Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для учащихся 7-9 классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования, на основе авторской программы
Босовой Л.Л. «Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы 7-9 классы. Босова Л.Л., Босова Л.Ю. Бином. Лаборатория знаний, 2013» .
При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно - методического письма «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2014 – 2015 учебном году» Департамента образования Областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования».
Цели рабочей программы:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т д );
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Задачи рабочей программы:
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснования
Авторская программа, рассчитанная на 105 часов (6 часов резерва учебного времени добавлены в раздел «Повторение»):
7 класс 34 часов в год (В соответствии с приказом Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. № 1339 сокращено количество учебных недель в 7 классах с 35 до 34. В связи с этим внесены изменения в авторскую рабочую программу 7 класса: совмещено изучение тем «Технология мультимедиа» и «Компьютерные презентации»
8 класс 34 часов в год (В соответствии с приказом Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. № 1339 сокращено количество учебных недель в 8 классах с 35 до 34. В связи с этим внесены изменения в авторскую рабочую программу 8 класса: совмещено изучение тем «Общие сведения о языке программирования Паскаль» и «Организация ввода и вывода данных».
9 класс-34 часа в год (В соответствии с приказом Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. № 1339 сокращено количество учебных недель в 9 классах с 35 до 34. В связи с этим внесены изменения в авторскую рабочую программу 9 класса: совмещено изучение тем «Оформление сайта» и «Размещение сайта в Интернете».)
Таблица соответствия распределения часов
по разделам примерной (авторской) и рабочей программы
№ | Название темы | Количество часов | Комментарии |
примерной (авторской) | рабочей |
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 9 | |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 7 | |
3 | Обработка графической информации | 4 | 4 | |
4 | Обработка текстовой информации | 9 | 9 | |
5 | Мультимедиа | 4 | 4 | |
6 | Математические основы информатики | 13 | 12 | |
7 | Основы алгоритмизации | 10 | 10 | |
8 | Начала программирования | 10 | 9 | |
9 | Моделирование и формализация | 9 | 9 | |
10 | Алгоритмизация и программирование | 8 | 8 | |
11 | Обработка числовой информации | 6 | 6 | |
12 | Коммуникационные технологии | 10 | 9 | |
13 | Повторение | - | 6 | Добавлены 6 часов из резервного времени |
| Резерв | 6 | - | |
| Итого: | 105 | 102 | |
Общая характеристика учебного предмета, курса
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и
средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа
создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного
из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с
математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы
естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На
протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт
формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято
называть современными образовательными результатами.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной
культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере
общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса
информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе
и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В
настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным
государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной
школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения.
Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические
навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов.
Программа ориентирована на использование учебника «Информатика-5» Босовой Л.Л. и может использоваться как для классов, изучавших информатику в начальной школе, так и приступающих к ее изучению впервые.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Информатика изучается в 7-9 классе основной школы, за счет часов части базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса. Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю) для 7-9 класса и в которой предусмотрено проведение 5 контрольные работы (4 тематических контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа), 12 практических работ для 7 класса, 4 контрольных работ (3 тематических контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа) для 8 класса, 5 контрольных работ (4 тематических контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа) для 9 класса Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета, курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета, курса
Информация и информационные процессы - 9 часов Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования Двоичный алфавит Двоичный код . Разрядность двоичного кода . Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций .
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации Достоинства и недостатки такого подхода Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память) Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации Хранилища информации Сетевое хранение информации .
Передача информации Источник, информационный канал, приемник информации Обработка информации Обработка, связанная с получением новой информации Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации Поиск информации
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 7 часов
Общее описание компьютера Программный принцип работы компьютера Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени)
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования Компьютерные вирусы Антивирусная профилактика
Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория) . Файловая система . Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню)
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств Архивирование и разархивирование Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера
3. Обработка графической информации - 4 часа
Формирование изображения на экране монитора Компьютерное представление цвета Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов Форматы графических файлов
4. Обработка текстовой информации. – 9 часов
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ) Технологии создания текстовых документов Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели Коллективная работа над документом. Примечания . Запись и выделение изменений . Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей Нумерация страниц Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода
Компьютерное представление текстовой информации Кодовые таблицы Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов Представление о стандарте Юникод
5. Мультимедиа - 4 часа
Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа Компьютерные презентации . Дизайн презентации и макеты слайдов Звуки и видеоизображения Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных.
6. Математические основы информатики - 12 часов
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024 . Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
7. Основы алгоритмизации - 10 часов
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных Свойства алгоритмов Способы записи алгоритмов Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов
Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические Переменные и константы Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов
8. Начала программирования - 9 часов
Язык программирования Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
9. Моделирование и формализация - 9 часов
Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др . ) и их назначение . Модели в математике, физике, литературе, биологии и т . д . Использование моделей в практической деятельности Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними Ввод и редактирование записей Поиск, удаление и сортировка данных
10. Алгоритмизация и программирование - 8 часов
Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
11. Обработка числовой информации - 6 часов.
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки Выполнение расчетов Построение графиков и диаграмм Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
12. Коммуникационные технологии – 9 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети Интернет Скорость передачи информации Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта . Оформление сайта Размещение сайта в Интернете
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет
13. Повторение - 6 часов.
Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода.
Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией.
Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Компьютерный практикум. (7 класс)
Практическая работа №1 «Конструирование сложных объектов из графических примитивов» (задание 3. 5)
Практическая работа №2 «Создание графических изображений путем копирования и поворотов фрагментов»(задание 4.7)
Практическая работа №3 "Масштабирование растровых и векторных изображений"(задание 4.12)
Практическая работа №4 "Правила ввода текста в текстовом процессоре OpenOffice.org Writer" (задание 4.2)
Практическая работа №5 "Копирование фрагментов"(задание 4.8)
Практическая работа №6 "Склеивание и разрезание строк"(задание 4.9)
Практическая работа №7 "Форматирование символов" (задание 4.12)
Практическая работа №8 "Создание списков"(задание 4.17)
Практическая работа №9 "Создание таблиц" (задание 4.18)"
Практическая работа №10 «Создание схем» (задание 4.19)
Практическая работа №11 «Оформление реферата «История вычислительной техники»»
Практическая работа №12 «История развития вычислительной техники» (задание 5.2)
Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Название темы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Информация и информационные процессы | 9 | Аналитическая деятельность: оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр ); приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр ) системах с позиций управления. Практическая деятельность: кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр ). |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | Аналитическая деятельность: анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; определять основные характеристики операционной системы; Практическая деятельность: получать информацию о характеристиках компьютера; оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр ); выполнять основные операции с файлами и папками; оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); использовать программы-архиваторы; осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ. |
3 | Обработка графической информации | 4 | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; |
4 | Обработка текстовой информации. | 9 | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; выполнять коллективное создание текстового документа; создавать гипертекстовые документы; выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8Р, Windows 1251); использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. |
5. | Мультимедиа | 4 | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать презентации с использованием готовых шаблонов; записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). |
6. | Математические основы информатики | 12 | Аналитическая деятельность: выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления; анализировать логическую структуру высказываний. Практическая деятельность: переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. |
7. | Основы алгоритмизации | 10 | Аналитическая деятельность: определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения. |
8. | Начала программирования | 9 | Аналитическая деятельность: анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр ), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла. |
9. | Моделирование и формализация | 9 | Аналитическая деятельность: осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; создавать однотабличные базы данных; осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных. |
10. | Алгоритмизация и программирование | 8 | Аналитическая деятельность: выделять этапы решения задачи на компьютере; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; ° нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; ° сортировка элементов массива. |
11. | Обработка числовой информации | 6 | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строить диаграммы и графики в электронных таблицах. |
12. | Коммуникаци- онные технологии | 9 | Аналитическая деятельность: выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения. Практическая деятельность: осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; определять минимальное время, необходимое для передачи известного объема данных по каналу связи с известными характеристиками; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде web-страницы, включающей графические объекты. |
13 | Повторение | 6 | Аналитическая деятельность: выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; анализировать логическую структуру высказываний. выделять этапы решения задачи на компьютере; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; Практическая деятельность: оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр ). переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; строить таблицы истинности для логических выражений; |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Часы учебного времени |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Охрана труда и организация рабочего места | формирование представления о предмете изучения, знания техники безопасности и правильной организации рабочего места; развитие умения работать с текстом, структурировать знания; формирование интереса к предмету/ | 1 |
2 | Информация и ее свойства | оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр ); анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр ) системах с позиций управления . | 1 |
3 | Информационные процессы Обработка информации | классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр ) системах с позиций управления. | 1 |
4 | Информационные процессы Хранение и передача информации | выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр ) системах с позиций управления. | 1 |
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище | оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр ); кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. | 1 |
6 | Представление информации | определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; | 1 |
7 | Дискретная форма представления информации | кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр ). | 1 |
8 | Единицы измерения информации | оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр ). | 1 |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы». | кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт). | 1 |
10 | Основные компоненты компьютера и их функции | анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; | 1 |
11 | Персональный компьютер | анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр ). | 1 |
12 | Программное обеспечение компьютера Системное программное обеспечение | определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; определять основные характеристики операционной системы. | 1 |
13 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр ); оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; использовать программы-архиваторы; | 1 |
14 | Файлы и файловые структуры | определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера). | 1 |
15 | Пользовательский интерфейс | оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; получать информацию о характеристиках компьютера; планировать собственное информационное пространство. | 1 |
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | получать информацию о характеристиках компьютера; оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр ); выполнять основные операции с файлами и папками; оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера). | 1 |
17 | Формирование изображения на экране компьютера Инструктаж по ОТ. Практическая работа №1 «Конструирование сложных объектов из графических примитивов» (задание 3.5) | анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. | 1 |
18 | Компьютерная графика. Инструктаж по ОТ. Практическая работа №2 «Создание графических изображений путем копирования и поворотов фрагментов»(задание 3.7) | определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач; определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе. | 1 |
19 | Создание графических изображений. Инструктаж по ОТ. Практическая работа №3 "Масштабирование растровых и векторных изображений"(задание 3.12) | создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства. | 1 |
20 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №2 «Основные компоненты компьютера. Обработка графической информации». | определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. | 1 |
21 | Текстовые документы и технологии их создания. Инструктаж по ОТ. Практическая работа №4 "Правила ввода текста в текстовом процессоре OpenOffice.org Writer" (задание 4.2) | анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). | 1 |
22 | Создание текстовых документов на компьютере. Инструктаж по ОТ. Практическая работа №5 "Копирование фрагментов"(задание4. 8) | определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач; создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. | 1 |
23 | Прямое форматирование Инструктаж по ОТ. Практическая работа №6 "Склеивание и разрезание строк"(задание4.9) | создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). | 1 |
24 | Стилевое форматирование Инструктаж по ОТ. Практическая работа №7 "Форматирование символов" (задание 4.12) | форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. | 1 |
25 | Визуализация информации в текстовых документах. Инструктаж по ОТ. Практическая работа №8 "Создание списков"(задание 4.17) | создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; создавать гипертекстовые документы; выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8Р, Windows 1251). | 1 |
26 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода Инструктаж по ОТ. Практическая работа №9 "Создание таблиц"(задание 4.18) | выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8Р, Windows 1251). | 1 |
27 | Оценка количественных параметров текстовых документов. Инструктаж по ОТ. Практическая работа №10 "Создание схем"(задание 4.19) | анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; создавать гипертекстовые документы; выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8Р, Windows 1251). | 1 |
28 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа №11 «Оформление реферата История вычислительной техники» | анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов; вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; создавать гипертекстовые документы. | 1 |
29 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №3 «Обработка текстовой информации». | анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. | 1 |
30 | Технология мультимедиа Компьютерные презентации | анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. создавать презентации с использованием готовых шаблонов; записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). | 1 |
| 1 |
31 | Создание мультимедийной презентации. Инструктаж по ОТ. Практическая работа №12 «История развития вычислительной техники» (задание 5.2) | создавать презентации с использованием готовых шаблонов; записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). | 1 |
32 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №4 «Мультимедиа». | анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; | 1 |
33 | Основные понятия курса | определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр ); выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8Р, Windows 1251). | 1 |
34 | Итоговая контрольная работа | классифицировать информационные процессы по принятому основанию; определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера). | 1 |
8 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Часы учебного времени |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ . Охрана труда и организация рабочего места | формирование представления о предмете изучения, знания техники безопасности и правильной организации рабочего места; развитие умения работать с текстом, структурировать знания; формирование интереса к предмету. | 1 |
2 | Общие сведения о системах счисления | выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления. | 1 |
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами. | 1 |
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления . Компьютерные системы счисления | выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления. | 1 |
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами. | 1 |
6 | Представление целых чисел | | 1 |
7 | Представление вещественных чисел | | 1 |
8 | Высказывание . Логические операции | анализировать логическую структуру высказываний; строить таблицы истинности для логических выражений. | 1 |
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений | анализировать логическую структуру высказываний; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. | 1 |
10 | Свойства логических операций | | 1 |
11 | Решение логических задач | строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. | 1 |
12 | Логические элементы | строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. | 1 |
13 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №1 «Математические основы информатики» . | переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. | 1 |
14 | Алгоритмы и исполнители | определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных. | 1 |
15 | Способы записи алгоритмов. Практическая работа №1 «Знакомство со средой КуМир» | определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую. | 1 |
16 | Объекты алгоритмов | определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных. | 1 |
17 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа №2 «Алгоритмическая конструкция «следование»» | определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий. | 1 |
18 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа №3 «Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления». | определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов. | 1 |
19 | Сокращенная форма ветвления | определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов. | 1 |
20 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа №4 «Алгоритмическая конструкция «повторение» . Цикл с заданным условием продолжения работы». | определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов. | 1 |
21 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа №5 «Цикл с заданным условием окончания работы» | определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения. | 1 |
22 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа №6. «Цикл с заданным числом повторений» | определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения. | 1 |
23 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №2 «Основы алгоритмизации». | исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения. | 1 |
24 | Общие сведения о языке программирования Паскаль Организация ввода и вывода данных | анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена. анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена. | 1 1 |
25 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа №7 «Программирование линейных алгоритмов» | анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере; программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений. | 1 |
26 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа №8 «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор» | анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр ), в том числе с использованием логических операций. | 1 |
27 | Составной оператор Многообразие способов записи ветвлений | анализировать готовые программы; выделять этапы решения задачи на компьютере; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр ), в том числе с использованием логических операций. | 1 |
28 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа №9. «Программирование циклов с заданным условием продолжения работы» | анализировать готовые программы; выделять этапы решения задачи на компьютере; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр ), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла. | 1 |
29 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа №10 «Программирование циклов с заданным условием окончания работы» | анализировать готовые программы; выделять этапы решения задачи на компьютере; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр ), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла; | 1 |
30 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа №11 «Программирование циклов с заданным числом повторений» | анализировать готовые программы; выделять этапы решения задачи на компьютере; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр ), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла; | 1 |
31 | Различные варианты программирования циклического алгоритма | анализировать готовые программы; выделять этапы решения задачи на компьютере; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр ), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла. | 1 |
32 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №3 «Начала программирования». | анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере; программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений. | 1 |
33 | Основные понятия курса | переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; строить таблицы истинности для логических выражений; составлять, исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления, цикла. | 1 |
34 | Итоговая контрольная работа | переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; анализировать готовые программы; программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений. | 1 |
9 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Часы учебного времени |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ . Охрана труда и организация рабочего места | формирование представления о предмете изучения, знания техники безопасности и правильной организации рабочего места; развитие умения работать с текстом, структурировать знания; формирование интереса к предмету | 1 |
2 | Моделирование как метод познания | осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов). | 1 |
3 | Знаковые модели | осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей. | 1 |
4 | Графические модели | осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей. | 1 |
5 | Табличные модели | осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; | 1 |
6 | База данных как модель предметной области . Реляционные базы данных | осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. | 1 |
7 | Система управления базами данных | осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач; создавать однотабличные базы данных; осуществлять поиск записей в готовой базе данных. | 1 |
8 | Создание базы данных Запросы на выборку данных | осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач; создавать однотабличные базы данных; осуществлять поиск записей в готовой базе данных; | 1 |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №1 «Моделирование и формализация». | осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; | 1 |
10 | Решение задач на компьютере | выделять этапы решения задачи на компьютере; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных. | 1 |
11 | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива | осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; разрабатывать программы, содержащие подпрограмму. | 1 |
12 | Вычисление суммы элементов массива | осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; разрабатывать программы для обработки одномерного массива; а) нахождение суммы всех элементов массива; б) нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве. | 1 |
13 | Последовательный поиск в массиве | осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; разрабатывать программы для обработки одномерного массива; а) (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; б) подсчет количества элементов массива. | 1 |
14 | Сортировка массива | осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; разрабатывать программы для обработки одномерного массива. | 1 |
15 | Конструирование алгоритмов | осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; разрабатывать программы для обработки одномерного массива. | 1 |
16 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | выделять этапы решения задачи на компьютере; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. | 1 |
17 | Алгоритмы управления Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №2 «Алгоритмизация и программирование» | выделять этапы решения задачи на компьютере; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. | 1 |
18 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы | анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам. | 1 |
19 | Организация вычислений Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. | 1 |
20 | Встроенные функции. Логические функции | определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач; создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строить диаграммы и графики в электронных таблицах. | 1 |
21 | Сортировка и поиск данных | определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. | 1 |
22 | Построение диаграмм и графиков | выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. | 1 |
23 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах» | анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. | 1 |
24 | Локальные и глобальные компьютерные сети | | 1 |
25 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете. | 1 |
26 | Доменная система имен Протоколы передачи данных | анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации. | 1 |
27 | Всемирная паутина. Файловые архивы | приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения. | 1 |
28 | Электронная почта . Сетевое коллективное взаимодействие . Сетевой этикет | анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения; осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций. | 1 |
29 | Технологии создания сайта | создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде web-страницы, включающей графические объекты; распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения. | 1 |
30 | Содержание и структура сайта | создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде web-страницы, включающей графические объекты. | 1 |
31 | Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете | анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде web-страницы, включающей графические объекты. | 1 |
32 | Обобщение и систематизация основных понятий главы. Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии». | анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; | 1 |
33 | Основные понятия курса | разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете. | 1 |
34 | Итоговое тестирование | осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам; | 1 |
Формы и средства контроля Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. В качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование.
В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, рассчитанных с учетом требований СанПиН на 10-20 мин. и направленных на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
90% -100% | отлично |
71% - 89% | хорошо |
50% -70% | удовлетворительно |
0%-49% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющее кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания образования по предмету. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.
Оценка устных ответов учащихся:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой "4", если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная и дополнительная литература
Для учащихся:
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Для учителя:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Книгопечатная продукция | |
| Стандарт основного общего образования по информатике | д | |
| Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (базовый уровень) | д | |
| Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (профильный уровень) | д | |
| Примерная программа основного общего образования по информатике | д | |
| Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по информатике | д | |
| Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по информатике | д | |
| Авторские рабочие программы по информатике | д | |
| Учебник для базового обучения | к | |
Средства ИКТ | |
| Ученический компьютер | к | |
| Проектор | д | |
| Устройства вывода звуковой информации | к | |
| Сканер | д | |
| Принтер | д | |
Экранно-звуковые пособия (Цифровые образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/, http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/) | |
| Зрительные иллюзии. Техника безопасности. Компьютер на службе у человека. Хранение информации. Носители информации. Средства передачи информации. В мире кодов. Текст: история и современность. Табличный способ решения логических задач. Наглядные формы представления информации. Задача о напитках. Клавиатурный тренажер. Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары». | д | |
Программное обеспечение: ОС Linux Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. | к | |
каждый ученик на каждом уроке, обеспечен компьютерным рабочим местом;
каждое компьютерное рабочее место оборудовано компьютером под управлением OS Linux;
к каждому компьютеру присоединены наушники;
в набор программного обеспечения каждого компьютера входит стандартный набор программ для работы с текстами, с растровой графикой, с презентациями;
все компьютеры класса включены в локальную сеть;
в учебном классе находиться принтер и сканер, присоединённые к локальной сети;
учебный класс оборудован мультимедийным проектором и экраном и имеет возможность проводить демонстрации напрямую с учительского компьютера на экран.