Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 им. В.В. Бианки»
г. Бийска
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________________/Т.А.Бычкова Протокол № 1 от «25» августа 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 4 им. В.В.Бианки» ______________________/Т.А.Ашихмина «28» августа 2017 г. | «Принято» Педагогическим советом Протокол № 1 от«29»августа 2017г. | «Утверждено» Руководитель МБОУ«СОШ № 4 им. В.В.Бианки» ____________________/Е.Б.Фирсов Приказ № 60 от «30» августа 2017г. |
Рабочая программа
предметного курса «Введение в информатику»,
6а, 6б класс
наименование учебного предмета, курса, класс
основного общего образования
Учитель Антипова Алёна Геннадьевна
/Ф.И.О./
Квалификационная категория______________________________________
2017 - 2018 учебный год
Содержание рабочей программы
Паспорт программы……………………………………………………………………………...3
Пояснительная записка………………...………………………………………………………...4
Содержание тем учебного курса………………………………………………………………...5
Учебно-тематический план……………………………………………..………………...……..7
Календарно-тематическое планирование………………………………………………..……..8
Планируемые результаты изучения информатики……………………………………………15
Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………………………..17
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки………………………..20
График проведения проверочных работ……………………….………………………............21
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся……………………………21
Лист изменений и дополнений…………………………………..………………………….......22
Паспорт рабочей программы по учебному курсу «Введение в информатику», 6
а, 6
б класс
Тип программы: программа основного общего образования
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
- для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ «СОШ №4 им. В.В. Бианки» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ «СОШ № 4 им. В.В. Бианки» программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 6 класса МБОУ «СОШ № 4 им. В.В. Бианки»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 35 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Формы контроля:
Предлагаются следующие варианты форм текущего контроля знаний и умений учащихся:
1) Тесты.
2) Практические работы на компьютере.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для основной школы составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004 г. № 1089.
2. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. (статья 12,13).
3. Письма Минобрнауки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов»
4. Учебного плана МБОУ «СОШ № 4 им. В.В. Бианки» на 2017 -2018 учебный год.
5. Информатика. 5–6 классы: примерная рабочая программа / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2016.
Рабочая программа по информатике и ИКТ представляет собой целостный документ, включающий разделы: паспорт, содержание тем учебного курса, пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно - тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, контрольно-измерительные материалы, перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, межпредметные связи.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика. 5–6 классы : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 2-е изд., перераб. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Содержание тем учебного курса
Структура содержания общеобразовательного предмета информатики в 6 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими разделами:
объекты и системы;
информация вокруг нас;
информационные модели;
алгоритмика.
итоговое повторение
Раздел 1. Объекты и системы
Объекты окружающего мира.
Компьютерные объекты.
Отношения объектов и их множеств.
Разновидности объектов и их классификация.
Системы объектов. Персональный компьютер как система.
Практикум:
Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов».
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов».
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты».
Раздел 2. Человек и информация
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 3. Информационные модели
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Практикум:
Практическая работа №8 «Создаём графические модели».
Практическая работа №9 «Создаём словесные модели».
Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки».
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».
Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики».
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья».
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник и др.
Практикум:
Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы».
Работа в среде исполнителя Кузнечик.
Работа в среде исполнителя Водолей.
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию».
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками».
Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию».
Работа в среде исполнителя Чертёжник.
Раздел 5. Итоговое повторение
Практикум:
Практическая работа №18 «Выполнение итогового проекта».
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
Общее | Теория | Практика |
1 | Объекты и системы | 11,5 (уроки № 1-10,11,12,13) | 6 | 5,5 |
2 | Человек и информация | 1,5 (уроки № 11 – 13) | 1,5 | 0 |
3 | Информационные модели | 9 (уроки № 14 – 22) | 4,5 | 4,5 |
4 | Алгоритмика | 10 (уроки № 23 – 32) | 5,5 | 4,5 |
5 | Итоговое повторение | 3 (уроки № 33 – 35) | 1,5 | 1,5 |
| Итого: | 35 | 19 | 16 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Всего часов | Из них | ЦОР, Д/з | Параграф | Дата проведения |
Контроль | Практика | План | Факт |
6а | 6б/1 | 6б/2 | 6а | 6б/1 | 6б/2 |
1. | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | 1 | | | 1) презентация «Информация вокруг нас»; 2) плакат «Как мы воспринимаем информацию»; 3) презентация «Зрительные иллюзии»; 4) презентация «Техника безопасности»; 5) плакат «Техника безопасности». Д/з: §1, 2(3); РТ: № 1, 4, 7, 10. (Доп. зад.: РТ № 11, № 7 к § 1 учебника.) | Введ.§1, §2(3) | 04.09 | 04.09 | 04.09 | | | |
2. | Объекты операционной системы. Техника безопасности. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» | 1 | | 1 | 1) презентация «Компьютер – универс. машина для работы с информацией»; 2) презентация «Компьютер на службе у человека»; 3) презентация. «Техника безопасности»; 4) плакат «Компьютер и информация»; 5) плакат «Техника безопасности»; 6) игра «Пары». Д/з:§2, РТ:№12,13,14,23. (Доп. зад. №24,32; №9 с.16 учебника). | §2 | 11.09 | 11.09 | 11.09 | | | |
3. | Файлы и папки. Размер файла. Техника безопасности. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | 1 | | 1 | 1) презентация «Ввод информации в память комп.»; 2) плакат «Знакомство с клавиатурой». 3) плакат «Правила работы на клавиатуре» 4) Доп. материал «История латинской раскладки на клавиатуре» Д/з:§3; РТ: №25,26, 28, 33. (Доп. зад №35 или 36, №37) | §3 | 18.09 | 18.09 | 18.09 | | | |
4. | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Техника безопасности. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) | 1 | | 1 | 1)презентация «Управление компьютером» Д/з:§4; РТ: №38, №39, №42, №53. (Доп. зад.: РТ: №54 в РТ; №21 на стр. 34 учебника.) | §4 | 25.09 | 25.09 | 25.09 | | | |
5. | Отношение «входит в состав». Техника безопасности. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 4–6) | 1 | | 1 | 1) презентация «Хранение информации»; 2) презентация «Носители информации»; 3) презентация «Хранение информации: история и современность»; 4) плакат «Хранение информации»; Д/з.§5; РТ: №55, №59, №63, №64, №67. (Доп. зад.: №57, №61, №68, №69) | §5.Подг. к тест. | 02.10 | 02.10 | 02.10 | | | |
6. | Разновидности объекта и их классификация. | 1 | | | 1) презентация «Передача информации»; 2) презентация «Средства передачи информации»; 3) плакат «Передача информации Д/з: §6; РТ: №70, №72, №74. (Доп. зад: №75) | §6 (1) | 09.10 | 09.10 | 09.10 | | | |
7. | Классификация компьютерных объектов. Техника безопасности. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» | 1 | | 1 | 1)презентация «Передача информации» Д/з :§6 (3); РТ: №76, №77. (Доп. зад №78). | §6 (2) | 16.10 | 16.10 | 16.10 | | | |
8. | Системы объектов. Состав и структура системы. Техника безопасности. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3) | 1 | | 1 | 1) презентация «Кодирование информации» Д/з: §7(1, 2), РТ: №79–№98 (выборочно) | §7 (1, 2) | 23.10 | 23.10 | 23. 10 | | | |
9. | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Техника безопасности. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) | 1 | | 1 | 1) презентация «Кодирование информации»; 2) игра «Морской бой Д/з:§7(3), РТ: №99 (вар.по жел.), №100 (Доп.зад. №101) | §7 (3) | 13.11 | 13.11 | 13.11 | | | |
10. | Персональный компьютер как система. Техника безопасности. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) | 1 | | 1 | 1) презентация «Текстовая информация»; 2) презентация «Цепочки слов». Д/з:§8 (1, 3); РТ: №102, №104 (построить одну из цепочек по выбору уч-ся), №105. | §8 (1, 3) | 20.11 | 20.11 | 20.11 | | | |
11. | Тест по теме «Объекты и системы». Способы познания окружающего мира. Техника безопасности. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» | 1 | 1 | 1 | 1) презентация «Текстовая информация»; 2) плакат «Подготовка текстовых документов»; 3) файлы-заготовки Слова.rtf, Анаграммы.rtf. Д/з:§8 (2, 4); РТ: №111, №103. | §8 (2, 4) | 27.11 | 27.11 | 27.11 | | | |
12. | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Техника безопасности. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) | 1 | | 1 | 1) презентация «Текстовая информация»; 2) плакат «Подготовка текстовых документов»; 3) файлы-заготовки Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf Д/з: §8 (5); РТ: №110, №112 | §8 (5) | 04.12 | 04.12 | 04.12 | | | |
13. | Определение понятия. Техника безопасности. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) | 1 | | 1 | 1) презентация «Текстовая информация»; 2) плакат «Подготовка текстовых документов; 3) файлы-заготовки Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf, Медвежонок.rtf, 100.rtf. Д/з: | §8 (6) | 11.12 | 11.12 | 11.12 | | | |
14. | Тест по теме «Человек и информация». Информационное моделирование как метод познания. Техника безопасности. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» | 1 | 1 | 1 | 1) презентация «Текстовая информация»; 2) плакат «Подготовка текстовых документов; 3) файлы-заготовки Форматирование.rtf, Радуга.rtf. Д/з: §8; РТ: №118. (Доп задание: №119) | §8 (7). | 18.12 | 18.12 | 18.12 | | | |
15. | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Техника безопасности. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» | 1 | | 1 | Презентация «Представление информации в форме таблиц». Д/з: §9 (1); РТ: №121, №123, №124. | §9 (1) | 25.12 | 25.12 | 25.12 | | | |
16. | Математические модели. Многоуровневые списки. Техника безопасности. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» | 1 | | 1 | Презентация «Табличный способ решения логических задач». Д/з: §9 (2); РТ: №126, №127. | §9 (2) | 15.01 | 15.01 | 15.01 | | | |
17. | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Техника безопасности. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» | 1 | | 1 | Презентация «Табличный способ решения логических задач». Д/з: §9 (2); №129 | §9 (2) | 22.01 | 22.01 | 22.01 | | | |
18. | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Техника безопасности. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | 1 | | 1 | 1) презентация «Наглядные формы представления информации»; 2) презентация «Поезда»; 3) презентация «Теплоходы». Д/з: §10 (1, 2); №5 и №6 на стр. 73 учебника; РТ: №132. Дополнительное задание: №137. | §10. Подг. к тест. | 29.01 | 29.01 | 29.01 | | | |
19. | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Техника безопасности. Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) | 1 | | 1 | 1) презентация «Наглядные формы представления информации»; Д/з: §10 (5); РТ: №134, №135, №136. | §10 | 05.02 | 05.02 | 05.02 | | | |
20. | Тест по теме «Информационное моделирование». Создание информационных моделей – диаграмм. Техника безопасности. Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задание 5: выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас») | 1 | 1 | 1 | 1) презентация «Компьютерная графика»; 2) файлы-заготовки Подкова.bmp, Многоугольники.bmp. Д/з: § 11 (1, 2); РТ: №138, №139 | §11 (1) | 12.02 | 12.02 | 12.02 | | | |
21. | Многообразие схем и сферы их применения. Техника безопасности. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) | 1 | | 1 | 1) презентация «Компьютерная графика»; 2) файлы Природа.bmp, Ваза.bmp, Шляпы.bmp, Акробат.bmp. Д/з: § 11 (2, 3); РТ: №142, №143, №144. | §11 (2) | 19.02 | 19.02 | 19.02 | | | |
22. | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Техника безопасности. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) | 1 | | 1 | 1) презентация «Компьютерная графика»; 2) презентация «Планируем работу в графическом редакторе». Д/з: § 11; РТ: №145. Дополнительное задание: №146. | §11 (1, 2) | 26.02 | 26.02 | 26.02 | | | |
23. | Что такое алгоритм. Техника безопасности. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | 1 | | 1 | 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации». Д/з: § 12 (1, 2); РТ: №148, №149, №150. | §12 (1, 2) | 05.03 | 05.03 | 05.03 | | | |
24. | Исполнители вокруг нас. Техника безопасности. Работа в среде исполнителя Кузнечик | 1 | | 1 | 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации»; 3) файлы-заготовки: English.rtf, Чудо.rtf, Природа.rtf, Делитель.rtf. Д/з: § 12 (2); РТ: №151, №52 | §12 (2).Подг. к тест. | 12.03 | 12.03 | 12.03 | | | |
25. | Формы записи алгоритмов. Техника безопасности. Работа в среде исполнителя Водолей. | 1 | | 1 | 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации»; 3) файл-заготовка Клавиатура.rtf. Д/з: § 12 (3); РТ: №153, №154, №155 | §12 (3) | 19.03 | 19.03 | 19.03 | | | |
26. | Линейные алгоритмы. Техника безопасности. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» | 1 | | 1 | 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации»; Д/з: § 12 (4); РТ: №158, №159, №162. | §12 (4) | 02.04 | 02.04 | 02.04 | | | |
27. | Алгоритмы с ветвлениями. Техника безопасности. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | 1 | | 1 | 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации»; Д/з: § 12 (5); РТ: №165, №166, №174. Дополнительное задание: №173. | §12 (5). | 09.04 | 09.04 | 09.04 | | | |
28. | Алгоритмы с повторениями. Техника безопасности. Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию» | 1 | | 1 | 1) презентация «Обработка информации»; 2) презентация «Задача о напитках»; 3) плакат «Обработка информации». Д/з: § 12 (6), №15, №16 в учебник; РТ: №176, №178 в РТ. | §12 (6) | 16.04 | 16.04 | 16.04 | | | |
29. | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Техника безопасности. Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 | | 1 | презентация «Обработка информации»; Д/з: §12 (7); №179, №180 (записать решение в тетрадь). Дополнительное задание: №183 в РТ | §12 (7) | 23.04 | 23.04 | 23.04 | | | |
30. | Использование вспомогательных алгоритмов. Техника безопасности. Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 | | 1 | логическая игра «Переливашки» Д/з: §12 (7), №20 в учебнике; №181, №184 в РТ | §12 (7) | 30.04 | 30.04 | 30.04 | | | |
31. | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Техника безопасности Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 | | 1 | образец выполнения задания «Морское дно.ppt», презентации «Св_тема1.ppt», «Св_тема2.ppt», «Св_тема3.ppt», «Лебеди.ppt» Д/з: §12, №21 в учебнике | §12 (8) | 07.05 | 07.05 | 07.05 | | | |
32. | Обобщение и систематизация изученного по теме «Алгоритмика». Тест по теме «Алгоритмы и исполнители». | 1 | 1 | | Д/з: §12 | §12 (8) | 14.05 | 14.05 | 14.05 | | | |
Итоговое повторение | |
33-35. | Выполнение и защита итогового проекта. Техника безопасности. Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект» | 3 | | 3 | | | 21.05 | 21.05 | 21.05 | | | |
| ИТОГО: | 35 | 4 | 16 | | | | | | | | |
Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему. Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Раздел 1.Объекты и системы
Ученик научится:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
различать имена объектов: общие и единичные
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
Ученик получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
приводить примеры объектов с общими и единичными именами;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем
Раздел 2. Человек и информация
Ученик научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «знания»;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Ученик получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
приводить примеры понятий, суждений, умозаключений.
Раздел 3. Информационные модели
Ученик научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Алгоритмика
Ученик научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Ученик получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
При выполнении заданий компьютерного практикума
Ученик научится:
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гиперетекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке;
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Оценка устных ответов
Оценка «5»: ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4»: ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3»:ставится, если ученик дает ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»:ставится, если при ответе ученика обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка практического задания |
Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; работа выполнена по плану с учетом техники безопасности. |
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя. |
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка. |
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. |
Оценки тестового задания Оценивание работ такого вида ведется в процентном отношении. Если учащимся выполнено менее 50% заданий – оценка «2»; Если учащимся выполнено 50-70% — оценка «3»; Если учащимся выполнено 71-85% — оценка «4»; Если учащимся выполнено 86-100% — оценка «5». |
График проведения проверочных работ
№ п/п | № урока | Вид работы | Методическое пособие | Дата |
6а/1, 6а/2 | 6б/1, 6б/2 |
1 | 11 | Тест по теме «Объекты и системы». | Информатика. 5–6 классы : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 2-е изд., перераб. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017, стр 357-361 | 18.11 | 22.11 |
2 | 14 | Тест по теме «Человек и информация» | Информатика. 5–6 классы : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 2-е изд., перераб. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017, стр.361-364 | | |
3 | 20 | Тест по теме «Информационное моделирование». | Информатика. 5–6 классы : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 2-е изд., перераб. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017, стр. 364-368 | | |
4 | 32 | Тест по теме «Алгоритмы и исполнители» | Информатика. 5–6 классы : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 2-е изд., перераб. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017, стр. 368-372 | | |
Контрольно-измерительные материалы взяты из методического пособия:
Информатика. 5–6 классы : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 2-е изд., перераб. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. — 384 с.
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
Босова Л. Л. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 2-е изд., перераб. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса/. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 3-е изд. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Для ученика:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса/. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 3-е изд. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Перечень цифровых образовательных ресурсов
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Лист изменений и дополнений 6а класс
№ п/п | Номер урока в календарно-тематичес-ком плане | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения урока | Тема проведённого урока | Причина внесения изменений изменений | За счёт чего произошла корректировка | № и дата приказов о внесении и утверждении внесённых изменений | Подпись курирующего заместителя директора |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | |
Лист изменений и дополнений 6б/1,6б/2 класс
№ п/п | Номер урока в календарно-тематичес-ком плане | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения урока | Тема проведённого урока | Причина внесения изменений изменений | За счёт чего произошла корректировка | № и дата приказов о внесении и утверждении внесённых изменений | Подпись курирующего заместителя директора |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | |