СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 6 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и подробное календарно-тематическое планирование на 35 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 6 класс»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. на основе авторской программы Босовой Л.Л. и примерной программы общего образования по информатике и информационным технологиям с учётом военной составляющей в соответствии со спецификой образовательного учреждения. В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности кадет, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

При составлении программы использовались документы:

  1. Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С. Савинов].-М.:Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  2. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Программа для основной школы 5-6классы. 7-9 классы . М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова, Л.Л. Информатика : Учебник для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  4. Примерная основная образовательная программа ОУ по информатике

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

В условиях информатизации, массовой коммуникации современного общества и компьютеризации военной техники особую значимость приобретает подготовка кадет в области информатики и ИКТ. Информатика имеет большое и всё возрастающее число межпредметных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария, т.е. методов и средств познания реальности. Современная информатика представляет собой метадисциплину, в которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Изучение предмета даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Из вышеизложенного вытекают следующие цели, на достижение которых направлена рабочая программа:

  • формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций на основе средств и методов информатики и ИКТ;

  • овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей кадет;

  • воспитание патриотизма, уважения к военной профессии, ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать кадетам роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, графикой и мультимедиа в среде соответствующих редакторов), при этом подбор материала для практикумов должен иметь военно-патриотическую направленность; овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире, значимость применения информационных технологий в военном деле;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


II. Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Курс информатики опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у кадет, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.


III. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение информатики и ИКТ в 6 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение информатике и ИКТ в объёме 1 часа в неделю в течение учебного года. Аудиторное время (работа в классе) организовано следующим образом: 50% времени составляет изучение теоретического материала и 50% - практическая работа на компьютере.


IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения информатики


Личностные результаты:

• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

• понимание роли информационных процессов в современном мире;

• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуата­ции средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

• владение общепредметными понятиями «информация», «информационные процессы», «алгоритм», «исполнитель», «программа»;

• владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи.

• ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание алгоритмических структур; оперирование алгоритмическими структурами; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты:

• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;

• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в глобальной сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


V. Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета информатики в 6 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  1. Информационное моделирование;

  2. Алгоритмика.

Раздел 1. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел 2. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления различными исполнителями.

Распределение учебных часов

Тематическое планирование построено в соответствии с содержанием учебника, который включает в себя 18 параграфов и 18 практических работ. Распределение учебных часов по параграфам и практическим работам используемого учебника

Общее число часов: 35 ч.

1. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. (1 час)

Объекты и множества. Объекты изучения в информатике. Признаки объектов. Техника безопасности при работе в компьютерном классе.

2. Объекты операционной системы. (1 час)

Основные объекты операционной системы. Имена объектов.

Компьютерный практикум. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

3. Файлы и папки. Размер файла. (1 час)

Действия с файлами и папками. Размер файла. Емкость компьютерных информационных носителей.

Компьютерный практикум. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

4. Отношения объектов и их множеств. (1час)

Разнообразие отношений. Отношения между множествами. Отношение «Входит в состав».

Компьютерный практикум. Практическая работа №3. «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»

5. Разновидности объекта и их классификация. (1 час)

Отношение «Является разновидностью». Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов.

Компьютерный практикум. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов».

6. Системы объектов. (1 час)

Разнообразие систем. Состав и структура системы. Система и окружающая среда. Система как «черный ящик».

Компьютерный практикум. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».

7. Персональный компьютер как система (2 часа)

Компьютер как надсистема и подсистема. Пользовательский интерфейс.

8. Контрольная работа №1 по теме: «Объекты. Системы объектов» (1 час)

9. Способы познания окружающего мира (1 час)

Информация и знание. Чувственное познание окружающего мира.

Компьютерный практикум. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».

10. Понятие как форма мышления. (1 час)

Понятие. Как образуются понятия. Определение понятия.

Компьютерный практикум. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты».

11. Информационное моделирование. (1 час)

Модели объектов и их назначение. Разнообразие информационных моделей.

Компьютерный практикум. Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

12. Знаковые информационные модели. (2 часа)

Словесные описания. Научные описания. Художественные описания. Математические модели.

Компьютерный практикум. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели». Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

13. Табличные информационные модели. (2 часа)

Правила оформления таблиц. Таблица типа «объекты - свойства». Таблица типа «объекты – объекты - один». Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Компьютерный практикум. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели». Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

14. Графики и диаграммы. (2 часа)

Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Наглядное представление соотношения величин.

Компьютерный практикум. Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики»

15. Схемы. (2 часа)

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. Использование деревьев при решении задач.

Компьютерный практикум. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья»

16. Контрольная работа №2 по теме: «Информационные модели» (1 час)

17. Что такое алгоритм. (1 час)

Жизненные задачи. Последовательность действий. Понятие алгоритма.

18. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. (1 час)

Разнообразие исполнителей. Формальные исполнители. Автоматизация. Фигуры блок-схемы.

19. Линейные алгоритмы. (2 часа)

Линейный алгоритм. Блок-схема линейного алгоритма.

Компьютерный практикум. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

20. Алгоритмы с ветвлениями. (2 часа)

Разветвляющиеся алгоритмы. Блок-схема алгоритмов с ветвлением.

Компьютерный практикум. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

21. Алгоритмы с повторениями. (2 часа)

Циклический алгоритм. Блок-схема алгоритма с повторением.

Компьютерный практикум. Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»

22. Исполнитель Чертежник. (2 часа)

Знакомство с Чертежником. Пример алгоритма управления Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл Повторить n раз.

23. Контрольная работа №3 по теме: «Алгоритмика» (1 час)

24. Выполнение и защита итогового проекта. (2 часа)

Компьютерный практикум. Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект»

25. Повторение. (1 час)


Перечень тематических и итоговых контрольных работ

Тематика

Вид

Форма

1

Объекты. Системы объектов

Тематический контроль

Разноуровневая контрольная работа

2

Информационные модели

Тематический контроль

Разноуровневая контрольная работа

3

Алгоритмика

Тематический контроль

Разноуровневая контрольная работа

4

Слайд-шоу

Защита проекта

Творческая работа



VI. Планируемые результаты изучения информатики


Раздел 1. Информационное моделирование

Кадет научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Кадет получит возможность:

  • сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 2. Алгоритмика

Кадет научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.

Кадет получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.


VII. Оборудование, средства обучения


Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 6 класса
  1. Босова, Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова Л.Л. Преподавание курса информатики 5-7 кл: методическое пособие для учителя.

  3. Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 5-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  8. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  9. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3)


Литература для подготовки кадет к уроку:

  1. Босова, Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 5-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Научно-методический журнал «Информатика в школе»;

  2. Методическая газета для учителя информатики «ИНФОРМАТИКА», издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ».

  3. Информационные технологии: В 2 ч. : Основы информатики и информационных технологий/Ю.А. Шафрин– М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  4. Информатика. Задачник – практикум в 2т./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 304 с.: ил.

Дополнительная литература для кадет:

  1. Увлекательная информатика. 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры / авт.-сост. Н.А. Владимирова. – Волгоград: Учитель, 2012. -141 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

  2. http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества;

  3. http://window.edu.ru/ – Единое окно доступа к образовательным ресурсам;

  4. http://fcior.edu.ru/ – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР);

  5. http://www.school.edu.ru/ – Российский общеобразовательный портал;

  6. http://katalog.iot.ru/ – Образовательные ресурсы сети Интернет:  Федеральные образовательные ресурсы;

  7. Электронные библиотеки, словари, энциклопедии;

  8. http://festival.1september.ru - Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок».


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для кадет представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектамиклавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер.

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

  • Программа разработки презентаций.

  • Среда исполнителя алгоритмов.

  • Браузер.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по Информатике и ИКТ

Количество часов

Всего 35 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных работ по четвертям 3;

Количествово лабораторных и практических работ по четвертям 18

Планирование составлено на основе программы для основной школы 5-6классы. 7-9 классы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.

Учебник Учебник для 6 класса. Босова, Л.Л. , Босова А.Ю. Информатика : М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

Дидактический материал, авторы

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса.- 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

  5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3)

Дополнительная литература

  1. Научно-методический журнал «Информатика в школе»;

  2. Методическая газета для учителя информатики «ИНФОРМАТИКА», издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ».

  3. Информационные технологии: В 2 ч. : Основы информатики и информационных технологий/Ю.А. Шафрин– М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  4. Информатика. Задачник – практикум в 2т./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 304 с.: ил.

  5. Увлекательная информатика. 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры / авт.-сост. Н.А. Владимирова. – Волгоград: Учитель, 2012. -141 с.

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» в 6 классе


п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Формы и виды контроля

Военный компонент

Д/з

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.


Урок «открытия» новых знаний

Определять место информатики в системе естественных наук. Давать определение понятиям: объект, имя объекта, информатика, информация, информационные процессы, компьютер. Понимать и определять на бытовом уровне понятия «объект», «информация», «информационный объект». Знать и применять правила техники безопасности во время работы за ПК

Общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об объектах окружающего мира и их признаках

Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику; умение анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки – свойства, действия, поведение, состояния

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в

компьютерном классе

Беседа.

Дисциплина – основа победы.


§1, РТ №6. Дополнительное задание: №9 в РТ

Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»


Урок отработки умений и рефлексии

Иметь представление об основных объектах операционной системы. Знать алгоритмы работы с объектами операционной системы. Узнавать свойства компьютерных объектов и возможных действий с ними

Представления о компьютерных объектах и их признаках; применение алгоритмов работы с объектами операционной системы

ИКТ-компетентность (основные пользовательские

навыки)

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни

Беседа, фронтальный опрос, практическая работа


§2, РТ №15. Дополнительное задание: №12 в РТ

Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»


Урок отработки умений и рефлексии

Получить представления о размере файла и единицах, в которых он выражается. Различать виды программ по расширению файла, знать правило записи имени файла. Определять место хранения файла на диске. Выполнять операции с файлами и папками.

Представления о хранении информации и методах ее измерения; применение алгоритмов работы с объектами файловой системы

ИКТ-компетентность (основные пользовательские

навыки)

Понимание важности значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни

Фронтальный опрос, практическая работа

Задание с военным содержанием


§2; РТ №24. Дополнительное задание: РТ № 26.


Отношения объектов и их множеств. Практическая работа №3. «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»


Урок отработки умений и рефлексии

анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки – свойства, действия, поведение, состояния; выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

Общие представления об отношениях между объектами

ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе); умение выявлять отношения, связывающие данный

объект с другими объектами;

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни

Фронтальный опрос, практическая работа

Задание с военным содержанием


§3; №8. Дополнительное задание: РТ №34 (а)


Разновидности объекта и их классификация. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»


Урок отработки умений и рефлексии

осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации; приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем

представления об отношениях между объектами; подходы к классификации компьютерных объектов

ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе); умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; умения выбора основания для классификации

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения логического мышления

Тест, практическая работа

Задание с военным содержанием


§4; №6, 7, Дополнительное задание: РТ №56 или 57

Системы объектов. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».


Урок отработки умений и рефлексии

определять виды систем и их свойства. Приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем. Создавать словесные модели.


понимание понятия системы, ее состава и структуры


ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни

Фронтальный опрос, практическая работа

Воинские подразделения как система

§5; РТ: №62. Дополнительное задание: РТ №67 или №68

Персональный компьютер как система


Урок «открытия» новых знаний

Определять основные компоненты компьютера, различать их функции

представление о компьютере как системе

ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни

Беседа

Компьютеры в армии

§6; РТ: №69. Дополнительное задание: РТ №74

Персональный компьютер как система


Урок отработки умений и рефлексии

Оперировать средствами взаимодействия человека и компьютера

представление о компьютере как системе

ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни

Тест


§6; РТ: №71. Дополнительное задание: РТ №73

Контрольная работа по теме: «Объекты. Системы объектов»


Урок развивающего контроля

Оперировать понятиями объект, отношение, система объектов. Называть объекты системы «Компьютер», характеризовать их свойства

представление о объектах, их свойствах и отношениях, системе объектов

ИКТ-компетентность; уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни

Контрольная работа №1

Задача с военным содержанием

Повторение

Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»


Урок отработки умений и рефлексии

Формулировать как связаны поступающая к человеку информация и его знания; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений

представления о способах познания окружающего мира

ИКТ-компетентность; понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества

практическая работа

Задание с военным содержанием


§7 №9, 10.

Дополнительное задание: РТ №84

Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты».


Урок «открытия» новых знаний

В зависимости от ситуации определять существенные признаки объекта; представлять понятие как форму мышления; использовать логические операции в процессе создания и исследования графических изображений

представление о понятии как совокупности существенных признаков объекта; умение определять понятия

владение основными логическими операциями – анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез; умение подведения под понятие

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека

Фронтальный опрос, практическая работа


§8 РТ № 89.

Дополнительное задание: РТ №99

Информационное моделирование. Практическая работа №8 «Создаём графические модели»


Урок отработки умений и рефлексии

Оперировать понятиями модель и моделирование; различать натурные и информационные модели, виды информационных моделей; создавать в графическом редакторе образные информационные модели

представления о моделях и моделировании

владение знаково-символическими действиями

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Беседа, практическая работа

Задание с военным содержанием


§9, РТ № 109.

Дополнительное задание: РТ №111

Знаковые информационные модели. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели».


Урок отработки умений и рефлексии

определять словесные описания как информационные модели; составлять словесные информационные модели

представления о знаковых словесных информационных моделях;

владение знаково-символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Тест, практическая работа


§10, РТ №113

Дополнительное задание: РТ №118

Знаковые информационные модели. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»


Урок отработки умений и рефлексии

Определять математические модели как разновидности информационных моделей; с помощью одной модели решать внешне разные задачи; познакомиться с технологией создания многоуровневого списка как модели сложной системы

представления о математических моделях как разновидности информационных моделей

владение знаково-символическими действиями; умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Фронтальный опрос практическая работа

Тексты военно-патриотического содержания

§10, №5(а)

Дополнительное задание: РТ №122

Табличные информационные модели. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели».


Урок отработки умений и рефлексии

Определять табличные модели как разновидности информационных моделей; актуализировать умения создания и модификации таблиц

представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей

умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Тест, практическая работа

Тексты военно-патриотического содержания

§11, №4. Дополнительное задание: РТ №125

Табличные информационные модели. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»


Урок отработки умений и рефлексии

расширить представление о табличных моделях как разновидности информационных моделей; актуализировать и расширить представление о табличном способе решения логических задач; создавать вычислительные таблицы

представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей; представление о вычислительных таблицах

умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Устный опрос, практическая работа


§11; РТ: №130. Дополнительное задание: №133 в РТ

Графики и диаграммы.


Урок отработки умений и рефлексии

Получить представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей; «читать» и строить простые графики и диаграммы

представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей

умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы)

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Фронтальный опрос

Соотношение военной техники в графиках и диаграммах

§12; №4. Дополнительное задание: РТ №139

Графики и диаграммы. Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики»


Урок отработки умений и рефлексии

Получить представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей; о назначении графиков и диаграмм; «читать» и строить простые графики и диаграммы

представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей

умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы)

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

практическая работа


§12; РТ: №140

Схемы.


Урок «открытия» новых знаний

Получить представление о схемах как разновидностях информационных моделей; о сферах их применения; научиться строить схемы

представления о схемах как разновидностях информационных моделей

умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; ИКТ-компетентность (умение строить схемы)

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Тест, задания в рабочих тетрадях

Схема танкового сражения

§13; РТ №150. Дополнительное задание: РТ №143 или № 145

Схемы. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья»


Урок отработки умений и рефлексии

Получить представление о графах и их разнообразии; узнать о сферах применения графов, о способах решения задач с помощью графов; научиться строить графы

представления о графах (ориентированных, неориентированных), взвешенных; о дереве – графе иерархической системы

умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; умение применять графы для решения задач из разных предметных областей; ИКТ-компетентность (умение строить схемы)

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Фронтальный опрос; практическая работа


§13 РТ №151, 152. Дополнительное задание: РТ №158 или № 159

Контрольная работа по теме: «Информационные модели»


Урок развивающего контроля

Различать информационные и материальные модели; классифицировать информационные модели; строить информационные модели

Смыслообразование уметь находить ответ на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение»

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении

Контрольная работа №2

Задание с военным содержанием


Повторение

Что такое алгоритм


Урок «открытия» новых знаний

Получить представление об алгоритме как инструменте решения многих задач

представления об основном понятии информатике – алгоритме

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Беседа

Алгоритмы в армии

§ 14 № 3

Дополнительное задание: РТ №166

Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов


Урок отработки умений и рефлексии

Получить представление об исполнителях; различать характеристики формального исполнителя; познакомиться с понятием блок-схемы как формы записи алгоритма

представления об исполнителе алгоритмов; представления о различных формах записи алгоритмов

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Фронтальный опрос

Применение исполнителя Робот в армии

§ 15; РТ: №172 (б).

Дополнительное задание: РТ №177 или № 178

Линейные алгоритмы


Урок отработки умений и рефлексии

Получить представление о линейном алгоритме; научиться составлению линейных алгоритмов для формальных исполнителей с заданной системой команд

представления о линейных алгоритмах

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Тест

Задача с военным содержанием


§ 16; РТ: №185(а).


Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»


Урок отработки умений и рефлексии

научиться составлению линейных алгоритмов для формальных исполнителей с заданной системой команд; повторить умения создания линейной презентации

представления о линейных алгоритмах

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;ИКТ-компетентность (создание линейных презентаций)

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

практическая работа


§ 17; РТ: №188.

Дополнительное задание: РТ №206

Алгоритмы с ветвлениями


Урок отработки умений и рефлексии

Получить представление об алгоритмах с ветвлением; научиться составлению разветвляющихся алгоритмов для формальных исполнителей с заданной системой команд; выполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные с помощью блок - схем

представления об алгоритмах с ветвлениями

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Фронтальный опрос

Задача с военным содержанием

§ 17; РТ: №194 (а)

Дополнительное задание: РТ №198

Разветвляющиеся алгоритмы. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»


Урок отработки умений и рефлексии

научиться составлению разветвляющихся алгоритмов для формальных исполнителей с заданной системой команд; повторить умения создания презентации с гиперссылками

представления о полной и неполной форме разветвляющегося алгоритма

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание презентаций с гиперссылками)

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

практическая работа


§ 17; РТ: №196 (а)



Алгоритмы с повторениями


Урок отработки умений и рефлексии

Получить представление о циклических алгоритмах; научиться составлению циклических алгоритмов для формальных исполнителей с заданной системой команд; выполнять циклические алгоритмы, записанные с помощью блок - схем

представления о циклических алгоритмах

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Тест

Задача с военным содержанием

§17; РТ: №201.

Дополнительное задание: РТ №205(2)

Циклические алгоритмы. Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»


Урок отработки умений и рефлексии

составлять циклические алгоритмы для формальных исполнителей с заданной системой команд; повторить умения создавать циклические презентации

представления об алгоритмах с повторениями

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание циклических презентаций)

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Фронтальный опрос, практическая работа


§17; РТ: №202

Дополнительное задание: РТ №203

Исполнитель Чертежник


Урок «открытия» новых знаний

Получить представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя; познакомить со средой исполнителя Чертежник

умения разработки алгоритмов для управления исполнителем

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Тест


§ 18; РТ №207

Дополнительное задание: РТ №214(в)

Исполнитель Чертежник



закрепить представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя; закрепить навыки управления исполнителем Чертежник

умения разработки алгоритмов для управления исполнителем

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека


Задача с военным содержанием

§ 18; РТ №208

Дополнительное задание: РТ №219

Контрольная работа по теме: «Алгоритмика»


Урок развивающего контроля

Знать основные виды алгоритмических конструкций

Смыслообразование уметь находить ответ на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение»,

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении

Контрольная работа №3

Задача с военным содержанием

Повторение

Выполнение итогового проекта. Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект»


Урок отработки умений и рефлексии

Получить навыки работы с ПО для достижения практической цели

Чувство личной ответственности за качество выполненной работы

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Итоговый мини-проект


доклад

Защита итогового проекта


Урок развивающего контроля

Уметь оценивать структурирование информации и ее оформление.

Понимание важности для современного человека владением средствами ИКТ технологий

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия

Итоговый мини-проект


Повторение

Повторение


Урок отработки умений и рефлексии

Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 6 классе.

Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире

Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов

Фронтальный опрос

Задача с военным содержанием





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!