. Босовой (Информатика. Программы для основной школы : 5-6 классы. 7-9 классы: / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.–2-е изд. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2014. – 88 с. : ил. – (Программы и планирование)).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 5-9 классы»

Пояснительная записка


В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ приобретает все большую значимость. Сегодня общепризнанным является определение информатики как науки о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах и средствах автоматизации информационных процессов. Неоспоримым является и то, что изучение информатики в школе способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных и коммуникационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Предмет информатика 5-9 класса входит в компонент образовательного учреждения. Данный курс обеспечивает непрерывность изучения предмета Информатика в среднем звене. На изучение курса в 5-8 классах отводится 35 каждом классе   (5 класс – 1 часа в неделю, 6 класс – 1 часа в неделю, 7 класс – 1 часа в неделю), в 8 классе отводится 35 часа (1 час в неделю), в 9 классе отводится 70 часов (2 час в неделю).

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно- деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Изучение информатики в 5–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.

В 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

в 7-9 классах:

  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Программа по информатике для 5-9 классов составлена в соответствии с:требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования с учётом авторской программы по информатике Л.Л. Босовой (Информатика. Программы для основной школы : 5-6 классы. 7-9 классы: / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.–2-е изд. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2014. – 88 с. : ил. – (Программы и планирование)).

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.




































Планируемые результаты освоения информатики


Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.











Содержание учебного предмета


Структура содержания учебного предмета «Информатика» в основной школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:

    • - введение в информатику;

    • - алгоритмы и начала программирования;

    • - информационные и коммуникационные технологии.


Раздел 1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио- визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио- визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.


Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.










Тематическое планирование

5–6 классы

Темы, раскрывающие основное содержание программы

Количество часов, отводимых на каждую тему

Тема 1. Информация вокруг нас

12 часов

Тема 2. Компьютер

7 часов

Тема 3. Подготовка текстов на компьютере

8 часов

Тема 4. Компьютерная графика

6 часов

Тема 5. Создание мультимедийных объектов


7 часов

Тема 6. Объекты и системы

8 часов

Тема 7. Информационные модели

10 часов

Тема 8. Алгоритмика

10 часов

7–9 классы

Тема 1. Информация и информационные процессы

9 часов

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7 часов

Тема 3. Обработка графической информации

4 часа

Тема 4. Обработка текстовой информации

9 часов

Тема 5. Мультимедиа

4 часа

Тема 6. Математические основы информатики

13 часов

Тема 7. Основы алгоритмизации

10 часов

Тема 8. Начала программирования

10 часов

Тема 9. Моделирование и формализация

9 часов

Тема 10. Алгоритмизация и программирование

8 часов

Тема 11. Обработка числовой информации

6 часов

Тема 12. Коммуникационные технологии

10 часов

Итоговое повторение. Основные понятия курса.

3 часа






















Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

5–6 классы

Темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

Характеристика деятельности ученика

Тема 1. Информация вокруг нас

(12 часов)

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

  • систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;

  • решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

Тема 2. Компьютер (7 часов)

Аналитическая деятельность:

  • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Практическая деятельность:

  • выбирать и запускать нужную программу;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Тема 3. Подготовка текстов на компьютере

(8 часов)

Аналитическая деятельность:

  • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

Тема 4. Компьютерная графика

(6 часов)

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

  • использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

Тема 5. Создание мультимедийных объектов

(7 часов)


Аналитическая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;

  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

Тема 6. Объекты и системы

(8 часов)

Аналитическая деятельность:

  • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Практическая деятельность:

  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

  • изменять свойства панели задач;

  • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

  • упорядочивать информацию в личной папке.

Тема 7. Информационные модели

(10 часов)

Аналитическая деятельность:

  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

  • создавать словесные модели (описания);

  • создавать многоуровневые списки;

  • создавать табличные модели;

  • создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

  • создавать диаграммы и графики;

  • создавать схемы, графы, деревья;

  • создавать графические модели.

Тема 8. Алгоритмика

(10 часов)

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Практическая деятельность:

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

7–9 классы

Тема 1. Информация и информационные процессы

(9 часов)

Аналитическая деятельность:

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

(7 часов)


Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

  • определять основные характеристики операционной системы;

  • планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

  • получать информацию о характеристиках компьютера;

  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

  • выполнять основные операции с файлами и папками;

  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

  • использовать программы-архиваторы;

  • осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ.

Тема 3. Обработка графической информации

(4 часа)

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

Тема 4. Обработка текстовой информации

(9 часов)

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

  • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

  • выполнять коллективное создание текстового документа;

  • создавать гипертекстовые документы;

  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);

  • использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

Тема 5. Мультимедиа

(4 часа)

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

  • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Тема 6. Математические основы информатики

(13 часов)

Аналитическая деятельность:

  • выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

  • выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

  • анализировать логическую структуру высказываний.

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

  • записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

  • вычислять истинностное значение логического выражения.

Тема 7. Основы алгоритмизации

(10 часов)

Аналитическая деятельность:

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения

Тема 8. Начала программирования (10 часов)

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;

  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла

Тема 9. Моделирование и формализация

(9 часов)

Аналитическая деятельность:

  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

  • создавать однотабличные базы данных;

  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

  • осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Тема 10. Алгоритмизация и программирование (8 часов)

Аналитическая деятельность:

  • выделять этапы решения задачи на компьютере;

  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

    • (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

    • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

    • нахождение суммы всех элементов массива;

    • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

    • сортировка элементов массива и пр.).

Тема 11. Обработка числовой информации

(6 часов)

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

  • строить диаграммы и графики в электронных таблицах.

Тема 12. Коммуникационные технологии

(10 часов)

Аналитическая деятельность:

  • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

  • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;

  • распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения.

Практическая деятельность:

  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

  • создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.

Итоговое повторение. Основные понятия курса. 3 часа
































Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 5–9 классов



  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 204.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  7. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  9. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

  10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  11. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

  12. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  13. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»

  14. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»

15. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)









Календарно- тематическое планирование 5 класс

пп

Тема урока

Коли-

чество часов

Дата

Примечание

План

Факт

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас.

1




2

Компьютер- универсальная машина для работы с информацией.

1




3

Ввод информации в память компьютера. Практическая работа№1 «Вспоминаем клавиатуру».

1




4

Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером».

1




5

Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».

1




6

Передача информации.

Тест по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса».

1




7

Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».

1




8

В мире кодов. Способы кодирования информации.

1




9

Метод координат. Тест по теме «Информация и «информационные процессы.

1




10

Текст как форма представления информации. Компьютер — основной документ подготовки текстов.

1




11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст».

1




12

Редактирование текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст».

1




13

Фрагменты текста. Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста».

1




14

Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст».

1




15

Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы».

1




16

Табличный способ решения логических задач. Практическая контрольная работа по теме «Создание текстовых документов».

1




17

Наглядные формы представления информации От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

1




18

Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы».

1




19

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».

1




20

Устройства ввода графической информации. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами».

1




21

Графический редактор. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе».

1




22

Разнообразие задач обработки информации

Тест по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов».

1




23

Систематизация информации. Практическая работа №14 «Создаём списки».

1




24

Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет».

1




25

Кодирование как изменение формы представле-ния информации.

Практическая контрольная работа.

1




26

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор».

1




27

Преобразование информации путём рассуждений.

1




28

Разработка плана действий и его запись.

1




29

Запись плана действий в табличной форме.

1




30

Создание движущихся изображений.

1




31

Анимация. Практическая работа №17 «Создаём анимацию».

1





ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ





32

Создание слайд-шоу.

1




33

Итоговая контрольная работа.

1




34-35

Итоговый мини-проект.

«Создаем анимацию на свободную тему».

1
































Календарно- тематическое планирование 6 класс

пп

Тема урока

Коли-

чество часов

Дата

Примеча

ние

План

Факт

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.

1




2

Компьютерные объекты. Работаем с основными объектами операционной системы.

1




3

Файлы и папки. Размер файла. Работаем с объектами файловой системы.

1




4

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношение является элементом множества. Отношения между множествами.

1




5

Отношение входит в состав. Повторяем возможности графического редактора – инструменты создания графических объектов.

1




6

Отношение является разновидностью. Классификация объектов.

1




7

Классификация компьютерных объектов.

1




8

Проверочная работа. Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы.

1




9

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

1




10

Персональный компьютер как система.

1




11

Как мы познаем окружающий мир.

1




12

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

1




13

Определение понятия.

1




14

Информационное моделирование как метод познания.

1




15

Словесные информационны е модели. Словесные описания.

1




16

Словесные информационны е модели. Математические модели.

1




17

Табличные информационны е модели.

1




18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

1




19

Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин.

1




20

Наглядное представление о соотношении величин.

1




21

Многообразие схем.

1




22

Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач Проверочная работа.

1




23

Что такое алгоритм.

1




24

Исполнители вокруг нас.

1




25

Формы записей алгоритмов.

1




26

Линейные алгоритмы. Проверочная работа.

1




27

Алгоритмы с ветвлением.

1




28

Алгоритм с повторением.

1




29

Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертёжником.

1




30

Чертежник учится, или использование вспомогательных алгоритмов.

1




31

Конструкция повторения.

1




32

Контрольная работа.





33

Выполнение и защита итогового проекта.

1




34

Создаем многоуровневые списки. Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья.

1




35

Годовая контрольная работа.

1















































Календарно- тематическое планирование 7 класс

пп

Тема урока

Коли-

чество часов

Дата

Примечание

План

Факт

1

Т.Б. Информация и ее свойства.

1




2

Информационные процессы.

1




3

Хранение и передача информации.

1




4

Всемирная паутина как информационное хранилище.

1




5

Представление информации.

1




6

Дискретная форма представления информации.

1




7

Единицы измерения информации.

1




8

Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы».

1




9

Основные компоненты компьютера и их функции.

1




10

Персональный компьютер.

1




11

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение.

1




12

Системы программирования и прикладное программное обеспечение.

1




13

Файлы и файловые структуры.

1




14

Пользовательский интерфейс.

1




15

Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

1




16

Формирование изображения на экране компьютера.

1




17

Компьютерная графика.

1




18

Создание графических изображений.

1




19

Контрольная работа по теме «Обработка графической информации».

1




20

Текстовые документы и технологии их создания.

1




21

Создание текстовых документов на компьютере.

1




22

Прямое форматирование.

1




23

Стилевое форматирование.

1




24

Визуализация информации в текстовых документах.

1




25

Распознавание текста и системы компьютерного перевода.

1




26

Оценка количественных параметров текстовых документов.

1




27

Оформление реферата «История вычислительной техники».

1




28

Контрольная работа по теме «Обработка текстовой информации».

1




29

Технология мультимедиа.

1




30

Компьютерные презентации.

1




31

Создание мультимедийной презентации.

1




32

Контрольная работа по теме «Мультимедиа».





33

Основные понятия курса.

1




34

Итоговое тестирование.

1




35

Резервный урок.

1




Календарно- тематическое планирование 8 класс

пп

Тема урока

Коли-

чество часов

Дата

Примечание

План

Факт

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1




2

Информация и её свойства.

1




3

Представление информации.

1




4

Дискретная форма представления информации.

1




5

Единицы измерения информации.

1




6

Информационные процессы. Обработка информации.

1




7

Информационные процессы. Хранение и передача информации.

1




8

Всемирная паутина как информационное хранилище.

1




9

Контрольная работа № 1 «Информация и информационные процессы».

1




10

Основные компоненты компьютера.

1




11

Персональный компьютер.

1




12

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение.

1




13

Системы программирования и прикладное программное обеспечение.

1




14

Файлы и файловые структуры.

1




15

Пользовательский интерфейс.

1




16

Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

1




17

Формирование изображения на экране компьютера.

1




18

Компьютерная графика.

1




19

Создание графических изображений.

1




20

Контрольная работа № 3 «Обработка графической информации».

1




21

Текстовые документы и технологии их создания.

1




22

Создание текстовых документов на компьютере.

1




23

Прямое форматирование.

1




24

Стилевое форматирование.

1




25

Визуализация информации в текстовых документах.

1




26

Распознавание текста и системы компьютерного перевода.

1




27

Оценка количественных параметров текстовых документов.

1




28

Оформление реферата «История вычислительной техники».

1




29

Контрольная работа № 4 «Обработка текстовой информации».

1




30

Технология мультимедиа.

1




31

Компьютерные презентации.

1




32

Создание мультимедийной презентации.

1




33

Контрольная работа № 5 «Мультимедиа».

1




34-35

Резервное время.

2





Календарно- тематическое планирование 9 класс

пп

Тема урока

Коли-

чество часов

Дата

При

мечание

План

Факт

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1




2

Актуализация изученного материала по теме «Количественные характеристики информационных процессов».

1




3

Актуализация изученного материала по теме «Математические основы информатики».

1




4

Моделирование как метод познания.

1




5

Словесные модели.

1




6

Математические модели.

1




7

Графические модели. Графы.

1




8

Использование графов при решении задач.

1




9

Табличные модели.

1




10

Использование таблиц при решении задач.

1




11

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

1




12

Система управления базами данных.

1




13

Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

1




14

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация».

1




15

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».

1




16

Этапы решения задачи на компьютере.

1




17

Задача о пути торможения автомобиля.

1




18

Решение задач на компьютере.

1




19

Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов.

1




20

Различные способы заполнения и вывода массива.

1




21

Вычисление суммы элементов массива.

1




22

Последовательный поиск в массиве.

1




23

Сортировка массива.

1




24

Решение задач с использованием массивов.

1




25

Проверочная работа «Одномерные массивы».

1




26

Последовательное построение алгоритма.

1




27

Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот.

1




28

Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот.

1




29

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры

1




30

Функции.

1




31

Алгоритмы управления.

1




32

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование».





33

Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование».

1




34

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.

1




35

Основные режимы работы ЭТ.

1




36

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

1




37

Встроенные функции.

1




38

Логические функции.

1




39

Организация вычислений в ЭТ.

1




40

Сортировка и поиск данных.

1




41

Диаграмма как средство визуализации данных.

1




42

Построение диаграмм.

1




43

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1




44

Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1




45

Локальные и глобальные компьютерные сети.

1




46

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера.

1




47

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

1




48

Всемирная паутина. Файловые архивы.

1




49

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

1




50

Технологии создания сайта.

1




51

Содержание и структура сайта.

1




52

Оформление сайта.

1




53

Размещение сайта в Интернете.

1




54

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии».

1




55

Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».

1




56

Информация и информационные процессы.

1




57

Файловая система персонального компьютера.

1




58

Системы счисления и логика.

1




59

Таблицы и графы.

1




60

Обработка текстовой информации.

1




61

Передача информации и информационный поиск.

1




62

Вычисления с помощью электронных таблиц.

1




63

Обработка таблиц: выбор и сортировка записей.

1




64

Алгоритмы и исполнители.

1




65

Программирование.

1




66

Итоговое тестирование.

1




67-70

Резерв учебного времени.

4






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!