Рабочая программа по информатике для 5 класса разработана основе:
- требований федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
- примерной программы основного общего образования по информатике;
- основной образовательной программы основного общего образования;
- авторской программой курса информатики для 5-9 классов основной
общеобразовательной школы «Информатика. Программа для основной школы: 5 –6, 7- 9 классы». Босовой Л.Л., Босова А.Ю. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г.;
- учебно – методическим комплектом авторского коллектива
Л.Л. Босовой,А. Ю.Босовой, рекомендованным к использованию в учебном процессе в текущем учебном году, в состав которого входят:
- учебник (ФГОС) «Информатика 5 класс», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г;
- рабочая тетрадь (ФГОС) «Информатика 5класс», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г;
- методическое пособие для учителя. «Информатика. УМК для основной школы: 5-6, 7-9 классов». М. Н. Бородин. М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г;
- электронное приложение к методическому пособию (ФГОС). М.: Бином, Лаборатория знаний,2014г.
Актуальность и назначение данной программы для образовательного учреждения обусловлена идеей интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Исходя из вышесказанного в рабочей программе нашли отражение такие цели, как:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В ходе обучения информатике по данной программе решаются следующие задачи:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное
- достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Рабочая программа включает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел направлен на формирование у учащихся умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. В рамках данного направления в курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи. Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.